Информационный обзор. Новости Черноморского флота, российского кораблестроения, судоремонта, научная, общественная и культурная жизнь морского сообщества Юга России, происшествия
Черноморско-Средиземноморский бассейн, Севастополь, ЧФ
В церемонии открытия МВТФ «Армия-2021» и АрМИ-2021 принял участие Президент Российской Федерации
В военно-патриотическом парке «Патриот» на церемонии открытия Международного военно-технического форума (МВФТ) «Армия-2021» и Армейских международных игр 2021 года (АрМИ-2021) Президент Российской Федерации – Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами России Владимир Путин выступил с приветственным словом.
Он отметил, что в этом году рамках в МВТФ «Армия-2021» участвуют более 90 процентов предприятий и организаций оборонно-промышленного комплекса России, что на площадках форума возможность ознакомиться с новейшими техническими достижениями России в области обороны получили ведущие специалисты из почти 100 стран мира. Президент России также подчеркнул, что на форуме особое внимание будет уделено внедрению в практику технологий искусственного интеллекта. Пожелав участникам форума плодотворной работы, а конкурсантам армейских игр успехов в состязании, Президент России Владимир Путин объявил Международный военно-технический форум «Армия-2021» и Армейские международные армейские игры 2021 года открытыми.
Дальше в рамках форума Владимир Путин в режиме видеоконференции дал команду на закладку боевых кораблей для Военно-Морского Флота на ведущих российских судостроительных предприятиях.
Форум «Армия-2021» проходит с 22 по 28 августа в военно-патриотическом парке культуры и отдыха Вооружённых Сил Российской Федерации «Патриот», на аэродроме Кубинка и на полигоне Алабино, а также во всех военных округах и на Северном флоте. В рамках мероприятий предусмотрены экспозиции, демонстрационные и научно-деловые программы.
В этом году параллельно с форумом (с 22 августа по 4 сентября) состоятся VII Армейские международные игры, участие в которых примут команды из 44 стран. Совместно с Россией игры принимают одиннадцать государств.
Россия будет развивать свой военный флот и систему его базирования
Россия будет совершенствовать систему базирования Военно-Морского Флота, развивать военно-морской потенциал страны, заявил президент РФ Владимир Путин в понедельник на церемонии закладки новых кораблей и подлодок, которая состоялась в рамках форума «Армия-2021». «Мы будем и далее развивать военно-морской потенциал России, совершенствовать систему базирования и инфраструктуру флота», – сказал президент.
По его словам, РФ будет «оснащать корабли новейшим вооружением и техникой, отрабатывать сложные учебно-боевые задачи на учениях, в дальних морских походах». «Будем проводить демонстрацию российского флага в стратегически важных районах Мирового океана», – подчеркнул Путин. Он отметил, что «такие масштабные и ответственные задачи обусловлены геополитическим положением нашей страны, ее ролью в мировых делах». Президент указал, что создание боеспособного Военно-Морского Флота предъявляет повышенные требования к российским кораблестроителям.
В режиме видеоконференции президент отдал команду на закладку боевых кораблей для ВМФ на ведущих судостроительных предприятиях России. Речь идет о закладке двух атомных подводных крейсеров «Князь Потемкин» и «Дмитрий Донской» на АО «Севмаш», еще двух больших подлодок – «Можайск» и «Якутск» – на АО «Адмиралтейские верфи» в Санкт-Петербурге, а также о закладке двух корветов – «Грозный» и «Буйный» – на ПАО «Амурский судостроительный завод» (Комсомольск-на-Амуре).
Из выступления командующего ЧФ адмирала И.В. Осипова:
Проведение Международного военно-технического форума «Армия-2021» на площадках ЮВО в Севастополе, Крыму и Новороссийске
В целях развития научно-технического потенциала оборонно-промышленного комплекса страны, военно-технического сотрудничества и создания условий для внедрения передовых разработок и технологий в интересах Российской Армии в период с 27 по 29 августа мы проведем 7-й Международный военно-технический форум «Армия-2021» на площадках Южного военного округа в Севастополе, Крыму и Новороссийске.
Форум на Черноморском флоте пройдет на 4-х площадках: в Городах-Героях Севастополе, Керчи и Новороссийске, а также в этом году впервые мероприятия Форума с динамическим показом вооружения, военной и специальной техники пройдёт в столице республики – городе Симферополе.
В статическом и динамическом показах на площадках Форума будет задействовано более 130 единиц современной боевой и специальной техники, порядка 30 воздушных судов объединения ВВС и ПВО ЮВО и морской авиации ЧФ, а также 25 кораблей и катеров флота.
В первую очередь при организации массового мероприятия мы уделили внимание соблюдению во всех местах его проведения комплекса санитарно-противоэпидемических мер, направленных на противодействие угрозе распространения новой коронавирусной инфекции. К участию в форуме будут допускаться лица, имеющие иммунитет к COVID-19 после вакцинации или перенесенного заболевания, либо с отрицательными результатами обследования на COVID-19 методом ПЦР. На площадках форума будут организованы: термометрия посетителей, контроль соблюдения масочного режима, развернуты пункты со средствами индивидуальной защиты (масками, респираторами, перчатками), антисептиками для дезинфекции рук.
Безусловно, самым зрелищным элементом форума на всех площадках станет динамический показ боевых возможностей военной техники. Для зрителей военнослужащие Черноморского флота и армейского корпуса продемонстрируют тактические приемы современного боя с применением армейской авиации.
Программа динамического показа по сравнению с прошлым годом значительно обновлена новыми эпизодами, демонстрирующими действия разведывательно-диверсионных групп, береговой ударной группы при нанесении ракетного удара, исполнения экипажами танков Т-72Б3М «Танкового вальса». Впервые в ходе динамического показа спланирована историческая часть, демонстрирующая знаковые события в истории города Севастополя с проведением реконструкций и показом техники времен Великой Отечественной войны. Десятки единиц современного вооружения и техники будут представлены в зонах статического показа. Посетители Форума «Армия-2021» смогут внимательно рассмотреть как снаружи, так и внутри танки Т-72Б3М, бронеавтомобили «Тигр», «Тайфун» и «Рысь», бронетранспортеры БТР-80 и БТР-82, артиллерию малой и большой мощности, реактивные системы залпового огня, зенитные ракетные комплексы С-400 «Триумф», а также множество других образцов вооружения и военной техники. Кроме того, все желающие смогут посетить статический показ кораблей флота, который будет организован на причале морского вокзала Севастополя.
