Обзор 10 – 16 марта 2022 г.
УКРАИНСКИЙ КРИЗИС
ВЛАСТИ АРМЕНИИ
10 марта на встрече с журналистами избранный президент РА Ваагн Хачатурян заявил:
- Антироссийские санкции создали серьезные риски для экономики РА. Возникло множество непредсказуемых явлений. Никто не мог прогнозировать, что в столь короткие сроки крупнейший торговый партнер РА может оказаться под такими ограничениями.
- Нынешняя ситуация не умещается ни в какие экономические рамки. Последствия можно прогнозировать лишь частично.
- Сейчас надо подготовить армянскую систему, особенно финансовую, к обслуживанию граждан РА и тех, кто переехал в РА, чтобы вести бизнес.
- Хотя давать оценки рано, уже можно говорить, что ограничение финансовых потоков негативно отразится на РА.
- Дефицит пшеницы и хлебобулочной продукции РА из-за ситуации вокруг Украины не грозит. Хотя в РА есть некоторая нехватка внутренних ресурсов и ограниченность посевных территорий, правительство найдет выход.
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИЛЫ
БЛОК «ГРАЖДАНСКИЙ ДОГОВОР»
14 марта в беседе с Armenia Today председатель комиссии НС РА по финансово-кредитным и бюджетным вопросам Геворк Папоян заявил:
- Власти РА не ставят задачу по содействию перемещению бизнеса из РФ в РА в сложившихся условиях. Ереван не предпринимает действий, которые ухудшат положение российской стороны. «Россия наш партнер, и мы не пытаемся таскать каштаны из огня чужими руками в этой ситуации. Мы также обеспокоены проблемами нашего партнера».
- Политика в РА заключается в том, чтобы иметь открытую экономическую среду.
- Для диверсификации направлений экспорта армянской продукции необходимо постоянно искать новые рынки сбыта. 140-миллионное население РФ продолжит обеспечивать спрос даже при падении покупательной способности.
- В этой ситуации необходимо повысить конкурентоспособность отечественной продукции, повысить маркетинговые возможности армянских компаний, реализация программ стимулирования роста производства в контексте сохранения своих позиций на российском рынке, который остается для РА одним из важнейших рынков.
БЛОК «ЧЕСТЬ ИМЕЮ»
13 марта пресс-секретарь Республиканской партии Армении Эдуард Шармазанов на своей странице в Facebook написал:
- Необходимо укрепить и углубить армяно-российский союза.
- Мир изменился. «Сейчас не 90-е годы, ни начало 2000-х годов. Возможности для геополитического маневра ограничены. Невозможно быть другом и союзником одновременно с Россией и НАТО».
- РА должна четко поддержать своего союзника на всех международных площадках. «Мы должны сделать выбор в пользу укрепления и углубления армяно-российского союза».
АКЦИЯ В ПОДДЕРЖКУ РФ
10 марта перед посольством США в РА прошла акция в поддержку РФ. Активисты раскритиковали США и НАТО, потребовали от них прекратить поддерживать власти Украины, высказались за действия Москвы по защите Донбасса. Они назвали происходящее на Украине не войной ради территории, а операцией по защите ценностей, культуры и традиций, войной против фашизма. Затем активисты шествием направились к посольству РФ.
14 марта у посольства РФ в РА прошла очередная акция в поддержку РФ. Один из ее участников, экс-депутат НС РА Арагац Ахоян заявил, что сейчас просто необходимо поддержать РФ, учитывая вековые связи, дружбу, общую победу в ВОВ. По его словам, все те постсоветские страны, в которых произошли «цветные революции» и к власти пришли «клоуны и комедианты», заплатили тяжелейшую цену. Ситуацию в Украине участники акции расценили как освобождение народа от неофашистов и нацистов. Некоторые из активистов выразили готовность добровольцами отправиться на Донбасс.
СОЮЗ АРМЯН УКРАИНЫ
11 марта председатель Союза армян Украины Вилен Шатворян в ходе видеообращения заявил:
- САУ поддерживает Украину и будет отстаивать ее до последнего. «У нас тут дома, семьи, и чтобы не происходило, мы буде стоять до последнего с украинским народом и защищать наши дома».
- Председатели армянских областных диаспор находятся у себя в городах несмотря на то, что окружены и стараются оказывать любого рода помощь всем без исключения. Кроме этого, частный сектор армянской диаспоры также переориентировался и обеспечивает продовольствием нуждающихся, в том числе военных.
- В САУ разочарованы в связи с позицией армянской диаспоры РФ. «Мы рассчитывали, что Союз армян России будет придерживаться позиции мира, и помогать гуманитарными коридорами, заниматься освобождением людей, которые остаются на той стороне или переезжают в Россию. Но, к сожалению, мы видим абсолютно нетрезвое видение всего».
