Если проанализировать газовые отношения между Россией и Украиной начиная с момента провозглашения украинской независимости, то создается впечатление что газотранспортные «подножки» своему соседу являются некой внешнеполитической «игрой» украинского истеблишмента.
Когда на Украине начинается очередной политический кризис, то крики о защите национального достояния – газотранспортной системы (ГТС), или повышении цен на транзит российского газа в Европу вопреки всем подписанным ранее соглашениям – являются тем козырем, который помогает повысить имидж украинской элиты как среди антироссийской части ЕС, так и среди западного электората страны.
Справка: Газотранспортная система Украины включает в себя 37,5 тысячи километров газопроводов, 71 компрессорную станцию и 13 подземных хранилищ газа с общим активным объемом газа 32 миллиарда кубометров. Пропускная способность системы на входе – 288 миллиарда кубометров газа в год, на выходе – 175 миллиардов кубометров, в том числе в страны Евросоюза – 142 миллиарда кубометров.
Не стала исключением и подписанная 23 марта с.г. в Брюсселе Совместная декларация Украины и ЕС по модернизации украинской газотранспортной системы.
Похоже, что Европа руками Украины решила отомстить России за зимние «неурядицы» с газом. Кроме того, для части Европы имеются и другие резоны. Так идея трубопровода «Северный поток» по дну Балтийского моря нравится далеко не всем. Полякам и чехам, по территории которых проходят газопроводы, соединенные с украинской ГТС, «Северный поток» может нанести серьезный экономический удар.
Кроме того, перманентный политический кризис на Украине ставит перед Европой вопрос об обеспечении собственного безопасного существования рядом с такой хаотичной страной. Вложенные в модернизацию украинской ГТС миллиарды в недалеком будущем вполне могут окупиться концессионными правами на эту самую систему.
Какие же «изюминки» или «подводные мины» для России содержит в себе Совместная декларация?
Прежде всего, четко просматриваются «намерения Украины в отношении постепенной интеграции к общему энергетическому рынку ЕС, в частности, путем приобретения членства в Энергетическом Сообществе и готовность ЕС содействовать этому».
Об этом сказал и Президент Украины Виктор Ющенко на открытии конференции: «наша цель – интегрироваться в единое европейское энергетическое пространство, чтобы существенно усилить общие возможности – на основе неуклонно соблюдаемых прозрачных, рыночных правил».
Тем самым, признается «важность дальнейшего развития и модернизации газотранспортной системы Украины как неотъемлемой составляющей общеевропейской энергетической инфраструктуры…» (Декларация).
По мнению украинского президента, «Модернизация украинской газотранспортной системы определит справедливый баланс интересов между поставщиками, потребителями и транзитерами газа». Т.е. транзитные системы (в первую очередь, украинская ГТС) должны стать тем рычагом давления на поставщиков, и прежде всего на Россию, с помощью которых будет установлен «справедливый баланс интересов».
В.Ющенко назвал и стратегическую цель: «Уже в ближайшее время Украина присоединится к Договору об общем европейском энергетическом пространстве. И я убежден, что его неотъемлемой частью станет все Каспийско-Черноморско-Балтийское энерготранзитное пространство».
Таким образом, после довольно жесткого отказа Европейского Союза даже в отдаленной перспективе рассматривать вопрос о принятии в свои ряды Украины, нынешнее «оранжевое» руководство станы, судя по всему, решило де-факто влезть в ЕС путем постепенного вхождения в основные экономические и энергетические структуры Европы. Более того, просматривается попытка (после провала миссии ГУАМа) создать вокруг России энерготранзитный кордон.
Однако при этом основной удар от России будет принимать на себя Украина (под руководством Европы), практически ничего для себя, как государство, не получив и не контролируя ситуации. Похожая ситуация сейчас сложилась между Украиной и НАТО. Украина фактически является марионеткой Альянса, активно участвую во всех его авантюрах, она ничего и нигде не решает. Похоже, так может получиться и с ГТС.
Можно сказать, что украинская ГТС на сегодня пока еще является тем козырем, который поддерживает кое-какой интерес Европы к Ющенко и Тимошенко. И этот козырь им хочется продать как можно дороже. Тем более, что грядущие выборы (как президентские, так и парламентские) далеко не гарантируют, что нынешние политические противники-партнеры Ющенко и Тимошенко будут и далее контролировать ГТС.
Поэтому было решено сдать газотранспортную систему европейцам в пику «москалям», причем так, чтобы «Газпром» не смог ею воспользоваться в дальнейшем: «Правительство Украины:обеспечит независимость оператора газотранспортной системы Украины, что касается его юридической и организационной формы, процедур принятия решений и составление бухгалтерской отчетности, предоставив оператору газотранспортной системы возможность использовать поступления с доходов от транспортирования газа трубопроводами высокого давления, а также его хранения, и действенными возможностями в отношении поддерживания финансового стабильного положения, в соответствии с Директивами ЕС 2003/55/ЕС».
Таким образом, предусматривается создание независимой компании по управлению украинской газотранспортной сетью, ее модернизации и интеграции в европейские структуры.