Весь период проведения форума на его главной площадке в Севастополе будут также работать военно-спортивные кластеры, фуд-корты и зоны отдыха, выставка ретро-автомобилей, площадка для полетов на воздушном шаре. На спортивных площадках посетители смогут проверить свою физическую подготовку поучаствовать в соревнованиях по стрельбе из пневматического оружия, лука и арбалета.
В рамках проведения военно-технического форума «Армия-2021» будут развернуты мобильные пункты отбора на военную службу по контракту. Каждый желающий сможет узнать подробности о военной профессии.
Для посетителей военно-технического форума также предусмотрена культурно-развлекательная программа. На сценах с концертными программами и номерами художественной самодеятельности выступят артисты и музыканты военных, городских и районных творческих коллективов.
Также знаковым событием Форума и для Черноморского флота в целом, станет торжественное вручение боевых знамен дивизий и полков, участвовавших в Великой Отечественной войне. Реликвии будут переданы музею-заповеднику героической обороны и освобождения Севастополя, Керченскому музею истории обороны Аджимушкайских каменоломен, Феодосийскому краеведческом музею древностей и Крымскому историко-краеведческому музею.
В завершении, приглашаю жителей и гостей Республики Крым стать участниками этого интересного и полезного события.
На Черноморском флоте площадки форума будут развернуты в Городе-Герое Севастополе – кластер «Центральный» парка «Патриот» Южного военного округа и морском вокзале города; Городе-Герое Керчь – площадь Ленина; Городе-Герое Новороссийск – военный городок №10 Новороссийской военно-морской базы; городе Симферополь – аэродром «Заводское».
Источник: Отдел информационного обеспечения Черноморского флота
«Армия-2021» на площадках ЮВО пройдет в Городе-Герое Керчи и столице Крыма – Симферополе
Впервые в столице Республике Крым – Симферополе будет проведен Международный военно-технический форум «Армия-2021» на площадках Южного военного округа. Также примет Форум Город-Герой Керчь.
В рамках динамического показа в Симферополе военнослужащие Черноморского флота и армейского корпуса продемонстрируют действия мотострелкового отделения в засаде и высадку тактического воздушного десанта с преодолением препятствий, ведением огня холостыми выстрелами из стрелкового оружия и вооружения БТР, имитацией уничтожения целей с подрывом имитационных зарядов», показ боевых возможностей танка Т-72Б3.
Для жителей и гостей Керчи разведывательные подразделения ЧФ проведут показательные выступления по рукопашному бою с элементами высадки на необорудованный участок морского побережья.
Статическая выставка вооружения, военной и специальной техники в Симферополе и Керчи будет представлена следующими образцами: танк Т-72Б3, бронеавтомобили «Тигр» и «Тайфун», бронетранспортёры БТР-80 и БТР-82А, гаубицы Д-30 и «Мста-Б», реактивная система залпового огня БМ-21 «Град», противотанковый комплекс «Хризантема», беспилотные летательные комплексы «Орлан-10» и «Тахион». Также для гостей форума будет развернута выставка современного стрелкового оружия.
В период работы площадок Форума будут организованы военно-спортивные кластеры, выступления творческих коллективов города и воинских частей ЧФ. Кроме того, в каждом городе будут развернуты мобильные пункты отбора на военную службу по контракту.
Все желающие смогут узнать подробности о военной профессии, пройти профессиональное и психологическое тестирование для определения соответствия установленным требованиям, ознакомиться с особенностями и преимуществами военной службы по контракту, социальных льготах и гарантиях в соединениях и воинских частях Южного военного округа и Черноморского флота.
Прошедшим предварительный профессиональный отбор предложат подать заявление и пройти основные испытания для оформления на военную службу по контракту.
Источник: Отдел информационного обеспечения Черноморского флота
Новороссийская ВМБ Черноморского флота примет международный военно-технический форум «Армия-2021»
Военная гавань Новороссийской военно-морской базы Черноморского флота примет седьмой Международный военно-технический форум «Армия-2021», который пройдет на площадках Южного военного округа с 27 по 29 августа 2021 года.
Для всех гостей Форума на площадке ЮВО в Новороссийске для статического показа будет представлена боевая и специальная техника соединений и частей ЧФ и Воздушно-десантных войск, в том числе зенитный ракетный комплекс «Стрела-10М», бронеавтомобиль «Рысь», бронетранспортер БТР-82А, самоходная артиллерийская установка «Нона», боевая машина десанта БМД-2 и армейские мотовездеходы АМ-1.
На причалах НВМБ будут выставлены для показа спасательный буксир проекта 22870 «Профессор Н. Муру», противодиверсионный катер проекта 21980 «Кадет», патрульный катер проекта 03160 и новейший большой гидрографический катер проекта 23040Г «Борис Слободник».
В рамках динамического показа военнослужащие базы разыграют тактические эпизоды: «Задержание судна-нарушителя»; «Оказание помощи экипажу»; «Высадка десанта, встречный бой, захват плацдарма». В завершении показа выступят рейдовые буксиры НВМБ с композицией «Фонтаны на воде».
В период работы площадки Форума также будут организованы военно-спортивные кластеры, на которых посетители смогут проверить свою физическую подготовку, выставки современного стрелкового вооружения и специального водолазного снаряжения НВМБ, показательные выступления военнослужащих отряда специального назначения.
Кроме того, в рамках проведения военно-технического форума «Армия-2021» в Новороссийске, будут развернуты мобильные пункты отбора на военную службу по контракту.
Все желающие смогут узнать подробности о военной профессии, пройти профессиональное и психологическое тестирование для определения соответствия установленным требованиям, ознакомиться с особенностями и преимуществами военной службы по контракту, социальных льготах и гарантиях в соединениях и воинских частях Южного военного округа и Черноморского флота. Прошедшим предварительный профессиональный отбор предложат подать заявление и пройти основные испытания для оформления на военную службу по контракту.
В связи с действующими в регионе противоэпидемиологическими ограничениями, для сохранения здоровья гостей форума и выполнения санитарно-эпидемиологических мер, направленных на предотвращение возникновения вирусных инфекций, на контрольно-пропускном пункте НВМБ организован медицинский пункт осмотра прибывающих гостей и проведения термометрии. В целях соблюдения требований санитарной безопасности всем посетителям рекомендовано находится в медицинских защитных масках, а в местах общественного питания, проведения мероприятий форума – соблюдать социальную дистанцию.
