Опубликованное на сайте «Русские в Казахстане» под заголовком «Понятие «историческая Родина» не абстрактно» интервью заведующего консульским отделом Посольства России в РК Александра Валентиновича Бутарева поражает своей «революционностью» и откровенной глупостью: как-никак Консульский отдел Посольства России в РК в Астане прекратил посреднические отношения с организациями российских соотечественников. Такое решение сильно ударит по бюджету организаций соотечественников и многих из них принудит к сворачиванию деятельности. Останутся только те, которых подпитывают местные власти — компрадорские организации.
В своих дальнейших откровениях Консул явил нам кладезь открытий в терминологии и определениях. Оказывается, Александр Валентинович прибыл в Казахстан недавно прямо из Франции и выяснил, «что Казахстан — огромная территория, и значительная колония российских граждан и соотечественников относится к русскому миру, очень широк» (???).
Это что–то близко к скалозубовскому представлению о Москве, как дистанции огромного размера. Он тут же отделил российских граждан от соотечественников, хотя российские граждане, проживающие за рубежом, так же являются соотечественниками. А определение места положения в Республике Казахстан пятимиллионного населения российских соотечественников, как колонии («про колонию соотечественников я просто молчу») – это совсем по–французски. Хотя в этом есть сермяжная правда – к русским в стране с управляемой демократией относятся, как к индейцам в США. Только в Казахстане практикуется не территориальная резервация, а социально — политическая. Господин Консул невольно своим определением подтверждает это. На постсоветском пространстве в отношении российских соотечественников он первым ввёл в употребление определение местоположения российских соотечественников в государстве проживания – колония. С чем мы его и поздравляем!
Дальше – больше. Оказывается, что российские дипломаты «гости в этой стране» (приехали побишбармачить и не более?), что «любое независимое государство проводит свою внутреннюю политику, основываясь на тех интересах, которые считает приоритетными» (наша хата с краю …я ничего не знаю?). А как же быть с «Концепцией внешней политики Российской Федерации»? В ней прямо сказано: «В соответствии с высшим приоритетом национальной безопасности — защитой интересов личности, общества и государства — главные внешнеполитические усилия должны быть сосредоточены на достижении следующих основных целей: всесторонняя защита прав и законных интересов российских граждан и соотечественников, проживающих за рубежом».
И ещё одно гениальное открытие Консула – «титульный язык для русскоязычного населения»!!! Это даже не по-французски! Это планетарное открытие: «Конечно, вопрос титульного языка для русскоязычного населения в Казахстане есть, и это понятно», — огорчился Александр Валентинович.
К сведенью Консула: под понятие «русскоязычное население» подпадают около 90% населения Казахстана, в том числе и казахского. И в Казахстане стоит не «вопрос титульного языка для русскоязычного населения», а проблема придания русскому языку статуса государственного, наравне с казахским и нужно это, прежде всего, для российских соотечественников.
Вместе с тем, Александра Валентиновича «радует то, что руководство Казахстана в рамках Ассамблеи народа Казахстана сделало ставку на национальное единение. Это хорошо. Значит, руководство страны над этим фактом задумалось».
Над каким фактом задумалось руководство Казахстана?! Над вопросом «титульного языка для русскоязычного населения»? Возможно. Над этой белибердой они могут думать годами, но только не над правами русского населения! Ассамблея народов Казахстана была создана Н.Назарбаевым 1марта 1995 года, накануне государственного переворота 9марта 1995 года. Незаконно распустив Верховный Совет 13 созыва, президент Казахстана в своих неконституционных действиях опирался на свежеиспечённую нелегитимную ассамблею и решал свои личные проблемы.
К сведенью Консула: ключ к пониманию проблемы прав русского населения в Казахстане заключается в том, что властной элитой республики с обретением независимости взят откровенный курс на создание в Казахстане этнократического государства. В первой Конституции (1992 года) это было зафиксировано формулой: «Казахстан есть государство самоопределившейся казахской нации», что вызвало резкие протесты со стороны многих общественных организаций, выражающих интересы неказахского населения, составлявшего в ту пору 56-58 процентов.
Во второй Конституции (1995 г.) формулировка была смягчена. Однако в преамбуле Основного закона подчеркивалось, что народ Казахстана созидает государственность «на исконной казахской земле». Тем самым давалось понять: никому не следует забывать, что живя в Казахстане, он находится не у себя дома, а именно на «исконной казахской земле».
Недвусмысленно подчеркивалось, что подлинным хозяином здесь является коренной этнос, о чем никому не следует забывать. Строить же такое этнократическое государство власти призывают всех, и казахов и не казахов, которым такая национальная идея импонировать не могла. «С умом казахов и трудолюбием русских мы добьемся успеха» (Н.Назарбаев).
Именно эта концепция — концепция построения этнократического, казахского государства составляет глубинное содержание внутренней и внешней политики нынешнего руководства Казахстана. Характерный для лидеров республики восточный менталитет проявляется в том, что они могут в одних обстоятельствах, на международных форумах, например — демонстрировать свою приверженность общепринятым в мире гуманным и правовым принципам, а дома, за спиной общественности, действовать с точностью до наоборот. Двуличие в политике стало обычной нормой поведения тех, кто определяет реальные процессы, происходящие в настоящее время в Казахстане.
На это, очевидно, и «купился» новый консул в Казахстане. Вытеснение русского языка, фактически запреты на государственную службу, перевод делопроизводства на казахский язык, напряжённые межнациональные отношения, сокращение русских школ и ВУЗов с русским языком обучения, всё то, что входит в права русского населения в Казахстане, по оценкам консула малозначимо для российских соотечественников, проживающих в Казахстане, и не является причиной иммиграции. «Приоритетной причиной, думаю, это назвать нельзя. Скорее всего, культурные и исторические корни зовут людей», — считает консул. Как красиво звучит – «исторические корни зовут людей»! Но так ли это?
Последнее исследование Института диаспоры и интеграции (Института стран СНГ) показало, что 56,2% респондентов российских соотечественников в Казахстане причиной иммиграции указывают «отсутствие перспективы для молодежи»; 9,6% — «межнациональную напряжённость»; 7,6% — «трудности в получении образования на русском языке и вытеснение русского языка».
Ключ к пониманию проблем русского населения в Казахстане лежит в их изучении и знании. Решаются они не досужими рассуждениями о «титульном языке для русскоязычного населения», а конкретными целенаправленными действиями по поддержке российских соотечественников и защите их прав.
Посольство Российской Федерации в Казахстане имеет богатый опыт взаимодействия с общественными организациями соотечественников. И только благодаря тому, что консулы первой половины 90-х годов понимали суть проблемы этого взаимоотношения, им удалось предотвратить катастрофу возможных стихийных волнений соотечественников, когда волна иммиграции достигла более 800 000 человек в год. Помогли им в этом общественные объединения соотечественников.
Жаль только, что этот богатый опыт не передаётся по наследству.