×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/analitika/eshche-neskolko-slov-k-voprosu-o-pridnestrovskom-uregulirovanii/
Новости
23 июля
9 июля
4 июля
3 июля
2 июля
1 июля
27 июня
25 июня
24 июня
23 июня
20 июня
Еще несколько слов к вопросу о приднестровском урегулировании
16:53, 7 апреля 2011  
64
0

В последнее время теме приднестровского урегулирования уделяется все большее и большее внимание. Кто только не говорит о необходимости найти решение этой проблемы. Ну ладно бы по ней высказывались эксперты или политики стран или международных организаций, участвующих в переговорном процессе по прекращению молдавско-приднестровского конфликта и знающих суть вещей. Что они и делают на неформальных двусторонних и многосторонних консультациях и встречах в Вене, в других местах и в промежутках между ними. А то ведь и Польша озабочена решением проблемы, и Грузия, и Румыния, и Германия, и т.д.

Что касается Бухареста, то здесь все ясно, там спят и видят Молдову-Бессарабию в своем составе, которую в 1940 году он был вынужден вернуть законному владельцу, преемнику Российской Империи – Советскому Союзу. А нынче, когда в независимой теперь Молдове правит прорумынский и прозападный Альянс «За европейскую интеграцию», постепенно «удобряющий» почву для будущего аншлюса, цель кажется такой близкой, что румынские политические деятели не устают говорить о воссоединении румынского народа по примеру объединившейся Германии, забыв, что в Молдове проживают главным образом и называются титульной нацией молдаване. Румыния ради Молдовы готова даже отказаться от Приднестровья, хотя и не прочь «забесплатно», заполучить себе приднестровский промышленный потенциал. Однако последовало разъяснение из Вашингтона: Приднестровье будет в составе Республики Молдова. Так что придется еще подождать.

Берлин, а вместе с ним и Париж, после изложенного президенту Д.Медведеву предложения о необходимости во имя укрепления общеевропейской безопасности начинать решение молдавско-приднестровской проблемы с вывода российских военных из Приднестровья хотя и продолжают время от времени излагать свою точку зрения на возможное урегулирование, но ныне «сбавили обороты», как в целом активизировавшийся было в деле приднестровского урегулирования Европейский Союз, отдав инициативу в руки США, этакому «паровозу» западного мира, который давно уже тянет европейские вагончики по нужной ему колее.

Но в этом многоголосье официальных и неофициальных лиц, в том числе из Молдовы, России, США, Германии, а также из ОБСЕ и ЕС, которые наперебой уверяют, что стоит собраться в рамках полноценного механизма переговоров по урегулированию (5+2), как решение наболевшей проблемы вскоре будет найдено, сегодня особо выделяются два солирующих голоса – Соединенных Штатов Америки и Российской Федерации.

Ну, Россия понятно. Молдавско-приднестровский регион – сфера ее традиционного влияния и интересов. Первый посредник в переговорах по нормализации отношений между Молдовой и Приднестровьем после прекращения вооруженного конфликта, возникшего между ними в 1992 году. Гарант вместе с Украиной будущих политических договоренностей по урегулированию проблемы. Поэтому явление совершенно нормальное, когда высокие российские представители встречаются с представителями сторон конфликта и пытаются выйти на какие-то точки соприкосновения в их позициях по приднестровскому урегулированию.

Странное в данном случае, на наш взгляд, то, что эти схожести Москва больше находит с Кишиневом, Вашингтоном, но никак не с Тирасполем, по-прежнему выступая за возвращение Приднестровья в Молдову и соблюдение ее территориальной целостности. Для пущей важности в России часто повторяют набившую оскомину фразу о том, что новое объединение двух частей бывшей Советской Молдавии предполагает наделение региона «особым гарантированным статусом». В Молдове тоже стали говорить о каком-то непонятном статусе для Приднестровья. По словам зампремьер-министра РМ, ответственного за реинтеграцию Е.Карпова, сейчас правительство разрабатывает новый подход к решению молдавско-приднестровского конфликта. «Речь идет об устойчивом урегулировании, основанном на нормах и принципах международного права, а также на существующих международных практиках. Очевидно, что решение должно опираться на принцип независимости и территориальной целостности Республики Молдова в рамках границ, признанных международным сообществом», – отметил он. Но что конкретно имеет под этим Кишинев, никто еще не знает. Пока известно одно — дискриминационного по отношению к Приднестровью Закона об основных положениях особого правового статуса населенных пунктов левобережья Днестра от 22 июля 2005 года молдавский парламент еще не отменял. А один из нынешних правителей Молдовы, пресловутый Гимпу вообще считает, что регион достаточно будет наделить такими же правами, как у Гагаузии, ну, может быть, добавив чуть больше представительских привилегий.

Из последних шагов Москвы на приднестровском направлении наиболее заметным была встреча главы внешнеполитического ведомства России С.Лаврова с министром иностранных дел Молдовы Ю.Лянкэ, которую никак рутинной не назовешь. Если верить прессе, стороны нашли взаимопонимание по обсуждавшейся, прежде всего, приднестровской проблеме. Что подтвердил и сам Лавров, сказав, в частности, что «…конечную цель мы видим примерно одинаковую — особый статус Приднестровья в рамках единого государства и в рамках территориальной целостности Республики Молдова».