В мероприятиях Международного военно-технического форума «Армия-2021» смогут принять участие все желающие жители и гости города Новороссийска. Для входа на территорию НВМБ при себе необходимо иметь паспорт и медицинскую маску.
Источник: Отдел информационного обеспечения Черноморского флота
На ЧФ завершена подготовка к испытаниям нового МРК «Циклон»
На Черноморском флоте завершена подготовка к испытаниям нового малого ракетного корабля «Циклон» проекта «Каракурт», который был построен на судостроительном заводе «Залив» в Керчи и спущен на воду летом 2020 года. В настоящее время новый МРК базируется в Новороссийской военно-морской базе ЧФ, где будут проведены государственные испытания корабля.
Экипаж корабля, сформированный на ЧФ из военнослужащих по контракту, после завершения обучения в Объединенном учебном центре ВМФ в Санкт-Петербурге, прибыл на корабль и приступил к освоению заведования в соответствие с боевыми номерами. В ближайшее время экипаж совместно с представителями судостроительного завода приступит к выполнению программы испытаний. Включение МРК «Циклон»» в боевой состав Черноморского запланирован на конец 2021 года. Корабль будет выполнять задачи в составе соединения ракетных кораблей ЧФ.
МРК проекта «Каракурт» имеет на вооружении универсальный ракетный комплекс с ракетами «Калибр», артиллерийскую установку АК-176МА, зенитный ракетный комплекс «Панцирь-М», крупнокалиберные пулемётные установки. Дальность плавания корабля 2500 мил, автономность 15 суток.
Источник: Отдел информационного обеспечения Черноморского флота
Инженерные подразделения Южного военного округа в ходе специальных учений задействовали комплекты оперативного развертывания временных дорог для преодоления войсками участков местности со сложным рельефом.
У береговой черты личный состав понтонного подразделения осуществил сброс звеньев понтона в воду, затем из них была собрана паромная переправа длиной 60 м и грузоподъемностью 170 т. При помощи созданных паромов и буксирно-моторных катеров БМК-460 специалисты обеспечили переправу колесной техники через водную преграду шириной около 400 м. В целях оборудования съездов к переправам специалисты инженерных войск воспользовались мотопомпами для размытия грунта.
Специальные учения с инженерными соединением и воинскими частями по обеспечению войск ЮВО пройдут одновременно на территории десяти полигонов в Астраханской, Волгоградской и Ростовской областях, Дагестане и Крыму, а также на военных базах в Абхазии, Армении и Южной Осетии.
Всего на специальные учения инженерных войск ВС РФ привлекается более 6,5 тыс. военнослужащих ЮВО, задействовано около 1 тыс. единиц вооружения, военной и специальной техники.
В Крыму прошло специальное учение инженерных подразделений ЧФ
Подразделения инженерных войск Черноморского флота провели специальное учение на полигоне в Республике Крым. Военнослужащие инженерных подразделений после совершения многокилометрового марша, провели комплекс мероприятий по скрытию и имитации существующего морского причала с целью введение противника в заблуждение относительно реального местоположения причального фронта кораблей и судов флота.
Также в ходе учения были отработаны действия подразделений по установке минно-взрывных заграждений и проделыванию в них проходов для воспрепятствования высадки морского десанта на побережье. Для выполнения данной задачи военнослужащие осуществили минирование водной акватории противодесантными минами с использованием гусеничных плавающих транспортеров (ПТС-2), а расчеты гусеничных минных заградителей (ГМЗ-3) установили противотанковые минно-взрывные заграждения на побережье.
Кроме того, военные инженеры ЧФ для преодоления колонны техники противотанковых рвов навели тяжёлые механизированные мосты (ТММ-3М), провели инженерную разведку маршрутов выдвижения боевой техники и личного состава на наличие взрывоопасных предметов с использованием миноискателей «Коршун» и ИМП-С2, с помощью инженерной машины разграждения (ИМР-2М) военнослужащие оборудовали проходы и расчистили завалы на пути своего следования.
В специальном учении инженерных подразделений Черноморского флота приняло участие более 150 военнослужащих и около 50 единиц военной и специальной техники.
Источник: Отдел информационного обеспечения Черноморского флота
Противолодочники отработали поиск и обнаружение подводной лодки во взаимодействии с противолодочным вертолётом
Экипажи малых противолодочных кораблей «Касимов» и «Ейск» Черноморского флота в составе корабельной поисковой ударной группы (КПУГ) отработали поиск и обнаружение подводной лодки условного противника во взаимодействии с экипажем противолодочного вертолёта Ка-27М. Роль условного противника выполнял экипаж одной из подводных лодок ЧФ.
В ходе учения экипажи МПК «Касимов» и «Ейск» отработали задачи по поиску и слежению за подводной лодкой, а также выполнили комплекс корабельных учебных упражнений по подводной цели с применением торпедного и реактивного бомбового вооружения, используя собственные данные и данные о ПЛ от противолодочного вертолёта.
Кроме того, в ходе поиска ПЛ, экипажи кораблей выполнили задачи противовоздушной обороны КУГ на переходе морем с выполнением зенитных ракетных и артиллерийских стрельб по воздушной цели – парашютной мишени. К данному этапу отработки задач был привлечён экипаж самолёта Су-24МР.
Учение прошло в одном из морских полигонов в акватории Чёрного моря в соответствии с планом боевой подготовки сил флота.
Источник: Отдел информационного обеспечения Черноморского флота
ЧФ получит патрульный корабль «Виктор Великий» в 2022 году
В следующем году на главную базу Черноморского флота поступит патрульный корабль проекта 22160 «Виктор Великий», сообщили источники «Известий» в военном ведомстве. Минобороны приняло решение направить его в Севастополь. Там корабль пополнит ряды 68-й бригады кораблей охраны водного района. В задачи этого соединения входят оборона мест базирования кораблей ЧФ, защита судоходства, патрулирования морских рубежей страны.
«Виктор Великий», названный в честь офицера ВМФ СССР Виктора Ивановича Великого, удостоенного в 1944 году звания Героя Советского Союза, станет пятым представителем серии. На сегодняшний день в строю находятся три патрульных корабля – «Василий Быков», «Дмитрий Рогачев» и «Павел Державин». Еще один, «Сергей Котов», в начале этого года был спущен на воду и готовится к испытаниям. Это самые новые корабли в Российском ВМФ, они поступают на флот с 2018 года.