- Шатворян раскритиковал главного уполномоченного по делам Диаспоры РА Заре Синаняна ввиду отсутствия реакции на происходящие в Украине события. «Мы в вашей помощи не нуждаемся. Но вы бы могли быть людьми и просто обратиться. Но вы этого не делаете, и очень нас расстраиваете».
СОЮЗ АРМЯН РОССИИ
15 марта глава САР Ара Абрамян заявил, что оскорблен претензиями армян Украины, которые не считают правильной поддержку российской стороны. Он поинтересовался: где они были, когда Азербайджан устраивал марш победы в этой стране, а оттуда отравляли оружие в НК.
Абрамян также заявил, что РФ — стратегический партнер РА и война в НК показала, насколько важный. Власти РА должны иметь смелость признать, что сотрудничество с США и ЕС не может вредить интересам стратегического партнера.
МЕЖДУНАРОДНОЕ СООБЩЕСТВО
ООН
11 марта министр финансов РА Тигран Хачатрян обсудил с и.о постоянного координатора ООН в РА Лилой Питерс Яхья влияние на экономику РА в контексте российско-украинских боевых действий. Хачатрян высоко оценил тесное взаимодействие с ООН в направлении укрепления экономики РА и эффективной реализации целей стабильного развития. Со своей стороны Яхья заявила, что ООН готова оказать РА дальнейшее антикризисное содействие для противостояния создавшейся новой экономической ситуации.
ВСЕМИРНЫЙ БАНК
В мартовском обзоре Всемирного банка по экономике РА отмечается, что:
- Российско-украинское противостояние окажет негативное воздействие на экономику РА по нескольким направлениям, в том числе, в сфере торговли, денежных переводов, а также в контексте цен на товары и по линии иностранных инвестиций.
- Рост всемирных цен на продовольствие отразится на экономике РА и может увеличить инфляционные давления в стране.
- Экономика РА тесно связана с РФ по линии торговли, трансфертов и прямых иностранных инвестиций. В 2021 г. практически 30% экспорта РА (6,1% от ВВП) было направлено в РФ, и, благодаря диверсификации экспортной корзины, экспорт включал алкогольные напитки, текстиль и продукты питания. Спад экономической активности в РФ может сократить спрос на эти товары, а сравнительно более высокая девальвация рубля может снизить конкурентоспособность армянского экспорта.
- Около 40% от общего числа посетивших РА туристов в 2021 г. составляли приезжие из РФ. Несмотря на то, что число туристов снизится, временный переезд людей из пострадавших стран может привести к росту числа прибытий.
- Поступающие из РФ трансферты с точки зрения доли в ВВП в последние годы снизились, однако остаются существенными и составляют около 5% от ВВП, покрывая почти 1/3 торгового дефицита товаров. Эти потоки, вероятно, сократятся из-за более слабой экономической активности в РФ, девальвации рубля и ограничения финансовых потоков из РФ.
- В условиях более серьезного экономического спада в РФ многие мигранты могут вынужденно вернуться в РА, что окажет давление на рынок труда и фискальные расходы.
- Инфляционное давление усилится, что обусловлено ростом мировых цен на товары и возможными нарушениями поставок из-за войны.
АРМЯНО-АЗЕРБАЙДЖАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
ВЛАСТИ АРМЕНИИ
10 марта на встрече с журналистами избранный президент РА Ваагн Хачатурян заявил:
- Баку не должен сбивать нас с пути установления мира в регионе. «Мы должны суметь установить в регионе мир».
- Армения должна суметь это сделать, в том числе за счет экономической и военной мощи, дипломатии, внешней политики. «Мы должны защищаться и, защищаясь, должны говорить, что мы защищены».
10 марта на заседании правительства премьер-министр РА Никол Пашинян заявил:
- В последние дни, особенно в НКР, есть определенная напряженность. Например, поврежден газопровод из РА в НК.
- Он воздержался оценивать напряженную обстановку в НК, отметив лишь, что власти РА вместе с властями НКР и международными партнерами работает для стабилизации и урегулирования ситуации. «Сейчас надо сосредоточится на решении проблем».
11 марта в беседе с изданием «Арменпресс» пресс-секретарь МИД РА Ваан Унанян заявил:
- Подписанию мирного соглашения между РА и Азербайджаном должен предшествовать переговорный процесс. Но взаимные заявления еще не переросли в конкретный процесс, у стран нет богатого опыта прямых контактов.
- Поэтому в ближайшее время РА обратится к посредникам МГ ОБСЕ по вопросу начала мирных переговоров с Азербайджаном. Сейчас вопрос прорабатывается.
