Необычные и интереснейшие письма из Таллинской тюрьмы правозащитника Сергея Середенко наводят на, пусть отдалённую, но всё же аналогию с некогда знаменитой во всём мире книге «Репортаж с петлёй на шее», написанной в нацистской тюрьме в Праге чехословацким журналистом, деятелем Сопротивления Юлиусом Фучиком.
Посмертно (гестапо казнило его в Берлине в 1943 году) эта книга была удостоена Международной премии мира, а день казни – 8 сентября стали отмечать, как Международный день солидарности журналистов. К 1992 году книга была переиздана более трёхсот раз на более чем 90 языков мира. Вот знаменитый фрагмент-предупреждение о «коричневой угрозе» из этой книги: «Не бойтесь врагов – они могут только убить; не бойтесь друзей – они могут только предать; бойтесь людей равнодушных – именно с их молчаливого согласия происходят все самые ужасные преступления на свете. … Люди, я любил вас. Будьте бдительны!».
Только что стало известно о запрете Сергею Середенко общаться с внешним миром. Об этом сообшил портал Sputnik Media ссылаясь на телеграм-канал Baltnews. Ему разрешены только свидания и телефонная связь с матерью и братом.
То есть поставлен крест на планах Середенко превратить место своего заключения в трибуну борьбы за Правду и Справедливость. Но это не остановит его, так как уже успел разослать свои первые мысли, оформленные в остроумные и меткие записки из застенков таллинской тюрьмы. Возможно итогом его пребывания в заточении станет нечто подобное «Моабитской тетради» татарского поэта Мусы Джалиля, написанной им в нацистской Моабитской тюрьме. Произведение, переведенное на более чем 60 языков мира, разнообразно по содержанию и настроению, вместе с патриотической лирикой и обличением нацизма, в «тетрадь» входят и стихи о любви, юмористические зарисовки из мирной жизни.
Есть и определённая символика в том, что отключение Сергея Середенко от общения с миром совпало с 200-летием со дня рождения не раз посещавшего Таллин гениального русского писателя Фёдора Михайловича Достоевского – автора и такого знаменитого произведения, как «Записки из Мёртвого дома», написанного им под личными впечатлениями от четырёхлетней каторги в Омске. Царский режим осудил его, предварительно приговорив к расстрелу, за то, что, будучи членом оппозиционного кружка Петрашевского, Достоевский прочитал запрещённое в России… письмо критика Белинского писателю Гоголю.
Эстония: саморазоблачение в «деле Середенко»
Очевидна ещё одна аналогия: разницы в пресечении свободы слова – никакой, что при самодержавии, что сегодня в парламентской Эстонской республике, не стесняющейся применять тоталитарные репрессии, пусть и в «гуманистической обёртке (расстрелы и каторга уже в прошлом).
Возможно, и в застенках таллинской тюрьмы будет создан образец антинацистской публицистики наших дней. Письма из тюрьмы Сергея Середенко уже получили высокую оценку. Но нужно отметить его личный героизм. Автор не просто объясняет нелепость случившегося с ним, но смело бросает власти новый вызов, доказывая своими жгучими строками её лицемерие, цинизм, подлость, общим знаменателем чего можно считать трусость перед Правдой и признание неправедности борьбы с инакомыслием.
Да, пока рухнули планы, заявленные Сергеем Середенко: «Чтобы окончательно не потеряться в потоке исходящей корреспонденции, решил разделить его на четыре части. Первая, касающаяся непосредственно моего уголовного дела, пойдёт через портал baltnews.ee в форме уже привычного «Политкорректора». С поправкой на обстоятельства, разумеется. Вторая, касающейся моей активности в тюрьме (а её предостаточно), будет публиковаться нa dokole.eu. Третья, касающаяся тюремных наблюдений вообще, будет выходить на латвийском портале imhoclub.lv».
Вот Вам и вся свобода слова в стране Евросоюза. Более того, теперь ясно, что именно проповедуемая Сергеем Середенко Правда стала причиной его изоляции от мира, а не контакты с лицами, имевшими отношение к спецслужбам РФ. Это – саморазоблачение тех, кто задумал «дело Середенко», которое вызывает особе отвращение, поскольку напоминает садистское измывание над человеком с кляпом во рту.
