Пережитая глобальная трагедия подвигала лидеров государств антигитлеровской коалиции к поиску решений нового миропорядка, правовых гарантий мирного сожительства стран без насилия и войн. Образование Организации Объединенных наций и создание Нюрнбергского трибунала явились главными событиями 20-го века в истории государства и права.
Как известно, суд начался 20 ноября 1945 года, а закончился 1 октября 1946 года в немецком городе Нюрнберге, откуда и стартовал в начале 30-х, фашизм.
Главный обвинитель от СССР Р.А.Руденко и его коллеги от США, Великобритании, Франции – подчеркивали превентивный характер судебного процесса. Он заложил основу целой новой отрасли — международного уголовного права. Здесь берут свое начало многие послевоенные документы как международная конвенция «О предупреждении преступлений геноцида и наказании за него», Конвенция о защите жертв войны и неприменении срока давности к лицам, совершившим преступления. Здесь берут свое начало такие понятия как «права и свободы человека и гражданина».
Одним из важнейших условий обеспечения прочного мира и безопасности стали принципы международного права «Неприменение срока давности», «индивидуальной уголовной ответственности нацистских военных преступников», а так же принцип «неотвратимости наказания всех нацистских преступников». Эти принципы закреплялись во всех документах в форме универсальной обязанности всех государств принимать необходимые меры по аресту, выдаче, преследованию и наказанию преступников и определялись как международно-правовые обязанности государств. Принципы «Неприменение срока давности» и «неотвратимости наказания» неоднократно подтверждались резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН. В Варшаве 7 июня 1964 года специальная международная комиссия по вопросам преследования нацистских преступников приняла Декларацию, где была сформулирована важная позиция международников: «Нацистские преступления являются преступлениями против человечества и по своей юридической природе в корне отличаются от обычных преступлений, а потому подлежат юрисдикции международного права. Последнее не знает срока давности»…
Эти же принципы были подтверждены резолюциями ООН 28 июля в 1965 году и 5 августа в 1966 году.
26 ноября 1968 года Генеральная Ассамблея ООН приняла «Конвенцию о неприменимости срока давности к военным преступления и преступлениям против человечества», которая стала ответом напоявившуюся тенденцию прекращения дел за давностью. Так суды ФРГ стали применять давность к нацистским преступникам с 1954 года.
Попытки списать Нюрнбергский процесс, и его принципы в прошлое, как отжившее явление, не выдерживает никакой критики. Новые военные вызовы, проявление экстремизма, терроризма не знают национальных границ и мир, стоящий на грани всемирной военной угрозы, как никогда ранее актуализирует принципы Нюрнбергского суда и правовые акты по предотвращению возможности возрождения фашизма, неонацизма.
Рассмотрим, хотя бы в сокращенном формате, законодательную базу и правоприменительную практику зарубежных стран в отношении неонацистских организаций, нацистских преступников и их пособников.
Австрия
Конституционный Закон о запрете Национал-социалистической германской рабочей партии (НСДАП) («запретительный закон»)от 8 мая 1945 г.
Суть «запретительного закона» изложена уже в первом параграфе, в котором «ставятся под запрет НСДАП, ее военные формирования (SS, SA, NSKK, NSFK), организационные структуры и присоединенные объединения, все без исключения национал-социалистские организации и учреждения, а также возобновление их деятельности».
Лица, продолжающие членство в партии или поддерживающие ее цели, объявляются виновными в совершении преступления с наказанием в виде смертной казни и конфискации всего имущества. При наличии серьезных смягчающих обстоятельств смертная казнь может быть заменена тюремным заключением на срок от 10 до 20 лет и конфискацией всего имущества.
В соответствии с новеллами 1992 г. в «запретительный закон» были внесены изменения, ужесточающие уголовную ответственность за любые попытки воссоздать или поддержать деятельность запрещенных нацистских организаций, ввело новый состав преступления, предусматривающий уголовную ответственность за отрицание нацистского геноцида и преступлений против человечности или за приверженность идеям национал-социализма.
Федеративная республика Германия
Ст. 84 и 85 УК ФРГ
Данными статьями предусмотрена ответственность за нелегальную деятельность партии, объявленной неконституционной. С 1949 г. в стране было запрещено 77 неонацистских и правоэкстремистских организаций. Решение о запрете 15 из них принималось федеральными властями, 62 — земельными.
Ст. 130 УК ФРГ
Предусматривает ответственность за разжигание межнациональной и иной розни, в т.ч. путем одобрения, прослав-ления или оправдания преступлений национал-социализма.
