К молдавским партиям демократического направления, которые намерены участвовать в парламентских выборах 2009 года и которые прошли регистрацию в Центральной избирательной комиссии Молдовы, можно отнести, прежде всего, Демократическую и Социал-демократическую партии, а также с натяжкой Христианско-демократическую народную партию, несмотря на присутствие в ее названии слова «демократическая». ДПМ и СДП на политической палитре Молдовы занимают левоцентристский сектор, тогда как ХДНП – это откровенно правая партия, которая в силу ее взглядов, а также крикливой демагогии, скорее, напоминает молдавские либеральные политические объединения, чем демократов. Хотя в предвыборной борьбе и либералы, и христианские демократы сражаются между собой «не на жизнь, а на смерть».
Демократическая партия, возглавляемая бывшим председателем парламента страны Думитру Дьяковым, является одной из достаточно известных политических сил в Молдове. Вот как он сам характеризует свою партию – «Демократическая партия Молдовы с первого дня создания разделяет единственную идею — социал-демократическую и никогда не ставила под сомнение необходимость продвижения в Республике Молдова социал-демократической политики.
Заметим, что сегодня Демпартия представлена своей фракцией в парламенте, избранном в марте 2005 года. Однако останется ли она в парламенте нового созыва, на данный момент далеко не ясно.
Партия принимала участие в парламентских выборах в 1998 г., 2001 г., 2005 г., и во всеобщих выборах местных органов власти и самоуправления в 1999 г., 2003 г. и 2007 г.
На протяжении своей политической карьеры Д.Дьяков всегда активно сотрудничал с находившимися у власти силами, благодаря чему, он сумел пробиться в первые ряды национальной политической элиты.
В 1995 году Д.Дьяков наладил контакты и сотрудничал с тогдашним спикером молдавского парламента П.Лучинским. На парламентских выборах в 1998 году П.Лучинский, ставший президентом, поручил ему возглавить блок «За демократическую и процветающую Молдову» (БДПМ), созданный на базе известного общественно-политического формирования «Ласточка». Позднее из БДПМ Д.Дьяков создает Демократическую партию, которая была зарегистрирована в декабре 1998 года. Тогда же из БДПМ вышла другая часть движения и на учредительном съезде образовала свою партию, получившую название – Центристский союз Молдовы.
С помощью БДПМ Д.Дьяков прошел в парламент, где, вопреки планам президента П.Лучинского, он пошел на союз с правыми политиками М.Снегуром (Партия возрождения и согласия Молдовы), Ю.Рошкой (Христианско-демократическая народная партия), Валерием Матеем (Партия демократических сил). Вместе они образовали в парламенте Альянс за демократию и реформы (АДР), по инициативе которого был принят т.н. алгоритм при формировании правительства и решении жизненно важных для развития страны вопросов.
Именно тогда, как считается, Д.Дьяков окончательно состоялся в качестве молдавского политика.
В июле 2000 года по его инициативе, поддержанной ПКРМ (40 депутатов из 104), парламент принимает поправки в Конституцию РМ, согласно которым Молдова становится парламентской республикой, где президента избирают депутаты парламента.
Д.Дьяков рассчитывал тогда стать президентом, но такие же намерения имел и лидер ПКРМ В.Воронин. В итоге досрочных парламентских выборов в феврале 2001 года коммунисты, как известно, получили конституционное большинство в парламенте и избрали своего лидера В.Воронина президентом, а фактически способствовавшая этому Демократическая партия Д.Дьякова осталась за бортом нового высшего законодательного собрания страны, не сумев преодолеть 6%-й избирательный барьер.
Сам Дьяков после этих выборов вынужден был перейти в оппозицию, но в 2002 году он неожиданно стал демонстрировать лояльность по отношению к Компартии. В частности, лидер демократов тогда заявил, что Молдове нужна единая партия социал-демократического направления, которую, по его мнению, можно создать только с участием правящей ПКРМ, после её реформирования по примеру западных социал-демократических партий.
В феврале 2003 года Д.Дьяков становится координатором созданного «Левоцентристского союза», в который вошло несколько небольших партий социалистического толка, призванных обеспечить правящей ПКРМ широкую поддержку в обществе со стороны левых и левоцентристских партий Молдовы. Но вскоре этот блок незаметно исчезает.
