×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/analitika/ekonomicheskie-interesy-rossii-v-evraziyskoy-integracii-chast-iii/
Новости
23 июля
9 июля
4 июля
3 июля
2 июля
1 июля
27 июня
25 июня
24 июня
23 июня
20 июня
Экономические интересы России в евразийской интеграции. Часть III

Цели и экономические интересы Республики Казахстан

Интерес Казахстана к евразийской интеграции был достаточно высоким всегда, эта страна, а точнее ее руководство, позиционирует себя как лидер интеграционного движения на постсоветском пространстве. Однако реальные шаги к экономической интеграции стали проявляться с 2008-2009 гг., когда Казахстан ощутил на себе жесткий финансовый дефицит, когда пришлось сворачивать ряд инвестиционных программ, но самое важное, когда стали падать доходы от экспорта нефти, и республике в срочном порядке понадобился доступ к дешевым трубопроводам и отлаженной инфраструктуре транспортировки энергоресурсов. Совокупный фактор негативных последствий мирового кризиса, вылившийся для Казахстана в коллапс собственной финансовой системы и сокращение нефтедоходов, вынудили республику отказаться от амбициозных проектов по альтернативным трубопроводам, и акцентировать свои усилия на уже существующих российских маршрутах. К тому же кризис в экономике вынудил казахстанские власти отказаться от активной конкуренции с российскими экспортерами на нефтерынках и прейти к более лояльной партнерской программе в рамках сначала ТС, а затем и ЕЭП (хотя конкурентные отношения сохраняются и ныне, но появилась большая готовность к компромиссам и сотрудничеству). С этих стартовых позиций инициация интеграционных процессов Казахстана ставила цель содействия выходу из экономического кризиса, подкрепления сырьевой, финансовой и ресурсной базы для проведения реформ по индустриализации и модернизации национальной экономики Казахстана. Таким образом, к основным целям и ожиданиям Казахстана от евразийской интеграции можно отнести:

· обеспечение собственных лидирующих позиций среди стран евразийского региона за счет интеграции с российской экономической мощью и использования территории ТС как зоны беспрепятственного транзита (тем самым формирования преференциального режима во внешнеэкономических отношениях с РФ, а также с европейскими странами через Россию и Белоруссию, что укрепляет позиции по отношению к конкуренту по региону — Узбекистану),

· обеспечение гарантированного беспрепятственного доступа к российским трубопроводам вне зависимости от политической и экономической конъюнктуры, за счет чего появляется возможность дифференциации экспортных поставок энергоресурсов из Казахстана без дополнительных затрат на альтернативные пути транспортировки,

· обеспечение использования единой энергосистемы РФ в целях покрытия энергодефицитности ряда промышленных регионов республики собственной более дешевой электроэнергией, что формирует устойчивую основу для модернизации электроемких отраслей промышленности РК, расширения экспорта электроэнергии в Белоруссию транзитом через Россию,

· содействие выполнению национальных программ развития и модернизации «Индустриализации страны», «Дорожной карты бизнеса-2020» казахстанской промышленности за счет облегчения доступа к более дешевому российскому сырью, инфраструктуре, белорусским и российским технологиям, но главное за счет увеличения потребительского рынка с 16 млн. потребителей до 170 млн,

· поддержка и развитие экспорта сельскохозяйственной продукции, как на территорию России, так и на мировые рынки, используя транзитный потенциал ЕЭП.

Первоначально цели интеграции имели более амбициозный характер: предполагалось получить ускоренный рост в топливно-энергетической, цветной и черной металлургии, в производстве и экспорте зерна, возрождение пришедших в упадок виноделия, производства фруктов, овощей и другой сельскохозяйственной продукции. Все это предполагалось осуществить в кратчайший период на основе создания более благоприятных условий для межстрановых переливов капитала и рабочей силы, развития конкуренции между предприятиями стран интеграционной группировки. Однако эффект достижения указанных целей невозможно получить в краткосрочном периоде, хотя бы потому что условия свободного перелива капитала, трудовых ресурсов и технологий были оговорены, подписаны и вступили в силу лишь с января 2012г. в рамках ЕЭП.