Патрульные корабли проекта 22160 имеют водоизмещение 1,5 тыс. т и развивают скорость до 25 узлов. Они могут находиться в автономном плавании до 60 суток. На них установлены автоматическая 76-миллиметровая пушка, два гранатомета ДП-65 и два крупнокалиберных пулемета «Корд». Корабли оснащены современной гидроакустической станцией и противодиверсионным оборудованием.
Особенность кораблей типа «Василий Быков» в том, что они спроектированы по модульной схеме. Это позволяет установить на них вооружение или оборудование под конкретную задачу. Все необходимое монтируется на 40-футовых контейнерах, которые устанавливают на корабль.
Корабли Северного флота вошли в порт Алжира после отказа властей Испании в праве войти в порт Сеуты
Отряд кораблей Северного флота ВМФ РФ, которому 20 августа испанскими властями было отказано в заходе в порт города Сеута, зашел в порт Алжира (столицу одноименного государства в Северной Африке), сообщает пресс-служба Северного флота. «Сегодня (вчера – Ред.) отряд кораблей и судов обеспечения Северного флота, выполняющий задачи дальнего похода в Средиземном море, совершил деловой заход в город-порт Алжир – столицу одноимённого государства в Северной Африке. В составе отряда – большой противолодочный корабль «Вице-адмирал Кулаков», спасательно-буксирное судно «Алтай» и средний морской танкер «Академик Пашин», – говорится в сообщении СФ.
В пресс-службе отметили, что программой захода кораблей предусмотрен ряд протокольных мероприятий с участием командования отряда кораблей и командования Центральным военно-морским районом ВМС Алжира. «Планируется, что российский корабль посетит Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ в Алжире», – отметили в пресс-службе.
За время пребывания в иностранном порту большой противолодочный корабль и суда обеспечения Северного флота пополнят запасы пресной воды и продовольствия, морякам будет предоставлено время для отдыха. Деловой заход отряда кораблей Северного флота в Алжир продлится до среды, добавили в СФ.
Из главной базы СФ города Североморска «Вице-адмирал Кулаков» вышел 28 июня. За время дальнего похода экипаж российского большого противолодочного корабля преодолел уже более 9,5 тысяч морских миль.
20 августа испанская газета El Pais сообщила, что МИД Испании не позволил двум российским военным кораблям зайти в порт Сеута. Большой противолодочный корабль «Вице-адмирал Кулаков» и спасательное судно «Алтай» не смогли войти в испанский порт, так как МИД Испании не получил необходимую информацию от военных о дальнейшем маршруте российских кораблей после выхода из Сеуты, сообщило издание. Согласно публикации, министерство обороны Испании не имело возражений. По утверждению El Pais, данный шаг является политическим, так как Мадрид должен принять весной 2022 года следующий саммит глав государств и правительств НАТО. Позднее стало известно, что российские корабли встали на якорь в 46 км от побережья Алжира.
Визиты кораблей ВМФ России в Сеуту являлись обычной практикой с 2010 по 2016 годы. За это время было осуществлено около 60 заходов российских военных кораблей всех типов. С октября 2016 года эта практика была приостановлена из-за возражений Великобритании, которая подвергла Испанию критике за материально-техническую поддержку кораблей, принимавших участие в российских операциях в Сирии.
В День независимости Украины над Киевом пролетит авиация НАТО
Авиация стран НАТО пролетит над Киевом по случаю парада в честь Дня независимости Украины. Об этом сообщает «РБК-Украина» со ссылкой на посольство США в республике. По данным дипмиссии, в полдень, 24 августа, жители Киева смогут увидеть американские самолеты КС-135 Stratotanker и P-8 Poseidon, польские F-16, британские Eurofighter Typhoon, а также словацкие транспортники C-27 Spartan и вертолеты UH60 Black Hawk. Кроме того, в параде примет участие боевая и транспортная авиация Воздушных сил Украины и Министерства внутренних дел страны.
Ранее стало известно, что полтора десятка украинских парашютистов устроят на аэродроме в Днепропетровской области показательные выступления. Во время прыжка они также станцуют гопак. Шоу будет сопровождаться танцем и музыкой на земле. Во время приземления десантники будут буксировать большой государственный флаг.
День независимости Украины ежегодно отмечается 24 августа. По замыслу властей, в этом году он растянется на три дня и будет сопровождаться концертами, военными парадами и чествованием «великих украинцев». Кроме того, в этот период столицу республики посетят иностранные политики и дипломаты, там же пройдет «саммит первых леди».
Турецкие СМИ: Россия перебрасывает в Азовское море бронекатера морского спецназа
Россия направила в Азовское море бронекатера морского спецназа для противостояния диверсантам ВМС Украины, сообщают турецкие СМИ.
Как отмечается, переброску противодиверсионных лодок до места назначения осуществляет морской буксир «Сергей Балк», которым уже пройден Босфорский пролив в направлении Азовского моря. На его борту замечены зачехленные лодки проекта 02800 военно-морского спецназа. Турецкие обозреватели уверяют на этом фоне, что Москва намерена использовать бронекатера для борьбы с диверсантами ВМС Украины, учитывая то, что в данной морской зоне сторона является единственным противником. В частности, в Бердянске и Мариуполе базируются малые артиллерийские корабли украинского флота, там же – подразделения береговой обороны и военной авиации Незалежной.
Стоит добавить, что указанные бронекатера морского спецназа настолько засекречены, что технические характеристики их остаются неизвестными. Лишь высказывается предположения, что их задачей служит доставка спецназа ВМФ на берег и досмотровых групп на задержанный корабль. Также они могут использоваться для уничтожения морских диверсантов и пиратов, передает «ДОН 24» со ссылкой на зарубежный источник.
На российских верфях в настоящее время строятся четыре подводные лодки, в том числе две атомные, сообщил президент РФ Владимир Путин, открывая форум «Армия» в подмосковном Алабино. «Сегодня (в понедельник – Ред.) на ведущих верфях России закладывается два современных корабля ближней морской зоны, четыре новые подводные лодки, в том числе два атомных ракетоносца», – сказал Путин.
