×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/analitika/delo-spaseniya-utopayushchih/
Новости
26 апреля
25 апреля
24 апреля
23 апреля
Дело спасения утопающих
25 ноября 2008  
53
0

Иван Федоров

Международный Валютный Фонд выделил Украине рекордный кредит в размере $16,6 млрд. на два года. Эта сумма равна почти половине всех нынешних золотовалютных запасов Национального Банка Украины.

Таким образом Украина значительно увеличила свой государственный долг[1]. Вопрос в том, на каких конкретных условиях она получит эти деньги и куда они будут направлены[2] ?. Вопрос в том, на каких конкретных условиях она получит эти деньги и куда они будут направлены ?

Одно из условий уже прозвучало: для получения кредита МВФ обязал Киев принять программу антикризисных мер и внести соответствующие изменения в налоговое и банковское законодательство. Но, как отмечают наблюдатели, никто не знает – даже депутаты, которые, собственно, и должны по его требованию откорректировать отечественные законы – что сие означает. Как известно, предоставляя займы, МВФ традиционно требует выполнения ряда «сопутствующих» условий. Именно они сейчас и составляют главную головную боль не только финансистов, но и политиков.

Многие эксперты сходятся на том, что речь идет, скорее всего, об изменениях в бюджетной политике государства, направленных на снижение дефицита бюджета, о предоставлении независимости Нацбанку, о свободном валютном рынке (в частности, упорно ходят слухи, что МВФ требует отказаться от практики трех валютных курсов – официального, межбанковского и наличного), а также о реализации ряда экономических реформ, в том числе за счет ограничения социальных программ. Что касается последнего, то, по мнению одного из депутатов фракции Блока Литвина, пока известно только, что МВФ потребовал отсрочить приравнивание минимальной зарплаты к прожиточному минимуму. Не исключено также, что по желанию МВФ будут заморожены и остальные ранее запланированные повышения социальных стандартов.

Вопрос об условиях МВФ отнюдь не праздный, ведь здесь действует известное правило: берешь чужие, а возвращать надо будет свои. Поэтому за помощью к Фонду – рассматривая ее как крайнюю меру из-за жестких условий – обращаются не многие. По открытым данным, такую помощь, пока что (кроме Украины) у МВФ попросили Венгрия, Исландия, Пакистан. Недавно Фонд сообщил также, что собирается начать обсуждение относительно возможных потребностей в финансировании с Беларусью[3].

Но вернемся к украинскому кредиту. Он, как известно, антикризисный. При этом подразумевается мировой финансовый кризис. Хотя на Украине отлично понимают, что и без политики здесь не обошлось. Во-первых, некоторые политологи считают, что под столом, на котором подписывались соглашения с Фондом, лежала бумага об отмене досрочных выборов. Во-вторых, в антикризисной программе, принятия которой требует МВФ, прописан механизм прямого доступа правительства к внешним заимствованиям, без разрешения Рады.

Юлия Тимошенко уже сообщила, что полученные средства будут направлены на поддержание платежного баланса страны и банковской системы. Очень даже вероятно, что полученные средства станут основой для создания Стабилизационного фонда. А что такое Стабфонд мы отлично знаем. И где, в какой валюте размещаются его средства – тоже. Так что, ищите денежки опять же за кордоном.

Если трезво посмотреть, то получается: МВФ отлично позаботился о стабильности зарубежных, а не украинских компаний. Взятые у государства кредиты эти компании тут же отдадут иностранным кредиторам. Ну, а что останется – в Стабфонд!

Именно поэтому, видимо, многие политики и специалисты в данном вопросе выступали против самой идеи кредита. Например, экс-министр финансов Украины, глава парламентского комитета по вопросам финансов Николай Азаров считает нецелесообразным для страны в нынешних условиях привлекать кредит МВФ[4]. Нынешняя ситуация не настолько тяжела, чтобы оправдывать столь жесткие условия при его получении, говорит Азаров. Более того, добавляет он, срок возвращения кредита МВФ, который предусматривается выделить до 2013 года, приведет к тому, что внешний государственный долг Украины вырастет с 14 миллиардов долларов, существующий на сегодняшний день, до 36 миллиардов долларов. А это уже серьезно.