В период же действия Таможенного союза с 2010-2011 гг. Казахстан получил целый ряд выгодных позиций:

  • Существенно возросла величина таможенных поступлений от импорта из третьих стран из-за увеличения более чем в два раза величины ставок таможенного тарифа — с 3,5 % до 7,33 %. При этом также возросла доля Казахстана в таможенных платежах внутри ТС, т.к. распределение собранной суммы платежей по внешнеторговым операциям распределяется пропорционально распределению голосов в ТС (Россия имеет 57% голосов, Казахстан и Белоруссия – по 21,5%). В совокупности это позволило увеличить величину государственных доходов от внешнеэкономической деятельности за указанный период функционирования ТС в 2010 г. на 233,6 млрд. тенге или на 40,6% по сравнению в 2009 г., а в 2011 г. – на 102,1 млрд. тенге или на 12,6% по сравнению с 2010г.[1]

Таким образом, рост поступлений по таможенным платежам из-за увеличения ставок таможенных пошлин и перераспределения таможенных платежей из общего бюджета ТС позволил Казахстану в тяжелый посткризисной период облегчить дефицитное давление на государственный бюджет, что в определенной степени способствовало выполнению задач антикризисного плана страны, финансирования проектов национального развития.

  • Стал возможным беспошлинный ввоз технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, сырья и материалов, ввозимых для исключительного использования в рамках выполнения национальных проектов по индустриализации экономики и развития бизнеса.

Импорт Казахстана машин и оборудования за прошлый год составил 15% от общего объема всего импорта РК, или импорта из России на сумму 307 млн. долл., из Белоруссии -12,5 млн долл. Наибольший удельный вес в экспорте Республики Казахстан в Российскую Федерацию занимают топливо минеральное (26,9% общего объема импорта товаров), машины и оборудование (15%), черные металлы и изделия из них (12,3%). Из Белоруссии импортируется в основном сельхозтехника, молочная и мясная продукция.

  • Рост пошлин на легковые автомобили, несмотря на всю противоречивость по отношению к ним в республике, привел к существенным темпам роста собственного автомобилестроения (за период существования ТС в республике стали собирать автомобили марок KIA, Chevrolet, Lada и Skoda). Так темп роста производства авто казахстанской сборки вырос с 7,92% в первом квартале 2010 г. – до 16,32% в аналогичном периоде 2011 г., что обусловлено высоким входным барьером на данный рынок товаров, защищающим отечественного производителя.
  • Однако в целом, уровень конкурентоспособности казахстанских производителей остается низким,  обусловлен в большей степени непроизводственными факторами и носит в основе своей характер скрытого демпинга со стороны государства, так как в основном представлен низким уровнем внутреннего налогообложения: ставки НДС (в Казахстане они составляют 12 %), по сравнению с Белоруссией (20 %) и Россией (18 %), ставки налога на прибыль (так называемый корпоративный подоходный налог аналог налога на прибыль в РФ) в рамках проектов развития бизнеса снизился с 30 до 20%, НДС — до 12% и социальный налог — до 11%, индивидуальный подоходный налог (аналог НДФЛ в РФ) — 10%.

Такой либеральный способ стимулирования роста экономики вносит определенные опасения со стороны России, так уже в первый год работы ТС наблюдалось бегство российского бизнеса и капиталов в более комфортные условия Казахстана. Однако такой способ формирования конкурентных преимуществ не может дать долговременного эффекта, так как уже в рамках ЕЭП предстоит унификация налоговых режимов стран-участниц. К тому же даже такой способ формирования преимуществ в ценовой конкуренции не обеспечил Казахстану прорыва экспорта продукции глубокой степени переработки. Экспорт Казахстана в страны ТС в основном составляют руды металлические (30,9% общего объема экспорта Республики Казахстан в Российскую Федерацию – 632,5 млн долл.), топливо минеральное (26,9% или 550,6 млн долл.), черные металлы и изделия из них (12% или 245,6 млн долл.). В экспорте Республики Казахстан в Республику Беларусь преобладают топливо минеральное (27,2% общего объема экспорта Республики Казахстан в Республику Беларусь), черные металлы и изделия из них (23,9%), алюминий и изделия из него (21,4%).[2]

  • В рамках соглашений по ЕЭП Казахстану стало возможным решение проблемы энергообеспечения собственной электроэнергией энергодефицитные западные области (Соглашением предусмотрено обеспечение межгосударственной передачи электрической энергии из одной части энергосистемы государства-участника ЕЭП в другую ее часть через энергосистему сопредельного государства.)

