С января 2012 года Россия, Белоруссия и Казахстан работают в Едином экономическом пространстве с последующим переходом к Евразийскому экономическому союзу. Однако, чтобы конструкция последнего была устойчивой и чтобы планы о создании Евразийского союза не вылилось в некое прожектерство, необходимо помимо материально-технической базы иметь устойчивую и современную идеологическую надстройку данного союза. Подобный подход не является каким-то наследием советского прошлого, а выступает в качестве общего правила построения относительно устойчивых политико-экономических объединений.
Наиболее территориально близкий пример – это Европейский союз. В последнее время ЕС поразили серьезные внутренние экономические неурядицы, но созданная в Евросоюзе политическая надстройка в виде Еврокомиссии, Европарламента и других наднациональных органов позволяет с той или иной долей успешности вести поиск путей по их преодолению.
Соответственно и в создающемся Евразийском союзе должна вестись серьезная работа в направлении формирования не просто каких-то общесоюзных органов, а серьезной и дееспособной политической надстройки. Причем в этом вопросе наш «союз трех» имеет существенные преимущества перед странами Евросоюза, т.к. всего двадцать лет назад Российская Федерация, Белоруссия и Казахстан состояли в единой державе, а опыт совместного проживания наших народов насчитывает не одно столетие. Отсчет же общей истории России и Белоруссии начался более тысячи лет назад.
Кроме того, белорусы и великороссы являются ветвями одного народа, и поэтому создание Евразийского союза имеет не только важнейшее экономическое и геополитическое значение, но и, по сути, является формой их воссоединения.
Как известно, в прошедшем XX столетии на долю русского народа выпала трагедия двойного разделения. Первое произошло после Октябрьской революции, когда от русского народа были отторгнуты его белорусская и малорусская ветви, после чего право называться русскими большевики оставили только за великороссами. Второе случилось в результате развала СССР, когда разделенными оказались уже собственно великороссы.
Евразийский союз же создает определенные предпосылки для общерусского цивилизационного воссоединения. В Российской Федерации русские составляют свыше 80-ти процентов граждан, в Республике Беларусь русские славяне (белорусы, великороссы, малорусы) насчитывают более 90-та процентов от числа жителей, а в Казахстане восточнославянское население – это примерно половина населения. И таким образом, в славяно-тюркском Евразийском союзе политически разделенные части русского народа получают возможность для воссоединения. Конечно, оно носит не прямой, а опосредованный характер и происходит в рамках не единого (по крайней мере, пока) государства, а русской цивилизации.
Чтобы Евразийский союз действительно состоялся, необходимо исходить не только из сугубо экономических выгод, но и из того, что Российская Федерация и Республика Беларусь, а в значительной мере и Казахстан, принадлежат к Русскому миру, и очень важно, чтобы понимание этого в должной мере присутствовало у представителей белорусской (в данном случае речь идет о ней) политической элиты.
Однако дела в этом вопросе обстоят не самым лучшим образом. Свидетельством чему является высказывание, сделанное 10 января текущего года Александром Лукашенко на церемонии вручения самой престижной в Республике Беларусь премии «За духовное возрождение» по поводу существования некой самостоятельной белорусской цивилизации.
И это нельзя воспринимать просто как неудачную оговорку. Это есть отражение присущего белорусским верхам мировоззрения, выражающего всю их внутреннюю противоречивость. Несмотря на периодические заявления А.Г.Лукашенко о единстве белорусов и русских как народа, официальный Минск не считает себя частью единого с Россией культурно-цивилизационного пространства В сознании белорусских верхов продолжает преобладать стремление к отдельности от России, и это действительно серьезная проблема, которая требует разрешения.
Ведь если существующий разлад в сознании белорусских власть имущих не будет преодолен, то тогда мы не сможем говорить о какой-то реальной прочности Евразийского союза. В Республике Беларусь, несмотря на государственный статус русского языка, продолжается государственная политика, направленная на укоренение в сознании белорусских граждан представлений об их отдельности от русского народа, на формирование у населения абсолютно необоснованной подозрительности относительно намерений России покусится на суверенитет Белоруссии.
А ведь ни в случае Союзного государства, ни Евразийского союза никто не ставит вопрос о каком-то ущемлении белорусской государственности. Речь идет об исключительно добровольном делегировании части полномочий совместно созданным наднациональным органам. Отсюда следует, что формы государственного единства России и Белоруссии могут быть самыми различными, вопрос же стоит о том, чтобы в Белоруссии было понимание ее цивилизационной принадлежности наряду с Россией к Русскому миру. Надо сказать, что отсутствие данного осознания является одной из главных причин чрезмерно затянувшегося и фактически неудачного строительства Союзного государства.
