21 января 2011 года в Минске состоялась торжественная церемония принесения присяги переизбранным на четвертый срок президентом Республики Беларусь Александром Лукашенко. В этот день во Дворце республики была расстелена красная ковровая дорожка, по которой Лукашенко через переполненный гостями зал прошел к трибуне, где произнес слова присяги.
Помпезное действо, призванное символизировать очередной триумф бессменного белорусского лидера, не вызвало бы такого международного внимания, если бы не известные события, последовавшие сразу после завершения самих президентских выборов. К тому же оно было омрачено демаршем послов стран Евросоюза в РБ, которые отказались присутствовать на церемонии «в знак протеста против фальсификации выборов и репрессий в отношении оппозиции и гражданского общества в Беларуси». Диппредставители ЕС накануне дружно всем составом уехали из Минска в Вильнюс.
Проигнорировал инаугурацию Александра Лукашенко и временный поверенный в делах США в Белоруссии Майкл Скэнлан, который демонстративно отправился в Гродно. Вообще позиция Вашингтона на протяжении всех лет правления Лукашенко оставалась достаточно принципиальной по проблеме защиты прав человека и демократии в республике. С 1996 года, после референдума по внесению изменений и дополнений в конституцию Республики Беларусь, США заявили, что они не в состоянии поддерживать нормальные конструктивные взаимоотношения с руководством Белоруссии, «которое в основе своей антидемократично». Дважды (в 1998 и 2008 гг.) послы США покидали Белоруссию в моменты крайнего обострения отношений между Минском и Вашингтоном. Заметим, что Соединенные Штаты были единственной страной Запада, которая вводила экономические санкции против Белоруссии. При этом Вашингтон грубо нарушал Будапештский меморандум 1994 г., в котором, в частности, содержалось обязательство США воздерживаться от экономического принуждения в отношении Белоруссии.
Отсутствие представителей государств-членов ЕС, на первый взгляд, можно также объяснить заботой о соблюдении основ демократии и избирательных прав в Белоруссии. Однако до московской встречи Медведев – Лукашенко в декабре прошлого года политика Евросоюза в отношении Минска (начиная с пятидневной войны на Кавказе) строилась на признании полномочий Александра Лукашенко, с которым активно развивался диалог. ЕС перед выборами всячески подавал сигналы Минску о том, что готов признать очередную победу Лукашенко и легитимность его президентских полномочий в обмен на сворачивание всех программ интеграции и партнерства с Россией. При этом проблема соблюдения прав человека и общепризнанных международным сообществом принципов демократии Евросоюзом никак не акцентировалась, а контакты и поддержка белорусской оппозиции были минимизированы. Многие политики ЕС, что очевидно, надеялись заключить с «последним диктатором Европы» Лукашенко политическую сделку, которая позволила бы самым радикальным образом изменить геополитическую ситуацию в регионе в пользу Запада, остановить реализацию любых интеграционных программ на постсоветском пространстве.
На церемонии принесения Александром Лукашенко присяги присутствовал посол России в Республике Беларусь Александр Суриков, который представлял свою страну (главы иностранных государств не приглашались на инаугурацию). Правильность такого шага российской стороны не вызывает сомнений, учитывая особые отношения партнерства России и Белоруссии, историческую, национально-культурную и религиозность близость народов двух союзных стран. Россия, с одной стороны, исходит из того, что государства должны в своих действиях и политике исходить из общепризнанных положений международного права, прежде всего по защите прав человека и принципов демократии. Но с другой — признает объективную реальность, которая состоит в том, что ни одному актору в мире, включая государства, считающиеся оплотом демократии, пока не удавалось демонстрировать идеальное следование им. Кроме того, Москва никак не заинтересована в драматизации событий 19 декабря в Белоруссии, тем более, в участии в процессе медийной персонификации зла в лице Александра Лукашенко, который инициировал Запад, преследуя свои собственные цели.
Вместе с тем, российской стороне крайне необходимо извлечь урок из ситуации вокруг выборов президента Белоруссии. Конечно, в данный момент отношения с Минска с Западом, который не признал результатов выборов и готовится ввести «точечные, адресные санкции» против Минска, испортились. Кажется, что сегодня для дальнейшего продвижения интеграции Белоруссии с Российской Федерацией могут открыться дополнительные возможности. Однако ход белорусско-российских объединительных процессов не должен зависеть только от умонастроений и расположения духа одного, пусть и самого высокопоставленного лица Белоруссии. Поэтому пришло время самым внимательным образом пересмотреть в значительной степени легковесный подход к внутрибелорусским общественно-политическим процессам.
Самым серьезным образом следует отнестись и к вопросам интеграции Белоруссии и России в гуманитарной области, к восстановлению национально-культурной целостности белорусской и великорусской ветвей русского народа. Это чрезвычайно важная и непростая задача, ведь губительный процесс этнокультурного отчуждения белорусов и великороссов, запущенный еще большевиками, до сих пор так и не остановлен.
Отдел Белоруссии Института стран СНГ