В настоящее время в Западно-Казахстанской области пользуются электроэнергией из России, которая значительно дороже казахстанской. Передача электроэнергии по территории РФ для потребителей Западного Казахстана из Северного Казахстана будет осуществляться путем взаимосвязанной и одновременной поставки равных объемов электрической энергии из северной части ЕЭС Казахстана в ЕЭС России и из ЕЭС России в западную зону ЕЭС Казахстана — через разные точки поставки, расположенные на границе РК-РФ. Таким образом, ввод тразитно-замещающей схемы позволит избежать поставок дорогостоящей электроэнергии от российского поставщика. За 2006-2010 годы тарифы на российскую электроэнергию повышались семь раз, рост составил 250 %, в 2011 г. повышение цены электроэнергии составило 160 % от прежнего уровня и достигла 13,2 тенге за кВт/час (для сравнения цена казахстанской электроэнергии, полученной по замещающей схеме составит лишь 8,67 тенге за 1 кВт/час — разница в 26 процентов). Соответственно увеличатся и доходы казахстанских электровырабатывающих организаций за счет экспорта электроэнергии как в Россию по замещающим схемам, так и в Белоруссию транзитом через российские ЛЭП. Таким образом, прямые доходы от введения в действие Соглашений ЕЭП могут составить около от 3-5 млрд долл. в год, что является прямым инвестиционным вкладом в модернизацию и развитие как электроэнергетики так и всего региона.

  • Несомненной выгодой для Казахстана станет унификация тарифов по транспортным перевозкам, что также существенно удешевит экспорт продукции из Казахстана.

Все указанные достижения вполне соответствуют целевым установкам и ожиданиям Казахстана от евразийской интеграции, подтверждением этому также можно считать успешное выполнение антикризисных программ и выход на показатели опережающего развития экономики республики в целом. Так темп роста ВВП в 2011 г.составил 7,1 %, что вывело РК в абсолютные лидеры по темпам роста среди стран СНГ, в том числе за счет роста в горнодобывающей промышленности и разработке карьеров производство возросло на 1,3%, обрабатывающей промышленности – на 6,2%, электроснабжении, подаче газа, пара и воздушном кондиционировании – на 7,4%, водоснабжении, канализационной системе, контроле над сбором и распределением отходов — на 4%., роста внешнеторговых операций на 41,8%, в том числе экспорт – на 51,7%, импорт – на 22,6% больше, в том числе прироста взаимной внешней торговли в ТС на 146% в 2010 г. и 122% в 2011 г.[3] Однако положительный эффект достижения целевых установок от евразийской интеграции для Казахстана оказались размытыми и недостаточно оцененными в республике. Произошло это по следующим причинам:

1. Вступление в Таможенный союз привело к резкому росту цен на товары первой необходимости, уровень инфляционного роста цен в 2010 г. составил 107,8%. Цены на продовольственные товары возросли на 10,1%, непродовольственные – на 5,5%, платные услуги – на 6,8%. Но при этом необходимо отметить, что по отдельным группам потребительских товаров рост цен в течении 2010 г. составил до 30%. В 2011 г. – 8,3 %, продовольственных товаров -11,9%, непродовольственных товаров – 5,6 %, на платные услуги – 6,8 %. Данный рост был обусловлен существенным увеличением ставок таможенных тарифов с введением в действие ЕТТ (единого таможенного тарифа ТС), что в совокупности с высоким уровнем импортозависимости, особенно  товаров повседневного потребления, привело к падению покупательской способности населения на 18,1% в 2010г., падению темпов роста доходов населения на 3,8%. В 2011 г. ситуацию удалось исправить за счет роста доходов населения на 7,4 % и стабилизации инфляционного роста. Но негативное восприятие интеграционных процессов у населения осталось.

