Мусульманское сообщество Кыргызской Республики представлено большим разнообразием групп и религиозных течений. Абсолютная свобода вероисповедания, обретенная в период независимости, позволила появиться, а позже уже и достаточно прочно укрепиться на территории республики различного рода сектам и новым религиозным культам. В этот процесс весьма активно были вовлечены и различные исламские организации и фонды. Религиозные эмиссары из стран Персидского залива, Африки, Пакистана, Индии и Турции активно занялись в Центральной Азии популяризацией идей собственных доктрин.
На этом фоне традиционное мусульманское сообщество Кыргызстана, представленное официальным духовенством и местными авторитетными теологами-учеными и их сторонниками, имея в своем арсенале определенный уровень религиозной просвещенности, тем не менее не обладает достаточными средствами, а также достаточным интеллектуальным потенциалом для проведения систематизированной, высококвалифицированной работы по популяризации идей своей программы в сфере религиозного образования и просвещения населения.
Религиозная ситуация, сложившаяся сегодня в Кыргызской Республике, во многом схожа с аналогичной во множестве стран с мусульманским населением. На этом, естественно, сказалась как сама история этих народов и государств, так и нынешние процессы, происходящие в мире и непосредственно в самих государствах, где представлены эти сообщества.
На примере Кыргызстана можно с уверенностью отметить, что ислам стал практиковаться преимущественно в обрядовой части и в быту. В пятничных проповедях внимание акцентируется на основных, базовых вопросах религии, как-то: правильное исполнение всех составляющих молитв, столпы веры, религиозные праздники, вопросы брака, милосердие, милостыня – садака и закят. При этом вопросы консолидации общества, популяризации труда как неотъемлемого залога благополучия индивида, получения знаний по-прежнему остаются без должного внимания. Шариат сводится к упрощенному пониманию мироустройства и общественных отношений.
Не уделяется должного внимания вопросам этики и порядочности. Нередко практикующие мусульмане, являясь публичными фигурами, становятся участниками недостойных, а порой и откровенно преступных деяний. При этом они продолжают заявлять о себе как об активных поборниках веры, участвуют в публичных мероприятиях, выступают по телевидению, что только дискредитирует религиозное мусульманское сообщество.
Крайне вяло популяризуются в традиционной религиозной среде идеи недопустимости расовой нетерпимости и нездорового национализма. Последние трагические события на юге Кыргызской Республики показали, что религиозные лидеры не смогли не допустить насилия. Более того, оказалось, что некоторые представители религиозных сообществ поддерживали радикальные настроения, однако даже они не предполагали, каких масштабов достигнет противостояние.
О том, что недовольство среди населения на юге Кыргызстана может вылиться в открытый конфликт, многие, в том числе и религиозные лидеры, знали задолго до начала трагических событий. Позже кто-то из этих «лидеров» просто уехал из страны перед началом конфликта, а кто-то и вовсе принимал активное участие в эскалации процесса. В первые дни конфликта никто из авторитетных представителей ни местного традиционного сообщества, ни зарубежных мусульманских организаций не пытался остановить людей, не призывал к недопущению насилия. В разгар событий подобных заявлений и призывов со стороны религиозных деятелей так и не прозвучало.
Конфликтный потенциал национализма в республиках Центральной Азии известен практически всем экспертам, занимающимся изучением региона. При этом юг Кыргызстана представляет собой наиболее конфликтогенную зону, где мусульмане претендуют на высокий уровень практики ислама.
Мусульманское сообщество среди самих кыргызов остро ощущает также и региональную проблему – трайбализм. Это отражается на всех уровнях общественных отношений, в том числе и в религиозной среде. Так, к примеру, в день свержения первого президента КР А. Акаева, а в последующие дни в центральной мечети наблюдались случаи, когда некоторые прихожане заявляли о допустимости грабежей, так как, по их мнению, это имущество было приобретено незаконным путем. Также имели место случаи, когда довольно уважаемые активисты одного из мусульманских джамаатов приветствовали свержение «северянина» Акаева.