14 марта МИД РА выступило с заявлением, в котором отмечается, что Ереван ответил на предложения Азербайджана, и в соответствии с Уставом ООН и другими международными документами обратилась к сопредседателям МГ ОБСЕ за организацией переговоров для заключения мирного договора.
15 марта в интервью «Арменпресс» министр ИД РА Арарат Мирзоян заявил:
- Переговоры с Азербайджаном вокруг мирного соглашения должны проходить без предварительных условий.
- Обнародованные накануне внешнеполитическим ведомством Азербайджана 5 принципов и есть переданный Армении документ по нормализации отношений. Письмо, датированное 21 февраля, было передано армянской стороне только 10 марта.
- РА уже признала территориальную целостность Азербайджана, подписав договор о создании СНГ.
- Отмеченные в предложении пункты полностью не отражают всю повестку имеющихся проблем. Для армянской стороны принципиальным и основополагающим являются четкие гарантии прав и свобод армян Арцаха, окончательное уточнение статуса НК.
- Проблема НК для армянской стороны – не территориальный спор, а вопрос прав. Армянская сторона уже ответила на предложение Азербайджана в соответствии с этой позицией.
- Касательно делимитации границ и разблокирования транспортных инфраструктур в Азербайджане, все договоренности, закрепленные трехсторонними заявлениями от 9 ноября 2020 г., 11 января и 26 ноября 2021 г., должны быть полностью претворены в жизнь. «Мы даже вносили комплексные предложения по реализации этих договоренностей, такие как предложение о зеркальном отводе войск и введение международного механизма мониторинга, которые, однако, были отвергнуто азербайджанской стороной».
16 марта в Париже, в ходе министерской конференции Франкофонии, глава МИД РА Арарат Мирзоян представил действия Баку по созданию гуманитарного кризиса в НК. В частности,
- Мирзоян обратил внимание участников конференции на действия Азербайджана по эскалации ситуации в Южном Кавказе в условиях существующих геополитических реалий.
- Он представил действия Азербайджана, направленные на создание гуманитарного кризиса в НК, в частности, факты создания препятствий в восстановлении жизненно важных объектов инфраструктуры, взятия под прицел мирного населения, оказания психологического давления на население.
- Министр подчеркнул необходимость адресованной властям Азербайджана четкой реакции глав государств и правительств Франкофонии относительно необходимости воздержаться от попыток дестабилизации ситуации в регионе.
- Мирзоян также подчеркнул, что РА привержена всеобъемлющему и долгосрочному урегулированию нагорнокарабахского конфликта в рамках мандата сопредседателей МГ ОБСЕ и готова к переговорам без предусловий о мирном соглашении между РА и АР.
РА-НКР
16 марта председатель НС РА Ален Симонян принял членов комиссии НС НКР по вопросам науки, образования, культуры, молодежи и спорта.
Участники встречи обсудили вопросы, касающиеся безопасности НК, а также ситуацию, создавшуюся в НК в результате повреждения газопровода, из-за чего НК уже больше недели лишен газоснабжения.
Президент РА Ваагн Хачатурян также обсудил с арцахскими парламентариями актуальные проблемы НК. В частности, на встрече речь шла об углублении сотрудничества между РА и НК в сфере образования, науки и культуры.
ВЛАСТИ НКР
10 марта МИД НКР выступило с заявлением, в котором, в частности, отмечается:
- Политика официального Баку как всегда деструктивна. Подобное поведение грубо нарушает международное право и гуманитарные нормы. Это очередное проявление армянофобии. Они угрожают миру и стабильности региона, наносят удар по миротворческой миссии.
- Такое поведение – вызов цивилизованному миру. Оно не должно остаться без ответа, уверены во внешнеполитическом ведомстве.
10 марта Совбез НКР выступил с заявлением, в котором, в частности, отмечается:
- Агрессивное поведение Баку проявляется в виде обстрелов из стрелкового оружия и минометов боевых позиций АО НКР, расположенных на примыкающих к разным населенным пунктам территориях.
- Мишенью враждебных действий избрано мирное население, цель – посеять панику.
- Аппарат Совета безопасности в целях пресечения дальнейших провокаций сотрудничает с размещенным в Арцахе российским миротворческим контингентом. Предпринимаются безотлагательные меры с тем, чтобы вынудить противника соблюдать договоренности о прекращении огня.
- Распространяемые на азербайджанских информационных площадках сведения о том, что часть российского миротворческого контингента якобы вывозится из НК для дальнейшей переброски в Украину, не соответствует действительности. Миротворческий контингент РФ продолжает выполнять свою миссию, согласно положениям трехстороннего заявления от 9 ноября 2020 г.
- Ситуация полноценно контролируется властями НК и миротворческим контингентом РФ.