2. Сырьевая направленность национальной экономики Казахстана, отставание в конкурентных преимуществах в промышленных отраслях высокой степени переработки даже по сравнению с Россией и Белоруссией, приток более конкурентных поставщиков в купе с низким уровнем собственной конкурентоспособности отпугивает крупный и средний бизнес от ускоренной модели интеграции. Этот же фактор активно разыгрывается оппозиционными силами страны и противниками евразийской интеграции.

3. Авторитарный стиль управления, слабый уровень развития демократизации общества в Казахстане порождает крайние формы оппозиционного противостояния, в том числе и национализм, помноженный на болезненное восприятие уязвимости суверенитета – это карты, разыгрываемые оппозиционными силами в республике. С точки зрения оппозиционеров рост цен после начала функционирования ТС, повлекший за собой краткосрочное падение покупательной способности населения, а также пропорциональное распределение голосов в ТС (Россия имеет 57% голосов, Казахстан и Белоруссиия – по 21,5%) стали удобным фоном для нагнетания истерии по поводу потери национальной независимости и «поглощения Россией Казахстана» при углублении евразийской интеграции.

4. Авторитарность стиля управленческих отношений в республике также приводит к отсутствию имиджевой работы с населением и широкими слоями потребителей, отсутствию пропаганды и прозрачности деятельности ТС и ЕЭП, прямых краткосрочных выгод и долгосрочных перспектив развития казахстанской экономики от функционирования и углубления евразийской интеграции.

Таким образом, происходит наслаивание отрицательных последствий евразийской интеграции в сознании казахстанской общественности, хотя сторонников интеграции все  еще более половины населения. Тем не менее, следствием эти негативных факторов стало торможение интеграции и вместо Евразийского союза в начале этого года именно по инициативе Казахстана были подписаны соглашения по созданию Единого экономического пространства (ЕЭП) как промежуточного этапа на пути движения к единому рынку и валютному союзу. Основным мотивом казахстанским властей в процессе принятия данного решения все же является низкая степень конкурентоспособности национальной экономики, несовершенство и низкая эффективность интеграционных механизмов регулирования экономики, и конечно же отсутствие базисной микроэкономической интеграции.

Те же мотивы определяют решения российских властей, согласившихся с Казахстаном в вопросах определения формата нынешнего этапа евразийской интеграции в рамках ЕЭП.



[1] По данным докладов министра финансов РК на заседании правительства РК по итогам 2010-2011 гг. Источник: по URL:http://www.minfin.kz/index.php?uin=1303963021&chapter=1326185949&lang=rus

[2] Источник: Аналитический отчет Комиссии Таможенного союза « Об итогах внешней и взаимной торговли государств – членов Таможенного союза в 2011 году», по URL: http://www.tsouz.ru/db/stat/Pages/default.aspx

[3] По данным Агентства по статистике РК, по URL: http://www.stat.kz/news/Pages/n1_13_01_2012.aspx



Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Читайте по теме

27 июня 2025

Астана и Москва подготовили проект межправительственного соглашения о строительстве АЭС на территории Казахстана. Казахстанские власти хотят подписать договор до конца 2025 года, сообщил председатель Агентства по атомной энергии страны Алмасадам Саткалиев. По его словам, такая станция стоит как минимум $14 …

24 июня 2025

Национальная компания «КазМунайГаз» объявила о заключении соглашения с китайской CNOOC о совместной геологоразведке и добыче углеводородов на проекте «Жылыой», который находится в транзитной зоне северо-восточной части Каспийского моря. Об этом сообщает «Спутник». «Это событие знаменует собой важный этап в развитии …

20 июня 2025

«Росатом» утвердил с Казахстаном дорожную карту строительства первой АЭС в стране. Ранее госкорпорация выиграла конкурс на лидерство в консорциуме по осуществлению проекта. «В ходе встречи была утверждена Индикативная дорожная карта, предусматривающая этапы подготовки и реализации проекта, включая проведение инженерно-изыскательских работ, …


Ваш браузер устарел! Обновите его.