×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/analitika/dotyanetsya-li-ruka-moskvy-do-sooteche/
Новости
21 ноября
20 ноября
19 ноября
18 ноября
15 ноября
Дотянется ли «рука Москвы» до соотечественников в ближнем зарубежье?
18:00 , 26 Июнь 2003
4
0

Телецикл «Материк» №30 от 26 июня 2003

Стенограмма

Сегодня в программе:

· Смогут ли русские в Латвии учить своих детей на родном языке?

· Сто тысяч граждан России в обмен на туркменский газ. Кто за это ответит?

· Государство и диаспора. Новые времена, прежние ошибки.

Ведущий — Рустам Арифджанов, главный редактор газеты «Версия»

Постоянный эксперт – Константин Затулин, директор Института стран СНГ

ВЕДУЩИЙ. Здравствуйте! В эфире программа «Материк», пожалуй, единственная на всех российских каналах достаточно подробно и целенаправленно рассказывающая о том, что происходит на территории бывшего СССР.

Говоря о ситуации в республиках бывшего Советского Союза, мы, конечно, постоянно обращаем внимание на то, как живется русским и русскоязычному населению за пределами России. Год назад мы уже говорили об этом в отдельной передаче, а сегодня посмотрим, что изменилось в лучшую или худшую сторону. Как всегда, у нас в студии постоянный эксперт, директор Института стран СНГ Константин Затулин.

Здравствуйте, Константин Федорович!

ЗАТУЛИН. Добрый вечер!

ВЕДУЩИЙ. Мы начнем разговор сегодня с Прибалтики, с государства, где русским живется наименее уютно — Латвии. Посмотрим, что там происходит.

СПРАВКА. Согласно данным переписи населения Латвии 2000 года, почти 40% населения страны считают русский язык своим родным языком. В настоящее время на русском языке получают образование около 30% детей, или 96 с половиной тысяч человек. Больше половины школьников в Риге и более 80 % в Даугавпилсе учатся на русском языке. В соответствии с законом «Об образовании», принятом Сеймом Латвии 29 октября 1998 года в государственных и других учебных заведениях Латвии обучение ведется на государственном языке. В отношении высших учебных заведений закон вступил в силу в 1999 года, в отношении среднего образования вступает — с 1 сентября 2004 года. Реформа-2004 коснется 166 школ с русским языком обучения, 124 двухпоточных русско-латышских школ, пяти польских, по одной – украинской, литовской, эстонской и белорусской.

Родители учащихся, педагоги, социологи и сами ученики русских школ Латвии неоднократно обращались к латвийским властям с призывом пересмотреть планы ликвидации полноценного среднего образования на русском языке. В конце апреля в Риге был создан штаб по защите русских школ. В его состав вошли представители 15 различных общественных организаций (в том числе белорусских и украинских), ряда движений и партий, депутаты Сейма. Начат сбор подписей в защиту русской школы с призывом «За свободный выбор языка обучения». 23 мая в центре Риги прошел митинг, который совпал с финалом конкурса Евровидения. Такой массовой акции протеста Латвия не знала последние 12 лет. В Москве партия «Единая Россия» также провела акцию протеста против принудительной ассимиляции русскоязычного населения в Латвии — пикетирование Посольства Латвии в России.

ВЕДУЩИЙ. У нас в студии гость из Риги, лидер партии «Равноправие» и сопредседатель Латвийского комитета по правам человека Татьяна Аркадьевна ЖДАНОК.

Здравствуйте, Татьяна Аркадьевна!

ЖДАНОК. Здравствуйте!

ВЕДУЩИЙ. Татьяна Аркадьевна, я не так давно был в Риге и разговаривал с министром образования Латвии Карлисом Шадуркесом по проблеме языка и обучения в средних школах. И он достаточно невозмутимо сказал мне: «Ну а в чем проблема? 60% образования предметов будет преподаваться на латышском, 40% – на русском. И это делается в пользу русского населения, для того чтобы они могли работать в государственных учреждениях, поступать в государственные вузы». И как он выразился, не становится продавцами мороженого и т.д. Татьяна Аркадьевна, чем же грозит эта реформа русскому населению Латвии.

