×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/analitika/dlya-chego-sozdan-klub-russkoy-civiliza/
Новости
14 ноября
29 сентября
6 августа
4 августа
23 июля
9 июля
4 июля
3 июля
2 июля
1 июля
27 июня
25 июня
Для чего создан Клуб русской цивилизации имени Достоевского?
16:00, 14 ноября 2025  
2
0

12 октября состоялось учредительное собрание Клуба русской цивилизации имени Достоевского.

Клуб объединяет интеллектуалов России и Белоруссии, понимающих важность вопроса цивилизационного единства белорусов и русских.

Этот вопрос был ключевым в выступлении Государственного секретаря Союзного государства России и Белоруссии Сергея Юрьевича Глазьева.

Сопредседателями Клуба избраны ректор Российского православного университета Александр Щипков (с российской стороны) и профессор Лев Криштапович — с белорусской.

Также выступили В. Буданов (ИФ РАН), Д. Куницкий (ИФ АН РБ), А. Степанов («Русская народная линия»), профессор Ф. Гайда (МГУ), И. Скориков и И. Шишкин (Институт стран СНГ), Б. И. Костенко — советник Сергея Глазьева, белорусские политологи Н. Сергеев и Н. Левчук, игумен Кирилл (Сахаров) и многие другие.

До собрания клуба, в храме Святителя Николы на Берсеневке, были совершены Заупокойная лития по р. Б. Федору Достоевскому и Молебен Св. Прмч. Афанасию Брестскому с благодарственными молитвами по случаю 230-летия воссоединения Белоруссии и России.

На собрании клуба, первым выступающим был Госсекретарь Союзного государства — С. Ю. Глазьев. Сергей Юрьевич в своём докладе рассказал о создании Библиотеки Союзного государства, а также о перспективах экспертного направления деятельности СГ.

Далее выступил В. И. Большаков. Владимир Ильич рассказал об основах славянского духовного и цивилизационного единения и достижениях на этом пути.

После выступил оргсекретарь клуба, заведующий отделом по взаимодействию с Русской православной церковью Института стран СНГ, глава Московского отделения Союза православных граждан и Ассоциации православных экспертов — К. А. Фролов. В докладе были изложены основные тезисы собрания:

— Имя Достоевского, род которого происходит из Брестской области, а дед которого, отец Андрей Достоевский, возвращал из унии малороссов Подолии и Волыни, является символом русского «триединства».

— Александр Лукашенко, род которого происходит из Черниговской губернии, также является малороссом, белорусом и великороссом, то есть настоящим русским человеком.

— В 2026 году состоятся две важнейшие даты, которые будут в центре внимания Клуба: 430-летие Брестской унии — основы украинского сепаратизма и «змагарства», и 340-летие воссоединения Киевской и Малой России митрополии (в которую входила Белоруссия) с Московским Патриархатом (охватывавшим Великую, Малую и Белую Россию), то есть юбилейная и актуальная дата воссоединения Русской Церкви.

— Этот клуб крайне важен, так как если есть Римский клуб, нужен и Третьеримский.

Следующим докладчиком был А. В. Щипков — сопредседатель клуба, профессор, ректор РПУ, заместитель главы Всемирного Русского Народного Собора. Александр Владимирович обратил внимание на тревожные тенденции в Белоруссии: в ситуации размытой идентичности белорусский народ может стать жертвой фальсификаторов истории по украинскому сценарию.

Он также отметил тот факт, что белорусские и российские интеллектуалы зачастую не знакомы друг с другом, и их объединение является одной из функций Клуба.

Эти аргументы были подтверждены профессором Криштаповичем в речи, углубляющей идеи предыдущего выступления.

Далее выступил А. Д. Степанов — главный редактор «Русской народной линии». Анатолий Дмитриевич рассказал о суперэтнической, имперской  сути русского народа и о необходимости возвращения к ней.

Затем выступил профессор ИФ РАН В. Г. Буданов.

Владимир Григорьевич заметил, что будущая Россия должна быть в границах Российской империи, и сборка новой России должна основываться не на колониальном западном подходе, а на исконно русской модели объединения и сосуществования народов империи.

Затем выступил министр философии из Минска Дмитрий Валерьевич Куницкий. Дмитрий Валерьевич выдвинул следующие тезисы:

— Формула «Два государства — единое Отечество» создает хорошую почву для союзной деятельности России и Белоруссии.

— Мы стоим у конца чудовищной эпохи безбожия, бездуховности и секулярности, которая началась в 1917 году и полностью показала себя в 1991 году. Конец этой эпохи неизбежен, так как Сам Господь Своим Бичом положит конец этому.

Следующий доклад представил эксперт Института стран СНГ, И. И. Скориков. Иван Иванович сказал, что очень важно, чтобы в школах изучали роман Ф. М. Достоевского «Бесы», включая вымаранную цензурой главу «У Тихона». Это помогло бы «остудить» многих буйных молодых людей, которым близки нигилистические взгляды. Но это не поможет, если мы не направим топонимическую политику в нужное русло. Не должно быть топонимов в честь смутьянов и русофобов. У нас есть станция метро «Бауманская» — в честь человека, который кричал: «Долой царя!». При этом у нас нет ни одного памятника рабочему-монархисту, ударившему смутьяна. Есть только табличка на Бауманской, где он представлен в негативном ключе. И если не исправить топонимику, то чтение «Бесов» не поможет.

Далее выступил Ф. А. Гайда — кандидат исторических наук, доцент исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.

