Как и все предыдущие, нынешняя «газовая война» между Украиной и Россией опять оперлась в украинскую газотранспортную систему (ГТС). Украинские власти, а вместе с ними и все националисты, в очередной раз подняли крик о том, что Россия стремится лишить Украину и ее народ «курицы, несущей золотые яйца».
Действительно, именно транзит российского газа (и нефти) стал той основой, на которой были построены состояния многих украинских олигархов. Да и сейчас, после прекращения транзита российского газа в Европу и более тщательной проверки газовых магистралей, оказалось, что дворцы многих «уважаемых людей» в регионах обогревались бесплатным российским газом через нелегальные отводы от транзитной газовой трубы.
Кроме того, украинский бомонд хорошо понимает, что только наличие «газовой трубы» и контроль над ней привлекает к ним внимание и России, и Европы, и США. Не будь этой «трубы», об Украине, вероятнее всего, уже бы давно все забыли, как о какой-нибудь экзотической африканской стране.
Но факт остается фактом, именно газотранспортная система и контроль над ней позволяет нынешнему украинскому руководству уж долгое время не сходить со страниц мировых новостей.
Что же представляет собой украинская ГТС?
Прежде всего, это огромное и сложное хозяйство протяженностью 37,5 тыс. км, которое включает 71 компрессорную станцию общей мощностью 5380 МВт, и 13 подземных хранилищ газа общим объемом 32 млрд. куб. м. Проектная пропускная способность ГТС на входе составляет 288 млрд. куб. м, на выходе 178 млрд. куб. м в год, в том числе 142 млрд. куб. м газа в европейские страны.
Через Украину российское топливо проходит за 1,5-2 суток по трем газопроводам: «Союз», «Уренгой-Помары-Ужгород» и «Прогресс», диаметром 1400 мм и производительностью порядка 50-70 млн. кубометров в сутки каждый.
Как заявил недавно глава НАК «Нефтегаз Украины» Олег Дубина, украинская газотранспортная система способна транзитировать до 170 млрд. кубометров газа в год. Он также отметил, что в 2008 году украинская ГТС осуществила транзит российского газа в Европу в объеме 119 млрд. кубометров.
Примечание: помимо транзитной газотранспортной системы, обеспечение потребителей Украины природным газом осуществляется еще и газовыми сетями давлением к 1,2 Мпа, длина которых составляет около 287 тыс. км. Необходимый режим газоснабжения в этих сетях обеспечивают около 51 тыс. газорегуляторных пунктов (ГРП).
Система газоснабжения природного газа давлением 1,2 Мпа имеет значительную степень износа и, кроме этого, эксплуатируется в сложных условиях инженерной инфраструктуры населенных пунктов. При этом 11,6 тыс. км. распределительных газопроводов (или около 7%) и 4,9 тыс. газорегуляторных пунктов (или около 14%) уже отработали свой амортизационный срок.
По оценке премьер-министра Украины Ю.Тимошенко, сейчас на Украине полностью уничтожены системы поставок по локальным сетям, а также отсутствуют программы по их модернизации.
В результате чего в последнее время на Украине начали подозрительно часто от утечки бытового газа взрываться дома и гибнуть люди.
Что же касается надежности ГТС, то О.Дубина заверил Европу и Россию, что «…все эти заявления о том, что вообще она (ГТС Украины) не может качать или может быть она какая-то не такая – да, она наша, она государственная, и она на сегодняшний день может и будет качать». А президент Украины Виктор Ющенко пошел еще дальше. «Надежность украинской ГТС, по мнению экспертов, имеет коэффициент 1,8, что вдвое выше, нежели российская система и приблизительно на уровне коэффициента стабильности транзитных сетей Европы», — заявил недавно Ющенко на пресс-конференции в Киеве.
Однако, насколько это соответствует истине?
Так еще в середине 2008 г. уважаемые украинские ученые академик НАНУ Борис Патон и член-корреспондент НАНУ Артем Халатов выступили со статьей во влиятельном еженедельнике «Зеркало недели», в которой предупреждали украинское руководство, что «дальнейшая эксплуатация физически изношенных и морально устаревших ГТД (газотурбинных двигателей) может привести к «обвальной» деградации газотранспортной системы Украины и ее неспособности обеспечивать надежную подачу природного газа для внутренних потребностей страны и его транзит в Европу».