Откликнулся он и на поставленный в очередной раз молдавским представителем вопрос о трансформировании осуществляемой в зоне безопасности миротворческой операции в гражданскую, о выводе российских войск и вывозе хранящихся на приднестровской территории вооружений и боеприпасов, оставшихся от 14-й армии. Министр подтвердил позицию России по данному вопросу, заявив, что действующий миротворческой механизм в Приднестровье, естественно, потребует реформирования, но после окончательного урегулирования нынешней ситуации в регионе. Относительно решения проблемы вывоза российского оружия, по словам Лаврова, также не должно возникнуть особых проблем, если Приднестровье будет обладать особым статусом. К тому же и Россия заинтересована в скорейшем вывозе и утилизации боеприпасов из Приднестровья на своей территории.

На этой встрече же выяснилось, что, несмотря на настойчивые разговоры о новых подходах к решению приднестровской проблемы, у молдавской стороны, кроме упомянутого выше закона от 22 июля 2005 года, по сути, ничего конкретного нет, и когда будет неизвестно.

У второго солиста – американского — куда меньше оснований для ведущей роли в урегулировании, но, тем не менее, активизация Вашингтона на этом участке его международной политики бросается в глаза. Вроде бы и расположена столица США за тысячи верст от молдавско-приднестровского региона, да интересов больших вроде бы тоже не должно быть. Остается роль наблюдателя на переговорах по урегулированию, которую американцы хотели бы поменять на роль прямого участника переговоров, в чем им усиленно помогают молдаване, да другая сторона конфликта не очень настроена их в этом поддержать. Но американцы не привыкли слишком церемониться и фактически взяли на себя такие полномочия, что особенно это стало проявляться после визита вице-президента США Дж.Байдена в Москву, а затем в Кишинев.

Да, и зоной своих интересов они давно уже считают весь земной шар. И везде под предлогом защиты демократии, прав человека и т.п. навязывают свои правила игры, свое навязчивое присутствие и свои геополитические порядки.

Так было в Югославии, так они действуют в Ираке, Афганистане, теперь в Ливии. Так было в свое время и во Вьетнаме, но тогда был и Советский Союз, и задуманный американскими факирами фокус не удался.

Сегодня великой советской державы нет, и дядю Сэма остановить некому.

Но если нынешняя Москва не может остановить явно неправедные поползновения Вашингтона, то подыгрывать ему совсем не обязательно. Как это недавно случилось с принятием резолюции СБ ООН по Ливии, как это происходит сегодня в переговорном процессе по решению молдавско-приднестровского вопроса.

Видимо, не случайно в своих заявлениях во время пребывания в Молдове вице-президент США Дж.Байден постоянно ссылался на близость позиций США и РФ по проблеме урегулирования. Он, в частности, не раз повторил, что «Вашингтон и Москва, являясь стратегическими партнерами, прекрасно осознают необходимость сохранения мира в регионе и едины в своем стремлении решить приднестровский конфликт».

Говоря о том, что Приднестровье должно быть присоединенным к Молдове, Дж.Байден заявил: «Руководство США еще раз подтверждает, что Молдавия является неделимым государством, а ее народ должен быть един». И опять же сообщил, что он «эту тему затрагивал во время визита в Россию…».

Наверное, второе лицо в американской администрации право в том, что и Москва, и Вашингтон стремятся к решению «замороженного» конфликта в молдавско-приднестровском регионе, но цели у них, позволим себе утверждать, все же разные.

Задача, которую американцы поставили себе в Молдавии – покончить с военным присутствием России в этой стране, по возможности, сократить по максимуму здесь ее влияние, включить страну в НАТО, оторвав ее окончательно от России и, может быть, присоединить к ЕС.

Нынешние правители Молдовы в целом стоят на тех же позициях. А то, что в Кишиневе в ближайшие годы к власти могут придти другие политические силы рассчитывать не приходится.

Российский министр иностранных дел С.Лавров недавно вновь упомянул одну особенность, связанную с международным статусом Республики Молдова, имея в виду, что она «является государством с конституционным нейтралитетом». В чем Россия, по его словам, видит «существенный вклад в созидание архитектуры безопасности на европейском континенте».

Создается впечатление, что Москва по-прежнему живет иллюзиями относительно того, что Молдова сохранит свой нейтральный статус и что надежным якорем в этом деле будет Приднестровье в ее составе. Достаточно вспомнить, что западники отказались подписать предложенный еще президентом В.Ворониным «Пакт стабильности и безопасности для Республики Молдова», в котором бы гарантировался прописанный в Конституции постоянный нейтралитет страны.

Известно, что американцы поддерживают идею Германии и Франции о дальнейшем укреплении европейской безопасности, где начальным этапом, как они предлагают, должен быть вывод российских военных из Приднестровья и перевод миротворческой операции под международный контроль.

