×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/analitika/esli-zavtra-voyna/
Новости
9 июля
4 июля
3 июля
2 июля
1 июля
27 июня
25 июня
24 июня
23 июня
20 июня
Если завтра война…
13:41, 27 марта 2009  
76
0

Если завтра война…

В настоящее время военная безопасность Республики Казахстан может обеспечиваться лишь средствами дипломатии, основываясь на комплексе договорных гарантий и участии в тех или иных военно-политических объединениях, считают эксперты. Масштаб разрушения и дезинтеграции такого сложного механизма, как Вооруженные силы, потребует от руководства страны многих лет и серьезных ресурсов, что в условиях расширяющегося мирового экономического кризиса вообще выглядит делом отдаленной перспективы.

Чем богаты — тому не рады

Вопрос численного состава Вооруженных сил РК продолжает оставаться острой проблемой. Так в настоящее время армия доведена до немногим более чем 40 тысяч человек, однако при этом реально не учитывается громадная площадь территории Казахстана — 2 724 900 кв.км и протяженность государственной границы. При средней плотности населения 5,5 человека на 1 кв.км в Казахстане сейчас имеется не более 0,05 вооруженных защитников (включая весь состав МВД и КНБ). Для сравнения: в РФ этот показатель — около 70 военнослужащих, в Соединенных Штатах около 180, а в КНР — около 450.

Как заявил на заседании координационного комитета при Совете министров обороны государств-участников СНГ в прошлую среду министр обороны республики Даниал Ахметов, Казахстан будет существенно увеличивать количество срочного персонала и солдат срочной службы в течение ближайших трех лет, с тем чтобы в ближайшее время серьезно усилить мобилизационные ресурсы страны. Как известно, соответствующее поручение в конце января давал премьер-министр РК Карим Масимов. Тогда он отметил, что помимо увеличения штатного расписания, это станет действенным способом борьбы с безработицей. По словам Ахметова, проведенный анализ показал, что вопрос привлечения контрактного персонала требует взвешенного подхода, поэтому «Казахстан не будет стремиться любой ценой увеличивать процент контрактников».

Казахстанская армия, в силу своей «маломощности» и многочисленных недостатков в подготовке, организации управления, оснащенности боевой техникой и вооружениями сегодня используется лишь в качестве структуры, призванной отвечать за международные военные связи, налаживание ВТС с иностранными государствами, получение различной зарубежной помощи и «демонстрацию флага» на различных международных мероприятиях.

Надо отметить, что в республике долгое время не существовало целостной военной доктрины (ВД), а имевшиеся теоретические воззрения постоянно видоизменяются и переделываются. Так, с 21 марта 2007 года казахстанская армия живет по новой военной доктрине: глава государства подписал указ №299, согласно которому старая (вторая) военная доктрина от 10 февраля 2000 года была отменена, а новая принята со дня подписания.

В новой доктрине классифицируются существующие и потенциальные вызовы и угрозы безопасности Казахстана, а также определены условия и направления развития Вооруженных сил, других войск и воинских формирований по обеспечению военной безопасности республики. Кроме того, в рамках реализации доктрины более значимое место отдается модернизации Вооруженных сил, других войск и воинских формирований, в результате которой боевые возможности войск будут кратно повышены. Но это «пожелание» с каждым месяцем кризиса выглядит все менее реалистичным. Отсюда и стремление перейти с более «дорогих» в финансовом смысле контрактников на менее качественных, но более «дешевых» военнослужащих по призыву, отмечают эксперты.

«Полагаю, что это намерение диктуется также и тем, что количество контрактников, на которое изначально замахнулось казахстанское военно-политическое руководство — более 60 проц., — было слишком неподъемным для военного бюджета. При всем уважении, ВС РК — это не армия благополучной «старой» Европы, но до 2007 года казалось, что нефтедолларов хватит на содержание небольшой и современной («евростандартной») контрактной армии. Теперь с каждым месяцем избавления от «головокружения от успехов» будет побеждать более трезвый взгляд на вещи», — считает эксперт по Средней Азии и Казахстану Института стран СНГ Андрей Грозин.

Не по силам…

В новой ВД утверждается, что «Казахстан последовательно выступает за создание такой системы международных отношений, когда значение военной силы будет минимизировано и ее функции будут сведены к задаче сдерживания военных конфликтов». Подчеркивается, что «Казахстан отдает предпочтение невоенным методам обеспечения безопасности, к которым в первую очередь относятся политико-дипломатические, правовые, экономические, гуманитарные, информационно-пропагандистские и иные».