Кроме того, по оценке ученых, использование морально устаревших и физически изношенных газовых турбин с низким коэффициентом полезного действия на уровне 18–25% привело к чрезмерным затратам газа на собственные нужды ГТС, которые в 2006 году составили 4,9 млрд. кубометров.
В 2007 г. аудиторы от стран ЕС провели международный комплексный аудит газотранспортной системы Украины и оценили первоочередные мероприятия, которые обеспечат надежную работу украинской ГТС, в 2,5 млрд. долларов.
Однако за год, кроме разговоров, так ничего и не сдвинулось с места.
14 января 2009 г., на брифинге представитель МИД Украины Константин Елисеев в очередной раз заявил, что «для модернизации украинской газотранспортной системы нужно 2,5 млрд. евро – Европа пока размышляет над этой инвестицией». 23 марта с.г. в Брюсселе состоится международная конференция, где будут рассматриваться вопросы модернизации украинской ГТС и выделения для этого финансирования.
В то же время, хорошо понимая украинские реалии и уровень коррупции, европейские аудиторы считают, что за счет донорских инвестиций в ГТС невозможно финансировать бюджет целой страны.
Следует подчеркнуть, что информация, касающаяся украинской ГТС, на Украине проходит тщательную цензуру. Поэтому в открытых изданиях конкретной информации относительно реального состояния ГТС очень мало и она весьма отрывочна. Что вполне понятно, так как в «черную дыру» украинской ГТС, особенно в последнее время, исчезают огромные средства. Слишком много чиновников высшего ранга заинтересовано в сохранении нынешней ситуации вокруг газотранспортной системы.
Так, ровно за день до появления статьи упомянутых выше Патона и Халатова, 11 июля 2008 г., группа народных депутатов от Партии регионов, в числе которых Дмитрий Колесников, Владислав Лукьянов, Павел Корж, Александр Дарда, Юрий Воропаев, Виталий Борт, Виктор Бондаренко, Эльбрус Тедеев и Валерий Бондик, направила депутатский запрос исполняющему обязанности главы СБУ Владимиру Наливайченко с требованием организовать проверку фактов вопиющих злоупотреблений в дочерней компании «Укртрансгаз» НАК «Нафтогаз Украины».
По информации депутатов, с приходом нового руководства в компании была создана настоящая коррупционная схема «откатов», которые составляют от 30% до 80% суммы всех заключаемых подразделениями и филиалами «Укртрансгаза» договоров. На вершине «откатной» пирамиды по сведениям депутатов находится назначенный в феврале 2008 года на должность заместителя председателя Совета директоров по капитальному строительству и материально-техническому снабжению (с 10.06.08 г. – заместитель директора по капитальному строительству и материально-техническому снабжению) Ситхалилов Энвер (Эрнест) Синаверович.
По информации депутатов, используя свое служебное положение, Ситхалилов лично, а также от имени руководителя НАК «Нафтогаз Украины» Олега Дубины и его заместителя Виталия Гнатушенко (в прошлом – гендиректора «Украинской горно-металлургической компании» УГМК, владельцем которой является металлургический олигарх Виталий Гайдук), начал оказывать давление на руководителей филиалов «Укртрансгаза» с требованиями систематически, ежемесячно «откатывать» ему от 30% до 80% от суммы заключенных ими договоров.
Что касается непосредственных поставок газа на Украину, то по данным украинских СМИ, в предприятии «РосУкрЭнерго», которое два последних года поставляло газ на украинский рынок, 27% принадлежит именно семье Ющенко. Отсюда и одна из причин конфликта между Президентом и Премьером – Юлия Тимошенко всегда рьяно выступала за то, чтобы убрать с украинского газового рынка посредника в лице «РосУкрЭнерго».
Однако за этой войной интересов опять забыли о «курице, несущей золотые яйца» – первые три месяца 2008 года почти не выделялись средства на восстановление украинской ГТС.
Понятно, что такая ситуация не могла не сказаться на состоянии газотранспортной системы. А это состояние далеко не идеально.
