×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/analitika/ekonomicheskie-interesy-rossii-v-evraziyskoy-integracii-chast-ii/
Новости
7 мая
6 мая
3 мая
2 мая
Экономические интересы России в евразийской интеграции. Часть II

Цели и экономические интересы в ЕЭП Республики Беларусь

Оценивая поведение Белоруссии при вступлении в ТС (напомним, Белоруссия присоединилась к таможенным соглашениям на полгода позже из-за разногласий по тарифам на автотранспорт, изъятиям по таможенным соглашениям и ценам на энергоносители), основную цель членства этой страны в ТС и ЕЭП можно сформулировать следующим образом — получение максимальных экономических выгод для преодоления кризиса, покрытия дефицита финансовых и природных ресурсов белорусской экономики посредством:

· обеспечения максимально возможных объемов прямых или косвенных субсидий от РФ, пользуясь преференциями в процессе ценообразования, в торговых отношениях,

· обеспечения доступа к дешевым энергоресурсам (переход РБ на внутренние российские цены потребления по газу и нефти),

· обеспечения беспрепятственного доступа к обширным потребительским и товарным рынкам РФ и РК,

· обеспечения защиты национальной экономики от требований ускоренной либерализации и приватизации со стороны европейских и международных структур.

Все эти цели были достигнуты за прошедший период интеграции в рамках ТС. Уровень взаимной внешней торговли со странами ТС у Белоруссии самый высокий (рис.1) – по данным 2011г. 46,4% (или 29077 млн.долл.) внешнеторгового оборота республики приходится на Россию и Казахстан, из них экспорт – 49%, импорт — 51%, а доля республики во взаимной торговле «тройки» составила 23%.[1]

Рис. 1. Структура внешней торговли стран-членов ТС [2]

В рамках взаимной торговли Республика Белоруссия поставляет в Российскую Федерацию следующие основные группы товаров:

· средства наземного транспорта (22,2% общего объема экспорта Республики Беларусь в Российскую Федерацию) и машины и оборудование (15,6%), что позволило республике укрепить основные сборочные производства, машиностроение, дало импульс к покрытию торгового дефицита и начала обновления изношенных основных фондов своей промышленности;

· молочную и мясную продукцию (17,4%) — Белоруссия является лидером среди стран ТС по экспорту сельскохозяйственной продукции, что стало возможным после снятия торговых барьеров на российский рынок. Если пользоваться терминологией ВТО[3], то свободный доступ на российский рынок белорусской сельхозпродукции можно расценивать как скрытую форму демпингования российскими потребителями сельскохозяйственной отрасли Белоруссии, т.к. при производстве сельхозпродукции правительство республики продолжает субсидирование отрасли вопреки обязательствам об ограничении сельскохозяйственных дотаций подписанных с Россией ( в рамках торгово-экономических соглашений),  следовательно, низкая цена сельхозпродукции и ее конкурентоспособность на российском рынке, в конечном счете, покрывается за счет российских потребителей и бюджета РФ, вынужденного компенсировать убытки собственных производителей.

Основную долю импорта Белоруссии из России составляют топливо минеральное (64,7% общего объема импорта товаров), черные металлы и изделия из них (9,4%). Сальдо взаимной торговли Республики Белоруссия с Российской Федерацией в 2011 году сложилось отрицательное в размере 11,8 млрд. долларов за счет опережающего роста импорта нефтепродуктов и газового конденсата в размере 7 444 млн. долл., что также можно расценивать как скрытую форму субсидирования белорусской экономики с учетом перехода внутрироссийские цены на энергоносители. Так по оценкам экспертов только за счет перехода на внутренние российские цены потребления энергоресурсов прямая нефтяная дотация со стороны России Белоруссии за год составила 2, 3 млрд. долларов, выгоды от льготных поставок российского газа до2.7 млрд. долларов в год, косвенная (сельское хозяйство и промышленность) дотируется на сумму более 4 млрд. долларов. Таким образом, годовая сумма российского субсидирования белорусской экономики в среднем достигает по экспертным оценкам достигает до 6-8 млрд. долл.(по оценкам белорусской стороны 9-10).

В экспорте Республики Беларусь в Казахстан важнейшими являются средства наземного транспорта (18,4% общего объема экспорта Республики Беларусь в Республику Казахстан), молочная и мясная продукция (17,9%), а также машины и оборудование (15,3%).[4] Существенное наращивание темпов взаимной торговли Белоруссии и Казахстана в первую очередь обусловлено ростом импорта топливно-сырьевых ресурсов, что позволяет Белоруссии решать проблему дифференциации поставок энергоресурсов с целью снижения зависимости от российских поставок. Расширение экспорта растительных масел и животных жиров, металлопродукции, транспортных средств и их деталей также благотворно влияют на выход из кризиса промышленного сектора белорусской экономики.

Таким образом, членство Белоруссии в ТС в полном объеме способствует решению поставленных целей и ожиданий от данной интеграционной группировки, более того, республика намерена активно отстаивать свои интересы продления преференциального режима внешнеторговых операций со странами ТС и за его пределами с учетом предстоящих изменений тарифных ставок из-за членства РФ в ВТО.


[1] Источник: Статистическая база банных Комиссии Таможенного союза « Об итогах внешней и взаимной торговли государств – членов Таможенного союза в 2011 году», по URL: http://www.tsouz.ru/db/stat/Pages/default.aspx

[2] Источник: Аналитический отчет Комиссии Таможенного союза « Об итогах внешней и взаимной торговли государств – членов Таможенного союза в 2011 году», по URL: http://www.tsouz.ru/db/stat/Pages/default.aspx

[3] Уровень демпинга в Белоруссии своего сельского хозяйства составляет около 18 %, в России — до 6 %, в Казахстане — около 4 %. Разрешенный уровень сельскохозяйственных дотаций по соглашениям ЕЭП составляет 10 % к валовой стоимости продукции сельского хозяйства. Для смягчения перехода к такому уровню Белоруссии предоставлен 6-летний срок, в течение которого она должна снизить свой уровень до 10%.

[4] Источник: Аналитический отчет Комиссии Таможенного союза « Об итогах внешней и взаимной торговли государств – членов Таможенного союза в 2011 году», по URL: http://www.tsouz.ru/db/stat/Pages/default.aspx



Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Читайте по теме

7 мая 2024

Обвинения со стороны Белоруссии в том, что Литва атаковала соседнюю страну дронами, являются «гибридными действиями». Об этом заявил литовский министр иностранных дел Габриэлюс Ландсбергис. «С большой озабоченностью мы наблюдаем появление ложных сообщений и выражаем протест белорусскому правительству доступными для нас …

3 мая 2024

В Белоруссии уделяют особое внимание противовоздушной обороне. Об этом сегодня, 3 мая, заявил министр обороны республики Виктор Хренин. По его словам, концентрация войск НАТО возле белорусских границ по-прежнему остается высокой и интенсивность мероприятий оперативной и боевой подготовки не снижается. «К примеру, на сегодняшний день на территории сопредельных с нами стран проходит …

27 апреля 2024

Время ожидания в очереди на одном из двух оставшихся контрольно-пропускных пунктов на границе Литвы и Белоруссии увеличилось до шести суток. Об этом свидетельствуют данные, в режиме реального времени размещаемые на сайте дирекции КПП при МВД балтийской республики. По состоянию на 14:00 на КПП …


Ваш браузер устарел! Обновите его.