Ст. 86 и 86а УК ФРГ
По данным статьям строго (до 3 лет лишения свободы) карают за распространение символики, в т.ч. свастики, использование приветствий, лозунгов, речёвок и т.п. НСДАП, СС и других атрибутов гитлеризма, а также запрещенных неонацистских партий и группировок (исключения — кино, театр, научный и музейный оборот и т.д.). Ряд других статей и отдельных законов, направленных на предотвращение существенного роста числа правонарушений антисемитской направленности.
Испания
Ст. 14 Конституции Испании.
В испанской правовой системе нет юридических дефиниций фашизма и нацизма. Следовательно, отсутствуют и соответствующие законы, напрямую связанные с такими понятиями.
Противодействие пропаганде и реабилитации нацизма в Испании осуществляется через законодательно установленные запреты на разжигание расовой ненависти и дискриминации по признакам расовой, национальной, этнической и религиозной принадлежности, являющихся родовыми признаками фашизма.
Закон 1/2002 от 22 марта 2002 г. «О праве на объединение», закон 6/2002 от 27 июня 2002 г «О политических партиях» и ряд др., а так же статьи в УК развивают эти положения.
Португалия
Антифашистский закон № 64/78 от 6 октября 1978 г.
Относится к своему режиму Салазара-Каэтано, который был уничтожен апрельской революцией 1974 г., здесь применяется слово «фашизм». Соответственно, и в законодательстве употребляется именно это понятие. В Португалии принято словом «нацизм» именовать исключительно политическую идеологию гитлеровской Германии. Общественная организация «Антифаши-стский португальский союз», действующая в Португалии с 1974 г., не отмечает случаев появления в стране организаций фашистского характера, хотя ведет регулярный мониторинг событий.
Франция
1.Закон №2008-496 от 27.05.2008 г. «О борьбе с дискриминацией», рассматривает неонацизм как один из видов дискриминации среди прочих.
Во французском законодательстве нет отдельных законов, направленных на борьбу с проявлениями неонацизма. Также не выделяются в самостоятельную группу преступления, совершенные на почве расовой ненависти. В целом, проблема неонацизма для французов не актуальна – неонацистских групп и движений в стране практически нет.
Закон об аудио-визуальных СМИ №82-652 от 29.07.1982 г.
Отдельная ответственность возлагается французским законодательством на СМИ за распространение информации, содержащей экстремистские, в т.ч. антисемитские и расистские высказывания, и отрицание Холокоста.
Италия.
К 1943 году возраст фашистской диктатуры в Италии перевалил 20-летний рубеж. В апреле 1943 пал режим Муссолини. В ноябре 1947 года был принят закон о запрещении фашистской деятельности. Нарушение закона грозит до 20 лет тюремного заключения. Так же запрещающие законы принимались в 1952 и в 1961 г.г. Однако законы не применялись долгое время. Тем не менее, антифашизм итальянцев сыграл решающую роль в противодействии возрождающемуся нацизму. В 1960 году на попытку неофашистской партии провести свой съезд в городе Генуе, 20 миллионов итальянцев вышли на улицы городов Италии, протестуя против действий неофашистов. Съезд был отменен.
Польша
Ст. 13 Конституции РП, Ст. 256 УК РП, Ст. 257 УК РП Статья 55, Закона об Институте национальной памяти от 18 декабря 1998 г.
«Запрещается существование политических партий и других организаций, обращающихся в своих программах к тоталитарным методам и практике действий нацизма, фашизма и коммунизма, а также тех, программа или деятельность которых предполагают, либо допускают, расовую и национальную ненависть, применение насильственных методов с целью захвата власти или оказания влияния на политику государства, либо предусматривает засекречивание структур и членства».
Предусматривается наказание в виде штрафа или лишения свободы до трех лет лицам, «публично и вопреки фактам» отрицающим преступления нацизма и коммунизма против поляков (закон о памяти). В связи с этим, хочется отметить беспамятство Польши, освобожденной от фашизма Красной армией СССР.
Как видим, европейское законодательство в продолжение международного права основанного на принципах «Неприменение срока давности» и «неотвратимости наказания» выстроило заградительную законодательную систему против возрождения нацизма. При этом практика применения, особенности законодательства отражают травмированность государства, прививку в обществе от нацизма. В ряду этих государств, пережившая все ужасы фашизма Украина, оказалась незащищенной от возрождения этой коричневой заразы. Смерч войны опалил всю территорию Украины. В борьбе за освобождение Украины плечом к плечу насмерть стояли солдаты разных национальностей – граждане нашего общего государства. Миллионы из них навечно остались в украинской земле.