Он заявил, что ведется работа по созданию и повышению боевых возможностей перспективных образцов вооружения, среди них новый авиационно-ракетный комплекс «Кинжал», беспилотный летательный аппарат «Охотник». «Многие из таких вооружений по своим тактико-техническим характеристикам не имеют аналогов в мире, а по некоторым образцам можно твердо сказать: еще долго не будут иметь», – подчеркнул президент РФ.
Два новых корвета заложены на Амурском судостроительном заводе
Два новых корвета – «Грозный» и «Буйный» – заложены на Амурском судостроительном заводе в Комсомольске-на-Амуре Хабаровского края, сообщает пресс-служба правительства региона.
Команду на закладку боевых кораблей для ВМФ России сразу на трех верфях – АСЗ, Адмиралтейских верфях в Санкт-Петербурге и Северном машиностроительном предприятии в Северодвинске – дал президент РФ Владимир Путин. В торжественной церемонии в Комсомольске-на-Амуре приняли участие врио губернатора края Михаил Дегтярев, командующий Тихоокеанским флотом адмирал Сергей Авакянц и бывший командующий ВМФ России, адмирал в отставке, вице-президент Объединенной судостроительной корпорации Владимир Королев.
«Новые заказы для предприятия это – финансовая стабильность, загрузка минимум до 2028 года. Кроме корветов, АСЗ строит еще и малые ракетные корабли для Тихоокеанского флота. Это создает условия для модернизации предприятия и позволяет рассчитывать на дополнительную поддержку», – цитирует пресс-служба слова Дегтярева. По его словам, о поддержке АСЗ говорил председатель правительства РФ Михаил Мишустин, посещая предприятие в ходе рабочей поездки в регион 28 июля. Врио губернатора отметил, что поддержка необходима в первую очередь в вопросе строительства нового дока. Нынешний практически выработал свой ресурс. Сейчас правительство России готовит документы.
«Грозный» – российский корвет с управляемым ракетным вооружением ближней морской зоны. Это уже пятый корабль проекта 20380, строящийся на Амурском судостроительном заводе. «Буйный» – корабль проекта 20385, российский корвет с управляемым ракетным вооружением ближней морской зоны. Это первый корвет новой серии, который будет построен судостроителями Комсомольска-на-Амуре. Он спроектирован в развитие проекта 20380. Отличается более современным вооружением, размерами и имеет водоизмещение в 2430 тонн.
Амурский судостроительный завод входит в состав АО «Объединенная судостроительная корпорация». По уровню технического оснащения предприятие может строить и ремонтировать суда водоизмещением до 10 тыс. тонн, длиной до 190 метров и шириной до 20 метров. АСЗ имеет все необходимые сертификаты, позволяющие выполнять военные и гражданские заказы по производству металлоконструкций любой сложности в соответствии с нормами и правилами отечественных и иностранных классификационных обществ, в том числе при изготовлении объектов, подконтрольных Ростехнадзору. В настоящее время завод обеспечен заказами на строительство шести корветов. Контракт был получен в 2020 году после обращения главы региона к президенту и министру обороны с просьбой загрузить заказами АСЗ.
Постановка в док авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» сдвигается с 2021 на 2022 год
Сухой док на 35-м судоремонтном заводе будет готов к докованию авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» к концу 2021 года, но из-за погодных условий эту технологическую операцию проведут в середине 2022 года, сообщает «РИА Новости» со ссылкой источник, близкий к ОПК.
Как ранее заявил «РИА Новости» глава «Объединенной судостроительной корпорации» Алексей Рахманов, корпорация планирует начать докование авианосца летом 2021 года и сдать корабль флоту в оговоренные контрактом сроки – в 2022 году. «Готовность к докованию будет обеспечена к концу текущего года. Но с учетом погодных условий докование произойдет, скорее всего, в теплое время следующего года», – сказал собеседник агентства.
Авианесущей крейсер «Адмирал Кузнецов» в настоящее время проходит ремонт и модернизацию на 35-м судоремонтном заводе (Североморск). Как напоминает агентство, ранее с авианесущим крейсером «Адмирал Кузнецов», находящемся на ремонте, произошло несколько инцидентов. В октябре 2018 года при спуске корабля на воду случилась авария: плавучий док ПД-50, в котором находился корабль, резко ушел под воду, в результате чего на авианосец упал подъемный кран и повредил часть его палубы.
«Адмирала Кузнецова» затем перевели на 35-й судоремонтный завод в Мурманске, где на его борту возник пожар, когда искра от сварки попала в трюмное помещение, где было разлито топливо. Два человека погибли, более десятка пострадали.
ОСК также пришлось расторгнуть контракт с компанией, которая строила новый сухой док на заводе в Мурманске. Работы продвигались в десять раз медленнее того, что было прописано в контракте. Кроме того, подрядчик не смог отчитаться по авансу в 2,6 млрд. руб., отмечает «РИА Новости».
Невское ПКБ представило на «Армии-2021» новый БДК «Кайман»
Большой десантный корабль проекта 11711 второй серии «Кайман», представленный на форуме «Армия-2021» Невским проектно-конструкторское бюро (НПКБ), отличается от предшествующих вариантов повышенными эксплуатационными возможностями и способен составить основу обновленных десантных сил ВМФ РФ. Об этом в понедельник сообщил ТАСС заместитель гендиректора Невского ПКБ по кораблестроению и военно-техническому сотрудничеству Алексей Юхнин.
«Проект «Кайман» – это корабль развития предыдущей серии больших десантных кораблей «Иван Грен» и «Петр Моргунов», построенных на ПСЗ «Янтарь», – сказал он. – Надеюсь, что в ходе завершения строительства БДК новой серии («Владимир Андреев» и «Василий Трушин») флот примет решение по дополнительным заказам на корабли этой обновленной серии».
По оценке Юхнина, существующий на сегодняшний день состав десантных сил ВМФ, где до сих пор служат корабли постройки 60-х годов прошлого века, устарел и требует значительного обновления. «На замену этим БДК должны прийти корабли нового проекта «Кайман». Мы на это рассчитываем», – подчеркнул заместитель гендиректора Невского ПКБ. «При разработке проекта модели «Кайман» был сделан акцент в том числе и на заинтересованность в этом БДК инозаказчика. Одна из модификаций проекта – корабль поддержки сил высадки», – пояснил Юхнин.