Накануне парламентских выборов в марте 2005 года, не без прямого нажима со стороны США и Запада, основные оппозиционные партии Молдовы объединились в блок «Демократическая Молдова» под руководством С.Урекяна, в который вошла и Демократическая партия. Треть предвыборного списка БДМ состояла из кандидатов Демпартии.
Попав в новый парламент по квоте БДМ, Д.Дьяков тут же создает отдельную депутатскую фракцию ДПМ, которая вместе с депутатами от ХДНП и СЛП голосует за избрание лидера ПКРМ В.Воронина президентом на второй срок.
В феврале 2008 года, когда среди оппозиционных партий, как всегда перед любыми выборами, начинаются поиски союзников и попутчиков, Демпартия объединяется с Социал-либеральной партией бывшего замминистра иностранных дел Молдовы О.Серебряна. В качестве программной цели «объединённой ДПМ» Д.Дьяков, О.Серебрян и примкнувший к ним после выхода из Социал-демократической партии, бывший ее «идеолог» О.Нантой провозгласили свой особый «третий путь». Правда, не ясно, куда этот путь приведет. Новый триумвират Демпартии пока не смог объяснить, что же это будет за путь, демократический, либеральный или социалистический. Но то, что не пророссийский — понятно, раз в руководстве партии известные русофобы и румынофилы Серебрян и Нантой. Скорее это будет прорумынский путь, несмотря на то, что сам Дьяков пока позиционирует себя как сторонника независимого молдавского государства. Он же выступает за сохранение нынешнего конституционного нейтралитета страны. Тогда как Серебрян считает себя румыном и является ярым сторонником присоединения к Румынии, вступления в НАТО, решения проблемы Приднестровья силовыми методами при прямом вмешательстве со стороны Румынии, НАТО и США. Как и его новый союзник Нантой.
Интересно, что Нантой, который в конце 80-х г. был одним из руководителей Народного фронта Молдовы, «прозревши», в мае 1990 г. создает при поддержке западников Социал-демократическую партию, из которой он теперь вышел после ее слияния с Партией социальной демократии Д.Брагиша.
В программных документах ЛПМ, как и у других партий в Молдове, очень много общих рассуждений и очень мало конкретики.
Например, главной задачей государства Демпартия считает защиту интересов, прав и свобод человека. Вряд ли в Молдове найдется партия, которая бы возражала против этого.
Действия государства в условиях рыночной экономики, по мнению демократов, должны быть ориентированы на создание условий для активной инвестиционной деятельности, защиту интересов местного производителя на внешнем рынке (практически то же самое, что и у Альянса «Наша Молдова»).
Основной социальной задачей ДПМ считает оказание помощи тем слоям населения, кто действительно в ней нуждается. То же прописная истина.
ДПМ обещает уделять внимание культурному достоянию, развитию и поддержке научных кадров, качественному образованию и т.д. и т.п.
А какой, например, будет национальная политика Демпартии, не совсем понятно, а ведь для полиэтнического общества Молдовы это очень важный вопрос, тем более что в стране еще не решены вопросы полного равенства в правах национальных меньшинств и титульной нации. Серебрян и Нантой полагают, что у титульной нации должно быть больше прав.
Как видим, ничего конкретного, в отличие от Программы ПКРМ, в документах демократов нет.
Вообще, надо сказать, что ДПМ потратила много времени на поиски своего нового лица, своей собственной ниши на политическом поле и в глазах электората. Но если прежде Демпартия старалась подчеркивать свои центристско-демократические позиции и склонность к поиску компромиссов и примирению, то ее избирательные лозунги в рамках нынешней предвыборной кампании имеют скорее оттенок антикоммунистического свойства.
Вот одно из последних высказываний Д.Дьякова, в котором он, по сути, возлагает вину на коммунистов за недемократические действия в ходе сегодняшней предвыборной кампании. Лидер ДПМ, в частности, заявил, что «нынешние выборы отличаются от остальных отчаянными попытками руководства (Молдовы) любой ценой удержаться у власти. Использование административных ресурсов, лишение оппозиции доступа к публичным средствам массовой информации, запугивание оппонентов — все это компрометирует саму суть демократического преобразования власти, которое должно произойти в результате свободных и демократических выборов».