Можно утверждать, что мусульмане в Кыргызстане, независимо от национальности, ставят родовые, расовые, клановые и региональные доминанты выше, чем религиозные предписания, жёстко запрещающие разделение правоверных. При этом уровень агрессивного национализма становится с каждым годом всё выше.
Следует отметить, что общий рост практикующих ислам людей в республике увеличивается в геометрической прогрессии. Люди посещают не только пятничные молитвы, но и повседневные намазы в мечетях. Государственные и частные СМИ стали уделять вопросам ислама больше внимания, на телевидении появились передачи с участием представителей духовенства. Интерес к исламу у общества значительно возрос.
Но какой ответ получают те, кто, проявляя интерес к исламу, находится, так сказать, на перепутье или в поиске. Позиции по множеству вопросов современности в области политики, права и экономики некоторыми представителями традиционного религиозного сообщества по-прежнему основываются на трудах ученых 16–18 веков, или же знание об этих вещах попросту отсутствует, а понимание индивидом ислама ограничивается лишь знанием дозволенного и запретного. Фундаментальные научные знания о религии в нашей республике представлены в крайне скудном объеме. В книгах по исламу, которые можно найти, в основном, на книжных развалах и в уличных лотках, внимание акцентируется лишь на базовых вопросах практики намаза, веры и сунны.
Между тем информация о различных отраслях мусульманского права (шариата), политике и экономике, которая бы исходила от местного религиозного мусульманского сообщества, практически отсутствует. Этими вопросами активно занимаются представители зарубежных мусульманских организаций. Речь, конечно же, не идет только о какой-либо деструктивной деятельности. Более того, можно со всей уверенностью утверждать, что часть новых теологических мусульманских программ и доктрин, появившихся в республике, придала новый импульс интеллектуальному развитию мусульман Кыргызстана.
Вместе с тем особое внимание следует обратить на то, что в регионах среди представителей духовенства по-прежнему имеют место случаи крайнего невежества. Причем невежества не только в том, что касается знания «светских наук», но и самого ислама. Нередко скудное, а порой и искаженное понимание ислама и шариата вкупе с узким кругозором становится причиной маргинализации мусульман. Особенно остро это ощущается в провинции. Подобные факторы становятся одними из звеньев, формирующих конфликтный потенциал в обществе, усиливают трайбализм и межнациональные противоречия. У активной, ищущей молодежи это вызывает отторжение и становится основанием для поиска иных религиозных доктрин, разработанных за рубежом, порой даже не мусульманами.
Широких масштабов в нашей республике за последние 10 лет достиг этнонационализм. Это происходило и происходит как с подачи некоторых политиков, так и в процессе внутренней миграции населения из сел и аулов в города. Человек, приехавший из провинции, воспринимает, например, дунганина из Бишкека, несколько поколений которого живет в Кыргызстане, как чужеземца, и при этом не важно, что они вместе ходят в мечеть, празднуют общие религиозные праздники. Несмотря на практику того же намаза, вопрос национальной принадлежности по-прежнему превалирует над религиозной общностью.
Что говорить о других национальностях, когда мусульманин – кыргыз по национальности с юга считает кыргыза с севера, тоже мусульманина, «не своим». Окрепшая в последние годы тенденция делить общество на «своих» и «чужих» усиливает конфликтный потенциал. Однако ни государство, ни ДУМК всерьез этой проблемой не занимаются. Некоторые вопросы, связанные с проявлениями национализма, затрагиваются в отдельных проповедях, заявлениях, но о какой-либо серьезной политике или программе со стороны духовных лидеров или представителей властных структур говорить не приходится. Этим активно занимаются, пожалуй, только западные НПО.
Уже много лет то тлеющие, то вновь разгорающиеся проблемы, связанные с хаджем, периодическое смещение муфтиев и глав государственной комиссии по делам религии, внутреннее противостояние в ДУМК КР, которое становится достоянием общественности в самой неприглядной форме, только усложняют ситуацию. Нередко в крупных городах секулярное сообщество республики, получившее светское высшее и среднее образование, воспринимает мусульман как неграмотных и невежественных людей, не имеющих представления об элементарных вещах (и говоря откровенно, не безосновательно).
