Цели и экономические интересы Республики Казахстан
Интерес Казахстана к евразийской интеграции был достаточно высоким всегда, эта страна, а точнее ее руководство, позиционирует себя как лидер интеграционного движения на постсоветском пространстве. Однако реальные шаги к экономической интеграции стали проявляться с 2008-2009 гг., когда Казахстан ощутил на себе жесткий финансовый дефицит, когда пришлось сворачивать ряд инвестиционных программ, но самое важное, когда стали падать доходы от экспорта нефти, и республике в срочном порядке понадобился доступ к дешевым трубопроводам и отлаженной инфраструктуре транспортировки энергоресурсов. Совокупный фактор негативных последствий мирового кризиса, вылившийся для Казахстана в коллапс собственной финансовой системы и сокращение нефтедоходов, вынудили республику отказаться от амбициозных проектов по альтернативным трубопроводам, и акцентировать свои усилия на уже существующих российских маршрутах. К тому же кризис в экономике вынудил казахстанские власти отказаться от активной конкуренции с российскими экспортерами на нефтерынках и прейти к более лояльной партнерской программе в рамках сначала ТС, а затем и ЕЭП (хотя конкурентные отношения сохраняются и ныне, но появилась большая готовность к компромиссам и сотрудничеству). С этих стартовых позиций инициация интеграционных процессов Казахстана ставила цель содействия выходу из экономического кризиса, подкрепления сырьевой, финансовой и ресурсной базы для проведения реформ по индустриализации и модернизации национальной экономики Казахстана. Таким образом, к основным целям и ожиданиям Казахстана от евразийской интеграции можно отнести:
· обеспечение собственных лидирующих позиций среди стран евразийского региона за счет интеграции с российской экономической мощью и использования территории ТС как зоны беспрепятственного транзита (тем самым формирования преференциального режима во внешнеэкономических отношениях с РФ, а также с европейскими странами через Россию и Белоруссию, что укрепляет позиции по отношению к конкуренту по региону — Узбекистану),
· обеспечение гарантированного беспрепятственного доступа к российским трубопроводам вне зависимости от политической и экономической конъюнктуры, за счет чего появляется возможность дифференциации экспортных поставок энергоресурсов из Казахстана без дополнительных затрат на альтернативные пути транспортировки,
· обеспечение использования единой энергосистемы РФ в целях покрытия энергодефицитности ряда промышленных регионов республики собственной более дешевой электроэнергией, что формирует устойчивую основу для модернизации электроемких отраслей промышленности РК, расширения экспорта электроэнергии в Белоруссию транзитом через Россию,
· содействие выполнению национальных программ развития и модернизации «Индустриализации страны», «Дорожной карты бизнеса-2020» казахстанской промышленности за счет облегчения доступа к более дешевому российскому сырью, инфраструктуре, белорусским и российским технологиям, но главное за счет увеличения потребительского рынка с 16 млн. потребителей до 170 млн,
· поддержка и развитие экспорта сельскохозяйственной продукции, как на территорию России, так и на мировые рынки, используя транзитный потенциал ЕЭП.
Первоначально цели интеграции имели более амбициозный характер: предполагалось получить ускоренный рост в топливно-энергетической, цветной и черной металлургии, в производстве и экспорте зерна, возрождение пришедших в упадок виноделия, производства фруктов, овощей и другой сельскохозяйственной продукции. Все это предполагалось осуществить в кратчайший период на основе создания более благоприятных условий для межстрановых переливов капитала и рабочей силы, развития конкуренции между предприятиями стран интеграционной группировки. Однако эффект достижения указанных целей невозможно получить в краткосрочном периоде, хотя бы потому что условия свободного перелива капитала, трудовых ресурсов и технологий были оговорены, подписаны и вступили в силу лишь с января 2012г. в рамках ЕЭП.
В период же действия Таможенного союза с 2010-2011 гг. Казахстан получил целый ряд выгодных позиций:
Таким образом, рост поступлений по таможенным платежам из-за увеличения ставок таможенных пошлин и перераспределения таможенных платежей из общего бюджета ТС позволил Казахстану в тяжелый посткризисной период облегчить дефицитное давление на государственный бюджет, что в определенной степени способствовало выполнению задач антикризисного плана страны, финансирования проектов национального развития.