Такая очередная метаморфоза демократов вызвала соответствующую реакцию пропагандистов ПКРМ, которые вначале особенно не «трогали» демократов, то теперь используют любую их промашку, чтобы обратить внимание на это молдавского избирателя, как было, например, с попыткой ДМП без разрешения использовать в своих избирательных целях гимн румынского футбольного клуба «Динамо-Бухарест».
Пока ясно одно – трудно будет ожидать от нынешних лидеров партии, которые до сих пор придерживались фактически несовместимых политических взглядов и идеологических доктрин, единого подхода к решению важнейших внутриполитических и международных проблем. Как и трудно поверить в то, что избиратели этого обстоятельства не заметили.
Тем не менее, Демпартия пока еще сохраняет шансы на преодоление 6% барьера. У демократов есть свое «твёрдое» электоральное ядро — порядка 3-4% стабильных сторонников, которые при любых условиях непременно будут голосовать за них.
Следует отметить, что по итогам местных выборов 2007 года, рейтинг ее вышел на уровень где-то 10%, тогда как на прошлых выборах в 2003 г. демократы набрали 7,7% голосов. В муниципии Кишинев у них сегодня в два раза больше мандатов советников — 6,8%, чем было в 2003 г.
Правда, эта партия, как считает молдавский политолог А.Андреев, всегда лучше выступала именно на местных выборах. Она уделяет много внимания работе на региональном местном уровне. И в программном документе партии даже записано, что развитие местной публичной администрации – главный индикатор демократии и гражданского общества, что ДПМ выступает за увеличение роли административно-территориальных единиц в решении всех социально-экономических проблем.
У партии на данный момент имеется неплохой административный ресурс: почти 20 заместителей председателей районов, 78 мэров. Она идет третьей после ПКРМ, у которой 328 глав местных муниципальных, районных, городских и сельских администраций, и после «Нашей Молдовы» (155 мэров).
ДПМ располагает также организационным ресурсом, так как имеет свои региональные партийные структуры по всей республике.
Демпартия имеет представительство и поддержку в Социнтерне, в Партии социалистов Европы, в различных Европейских фондах, а также со стороны Национального демократического Института США, открывшего своё постоянно действующее бюро в Кишинёве.
После слияния с СЛП Д.Дьяков рассчитывал на сотрудничество с Социал-демократической партией, с помощью которой предполагалось набрать до 12% голосов электората. Руководство партии начало было переговоры с социал-демократами относительно объединения, но они быстро зашли в тупик. Объединения не получилось, да и не могло получиться, учитывая, во-первых, демонстративный уход из СДПМ О.Нантоя, подавшегося к Д.Дьякову и О.Серебряну, а, во-вторых, нежелание лидеров СДПМ Д.Брагиша и Э.Мушука выступать под знаменами ДПМ и играть вторые роли, которые Д.Дьяков им отводил. Партии идут на выборы самостоятельно и стали политическими конкурентами, так как рассчитывают на поддержку одних и тех же избирателей.
Если к этому добавить, что из ДПМ вышел её вице-председатель и один из главных спонсоров партии В.Филат, который вместе с группой своих сторонников учредил собственную партию — Либерально-демократическую (ЛДПМ) и который, располагая солидными финансовыми возможностями, уже переманил в нее немало функционеров и даже целые структуры ДПМ в регионах, то совершенно очевидно, что Д.Дьяков понес серьезный организационный, финансовый и моральный урон.
До выборов осталось менее месяца, и если одним партиям за предвыборную кампанию удалось привлечь на свою сторону новых сторонников, как, например, та же Либерально-демократическая партия В.Филата или Центристский союз Молдовы В.Тарлева, то другие, в лучшем случае, сохраняют свои позиции. Это касается, в том числе, Демократической партии, рейтинг которой как бы замерз на уровне 4-5%.
Поэтому расчеты нынешнего руководства Демпартии, что 10% голосов, которые она получила на местных выборах, и 2% голосов Социал-либеральной партии на парламентских выборах 2009 года дадут сумму в 12%, могут и не сбыться.
И очень может быть, что демократы в парламент и не попадут.
Согласно соцопросу, проведенному Центром социологических исследований и маркетинга „CBS AXA» в ноябре 2008 года в рамках программы фонда «Евразия», в будущий парламент пройдут пять партий. Среди них Демократической партии нет.
