Экономическая ситуация в Кыргызстане развивается в сторону ухудшения социально-экономического положения. Внутриэкономическая конъюнктура имела негативную тенденцию и до апрельских событий. Политические события и действия сопредельных стран способствовали ухудшению положения активной части населения. Снизилась экономическая активность граждан, растет скрытая безработица, снижаются накопления.
Есть угроза продовольственной безопасности, сохраняются риски по ограничению внешней торговли, это может негативно сказаться на возможности импорта продовольствия. Уменьшается покупательская способность населения на фоне возможного повсеместного роста цен.
Серьезные опасения связаны с подготовкой к осенне-зимнему периоду и фискальной устойчивостью бюджета. Учитывая тот факт, что ВВП республики на 40% формируется за счет торгово-посреднической деятельности, закрытые границы, снижение товарооборота, ограничение во внешней торговле и в целом деловой активности и привели к упадку налогооблагаемой базы. Международные организации заняли выжидательную позицию относительно выделения финансовой помощи. Уровень расходов имеет тенденцию к росту.
Сегодня принципиально важно наличие реальной антикризисной программы до формирования нового правительства. Целью программы должна стать социально-экономическая стабилизация страны с последующим переходом к восстановительному этапу. Однако ВП до сих пор не представило внятного плана по выведению экономики республики из кризиса. В конце недели промелькнуло сообщение министра экономического регулирования о том, что наконец-то выделено семь основных направлений, по которым правительство намеревается реанимировать экономику страны. Однако эти направления не имеют четко выраженной стратегии и системы мер, от которых можно было бы ожидать положительного эффекта. Пока все действия ВП в сфере экономики сводятся судорожному латанию дыр дефицита государственного бюджета из внешних источников, а также из имеющихся в республике активов в основном хранящихся в AUB (печально знаменитом «АзияУниверсал банке»). Кроме того, идет бесконечное обсуждение со вновь созданными и ранее действующими бизнес-ассоциациями по поводу мер восстановления экономики, бизнес-среды и функционирования отдельных субъектов рынка.
Так, например, первый результат работы Координационного совета при временном правительстве Кыргызстана — три проекта декретов, которые являются плодом первого открытого заседания КС по взаимодействию государства и бизнеса.
Декрет о мерах господдержки налогоплательщиков, пострадавших в результате апрельских событий, должен признать события 6-7 апреля чрезвычайными обстоятельствами, подпадающими под определение обстоятельств непреодолимой силы в налоговых целях и государственного социального страхования, и освободить от подоходного налога помощь, полученную для возмещения материального вреда и ущерба здоровью. Кроме этого декрет предусматривает внесение соответствующих изменений в Налоговый кодекс и закон о тарифах страховых взносов по государственному социальному страхованию.
Другой проект декрета приостановит действие закона о подготовке к представлению единой налоговой декларации. Члены Координационного совета предлагают таким образом предотвратить декларирование доходов и имущества, полученных путем коррупции.
В качестве мер по поддержке пострадавших от апрельских событий предпринимателей предлагается принять постановление о представлении отсрочки или рассрочки по налоговым платежам.[1]
Всего в рамках КС создано четыре постоянно-действующих комитета: по фискальной, регуляторной, инвестиционной и отраслевой политике.
По сообщению и.о. министра экономического регулирования Уметалиева Э., разработан проект чрезвычайного плана по стабилизации экономики в 2010 году и был внесен на рассмотрение Временному Правительству КР. Разработанный план является руководством к действию для недопущения спада экономического роста, сохранению устойчивости бюджета и финансовой системы в целом.
Кроме того, в целях развития предпринимательства и создания условий для минимизации потерь, вызванных событиями, а также восстановления деловой активности и дальнейшего улучшения бизнес среды, бизнес-сообществом предложены меры («Дорожная карта»), которые были одобрены Временным Правительством КР.
Эти два документа и должны составить основное ядро разрабатываемых мер по стабилизации экономики рабочей группой, созданной ВП КР, в состав которой вошли представители министерств, ведомств и бизнес сообществ.
