На Украине принято решение саботировать реинтеграцию Донбасса, прописанную в Минскве-2, и взят курс на построение жесткого унитарного государства. Это утверждение следует из анализа двух недавних сообщений, укладывающихся в общую логику поведения Киева в процессе урегулирования ситуации на Донбассе.
В начале апреля многих поразила «утечка» со встречи президента РФ Владимира Путина с членами РСПП, о том, что Порошенко, якобы, предлагал Путину забрать Донбасс. Незадолго до этого сам украинский президент заявил, что он в принципе готов пойти на референдум о федерализации Украины, будучи уверенным, что граждане скажут своё решительное «нет». Эти заявления произошли еще и на фоне централизации власти, после подавления «мятежа» Коломойского и принятого курса легализацию боевиков «Правого сектора» (запрещен на территории РФ).
Политолог Михаил Ремизов совершенно не удивлен данной логике. По его мнению, следование договорённостям, которые были приняты в Минске Россией и Европой, абсолютно не противоречит построению жестко унитарной Украины.
«В Минских соглашениях реальных гарантий для автономии Донбасса нет. Там о федерализации даже нет речи. Что касается «особого статуса» для Донбасса, точнее «отдельных районов областей», то он предполагается в тех пределах, в которых он был обозначен украинским законом, принятым и отменённым, т.е. в очень ограниченных рамках», — объясняет политолог.
Порошенко демонстрирует уверенность по поводу референдума о федерализации с полным на то основанием, т.к. если голосование проводить по всей Украине, то результат предрешён. Другое дело, если проводить по отдельным регионам, считает Ремизов.
«Тогда результат может быть совершенно иным. Например, в Харькове проголосовали бы за автономию Харьковщины в составе Украины, также в Одессе и т.д., вплоть до того, что Ивано-Франковск мог проголосовать за автономию», — объясняет эксперт.
Таким образом, идея общеукраинского референдума – ничто иное, как политическая уловка, для того, чтобы в принципе снять тему федерализации с повестки дня.
По мнению еще одного российского политолога Модеста Колерова, главным мотором федерализации, как может показаться большинству парадоксальным, сегодня выступает не Юго-Восточная, а Западная Украина.
«Реальность такова, что действующая в условиях фактического военного положения и внутриполитического террора киевская власть на той территории, которую она контролирует, проведёт такой референдум, нарисует такие результаты, которые ей будут нужны, которые будут указаны из Вашингтона. Поэтому сам по себе референдум никакой роли не играет. И здесь главный вопрос для нас не в том, как будут голосовать регионы Юго-Востока Украины вне Донбасса, а как будут устанавливать теперь свои отношения с центром в Киеве регионы Западной Украины. Этот вопрос – номер один, потому что теперь в оставшейся части Украины главный мотор федерализации – Галичина», — высказал мнение политолог.
Логику Киева отчетливо обрисовал известный украинский политический аналитик Вадим Карасев:
«Идея референдума по федерализации с заранее известным результатом – «против» – это ответ Германии и Франции, которые требуют от Порошенко того или иного автономного статуса Донбасса с серьёзным федералистским акцентом», — объясняет эксперт.
Суть в том, что Порошенко прямо не может сказать Минску-2 «нет», надеясь, что «Нет!» громко сказанное украинцами на референдуме устроит участников Нормандского формата.
Говоря о желании Порошенко отказаться от Донбасса, эксперт представил интересную интерпретацию нашумевшего «диалога».
«Большинство политического класса, большая, если не б`ольшая часть общества считает, что ни каких уступок так называемым сепаратистским ДНР и ЛНР быть не должно. В этом контексте Порошенко Путину и сказал – «забирайтеся», в украинском переводе «убирайтесь». Т.е. убирайте свои войска и военную технику, и тогда мы возвращаем суверенитет и думаем о том, как дать особый статус Донбассу, но в унитарных рамках. Здесь возможны трудности перевода – «забирайтесь» могли услышать, как «забирайте», — объяснил киевский эксперт.
Что касается отношений Киева к Европе, то всё отчетливей звучит позиция: либо помогайте и воюйте, либо не мешайте, не сливайте.
Карасев объяснил такую формулу тем, что буква «Минска-2» не соответствует духу Киева.
«Европа тут не указ, для большей части правящего класса. Минский формат плохо составлен с точки зрения буквы. Но есть буква, а есть дух того или иного дипломатического документа. Хорошо, когда это совпадает. Но в данном случае — нет. Поэтому Киев дал свою интерпретацию Минским соглашениям, не противоречащую букве. По духу можно спорить, но спор – это возможность маневра. Если говорить о судьбе Минских соглашений, то что удалось достигнуть, и что устраивает немцев и французов, лидеры которых вложили весь свой политический капитал в разрешение конфликта – это формула «ни войны, ни мира», — заявил политианалитик.
Вадим Карасев считает, что ни военного, ни конституционного решения проблемы нет, и конфликт может быть заморожен на очень долгое время. По сути, он признает, что по прошествии времени, украинское общество поставит вопрос о надобности Донбасса.
«Надо, чтобы сменились элиты, время вылечило раны, сменились поколения для того, чтобы они уже решали – нужен ли, и насколько, Украине Донбасс. Должны быть какие-то ответы и в России. Ситуация патовая. экономически пока Донбасс привязан к Украине. Олигархи пока являются экономическими посредниками между Донбассом и Украиной, т.к. у них на той территории предприятия, они платят рабочим зарплату, делают заказы, введено де-факто двойное налогообложение — налог по месту расположения и налоги Украине. Пока эта ситуация всех устраивает и в тоже время все понимают, что она висит на волоске, на честном слове участников нормандского формата», — считает политолог.
Однако, никакие мнения украинских экспертов, ни устремления общества по отношению к Донбассу и вопросу о федерализации страны, не будут реализованы до тех пор, пока страна находится под внешним управлением. И так называемый киевский дух «Минска-2», на самом деле, дух Вашингтона.