10 марта президент НКР Араик Арутюнян заявил:
- Авария на газопроводе и препятствование ремонтным работам имеют прямую связь с ситуацией на Украине. Азербайджан затягивает ремонт газопровода, пользуясь геополитической ситуацией. Азербайджану кажется, что занятость международных структур в связи с обострением российско-украинского конфликта позволит ему безнаказанно прибегать к подобным провокациям.
- Карабахские власти усиленно работают над предотвращением проблем в сфере безопасности и исправлением текущей ситуации.
11 марта НС НКР
- призвал сопредседателей МГ ОБСЕ, ООН и соответствующие структуры к оценке последних агрессивных действий Азербайджана. В частности, речь идет об усилившихся обстрелах в Мартунинском и Аскеранском районах НК, а также препятствовании ремонтным работам на поврежденном газопроводе.
- Подобная провокационная политика Азербайджана направлена в том числе на подрыв миссии и авторитета миротворческих сил РФ, дислоцированных в НК.
14 марта глава МИД НКР Давид Бабаян заявил:
- Озвученные Баку условия для мирного договора с Арменией не стали ни неожиданностью, ни сюрпризом: «мы иного от Азербайджана и не ожидали».
- Но тут имеются два момента. Во-первых, на эти предложения надо будет ответить контрпредложениями. Во-вторых, естественно, для нормализации отношений не может быть односторонних требований и односторонних уступок, потому что компромисс требует взаимных шагов, взаимных уступок.
- Однако есть темы, где уступок быть не может: Арцах не может быть признан частью Азербайджана. «Никто не имеет такого права. Ни один армянин, ни один нормальный человек не может признать Арцах частью Азербайджана. Это «красные линии», и мы никогда их не нарушим. И даже не предполагаем, что какая-либо власть в Армении может признать Карабах азербайджанским, даже думать об этом не хотим. Можно гипотетически, в страшном сне, представить, что кто-то может отказаться от Арцаха, какие-то люди, но чтобы государство, мать-Армения признала Арцах азербайджанским – это невозможно, я в этом уверен, так как было бы подписанием смертного приговора Арцаху».
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИЛЫ
БЛОК «АРМЕНИЯ»
10 марта на встрече с журналистами депутат НС РА от фракции «Армения» Армен Рустамян (АРФ) заявил:
- Ситуация на армяно-азербайджанской границе — вызов российским миротворцам.
- Азербайджан пытается воспользоваться украинскими событиями, ведь в НК безопасность обеспечивают в основном российские миротворцы. Но РФ не настолько занята на Украине, что не может контролировать ситуацию в регионе Южного Кавказа.
- Турецкоазербайджанский тандем пытается сделать все возможное, чтобы извлечь максимальную пользу из итогов 44-дневной войны 2020 г.
- Азербайджана желает видеть НК без армян, и они сделают все, чтобы последние покинули эти места.
- До тех пор, пока РА не восстановит свою боеспособность и не укрепит системы безопасности, армянское общество каждый день будет очевидцем фальшивости всех этих миролюбивых пожеланий — установление мира, создание поля для сотрудничества.
- Власти РА лишь вскользь коснулись того, что жители НК уже три дня сидят без газа. Подобное поведение властей РА, которые готовы принести в жертву всё ради так называемого мира, приведет к тому, что армянский народ встанет перед вопросом быть или не быть и лишится всего.
11 марта в беседе с Armenia Today депутат НС РА Артур Хачатрян (АРФ) заявил:
- РА, являющаяся гарантом безопасности НК, не выполняет своих обязательств, что побуждает Баку продолжать антиармянскую политику.
- На прошлой неделе фракция «Армения» обратилась к сопредседателю межпарламентской комиссии дружбы Армения-Арцах Алену Симоняну с предложением созвать в марте совместное заседание парламентов двух республик, однако предложение оппозиции пока не получило ответа. «Мы говорим о Фиджи или Якутии? Мы говорим об армянах, проживающих в Арцахе. Армения обязана обеспечить право этих людей на жизнь».
- Азербайджан, пользуясь поражением РА и слабостью ее нынешней власти, целенаправленно продвигает свою повестку и обязательно потребует новых уступок, касающихся в том числе предстоящего процесса делимитации и демаркации границ. «Чем ниже ты склоняешь голову, тем чаще по ней будут бить».
15 марта Верховный орган Армянской революционной федерации выступил с заявлением, в котором, в частности, отмечается:
- Непрекращающиеся провокации Азербайджана против мирного населения в НКР создали новые угрозы безопасности и гуманитарной ситуации. Оккупационные силы Азербайджана умышленно повредили газопровод, идущий в НКР из РА, препятствуют ремонтным работам по восстановлению подачи газа, вследствие чего, уже долгое время карабахцы лишены газа. Возникли проблемы с подачей электричества из-за нагрузки на сеть. Жизнь людей в Арцахе парализована, и жители находятся на пороге гуманитарного кризиса.