С учетом официально приведенного в документе перечня угроз не ясно, почему военно-политическое руководство РК уверено в необходимости ориентации ВС Казахстана в кратко— и даже среднесрочной перспективе на участие лишь в локальных конфликтах. «Надеяться на то, что все конфликты на евразийском пространстве будут носить сугубо локальный характер, неоправданно. Если на юг Казахстана вторгнется, например, ряд группировок бандформирований численностью 1 500—2 000 человек, для Астаны это будет уже конфликт, выходящий за рамки определения «локальный», — недоумевает А. Грозин.

По мнению экспертов, Казахстан относится к категории «проблемно обороноспособных» государств, а его экономические, демографические и военные возможности не позволяют симметрично реагировать на возможные военные угрозы. Какие бы Вооруженные силы не были созданы в стране, они не будут сопоставимы с ВС любого гипотетического «серьезного» противника (Китая, России, США, войск НАТО и прочих). Война при таком варианте будет столкновением с противником, многократно превосходящим ее армию по любым количественным и качественным параметрам, что делает бессмысленными попытки самостоятельно отразить агрессию и удержать территорию.

По логике давление, оказываемое на руководства центрально—азиатских стран многочисленными новыми вызовами, должно было способствовать их сближению и сплочению, однако до последнего времени этого так и не произошло. Практически между всеми государствами региона имеются противоречия, порой довольно серьезные и способные при неблагоприятном развитии перерасти в прямое противостояние. Среди проблем, осложняющих взаимоотношения между официальными Астаной, Ташкентом, Душанбе, Ашхабадом и Бишкеком, можно назвать территориальные разногласия, незавершенность процесса делимитации границ; распределение трансграничных водных ресурсов; вопросы поставок энергоносителей; разнонаправленность ориентиров государств региона во внешнеполитической сфере и т.д.

Между Казахстаном и Узбекистаном до последнего времени наблюдается пусть подспудное, но соперничество, вызванное примерно равным экономическим и политическим потенциалом и одновременно разновекторным развитием как во внутренней, так и до недавнего времени во внешнеполитической сферах. Обозначенные тенденции в политике, оборонном строительстве, экономике и идеологии РУ недвусмысленно подтверждают намерения Ташкента решить свои проблемы, не всегда считаясь с мнением соседей. Это проблемы демографии, воды и земли. В регионе, «начиненном» территориальными претензиями друг к другу, их разрешение силовыми методами может привести к самым печальным последствиям для будущего казахстанской государственности и региональной стабильности.

Рейтинг боевой готовности

Учитывая вышеперечисленное, возможности создания в РК второй—третьей по боевому потенциалу армии на постсоветском пространстве сводятся до минимума. Так Россия, Украина и Беларусь обладают значительно большим (количественным и качественным) превосходством в области военного строительства. Узбекская армия по каким-то параметрам чуть слабее, а по каким-то — несколько сильнее казахстанской. То же самое можно сказать об армиях стран Закавказья, кроме, конечно, грузинской — ее теперь при самом благоприятном развитии событий для Тбилиси придется «собирать по кускам» до «доавгустовского» уровня года три-четыре.

«Казахстан сейчас входит в своеобразный круг «армий второго уровня» — АВУ — рядом с Узбекистаном, Азербайджаном и Арменией. Различия между этими АВУ незначительны и носят в основном непринципиальный характер. «Первый круг» — РФ, Украина, Беларусь. «Замыкающие» (или «аутсайдеры») — Таджикистан, Кыргызстан, Грузия, Туркменистан», — подытожил А. Грозин.

Сауле Исабаева



Источник
Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Читайте по теме

27 июня 2025

Астана и Москва подготовили проект межправительственного соглашения о строительстве АЭС на территории Казахстана. Казахстанские власти хотят подписать договор до конца 2025 года, сообщил председатель Агентства по атомной энергии страны Алмасадам Саткалиев. По его словам, такая станция стоит как минимум $14 …

24 июня 2025

Национальная компания «КазМунайГаз» объявила о заключении соглашения с китайской CNOOC о совместной геологоразведке и добыче углеводородов на проекте «Жылыой», который находится в транзитной зоне северо-восточной части Каспийского моря. Об этом сообщает «Спутник». «Это событие знаменует собой важный этап в развитии …

20 июня 2025

«Росатом» утвердил с Казахстаном дорожную карту строительства первой АЭС в стране. Ранее госкорпорация выиграла конкурс на лидерство в консорциуме по осуществлению проекта. «В ходе встречи была утверждена Индикативная дорожная карта, предусматривающая этапы подготовки и реализации проекта, включая проведение инженерно-изыскательских работ, …


Ваш браузер устарел! Обновите его.