Газопровод «Набукко» – миф или реальность?
В Будапеште 26-27 января пройдёт саммит по проекту строительства газопровода «Набукко». Основной задачей предстоящей встречи на высшем уровне является принятие решения по существу, а не только в озвучивании деклараций. Между тем, и ранее, участники предполагаемого проекта по строительству газопровода, неоднократно решали, что «время общих рассуждений прошло и необходимо интенсифицировать диалог со странами Каспийского региона (Азербайджан, Казахстан, Туркмения)».
Ожидается, что в работе саммита примут участие президенты Азербайджана, Туркмении, Чехии, Австрии, Болгарии, Венгрии и других стран, не исключено, что участниками неофициальной части переговоров станут представители бизнес-структур.
В последнее время, вопрос энергетической политики, у европейских стран, в связи с возникшими разногласиями между Россией и Украиной, вызывает у них всё большую озабоченность. Очередной, ежегодный энергетический кризис, вновь актуализировал проблему поиска альтернативных путей газопровода для стран Европы, которые, в большей степени, благодаря действиям официального Киева, оказываются наиболее уязвимой и страдающей стороной. Вопрос диверсификации источников газа, европейскими странами рассматривается уже длительное время. Одним из проектов, активно продвигаемых западом, является «Набукко».
Предполагается, что газопровод «Набукко», длиной, по разным данным, от 3,3 тыс. километров до 4 тыс. километров, обеспечит доставку среднеазиатского и каспийского газа в Европу, в обход России, через Азербайджан, Грузию, Турцию, Болгарию, Венгрию, Румынию и Австрию. По мнению представителей западных стран это позволит Европе выйти из российской энергозависимости.
Разработкой «Набукко» занимаются австрийская OMV, венгерская MOL, турецкая Botas, болгарская Bulgargaz и румынская Transgaz. Проект «Набукко» предусматривает ежегодную транспортировку 26-32 миллиардов кубометров природного газа из региона Центральной Азии и Азербайджана. Консорциум компаний, который планирует строительство «Набукко», заявил, что строительные работы обойдутся примерно в 8 млрд. евро. По другим данным, стоимость проекта, $ 7-8 млрд. Вместе с тем, говорить об её окончательной стоимости, с учётом общемирового экономического кризиса, не приходится. Не исключено, что на стадии реализации, проектная стоимость «Набукко» увеличится. В то же время, стоимость строительства альтернативного газопровода, который будет конкурировать с данным проектом, для российского газового монополиста – «Газпрома» не превысит 4,6 млрд. евро.
Начало строительства магистрали планируется в 2010 году, завершение строительства предполагается в 2013 году.
Европейские государства, не скрывают, что на сегодняшний день, наиболее важными проблемами для них были и остаются проблемы обеспечения Европы альтернативными поставщиками энергоресурсов.
В качестве потенциальных поставщиков газа для проекта «Набукко» называются Азербайджан, Иран, Туркмения и Ирак.
На данном этапе, одним, из основных поставщиков газа для проекта «Набукко», является Азербайджан. Первоначально проект трубопровода «Набукко», представленный в 2004г., предполагал поставку газа с месторождений Ирана в Персидском заливе. В 2006г. в связи с конфликтом вокруг иранской ядерной программы было принято решение изменить проект таким образом, чтобы иметь возможность поставлять газ из Туркменистана, Узбекистана и Азербайджана. Благодаря российско-украинскому газовому конфликту ситуация, вновь, изменилась. Возможно, тема Ирана вновь станет актуальной.
В июне 2006 года Евросоюз официально поддержал проект этого газопровода. Комиссар Еврокомиссии по энергетике Андрис Пиебалгс подписал с министрами энергетики Болгарии, Румынии, Австрии, Венгрии и Турции проект строительства трубопровода «Набукко». Согласно проекту, строительство должно было начаться в Эрзеруме и завершиться в Юго-Восточной Европе.
Особую заинтересованность в реализации проекта «Набукко» проявляют США. Официальный Вашингтон, внимательно следит и фактически управляет всеми действиями своих сателлитов на Кавказе, в частности Грузией и Азербайджаном, придаёт особое значение Азербайджану как поставщику энергоресурсов на мировые рынки. В связи с открытием выставки «Нефть и газ Каспия-2008», президент США Джордж Буш направил поздравление президенту Ильхаму Алиеву. В поздравлении говорится о возросшей роли Азербайджана как производителя и поставщика энергоресурсов на мировые рынки. Особое внимание в послании уделяется газовым поставкам в Европу. По мнению президента США, с расширением поставок нефти возрастут и поставки газа. «Мы считаем, что это повысит стратегическое значение Азербайджана и углубит его связи с Евроатлантическим сообществом через реализацию газовых проектов Турция-Греция-Италия и «Набукко». Азербайджан играет также ключевую роль в реализации будущих поставок азиатского газа на европейские рынки.», — говорится в послании.