Говоря об особенностях кораблей новой серии, он отметил, что их отличают улучшенные эксплуатационные характеристики: удобство управления, навигация, улучшенная маневренность, остойчивость. Большое внимание уделено улучшению обитаемости. Размер корабля несколько увеличился, выросла и мощность его энергоустановки. Масштабнее стал размер полетной палубы, которая теперь позволяет обеспечить одновременную подготовку к взлету двух вертолетов. Выгодно отличает новый корабль и его внешний вид. При этом, подчеркнул Юхнин, на новых БДК сохранен ряд достоинств кораблей предыдущей серии. Прежними остались система вооружения, платформенные решения, общекорабельные системы и устройства. Сохранилась также возможность высадки техники на необорудованное побережье, которую обеспечивает и носовое высадочное устройство со складной аппарелью.
ОСК показала на «Армии» линейку гражданской продукции
«Объединенная судостроительная корпорация» представила в ходе форума «Армия-2021» несколько проектов из области гражданского судостроения. Об этом сообщает корреспондент Sudostroenie.info.
В демонстрационном центре корпорации в подмосковной Кубинке можно увидеть модели сухогрузного судна «Финвал 8000» проекта 23640 (разработчик – Невское ПКБ), универсального сухогруза-контейнеровоза (разработчик – КБ «Вымпел»), научно-экспедиционного судна НЭС-160 «Альбатрос» (разработчик – Невское ПКБ), подводной платформы «Мурена» (разработчик – СПМБМ «Малахит»), а также глубоководного подводного аппарата «Витязь» (разработчик – ЦКБ МТ «Рубин»). Отметим, аппарат «Витязь» в натуральную величину также можно увидеть на «Армии», на отдельном стенде ЦКБ «Рубин».
Напомним, седьмой Международный военно-технический форум «Армия-2021» проходит с 22 по 28 августа. Основной площадкой форума является конгрессно-выставочный центр «Патриот» в подмосковной Кубинке.
ОСК удвоила уставный капитал Северной верфи
Уставный капитал петербургского ПАО «Судостроительный завод «Северная верфь»» в августе 2021 года вырос с 306,5 тыс. до 629,1 тыс. рублей, говорится в данных СПАРК, передает «Деловой Петербург». Месяцем ранее верфь отчиталась о завершении дополнительного выпуска ценных бумаг. Он начался в декабре 2018 года и продлился 2 года, завершившись в декабре 2020-го.
Допэмиссия проводилась по закрытой подписке, единственным покупателем стала Объединённая судостроительная корпорация, говорится в сообщении предприятия. Всего верфь разместила 322 611 акций (номинальной стоимостью 1 рубль каждая) по цене 12 357 рублей за штуку. Таким образом, по подсчётам «ДП», общая сумма привлечённых средств от ОСК составила 3,99 млрд рублей. Всего корпорация выкупила около 61% от общего объёма допэмиссии, объявленного изначально (он составлял 527 719 акций).
Как писал ранее «ДП», в июле совет директоров «Северной верфи» обновился больше, чем наполовину. Его возглавил бывший главком ВМФ Владимир Королёв, занимающий сейчас пост вице-президента ОСК по военному кораблестроению. На верфи продолжаются работы по строительству эллинга. Ввести в эксплуатацию первый этап нового судостроительного комплекса планируется до конца 2021 года.
В 2020 году выручка Северной верфи снизилась на 28%, до 14,9 млрд, прибыль составила 173,4 млн рублей (по сравнению с убытком 534,4 млн в 2019-м). По итогам первых 6 месяцев 2021 года выручка ПАО выросла до 8,66 млрд (4,4 млрд за аналогичный период 2020-го), при этом чистый убыток увеличился до 1,58 млрд (490 млн годом ранее).
В Зеленодольске спустили на воду два лоцмейстерских судна
Зеленодольский завод имени А.М. Горького спустил на воду лоцмейстерские суда «Александр Парфенов» и «Всеволод Пересыпкин». Об этом сообщает «Татар-информ». Оба корабля будут обслуживать инфраструктуру Северного морского пути, который стратегически важен для России, заметил заместитель Премьер-министра Татарстана – министр промышленности и торговли РТ Альберт Каримов.
«Коллектив Зеленодольского завода еще раз доказал, что он может выпускать и боевые корабли, и современные гражданские суда. Так решается еще одна задача, которая ставится руководством страны, – выпуск оборонными предприятиями гражданской продукции», – подчеркнул Каримов во время церемонии.
Корабли построены в рамках федерального целевого проекта «Северный морской путь» по программе госкорпорации «Росатом» по строительству и модернизации гидрографического флота для ФГУП «Гидрографическое предприятие». Суда будут задействованы в обеспечении безопасности мореплавания в акватории портов Северного морского пути. Программа «Росатома» предусматривает строительство до 2024 года еще пяти судов различного назначения и модернизацию трех действующих.
«Калашников» представил новую штурмовую лодку для спецназа
«Рыбинская верфь» (входит в Группу компаний «Калашников» госкорпорации Ростех) разработала первую в России надувную штурмовую лодку DS-RIB, предназначенную для оперативной доставки спецподразделений. Презентация новой лодки состоялась в ходе Международного военно-технического форума «Армия-2021».
Одной из основных особенностей лодки DS-RIB является система накачки воздухом, позволяющая наполнить ее за 45 секунд из баллона со сжатым воздухом в открытом море. Лодка также может транспортироваться на внешней подвеске вертолета.
Новая лодка создавалась из инновационных материалов, в конструкции штурмовой лодки впервые применен инновационный материал drop stitch («дроп стич»). Он позволил придать полностью надувной лодке мореходность глиссирующих лодок с надувными бортами типа RIB. Надувная палуба из drop stitch полностью заменяет применяемый в надувных лодках складной жесткий пол, – сообщил в ходе презентации генеральный директор «Рыбинской верфи» Сергей Антонов, говорит ТАСС. Лодка разработана в двух вариантах – DS-RIB 450 и DS-RIB 540, которые предназначены для перевозки восьми и 10-12 человек соответственно.
Ахтубинский ССРЗ спустил на воду морской противопожарный буксир-спасатель «Николай Семенченко»
АО «Ахтубинский судостроительно-судоремонтный завод» (Ахтубинский ССРЗ, Астраханская область, входит в ООО «Объединенные Верфи Вега») осуществил спуск на воду морского противопожарного буксира-спасателя проекта NЕ011 «Николай Семенченко», строящегося в интересах Министерства транспорта РФ. Об этом сообщила пресс-служба «Объединенных Верфей Вега».