С точки зрения экономики Белоруссия и Россия являются частями единого народнохозяйственного комплекса, но в гуманитарной области раскол между русским (восточнославянскими) странами, который возник в результате распада СССР, до сих пор не преодолен. При этом те внешние и внутренние силы, которые не заинтересованы в белорусско-российском воссоединении, всячески культивируют мысль о том, что белорусы и русские – это разные народы, имеющие различные судьбы и что оказались они в свое время в едином государстве из-за исторической случайности, а не благодаря естественной потребности быть вместе, поддерживать друг друга в горе и в радости.
Надо сказать, что позиция Российской Федерации в данном вопросе на фоне беспрерывно ведущейся пропаганды отдельности белорусов, отличается непоследовательностью и чрезмерной осторожностью. К примеру, российской стороной практически не используются исторические даты, которые являясь общими для Белоруссии и России, способствовали бы преодолению существующего гуманитарного раскола.
В 2012 году исполняется 1150 лет призвания Рюрика на Русь. Этот юбилей, несомненно, имеет общерусское значение. Но вот в указе президента Российской Федерации по этому поводу говорится о праздновании 1150-летия российской государственности. И в связи с этим эта дата никак не воспринимается в Белоруссии как имеющая к ней непосредственное отношение. А ведь исторически более верно говорить о 1150-летии русской государственности и в этом случае юбилей касается не только Российской Федерации, но и Белоруссии. Эта годовщина связана с вокняжением на Северной Руси Рюрика, который направил своих наместников в различные восточнославянские города, в том числе и в Полоцк. Собственно первое упоминание Полоцка в летописи как раз и связано с этим: « И принял власть Рюрик, и раздал мужам своим грады, этому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро».
И вот в нынешнем году в Белоруссии на официальном уровне будет отмечаться 1150-летие Полоцка, но без всякой увязки с рождением русской государственности. А ведь этот юбилей мог бы отмечаться на уровне Союзного государства как важнейшее не только историческое, но и политическое событие, направленное на единение всей Русской земли, т.е. нынешних России, Белоруссии и Украины.
Вызывает удивление и излишняя осторожность позиции Белорусского Экзархата Русской Православной Церкви или как принято называть в Республике Беларусь Белорусской православной церкви (БПЦ). Несмотря на то, что Патриарх Кирилл в ходе своего визита в Белоруссию в сентябре 2009 года неоднократно говорил, что Белая Русь является западным рубежом Святой Руси, иерархи БПЦ всячески пытаются избегать такого понятия как Русь, говорят исключительно о «Беларуси» и стараются как можно меньше упоминать о России.
И все это имеет место на фоне непрекращающейся активности проводников т.н. «польщизны», т.е. абсолютно несправедливого утверждения, что Белоруссия является частью некоего польского культурно-исторического пространства. И одним из главных проводников этой позиции является министерство культуры Республики Беларусь. Например, с его подачи 6 января совет министров Белоруссии утвердил государственную программу «Замки Беларуси», согласно которой предполагается восстановить на территории республики максимально возможное количество замков польских магнатов, которые являлись когда-то опорными пунктами польского господства на западнорусских землях.
Вообще в области истории и культуры в Белоруссии сложилось довольно абсурдное положение, когда польские деятели, непосредственно причастные к национально-религиозному угнетению белорусского народа, объявляются в Республике Беларусь национальными светочами, а те героические личности, которые боролись за свободу Белой Руси и за человеческое достоинство белорусов или вообще не упоминаются, или же преподносятся в намеренно искаженном виде.
Официальная белорусская пропаганда продолжает возвеличивать в качестве «национальных героев Беларуси» польско-литовских магнатов Радзивиллов, руководителей польских восстаний Тадеуша Костюшко и Винцента Константина Калиновского, в то время как такие подлинные герои западнорусской истории как князь-воитель Андрей Полоцкий, основатель Великого княжества Русского великий князь Свидригайло, князь Михаил Глинский, вождь казацко-крестьянского восстания Северин Наливайко и многие другие преподносятся как люди недалекие и злодеи, вносившие смуту в размеренную и устоявшуюся жизнь «золотой Речи Посполитой».
Фактически можно говорить, что Республике Беларусь на официальном уровне преобладает антиисторический взгляд на историю белорусского народа, который до того захватил сознание правящих кругов и особенно творческой интеллигенции, что преодолеть своими силами его разрушающее влияние белорусская сторона не в состоянии. Конечно, в Белоруссии имеются группы историков и общественных деятелей, которые пытаются как-то исправить положение, но им очень сложно нести в белорусское общество историческую правду в то время, когда государственная пропагандистская машина фактически работает на искажение национального сознания белорусов.
Что же делать в этих обстоятельствах? В первую очередь, крайне важно, чтобы весь драматизм сложившегося положения ясно представляли не только в Белоруссии, но и в Российской Федерации и понимали, что только совместными усилиями белорусской и российских сторон возможно добиться исправления сложившегося положения дел. И это будет не каким-то посягательством на суверенитет Республики Беларусь, а совместная работа, направленная на восстановление исторической правды, созидание общерусской цивилизации, неотъемлемой частью и западным рубежом которой является Белая Русь.