По прогнозам этого Центра, ПКРМ может получить 60 депутатских мандатов в будущем парламенте, Социал-демократическая и Либеральная партии — примерно по 12 мандатов, а Альянс «Наша Молдова» и ЛДПМ — по 8.
Социал-демократическая партия Молдовы была основана 13 мая 1990 года. В ее создании принимал участие один из лидеров сегодняшней Демократической партии Молдовы О.Нантой. Он был сначала сопредседателем, затем председателем СДПМ.
Но, что интересно, до этого О.Нантой был соучредителем и с мая 1989 г. заместителем руководителя Народного фронта Молдовы, крайне националистической организации того времени, высшей целью которой было провозглашено восстановление румынского унитарного государства. То есть, был единомышленником такой одиозной политической фигуры в Молдове, как бывший председатель НФМ, ныне лидер христианских демократов, прорумынский политик Ю.Рошка.
Сегодня председателем Социал-демократической партии Молдовы является Думитру Брагиш, бывший премьер-министр. Генеральным секретарём стал Эдуард Мушук, до недавнего времени председатель Муниципального совета Кишинева, который возглавлял СДПМ до ее объединения в декабре 2007 г. с Партией социальной демократии, руководимой Д.Брагишем. Чтобы отличаться в названии от прежней партии социал-демократов, ее нынешнее руководство решило ввести ее новую сокращенную аббревиатуру – СДП, а не СДПМ, как было раньше.
Объединенная партия насчитывает около 20 тыс. членов.
Социал-демократическая партия выступает за укрепление молдавской государственности, за всенародное избрание президента страны, за прямые выборы большинства депутатов парламента, председателей районов, судей, членов Счетной палаты, что позволит, по ее мнению, искоренить коррупцию и бюрократию.
Партия считает необходимым сохранение статуса постоянного нейтралитета Республики Молдова, эффективное продвижения по пути европейской интеграции, развитие дружеских и добрососедских отношений с Румынией и Украиной, развитие стратегических партнерских отношений с Российской Федерацией, развитие конструктивных отношений с США.
Одной из главных задач партия считает концентрирование всех сил на внутренних реформах и модернизации государства, стимулирование экономической политики, направленной на защиту отечественного производителя, создание новых предприятий и новых рабочих мест, продвижение экспорта. В связи с наступившим мировым экономическим и финансовым кризисом социал-демократы разработали и обнародовали свою антикризисную программу, предлагая правительству ее совместную реализацию.
Однако парламентское большинство, ведомое фракцией Компартии, отказалось рассмотреть эту программу СДП. Что, в общем, понятно — в условиях острой предвыборной борьбы коммунисты решили не давать ей возможности привлечь на свою сторону дополнительные голоса избирателей.
Вместе с тем, специалисты отмечают, что наряду с популистскими предложениями в программе СДП есть идеи, заслуживающие внимания.
Социал-демократическая партия считает, что ведущая роль в преодолении последствий мирового кризиса в Молдове должна принадлежать государству. Одним из ключевых приоритетов, записано в программе, должно стать стимулирование государством импортозамещающих производств, и, прежде всего, производства продуктов питания. Наряду с резким увеличением пошлин на импортные товары, аналоги которых производятся в Молдове, СДП предлагает сделать доступными для отечественных предпринимателей льготные товарные кредиты, выдаваемые Экспортно-импортным банком США (950 млн. долл. США). На погашение первоначального взноса по кредиту в размере 15% государство может выделить часть валютных резервов Национального банка Молдовы.
Вторым ключевым направлением должно стать развитие инфраструктуры. Для этих целей СДП предлагает использовать льготный товарный кредит правительства Китая в 1 млрд. долл. США. Эти ресурсы, по мнению СДП, позволят в ближайшие годы построить в Молдове современные дороги и модернизировать отечественную энергетику. Реализация проектов позволит не только создать новые рабочие места, но и резко увеличить транзитные потоки, а также обеспечить энергетическую безопасность страны.
Основным направлением социальной политики должна быть защита социально уязвимых слоев населения, всемерное развитие в стране здравоохранения и образования.