- Участились и приобрели систематических характер обстрелы мирных населенных пунктов Арцаха из крупнокалиберного оружия и провокации.
- Пользуясь случаем, Азербайджан пытается последовательно и всячески подрывать авторитет российской миротворческой миссии и достичь деарменизации Арцаха.
- Бездействие властей РА в отношении этого преступного поведения Азербайджана — крайне недопустимо, традиционно пассивное отношение международного сообщества – неприемлемо. Отсутствие соответствующего ответа поощряет политику Азербайджана по изгнанию армян из Арцаха и способствует усилению военно-политического давления на НК.
- АРФ выражает поддержку Арцаху и его народу, выступает с посланием к международным гуманитарным организациям и иностранным государствам с призывом осудить проводимую Азербайджаном политику этнической чистки и оказать давление на азербайджанское правительство с целью прекращения террористических актов против гражданского населения Арцаха.
- АРФ обращается к армянским организациям диаспоры и соотечественникам, участникам международной сети друзей Арцаха «Про Арцах», людям доброй воли и призывает их обратиться к своим правительствам с требованием, чтобы Азербайджан прекратил свои враждебные действия против мирного населения.
- В АРФ считают, что правительство РА обязано предпринять активные шаги для выполнения своих обязательств как гаранта безопасности народа Арцаха. НС РА должно незамедлительно созвать заседание межпарламентской комиссии РА-НКР для обсуждения и осуществления практических шагов по преодолению гуманитарного кризиса и военно-политической ситуации в НК.
БЛОК «ЧЕСТЬ ИМЕЮ»
14 марта зампредседателя Республиканской партии Армении Армен Ашотян на своей странице в фейсбук написал:
- У сопредседателей МГ ОБСЕ нет мандата на абстрактное армяно-азербайджанское урегулирование без вопроса Арцаха. Этот формат был создан для разрешения нагорнокарабахского конфликта.
- Заявление МИД РА вызывает множество вопросов, в том числе и связанных с реальным содержанием предложений Азербайджана, которые держатся в секрете от народа.
- Возникают вопросы: если Пашинян обратился к сопредседательству МГ ОБСЕ, то где здесь вопрос Арцаха? Есть такой вопрос в дипломатической повестке РА или нет? Если да, то, на каких принципах урегулирования. Если нет, то о каком армяно-азербайджанском мирном соглашеним идет речь без Арцаха?
КОНСТРУКТИВНАЯ ПАРТИЯ АРМЕНИИ
15 марта в беседе с АрмИнфо председатель Конструктивной партии Армении Андриас Гукасян выразил мнение, что:
- Обращение РА к МГ ОБСЕ «за миром» является ответом на требования Франции и США, которые были озвучены значительно ранее и сформулированы предельно четко — мирный договор между Арменией и Азербайджаном может быть подписан исключительно под эгидой МГ ОБСЕ.
- До последнего времени Ереван тянул с переговорами вокруг мирного договора с Баку под предлогом необходимости преодоления Арменией поствоенных проблем, с целью формирования условий, необходимых для обсуждения предлагаемой Азербайджаном повестки. Соответственно, данное обращение к сопредседательству МГ ОБСЕ уже говорит о готовности РА к переговорам исключительно в рамках формата, предлагаемого Францией и США.
- Гукасян выделил пункт о признании Ереваном Арцаха как части Азербайджана. С учетом того, что это являлось политической целью Баку на протяжении всего карабахского конфликта, ничего нового в предложениях азербайджанского МИД не содержится.
- С учетом текущего потенциала правительства РА, Гукасян совершенно не исключил реализации пункта документа, предусматривающего «взаимное признание суверенитета, территориальной целостности, нерушимости международных границ». Любое мирное урегулирование в первую очередь подразумевает необходимость принятия решения о собственном статусе народа Арцаха. Подобный процесс предусматривали практически все предложения МГ ОБСЕ. Заменить в этом процессе арцахцев Ереван не может. «И даже если Ереван по каким-то причинам вдруг решится приступить к реализации политики в направлении формирования правовых документов на основе платформы, пренебрегающей интересами и волеизъявлением арцахцев, ни во Франции, ни в США, ни в самой Армении поддержки это не получит. Такая политика может получить поддержку лишь в Азербайджане, Турции и, возможно, в России».
ЭКС-ОМБУДСМЕН РА АРМАН ТАТОЯН
16 марта бывший омбудсмен РА Арман Татоян заявил:
- опубликованное 15 марта опровержение МО РА относительно продвижения азербайджанских ВС в районе села Неркин Ханд в Сюнике не соответствует действительности.
- Азербайджанские военные около 2 недель назад примерно на 1 км проникли на территорию РА, в частности, на территории указанного села, разместив палатки. После этого азербайджанские военные начали с использованием техники строить дорогу к «своим новым позициям». Эти работы были приостановлены только в последние несколько дней из-за погодных условий.