Импорт Казахстана машин и оборудования за прошлый год составил 15% от общего объема всего импорта РК, или импорта из России на сумму 307 млн. долл., из Белоруссии -12,5 млн долл. Наибольший удельный вес в экспорте Республики Казахстан в Российскую Федерацию занимают топливо минеральное (26,9% общего объема импорта товаров), машины и оборудование (15%), черные металлы и изделия из них (12,3%). Из Белоруссии импортируется в основном сельхозтехника, молочная и мясная продукция.
Такой либеральный способ стимулирования роста экономики вносит определенные опасения со стороны России, так уже в первый год работы ТС наблюдалось бегство российского бизнеса и капиталов в более комфортные условия Казахстана. Однако такой способ формирования конкурентных преимуществ не может дать долговременного эффекта, так как уже в рамках ЕЭП предстоит унификация налоговых режимов стран-участниц. К тому же даже такой способ формирования преимуществ в ценовой конкуренции не обеспечил Казахстану прорыва экспорта продукции глубокой степени переработки. Экспорт Казахстана в страны ТС в основном составляют руды металлические (30,9% общего объема экспорта Республики Казахстан в Российскую Федерацию – 632,5 млн долл.), топливо минеральное (26,9% или 550,6 млн долл.), черные металлы и изделия из них (12% или 245,6 млн долл.). В экспорте Республики Казахстан в Республику Беларусь преобладают топливо минеральное (27,2% общего объема экспорта Республики Казахстан в Республику Беларусь), черные металлы и изделия из них (23,9%), алюминий и изделия из него (21,4%).[2]
В настоящее время в Западно-Казахстанской области пользуются электроэнергией из России, которая значительно дороже казахстанской. Передача электроэнергии по территории РФ для потребителей Западного Казахстана из Северного Казахстана будет осуществляться путем взаимосвязанной и одновременной поставки равных объемов электрической энергии из северной части ЕЭС Казахстана в ЕЭС России и из ЕЭС России в западную зону ЕЭС Казахстана — через разные точки поставки, расположенные на границе РК-РФ. Таким образом, ввод тразитно-замещающей схемы позволит избежать поставок дорогостоящей электроэнергии от российского поставщика. За 2006-2010 годы тарифы на российскую электроэнергию повышались семь раз, рост составил 250 %, в 2011 г. повышение цены электроэнергии составило 160 % от прежнего уровня и достигла 13,2 тенге за кВт/час (для сравнения цена казахстанской электроэнергии, полученной по замещающей схеме составит лишь 8,67 тенге за 1 кВт/час — разница в 26 процентов). Соответственно увеличатся и доходы казахстанских электровырабатывающих организаций за счет экспорта электроэнергии как в Россию по замещающим схемам, так и в Белоруссию транзитом через российские ЛЭП. Таким образом, прямые доходы от введения в действие Соглашений ЕЭП могут составить около от 3-5 млрд долл. в год, что является прямым инвестиционным вкладом в модернизацию и развитие как электроэнергетики так и всего региона.