Строительство судна осуществляется по госконтракту, заключенному с ФКУ «Дирекция госзаказчика», в рамках выполнения государственной целевой программы. Судно предназначено для буксировки несамоходных плавсредств, установки и снятия знаков плавучей и береговой судоходной обстановки, доставки и развёртывания средств ЛАРН, оказания помощи в тушении пожаров.
Морскому противопожарному буксиру-спасателю проекта NE011 присвоено название «Николай Семенченко» в честь начальника технического отдела Азово-Черноморского филиала ФГБУ «Морспасслужба» – Николая Семенченко.
АО «ОДК-Климов» впервые представило на Международном военно-техническом форуме «Армия-2021» макет гибридной силовой установки (ГСУ) для аппаратов морского применения, сообщает пресс-служба Объединенной двигателестроительной корпорации, в состав которой входит предприятие. «На основе этой силовой установки планируется разработать двигатель для скоростных маломерных судов», – сказано в сообщении, распространенном в понедельник.
По информации пресс-службы, в состав макета ГСУ входит газотурбинный двигатель, электрические двигатели, блоки силовой электроники, электрогенератор и блок аккумуляторных батарей. В сообщении приводятся слова исполнительного директора АО «ОДК-Климов», Александра Ватагина, который отметил, что морская авиация выполняет широчайший круг задач. По его словам, помимо боевых заданий, это и перевозка грузов, и спасательные операции, и заправка летательных аппаратов в воздухе. «Для выполнения этих функций актуальна высокая топливная эффективность, увеличенная энерговооруженность летательных аппаратов и безопасность полетов, возможность быстрого форсирования мощности. Все эти преимущества может дать применение ГСУ» – сказал Ватагин.
«Актуальность использования ГСУ в составе морской авиации также отмечают представители ВМФ России. Военные ожидают от ГСУ топливной эффективности, большого энергопотенциала для питания радиолокационных систем, станций радиотехнической разведки, радиогидроакустической системы», – говорится в сообщении.
«АО «ОДК-Климов» в качестве головного разработчика начало работу над проектом по созданию демонстратора ГСУ для летательных аппаратов в августе 2020 года. Первый демонстратор ГСУ планируется собрать и испытать с выходом на мощность 150 кВт в 2022 году. В 2023 году на базе двигателя ВК-650В будет создан демонстратор мощностью 500 кВт», – информирует пресс-служба.
Сообщается, что потенциальными объектами применения ГСУ данного класса мощности являются лёгкие многоцелевые вертолёты, перспективные беспилотные (опционально пилотируемые) летательные аппараты взлётной массой 2-8 т, самолёты местных воздушных линий, аэротакси, бизнес-авиация, летательные аппараты вертикального взлета и посадки.
«По итогам первого контрольного рубежа (КР-1) в проекте определена дополнительная цель по разработке ГСУ морского применения мощностью 200-250 кВт для скоростных маломерных судов различного назначения. В будущем полученный научно-технический задел будет использован для создания ГСУ для судов большей размерности», – сказано в сообщении.
«Волжский дизель им. Маминых» подал иск на банкротство АСЗ
В арбитраж Хабаровского края подан банкротный иск, адресованный ПАО «Амурский судостроительный завод». Иск от саратовского предприятия пока судом к производству не принят, передаёт ИА REGNUM.
Иск был подан предприятием из Поволжья – АО «Волжский дизель им. Маминых», но сумма претензий и прочие детали пока не сообщались. Третьим лицами в деле участвуют управление Росреестра по Хабаровскому краю, управление ПФР, а также управление ФНС по региону.
В марте 2021 года арбитраж частично взыскал с завода из Комсомольска-на-Амуре в пользу АО «Волжский дизель имени Маминых» долг – 2 473 500 рублей и неустойку – 20 777,4 рубля. Истец требовал 2,508 млн рублей, мотивируя задолженность договором от апреля 2020 года. Решение в мае устоялось в вышестоящей инстанции.
Компания-ответчик ведёт свою историю с 1932 года. Завод входит в дивизион АО «Объединённая судостроительная корпорация», в котором 100% акций принадлежит государству.
Владельца судоремонтной компании в Мурманске подозревают в присвоении и утилизации судна
Владелец судоремонтной компании стал фигурантом уголовного дела о незаконном присвоении чужого судна и его разделке на металлолом, сообщила пресс-служба УМВД России по Мурманской области.
Жителю Мурманска инкриминируется ч.4 ст.159 УК РФ (мошенничество, совершенное в особо крупном размере). По решению суда он отправлен под домашний арест на время расследования.
По версии следствия, в 2019 году обвиняемый незаконно получил право на чужое имущество – рыболовецкое судно компании, зарегистрированной в Камчатском крае. Вопреки решению суда он не вернул судно законному владельцу. «Северянин спрятал его на территории одного из предприятий Мурманской области, занимающейся судоремонтом. А в дальнейшем он совершил утилизацию судна путем его разделки на металлолом», – отмечают в УМВД.
Следствие оценивает ущерб в 3 млн рублей.
В ходе расследования по месту жительства предпринимателя сотрудники правоохранительных органов изъяли документы и крупную сумму денег, которые могут послужить вещественными доказательствами его вины.
Названия судоремонтной компании и камчатской компании-судовладельца в полиции не раскрывают.
Правительство утвердило перечень разрешенных видов продукции для прибрежного рыболовства
Правительство России официально определилось с видами продукции, которую разрешено производить на судах рыбопромыслового флота, осуществляющих прибрежное рыболовство. Распоряжение об утверждении перечня подписал премьер-министр Михаил Мишустин, сообщается на сайте Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров.
В список разрешённой для «прибрежки» продукции вошли: рыба морская живая, не являющаяся продукцией рыбоводства (ОКПД 03.11.1); рыба морская, свежая или охлажденная, не являющаяся продукцией рыбоводства (ОКПД 03.11.2); моллюски и водные беспозвоночные прочие живые, свежие или охлажденные, не являющиеся продукцией рыбоводства (ОКПД 03.11.42); печень или молоки рыбы свежие или охлажденные (ОКПД 10.20.12).
Напомним, принятые в 2016 году и вступившие в силу в 2020-м поправки в закон о рыболовстве ввели фактический запрет на производство любых видов продукции на «прибрежных» судах. Решить проблему прибрежного рыболовства удалось этим летом: 15 июня Госдума приняла поправки в отраслевой закон, которые разрешали рыбакам производить на судах определенные виды продукции. Их перечень и утвердило правительство.
