«В 1996 году стоимость строительства железной дороги Китай-Киргизия-Узбекистан оценивалась в $900 млн, в 2006 году — в $2 млрд, а сейчас уже в $6,5 млрд», — заявил эксперт по инфраструктурным проектам Центральной Азии Института стран СНГ Григорий Михайлов в ходе заседания круглого стола «Транскыргызская железная дорога».
По мнению эксперта, в проекте существует ряд сомнительных моментов. «Увеличение стоимости проекта, возможно, связано с тем, что на нем хотят заработать некоторые чиновники. Ведь в проект были заложены, в том числе, и «непредвиденные расходы», размер которых составляет до 25% от стоимости», — сказал он.
Также Григорий Михайлов отметил, что до сих пор неизвестен источник финансирования данного проекта. «Предлагалось несколько вариантов. Первый — «ресурсы взамен инвестиций», когда республика должна была отдать инвесторам несколько месторождений в обмен на денежные средства для строительства железной дороги. Второй — «привлечение китайского кредита под гарантии правительства», но руководство Китая отказалось его предоставить ввиду того, что Киргизия и так имеет большую задолженность по кредитам перед КНР. Третий — «концессионное соглашение», согласно которому должно быть создано совместное предприятие», — разъяснил он.
Эксперт сообщил, что, согласно заявлениям киргизских чиновников, железная дорога Китай-Киргизия-Узбекистан будет приносить до $250 млн в год за счет грузопотока. «Откуда они взяли эту цифру, неизвестно. Экспорт товаров в Узбекистан и Китай, также названный одним из преимуществ новой железной дороги, тоже вызывает вопросы. В частности, что именно может экспортировать Киргизия, в которой нет промышленности, а объемы экспорта значительно ниже объемов импорта?», — подчеркнул он.
Кроме того, Григорий Михайлов высказал предположение, что реализация данного проекта может дать гражданам Китая дополнительную возможность мигрировать в Киргизию. «Это может привести к ассимиляции с киргизским народом», — подытожил он.
Отметим, что китайская компания China Road & Bridge Corporation должна представить правительству Киргизской Республики технико-экономическое обоснование проекта строительства железной дороги Китай-Киргизия-Узбекистан до середины апреля текущего года.