Но с ним согласны не все. Мол, еще неизвестно что будет через пять лет, а вот если сегодня мы не спасем гривну и доходную часть бюджета, то уже к весне следующего года Украина может оказаться в состоянии полного дефолта, считает, например, глава Днепропетровской обладминистрации Виктор Бондарь: «Металлурги останавливаются, химическая, угольная и машиностроительная отрасли проваливаются. Это говорит о том, что с декабря (2008 года) где-то по май месяц (2009 года) будет колоссальный провал в налоговых поступлениях. Следовательно, следует ожидать, что в первом-втором квартале в следующем году будет огромный провал валютной выручки, которая будет приходить в страну. Это значит, что будет расти курс доллара, и до мая месяца мы можем прийти к ситуации, когда вообще в стране будет абсолютный дефолт по всем направлениям»[5].

Безусловно, силу и мощь глобального кризиса в каждой из стран СНГ ощущают по-разному. Возможно, что Россия лучше других подготовлена к нынешнему катаклизму, поскольку Кремль получает значительные налоги от нефтяных прибылей, выплатил почти все государственные долги, накопил миллиарды валютных резервов и т.д.

Украина, не располагающая такими большими валютными запасами, как у России, но достаточно интегрированная в мировую экономику, в настоящее время уже более чем заметно страдает от глобального финансового кризиса – ощутимее, чем другие бывшие советские республики. Украина оказалась самой уязвимой, считают западные аналитики по развивающимся рынкам.

Мировой финансовый кризис отразился здесь падением стоимости акций компаний, тяжелым состоянием многих банков, которые находятся на грани банкротства, ростом безработицы, сокращением объемов строительства. В стране уже не хватает иностранной валюты, так как спрос на сталь, основной экспортный товар страны, упал[6]. Падение спроса на сталь увеличило дефицит внешней торговли. Поэтому естественно, что сегодня Украина возлагает свои надежды на кредит Международного Валютного Фонда. . Падение спроса на сталь увеличило дефицит внешней торговли. Поэтому естественно, что сегодня Украина возлагает свои надежды на кредит Международного Валютного Фонда.

А эта организация просто так денег не дает. Она вмешивается во внутреннюю политику, как правило, перестраивая ее в интересах американского капитала. И соскочить с «иглы» МВФ можно только ценой глубочайшего кризиса – что убедительно показал опыт многих развивающихся стран, где МВФ уничтожил целые отрасли экономики.

… Что ж, пока Фонд ошлифовывает свои условия для Украины, призадумаемся о своем.

Мало кто сомневался в том, что под ударом глобального экономического кризиса окажутся и российская, и экономики других государств СНГ. Нельзя также сомневается, что в этих условиях «товарищ Волк» приступил к разработке новой политики в отношении стран СНГ, понимая, что от глубины кризиса и его продолжительности будет зависеть и степень возможной трансформации мирового порядка. В нынешней мутной воде и ищет он свою выгоду, в надежде серьезно повысить свои ставки в борьбе за природные ресурсы и политическое влияние на постсоветском пространстве. Иными словами, Вашингтон и Брюссель могут развязать на совершенно ином качественном уровне «гонку кредитов и инвестиций», похлеще чем когда-то «гонку вооружений». Новые условия игры будут для них более благоприятны в силу того простого факта, что западные экономики более развиты и устойчивы, чем российская.

Мы рискуем эту гонку проиграть, если не окажем нашим партнерам по СНГ помощь, которую они ожидают от Москвы в виде экономических поблажек или новых займов. Иначе США и ЕС «завербуют» их, используя финансовые рычаги. Кредитом МВФ Украине Запад уже показал, что не поскупится на такую «помощь».

С другой стороны, если будем направлять несоразмерные средства на подержание своего лидерского статуса в СНГ, мы можем оказаться в том же положении, но как бы с другой стороны.

Так что делать? Представляется, что российскому бизнесу скупать лежащие на боку украинские предприятия – не такая уж плохая идея. Правда, существует большой риск. Покупать по нынешним бросовым ценам дальновидно, но вот, далеко ли все видно? Кто берется гарантировать, что через некоторое время, когда кризис пройдет, «незалежные» соседи под каким-либо предлогом не отберут все обратно? Прецеденты есть. За примерами далеко ходить не надо на той же Украине: Кременчугский НПЗ, Запорожский алюминиевый комбинат, завод «Лугансктепловоз» – вот три самых популярных «брэнда», которые не сходили со страниц украинских СМИ в связи с нависшей весной этого года угрозой реприватизации. Все они имеют прямое отношение к российскому бизнесу на Украине, так как значительные доли акций этих предприятий принадлежат российским инвесторам.

