×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/analitika/ekaterininskie-versty-sankt-peterburgtavrida-i-obratno/
Новости
23 июля
9 июля
4 июля
3 июля
2 июля
1 июля
27 июня
25 июня
24 июня
23 июня
20 июня
«Екатерининские версты: Санкт-Петербург – Таврида (и обратно)»
16:13, 26 июля 2012  
111
0

К 225-летию Великого путешествия Екатерины II в Новороссию и Крым» (1787)

Почти за три года до величественного екатерининского путешествия в Полуденный край России (с весны 1784 года) началась его подготовка по всему предполагаемому маршруту. Наиболее сложно было готовить его на территории бывшего Дикого поля – нарождающейся Новоросссии, а также – в Тавриде, бывшем многовековом «черном гнезде» Крымского ханства.

Правителю Таврической области М.В.Каховскому от Г.А.Потемкина поступает приказ об исправлении и строительстве дорог и мостов, постройке дворцов по пути следования Императрицы. По Крыму было намечено 39 таких пунктов, в которых строились дома, путевые дворцы (и даже войлочные кибитки) для приема Екатерины и размещения знатных гостей и многотысячной свиты – царский кортеж состоял более чем из 100 карет и колясок, не считая подвод, «коих было в три раза». На пути следования было собрано св. 10 000 лошадей, все сколько-нибудь подходящие помещения перестраивались, ремонтировались – в Феодосии, Старом Крыму, Карасубазаре (Белогорске).

Как известно, по пути следования Императрицы, строились деревни (впоследствии названные «потемкинскими»), насаждались сады, сооружались всевозможные декоративные павильоны, киоски, мостики. От деревни Альма до Бахчисарая проведена была прямая дорога, при помощи военных команд расставлены верстовые столбы («Екатерининские мили»). Например, у Ханского дворца была установлена миля, где на двух гранях была сделана надпись на русском и татарском языках: «Блаженной памяти Императрица Екатерина II-я изволила быть в Бахчисарае в 1787 году, мая 14». Миля была украшена двуглавым орлом, о котором А.Ахматова писала:

«И орла Екатерины

Вдруг узнали – это тот!

Он слетел на дно долины

С пышных бронзовых ворот».

Да и сам дворец тщательно готовился к визиту Царицы. В течение трех с половиной лет (1783-1787) велись ремонтные работы, руководимые князем Таврическим Потемкиным Григорием Алексеевичем (1739-1791). О ремонте сохранилось мало сведений. Известно, что в Фонтанный дворик перенесли Фонтан слез, построили крытую галерею и лестницу на 2-й этаж. В комнатах заново были сделаны потолки, плафоны, полы, стены покрыли новой штукатуркой и задрапировали тканями; на стенных шкафах и притолоках дверей появилась живопись XVIII в. Мебель и убранство были привезены из Москвы, Петербурга, Константинополя и частично изготовлены на месте.

А при въезде в город сооружена была на главной улице арка с надписью: «Маiя 1787». В начале марта 1787 года Каховский получил предписание, «чтобы всячески стараться прибрать Бахчисарай наилучшим образом, поправить в оном крыши на домах, а же улицу велено было застроить хорошими домами и лавками. На это правитель ответствовал, что «развалившиеся дома и лавки, стоявшие у моста при въезде, вовремя сломаны, а каменья для обделания берегов реки, текущей около дворца, навожены».

По пути в Севастополь Екатерина II торжественно въехала в Бахчисарай, о чем свидетельствуют не только многочисленные письменные источники исследователей, путешественников, но и сохранившаяся у входа во дворец Екатерининская миля…

Екатерина II из российских Императоров первой побывала в крепости Чуфут-Кале и заинтересовалась ее величественным видом.

Из Бахчисарая Екатерина II и сопровождающие ее послы и придворные, выезжали в Севастополь, где увидели стоящий в боевом порядке «грозный флот, построенный, вооруженный и совершенно снаряженный в два года».

«Цветочненская миля» *

После Севастополя («Города Славы») Екатерина Великая, через Симферополь («Город Пользы»), проследовала в Феодосию («Богом данную!»). Между Симферополем и Феодосией сохранилось до сего дня три «Екатерининские мили» (половина от всех крымских миль).

«Агармышская миля», что находится под городом Старым Крым, находясь на одноименном военном полигоне возле горы Большой Агармыш (Кировский район) – практически недоступна (и в силу того – лучше сохранилась).

«Отважненская миля» — несколько раз уничтожалась лицами из нелегального «меджлиса-курултая». Теперь она восстановлена уже из железобетона (силами Первомайского сельского совета Кировского района), а ее старые элементы были свезены культработниками на территорию Историко-литературного музея Старого Крыма (из которых сейчас сложена т.н. «Музейная Старокрымская миля»).

«Цветочненская миля», находясь у современной автотрассы «Симферополь-Феодосия» (на территории Белогорского района), подверглась в 1970-е годы «генерализации»: какой-то хозчиновник, решил ее переставить краном с поля поближе к дороге. В результате: автокран упал, пострадали люди, а верхняя часть мили разбилась.

Прошли годы. При подготовке к юбилею вновь заговорили о восстановлении русского культурно-исторического наследия в Крыму. Началось кропотливое изучение «екатерининского маршрута», поиски возможностей восстановления памятников той эпохи.

Как оказалось, пока больше всех повезло именно «Цветочненской миле». Один из будущих кандидатов депутаты Украины, человек не бедный, восстановил навершие мили и приурочил ее открытие к Юбилейному научному собранию в Симферополе, организованному Институтом стран СНГ. В целом реставрацию можно назвать удачной. Осенью планируется благоустройство прилегающей к миле территории.

Общественные организации, православная общественность и национально-культурные сообщества Крымского полуострова, вместе собравшиеся на торжественном открытии «Цветочненской мили», продемонстрировали тем самым яркий пример реализации заветов «просвещенной монархии», каковой считалось правление Императрицы Екатерины Великой, — по обустройству Крыма-Тавриды «… из области неспокойной» в «… цветущий Полуденный край Российской империи».

* Верста́ — русская единица измерения расстояния, равная пятистам саженям или тысяча пятистам аршинам (что соответствует нынешним 1 066,8 метрам, до реформы XVIII века — 1 066,781 метрам). Упоминается в литературных источниках с XI века, в XVII веке окончательно сменила использование термина «поприще» в этом значении.

Величина версты неоднократно менялась в зависимости от числа сажен, входивших в неё (от 500 до 750), и величины сажени. Были вёрсты: путевая — ею измеряли расстояния (пути) — и межевая — ею меряли земельные участки.

Екатерининские версты (мили) ставились из расчета — 1 на 10 путевых верст (через каждые современные 10 с половиной километров).

Впоследствии историки начали считать их только «милями», тогда как простые «отметки» Великого пути Екатерины Второй, через каждую обычную путевую версту (отмеченные рядовыми столбами или вехами), чтобы не путаться, по-прежнему назывались «верстами».

В настоящее время, при общей тяге к прошлому, к архаике и усилению в народе «русскости», — общественное мнение Тавриды склонно все чаще называть сохранившиеся памятники-«мили» — «Екатерининскими верстами».

Олег Родивилов,

заместитель директора Украинского филиала Института стран СНГ



Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Ваш браузер устарел! Обновите его.