США не скрывают, что их деятельность в этом направлении в большей степени, связана с противостоянием России, которая, по их мнению, диктует правила игры на рынке энергоресурсов.
В апреле 2008 года, на заседании американо-турецкого совета в Вашингтоне, госсекретарь Кондолиза Райс заявила, что администрация Джорджа Буша вместе с правительством Турции участвует в создании новой структуры поставок природного газа для государств Европы. По её словам «разрабатывается новое поколение инфраструктуры природного газа, которая поможет Европе обеспечить для себя поставки энергии по ценам, которые устанавливаются рынками, а не монополистами». Подчеркнув, что США и Турция развивают успех трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан, госсекретарь заявила, что целью этих усилий является создание «южного коридора» для энергопоставок в Европу. «Трубопроводы Турция-Греция-Италия, а также «Набукко» становятся новым «южным коридором», соединяющим газовые поставки из Азербайджана и Каспийского бассейна, а также из Ирака с Турцией и другими европейским рынками», — отметила она.
Азербайджан официально подключился к строительству газопровода «Набукко» в сентябре 2007 года, начав активное взаимодействие в энергетической сфере с ЕС. Официальный Баку, заняв, в вопросе реализации проекта, недвусмысленную позицию, отвечающую требованиям и интересам ЕС и США, Азербайджан стал играть в этом ключевую роль.
Конец 2007 года ознаменовался, подписанием ряда соглашений со стороны Азербайджана и некоторых европейских стран. Основной целью, являлось обсуждение и подписание, с представителями Австрии, Болгарии, Венгрии, вопросов связанных с транспортировкой азербайджанского газа в Европу и реализации проекта «Набукко».
В то же время, утверждать, что руководство Азербайджана проявляет, какое-либо особое рвение или инициативу, в вопросе строительства газопровода «Набукко», было бы, не совсем верно. За месяц до проведения в Баку Энергетического саммита, который состоялся в ноябре 2008 года, вице-президента США Ричард Чейни побывал в столице Азербайджана. В ходе своей поездки, Чейни убеждал Ильхама Алиева бороться с российским «реваншизмом», в частности, путем поддержки американского плана транзита среднеазиатского газа через Кавказ по трубопроводу «Набукко». Азербайджанский президент вполне определенно дал понять собеседнику, что не собирается вступать в спор с Москвой. Более того, позднее Алиев предложил России в целях диверсификации своего нефтяного экспорта направлять часть азербайджанской нефти по маршруту Баку-Новороссийск, чем поставил под сомнение экономическую эффективность существующего трубопровода Баку-Джейхан, «построенного при активном американском лоббировании».
Следует отметить, что в вопросе реализации проекта «Набукко», для официального Баку, как заявляют представители Азербайджана, не так важно получить большую процентную долю. По словам министра промышленности и энергетики страны Натига Алиева, «важно принять участие в проекте. Это поднимет престиж Государственной нефтяной компании Азербайджана». Вместе с тем, что бы ни утверждали представители Азербайджана, экономическая составляющая, как представляется, является основным и единственным, приоритетом. Официальный Баку не сомневается в том, что основным поставщиком газа для Европы станет Азербайджан. Как заявил Натиг Алиев, «сегодня реальный источник (поставок газа) для «Набукко» это — Азербайджан. Госнефтекомпания Азербайджана уже приглашена участвовать в проекте в качестве акционера». Как заявил министр, страна обладает крупными запасами газа и возможности Азербайджана по добыче природного газа в ближайшее десятилетие будут многократно увеличены. По его словам, «есть серьезная программа наращивания добычи природного газа на существующих месторождениях». По подсчетам азербайджанских специалистов, в 2010 году Азербайджан будет добывать около 30 млрд куб. м газа в год, а уже к 2020 году этот объем может достичь порядка 50 млрд куб. м. Согласно оценкам, газовые запасы Азербайджана составляют примерно 6 трлн куб. м.
14 ноября 2008 года, в Баку прошёл Энергетический саммит. В IV Энергетическом саммите приняли участие руководители шести государств, которые обсуждали различные варианты путей диверсификации поставок энергетических ресурсов для стран региона и государств Евросоюза. Кроме того, в работе саммита приняли участие высокопоставленный представитель администрации Белого дома по энергетике и комиссар Европейского союза по энергетическим вопросам Андриас Пиебалгс.
