Все подлинные патриоты нашей страны, все государственники-молдовенисты, единодушны в том, что главной опасностью для Р.Молдовы являются румыноунионисты.
Для нас всех — для государственников, — подобная констатация является азбучной истиной.
Сами румыноунионисты (явные и скрытые), а также их подпевалы из числа недалеких граждан РМ, лицемерно высмеивают и отрицают подобную опасность.
Их поведение понятно. Они должны усыплять бдительность рядовых граждан Молдовы, уводить их внимание от безостановочно растущей раковой опухоли румыноунионизма, зомбирующей молодежь и подтачивающей государственный организм.
Я же полагаю, что если не будут внесены существенные изменения в систему образования РМ, если наше государство не разработает долгосрочную программу по патриотическому воспитанию подрастающего поколения, да и их отцов и матерей, в духе молдовенизма, если все государственники не прекратят препираться и “лаяться” между собой и не объединят свои усилия в целях развития реального сектора экономики и подъема благосостояния народа, борьбы с коррупцией, реинтеграции страны, то через одно поколение, т.е. примерно через 20-25 лет, независимая РМ прекратит свое существование и будет поглощена Румынией.
Напомню голые цифры, которые наглядно обозначают угрожающую тенденцию: если в 1994 году во время общенародного опроса “Совет с народом” только 2 % , принявших участие в голосовании, высказались против независимого существования РМ, то в 2010 году ряд зондажей общественного мнения показал, что число граждан РМ, ратующих за объединение с Румынией, уже зашкаливает за 10 %.
Антигосударственный путч 7 апреля 2009 г., образно выражаясь, прогремел на весь мир в качестве первого звона погребального колокола по Республике Молдова…
О том же свидетельствуют и результаты последних досрочных парламентских выборов 28 ноября с.г.: за более или менее явные румыноунионистские политические силы (Национально-либеральную партию, Либеральную партию, движение “Европейское действие”) проголосовали почти 12 % граждан, принявших участие в голосовании.
Я впервые приблизительно определил указанный срок существования Республики Молдова в качестве независимого государства в 20-25 лет на интернет-портале AVA.MD 16 октября с.г.
И вот спустя всего две недели президент Румынии Траян Бэсеску в интервью газете “Romania Libera” провокационно (он же не политолог, не политический аналитик, не эксперт, а глава соседнего государства) заявил, что Молдавия может войти в состав Румынии через 25 лет.
Негативная оценка провокационного политического высказывания со стороны президента Румынии в адрес суверенной и независимой Республики Молдова была дана и Россией, и Украиной. Мягко пожурил Т.Бэсеску и Евросоюз.
Выдержав паузу, подверг критике заявление президента Румынии Траяна Бэсеску о возможном объединении РМ с Румынией в рамках Евросоюза и Премьер-министр Молдавии Владимир Филат.
«Республика Молдова как независимое и суверенное государство и в дальнейшем будет абсолютно независимым», — сказал В.Филат журналистам, комментируя высказывания румынского лидера.
«Молдова станет сильной страной с развитой экономикой и социальной сферой, государством, которое будет частью европейской семьи. Этот статус, я считаю, мы получим гораздо раньше, чем через 25 лет», — заключил Филат
Однако вот что тревожит в данном заявлении Премьер-министра (как, впрочем, и в аналогичных заявлениях ПКРМ и ДП): без внимания остается важнейший внутренний фактор формирования в РМ румыноунионистских социальных и политических сил: система образования, которая воспитывает молдаван в молдавских школах в духе румыноунионизма.
Поэтому можно сколько угодно на словах возмущаться заявлениями Т.Бэсеску в духе румыноунионизма, но если оставить в системе образования все, как есть, то Унире–Объединение Республики Молдова с Румынией будет неизбежным. А подобные успокоительные речи лидеров политических партий РМ являются примером или политического недомыслия, или лицемерия и коварства.
Итак, с первой, главной опасностью все предельно ясно.