Но всем хорошо известно, что независимых компаний не бывает. Кто вкладывает деньги – тот и руководит. А кто будет руководителем – станет ясно из последующих положений данной Декларации.
Также «Правительство Украины: В соответствии с Директивами ЕС 2003/55/ЕС (в отношении общих правил для внутреннего рынка газа) и, в частности, положений статей 8 и 9, позволит оператору газотранспортной системы работать на коммерческих основах с целью реализации планов коммерческого развития в долгосрочной перспективе (и, по крайней мере, пока заем для осуществления модернизации будет оставаться непогашенным), а также обеспечение безопасности основных средств».
Кроме того, «разработает не позже конца 2009 года Программу реформирования газового сектора для реализации мероприятий по реформированию газового сектора в течение 2010-2011 годов, с определением часовых рамок, которые будут соответствовать обязательствам, которые будут введены в действие в контексте Соглашения об Ассоциации между ЕС и Украиной, и в контексте присоединения Украины к Соглашению Энергетического Сообщества».
Интересно, с каких пор Директивы ЕС являются для правительства Украины руководящими документами? Или Украина решила добровольно взять на себя обязательства члена ЕС, по крайней мере, в энергетическом секторе?
Таким образом, если указанные положения Декларации будут реализованы, то газовый сектор Украины в течение 2010-2011 годов практически полностью станет контролироваться ЕС в рамках Энергетического Сообщества.
Понятно, что в этом случае Россия будет либо за рамками данного Сообщества, а значит неравноправным партнером, либо вообще ей будет закрыт путь на украинский газовый рынок. В таком случае Европа будет диктовать России условия транзита газа и можно не сомневаться, что эти условия будут весьма жесткими.
Особо следует обратить внимание на создание «в структуре НАК «Нафтогаз Украины» группы технической координации». Причем, для создания этой структуры будут сотрудничать Европейская комиссия, правительство Украины и кредиторы. И Украина в этом процессе будет играть далеко не основную роль. Права этой «группы технической координации» будут довольно большими. Она будет отвечать за:
· «Разработку комплексного бизнес-плана проведения модернизационных мероприятий на базе Мастер-плана модернизации газотранспортной системы Украины и дальнейших технических предложений от Украины, что будет определять график и порядок выполнения работ с целью обеспечения надежности, эффективности, а также минимизации возможных перебоев в поставках газа до и через территорию Украины;
· Осуществление наблюдения за выполнением работ по модернизации газотранспортной системы Украины;
· Будет содействовать в разработке мероприятий по финансированию плана модернизации международными и украинскими кредиторами и возможными донорами».
Примечание: конкретное финансирование отдельных статей реконструкции ГТС распределяется следующим образом: 1,435 млрд. долларов предлагается потратить на реконструкцию и замену компрессорных станций на всех ветках газопроводов высокого давления. Ремонт линейной части трубопроводов обойдется в 616 млн. долларов, реконструкция двух крупнейших ПГХ – Богородчанского и Бильче-Волыцко-Угерского «выльется» в 455 млн. долларов. Строительство фазоизмерительных станций на востоке Украины потребует 448 млн. долларов. Также будет построены новые технические газопроводы Новопсков-Ужгород и Торжок-Долина. На это требуется 5,5 млрд. долларов, а увеличение пропускной способности ГТС Украины составит 58,6 млрд. кубометров ежегодно.
В результате, без одобрения этой группы, ни один из кредиторов (ни международных, ни украинских), который не будет вписываться в бизнес-план модернизации, не сможет принять в ней участие, либо будет участвовать под жестким контролем «группы технической координации» без права решающего голоса.
Понятно, что приглашение премьера Ю.Тимошенко к России принять участие в модернизации украинской ГТС является фарсом, за которым последует либо отказ (со ссылкой на европейских партнеров), либо кидок.
Кроме того, модернизация ГТС, как показывает данная Декларация, станет настоящим кидком для российских и украинских производителей.
Понятно, что деньги, выделенные Европой, пойдут для европейских же производителей газового оборудования. В условиях всеобщего экономического кризиса иное является просто нелогичным – европейские избиратели в таком случае не поймут собственные правительства и вряд ли проголосуют за них на следующих выборах.
Однако замена украинского и российского оборудования (что в настоящее время является практически идентичным) на европейское на газоперекачивающих станциях будет означать попадание Украины в жесткую технологическую зависимость от европейских производителей на достаточно долгое время.
В результате полный контроль над украинской ГТС, не только управленческий и финансовый, но и технологический.
Оплатит же эту зависимость от Европы в конечном итоге рядовой украинец — повышенными коммунальными тарифами, ценами и т.д.
Возникает еще один аспект в случае реализации данной Декларации – военный. Так, ГТС фактически становится собственностью Европы. А раз так, то НАТО вправе (а правительство Украины на это пойдет с радостью) по трассе газопровода в явочном порядке расположить свой воинский контингент для «защиты ГТС от террористических и иных угроз».
