Удастся ли Кабинету Николая Азарова добиться от Кремля снижения непомерно высокой цены на газ, что придется предложить взамен и насколько равноправным может быть «газовый» диалог между столицами после смены власти на Украине? Будут ли возможные уступки взаимными и сведутся ли они только к экономической сфере? Такими вопросами задавались ведущие украинские эксперты, собравшиеся на заседание «круглого стола» на тему «Первые визиты членов правительства Украины в Москву: причины и последствия». Несмотря на то, что российско-украинские отношения отнюдь не сводятся, конечно, только к проблемам природного газа, основной темой обсуждения были цены на газ и связанная с этим перспектива создания газового консорциума и судьба украинской газотранспортной системы (ГТС).
Контракты на поставки голубого топлива были подписаны 19 января 2009 года. В прошлом году для Украины была сделана скидка в 20% от европейской цены на газ, в 2010 году стороны перешли к рыночной стоимости. В зависимости от цены на нефть стоимость «голубого топлива» варьируется — в первом квартале этого года она составляет 305 долларов за тысячу кубометров, во втором квартале из-за подорожания нефти должна повыситься до 320 долларов. Официальный Киев считает, что такая цена «убивает украинскую экономику», с такой оценкой согласны и эксперты (не только на Украине).
Украинцы не против газового консорциума
Реальная перспектива создания газового консорциума для модернизации ГТС с участием России (и даже при преобладающем ее участии) не пугает украинцев, о чем свидетельствуют результаты социологических опросов, сообщил один из руководителей «R&B Group» Евгений Копатько. При этом большинство граждан Украины считают, что высокую цену на российский газ (наследие правительства Юлии Тимошенко) необходимо пересмотреть.
Он напомнил, что, по результатам исследования «R&B», результаты которого уже публиковались на Украине, более 70% респондентов выступают за пересмотр цен на газ, более 40% опрошенных по всей Украине (и более 50% на Юго-Востоке) не возражают против создания консорциума для управления ГТС, в который войдут Россия, Украина и страны Европы. При этом против создания консорциума выступает примерно треть респондентов.
«Даже на Западе к этому (консорциуму) относятся доброжелательно более четверти респондентов», — сказал Копатько, добавив, что результаты опроса «фиксируют рефлексию людей на заявления представителей тех или иных политических сил».
«Мы в Москве в четверг презентовали результаты этих исследований, которые напрямую касаются взаимоотношений Украины и России, в частности, там был затронут блок вопросов, касающихся отношения нашего общества к созданию совместного с РФ газового консорциума и отношения людей к цене на газ. Отмечу, что внимание российской аудитории было большим, отношение, как всегда, доброжелательным, а том ведения дискуссии конструктивным. Все понимают, что появилась уникальная возможность изменить формат отношений между Украиной и Россией, превратить их из конфронтационных в дружеские», — рассказал социолог.
По его словам, в российском экспертном сообществе «вполне конструктивный настрой» относительно решения проблем как ценовых, так и организационных (что касается совместного управления ГТС).
«Как будут решаться экономические вопросы, об этом пусть говорят эксперты в этой области, наш сегмент – это создание благоприятного информационного поля для решения этих проблем. Была выдвинута инициатива реализации совместных (с российскими социологами) проектов, чтобы все мы лучше понимали, что нас разделяет и что сближает», — отметил Копатько.
Что до российско-украинских отношений в целом, то, по словам эксперта, «более 90% респондентов высказались за то, чтобы эти отношения улучшались, причем за это около 95% на Юго-Востоке и около 75% на Западе, здесь у нас существует региональная солидарность».
«На протяжении последних пяти лет отношения между Украиной и Россией рассматривались как недружественные, напряженные, неблагоприятные. В последний год так считали более 60% респондентов. А по состоянию на 15 марта 2010 года этот градус упал с 60% до 21%, то есть сейчас только 21% опрошенных полагают, что отношения Украины с РФ являются недружественными, — сказал Копатько. – По большому счету, это еще не оценка действий нынешней власти, это, скорее всего, запрос общества на то, чтобы эти отношения становились лучше».
«Холодный душ» для Януковича
Все же главным индикатором улучшения украино-российских отношений может быть снижение цен на газ, однако не факт, что новая власть сочтет приемлемыми условия такого снижения (а без выдвижения определенных условий это вряд ли возможно). Так, депутат Верховной Рады Украины из фракции «Наша Украина – Народная самооборона» (НУНС) Олесь Доний считает, что переговоры будут трудными и долгими, а новой украинской власти придется в долгосрочной перспективе лавировать, взяв на вооружение опыт «многовекторной политики», проводимой в свое время Леонидом Кучмой.
«Украина, не став за 18 лет самостоятельно экономически на ноги, вынуждена просто лавировать в экономических отношениях с более сильными или соседями, или геополитическими игроками, какими являются и Россия, и ЕС, и США, — отметил депутат. — В данном случае возникает вопрос: если от Украины отворачиваются ее прежние союзники, США и ЕС, то способна ли Украина самостоятельно выстоять в таких неравных отношениях с Россией, или же она вынуждена будет пойти на значительные уступки политического и экономического характера?».