Однако, как это ни парадоксально, практически никто не пишет в Молдавии о второй опасности. Правда, последняя не создает прямой угрозы существованию РМ. Но это слабое утешение, ибо она перманентно дестабилизирует политическую ситуацию в РМ, ослабляет её государственность, а, значит, косвенно тоже грозит ее существованию.
Кроме того, она делает демократию в РМ ущербной и ограниченной.
Речь идет о том, что в РМ фактически завершился процесс формирования мононационального (а не полиэтнического) государства.
А, следовательно, и политическая демократия у нас является мононациональной, а значит, — ограниченной и ущербной, при многонациональном народе РМ (констатация многонационального характера народа Молдавии содержится в пункте 4 Преамбулы Конституции РМ).
И это притом, что все граждане РМ, согласно Конституции, – равноправны независимо от расы, национальности, этнического происхождения, языка etc., что все основные права и свободы, содержащиеся в международных пактах, у нас нашли достойное закрепление в Конституции РМ.
Национальные меньшинства должны четко отдавать себе отчет, что молдовенисты подразделяются на две категории: на молдовенистов-этнократов и молдовенистов, сторонников полиэтнического государства.
Так вот, для национальных меньшинств хрен редьки не слаще. Для них плохи как румыноунионисты, так и молдовенисты-этнократы.
Хотя, ради справедливости, не могу не отметить одну существенную между ними разницу: если рано или поздно добьются успеха первые, то нацменьшинства навсегда потеряют то положение, которое они пока еще занимают в составе независимой РМ. А вот нынешнее доминирование государственников-этнократов оставляет надежду, что им на смену могут прийти государственники, сторонники полиэтнического государства.
А пока мы имеем в РМ ситуацию, когда нацменьшинства фактически полностью отстранены от структур государственной власти и управления: хотя они и составляют почти четверть всех жителей страны (без “ПМР”), доля их в министерствах и ведомствах, органах судебной власти, армии, полиции составляет только 0,15 %.
А между тем не только титульная нация является учредителем независимой Республики Молдовы. Если кому-то непонятно, почему я делаю такой вывод, то поясняю, что в РМ в 1991 г. был принят Закон о гражданстве с “нулевым вариантом”. А отсюда следует, что в момент провозглашения независимости РМ его на равных правах учреждали не только молдаване, но и русские, и украинцы, и гагаузы, и болгары, и евреи etc, — все граждане РМ.
Поэтому они и должны быть пропорционально — своей доле в составе народа — представлены в Правительстве, в руководстве Парламента, органах судебной власти, армии, полиции…
Данный вывод следует также непосредственно и из Конституции РМ.
Так, в пункте (1) Статьи 2 говорится, что “национальный суверенитет принадлежит народу Республики Молдова, осуществляющему его непосредственно и через свои представительные органы в формах, определенных Конституцией”.
А в четвертом абзаце Преамбулы Конституции РМ ясно и прямо сказано, что национальные меньшинства являются неотъемлемой частью, вместе с мажоритарным этносом, народа РМ: «Стремясь к удовлетворению интересов граждан иного этнического происхождения, составляющих вместе с молдаванами народ Республики Молдова “.
Следовательно, национальным меньшинствам государственный суверенитет принадлежит в равной степени с молдаванами.
Однако молдовенисты-этнократы думают по-другому. Они не допускали и не собираются допускать национальные меньшинства к государственной власти.
Если мы вспомним все составы Правительства независимой РМ за 20 лет ее существования, то убедимся, что, в лучшем случае, среди министров представители национальных меньшинств были редким исключением. Один, максимум два. А чаще всего в составе Правительства не было ни одного их представителя. Как и ныне в Правительстве АЕИ.
Вспомним, как ответил нынешний премьер В.Филат на вопрос, почему в Правительстве нет ни одного представителя национальных меньшинств.
“Мы не делим людей по национальному признаку”, — примерно таков был его ответ.