Сегодня нельзя исключить, что мировой финансовый кризис приведет к резкому увеличению сделок слияний и поглощений многих украинских компаний. Как прогнозируют многие эксперты, основными покупателями могли бы стать российские госкомпании[7]. Иностранным инвесторам интересны украинские энергетические компании, шахты, Укртелеком, полагают они. Возможны продажи украинских фармпредприятий. Владельцы крупных строительных компаний, скорее всего, тоже постараются найти соинвесторов или вовсе выставят бизнес на продажу. Особенно активно скупать активы на Украине могут бизнесмены с крупным капиталом, хранящие средства в виде cash (наличка и банковские счета). К таким, в частности, относятся предприниматели, выгодно продавшие свой бизнес до мирового финансового кризиса — в конце 2007-го — начале 2008-го, когда компании оценивались покупателями еще высоко. Например, еще до начала кризиса в России именно таким образом был продан блокирующий пакет акций одного из крупнейших производителей цветных металлов, известны и другие примеры. Среди российских структур, претендующих на украинские активы, — группа «Онэксим», корпорация «Альфа-Групп», компания «Евраз Холдинг», конечно же Газпром. Потенциальный покупатель украинских банков — Внешторгбанк.

С учетом этого представляется, что все более актуальным становится вопрос определения роли и места нашего государства в процессе осуществления транснациональной деятельности российских компаний, и прежде всего, на Украине. Необходимость партнерского взаимодействия государства с бизнесом назрела давно.

Отечественный бизнес должен быть уверен в том, что он всегда получит поддержку государства на мировых рынках. А в условиях мирового кризиса налаживание и успешное применение властью некоего механизма в этом направлении необходим как никогда более.

Как показывает зарубежная практика, эффективная реализация такого подхода должна базироваться на действенной системе государственного содействия транснациональной деятельности российского частного капитала за рубежом и предполагать наличие широкого набора инструментов поддержки – от информационного и дипломатического сопровождения российских инвестиций, до финансового содействия этому процессу.

Государство должно помочь отечественным предпринимателям развивать и защищать свой бизнес и, нельзя не признать, что в последнее время, делает это успешно. Достаточно отметить недавние антикризисные меры правительства. С другой стороны, и предприниматели, в свою очередь, должны понять, что существуют неписанные правила защиты и продвижения интересов Отечества, следование которым также не должно ставиться под сомнение.


[1] Как сообщил недавно Виктор Ющенко, внешний долг Украины на сегодняшний день составляет $100 млрд., из которых корпоративный долг — более $80 млрд. По словам Президента, треть этих долгов являются краткосрочными (сроком до одного года). По оценкам экспертов, в следующем году украинские компании должны будут отдать порядка $25–30 млрд. В другой ситуации проблем с такой задолженностью не возникло бы: компании, в особенности банки, имели возможность перекредитоваться.

[2] Ю.Тимошенко заявила, что МВФ предложил Украине кредит под очень маленький процент: 3-4%.

[3] С официального сайта МВФ

[4] РИА Новости, 25 октября 2008

[5] РИА Новости, 26 октября 2008

[6] Украина экспортирует сталь и чугун на Ближний Восток, в Европу и бывшие республики Советского Союза, где они используются в жилищном строительстве, машиностроении и судостроении. Но производство металлургической промышленности страны, которая составляет 6 процентов от ВВП и 40 процента от экспорта страны, в последнее время заметно снизилось.

[7] См: Украинский деловой еженедельник «Контракты», № 43 от 27 октября 2008



Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Читайте по теме

26 апреля 2024

Украинские вооруженные силы отвели от линии соприкосновения предоставленные США танки Abrams, сообщает Associated Press (AP). Одной из причин такого тактического решения, по словам двух американских чиновников, стала возросшая возможность российских дронов быстро обнаруживать и уничтожать эту технику. 25 января 2023 …

26 апреля 2024

В случае переброски на Украину дополнительного числа военных советников США их «и близко не будет» у линии фронта, заявил пресс-секретарь Пентагона Патрик Райдер. Он уточнил, что решение об их отправке пока не принято. Если их решат отправить, то это будет …

25 апреля 2024

Литва может ввести ограничения в отношении украинских мужчин для их возврата на родину. Об этом заявил министр обороны Лауринас Кащюнас. Об этом сообщает издание «Страна». «Никто, конечно, не будет их собирать и отвозить в Украину — этого не будет. Но …


Ваш браузер устарел! Обновите его.