ЖДАНОК. Во-первых, эта пропорция 40:60 – это уже прогресс. И этот прогресс был достигнут как раз в преддверье массового митинга 23 мая, когда правительство решило таким образом сгладить недовольство. Но это решение кабинета министров нас тоже не устраивает. Оно противоречит закону, имеющему более высокую юридическую силу, в котором черным по белому написано слово «только»: «Среднее образование приобретается только на государственном языке». Мы говорим о том, что это должны определять сами педагогические коллективы и коллективы родителей с тем, чтобы ученики не потеряли свой родной язык.

ВЕДУЩИЙ. Понятно. Год назад мы в передаче, которая была посвящена вступлению стран Прибалтики в НАТО, говорили о Латвии. И тогда у нас в передаче выступал один из лидеров блока «За права человека в единой Латвии», как его сокращенно называют «Запчел» в Латвии Янис Юрканс. Давайте посмотрим, что он тогда нам говорил, и попытаемся посмотреть на его высказывания с высоты сегодняшнего дня.

ИНТЕРВЬЮ: ЮРКАНС. «В принципе, мы не живем для Евросоюза или для НАТО, мы живем в своем государстве и должны сами понимать, какие у нас проблемы и что мы должны сделать, чтобы убрать эти проблемы. Вот это, по-моему, самая большая наша беда, в течение десяти лет мы не осознавали, что мы сами должны делать. Кто-то всегда нам что-то подсказывал. Сначала мы испробовали все неправильные варианты, а потом принимали правильные варианты под давлением западных структур. Но как бы там ни было, процесс демократизации в Латвии продолжается, и я хочу надеяться, что с приглашением Латвии в Евросоюз и НАТО этот процесс демократизации ускорится, и не верю, что Латвию примут в эти структуры с полумиллионным багажом неграждан».

ВЕДУЩИЙ. Вот такая точка зрения Яниса Юрканса. Она, на мой взгляд, достаточно оптимистична. Меня другое смущает, он говорит о надеждах: НАТО нам поможет, или Евросоюз нам поможет. Как у другой части населения, может быть, Россия нам поможет. А нельзя ли этот конфликт между гражданами и негражданами, между русскими общинами и их общественными, политическими организациями и властью в Латвии решить внутри самой Латвии, т.е. в реализме?

ЖДАНОК. Я думаю, что нельзя решить отдельно только внутри самой Латвии.

ВЕДУЩИЙ. Почему?

ЖДАНОК. Потому что Латвия не изолированное государство, и точно так же нельзя решить только под давлением извне, сидя на кухне и перемывая друг другу косточки. Это процесс взаимозависимый. Ничего не произойдет, если мы, русские, живущие в Латвии, достаточно громко не будем заявлять о своих требованиях, о своих правах. Сейчас действительно вопрос образования – это самая болевая точка, не зря там был плакат: «Русские школы — это наш Сталинград!», потому что здесь объединились все. Мы, я вас уверяю, не отойдем с этого последнего бастиона, мы будем бороться. И при этом мы намерены поставить вопрос достаточно жестко 20 сентября перед референдумом о вступлении Латвии в Евросоюз. Если, действительно Евросоюз не повернется к нам лицом, русский избиратель может проголосовать против.

ВЕДУЩИЙ. Спасибо Вам большое, что Вы пришли к нам на «Материк». До свидания.

ЖДАНОК. Спасибо. Спасибо вам, что пригласили.

ЗАТУЛИН. До свидания!

ВЕДУЩИЙ. Константин Федорович, давайте попробуем подвести предварительные итоги ситуации в Латвии. Меня больше всего интересует позиция России в этом вопросе.

ЗАТУЛИН. Мне кажется, что если сейчас Россия в преддверье окончательного решения о вхождении Латвии в Европейский Союз и, скажем, в организацию НАТО, не мобилизует все свое влияние, то мы можем надолго законсервировать сегодняшнее положение вещей в Латвии. Правящие политические элиты обустроились в этой ситуации, им удобно, им комфортно. Любому было бы комфортно, если часть населения — явно не твои избиратели — остаются за бортом голосования. Их голос можно не учитывать. Можно продолжать и дальше делить между собой портфели. С этой точки зрения, если это условие не возникнет как результат, в том числе дипломатической активности России на неофициальном или официальном уровне, в таком случае, очень может быть, что проблема и дальше останется.

ВЕДУЩИЙ. Спасибо, Константин Федорович! Давайте сейчас с западных границ Российской Федерации перенесемся подальше, на юг, где уповать ни на Евросоюз, ни на НАТО, видимо, не приходится и ситуация там сложилась не столь демократичная. Поговорим о том, что происходит с русскими в Туркменистане.