Говоря о традиционном мусульманском сообществе Кыргызстана, следует подчеркнуть, что в термин «традиционное» не вкладывается наличие неких традиций, присущих исключительно мусульманам нашей республики. В основе понятия лежит принцип, исходящий, прежде всего, из исторического опыта, объединяющего верующих на основе общих позиций религии, не находящихся в прямом противостоянии с общей линией духовенства республики. Конечно, в той или иной мере традиционное мусульманское сообщество пересекается с новыми исламскими доктринами, но всё же в определенных вопросах это самое традиционное сообщество ищет ответа не у иностранных религиозных деятелей, а прежде всего у местного духовенства.
В данном контексте необходимо отметить довольно важный момент: «традиционалистов» с каждым годом становится всё меньше. Более того, авторитет официального духовенства в республике не так высок, как хотелось бы. И как следствие – постоянно растущий уровень популярности идей, привнесенных различными религиозными деятелями и активистами из стран Персидского залива, Пакистана и даже Европы и США.
При этом сразу хотелось бы отмести все предрассудки в отношении иностранных эмиссаров, связанные с внедрёнными в сознание людей ложными представлениями о том, что все иностранцы, работающие в КР в религиозной среде, являются агентами иностранных государств и заинтересованы исключительно в подрывной деятельности. Конечно же, это не так.
Проблема не в том, что они иностранцы и продвигают собственные религиозные доктрины, которые не приветствует официальное духовенство республики. Проблема заключается в том, что люди, занимающиеся популяризацией идей различного рода школ и религиозных практик, имеющих место в странах Персидского залива и Пакистане, приезжают в республику, порой вообще не имея представления о укладе жизни, менталитете местных народов, традициях, политическом и государственном устройстве страны (примеров можно привести множество). Вследствие чего люди, которые становятся приверженцами или членами этих сообществ, начинают практиковать традиции, вступающие в противоречие с уже существующими, при этом являющимися абсолютно приемлемыми и разрешенными с точки зрения ислама устоями жизни мусульманского сообщества в КР.
Посещая таалимы (теологические занятия) активистов некоторых зарубежных течений, слушатели отмечают довольно своеобразное видение миропонимания, свойственное не шариату, а больше традиционным устоям и обычаям в Пакистане или Саудовской Аравии. Но непросвещенные мусульмане воспринимают это как требование шариата, а не как просто традиции этого народа.
Мусульмане из-за рубежа занимаются, в основном, строительством мечетей, продвижение же социальных проектов, направленных на здравоохранение, среднее и высшее образование, в сферу своей деятельности они не включают. Местное духовенство тоже не имеет четкой программы религиозного обучения, соответствующей реалиям нынешнего времени. В то же время неохристианские секты и течения активно заняты освоением гражданского общества республики. Через различные гуманитарные проекты и программы население Кыргызстана активно вовлекается в процесс прозелитизма в православной и мусульманской среде. Члены сект активно занимаются гуманитарными вопросами, благотворительностью, довольно активна деятельность сект в организации и проведении конференций и круглых столов, посвященных религиозной тематике.
На данном этапе со всей очевидностью можно утверждать, что государство в вопросах формирования мусульманского сообщества выступает больше как участник процессов, но никак не инициатор и организатор проектов в религиозной политике.
Религия является для человека неким личным, неприкосновенным и сакральным явлением. В рассмотрении вопросов, связанных с религией, следует быть крайне острожным и внимательным. Этот мощнейший ресурс мобилизации целых народов и государств должен находиться в ведении государства и представлен высокообразованными, порядочными и опытными людьми. Полагаю, что в разработке механизмов регулирования отношений между государством и религией должны принимать участие исключительно компетентные в этих вопросах лица. Вместе с тем в отношении ислама необходим совершенно отличный от других конфессий подход, а использование материалистической научно-технической базы в рассмотрении вопросов, связанных с исламом, сегодня было бы крайне неразумным.