По его итогам была подписана Бакинская декларация, Заявление, которое, скорее всего, так и останется торжественным провозглашением основных принципов. Без сомнения, принятой Декларации, больше придан политический оттенок. По словам азербайджанского эксперта по вопросам нефтегазового комплекса Чингиза Велиева «…подписанты, за исключением Азербайджана, больше походят на некий клуб озабоченных или обиженных энергетической политикой России. Ведь трудно назвать, скажем, страны Балтии, Болгарию, Швейцарию и Грузию ключевыми игроками на европейском рынке потребления энергоносителей».
Из всех стран, подписавших Декларацию, только Азербайджан способен добывать и экспортировать углеводороды и, по мнению участников Энергетического саммита, Баку сумеет обеспечить потребности Евросоюза. Между тем, Азербайджан, ещё не стал, газовым и нефтяным гигантом, способным гарантировать Европейским странам полноценные энергопоставки. Как заявил Чингиз Велиев «по добыче нефти доля Азербайджана составляет менее 1% мировой, а добываемые им 10 миллиардов кубометров газа не идут ни в какое сравнение с потребностью стран Евросоюза, превышающей 550 млрд. м3».
Стремление сторон, продемонстрировать свою независимость в энерговопросе от России, было настолько велико, что с первого раза им не удалось согласовать текст проекта Энергетической декларации. На прошедшей накануне встрече министров энергетики, не сразу получилось выработать единую позицию. Текст проекта, представленный азербайджанской стороной, оказался неконкретным и расплывчатым, за что он был раскритикован представителями Эстонии и Грузии. Кроме того, отсутствие в тексте проекта Декларации, упоминания плана строительства газапровода «Набукко», поддерживаемый Евросоюзом и США не позволил сторонам прийти к общему решению относительно текста Бакинской декларации. Представители Румынии и Болгарии указали на необходимость включить в проект слова о поддержке «Набукко». В результате длительных дискуссий, проект был принят глубокой ночью после внесения ряда поправок и дополнений.
Отсутствие единства в рядах европейских стран, не позволяет утверждать, что проект строительства «Набукко», безусловно решённое дело. По мнению западных аналитиков, в частности Эндрю Неффа — старшего аналитика по проблемам энергетики независимой консалтинговой компании Global Insight (Лондон), «если европейские правительства и Еврокомиссия коллективно не выступят с однозначной поддержкой «Набукко», судьба этого проекта предрешена».
Не совсем едина и ясна их позиция в вопросе финансирования проекта. Например, Франция в начале 2008 года, заявила, что не намерена участвовать в финансировании проекта «Набукко».
Возникают и другие вопросы, которые требуют ясности в поведении участников проекта.
Остаётся не совсем понятной позиция официального Бухареста. Несмотря на то, что Румыния, является одной из стран транзитёров газа, не пассивный участник процесса, в то же время, выступает за участие российского «Газпрома» в проекте, против чего выступают, основные затейщики предложения создания альтернативной газотранспортной системы в обход России.
В марте 2008 года Президент Турции Абдулла Гюль прибыл в Бухарест на переговоры с Траяном Бэсеску, с целью обсудить совместный проект – «Набукко». Официальная Анкара не скрывала свою позицию относительно её нежелания участия в проекте российского «Газпрома». В свою очередь, директор румынской группы «Трансгаз» Ион Русу, заявил, что он не против участия «Газпрома».
Ещё, более призрачными стали планы и решения, поддерживаемые ЕС и США, по газотранспортному проекту «Набукко», 20 января 2009 года, когда премьер-министр Турции Таийп Эрдоган выразил сомнения в экономической целесообразности строительства газопровода «Набукко» и заявил о намерении своей страны пересмотреть отношение к этому проекту. Об этом он заявил в Брюсселе. Позиция Анкары, связана с отсутствием прогресса в вопросах вступления Турции в ЕС. Эрдоган заявил, что Турция не поддержит проект «Набукко», если ЕС не разблокирует ту часть переговоров по вступлению страны в ЕС, которая касается вопросов энергетики. «Если мы окажемся в ситуации блокирования энергетической главы, мы, разумеется, пересмотрим нашу позицию», — заявил Эрдоган, говоря о «Набукко». Напомним, что в середине ноября 2008 года председатель Великого Национального Собрания Турции Кёксал Топтан заявил, что Турция привержена своим обязательствам по проекту «Набукко» и продолжает поддерживать этот «важный проект».
Очевидно, что война в Грузии, которая является одной из ключевых транзитных стран, также стала, если, незначительным препятствием в скором осуществлении плана строительства газопровода по её территории, то, по крайней мере, отдалила перспективы реализации проекта на более поздний срок. В этой связи, совершенно не странно, выглядит позиция Анкары, которая предлагала изменить маршрут и проложить его через Армению. Вместе с тем, Турция преследовала планы, осуществление которых способствовали бы ей в установлении своего «энергопорядка», который заключался бы в контроле и распределении энергоресурсов, что впоследствии существенно повысил бы уровень страны в регионе.
