Главной темой недели на постсоветском пространстве стало заявление президента Южной Осетии Леонида Тибилова о необходимости проведения референдума о вхождении Республики в состав России. Однако, пожелание Тибилова, озвученное на встрече с советником Владимира Путина Владиславом Сурковым, похоже стало неожиданностью для официальной Москвы. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что на встрече главы Южной Осетии с Сурковым шло обсуждение интеграции с Россией, а не референдума.
Резонансную тему в интервью «Материку» прокомментировал руководитель отдела Кавказа Института стран СНГ, бывший посол РЮО в РФ Дмитрий Медоев.
Дмитрий Николаевич, насколько уместно говорить о различии в трактовках процесса всеобъемлющей интеграции между Москвой и Цхинвалом?
— Думаю, что совсем не уместно, по крайней мере, по настоящее время отличных друг от друга толкований или каких-нибудь расхождений в оценках не было… И это понятно, ведь Договор о союзничестве и интеграции, подписанный 18 марта этого года президентами России и Южной Осетии чётко определяет пределы интеграции и там, кстати, ничего не сказано о вхождении Южной Осетии куда либо ни сейчас ни в перспективе. Являясь логическим продолжением «большого» договора от 17 сентября 2008 года, оба эти важнейших документа в купе с более чем 80-и межправительственными Соглашениями составляют международно-правовую базу двусторонних отношений. Сегодня российско-югоосетинские отношения развиваются довольно динамично и это чувствуется.
Возможно ли, на Ваш взгляд, вообще вхождение Южной Осетии в состав России в ближайшей перспективе, учитывая всю сложность геополитической ситуации после Крыма и Донбасса, какие риски не позволяют Кремлю пойти на встречу Тибилову?
— Здесь вопросов больше, чем ответов… Например, что делать с указанными договорами и 80-ю соглашениями к ним? В случае если проводить референдум, как быть, всё это отменить? А как быть с майскими 2012 года Указами Президента Российской Федерации, и, в частности, Указом «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации», согласно которому принята и действует Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года? А в Концепции внешней политики РФ от 12 февраля 2013 г. прямо говорится: «В числе российских приоритетов остается содействие становлению Республики Абхазия и Республики Южная Осетия как современных демократических государств, укреплению их международных позиций, обеспечению надежной безопасности и социально-экономическому восстановлению». Это малая часть не простых вопросов, и я не вижу, кто мог бы игнорировать эти правовые реалии и пойти на встречу не только президенту Тибилову, но и любому другому руководителю.
Как видно при первом же приближении, всё настолько сложно, что т.н. «крымский прецедент» и уж тем более процессы на юго-востоке Украины или Сирии здесь вообще не при чём, и тем более никак не влияют на осетино-российские отношения. Здесь, на мой взгляд, напрашивается только одна стратегия — всячески способствовать укреплению и развитию существующих отношений, которые зародились в очень не простые времена и всегда помнить о тех трудных решениях российского руководства, принятых в августе 2008 года и всех обстоятельствах признания независимости Южной Осетии Российской Федерацией.
Какие настроения существуют в югоосетинском обществе и политическом истеблишменте: есть ли сторонники независимости, сторонники вхождения РЮО как отдельного субъекта в состав России, сторонники объединения с Северной Осетией?
— Идея объединения Осетии не нова и имеет свою историю. Лучшие представители осетинского общества мечтали об этом с первых дней советской власти, когда от Российской Империи откалывались территории, ввергая страну в гражданскую войну. Многие из них были репрессированы в 30-40-е годы прошлого века. Первый геноцид южных осетин связан именно с новым грузинским правительством, которое с первых дней своего существования развязало кровавый террор в Южной Осетии и, именно из за того, что южные осетины не пожелали отделятся от своих северных братьев и России. Естественно, что сегодня эти настроения присутствуют, особенно после известных постсоветских процессов и новых рецидивов агрессии и войн всех «демократических» грузинских режимов конца XX — начала XXI века… Равно как и есть в Южной Осетии приверженцы сохранения независимого статуса и сторонники всесторонней интеграции с Россией. Подчеркну при этом, что для всех без исключения жителей Южной Осетии отношения с Россией являются приоритетными и практически все население считает Россию братской страной. Это одна сторона вопроса, но помимо высокой идеи и абсолютно понятных гуманитарных стремлений есть и окружающая реальность, региональная и глобальная политика, международные отношения, участником которых стала и Южная Осетия. На сегодняшний день существуют юридически оформленные межгосударственные обязательства, которые вытекают из упомянутой правовой базы двусторонних российско-югоосетинских отношений… Постоянно озвучиваемый Москвой тезис о том, что Российская Федерация рассматривает Южную Осетию в качестве независимого государства, говорит именно об этом. Москва за сохранение этого статуса, и продолжения дипломатических отношений. Это официальная позиция РФ.
Сегодня благодаря России Южной Осетии ничего не угрожает: безопасность и охрана границ с Грузией обеспечивается соответствующими российско-югоосетинскими соглашениями, идет процесс восстановления экономики, Россия продолжает оказывать всестороннюю помощь… На этом фоне ничто не мешает развивать любые отношения с той же Северной Осетией, равно как и с другими субъектами РФ…
Все ли сделано в этом направлении, может есть ещё не задействованные в интеграционном процессе резервы? Такие вопросы тоже задают в югоосетинском обществе.
Беседовал Иван Скориков