Что касается урегулирования приднестровской проблемы, то, безусловно, эта тема будет присутствовать в предвыборных программах всех молдавских партий, независимо от того, намерены они участвовать в предстоящих парламентских выборах или нет. Большинство из них на данный момент считают, что проблему надо решать в рамках унитарного государства. СДП в этом не исключение. Правда, сегодня лидер молдавских социал-демократов Д.Брагиш занимает более осторожную позицию. Он считает, что молдавско-приднестровское урегулирование должно состоять из четырех этапов. Первые три предполагают создание единого экономического, культурного и правового пространства, только после этого можно будет говорить о статусе. Но, по словам Д.Брагиша, статус должен быть «очень широким».
Надо сказать, что у бывшего премьер-министра такая позиция была не всегда.
Будучи лидером Социал-демократического альянса (СДА) в июле 2002 г., он придерживался другой точки зрения – он поддерживал тогда идею преобразования Республики Молдова в федерацию с участием 5-6 регионов, на которые условно делится страна, плюс Гагаузия и Приднестровье. По его мнению, такая федерация автоматически решала приднестровскую проблему.
Видимо, такая позиция Д.Брагиша сформировалась под воздействием посредников в переговорном процессе по приднестровскому урегулированию (Россия, Украина и ОБСЕ), которые к этому времени убедили руководство страны строить «общее» с Приднестровьем государство на федеративных началах, а не на основе унитарных принципов. Однако, как мы знаем, уже в 2004 г. официальный Кишинев вернулся к своей прежней позиции – воссоединение (или реинтеграция по-кишиневски) с Левым берегом возможна лишь на базе унитарного государства, где Приднестровью будет предоставлен статус территориальной автономии. И СДПМ тогда также выступала против федерализма и предоставления Приднестровью статуса субъекта, равного статусу Центра.
Каков нынешний потенциал партии, ведь социал-демократы участвовали во всех выборных кампаниях, но ни разу не прошли в парламент.
Она потерпела поражение на парламентских выборах в 1994 году. Неудача постигла СДПМ и на выборах 1998 года, когда она не смогла «перепрыгнуть» 4%-й избирательный барьер. Не смогла преодолеть 6%-й избирательный порог на досрочных парламентских выборах 2001 года, набрав всего 2,49% голосов электората.
Общие итоги участия СДПМ в парламентских выборах 6 марта 2005 года, на которых она получила 2,92% голосов избирателей, вновь не позволили ей преодолеть представительский ценз в 6%.
На всеобщих местных выборах в 2007 г. Партия социальных демократов и Социал-демократическая партия выступали раздельно. Их результаты следующие: ПСД получила 28 мандатов руководителей органов местной власти, Социал-демократическая партия – 15. В процентах результаты участия обеих партий в муниципальных, районных, городских и сельских выборах характеризуются такими цифрами: у ПСД – 4,7% голосов в среднем, у СДПМ – 3,57%.
Надо отметить, что лидеры СДПМ и ПСД объяснили причины своего объединения тем, что близкие по идеологическим и политическим позициям партии, соединив их электоральные возможности, смогут преодолеть избирательный 6-ти процентный барьер и провести своих кандидатов в новый парламент в 2009 году.
Сильной стороной новой СДП, дающей некоторые надежды на её потенциальный успех на выборах, является наличие у партии организационных структур, которые покрывают около 50% населенных пунктов страны.
У СДП имеется определённый административный ресурс, поскольку ей принадлежит руководство исполнительной властью в трёх районах, у нее есть свои примары (мэры) в ряде районных и сельских центров. В пользу СДП работает и известность её нынешнего лидера, бывшего премьер-министра Молдовы Д.Брагиша.
У социал-демократов есть партнеры за рубежом. Она является членом Социалистического интернационала, подписала соглашения о сотрудничестве с партией “Справедливая Россия” и с Социал-демократической партией Румынии.
Отметим, что партия никогда не имела такого административного и человеческого ресурса как в этот раз и не вела такой динамичной предвыборной кампании. Последние опросы дают партии 6%-9% возможных голосов, причем наблюдается медленный, но уверенный рост ее популярности среди молдавского электората.
Подытоживая сказанное, можно утверждать, что шансы на прохождение в парламент у СДП появились, особенно после слияния с ПСД и получения заверений в поддержке со стороны части гагаузских избирателей во главе с мэром столицы автономии Н.Дудогло.