Возможно, в Москве во время визита Дж.Байдена и состоялся какой-то обмен мнениями по проблеме общеевропейской безопасности и безопасности в регионе, и вице-президент даже мог в очередной раз пообещать принять во внимание позицию России.

Но думать, что американцы действительно готовы учитывать наши интересы, заранее ошибочно. Не для того США разместили в Румынии и Болгарии свои военные базы и планируют «затащить» Молдову и Украину в НАТО, как следующий шаг в осуществлении контроля над ситуацией и в Черном море, и в юго-восточном регионе Европы в целом.

Если только кто-то в Москве сам не хочет «обмануться», надеясь, что в Вашингтоне это учтут и помогут, когда нужно будет.

Хотелось бы привести несколько положений, изложенных в Заявлении МИД ПМР по поводу появившихся в последнее время высказываний, связанных с приднестровским урегулированием.

Первым наперво в заявлении говорится, что ПМР подтверждает свою готовность к ведению переговорного процесса на основе принципов равноправия, создания многоуровневой системы гарантий и безусловного выполнения ранее достигнутых договоренностей, а также понимают важность «Постоянного совещания по политическим вопросам в рамках переговорного процесса по приднестровскому урегулированию» (формат «5+2»).

Конечно, Тирасполь с удовольствием отказался бы от этого «Совещания», но делать нечего, приходится соглашаться, чтобы окончательно не настроить против себя ЕС и США, в принципе готовых на неадекватные меры принуждения, несмотря на заклинания, что решить приднестровскую проблему можно только мирным путем. Насколько Вашингтон и ряд европейских столиц придерживается этого принципа решения международных проблем, очень четко показывают их конкретные действия в Ливии.

Но вместе с такой оценкой созданного формата переговоров по урегулированию, МИД ПМР отмечает, что было бы «неверно ожидать от разблокирования официальной работы этого консультативного форума автоматического разрешения всех имеющихся проблем. И с этим можно согласиться.

По мнению внешнеполитического ведомства Приднестровья, явно сформированному в администрации президента И.Смирнова, «любые попытки втиснуть сложный и всеобъемлющий процесс переговоров в «прокрустово ложе» навязываемых извне моделей», которые не учитывают сложившиеся реалии, встретят отторжение у народа Приднестровья и поставят под сомнение целесообразность ведения работы в искусственно ограниченных рамках в любых форматах. Читай — поставит под сомнение целесообразность ведения переговоров вообще.

Приднестровский народ, подчеркивается в Заявлении, определил свое будущее, которое он видит в создании суверенного независимого государства — равноправного члена международного сообщества.

И как прямая подсказка, прежде всего, Москве, так как у других – иные планы. В документе высказывается убеждение в том, что именно признание независимости Приднестровья, а не надежды на нейтралитет молдавского государства, которое намерено интегрироваться в европейские политико-экономические и военно-политические структуры, в том числе и в НАТО, могло бы внести весьма существенный вклад в создание архитектуры безопасности на европейском континенте.

После такого изложения позиции Тирасполя по молдавско-приднестровскому урегулированию представляется, что путь к этому самому урегулированию будет очень долгим.

На последних неформальных консультациях в Вене 4-5 апреля опять не удалось определить даже сроки возобновления официальных переговоров в формате «5+2», и участники встречи отложили рассмотрение этого вопроса на июнь с.г. в Москве.

Но в июне состоятся местные выборы в Молдове. Кроме того, демократы с либералами пока не могут преодолеть оппозицию в споре за президентское кресло, и, вполне возможно, что избрать главу государства так и не удастся.

В конце 2011 года в Приднестровье грядут президентские выборы, исход которых пока предсказать трудно.

Так что Кишиневу и Тирасполю будет не до переговоров. Но если без Молдовы обойтись еще можно (молдаване с удовольствием передали бы свои полномочия своим покровителям, жаль, что формальности не позволяют это осуществить), то без Приднестровья что-либо решать будет проблематично.



Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Читайте по теме

1 июля 2025

 Гуцул заявила, что власти Молдавии хотят ее посадить, чтобы наказать народ Глава Гагаузской автономии Евгения Гуцул заявила журналистам, что власти Молдавии хотят ее посадить, чтобы наказать народ Гагаузии, на территории которой сторонники нынешнего молдавского руководства последние четыре года проигрывают на …

1 июля 2025

Оппозиционная в Молдавии Партия социалистов Игоря Додона устроила сегодня, 1 июля, акцию протеста перед зданием МИД. Митингующие выступали против попытки фальсификации предстоящих парламентских выборов, предупредив, что в этом случае не признают итоги голосования. По словам лидера ПСРМ, экс-президента Игоря Додона, …

18 июня 2025

  На открывшийся сегодня, 18 июня, Международный экономический форум (ПМЭФ) в Санкт-Петербурге прибыла делегация из Молдавии. Она представлена двумя оппозиционными группами: депутатами парламента от Партии социалистов во главе с экс-президентом Игорем Додоном и членами партия бывшей главы Гагаузии Ирины Влах …


Ваш браузер устарел! Обновите его.