Так 7 мая 2007 г. в Киевской области Украины на газопроводе Уренгой-Помары-Ужгород произошел взрыв. По информации областного управлении МЧС Украины жертв и пострадавших нет. Инцидент произошел у села Лука.Взрывной волной тридцатиметровый кусок трубы диаметром 1420 мм отбросило на 150 м. В общей сложности взрыв повредил 30 метров газовой трубы. На его месте осталась воронка радиусом около 50 метров. Газ подавался под давлением 74 атмосферы. Пожар ликвидирован. Территория в радиусе километра полностью выжжена. Ущерб от аварии на трубопроводе в НАК «Нефтегаз» оценивают в 3 млн. гривен (около 600 тыс. долларов).
Следует отметить, что эта авария уже не первая на данном участке. По оценке рабочих комиссий, причиной двух предыдущих аварий на украинских газопроводах однозначно назвали разрушение линейной части трубопровода в результате стресс-коррозии. В отличие от обычной коррозии, которой подвергаются все металлы и время наступления которой учеными рассчитано более-менее точно, стресс-коррозия происходит быстро, в неожиданных местах, диагностировать ее крайне сложно как украинскими приборами, так и зарубежными. Стресс-коррозия проявилась в украинских трубах только в 2003 году, чем поставила местных газотранспортников в сложное положение.
Специалисты отмечают, что массовой стресс-коррозия стала в последние полтора десятка лет.
Один украинский научный институт подсчитал, что в наибольшей степени стресс-коррозии подвержены трубы диаметром 1420 мм, с пленочной и битумной изоляцией, расположенные вблизи компрессорных станций на болотистых почвах и отработавшие по 12-15 лет.
Взрыв на газопроводе Уренгой – Помары – Ужгород стал сигналом о необходимости срочнейшей модернизации украинской ГТС, если Украина и далее хочет оставаться транзитером российского газа.
По данным народного депутата Александра Едина, около 20% украинского газопровода полностью выработало свой ресурс и фактически находится в аварийном состоянии.
В то же время, нельзя сказать, что ничего не делается для поддержания ГТС в рабочем состоянии. Так на протяжении 2000-2005 гг. было реконструировано и введено в эксплуатацию 34 современных высокоэффективных газоперекачивающих агрегата. За шесть лет на эти цели было потрачено 1,115 млрд. грн. Кроме того, компания отремонтировала 391 км. трубопроводов на сумму 567 млн. грн. и реконструировала 281 км. газопроводов на сумму 747 млн. грн. Общая сумма внутренних инвестиций составила 2,429 млрд. грн.
Примечание: все представленные в статье финансовые затраты были рассчитаны до последней волны девальвации гривни.
Также было завершено строительство додавливающей компрессорной станции «Солоха» в Полтавской области; введены в эксплуатацию две реконструированные компрессорные станции — «Долинская» и «Ужгородская». Осуществляется реконструкция и модернизация магистральных газопроводов: Новопсков—Аксай—Моздок, Дашава—Минск, Шебелинка—Днепропетровск—Одесса, Долина—Ужгород—Госграница и др.
28 сентября 2006 года дочерняя компания НАК «Нефтегаз Украины», одобрила свою инвестиционную «Программу модернизации и реконструкции газотранспортной системы Украины на 2007-2010 годы» общим объемом 23,1 млрд. грн. На первом этапе, согласно расчетам «Укртрансгаза», на модернизацию намечено израсходовать около 4,485 млрд. грн. Объемы капиталовложений на проведение работ по реконструкции и модернизации в 2007 году должны были составить 1,3 млрд. грн., с 2008 по 2010 годы – по 7,3 млрд. грн. ежегодно.
Данная «Программа модернизации и реконструкции газотранспортной системы Украины» определяет 3 приоритетных объекта ГТС Украины, которые планируется модернизировать на протяжении последующих 5-15 лет.
1. Модернизация газоперекачивающих агрегатов (ГПА) газопровода «Союз». Проект рассчитан на 15 лет, и его стоимость составляет 927 млн. грн., из них 815 млн. грн. – привлеченные инвестиционные или кредитные ресурсы. С внедрением проекта модернизации ГПА газопровода «Союз» значительно улучшатся технико-экономические показатели: коэффициент полезного действия (КПД) повысится до 36%, расходы топливного газа уменьшатся на 30%, межремонтный ресурс будет составлять больше чем 25 тыс. моточасов. Срок окупаемости проекта составит 6 лет.