- Жители села изначально знали о проникновение азербайджанцев, и в условиях отсутствия объяснений со стороны правительства люди оказались в состоянии неопределенности.
- В настоящее время азербайджанские военные расположены в месте, неприемлемом с точки зрения безопасности села и прав человека, держа село под непосредственным наблюдением.
- «Сегодняшнее заявление Минобороны заслуживает осуждения, часть суверенной территории Армении фактически уступается им Азербайджану».
КООРДИНАЦИОННЫЙ СОВЕТ РОССИЙСКО-АРМЯНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
14 марта КС РАО выступил с обращением к руководству РФ в связи с гуманитарной ситуацией в НК, в котором отмечается:
- в последнее время в НК участились обстрелы армянских сел, по вине азербайджанской стороны взорван газопровод, и население НК лишено газа и отопления, начались перебои с электричеством.
- азербайджанская сторона игнорирует все попытки российских миротворцев разрешить проблему мирными способами.
- власти Азербайджана, подталкиваемые турецкой и украинской сторонами, готовы, воспользовавшись военным конфликтом на Украине, создать новый очаг напряженности на Кавказе, чтобы отвлечь силы и внимание РФ, открыть т.н. «второй фронт».
- некоторые проазербайджанские силы в РФ предпринимают через СМИ попытки очернить РА, распространяют заведомо ложные информационные сообщения. Они умышленно «не замечают», что многомиллионная армянская диаспора РФ одна из немногих заявила о своей полной, твердой и практической поддержке политики президента РФ Путина по защите прав жителей ДНР и ЛНР.
- власти НК 22 февраля 2022 г. официально приветствовали признание ДНР и ЛНР со стороны РФ.
- В КС РАО призывают руководство РФ предпринять все необходимые действия, которые исходят от Заявления от 09 ноября 2020 г., а также соответствующих Указов Президента РФ, определяющих права и обязанности российских миротворческих сил в НК, для предотвращения гуманитарной катастрофы.
БЕЖЕНЦЫ ИЗ НК
16 марта группа беженцев из НК обратились к властям РФ. В обращение к послу РФ Сергею Копыркину, в частности, говорится, что Азербайджан в эти тяжелые для РФ дни готов уничтожить армян Арцаха, и реализации этих геноцидальных планов мешает только присутствие российских миротворцев. Беженцы обращаются к высшему руководству РФ с просьбой «пресечь доступ азербайжданских и др. террористов в город Шуши». Они просят установить КПП российских миротворцев на автодороге Карин Так-Шуши, которое «лишит неофашистских боевиков возможности беспрепятственно доставлять в Шуши оружие и боеприпасы и позволит взять под контроль возможные действия неофашистов в Степанакерте и других населенных пунктах Арцаха».
МЕЖДУНАРОДНОЕ СООБЩЕСТВО
АЗЕРБАЙДЖАН
12 марта в беседе с агентством «Анадолу» министр ИД Азербайджана Джейхун Байрамов заявил:
- Азербайджан направил Армении предложение из пяти пунктов по нормализации отношений и сейчас ожидает ответа от противоположной стороны.
- Были определены и предложены фундаментальные принципы. Все они являются принципами международных отношений.
- В число этих предложений входит и вопрос демаркации границ между двумя странами.
- «Азербайджанская сторона предлагала решить эти вопросы, но Армения всегда выдвигала предусловия. Предусловия для начала процесса неприемлемы. Должна быть создана группа двустороннего сотрудничества, и эта группа должна начать работу».
- Если армянская сторона хочет нормализовать отношения, она должна немедленно выразить свое отношение к этому предложению.
14 марта начальник управления пресс-службы МИД Азербайджана Лейла Абдуллаева заявила журналистам:
- 5 базовых принципов нормализации отношений между двумя странами были переданы несколько дней назад Еревану через посредников. Две страны могут заключить мирное соглашение на основе этих принципов путем проведения интенсивных, предметных и ориентированных на результат переговоров.
Этот пакет принципов включает:
- Взаимное признание суверенитета, территориальной целостности, нерушимости госграниц и политической независимости друг друга.
- Взаимное подтверждение отсутствия территориальных претензий государств друг к другу и юридическое обязательство не предъявлять подобные претензии в будущем.
- Воздерживаться от угрозы безопасности друг друга в межгосударственных отношениях, от применения угроз и силы против политической независимости и территориальной целостности, а также воздерживаться от шагов, не соответствующих целям Устава ООН.
- Делимитация и демаркация границы, установление дипотношений.
- Открытие транспорта и коммуникаций, налаживание других соответствующих коммуникаций и сотрудничество в областях, представляющих взаимный интерес.