Все указанные достижения вполне соответствуют целевым установкам и ожиданиям Казахстана от евразийской интеграции, подтверждением этому также можно считать успешное выполнение антикризисных программ и выход на показатели опережающего развития экономики республики в целом. Так темп роста ВВП в 2011 г.составил 7,1 %, что вывело РК в абсолютные лидеры по темпам роста среди стран СНГ, в том числе за счет роста в горнодобывающей промышленности и разработке карьеров производство возросло на 1,3%, обрабатывающей промышленности – на 6,2%, электроснабжении, подаче газа, пара и воздушном кондиционировании – на 7,4%, водоснабжении, канализационной системе, контроле над сбором и распределением отходов — на 4%., роста внешнеторговых операций на 41,8%, в том числе экспорт – на 51,7%, импорт – на 22,6% больше, в том числе прироста взаимной внешней торговли в ТС на 146% в 2010 г. и 122% в 2011 г.[3] Однако положительный эффект достижения целевых установок от евразийской интеграции для Казахстана оказались размытыми и недостаточно оцененными в республике. Произошло это по следующим причинам:
1. Вступление в Таможенный союз привело к резкому росту цен на товары первой необходимости, уровень инфляционного роста цен в 2010 г. составил 107,8%. Цены на продовольственные товары возросли на 10,1%, непродовольственные – на 5,5%, платные услуги – на 6,8%. Но при этом необходимо отметить, что по отдельным группам потребительских товаров рост цен в течении 2010 г. составил до 30%. В 2011 г. – 8,3 %, продовольственных товаров -11,9%, непродовольственных товаров – 5,6 %, на платные услуги – 6,8 %. Данный рост был обусловлен существенным увеличением ставок таможенных тарифов с введением в действие ЕТТ (единого таможенного тарифа ТС), что в совокупности с высоким уровнем импортозависимости, особенно товаров повседневного потребления, привело к падению покупательской способности населения на 18,1% в 2010г., падению темпов роста доходов населения на 3,8%. В 2011 г. ситуацию удалось исправить за счет роста доходов населения на 7,4 % и стабилизации инфляционного роста. Но негативное восприятие интеграционных процессов у населения осталось.
2. Сырьевая направленность национальной экономики Казахстана, отставание в конкурентных преимуществах в промышленных отраслях высокой степени переработки даже по сравнению с Россией и Белоруссией, приток более конкурентных поставщиков в купе с низким уровнем собственной конкурентоспособности отпугивает крупный и средний бизнес от ускоренной модели интеграции. Этот же фактор активно разыгрывается оппозиционными силами страны и противниками евразийской интеграции.
3. Авторитарный стиль управления, слабый уровень развития демократизации общества в Казахстане порождает крайние формы оппозиционного противостояния, в том числе и национализм, помноженный на болезненное восприятие уязвимости суверенитета – это карты, разыгрываемые оппозиционными силами в республике. С точки зрения оппозиционеров рост цен после начала функционирования ТС, повлекший за собой краткосрочное падение покупательной способности населения, а также пропорциональное распределение голосов в ТС (Россия имеет 57% голосов, Казахстан и Белоруссиия – по 21,5%) стали удобным фоном для нагнетания истерии по поводу потери национальной независимости и «поглощения Россией Казахстана» при углублении евразийской интеграции.
4. Авторитарность стиля управленческих отношений в республике также приводит к отсутствию имиджевой работы с населением и широкими слоями потребителей, отсутствию пропаганды и прозрачности деятельности ТС и ЕЭП, прямых краткосрочных выгод и долгосрочных перспектив развития казахстанской экономики от функционирования и углубления евразийской интеграции.
Таким образом, происходит наслаивание отрицательных последствий евразийской интеграции в сознании казахстанской общественности, хотя сторонников интеграции все еще более половины населения. Тем не менее, следствием эти негативных факторов стало торможение интеграции и вместо Евразийского союза в начале этого года именно по инициативе Казахстана были подписаны соглашения по созданию Единого экономического пространства (ЕЭП) как промежуточного этапа на пути движения к единому рынку и валютному союзу. Основным мотивом казахстанским властей в процессе принятия данного решения все же является низкая степень конкурентоспособности национальной экономики, несовершенство и низкая эффективность интеграционных механизмов регулирования экономики, и конечно же отсутствие базисной микроэкономической интеграции.
Те же мотивы определяют решения российских властей, согласившихся с Казахстаном в вопросах определения формата нынешнего этапа евразийской интеграции в рамках ЕЭП.
[1] По данным докладов министра финансов РК на заседании правительства РК по итогам 2010-2011 гг. Источник: по URL:http://www.minfin.kz/index.php?uin=1303963021&chapter=1326185949&lang=rus
[2] Источник: Аналитический отчет Комиссии Таможенного союза « Об итогах внешней и взаимной торговли государств – членов Таможенного союза в 2011 году», по URL: http://www.tsouz.ru/db/stat/Pages/default.aspx
[3] По данным Агентства по статистике РК, по URL: http://www.stat.kz/news/Pages/n1_13_01_2012.aspx