СПРАВКА. В Туркмении проживает, по разным данным, от 100 до 150 тысяч граждан России, 90 % из них — русские. Большинство граждан России в Туркмении приняли российское гражданство по Соглашению 1993 года об урегулировании вопросов двойного гражданства. 10 апреля 2003 года президенты Владимир Путин и Сапармурат Ниязов подписали протокол, прекращающий действие соглашения между Туркменией и Россией о двойном гражданстве. А 22 апреля Туркменбаши указ, по которому лица, имеющие гражданство Туркменистана и России, должны в течение двух месяцев сообщить о выборе гражданства одного из государств. Тот, кто не сообщит о своем решении, автоматически будет считаться гражданином Туркменистана.

По туркменским законам граждане других стран не имеют права владеть недвижимостью. То есть те, кто не откажется от российского гражданства, лишаются квартиры и должны будут до 22 июня покинуть страну. Те, кто решат остаться также попадают в сложную ситуацию. С момента подписания указа русских стали без объяснения причин увольнять с работы. Люди в панике и не знают, что им делать. У российского посольства выстроилась толпа людей, и стали вспыхивать стихийные митинги. При этом сотрудники посольства объясняют людям, что указ односторонний и российские граждане по-прежнему будут считаться таковыми.

Фактически речь идет о преследовании более 100 тысяч российских граждан, — именно столько заявлений на выезд было подано в российское посольство в Ашхабаде. Стоит отметить, что когда где-либо нарушают права хотя бы одного гражданина США, задействуется вся государственная машина страны, вплоть до военных акций. Россия тоже хочет считать себя великой державой. К примеру, в этом году она впервые внесла взнос в Управление верховного комиссара ООН по делам беженцев для защиты беженцев из Африки. Способна ли она помочь своим гражданам в Туркмении?

ВЕДУЩИЙ. У нас в студии – председатель Русской общины Туркмении, президент Фонда поддержки переселенцев из Туркменистана Анатолий Петрович ФОМИН.

Здравствуйте, Анатолий Петрович!

ФОМИН. Здравствуйте!

ВЕДУЩИЙ. Анатолий Петрович, прошло десять лет после 1993 года и Туркменбаши решил отменить двойное гражданство. Зачем он это сделал?

ФОМИН. Он объясняет это тем, что якобы те, кто имеет двойное гражданство, имеет возможность спрятаться в России в случае, если они проводят какую-то вредительскую деятельность против него в Туркменистане.

ВЕДУЩИЙ. Около ста тысяч жителей Туркменистана имеют российское гражданство. И вот перед ними теперь поставлен вопрос: то ли им гражданами России оставаться, или оставаться гражданами Туркменистана? Как Вы думаете, какое государство они выберут?

ФОМИН. Они выберут Россию.

ВЕДУЩИЙ. Почему?

ФОМИН. Если гражданин Туркменистана русский человек имеет двойное гражданство и откажется от российского гражданства, это на время сохранит ему работу. Потом, где-то через полгода его также уволят, и ему не на что будет жить и некуда обращаться, он не сможет уехать в Россию, потому что он житель Туркменистана абсолютно бесправный. А двойное гражданство, гражданство России люди брали именно потому, что была надежда на Россию, что Россия поможет. Но ведь не секрет, что решение об отмене двойного гражданства как-то странно совпало с решением о поставках туркменского газа через Россию.

ЗАТУЛИН. Мне кажется, что вот этот обмен туркменского газа на граждан России – это небывалый по своей циничности акт, это сделка, которая еще не нашла своего Гомера. То, что произошло, это вопиющий обман и Президента Российской Федерации, и тех людей, которые ему советуют. Вполне возможно, что кто-то из них был мотивирован так поступить. Когда прошло первое сообщение о неудавшемся заговоре на Туркменбаши, когда были сделаны первые в адрес России клеветнические заявления о том, что Россия стоит за этим, после этого состоялся визит секретаря Совбеза г-на Рушайло в Туркменистан. В составе этой делегации пребывала г-жа Полыева, зам. руководителя администрации президента. Я так понимаю, что именно через эти каналы шли какие-то договоренности. Так что было бы желательно, чтобы эти люди когда-нибудь ответили, почему они не обратили внимание президента на все последствия, например, отмены двойного гражданства? Почему в администрации президента никто из тех, кто санкционировал подготовку такого документа до сих пор не уволен со службы? Ведь это же абсолютно вопиющее дело! Людей, которые взяли это гражданство в свое время в расчете на то, что Россия их защитит, просто бросили. Кстати, насколько я понимаю, сделка более чем сомнительная по цене. После того, как она была заключена, пошли комментарии специалистов о том, что она, вообще говоря, более чем выгодна Туркмении и совершенно не выгодна Газпрому, который эту сделку лоббировал.

