О последних событиях украинской политической жизни и взаимоотношениях этой страны с Россией порталу «Материк» рассказал научный сотрудник Института славяноведения РАН, политолог Олег Неменский.
— Олег Борисович, насколько высока, по- вашему, вероятность новой газовой войны между Россией и Украиной? К каким последствиям для обеих сторон может привести обращение в международный судебный арбитраж и возможна ли в связи с этим отмена Харьковских соглашений?
— Очередная газовая война возможна, однако несомненно и то, что обе стороны сделают всё возможное, чтобы её избежать. Впрочем, на сей раз в наиболее невыгодном положении будет именно Украина, у которой серьёзно осложнятся отношения с ЕС. Решать проблемы через суд – ход очень ненадёжный и главное, он предполагает долгое судебное разбирательство, чего Украина не может себе позволить. Кроме того, контракты написаны так, что расторжение их по суду вообще сомнительно. Так что результат таких разбирательств вовсе не гарантирован, зато негативный фон в отношениях с ЕС будет обеспечен. Единственный аргумент для Украины в пользу такого хода – это прямое вовлечение Европы в российско-украинский спор.
Однако и представить себе серьёзные уступки со стороны Кремля тоже очень трудно. Отмена Харьковских соглашений возможна, но это крайний, а потому и маловероятный сценарий, невыгодный всем участникам конфликта. Предвыборный период в России – очень негативный фон для достижения политического решения такого вопроса. Кроме того, подписание соглашений по Южному потоку вынудит Украину стать ещё уступчивее. Вообще, скорее всего никакого пересмотра не будет и ни одна сторона на принципиальные уступки не пойдёт. В результате Украина просто будет вынуждена находить средства для оплаты, попадая во всё большую долговую зависимость от Запада.
Надо сказать, мы сейчас наблюдаем первый столь масштабный конфликт Украины и России, так как все предыдущие сглаживались наличием альтернативных позиций на самой Украине (даже внутри власти), и готовностью России идти на компромиссы. Впервые это не конфликт между корпорациями, группами влияния, а действительно межгосударственный конфликт, ведь и в Москве, и в Киеве теперь определённо исходят из стратегического видения государственных интересов: в Москве ориентированы на создание полноценного Таможенного союза (а без Украины он таковым не будет), а в Киеве на закрепление европейского вектора развития. Этот антагонизм имеет очень глубокие корни и газовый спор – лишь одно его проявление.
— Осложнятся ли отношения Украины с Евросоюзом и США в случае приговора Юлии Тимошенко к реальному тюремному наказанию?
— Наверняка. Впрочем, никакой международной изоляции Украины он не вызовет. Но может помешать реализации политического сближения – заключению Соглашения об ассоциации. Всё-таки Тимошенко по-прежнему остаётся главным оппозиционным политиком, и на Западе не могут этого не учитывать. Впрочем, ЕС может пойти и на закрепление экономической составляющей интеграции (ЗСТ), попридержав политическую. Для Польши как европредседателя принципиально важно суметь вывести европейско-украинские отношения на новый уровень – там эта тема имеет огромное значение и для внутренней политики. А дальнейший ратификационный период по этим соглашениям может идти очень и очень долго.
Вообще, реальный тюремный срок для Тимошенко – маловероятный сценарий. Суд над нею – это удобное поле торга и с Россией, и с ЕС, так как и там, и там не заинтересованы в её тюремном заключении. В этом главный внешнеполитический смысл суда: он важен именно как процесс, а не своим результатом. Сейчас противостояние между Россией и Западом за Украину велико как никогда и судьбоносность решений этой осени может быть гораздо большей, чем у событий «Оранжевой революции». Европа готова пойти на очень многое, лишь бы не допустить сближения Украины с Россией, и на этом фоне тема суда над Тимошенко может быть признана второстепенной.
— Будет ли нынешняя украинская власть вводить смешанную избирательную систему или сохранит 100-процентную пропорциональную систему выборов? Какие политические силы заинтересованы в изменении избирательной системы?
— Всё зависит от глубины падения рейтинга Партии Регионов. Если есть реальная опасность потери преимущественного представительства от Юго-Восточной Украины, то смешанная система – своего рода палочка-выручалочка. И, кажется, всё идёт именно к этому. Впрочем, надо понимать, что та же система может способствовать и консолидации политического представительства Западной и Центральной Украины, Партии Регионов оппозиционного. Мажоритарка помогает укреплению крупных политических игроков в ущерб мелким, а задача украинского правительства на территории оппозиционных регионов прямо обратная – максимально раскалывать оппозиционное поле, не допускать его собирания. Впрочем, прямым бенефициаром такой системы будут также те партии, которые способны побеждать в отдельных регионах. Если административная власть постарается «дать им шанс», то это может усилить политическую регионализацию этой части Украины.
— Каковы перспективы очередного законопроекта, предусматривающего придание русскому языку статуса регионального?
— Думаю, примерно такие же, как и у предыдущего. Он может быть использован Партией Регионов, но несколько позже, а главное – до полноценной его реализации дело всё равно не дойдёт. Если только не произойдёт радикальный разворот Киева в сторону интеграционных проектов на постсоветском пространстве, что сейчас крайне маловероятно.