2. Модернизация газоперекачивающих агрегатов газопровода «Уренгой-Помари-Ужгород». Проект рассчитан на 15 лет и обойдется «Укртрансгазу» в 922 млн. грн., из них 673 млн. грн. – привлеченные инвестиционные или кредитные ресурсы. С внедрением проекта модернизации КС газопровода «Уренгой-Помари-Ужгород» значительно вырастут технико-экономические показатели: КПД – до 36%, расходы топливного газа уменьшаются на 30%, межремонтный ресурс будет составлять больше чем 25 тыс. моточасов. Срок окупаемости составляет 6 лет.
3. Комплексная реконструкция Угерского (Львовская обл.) подземного хранилища газа (ПХГ). Проект рассчитан на 5 лет. Его стоимость составляет 790 млн. грн., из них 427,5 млн. грн. – привлеченные инвестиционные или кредитные ресурсы. Срок окупаемости – 7 лет.
Угерское ПХГ начало работу в 1974 году, и часть оборудования на сегодня себя уже морально и технически изжила. Замена на современное и более экологическое оборудование даст возможность урегулировать сезонную неравномерность газоснабжения областей Западной Украины, а также экспортных потоков топлива.
Помимо указанной выше, существует и долгосрочная программа модернизации ГТС Украины, которая рассчитана на 25 лет. В ней ключевую роль занимают два объекта: строительство газопровода «Богородчаны-Ужгород» и реконструкция газопровода «Союз».
По предварительным данным, объем перекачки газа по этому трубопроводу протяженностью 241 км составит 19 млрд. куб. м в год. Стоимость строительства газопровода обойдется в 2,96 млрд. грн. (549 млн. долларов). Срок его окупаемости – 11 лет.
Газопровод «Союз», который был построен в 1978 году, протяженностью 1567 км, в настоящее время нуждается в частичной замене трубы. Учитывая, что эта артерия обеспечивает топливом страны Европейского Союза и выступает гарантом надежности предоставления транзитных услуг Украиной, предусматривается строительство параллельной нити газопровода. Стоимость реализации проекта составляет 18,7 млрд. грн.
Однако все красиво написано в «Программе», чего не скажешь о реальном состоянии дел. Эксперты уже отметили, что Украина по количеству принятых программ и планов по улучшению экономики, благосостояния граждан и т.п. на душу населения давно занимает одно из первых мест в мире. А «воз пока и ныне там».
В реальности же количество выделяемых средств явно не хватает для повышения надежности системы.
Понимая, что в случае взятия под контроль украинской ГТС со стороны Европы и России, нынешнее руководство страны, да и остальная украинская элита, утратит свою привлекательность для «американского стратегического партнера», 19 декабря 2008 года в Вашингтоне глава МИД Украины Владимир Огрызко и госсекретарь США Кондолиза Райс подписали украинско-американскую Хартию о стратегическом партнерстве (которая была опубликована на официальном сайте Верховной Рады лишь 13 января).
Согласно тексту данного документа, Украина и США планируют тесно сотрудничать в возобновлении и модернизации мощностей украинской газотранспортной системы, а также активизировать сотрудничество в сфере безопасности и обороны.
Примечательно, что в пятницу 9 января Кондолиза Райс и глава МИД Грузии Григол Вашадзе подписали аналогичную Хартию стратегического сотрудничества США с Грузией.
Таким образом, США методично создает антироссийский блок в Черноморском регионе. Однако что могут противопоставить России две бедные разваливающиеся страны, если станут неинтересны США?
Что же касается самой ГТС, то она (а вместе с ней и Украина) будет иметь привлекательность для Европы только до того момента, как вступят в действие достраиваемые сегодня Россией газопроводы альтернативного транзита российского газа в Европу «Северный поток» и «Южный поток».
А дальше – Украину ждет участь банановых государств Африки, если ей вновь на помощь не придет не помнящий зла братский русский народ.
Игорь Давыдов