ВЕДУЩИЙ. Константин Федорович, смотрите, что происходит. В 1993 году, когда Россию считали и называли слабым государством, когда не было такого патриотизма, тем не менее, Туркменбаши, опасаясь, наверное, в чем-то России, идет на подписание документа о двойном гражданстве.

ЗАТУЛИН. Он в те времена еще просто не вошел во вкус.

ВЕДУЩИЙ. В 2003 году, когда в России пафосно говорят, что у нас возрождается держава, возрос дух патриотизма и мы стали сильными, Туркменбаши разрывает этот документ. Так, слабые мы или сильные, с Вашей точки зрения?

ЗАТУЛИН. Я думаю, что Туркменбаши, ко всему прочему, еще воспользовался нашими «внутренними наработками», в кавычках. Я имею в виду, то законодательство о гражданстве, которое как раз только сейчас было исправлено и принято в новой редакции. Это законодательство как раз с идейной точки зрения подпитало решение Путина о подписании этого документа по двойному гражданству, об отказе от двойного гражданства. Потому что вся идеология закона о гражданстве, принятая в России, заключалась в том, чтобы поставить барьер. Но не нашелся мужественный, ответственный человек в структурах власти, который бы сказал – обратите внимание, что это правило: поставить барьер на пути не въехавших в Россию, не действует в случае с Туркменией, потому что там люди оказались в особом положении из-за особого характера режима.

ВЕДУЩИЙ. Анатолий Петрович, а что реально ожидает российских граждан сейчас в Туркмении, тех, кто останется?

ФОМИН. Реально ожидает голодная смерть. Это абсолютно точно. Потому что Туркменистан – это не Россия. В России почти у всех есть дачи, есть земля, на которой что-то растет. В Туркменистане ничего не растет. На этой земле, если нет воды, ничего не вырастишь — одни пески. А все русские и русскоязычные люди проживают только в городах. Ни одного русского человека ни в селах, ни в аулах нет. Они бедные стараются наняться к туркам, которые имеют большую зарплату, а сами работать не хотят. Дают сто долларов в месяц русскому, и русский работает вместо них как раб. И какой выход – уезжать? А как уехать? Уехать тоже невозможно. Стоимость самой хорошей квартиры в Ашхабаде – 6 тыс. долларов, это предел. А в районных городах стоимость трехкомнатных квартир 400 долларов. Этих денег не хватит даже на то, чтобы уехать.

ВЕДУЩИЙ. Я ошибаюсь или на самом деле была создана комиссия под давлением России по урегулированию этого вопроса в Туркменистане?

ФОМИН. Вы ошибаетесь. В Туркменистане как раз создана комиссия по выявлению лиц, имеющих двойное гражданство. А это соответствует тому, что если кто-то работает в каких-то ведомствах, ему скажут, сдавайся, дай заявление, что ты отказываешься от российского гражданства и всё. Вот только этих людей будут заставлять.

ЗАТУЛИН. Более того, я хотел бы заметить. Воспользовавшись таким замечательным пиарповодом, как 300-летие Санкт-Петербурга, в этот город приезжает выпускник одного из ленинградских вузов, президент Туркменистана г-н Ниязов и спокойно здесь, с участием наших первого и второго каналов проводит свои пиаракции. Например, от щедрот своих отваливает какое-то количество долларов вузу, в котором он учился и т.д. Все это с восторгом принимается, и происходит на фоне музея, который организован в этом вузе и посвящен деятельности Сапармурата Туркменбаши и т.д. Это в тот самый момент, когда русских, действительно, в Туркмении поставили перед выбором – отказаться от страны, отказаться от гражданства, отказаться от возможности вернуться в Россию. И я что-то не вижу, чтобы Шойгу получил приказ вывозить русских самолетами МЧС из Туркмении. Как-то на этой линии эти самолеты не действуют.