Таким образом, Украина, не входя в структуры НАТО, попадает под его военный зонтик. Причем, без всяких там «всенародных референдумов».
Примечание: следует отметить, что рассматриваемая Декларация противоречит и ныне действующему украинскому законодательству. Так, согласно изменениям в закон «О трубопроводном транспорте», принятым Верховной Радой 6 февраля 2007 г., реорганизация (слияние, присоединение, создание общих предприятий, деление, выделения, преобразование с передачей имущества или другим способом, предусмотренным законодательством), отчуждение, передача с баланса на баланс, в концессию, аренду, лизинг, залог, приватизация, осуществление других действий относительно собственности госпредприятий магистрального трубопроводного транспорта, НАК «Нафтогаз Украины», дочерних и основанных им предприятий, газохранилищ, а также передача в уставный фонд других компаний акций таких предприятий запрещается.
Даже переговоры на тему о том, что украинская газотранспортная система будет «интегрирована в европейскую» — противозаконны и должны повлечь за собой реакцию Генпрокуратуры.
Поэтому в самое ближайшее время по поводу подписанной в Брюсселе Совместной Декларации следует ожидать резких заявлений со стороны политических оппонентов Ющенко и Тимошенко (если только европейцы и им не пообещали какие-то преференции).
Какие выгоды получит от этого всего сама Украина и ее народ – пока не ясно. Под Брюссельской декларацией стоят подписи руководства ЕБРР, Европейского Инвестиционного банка и Всемирного банка. А это – намек на возможный второй транш МВФ. Но намек – еще не сам транш. Для его получения необходимо будет выполнить целый ряд довольно тяжелых условий.Европа намерена получить от Киева реальные гарантии, что дальнейшие реформы на Украине будут проводиться по рецептам МВФ. Однако какого рода эти рецепты – хорошо известно со времен шоковой терапии начала 1990-х. В то же время ситуация в стране резко обостряется – начинается полоса массовых социальных протестов. В итоге получение денег отодвигается на неопределенный срок.
В этой связи возникает предположение, что за данной Декларацией кроются еще какие-то секретные договоренности, которые могут касаться непосредственных подписантов с украинской стороны – Виктора Ющенко и Юлии Тимошенко. Например, предоставление политического убежища в случае резкого изменения политической ситуации, неприкосновенность их финансовых активов и т.д.
Некоторые украинские политики уже дали оценку подписанным в Брюсселе документам. Народный депутат от фракции КПУ и лидер крымских коммунистов Леонид Грач так прокомментировал принятие Совместной Декларации. По его мнению, «подписание декларации стало еще одним актом предательства национальных интересов украинской властью, которое по своим масштабам намного превосходит события вокруг острова Змеиный. Эта декларация, по сути, предусматривает отказ Украины от экономического суверенитета в нефтегазовой сфере…
Декларация игнорирует интересы России – единственного поставщика газа, который транспортируется и потребляется Украиной. Принятие этого документа, означающее экономическую капитуляцию перед ЕС, стало прямым продолжением процесса, начавшегося с подписания Хартии о стратегическом партнерстве между Украиной и США, ставшей актом внешнеполитической капитуляции перед американской администрацией».
Следует отметить, что многие эксперты считают нынешний период, учитывая огромный дефицит бюджета, не особенно удачным для кредита под модернизацию ГТС. Если деньги будут получены, то размер и без того немалого внешнего долга Украины увеличится. На данный момент только по займам правительств разных лет Украина должна $11,1 млрд. (и это без учёта последнего 16-миллиардного кредита МВФ). Кроме того, еще неизвестно, когда будут (если будут) предоставлены кредиты ЕС на модернизацию ГТС, но многочисленные обязательства, которые взяла на себя Украина, подписав газовую декларацию, нужно будет выполнять уже прямо сейчас.
Поэтому подписание Совместной Декларации похоже на огромное желание любой ценой удержать власть в стране и оказать определенное влияние на мировое сообщество.
По оценкам экспертов, срок нынешнего энергетического альянса Украины и ЕС во многом зависит от того, как скоро в Европу придет альтернативный конец российской трубы. Определенные резервы у Евросоюза в случае ведения новой «газовой» войны с Россией имеются. По крайней мере, они существуют в странах Старой Европы (которые не очень-то хотят конфликтовать с РФ). А какие внутренние резервы для ведения долгосрочной «газовой» войны имеются у Украины? На чью помощь могут рассчитывать украинцы в том случае, если новый газовый конфликт окажется затяжным, да еще в разгар мирового экономического кризиса?
Вполне может случаться, что интерес к Украине, как к транзитеру, угаснет быстро и безвозвратно.
Однако все может произойти и значительно быстрее, если украинская экономика будет «удушена» мировыми ценами на российский газ (тем более, что формальный юридический повод для этого уже существует, поскольку законтрактованные на 2009 г. объемы газа Украина уже не выкупает).
Похоже, что Украина была втянута в какую-то международную аферу крупных мировых игроков против России, жертвой которых, в конечном итоге, должна стать она сама.