Николаю Васильевичу Гоголю исполняется 200 лет. Известно, что он родился и вырос на Украине, вместе с тем писал на русском языке, и поэтому сегодня его творчество изучается на малой родине писателя как иностранная литература.
Исторические корни газотранспортной системы Украины тянутся из России. Известно, что «общая мама» ГТС двух стран, через которые газ поступает в Европу – это магистральный газопровод Уренгой-Помары-Ужгород. И, несмотря на то, что украинский участок этого газопровода стал иностранным, по нему по прежнему течет российский газ.
На этом сходство между судьбой великого писателя и бывшего советского экспортного газопровода как бы заканчивается. Дальше Гоголь ни при чем.
Потому что рассудить сегодня два братских народа ему уже вряд ли будет под силу. Слишком велики ставки в игре с изменившимися в корне условиями. Это вам не списки мертвых душ продавать, и не царицыны черевички доставать. Хотя конечно же, «Ночь перед Рождеством»…– это не только гениальное произведение, но и предупреждение Гоголя! Подобно тому, как в прошлом многие великие российские писатели выходили из гоголевской шинели, так и сегодня многих малоросских и великоросских хлопцев-козаков долгими рождественскими ночами то и дело запутывает – гоголевский же – черт.
А Оксана-красавица чего стоит! Но не она (пока) главная в этой истории, а все-таки черт, который для своих подлых целей уронил в трубу месяц! Героиней чернобровая дивчина станет позже, когда всеобщими усилиями вытащат месяц из трубы (видимо для того, чтобы при его свете дщерь Чуба выглядела особенно эффектной, когда будет выпрашивать у влюбленного Кузнеца очередную дань). И если тот опоздает оседлать нечистую силу, тогда она сама, хоть на хромой утке, хоть как, полетит за хрустальными башмаками, и не «в Петембург», а прямо в Европу.
Не хочу впадать в конспирологию, но на мой взгляд, гениальность предупреждения Гоголя в том, что когда история повторяется под воздействием цикличности луны, упавшей в трубу, не только трагедия превращается в фарс, но и фарс – в трагедию. И уже никакие черевички не помогут, если негде будет чертовщину крестить.
Шутки шутками, но в Великий Пост блестящие конфетти спадают с рождественских идиллий, и явное становится тайным. А у таинств только тогда высокий смыл, когда они пронизаны святым чувством. Вакула обещал крестить черта, но ограничился тем, что намалевал его, «гадкого», в церкви – для увещевания, чтобы другим неповадно было. И не помогло. Явление главных героев недавних бессонных рождественских ночей в обнимку в Брюсселе настолько зачаровало местных чиновников, что они растеряли якобы всегда им свойственный здравый смысл.
Даже такой строгий дядя, как президент Европейской комиссии Жозе Мануэл Баррозу умилился единодушием кыйивлянских президента и премьера в вопросе модернизации ГТС Украины. «Это для нас важный сигнал», – заявил он. И, видимо, сглотнув галушку, а потом и вареник, добавил: «… очень важный сигнал… не только для нас, но и для всего мира»
О чем это мы?23 марта в Брюсселе состоялась международная конференция по вопросам модернизации украинской ГТС, по итогам которой Украина и ЕС подписали совместную декларацию. Этот документ вызвал протест России, которую исключили из обсуждения вопроса. В связи с чем Москва пригрозила пересмотром отношений в газовой сфере не только с Киевом, но и с Евросоюзом.
Так что восклицание Тимошенко о том, что Украина победила может оказаться преждевременным. А смысл этой победы, по ее мнению, заключается в том, что ЕС определил газотранспортную систему Украины как главную транзитную магистраль, по которой Запад будет получать газ. Сегодня по украинской ГТС транспортируется 80% всего российского газа (около 120 миллиардов кубометров в год), который идет в Европу. Украина бравурно заявила, что готова увеличить пропускную способность своей трубы после модернизации[1].
Съесть-то она съест, да кто ж ей даст? Кто будет гарантировать загрузку ГТС Украины? Россия, позицию которой проигнорировали при подписании этого документа?! И кто решил, что украинская «труба» останется основной артерией, по которой российский газ потечет в Европу? Для чего тогда мы строим Южный и Северный потоки?! Это вопросы, которые надолго останутся открытыми. Евросоюз, на мой взгляд, не до конца понимает, в какую авантюру его руководители, возможно, ввязались. Но мы не будем разжигать истерию, лучше поступим как наш премьер Владимир Путин и повторим вслед за ним: «Обсуждать вопросы увеличения прокачки газа через территорию Украины без основного поставщика — России «просто несерьезно».
А могло ли быть иначе?
Как отмечают многие эксперты, судьбу украинской «трубы», можно было решить в трех вариантах.