ВЕДУЩИЙ. Да, я понимаю, Анатолий Петрович, что наши соотечественники, к сожалению, не увидят этой передачи. Но ее увидят сотрудники министерства иностранных дел, официальных российских организаций. Поэтому есть небольшая надежда, что хотя бы наша передача станет маленькой толикой, которая заставит их по-человечески устыдиться за то, что мы сделали по отношению к нашим соотечественникам, гражданам Российской Федерации.

Анатолий Петрович, спасибо большое за то, что Вы пришли к нам в студию, до свидания.

ФОМИН. Спасибо. До свидания.

ВЕДУЩИЙ. Знаете, Константин Федорович, ведущему, наверное, нельзя поддаваться эмоциям, но последний разговор с представителем русского населения в Туркмении расстроил, мягко говоря, и возмутил меня. Может быть, есть смысл поговорить даже не о Латвии и Туркмении, а о политике их властей, о государственной политике России по отношению к соотечественникам. Давайте поговорим на эту тему, а пока посмотрим материал, который подготовили журналисты.

СПРАВКА. Государственная политика России в отношении диаспоры начала формироваться в 1994 году, когда в Госдуме появился Комитет по делам СНГ и была создана правительственная комиссия по делам соотечественников за рубежом. Однако к концу правления Бориса Ельцина работа с российской диаспорой сошла на нет – выделенные на эти цели бюджетные средства не расходовались, а деятельность правительственной комиссии была фактически заморожена. Интерес к этой теме вновь возник после смены власти в России. Во время своего визита в Казахстан в октябре 2000 г. президент Путин неожиданно для местных властей встретился с руководителями русских общин. На саммите СНГ в Минске в 2001 г. президент России заявил, что «нам СНГ интересно, потому что там живут наши люди». По инициативе вновь ожившей правительственной комиссии был созван Конгресс соотечественников. Выступая на этом форуме, Путин отметил, что за прошедшие 10 лет государство очень мало сделало для своих соотечественников и призвал объединить усилия для того, чтобы исправить эту ситуацию. Участники Конгресса призвали создать единый орган исполнительной власти, отвечающий за работу с диаспорой и миграцию соотечественников в Россию. Однако спустя месяц были приняты неожиданные кадровые решения. Работа с зарубежными соотечественниками была передана МИДу, а миграция — под начало МВД. С мая 2003 года проблемами соотечественников занимается новый первый заместитель Министра иностранных дел – Элеонора Митрофанова.

Особо следует сказать о Москве, которая всегда играла особую роль в работе с соотечественниками. Являясь столицей страны и крупнейшим субъектом федерации, Москва обладает колоссальным потенциалом, который позволяет ей вести работу в этом направлении. Но главным, безусловно, является личный фактор: мэр Юрий Лужков считает поддержку соотечественников важнейшей общенациональной задачей. В сентябре прошлого Правительство Москвы утвердило целевую среднесрочную программу поддержки соотечественников за рубежом на период с 2003 г. по 2005. На эти цели в бюджете Москвы выделено 476 миллионов рублей. В январе этого года Распоряжением Правительства Москвы создан Центр гуманитарного и делового сотрудничества с российскими соотечественниками за рубежом – Московский дом соотечественника.

ВЕДУЩИЙ. Я думаю, что постоянным зрителям нашей программы не надо представлять нашего эксперта Константина Федоровича Затулина. Он не только директор Института стран СНГ, но и член той самой правительственной комиссии, о которой только что говорилось, и директор недавно созданного Московского дома соотечественника. Поэтому, Константин Федорович, у меня к Вам вопрос. Вы, кажется, возражали против того, чтобы работу с соотечественниками передать министерству иностранных дел. Почему?

ЗАТУЛИН. Передача всех этих функций по работе с соотечественниками за рубежом именно МИДу приводит к неразрешимому конфликту интересов внутри одного государственного ведомства, министерства иностранных дел.

ВЕДУЩИЙ. То есть?

ЗАТУЛИН. В самом деле, министру иностранных дел, кто бы им ни был, всегда приходится поддерживать приличные отношения с руководством государств, находящихся по соседству с Россией, да и вообще его оценивают по способности улаживать взаимоотношения, иметь особые доверительные отношения с главами государств, с министрами и т.д. Между тем, любое наше вмешательство в такие вопросы, как положение человека на бывшем советском пространстве, положение нашей диаспорой за рубежом вызывает резкую, негативную реакцию прежде всего глав государств.