ТУРЦИЯ
13 марта глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу заявил, что
- нет необходимости в участии третьей стороны в переговорах по мирному соглашению между Ереваном и Баку. «Азербайджан и Армения сами должны провести переговоры. Мы поддерживаем все шаги, которые могут быть предприняты между двумя сторонами».
- Идет также процесс нормализации отношений между Турцией и Арменией. Азербайджан также поддерживает этот процесс, и Турция координирует все свои шаги с Азербайджаном по этому вопросу.
- Анкара ожидает, что армянская сторона положительно отреагирует на мирное предложение Азербайджана.
ФРАНЦИЯ
10 марта на форуме «Амбиции: Армения-Франция» в Париже президент Франции Эмманюэль Макрон заявил:
- Происходящее в Украине не может не иметь последствий для РА и всего региона. Необходимо быть бдительными. «Одно событие не должно скрывать другое и в нынешней ситуации мы не должны забывать осень 2020 г., так как и здесь не все урегулировано, многое должно быть сделано».
- ЮНЕСКО должна принять участие в охране культурного наследия в регионе карабахского конфликта, без учета политических подходов. «Я поощрял президента Алиева и премьер-министра Пашиняна принять директора ЮНЕСКО, чтобы начать необходимый диалог. Сейчас все заблокировано в политическом плане. Я сделаю все, чтобы мы смогли устранить эти препятствия».
- Нужно сделать все как в двустороннем формате, так и в рамках МГ ОБСЕ для освобождения военнопленных, делимитации, разблокирования региона, чтобы мы смогли урегулировать вопрос НК. «Все это должно быть сделано в рамках стабильного мира».
15 марта в интервью радио «Азатутюн» посол Франции в Армении Анн Луйо заявила:
- Правительство РА на встрече в МИД РА с аккредитованными в РА послами и представителями международных структур обратилась с призывом к главам дипмиссий активизировать усилия по урегулированию нагорнокарабахского конфликта и разрешению создавшегося в Арцахе гуманитарного кризиса.
- Франция готова отреагировать на обращение РА в МГ ОБСЕ по мирному договору с Азербайджаном.
РОССИЯ
13 марта посол РФ в РА Сергей Копыркин заявил журналистам:
- Есть все предпосылки, чтобы не допустить серьезной эскалации в НК.
- Есть все возможности, чтобы решить проблемы мирно, путем диалога. РФ будет делать все для этого.
- Российская сторона внимательно следит за обстановкой и будет способствовать, чтобы запущенные ранее процессы урегулирования продолжались.
16 марта премьер-министр РА Никол Пашинян по телефону обсудил с президентом РФ Владимиром Путиным НК и мирный договор с Азербайджаном. Собеседники затронули выполнение трехсторонних заявлений, обращение РА к сопредседателям МГ ОБСЕ об организации переговоров по мирному договору.
Обменялись они и мнениями об армяно-турецком диалоге, региональных процессах, ситуации на Украине, обсудили предстоящий визит Пашиняна в Москву.
США
14 марта премьер-министр РА Никол Пашинян провел телефонный разговор с госсекретарем США Энтони Блинкеном. Стороны коснулись процессов на Южном Кавказе, ситуации вокруг НК и роста напряженности, отметили важность обеспечения стабильности и мира в регионе, подчеркнув необходимость всеобъемлющего урегулирования нагорнокарабахского конфликта в рамках сопредседательства МГ ОБСЕ.
Пашинян и Блинкен обменялись мнениями относительно демаркации и делимитации границы между Арменией и Азербайджаном, возможностей разблокирования коммуникаций в регионе, а также диалога между Арменией и Турцией.
Стороны также коснулись процессов на международной арене, в том числе ситуации в Украине.
КАНАДА
14 марта премьер-министр РА Никол Пашинян в ходе телефонного разговора со своим канадским коллегой Джастином Трюдо обсудил эскалацию напряженности вокруг НК и в целях обеспечения стабильности и мира в регионе подчеркнули важность всеобъемлющего урегулирования нагорнокарабахского конфликта в рамках сопредседательства МГ ОБСЕ.
Собеседники обменялись мнениями о происходящих на Южном Кавказе процессах, в том числе о возможностях демаркации и делимитации границы между РА и Азербайджаном, а также об армяно-турецком диалоге. Была затронута также ситуация в Украине.
СЕВЕРО-БАЛТИЙСКИЕ ГОСУДАРСТВА
15 марта вице-премьер РА Мгер Григорян принял посла Литвы Ингу Станите-Толочкиенне, посла Швеции Патрика Свенссона, посла Эстонии Рину Калюранд, посла Финляндии Кирсти Наринтвина и посла Норвегии Хелен Санд Андресен. В ходе встречи были обсуждены вопросы, связанные с урегулированием нагорнокарабахского конфликта в рамках МГ ОБСЕ, армянскими военнопленными, содержащимися в Азербайджане, делимитацией и демаркацией армяно-азербайджанской границы.