По его мнению, «и для нынешнего украинского руководства эти уступки не являются настолько однозначно приемлемыми, как это казалось России».
«Поэтому это будут достаточно трудные переговоры, и они не будут одномесячными или годовыми. И мы вступаем в такой период, в который вступил в свое время Кучма, который выжидал (выгоды) от изменений в геополитической ситуации, подыгрывая то евроатлантическим союзникам, то России, не доводя до ссоры ни с одним из геополитических игроков, тем не менее, балансируя и пытаясь удерживать ситуацию под своим контролем», — предположил Доний, добавив, что на быстрый результат Киеву надеяться не следует.
Что касается состоявшегося перед этим визита премьер-министра Украины Николая Азарова в Москву, то политолог определил его как «блестящий внешне, но провальный по сути».
«Внешний эффект: и с российской, и с украинской стороны звучат заявления об улучшении отношений (…). В этом плане этот внешний эффект позитивно воспринимается не только российской стороной и российской властью, которая ждала смены власти в Украине, но и значительной частью украинского общества, утомленного конфронтацией… и ожидающего (вслед за улучшением отношений с РФ) каких-то изменений и в экономической ситуации. Внешний эффект будто бы позитивный», — сказал Доний, добавив, что в содержательной части процесса все обстоит совершенно по-другому.
«Очевидно, для украинского руководства оказалось холодным душем то, что от одной только смены власти в Украине Россия не готова идти на какие-то уступки экономические, в частности, уменьшить цену на газ просто так», — подчеркнул он.
При этом Доний добавил, что следует признать ошибки «оранжевой» власти: «с 2005 года каждое новое соглашение в экономической сфере энергетики было с каждым разом все хуже и хуже». С другой стороны, по его словам, «новая власть оказалась не готова к не просто жесткой позиции России, а к возможным жестким предложениям не только экономического, но и политического характера».
«Речь (в отношениях с РФ) идет, в любом случае о форме подчиненности, украино-российские отношения Россией воспринимаются как в большей или меньшей степени отношения подчиненности. Ведь не идет речь о том, что российский Черноморский флот будет стоять в Севастополе, а украинский флот будет стоять в Новороссийске, не идет речь о том, что консорциум по «трубе» будет организовываться как в Украине, так и в России – хотя «труба» является наследием общей советской системы, укладывалась на приблизительно в одно время», — сказал парламентарий. По его мнению, техническое состояние украинской ГТС может быть даже лучше состояния газопровода на территории России.
«То есть это позиция сильного в отношении со слабым в отношении изъятия части собственности», — резюмировал Доний.
Кто виноват и что делать?
С тезисом о «неравноправности» российско-украинского диалога не согласился директор украинского филиала Института стран СНГ Владимир Корнилов. По его словам, тон комментариев о некоей заданной наперед «подчиненности» и «диктата» ему не вполне понятен.
«Переговоры прошли в абсолютно равных условиях. В конце концов, разве Россия настаивает, чтобы Украина что-то делала по поводу этих газовых контрактов? Кто заинтересован в том, чтобы контракты пересматривались? Россия готова – давайте никаких условий не будем выдвигать, оставим контракты действующими», — сказал политолог. Он также напомнил, что невыгодные (как выясняется) контракты подписывали при премьере Тимошенко, а представители БЮТ представляли их как достижение.
«Есть соглашение, которое надо выполнять. Если Украина считает это соглашение несправедливым и просит Россию, настаивает на том, чтобы Россия снижала цену на газ, то вполне закономерно звучит вопрос премьер-министра российского: а что, собственно, взамен? Что с этого Российской Федерации? В очередной раз сделать подарок? В прошлом году Украине и так был сделан воистину царский подарок в виде нескольких миллиардов долларов, когда скостили этот признанный Украиной долг перед РФ за недобор газа», — отметил Корнилов. Добавив, что в России «прошел период наивного отношения к обещаниям украинских политиков».
Он также рассказал, о чем спорили накануне российские эксперты в Москве: в частности, Виталий Третьяков поставил вопрос о том, что жители Москвы платят за газ дороже, чем граждане Украины – и каким же образом российская власть сможет объяснить своим избирателям необходимость снижения цены на газ для Украины?
Директор Центра политических исследований «Пента» Владимир Фесенко заметил на это, что украинцы в быту потребляют украинский же газ, к тому же на Украине государство дотирует потребление газа населением, что необходимо учитывать: «Украинское население покупает газ дешевле, наше государство доплачивает».