Фёдор Александрович рассказал о нашем цивилизационном пути с исторической точки зрения. Далее выступил белорусский политолог Н. Н. Сергеев, который рассказал об экзистенциальной борьбе нашего Отечества с врагами и указал на их ненависть к Достоевскому. Достоевского ненавидели и ненавидят такие русофобы, как Ленин и Чубайс.

Следующий доклад представил настоятель церкви Святителя Николы на Берсеневке — игумен Кирилл (Сахаров). Отец Кирилл рассказал об актуальности «Дневника Писателя» Ф. М. Достоевского. Двумя акцентами философии Достоевского, и в частности «Дневника Писателя», являются, во-первых, личное самосовершенствование человека. Это отражается в цитате Ф. М. Достоевского: „Зло таится в человечестве глубже, чем предполагают лекари-социалисты, что ни в каком устройстве общества не избегнете зла, что душа человеческая останется та же, что ненормальность и грех исходят из неё самой и что, наконец, законы духа человеческого столь ещё неизвестны, столь неведомы науке, что нет и не может быть ещё ни лекарей, ни даже судей окончательных, а есть тот, который говорит: „Мне отмщение и аз воздам“”. Второй акцент касается миссии русского народа и значения Православия для него. Об этом Достоевский писал: „Суть русского призвания заключается в открытии миру Христа, неизвестного миру, но сохранённого в православной Церкви”, и: „Русский народ весь в православии и в идее его. Более в нём и у него ничего нет — да и не надо, потому что православие всё”. Ф. М. Достоевский писал о том, что в католичестве искажённый лик Христа, что протестантизм разлагается и отходит от норм библейской нравственности и что русский народ является живым воплощением православия, народом-богоносцем, несущим Христа в своём сердце. И знаменитое его высказывание: „Если бы кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы оставаться со Христом, нежели с истиной” — очень сильно отзывается у всех православных людей. Подытоживая доклад, его Высокопреподобие, игумен Кирилл, завершил словами: „Поэтому очень важно учреждение Клуба имени Достоевского, который станет центром объединения русских людей, живущих в разных государствах, но при этом, как в случае с Беларусью, являющихся гражданами единого Отечества. Спаси Господи!”.

После отца Кирилла выступил белорусский политолог Д. Егерев. Дмитрий Егерев рассказал о важности популяризации наследия Ф. М. Достоевского среди молодёжи.

Далее высказался И. С. Шишкин. Игорь Сергеевич рассказал о своём взгляде на перспективы единения великороссов и белорусов в русском народе.

Затем свой доклад зачитала доцент и участница Оптинского форума, посвящённого Достоевскому, — А. В. Шмелёва. Доклад Анны Вячеславовны был посвящён влиянию Оптиной пустыни на Достоевского и важнейшей инициативе наместника Оптиной пустыни епископа Можайского Иосифа – «Днях Достоевского в Оптиной Пустыни, собравших летом 2025 года велиеорусских и белорусских ревнителей русского «триединства» . И Достоевского, и «Дни Достоевского в Оптиной» ненавидят яковлевы и чубайсы, которые делают все, чтобы этот форум в Оптиной прекратил своей существование. Участники Клуба обещали сделать все, от себя зависящее,чтобы «Дни Достоевского в Оптиной» стали традицией.

Мирон Валерьевич Боргулев, « имперский технократ», рассказал о том, каким должен быть технический и интеллектуальный русский цивилизационный ответ на вызовы извне.

Тему доклада затем углубило выступление председателя Российского дворянства — Михаила Юрьевича Лермонтова.

Также важным был доклад советника Сергея Глазьева — Бориса Игоревича Костенко. Он рассказал о перспективах развития и векторе деятельности Союзного Государства.

Далее выступил Максим Александрович Розенберг, автор данной заметки, член Ассоциации православных экспертов. Его доклад был посвящен актуальности наследия Федора Михайловича Достоевского и состоял из следующих тезисов:

— Идея Федора Михайловича Достоевского о том, что страдания приводят к духовному очищению, абсолютно верна. При этом скорби в философии Достоевского не самоцель, а путь к истинному счастью, которое может быть достигнуто только после очищения души от гордыни и привязанности к земным ценностям.

— Достоевский говорит, что если Бога «нет», то все дозволено. Это очень важно, так как опровергает тезис о возможности развитой секулярной нравственности.

—  Ф. М. Достоевский писал, что: „Хозяин земли Русской — есть один лишь русский (великорус, малорус, белорус — это всё одно) — и так будет навсегда”. Этот тезис сам по себе неверен, так как для нас, православных христиан, Хозяином России должен быть Бог, и по Его воле мы должны жить. Но Достоевский примиряет эти два тезиса, объясняя, что русский народ является народом-Богоносцем, имеющим мессианское значение, и что русский — это именно православный.

— Также Федор Михайлович Достоевский резко обличал русофобию, нигилизм и либерализм. Он писал: „Если кто погубит Россию, то это будут не коммунисты, не анархисты, а проклятые либералы”; „Мой либерал дошёл до того, что отрицает самую Россию, то есть ненавидит и бьёт свою мать” и „Ежели русский вам скажет, что не любит Родину, не верьте ему, он не русский!”. Образ либерала Федор Михайлович отразил в Смердякове из романа «Братья Карамазовы». Этого писателю до сих пор не могут простить «смердяковы», беспочвенно обвиняя Ф. М. Достоевского во всех грехах мира и даже в «русском фашизме».

Завершающим докладом стало выступление священника из Витебской епархии, иерея Александра Маркевича, о значении Достоевского для цивилизационного укрепления единства Великой и Белой Руси в качестве Союзного Государства.

Максим Розенберг



Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Ваш браузер устарел! Обновите его.