ВЕДУЩИЙ. Вы знаете, мне вспоминается наша встреча то же где-то год назад с ответственным секретарем правительственной комиссии по делам соотечественников, то же, кстати, представителем МИДа Сергеем Николаевым. Давайте посмотрим, о чем мы тогда говорили.

ИНТЕРВЬЮ С.НИКОЛАЕВА: «На плечи комиссии возложены такие функции, как определение направлений, использование средств федерального бюджета, выделяемых на поддержку соотечественников за рубежом, и определение перспектив этой работы. Скажем, в этом году последнее заседание комиссии утвердило перечень вопросов, которые предстоит рассмотреть. Там есть такие вопросы, как организация адресной поддержки соотечественников, проживающих в Прибалтике, состояние научных исследований диаспоры и использование их результатов в интересах государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом. Будут рассмотрены такие вопросы, как современные технологии дистанционного образования и их использование в интересах соотечественников и т.д. Комиссия слушает, выносит рекомендации, дает поручения. Вот сейчас в договорную практику с государствами СНГ введена такая тема, как подписание соглашения или даже разработка комплексных межгосударственных программ по удовлетворению национально-культурных вопросов русского населения, живущего в этих странах, и соответствующего населения этих стран, проживающих на территории Российской Федерации».

ЗАТУЛИН. Мы сегодня выясняли, по крайней мере, добрую половину нашей передачи, что на самом деле Россия явно недорабатывает в Прибалтике. Нет мобилизации вокруг этого вопроса соответствующих российских структур. Мы сегодня обсуждали положение в Туркмении. Вы думаете, правительственная комиссия по делам соотечественников за рубежом смогла собраться по этому поводу? Я помню, что на последнем из состоявшихся заседаний комиссии в январе, я уже говорил о том, что надо обратить внимание на положение в Туркмении. Тогда еще не было этого злополучного указа об отмене двойного гражданства. Тогда было другое: российские граждане в Туркмении оказались подследственными по делу об этом мифическом заговоре против президента Туркмении. Но поскольку это были российские граждане, я как член комиссии счел необходимым об этом сказать. И вроде бы были намечены такие планы. Но на сегодняшний день никоим образом комиссия не отреагировала.

Поймите меня правильно, как говорил один древний автор: мой рот полон горечи. Я с 1994 г. в этой проблеме, сначала в Государственной Думе, потом в Институте стран СНГ. И я вижу, что кроме пустых слов и формально выделяемых средств, которые толком даже потратить не могут, ничего не происходит. Президент говорит – это нам интересно, потому что там живут наши люди. А на практике месяцами проволочки, лоббизм не понятно, откуда взявшихся чиновников администрации или других министерств, который сводит на нет все усилия по оказанию, скажем, давления на страны проживания для того, чтобы там уважали права наших соотечественников, русский язык или русскую культуру.

ВЕДУЩИЙ. Константин Федорович, Вас недавно объявили директором Московского дома соотечественника. Это общественная организация или какая-то окологосударственная структура?

ЗАТУЛИН. Нет. Это государственное учреждение г. Москвы. Оно зарегистрировано в мае этого года на основании Распоряжения Правительства Москвы. Но и здесь, кстати говоря, проблемы взаимоотношений между федеральными и московскими властями успели нанести определенный ущерб. У нас Московский дом соотечественника должен быть по адресу: Столешников переулок, д. 6, там давно должны вестись ремонтные работы для того, чтобы затем вселиться в это здание и начать функционировать как организация. Но до сих пор из-за тяжбы между московским правительством и неожиданно возникшими претензиями со стороны федерального министерства по делам имущества, Министерства культуры России это здание оказалось памятником, не бог весть каким памятником. Но поскольку это памятник, то почему бы не поиграть в эти вопросы? В то время как мы с Вами сейчас обсуждаем эту проблему, я думаю, что на канале «Культура» в очередной раз наш министр культуры рассказывает о какой-то новой проблеме в цикле «Культурная революция». Реально на сегодня деятельность министерства культуры по перехвату объектов собственности у правительства Москвы привела к тому, что я не могу, например, приступить к своим обязанностям в полной мере как директор Московского дома соотечественника.

ВЕДУЩИЙ. Вообще складывается такое впечатление, что только Москве и Лужкову все это надо. Он портит отношения с Латвией, он постоянно говорит о Севастополе и реально помогает. Будем говорить откровенно, наживает врагов, при этом федеральные власти помалкивают, как будто проблема соотечественников это только московская проблема, хотя я знаю, в других государствах, вы знаете о моем отношении к азербайджанской диаспоре, членом которой я являюсь, в Азербайджане создан государственный комитет на правах министерства по делам соотечественников.