Первый. Украина, грамотно используя свое геополитическое положение, с помощью этой самой ГТС становится «мостом», связующим Россию и Европу, и выгодно для бюджета страны стрижет и стрижет купоны.
При этом необязательно потерять «трубу», достаточно предложить ее в качестве уставного взноса в солидное украинско-российско-европейское предприятие, идея которого витает в воздухе чуть ли не больше времени, чем когда-то по Европе бродил призрак коммунизма.
Как известно, такой вариант Украине уже предлагался – в виде газотранспортного консорциума (ГТК) с участием России, Украины и ряда европейских газовых структур. Даже приснопамятный Кучма ратовал за эту идею[2].
И я, в свою очередь, думаю, что это не только выгодный, но и достаточно умный и логичный проект.
Следующий вариант: газотранспортная система «благословляется» – то ли в сторону Запада, то ли России. Как отмечают те же эксперты, в зависимости от политических предпочтений переговорщиков со стороны Украины.
А какие у них предпочтения? О том, что, например, Ющенко – политик прозападный догадываются все. И тот факт, что он еще в начале года, находясь за границей, предложил Евросоюзу эту самую «трубу» только подтверждает сказанное.
Тимошенко же некоторое время назад начала носить, помимо экзотической косы, еще и значок «пророссийскости». А за глаза в секретариате Ющенко ее называли «агентом Кремля». Впрочем, не только за глаза. Поэтому добродушные наблюдатели меньше всего опасались подвоха с ее стороны.
Так или иначе, учитывая этот расклад, можно было ожидать, что и на упомянутой конференции Ющенко найдет в лице Юлии Владимировны если не ярого противника, то хотя бы достойного оппонента. Но жив курилка: ждали как лучше, а получилось как всегда!
Конечно, был и третий путь: оставить все как есть. Ведь никто особенно не бил тревогу относительно состояния трубы. И это подтверждают многие знатоки данного дела, например, народнорадный депутат Давид Жвания: «Во время газового конфликта с Россией Ющенко заявлял, что украинская ГТС — в стабильном состоянии, поэтому не нуждается в модернизации. Однако, приехав в Европу, глава государства сделал кардинально противоположные заявления. Это свидетельствует о том, что Президент использует практику двойных стандартов»[3].
При этом Жвания сослался на внесенные еще в 2007 году изменения в Закон «О трубопроводном транспорте», которые запрещают реорганизацию и приватизацию ГТС. «Делая соответствующие заявления, Ющенко должен понимать: ему придется или вносить изменения в Закон, или игнорировать законодательство и «сдавать трубу». Не исключаю, что при привлечении иностранных инвесторов произойдет так называемая скрытая приватизация, что противоречит не только законодательству, но и здравому смыслу», — предположил он.
Вот тут, как раз, собака и зарыта. В этом предположении содержится ответ какому варианту отдать предпочтение. Дадим еще раз слово народному депутату: «Когда мы говорим о модернизации украинской «трубы», это свидетельствует о том, что в ГТС будут вкладываться негосударственные деньги, а, следовательно, она де-юре будет в собственности страны, а де-факто — разделена между инвесторами»[4].
Замечу, что не в России, а на самой Украине сразу после подписания декларации стали раздаваться тревожные вопросы: Так кому принадлежит и будет принадлежать «труба»? Если ГТС осталась у Украины, то на каких условиях европейцы согласились (если они согласились, а не ограничились декларациями) инвестировать в нее свои средства? Если европейцы согласились вкладывать деньги как альтруисты, то почему они не делали этого до сих пор? Если деньги пойдут не от альтруистов, а от кредиторов, то на какие уступки, оформленные под «проведение реформ», должна пойти Украина, чтобы получить кредиты? И так далее, и тому, как говорится, подобное[5].
Вряд ли кто-то на Украине найдет ответы на эти вопросы сегодня. Ясно одно: «трубу» сплавили Западу. Не с выгодой для Украины – она в любом случае проиграет. Может быть – но это только теоретически – она выиграла бы, если Конференция прошла в том статусе, в каком была провозглашена первоначально: донорском[6].
Но при ее проведении, о донорстве забыли. Европейцы переиначили статус Конференции в инвестиционную. То есть вливать в «трубу» будут не пожертвования, а кредиты. Которые придется возвращать. И уже не Ющенко, и даже не Тимошенко, которая «поперек батьки» (извините, Гоголь) поставила свою подпись под Декларацией. Возвращать будет вся Украина, может быть, как раз за исключением этих двух лиц. На условиях Евросоюза, которые будут не легче кредитных условий МВФ. А что это за условия, Украина уже знает.