Этнократы боятся Сергея Середенко не только за то, что он, несмотря ни на что вещает Правду, но и за то, что отстааивает её (с 2004 по 2014 годы – русский омбудсмен в Эстонии) и осмысливает, анализирует отрицательные стороны общественно-политической жизни Эстонии и Прибалтики, современной Европы. И он – не дилетант, имеет два высших образования, инженерное и юридическое. И что ещё невыгодно русофобствующей этнократии, так то, что Сергей Середенко – гражданин Эстонской республики, не мигрант, он родился в эстонском городе Раквере.
Наконец, он – автор книг «Русская правда об Эстонской Конституции», «Преследование првозащитников в Прибалтике», «Украинизация Прибалтики: экспорт политических практик», «Правый радикализм в партийно-политических системах современных европейских государств». Он вёл на портале Baltnews.ee правозащитное обозрение по Прибалтике «Политкорректор». Середенко считает сферой своих интересов права человека, конституционное право, антифашизм.
Латвия: национальная охота на диссидентов
Но тон в репрессиях против диссидентов в Прибалтике задаёт Латвия. Последнее её достижение – «дело Алексеева». Только что Юрию Алексееву, известному в Латвии журналисту и главному редактору ряда изданий, а также основателю популярнейшего во всей Прибалтике оппозиционного портала «Imhoclub.lv» суд первой инстанции Пардаугавского района Риги вынес обвинительный приговор – 14 месяцев тюремного заключения. Всем известно, что власти давно уговаривали, потом требовали закрыть надоевший этнократам-русофобам вещающий правду Имхо-клуб. (Об этом Алекссев убедительно рассказывает в своём блестящем выступлении в суде: Последнее слово Юрия Алексеева: wpristav — LiveJournal). Но засудили журналиста совсем за другое. Известный латвийский общественный деятель, Александр Гапоненко, назвавший Юрия Алексеева новым русским героем, сообщает, что в основе обвинения – «сфальсифицированные полицией безопасности доказательства». Это – патроны и детская порнография, а также написанные кем-то от имени Алексеева посты в Интернете. К такому пошлому и политически грязному, но и криминальному способу борьбы Полиция безопасности Латвии прибегла только потому, что и суд в этой евросоюзовской стране в отношении инакомыслящих закрывает глаза на очевидные фейки, конечно, если речь – о врагах русофобии. Какой-то цирк Шапито!
Отдельно стоит рассказать и о самом Александре Гапоненко –
писателе, правозащитнике, учёном-экономисте, публицисте. Он – активный борец за права русскоязычных в Латвии, один из организаторов общества «За родной язык!» и референдума о придании официального статуса русскому языку в Латвии. Он – автор ряда исследований о балтийских русских, защите прав человека, документальных фильмов, более 500 научных и публицистических статей. Александр Гапоненко переписывался с высшими должностными лицами ООН (в том числе с её генсеком Пан Ги Муном), ОБСЕ, Парламентской ассамблеи Совета Европы, США, Польши, Дании, Великобритании, Австрии, других стран.
Именно за это он ещё в 2014 году подвергся обыскам и арестам, ему запрещён въезд в Литву, Украину, Молдавию и Эстонию. В 2018 году его арестовали и обвинили в «попытке свержения власти и разжигании национальной розни» в социальной сети Facebook. Чуть позже – ещё и в «действиях в пользу иностранного государства». (Почувствуйте схожесть с «делом» Сергея Середенко!). При задержании полиция действовала жестоко, его держали в наручниках, нанесла телесные повреждения.
«Дело» оказалось столь позорным и неприглядным, что суд приговорил Гапоненко лишь к году тюрьмы, условно. Разумеется, он не согласился с приговором, который говорит о полной несоразмерности предъявленных обвинений.
И это – не всё. Сейчас известных журналистов, публицистов, првозащитников (среди них Алла Березовская и Владимир Линдерман) дожидаются суда за сотрудничество с российскими медиа. Курам на смех: их обвинили в нарушении режима европейских санкций против гендиректора МИА «Россия сегодня» Дмитрия Киселева! Можно перечислять и многие другие случаи политических репрессий в недавнем прошлом, во всех трех прибалтийских государствах. Всеевропейским стыдобищем стал отказ властей избраться в Сейм Латвии самому известному в Прибалтике политику, европарламентарию Татьяне Жданок, и только за то, что некогда состояла в КПСС!