ЗАТУЛИН. Конечно, нужно было бы. Если в Румынии, если в Словакии существуют ведомства, если в Польше они существуют по работе с диаспорой за рубежом, неужели же наша проблема настолько малозначимая при наличии 20 млн. судеб за пределами России?

ВЕДУЩИЙ. Мы оказались самым крупным национальным меньшинством в Европе.

ЗАТУЛИН. Ее нужно как-то обязательно куда-то пристроить, понимаете, чтобы только не ломать эту излюбленную бюрократическую схему. По этому поводу Лужков, Вами упомянутый, обращался к президенту. Это письмо дважды было написано: создать государственный комитет по делам соотечественников и миграции. Потому что эти проблемы на самом деле как сообщающиеся сосуды: положение соотечественников ухудшается, миграция на территории России увеличивается и, наоборот. Вся миграция была передана в ведение министерства внутренних дел. Вот министерство внутренних дел теперь шлепает инструкции. Этих инструкций уже великое множество – о праве на жительство, о праве на трудоустройство. Создана Федеральная миграционная служба при МВД. Но мы поручаем разбирать это дело принципиально не с того конца. Потому что генералы в МВД, безусловно, должны навести порядок с точки зрения паспортного режима, но они не могут решить социальные, экономические проблемы миграции. Они самой цели миграции не очень себе представляют. Именно эти люди вдохновляли на создание такого законодательства о гражданстве. Наконец-то президент в послании Федеральному Собранию признал, что закон о гражданстве надо поправлять. Но ведь до принятия этого закона в том же 2001 году мы об этом все уши прожужжали. Но заставили проголосовать, потому что раз исходит закон от администрации президента, значит, любое выступление против него — это нелояльность по отношению лично к Владимиру Владимировичу Путину. Теперь Владимир Владимирович Путин этих своих советников должен поблагодарить, потому что они его завели в этот тупик, приняв в таком виде закон о гражданстве и, в частности, подписав соответствующее соглашение с Туркменбаши, которое сразу вылилось в прямой ущерб для российских интересов в Туркмении.

ВЕДУЩИЙ. Я хотел еще обратить Ваше внимание на высказывание наших гостей сегодня в студии. Они говорили, что доверие к России падает у русских за рубежом.

ЗАТУЛИН. На что уповают наши соотечественники в Латвии? На то, что вступление Латвии в Европейский Союз и вступление Латвии в состав бывшего злейшего врага Советского Союза, в НАТО позволит им, русским обрести гражданские права. То есть они абсолютно убеждены, что к России незачем обращаться.

ВЕДУЩИЙ. Что ж, Константин Федорович, давайте подытожим. Я сделал вывод, что мы как можно чаще в нашей передаче должны говорить о наших соотечественниках. Мне кажется, что это могло бы стать и должно стать, главным направлением наших встреч, наших бесед. Поспорить с нами, подискутировать вы сможете на нашем сайте «Материк.ру». А мы встретимся, как всегда, через две недели. До свидания.

ЗАТУЛИН. До свидания.



Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Читайте по теме

21 марта 2006

Стенограмма Ведущий — Рустам Арифджанов Постоянный эксперт – Константин Затулин, депутат Госдумы РФ, директор Института стран СНГ Ведущий: Добрый вечер. В эфире программа «Материк», она о России и ближнем зарубежье. До выборов на Украине осталось несколько днейи у нас естественное есть …

14 марта 2006

елецикл «Материк» №67 от 14 марта 2006 Стенограмма Ведущий — Рустам Арифджанов Постоянный эксперт – Константин Затулин, депутат Госдумы РФ, директор Института стран СНГ Ведущий: Добрый вечер. В эфире программа «Материк». Программа России о ее ближайших соседях. Сегодня мы поговорим о …

2 марта 2006

Стенограмма Ведущий — Рустам Арифджанов Постоянный эксперт – Константин Затулин, депутат Госдумы РФ, директор Института стран СНГ Ведущий: Добрый вечер. В эфире «Материк». Программа о России и ее ближайших соседях. Сегодня мы поговори об обострившихся отношениях между Россией и Грузией в …


Ваш браузер устарел! Обновите его.