Реакция России не заставила себя ждать. И это тоже сигнал, и не только для Украины, но и для всего мира. Во-первых, Москва свернула все контакты на высшем уровне с лидерами этой страны (очередные межправительственные консультации с Киевом планировались на этой неделе) до прояснения вопросов с злополучной газовой декларацией. Во-вторых, она предупредила, что начнет пересматривать принципы отношений со странами Евросоюза, если интересы России будут и дальше игнорироваться.
Как будут развиваться события, покажет время. Но уже сейчас ясно, что многие трезвые головы, будь то на Украине, или на Западе не в восторге от текста принятой декларации.
Например, экс-министр топлива и энергетики Украины, депутат от Партии регионов Юрий Бойко назвал недопустимым игнорирование позиции России в вопросах модернизации украинской газотранспортной системы: «В таких сложных сферах деятельности, как транспортировка газа, нет места политическим интригам — дружбе вдвоем против третьего. Нормальная работа возможна только если учтены интересы всех сторон: поставщика газа, его транзитера и потребителя. Если этого нет, то нормальной работы не будет»[7].
Средства, которые Евросоюз намерен выделить на модернизацию украинской газотранспортной системы, будут разворованы на Украине и направлены на грядущие в стране президентские выборы, предположил другой депутат Верховной Рады Валерий Коновалюк[8].
«Совместная декларация Украины и ЕС по вопросам модернизации украинской газотранспортной системы (ГТС), подписанная в Брюсселе в понедельник, — это потеря времени и средств, так как не были учтены интересы поставщиков и покупателей газа, — заявил управляющий итальянского нефтегазового концерна Eni Паоло Скарони. – Я теряюсь в догадках, почему ЕС одобряет расширение ГТС Украины и одновременно одобряет проекты «Южный поток» и «Северный поток»[9].
Будем ждать, пока отдельные голоса сольются в хор…
А я возвращюсь к Гоголю – юбилей все-таки. «Попытка делить Гоголя — это то же самое, что делить воздух, делить ветер, делить вечность. Это абсолютно бесперспективно», — так думает представитель фракции БЮТ (!), глава Национального союза писателей Украины Владимир Яворивский по случаю приближающегося дня рождения великого русского писателя и добавляет, что для него лично Гоголь — это «украинские корни и русская крона»[10].
Ай да Гоголь, ай да (чей он сын?)! Гоголя делить нельзя, ведь это «украинские корни и русская крона», а украинскую трубу и русский газ, значит, делить можно. Как будто это не то же самое, что «делить воздух, делить ветер, делить вечность». А ведь вечность состоит не только из будущего, но также из прошлого и настоящего. И если мы сегодня плюнем в прошлое, оно обязательно выстрелит в нас из будущего.
В этом контексте не могу не вспомнить еще одну «байку» из гоголевских «Вечеров…», которая заканчивается загадочной и чудной песней. Поется в ней о войне с басурманами и о двух братьях – козаках Иване и Петре. Иван поймал турецкого пашу и царскую награду поделил с братом. Но завистливый Петр столкнул Ивана с младенцем-сыном в пропасть и забрал все добро себе. После смерти Петра, Бог позволил Ивану самому выбрать казнь для брата. И тот проклял все его потомство и предрек, что последним в роде его будет небывалый злодей, и, как придет ему конец, явится Иван из провала на коне и низвергнет его самого в пропасть, и все его предки потянутся из разных концов земли грызть его, и только Петро не сможет подняться и будет грызть самого себя, желая отомстить и не умея отомстить. Подивился Бог жестокости казни, но решил, что быть по тому. Жуть, конечно. Но Гоголь и тут ни при чем.
[1] РИА Новости, 25 марта 2009
[2] Идея создания газотранспортного консорциума возникла в 2002 году в ходе переговоров лидеров трех стран — президента Украины Леонида Кучмы, канцлера Германии Герхарда Шредера и президента России Владимира Путина. В 2003 году было создано ООО «Международный консорциум по управлению газотранспортной системой Украины», в котором по 50% принадлежало «Нафтогазу Украины» и «Газпрому». Однако проект так и не был реализован из-за разного понимания акционерами функций данного предприятия.
[3] http://news.liga.net/news/N0904101.html
[4] Там же
[5] Версии.com, 23 марта 2009 года
[6] Вот что писали в начале 2009 года многие СМИ: Европейская Комиссия будет спонсировать международную донорскую конференцию по модернизации украинской газотранспортной системы. Об этом сообщилпредседатель Еврокомиссии Жозеф Мануэль БАРРОЗУ на совместной пресс-конференции с Президентом Украины Виктором ЮЩЕНКО в Брюсселе(http://www.dozor.in.ua/node/43300 и другие).
[7] ИНТЕРФАКС-УКРАИНА, 24 марта 2009 года
[8] РИА Новости, 25 марта 2009 года
[9] Там же
[10] РИА Новости, 23 марта 2009 года