Христианско-демократическая народная партия (ХДНП) образована 12 февраля 1999 года. Она является правопреемницей Демократического движения Молдовы (1988-1989), Народного фронта Молдовы (1989-1992) и Христианско-демократического фронта (1992-1999).
Численность партии составляет 20 тысяч человек.
Председателем Христианско-демократической народной партии Молдовы является Юрие Рошка. Заместители председателя – В.Кубряков и Ш.Секэряну.
Следует отметить, что Демократическое движение Молдовы создавалось с целью консолидация общественных сил республики в поддержку перестройки, курса на демократию и гласность. В мае 1989 года Движение проводит съезд, на котором принимает новое название «Народный фронт Молдовы».
Однако на своем съезде в июле 1990 года НФМ резко меняет свои цели, которые теперь направлены уже на борьбу за разрушение коммунистического режима, вывод «оккупационных» войск с территории Молдовы. Председателем этого Фронта и становится нынешний лидер ХДНП Ю.Рошка.
Сейчас уже многие подзабыли, но именно с Ю.Рошкой связаны устроенный ХДНФ штурм здания МВД в Кишиневе, избиения депутатов парламента, несогласных с политикой национал-радикалов, вооруженный поход «волонтеров» против Гагаузии, спровоцированная «фронтистами» кровопролитная война на Днестре, раскол страны и утрата Приднестровья, этнические чистки, антироссийские митинги в стране, сжигание российских флагов и тому подобные бесчинства. Очевидно, что демократией здесь и не пахнет. Но Рошка делает вид, что к нему это не относится, он теперь даже позволяет себе уверять всех, что его имидж антироссийского националиста придумали журналисты, а он якобы всегда выступал за развитие отношений с Россией и внутри страны борется за права национальных меньшинств, проживающих в Молдове. Только, кто ему сейчас поверит?
Нынешняя политика ХДНП остается прежней, хотя и слегка подлакированной. Известный молдавский журналист Д.Чубашенко писал в газете «Молдавские ведомости»: «Основным идейным компонентом ХДНП является прорумынский курс, который должен, по логике, привести к объединению с Румынией. …Многие структуры, прямо или косвенно связанные с именем Ю.Рошки, финансируются частными и государственными структурами Румынии. Это финансирование имеет своей целью продвижение в обществе Республики Молдова румынской идентичности».
Информационно-аналитический портал «Евразийский дом» считает, что ХДНП — праворадикальная партия унионистского толка, выступающая за скорейшее вступление Молдавии в НАТО и ЕС. Только теперь Молдавия должна объединиться с Румынией в рамках Евросоюза. Партия активно выступала против повышения статуса русского языка в Молдове и в целом негативно воспринимает сближение Молдовы и России. Приоритетным для нее является западное, а не российское направление внешней политики.
ХДНП и ее предшественники принимали участие практически во всех проходивших в Молдове парламентских и местных выборах.
В 2001 году на парламентских выборах ХДНП получила 8,24% голосов, что позволило ей провести в парламент 11 депутатов по партийным спискам.
В 2005 году партия заручилась поддержкой 9,7% голосов избирателей, получив в парламенте опять 11 депутатских мандатов.
В апреле 2005 года фракция ХДНП в парламенте неожиданно, как впрочем, и другие фракции оппозиционных партий, кроме Альянса «Наша Молдова» С.Урекяна, поддержала кандидатуру лидера коммунистов В.Воронина при избрании президента страны. Руководство ХДНП мотивировало свое решение желанием не допустить политического кризиса в стране, роспуска и перевыборов парламента. Однако, как утверждают многие эксперты по молдавской проблематике, это было сделано «по совету» западных стран, в первую очередь, США. За эту поддержку, как говорят, Ю.Рошка с помощью депутатов от ПКРМ получил пост заместителя председателя парламента РМ.
Официально считается, что партия Ю.Рошки находится в конструктивной оппозиции к правящей партии ПКРМ.
В июне 2007 года, по итогам всеобщих выборов в местные органы власти, ХДНП получила 8,5% голосов и 98 мандатов советников в муниципальных и районных советах, 8,15% голосов и 798 мандатов советников в городских и сельских советах, а также 59 мест примаров (мэров). Для сравнения — коммунисты тогда получили соответственно 465 и 4040 мандатов советников и 334 места глав администраций – мэров.