Ну, а на массовое закрытие во всех странах Прибалтики телеканалов, других СМИ, связанных с Россией, уже все махнули рукой. Местная власть даёт русофобам «зелёный свет» по пресечению инакомыслия, если критики этнократии не внемлют предупреждениям (в виде общественной и полицейской травли) и продолжают диссидентствовать, разумеется, не нарушая законов.
Литва: кnow–how русофобов – шпиономания
В Литве первыми сообразили, что беспроигрышными в отношении инакомыслящих дела это – обвинение в шпионаже (поди чего докажи или опровергни!), да ещё и в пользу «ужасной» России.
Так и поступили с видным литовским политиком Альгирдасом Палецкисом. Этого мужественного человека сравнивают с болгарским коммунистом Гегоргием Димитровым, которого обвинили в гитлеровской провокации (поджог Рейхстага), но которого даже нацистский суд не посмел признать виновным.
Этим летом в Литве, Шяуляйский окружной суд признал Палецкиса виновным в шпионаже в пользу России и приговорил его к 6 годам лишения свободы за выполнение заданий «неустановленного российского разведчика». ?!
А начинались гонения много лет назад с другого, с позволения сказать, «дела», по которому Палецкис не раз заявлял о своей невиновности, называя причиной всего месть литовских властей за его непрекращающийся интерес к делу о событиях 13 января 1991 года возле Вильнюсской телебашни. Тогда не советские военные, а «свои» преднамеренно, ради того, чтобы пролилась кровь, и литовский народ воспылал гневом, стреляли в спину «своим» из допотопного огнестрельного оружия, которого не было на вооружении в Советской Армии. Но в Вильнюсе сразу нашли виновного – Москву, ибо признание правды, основательно скомпрометировало бы борцов за независимость Литвы.
Палецкис встал на сторону правды. За это и судили. Однако суд первой инстанции оправдал его. Ещё бы! Ведь по событиям 13 января 1991 года он ссылался на публичные признания самих сторонников независимости. Но суд высшей инстанции признал-таки его виновным, назначил громадный штраф.
Палецкиса это не остановило – посмел публично не соглашаться с ориентацией его Родины на НАТО, поскольку это обернулось по мнению оппозиционера потерей части суверенитета Литвы, а пресмыкание перед Западом привело страну к патологической русофобии. Он предупреждал и об опасности нацизма в стране.
Это окончательно взбесило политэлиту Литвы, тем более Палецкис поддерживал связи с журналистами-россиянами, приезжал в Россию на встречи российских соотечественников. В 2014 году Палецкиса лишают ордена «За заслуги перед Литвой». В конце 2018 года его снова арестовывают и помещают в тюрьму по вызывающему смех у юристов обвинению – в шпионаже в пользу РФ. У следствия одно «доказательство» – показания бизнесмена Деймантаса Бертаускаса, который проходил по этому же делу и тоже был обвинён в шпионаже, но ещё и в… педофилии. Его освободили тут же, как дал «показания» на Палецкиса.
И ещё. Альгирдас Палецкис не «какой-то «русский ватник», а литовец, да с известной фамилией. Сначала он пошёл по стопам отца – советского дипломата, был членом парламентской делегации Литвы в Парламентской ассамблее Совета Европы, был удостоен французского Ордена Почётного легиона.
Уйдя в политику, остался верным левым взглядам. Стал депутатам литовского парламента, был членом фракции Социал-демократической партии Литвы, входил в парламентские постоянные комиссии, в частности и по делам НАТО. Был он и вице-мэром Вильнюса. Создал социалистическую партию – «Фронт», а позже вместе с социалистами преобразовал его в «Социалистический народный фронт».
Послесловие. И тут самый раз вспомнить слова Юлиуса Фучика: «бойтесь людей равнодушных – именно с их молчаливого согласия происходят все самые ужасные преступления на свете». А что мы имеем? Полное равнодушие общественности и СМИ трёх прибалтийских государств, правозащитников всего мира, той же ОБСЕ, к судьбе прибалтийских диссидентов, к репрессиям, чинимым им в «свбодном» мире. Не напоминает 30-е годы прошлого столетия в Германии? Но это – тема следующей статьи.