Данные меры для удобства восприятия и мониторинга разложены по 7 блокам и будут использованы в практической работе Временного Правительства КР: вопрос стабилизации страны, обеспечение управляемостью экономики, энергетической безопасности, бюджетной безопасности, финансовой безопасности, продовольственной безопасности, сохранение деловой активности.. В настоящее время, Минэкономрегулирования КР проводится окончательная обработка и для вынесения на заседание ВП КР.
При этом по утверждению заместителя председателя ВП КР Темира Сариева: «Если бы внутри временного правительства было согласие, в Кыргызстане можно было бы заложить фундамент для дальнейшего роста экономики».[2]
По его словам, до выборов временное правительство будет проводить пошаговую экономическую политику. «Мы не можем разработать долгосрочную и краткосрочную программы, поскольку после выборов придет новый кабинет министров и объявит свою программу на 5 лет», — сказал Темир Сариев.
Тем не менее, отметил он, страна не может ждать полгода, поэтому для решения возникающих до выборов вопросов был создан координационный совет, основная часть которого — представители деловых кругов Кыргызстана. «Государство и бизнес должны быть партерами, а правила игры — четко и ясно обозначены, — отметил Темир Сариев. — Только так мы сможем завоевать доверие бизнеса, иначе инвесторы не придут в Кыргызстан и не будут вкладывать сюда деньги».
По словам и.о. министра финансов, Координационный совет «должен стать площадкой по выработке рекомендаций, которые будут претворять в жизнь члены временного правительства, чтобы создать благоприятные условия для бизнеса». Он заверил бизнесменов, что ВП будет защищать частную собственность. «Правительство примет все меры по созданию благоприятных условий и для решения существующих проблем», — подчеркнул Темир Сариев.
Но подобный подход замораживания экономической ситуации и осуществления лишь корректирующих действий может стать сильным ударом по экономике республики, которая и без того имеет застойный характер. Кризис в экономике требует неотлагательных действий, а не согласования полномочий и притирки с бизнесом.
Для стабилизации экономики в Кыргызстане необходим пакет антикризисных мер на шесть месяцев и немедленно. Только после реализации этих мер в республике может начаться восстановительный этап с последующим переходом на ориентиры, которые разработаны в текущей стратегии или что могут быть разработаны позже. Пакет антикризисных мер должен содержать меры по обеспечению доверия и общественной безопасности. Правительство допустило информационный провал в декларировании своих экономических приоритетов, эту работу надо было сделать еще в середине апреля. Надо говорить о проблемах, принятых мерах и, главное, о достигнутых результатах. Это повысит доверие бизнеса и населения к ВП. Без доверия бизнес будет не эффективно работать, а просто реагировать на текущую ситуацию.
Следующим не менее важным шагом ВП должны быть меры по защите собственности. Необходимо продолжить снижение административного давления на бизнес. Конечно, есть бизнес, который будет пользоваться ситуацией, но что хуже: чтобы бизнес пользовался ситуацией или вообще прекратил работу? Нельзя допускать избыточного давления государства. Необходимо дать предпринимателям возможность встать на ноги и только после этого менять политику по отношению к бизнесу.
Одним из ключевых мероприятий по восстановлению деловой активности должны стать меры по поддержке спроса. Безработица выросла, социальные платежи не обеспечивают платежеспособность населения, и спрос стал падать, необходимо его поддержать.
Определенные шаги в этом направлении уже сделаны. Так, государство пытается соблюсти обязательства в системе социального обеспечения, а также прилагает усилия, чтобы решить проблемы с экспортом товаров.
Не менее остро стоит вопрос поддержки банковской сферы, которая сейчас практически не влияет на развитие экономики. Поскольку сегодня слишком высоки кредитные риски, банки направляют деньги в безрисковые операции. Это проблема Национального банка и всего экономического блока. Сейчас доверие населения к банкам снизилось, депозитная база сильно сократилась, и им нечего продавать. Надо всем показать, что банки работают нормально, чтобы люди захотели вкладывать туда деньги.
Также правительство должно принимать меры по обеспечению энергетической безопасности. В частности, обеспечить прозрачность комплекса, при которой вся информация о сделках и закупках была бы доступна общественности.