В свою очередь, власти России, сохраняя внешнее спокойствие, не рассматривают проект «Набукко», как конкурирующий проект. Создаётся впечатление, что российское руководство ничуть не обеспокоено планами западных стран в осуществлении проекта. 20 января 2009 года, относительно проекта, высказался глава внешнеполитического ведомства России Сергей Лавров, который заявил что, Россия не против строительства газопровода «Набукко», если этот трубопровод будет реально заполняться газом. «Если есть газ для его заполнения, то почему бы его не реализовать», — отметил он. 24 января сего года, первый заместитель председателя правительства РФ Виктор Зубков, будучи в Будапеште, завил, что «газовые потоки в Европу должны быть диверсифицированы». Кроме того, Виктор Зубков, считает необходимым, строительство различных путей газопровода, будь то «Южный поток», «Северный поток», «Набукко». В то же время, он отметил, проект «Набукко», «может быть хорошим памятником амбициям и непродуманным решениям».
В свою очередь, руководство российского «Газпрома» считает, что строительство трубы «Набукко» не составит конкуренции российскому проекту «Южный поток». «Газпром» намерен реализовать в кратчайшие сроки, альтернативный «Набукко» газовый проект «Южный поток», который по дну Черного моря должен выйти в Болгарию, и дальше обеспечить дополнительные поставки газа в страны Европы.
Подобная уверенность, не только, российского газового монополиста, относительно, не особой конкурентоспособности проекта «Набукко», вероятнее всего, связана, с тем, что ещё в мае 2007 года президент России Владимир Путин договорился с президентами Казахстана, Туркменистана и Узбекистана о строительстве прикаспийского газопровода и о развитии газотранспортных мощностей в регионе. В будущем это позволит, транспортировать через территорию России 90 млрд куб. м газа. Министр промышленности и энергетики РФ Виктор Христенко назвал подписанные документы основой для строительства крупнейшей газотранспортной инфраструктуры Центральной Азии.
Более того, руководство России, договорилось с властями среднеазиатских республик, в частности с лидерами Туркмении и Узбекистана, продать «Газпрому» весь газ, который у них есть. Россия, приобрела газ по цене за $340 за тыс.куб на границе Средней Азии и России и несмотря на понесённые убытки, лишила газопровод «Набукко», газа.
Параллельно с попытками российских властей сохранить и укрепить свои позиции в этом вопросе, представители российского «Газпрома», обсуждают с азербайджанскими коллегами вопросы взаимодействия в нефтегазовой сфере. В конце декабря 2008 года председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер и президент Государственной нефтяной компании Азербайджана (ГНКАР) Ровнаг Абдуллаев провели переговоры. В ходе переговоров, стороны подняли «темы долгосрочного сотрудничества в области закупок азербайджанского газа и своповых операций». Что касается, условии закупок азербайджанского газа и возможных своповых обменных операции, Россия предложила Азербайджану закупать его газ по рыночным ценам на основе долгосрочного договора, тем самым, стремясь к значительному снижению возможности осуществления проекта «Набукко».
Таким образом, возможности реализации строительства газопровода «Набукко», оказались не столь высоки, как это предполагалось ранее участниками газотранспортного проекта. Вместе с тем, утверждать, что проект «Набукко», вряд ли удастся осуществить, было бы не совсем верно.
Во-первых, в случае если Туркмения, у которой обнаружены, новые гигантские месторождения с запасами газа от 6 до 10 трлн. куб.м., пожелает участвовать в проекте, это существенно увеличит шансы «Набукко» на существование. Во-вторых, не следует забывать, что Иран является крупнейшим производителем газа после России и, скорее всего, с учетом недавнего российско-украинского газового кризиса, Тегеран не будет сброшен со счетов европейских стран. В-третьих, с приходом новой американской администрации, не исключено, что изменится политика США по отношению к Ирану, тем более, что в своём недавнем выступлении, в период газового кризиса, Хиллари Клинтон, будущий госсекретарь США, упомянула газопровод «Набукко» и необходимость поиска альтернативных путей поставок газа в Европу.
В связи с этим, можно предположить, что призрачные шансы на строительство газопровода «Набукко», всё ещё сохраняются.
Вместе с тем, следует помнить, что в ближайшие годы, всемирный экономический кризис, существенным образом, окажет влияние и подорвёт и без того, слабые финансовые возможности, у стран, продвигающих идею «Набукко». Многим из них, это не позволит активно заниматься вопросом строительства альтернативного газопроводного пути. Самое большее, на что они будут способны – это пассивное участие, в будущих Энергетических саммитах. Вероятнее всего, участники проекта, будут вынуждены отложить идею строительства газопровода «Набукко», на неопределенное время.