Личный рейтинг лидера ХДНП Ю.Рошки, согласно опросам общественного мнения, достигает лишь 2,1%.
К плюсам христианских демократов можно отнести своеобразное умение проводить электоральные кампании. То, что в действиях лидеров ХДНП часто просматриваются черты геббельсовской пропаганды, их это ни сколько не смущает.
«Фронтисты» имеют хороший медийный ресурс. У партии своя газета «Флукс» и ТВ-канал, которым Румыния оказывает финансовую и другую помощь. Вообще, СМИ, которые получают моральную и материальную поддержку из-за рубежа, как правило, поддерживают оппозиционные правые партии, ХДНП в том числе. Например, еженедельник «Литература ши арте» — орган Союза писателей Молдовы, который был идеологическим подстрекателем националистического Народного фронта в конце 80-х – начале 90-х г.г., и поныне остается рупором тех же фронтистов из ХДНП. Финансируются Бухарестом также газета «Тимпул» (говорят, что редакция ее теперь работает на лидера ЛДПМ, так как он сумел ее перекупить). Все упомянутые издания выходят или вещают на молдавском языке, который националисты считают румынским.
Партия располагает определенными финансовыми средствами. Если же их не хватит на всю предвыборную кампанию, то есть возможность обратиться к «братьям за Прутом». И хотя сегодня в Румынии, как кажется, решили делать ставку на Либеральную и Либерально-демократическую партии, Бухарест все же пока не готов бросить своих «старых друзей» в лице ХДНП.
Христианско-демократическая народная партия представила 12 марта 2009 года свою предвыборную программу, которая предусматривает «закончить конституционную реформу, начатую в 2000 г., благодаря которой Молдова была преобразована из полупрезидентской республики в парламентскую». Для чего «…необходимо уменьшить полномочия президента Молдовы, так как они свойственны полупрезидентской республике или даже президентской», лишить президента права распускать парламент, снимать с должности премьер-министра и т.д.
Главный проект ХДНП носит название «Республика Молдова – успешная страна». «Но вместо того, чтобы развивать такие темы, как инвестиции, рабочие места,социальная политика, то есть показывать, как партия собирается строить успешную страну», пишет в своей статье «Борьба месседжей в избирательной кампании Молдовы» политолог Богдан Цырдя, партия и ее лидер Ю.Рошка «разразились громкой критикой в адрес оппозиции», которая коррумпирована и даже связана «с Москвой и мировым масонством». Где здесь рецепты строительства Молдовы, чтобы сделать ее успешной страной? Как следствие, избиратель пока не может разобраться, куда зовут его христианские демократы. К тому же некоторые члены партии и ее сторонники недовольны продолжающимся сотрудничеством своего «вождя» с ПКРМ, не могут забыть того, что Ю.Рошка в 2005 году способствовал избранию лидера коммунистов В.Воронина президентом страны на второй срок.
Многие избиратели не поддерживают политику ХДНП, направленную на дальнейший раскол православной церкви в Молдове, хотя в принципе ничего не имеют против присутствия в стране Бессарабской митрополии, подчиненной Румынской православной церкви.
Что касается внешнеполитических позиций ХДНП, то сегодня она не единственная партия, радеющая за развитие связей с Румынией, вступление в ЕС и НАТО. Эти темы активно пропагандируются другими правыми силами, например, либеральными партиями и Альянсом «Наша Молдова». И правящая партия тоже выступает за европейскую интеграцию и сотрудничество с НАТО.
В силу этих обстоятельств часть электората, симпатизировавшая ранее ХДНП, переходит к Либеральной и Либерально-демократической партиям, действующим на том же электоральном поле, что и партия христианских демократов.
При известной неопределенности на сегодня финального исхода предстоящих 5 апреля 2009 года парламентских выборов, некоторые эксперты все же склонны считать, что ХДНП имеет шансы пройти в новый парламент.
Заметим, однако, что, если верить прогнозу Центра социологических исследований и маркетинга „CBS AXA», проводившего в Молдове опросы общественного мнения, ХДНП в число победителей на парламентских выборах 2009 года пока не входит.