Россия и Республика Беларусь 3 февраля 2009 года подписали соглашение о совместной охране внешней границы Союзного государства в воздушном пространстве и создании Единой региональной системы противовоздушной обороны. Российский президент Дмитрий Медведев в ходе заседания Высшего Госсовета Союзного государства в Кремле подтвердил «решимость двигаться вперед по вопросу обеспечения взаимной безопасности» двух государств. Сама Единая система противовоздушной обороны не только укрепляет российско-белорусское военное и военно-техническое сотрудничество, но и, самое главное, гарантирует Белоруссии надежную защиту от любых попыток потенциального агрессора нанести ей урон путем проведения воздушной операции. Для России ЕРСПВО дает дополнительные преимущества по своевременному выявлению и пресечению полета на малых и сверхмалых высотах целей, угрожающих ее безопасности.
Создание подобной системы ПВО долгие годы тормозилось белорусской стороной в силу, как представляется, двух причин — нежелания нарушать внеблоковый статус республики и неприемлемости принципа подчинения элементов данной системы единому командованию (из Москвы). Напомним, что этот своеобразный интеграционный «долгострой» велся с 1996 г. и начинался еще при уже изрядно забытых министрах обороны А. Чумакове и И. Сергееве. Дважды, по крайней мере, энергично подступался к решению этой проблемы бывший министр обороны России Сергей Иванов, последний — в апреле 2002 года, но побудить Минск подписать уже готовый проект документа в рамках совместной коллегии военных ведомств двух стран ему тогда не удалось.
И на этот раз переговоры шли крайне трудно и ввиду военно-технических аспектов (Минск настаивал на поставках современных систем ПВО, включая С-400, на льготных условиях, размещение заказов на соответствующую технику и ее ремонт на белорусских оборонных предприятиях), и в силу политических нюансов, прежде всего надежд на сохранение равноудаленности Белоруссии от Востока и Запада. Однако реализация концепции «многовекторности» во внешней политике Белоруссии, позиционирование ее как «моста» между Евросоюзом и Россией не могли по определению обеспечивать самого главного, о чем печется любое государство – обороны территории и безопасности граждан.
Хочется специально подчеркнуть, что решение Минска продиктовано не стремлением получить взамен какие-либо финансовые кредиты и экономические преференции от России, оно взвешено и политически продумано, отвечает национальным интересам Белоруссии. Что касается финансовой помощи, то Россия неоднократно демонстрировала свою готовность предоставить ее братской стране безо всяких политических и иных условий, на льготной основе.