Вчера, 26 февраля, Виктор Янукович официально вступил в должность президента Украины. Несмотря на то, что свой первый официальный визит он совершит в Брюссель, 5 марта украинского лидера ждут в Москве. В наследство от Ющенко Виктору Федоровичу достались не самые лучшие в истории отношения с Россией, между тем, сложно представить себе две более близких страны. Каковы же должны быть первые шаги президента Януковича для налаживания добрососедских отношений с Россией? Об этом портал Материк.ру спросил у ведущих экспертов России и Украины
Андрей Ермолаев, директор Центра социальных исследований «София»:
Эти шаги должны носить практический и прагматический характер.
Во-первых, — вопрос, связанный с сотрудничеством Украины и новообразованного Таможенного союза. Необходимы серьезные переговоры на высшем уровне о том формате, в котором Украина сохранила бы и торговое присутствие, и зону выгодной торговли. Учитывая, что уже летом этого года Таможенный союз будет работать на полную мощность, создание новой договорной базы – это одна из первых логичных инициатив, которая может быть встречена и понята в России.
Во-вторых, Янукович на протяжении выборной кампании выдвигал идеи, связанные с сотрудничеством в энергетической области, в частности участия Украины в новых крупных газотранспортных проектах, создание международного консорциума. Это тоже тема для серьезного разговора, который может закончиться существенным сближением позиций и возвращением формы стратегического партнерства. Ну и, несомненно, гуманитарные темы.
Накопилось очень много недоверия и возможных проблем в обсуждении вопроса развития общего гуманитарного пространства и программ, которые бы способствовали сделать этот практический шаг, который бы восстановил доверие двух стран. Я хочу подчеркнуть, что вопрос сотрудничества не является риторическим. Необходимы конкретные предложения, конкретные шаги, которые будут свидетельством того, что Украина и Россия готовы строить эти отношения.
Ростислав Ищенко, Президент Центра системного анализа и прогнозирования:
Как минимум, для демонстрации своей доброй воли, ему необходимо отменить указы Ющенко о награждении Шухевича и Бандеры, тем более что они противоречат действующему законодательству. Это, если говорить о первом шаге, который вообще решается легко. Для этого не надо ни Верховной Рады, ни правительства – это решается просто указом президента. Ну, а что касается следующих шагов, то я думаю, что в течение первого года пребывания у власти он должен сделать все для того, чтобы добиться, реализации своих предвыборных обещаний о введении русского языка в качестве второго государственного. Или, по крайней мере, в качестве официального в областях, где преобладающее большинство населения говорит по-русски, по принятию соответствующих законов для того, чтобы решить проблему федерализации страны и т.д., то есть, практически, выполнение своих предвыборных обещаний.
Константин Матвиенко, директор Корпорации стратегического консалтинга «Гардарика»:
Во-первых, взаимоотношения с Россией имеют несколько плоскостей.
Первая плоскость — это взаимоотношения между теми, кто представляет собственно государство. Пока еще действующий президент имеет одни взгляды, пока еще действующий премьер-министр — другие, избранный президент — третьи. То есть первое, что должен сделать Янукович – это консолидировать украинских власть предержащих, чтобы они занимали единую позицию в отношении к другим странам, в том числе и к России. Такие полномочия у него есть, потому что внешнюю политику определяет согласно Конституции президент.
Отношения с Россией следует строить с позиции взаимовыгодных экономических проектов: транзита газа, аэрокосмической отрасли, производства вооружения. Это было бы в интересах и России, и Украины. Гуманитарные же вопросы – вопрос языка, вопрос церкви – не являются настолько актуальными. Конечно, Янукович может внести их в повестку дня взаимоотношений с Россией, но в таком случае это не будет воспринято в украинском обществе.
Надо четко определиться с флотом. Если оностается, то нужно говорить о том, что он остается. Если же флот в 2017-м году выводится, значит сейчас должно быть четко сказано, что он выводится. Сейчас эта подвешенность создает проблемы и для России, и для Украины. Должно быть принято четкое, толерантное решение.
Еще надо разобраться с оформлением режима государственной границы. На сегодняшний день она не оформлена, и это создает целый ряд конфликтов, недоразумений и непонимания.
Олег Неменский, старший научный сотрудник Института славяноведения и балканистики РАН:
Для формата добрососедских отношений ему надо лишь остановить прежнюю конфронтационную линию, изменить тональность президентских выступлений и занять открытую позицию по переговорным темам. То есть это всё то, что его позиционирование и так предполагает.
Наполнение же политики реальным содержанием, которое можно было бы обозначить как «пророссийское», сейчас вряд ли возможно: Россия сама за последние годы выветрила какое-либо конкретное содержание из этого понятия. Сейчас для добрососедских отношений с ней достаточно неконфронтационности.
Если же говорить о Януковиче как о переговорщике по трудным вопросам (в первую очередь в сфере экономических отношений), то как таковой он и так хорошо известен России и действительно «удобным» его назвать вряд ли можно. Ожидать же скорого продвижения по «трудным вопросам» наших отношений так же не стоит – президентских полномочий для этого недостаточно.
Евгений Минченко, директор Международного института политической экспертизы:
Он уже сделал ряд заявлений. Я думаю, что сам факт смены риторики уже влияет благотворно. Но здесь есть несколько составляющих, если говорить о практических шагах. Первое – это минимизация того вреда, который нанес гуманитарной сфере Украины и правам русского языка Виктор Ющенко. Второе – восстановление конструктивного взаимодействия в экономической сфере. О конкретных проектах можно достаточно долго говорить. Третья составляющая — это плавная коррекция тех одиозных решений, которые были приняты Ющенко по ОУН-УПА и проч. Причем самому президенту абсолютно не надо брать на себя за это ответственность, есть механизм судов. Тем более, что с юридической точки зрения все его указы сделаны достаточно неграмотно.