Патриарх Кирилл, выступая перед калининградскими студентами, отметил, что кризис может быть и проклятием, и благословением. Последнее возможно, если сделать из него правильные выводы.
Несомненно, «брюссельские посиделки», когда транзитеры энергоресурсов в лице Украины и получатели в лице ЕС заключили демонстративно антироссийский пакт — это серьезный удар по России. Можно сказать — попытка энергетического «нашествия двунадесяти языков». Пока «они» злорадствуют — достаточно почитать триумфалистские комментарии Ющенко и Тимошенко про то, как Россия должна «расслабиться» и смириться с проигрышем. Однако, «их» победа может и должна оказаться пирровой.
Почему?
Брюссельские договоренности, «дружба против Москвы» могут сплотить элиту России, и она найдет адекватный ответ. Многие российские «прагматики», наивно полагающие, что все и вся (интересы России, Европы, «украинский проект») сводится к экономике и материальной выгоде, наконец снимут «марксистские» очки и поймут очевидное: вопросы недопущения автокефалии Украинской Церкви, проблемы русского языка, фальсификации истории и прочая гуманитарная «ерунда», не менее важны, чем энерготранзит. Эти вопросы очень даже взаимосвязаны. В результате, наши первые лица будут делать такие же жесткие заявления, как сделаны по брюссельским «посиделкам», и когда СБ Украины откроет очередное дело против православных священников (таких как о. Дмитрий Сидор), или когда станут вновь захватывать храмы, а епископов (Сумского и Ахтырского Евлогия) потащат на допрос в прокуратуру за непризнание раскольников.
Важно осознать — Брюссельское соглашение носит цивилизационный, а не только экономический характер. Украина, отдавая контроль над ГТС структурам ЕС, отдает Западу важнейшую составляющую своего суверенитета.
Однако на цивилизационном поле у России есть все возможности для достойного, адекватного ответа Брюсселю. Именно сейчас открываются новые горизонты европейской политики России. Речь идет о диалоге с комплиментарными России общественными кругами, «другой Европой», ищущей альтернативы интеграции по брюссельски. Эти круги не столь малочисленны, как пытаются представить «еврооптимисты» — достаточно обратить внимание на провал «Евроконституции» во многих странах. Просто эти круги информационно и политически не консолидированы.
Для миллионов западноевропейских католиков и консервативных протестантов, не говоря уже о православных, Евросоюз и его идеология «секулярного тоталитаризма», когда защита традиционных ценностей уравнивается с экстремизмом, а гомофобия считается пороком, является олицетворением политической христианофобии. Против «брюссельского проекта», против парадоксального синтеза тоталитарного секуляризма и исламизации, выступают христианские интеллектуалы Европы. Они могут и должны стать «закваской» «другой Европы». Европы, ориентирующейся на Россию, как на страну, где христианские ценности доминируют. Для этого нужно совсем не много: уважать и защищать права и интересы христианского большинства – православного русского народа. Иначе, какой же мы оплот традиционных ценностей?
Одним из первых шагов в рамках адекватного, но ассиметричного, цивилизационного ответа Брюсселю и Киеву может стать Европейский Форум христианских консерваторов в Москве, который осудит саму идеологию, сам фундамент Брюсселя — проект секулярной антиклерикальной консолидации Европы, как проект лжеевропейский.
Что касается Украины, то с Ющенко и так все ясно, а вот Ю. Тимошенко должна пожалеть о таком понимании своих интересов. Всем «оранжевым» надо сказать — «чума на оба ваших дома», со всеми неизбежными для каждого из них экономическими и политическим последствиями.
Любое поражение надо обращать на пользу своей стране. Брюссельское соглашение не должно стать исключением.