Дорогую цену заплатила страна за изгнание захватчиков из Украины. 28 тысяч братских могил на ее территории – тому свидетельство. Только при освобождении Киева погибли более 250 тысяч солдат и офицеров. А сегодня осуществляются попытки представить историю войны наизнанку. Коллаборантов и приспешников фашистов, выставляют борцами за независимость Украины.
Благодаря коллаборационизму Вермахт и войска СС пополнили свои ряды свыше 1,8 миллиона человек из числа граждан других государств и национальностей. Из них в годы войны было сформировано 59 дивизий, 23 бригады, несколько отдельных полков, легионов и батальонов
Следует учитывать один факт, во время Второй мировой войны подавляющая часть Европы, оккупированной Гитлером, сотрудничала с оккупантами, фактически смирившись с их присутствием. Возможно Гитлеру, не удалось бы так быстро навязать свою гегемонию почти всей Европе, если бы не пассивная реакция населения ряда европейских стран.
Подъем движения Сопротивления в Европе пришелся на конец германского господства. Так что уже после победы было создано немало мифов о масштабном итальянском и французском сопротивлении, и т.п.
Все эти политические факторы значительно усложнили после войны проблему наказания реальных военных преступников коллаборантов, приспешников и пособников фашизма.
В СССР в 1945-1947 гг. военные трибуналы осудили почти 11 тысяч советских граждан пособников нацистов. В последующие годы еще тысячи их предстали перед судом. А что происходило в Западных странах? Для сравнения: с мая 1945 г. по 31 декабря 1982 г. на территории ФРГ за участие в преступлениях совершенных нацистами было возбуждено более 80 тыс. дел, однако было наказано лишь 6456 человек. Затем прошло еще несколько процессов, но общее число осужденных судами по сегодняшний день уже в объединенной Германии так и не достигло 7 тысяч человек.
В 1986-1987гг в Симферополе. Судили Федора Федоренко – убийцу из Треблинки. Несколько раз Советский Союз требовал выдачи Федоренко для суда над ним, но каждый раз получал отказ. И все-таки Федоренко, стал первым военным преступником, которого США выдали СССР. Это произошло в декабре 1984 г. В июне 1986 года в Симферополе проходил процесс над Федоренко. Зал на 500 человек не мог вместить всех желающих. После прочтения обвинительного заключения возмущенные зрители требовали «разорвать на части» Федоренко, которому к началу суда исполнилось 79 лет. Суд длился девять дней, приговор – расстрел. Федоренко подал кассационную жалобу в Верховный Суд СССР, но в помиловании ему было отказано. В июле 1987 г. Федоренко был казнен. Это был последний процесс над нацистским преступником в СССР.
Мировой порядок, установленный после Второй Мировой войны, создание ООН, закрепление норм порядка в международном праве, сделали мир устойчивым на длительный период. С разрушением СССР, разрушилось большинство традиционных представлений о мире. Претензии Запада и продвижение своих интересов на постсоветское пространство, борьба за геополитические интересы ведет к расшатыванию мирового порядка. Налицо желание тотального слома не только границ между национальными государствами, но и слома большинства традиционных представлений о мире. Попытки игнорировать устоявшееся международное право и действовать по праву сильного. Демонстрацией последнего стала на днях в ООН речь президента Обамы, с претензией на право США устанавливать мировой порядок. Это опасный синдром!
После разрушения СССР, в некоторых независимых государствах началась реабилитация национальных преступников и их пособников. Россия – продолжатель Союза Советских Социалистических Республик (СССР), включая право по Уставу ООН, права участника Антигитлеровской коалиции и учредителя Международного военного Трибунала в Нюрнберге могла бы жёстче ставить вопросы, как на форумах СНГ, так и в международных организациях Европы.
В 2009 году были предприняты попытки в Государственной Думе РФ подготовить проект Федерального закона «О противодействии реабилитации в новых независимых государствах на территории бывшего Союза ССР нацизма, нацистских преступников и их пособников». Этот законопроект, собственно, был подготовлен, но нежелание обострять отношения с независимыми государствами, «наступать» на суверенитет, пока не позволили вынести его на всеобщее обсуждение. Хотя время бить в набат. Неонацизм расползается по земле. Идет возрождение идеологии и практики фашизма, основанных на признании превосходства какой-либо одной этнической группы, над другими.
Появляются политические и общественные организации, заявляющие о своем признании нацистской идеологии или выставляющие нацистских и фашистских деятелей в качестве своих духовных вождей.
Патриотизм и фашизм явления разные и манипуляции с ними, в том числе политические, могут слишком дорого стоить, как показала история Второй Мировой войны.