Политолог также отметил, что неравноправие в диалоге существует объективно: в силу ряда причин (в том числе и в результате подписанных при Тимошенко контрактов) позиции Украины слабы, новая власть совершила ошибку, с самого начала показав, что на многое готова пойти ради снижения цены на газ. «А тут уже начинается торговля, где дружба дружбой, политика – политикой, а табачок врозь», — отметил Фесенко, добавив, что РФ никаких подарков более делать не будет и потому все-таки уступать придется…
Независимый эксперт по энергетическим вопросам Александр Нарбут заявил, что, по его мнению, ни о каких уступках со стороны Украины вообще говорить не стоит. «Украина может и должна вести речь о справедливой сбалансированной цене, которая бы отвечала европейской рыночной конъюнктуре с особенностями украинского газового рынка и с пониманием того, что газообъем 33.75 миллиардов кубометров газа в год является крупнейшим и, таким образом, Украина является крупнейшим потребителем российского газа в Европе», — сказал он.
Нарбут напомнил, что в экспертном сообществе были разные оценки газовых соглашений «от Тимошенко», и лично он определял их как «газовую капитуляцию», а нынешняя ситуация как раз свидетельствует о том, как легко сдавать позиции, но трудно потом их восстанавливать. Причем некоторые «шаги навстречу» России могут и не принести желаемого результата, считает эксперт – по его словам, даже участи в Таможенном союзе не гарантирует решения всех проблем, о чем свидетельствует опыт Белоруссии.
«Газовые соглашения от января прошлого года существенным образом ухудшили состояние всей национальной экономики и являются существенным фактором, в том числе и в социальной сфере, поскольку (есть) дыра в бюджете и невозможность выполнять обязательства, связанная с падающими поступлениями, уменьшением работы тех бизнесов, которые были наиболее устойчивыми плательщиками налогов», — резюмировал Нарбут.
Эксперт Игорь Луценко отметил, что более высокие цены на газ для россиян – «это проблема неэффективности «Газпрома», который продает газ своим потребителям дороже, чем продает «Нефтегаз» (украинский газ) населению в Украине» (это вызвало удивление у Корнилова, который тут же поинтересовался – неужели «Нефтегаз» действительно гораздо более эффективен, чем «Газпром»?).
Луценко также заявил, что «Газпром» неэффективно ведет эксплуатацию своих месторождений – «в частности, по разным подсчетам, около 60 миллиардов кубов газа сжигается просто так, это данные американских спутников, в кругу экспертов ходит другая цифра – 14 миллиардов, но в любом случае это свидетельствует о низкой эффективности хозяйственной деятельности «Газпрома».
Корпорации или правительства?
Нужно учитывать и другие нюансы. «Проблема газа – это искусственно созданная проблема общегосударственного масштаба, — считает Игорь Луценко. — По сути, больше половины газа потребляет наша промышленность, которая на 90 и так далее процентов находится в частных руках. По сути, это проблема украинского бизнеса, которая стала проблемой государственного бюджета. Из бюджета финансируется оплата этого газа, с помощью фискальных механизмов создаются для этого условия. Естественно, это огромная нагрузка на бюджет, к тому же растут государственные долги».
По словам эксперта, перед руководством Украины стоят три главные задачи – «это бюджет, это МВФ, это газ, но это все по сути – одно и то же».
Украина все же имеет шансы успешно отстаивать свои национальные интересы в диалоге с Москвой. Так, по мнению Нарбута, что бы ни говорили российские политики, но в России «интерес к консорциуму (ГТС), безусловно, присутствует». И тут Киев имеет свои козыри.
«Решение пакетное возможно, при этом у украинской стороны есть хорошие возможности, — отметил он. — Говоря о соблюдении действующих юридических отношений, следует говорить не только о корпоративном уровне тех контрактов, которые при известных обстоятельствах были подписаны 19 января 2009 года, но и о межправительственном уровне. И конечно же, мы должны соглашаться с логикой, что эту базу надо модернизировать… Действовать нужно в динамичном темпе, но при этом понимать приоритетность межправительственных соглашений перед любыми корпоративными».
Сами же корпоративные соглашения необходимо изменять только исходя из понимания принципов, на которых будут выстраиваться отношения (в этой сфере) между правительствами.
«Никого не должны обманывать рассуждения о том, что корпоративные отношения на корпоративном уровне и должны модернизироваться, — подчеркнул Нарбут. — Встреча министра энергетики Бойко с председателем правления «Газпрома» Миллером показала, что позиция руководства «Газпрома» тесно связана с теми установками, которые формируются на уровне руководителя правительства России – и только так, не наоборот. Никаких коммерческих переговоров и подвижек не будет, если не будет изменена позиция российского руководства, а изменить ее можно только путем серьезных и не однодневных переговоров на базе совершенствования межправительственных соглашений».
По его мнению, «в противном случае Украине надо заявлять о том, что она готова выполнять контракты лишь в той части, в какой они не противоречат этим соглашениям» и, возможно, отказываться от их выполнения со второго полугодия этого года, таким образом «побуждая российскую сторону вступить в активные переговоры о том, на какой базе могут строиться отношения (в газовой сфере) во втором полугодии».
В целом эксперты в ходе дискуссии согласились, что переговоры о создании «новой матрицы» отношений между РФ и Украиной в любом случае не будут легкими и могут занять достаточно много времени.