Работа над законопроектом «о прибрежке» началась осенью 2020 года по инициативе главы Мурманской области. В феврале 2021 года проект документа внесла группа депутатов и сенаторов. При участии ВАРПЭ он дорабатывался в комитете Госдумы по аграрным вопросам. В мае и июне комитет провел несколько совещаний с участием представителей Минсельхоза, Росрыболовства, Совета Федерации, Пограничной службы ФСБ России и ВАРПЭ. 21 мая в режиме видеоконференции президент ВАРПЭ Герман Зверев провел регулярное рабочее совещание с руководителями отраслевых объединений Дальнего Востока и Севера. Участники встречи обсудили консолидированную позицию рыбацкого сообщества по законопроекту, которая была учтена в его итоговой версии.
Как отмечал Герман Зверев, над документом была проведена очень скрупулёзная работа. Закон о «прибрежке» регулирует добычу около 400 тыс. тонн водных биоресурсов. Его принятие позволит рыбакам поставлять на российский берег не только уловы, но и произведенную из них продукцию. «Это создает необходимые условия для обеспечения полномасштабной загрузки береговых предприятий и ритмичных поставок рыбопродукции на прилавки магазинов по всей, а жители прибрежных регионов получат возможность покупать охлаждённую рыбу», – отметил он.
Руководителем Туапсинского торгового порта назначен Дмитрий Ерков
21 августа на должность управляющего директора АО «Туапсинский морской торговый порт» назначен Дмитрий Дмитриевич Ерков. Об этом порталу «Морские вести России» сообщили в пресс-службе компании.
Дмитрий Дмитриевич окончил Севастопольский приборостроительный институт и Московский Всесоюзный заочный финансово экономический институт. С 1994 по 1995 год работал в Кубанском речном пароходстве. С 1995 по 1998 г. занимал должности главного специалиста, начальника сектора по работе с валютой в структурах Сбербанка РФ. С 1998 по 2004 г. работал в морской администрации порта Темрюк. С 2004 по 2007 г. был директором и заместителем директора Таманского филиала ФГУП «Росморпорт». С 2008 г. занимал должность заместителя управляющего директора – финансового директора АО «Туапсинский морской торговый порт».
«Туапсинский морской торговый порт» (входит в Группу ППК) – основной оператор одного из крупнейших портов в России – морского порта Туапсе. Парк перегрузочной техники ГК ТМТП включает 27 портальных крана грузоподъемностью от 10 до 124 тонн, а также 65 погрузчиков и бульдозеров. Грузооборот в 2020 г. составил 14,9 млн тонн.
Соревнования по фридайвингу прошли в Севастополе
Одно из лучших мест для фридайвинга на Крымском побережье – Балаклава.
Среди участников Сергей Зыков. Уже два года он живёт в Египте, в Дахабе. Это одно из лучших мест для фридайверов в Евразии. Там тренируются и новички, и спортсмены мирового уровня. Личный рекорд Сергея – 117 метров, мировой – 126.
Со всеми заданиями Сергей справился. На соревнованиях он единственный нырнул на глубину 70 метров и занял первое место. С победой член сборной России хочет вернуться и с Чемпионата мира, который в сентябре пройдет на Кипре.
Известный писатель-маринист представил в Севастополе новые книги
Писатель-маринист Владимир Шигин посетил Севастополь и провёл творческую встречу в Морской библиотеке. Журналист и публицист, капитан 1 ранга запаса передал в дар учреждению культуры свои новые книги, посвящённые событиям начала XX века – о том, как матросы и офицеры Военно-Морского Флота действовали в дни революции и Гражданской войны.
Сам Шигин родом из нашего города. Свои исторические статьи и рассказы он начал публиковать почти 40 лет назад, когда служил на Балтийском флоте заместителем командира малого противолодочного корабля.
«Новые книги – тетралогия у меня вышла, посвящённая матросам Гражданской войны, «Матросская революция» и «Мифы и правда Кронштадтского мятежа». И у меня сейчас выходит двухтомник, посвящённый Сталину: «Сталин и Военно-Морской Флот». Тема очень интересная для севастопольцев, потому что Сталин большое значение придавал Севастополю. Занимался предметно, неоднократно здесь бывал», – говорит секретарь Союза писателей России Владимир Шигин.
Полную версию интервью с писателем-маринистом Владимиром Шигиным смотрите в среду в выпусках «Вести.Севастополь» в 9.00 и 14.30.
Исследователи Севастопольского государственного университета оцифровали и опубликовали уникальные архивные материалы периода Великой Отечественной войны – «Оперативные сводки Штаба Черноморского флота в 1941-1942 гг». Это важный источник для изучения боевых действий флота и войск Красной Армии при обороне Крыма осенью 1941 – летом 1942 годов, деятельности Черноморского флота по укреплению позиций в Крыму, на керченском и севастопольском направлениях, организации и проведению Керченско-Феодосийской десантной операции (25-31 декабря 1941 года).
«Сводки также содержат информацию о событиях на Чёрном море, имевших место при наступлении немцев на керченском направлении и эвакуации войск Крымского фронта на Таманский полуостров; действиях Черноморского флота в период июньского наступления немцев на севастопольском направлении, а также деятельности Черноморского флота по снабжению Севастополя и по укреплению обороны Кавказского побережья Чёрного моря. В сборник включено 625 документов, которые публикуются впервые», – сообщила пресс-служба СевГУ.
На сегодняшний день опубликованы сборники документов и монографии, посвящённые изучению отдельных страниц истории войны. При этом далеко не все вопросы получили должное освещение. Одним из таких вопросов по-прежнему остаётся объективное освещение событий героической обороны Севастополя. До настоящего времени не введены в научный оборот многие важные исторические источники, находящиеся на государственном хранении в центральных архивах РФ, среди которых уникальные документы – ежедневные оперативные сводки штаба Черноморского флота.
В проекте также приняли участие заведующий Центром крымских исследований Института востоковедения РАН Виктор Лебединский и пригашённые специалисты в области изучения истории Севастополя и Крыма периода Великой Отечественной войны Александр Ефимов и Андрей Кохан при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований и правительства.
Ранее была рассекречена документация по восстановлению Севастополя после войны.
По материалам открытых источников подготовил С.П. Горбачев