Я не спрашиваю премьера, читал ли он когда-нибудь Рамочную Конвенцию Совета Европы о защите национальных меньшинств, ратифицированную 22.10.1996 году и РМ. Полагаю, что не читал.
Я не спрашиваю также премьера, читал ли он Закон РМ “О правах лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, и правовом статусе их организаций” от 19.07.2001 г.? Думаю, что, как и в предыдущем случае, не читал.
Иначе он бы знал, что в статье 24 данного закона утверждается, что “лица, принадлежащие к национальным меньшинствам, имеют право на примерно пропорциональное представительство в структурах исполнительной и судебной властей всех уровней, в армии, органах правопорядка”.
Но я его спрошу о другом: разделяет ли он людей по половому признаку? А если не разделяет, то слышал ли он о проблеме гендерного равенства? Кроме того, полюбопытствую у него, разделяет ли он людей также по возрастному признаку? И признает ли он, что у молодежи, как и у ветеранов, есть свои специфические проблемы? Как, впрочем, и у людей зрелого возраста?
Аналогично обстоит дело и с национальными меньшинствами, людьми различного этнического происхождения. Наряду с общими — с титульной нацией — интересами, у них есть и свои специфические интересы в различных сферах. Включая и политическую. И тот, кто отрицает их, является, по сути, националистом-дискриминатором, сторонником ассимиляции нацменьшинств, государственником-этнократом, молдовенистом-этнократом.
Из крупных партий, только ПКРМ в 2003 году впервые провозгласила и закрепила на законодательном уровне в Концепции государственной национальной политики положение, что РМ является полиэтническим государством.
И хотя впоследствии ПКРМ (особенно после 2005 года) не всегда последовательно воплощала в жизнь данное правовое положение, тем не менее, только она остается единственной крупной партией государственников, молдовенистов, сторонников полиэтнического государства.
Остальные “крупные” партии Молдавии – ЛДПМ, ДП — позиционирующие себя в качестве сторонников государственности РМ, патриотов РМ, являются партиями государственников-этнократов.
Особое беспокойство у меня вызывают предвыборные платформы партий, прошедших в Парламент.
Даже у ПКРМ мы не найдем внятных и детальных положений о том, что она собирается делать в сфере межэтнических отношений, в отношении статуса русского языка (ареал официального функционирования русского языка неуклонно и безостановочно продолжает сокращаться). Неясно также, собирается ли она реализовать свою собственную государственную национальную политику, принятую в 2003г.?
Да, в электоральной платформе утверждается, что ПКРМ сосредоточит свои усилия, кроме прочего, на гарантированном сохранении языкового и этнокультурного разнообразия, а также используются формула о многонациональном народе Республики Молдова. Однако здесь мы уже не найдем упоминания о многонациональном государстве.
Согласитесь, что этого мало. Неужели ПКРМ тоже собирается отстранять представителей национальных меньшинств от власти и управления в республиканском масштабе?
“Молдавский проект» ПКРМ, безусловно, — замечательная вещь. Но что же в ней говорится, спросим себя, о специфических этнокультурных и языковых проблемах русскоязычных национальных меньшинств и путях их решения? Очевидно, что вопрос скорее риторический.
Да, мы, национальные меньшинства, хотим жить в процветающей Молдове, в социальном и правовом государстве. Все это так.
Но при этом мы желаем, чтобы законодательное положение о РМ, как о многонациональном государстве, было претворено в жизнь и национальные меньшинства были представлены, при прочих равных условиях, примерно пропорционально – своей доле в составе населения — в республиканских структурах всех ветвей государственной власти.
Мы хотим, чтобы молдавская демократия была полноценной, а это значит, что она должна быть в политической сфере многонациональной, а не мононациональной.
И, само собой разумеется, официальный статус русского языка как языка межнационального общения должен быть конституционно закреплен, как и законодательное положение о “молдавско-русском и русско-молдавском двуязычии” (из статьи 3 Органического закона “О функционировании языков на территории РМ”, на который ссылается в пункте (4) статьи 13 Конституция Р.Молдовы).