Собеседники обменялись мнениями о проводимой работе по разблокированию транспортных коммуникаций в регионе, а также о последних региональных событиях и их гуманитарных и социально-экономических последствиях для РА.
ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ
12 марта в рамках дипломатического форума в Анталье глава МИД РА Арарат Мирзоян обсудил с верховным представителем ЕС по иностранным делам и политике Жозефом Боррелем ситуацию с военнопленными в Баку и процесс нормализации армяно-турецких отношений.
В частности, Мирзоян коснулся темы незаконно удерживаемых Азербайджаном армянских военнопленных, постоянных нарушений режима прекращения огня и психологического давления на население НК. Он затронул также вопрос сохранения культурного и религиозного наследия в НКР.
14 марта секретарь Совбеза РА Армен Григорян обсудил со спецпредставителем ЕС по Южному Кавказу и кризису в Грузии Тойво Клааром ситуацию на армяно-азербайджанской границе и шаги по повышению уровня безопасности и стабильности на границе. Григорян представил ситуацию с безопасностью и гуманитарный кризис в НК.
Была подчеркнута необходимость начала процесса делимитации и демаркации границы между двумя странами. Собеседники подчеркнули важность всеобъемлющего и долгосрочного урегулирования нагорно-карабахского конфликта под эгидой сопредседательства МГ ОБСЕ.
15 марта премьер-министр РА Премьер Пашинян также обсудил с Клааром ситуацию на Южном Кавказе, в НК и рост эскалации. Они обменялись мнениями о делимитации и демаркации армяно-азербайджанской границы, разблокировании коммуникаций, диалоге между Ереваном и Анкарой. Собеседники подчеркнули необходимость урегулирования нагорнокарабахского конфликта в рамках сопредседательства МГ ОБСЕ.
АРМЯНО-ТУРЕЦКИЕ ОТНОШЕНИЯ
ВСТРЕЧА ГЛАВ МИД РА И ТУРЦИИ
12 марта на встрече в рамках дипломатического форума в Анталье главы МИД РА и Турции Арарат Мирзоян и Мевлют Чавушоглу подтвердили готовность к полноценному урегулированию отношений между Арменией и Турцией и установлению добрососедских отношений без предусловий. Стороны сошлись во мнении, что урегулирование необходимо всему региону и заявили о готовности содействовать работе спецпредставителей РА и Турции в этом процессе.
По словам Мирзояна, Ереван прилагает усилия для нормализации отношений с Турцией. «Мы вновь подтверждаем готовность двух сторон продолжать процесс по нормализации и установлению отношений, открытию границ без каких-либо предусловий».
ВЛАСТИ АРМЕНИИ
14 марта в интервью турецкому ИА «Анадолу» глава МИД Арарат Мирзоян заявил:
- В целом, население РА настроено на нормализацию отношений с Турцией. Это отражено и в опросах общественного мнения, хотя есть скептически настроенные группы. Должностные лица с обеих сторон должны взять на себя политическое лидерство для решения этих проблем.
- Люди уже пользуются прямыми рейсами из Еревана в Стамбул. Открытие границ окажет положительное влияние на сообщение между двумя странами, торгово-экономические отношения, контакты между людьми и стабильность в регионе в целом.
- Визит Мирзояна в Анталию и участие в дипломатическом форуме подтверждают волю армянского правительства наладить отношения с Турцией и открыть эру мирного развития в регионе. «Это первый визит высокопоставленного армянского чиновника в Турцию за последние 10 лет».
- В ходе встречи Мирзояна с Чавушоглу стороны обменялись мнениями по некоторым болезненным моментам, и Мирзоян надеется, что они будут учтены.
- Армения готова установить дипотношения с Турцией и открыть свои границы. «Я был рад услышать от Чавушоглу, что турецкое правительство придерживается того же курса. Сейчас, когда события в мире происходят очень быстро, мы не должны колебаться с конкретными шагами».
МЕЖДУНАРОДНОЕ СООБЩЕСТВО
ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ
14 марта спецпредставитель ЕС по Южному Кавказу и кризису в Грузии Тойво Клааром Тайво Клаар и посланник РА на переговорах с Турцией вице-спикер НС РА Рубен Рубинян обсудили нормализацию отношений между Ереваном и Анкарой. Рубинян также проинформировал о провокациях азербайджанской стороны и ее попытках оказать давление на мирное население НК, создавая искусственные проблемы в восстановлении жизненно важных объектов инфраструктуры.
РЕГИОНАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИЛЫ
БЛОК «ГРАЖДАНСКИЙ ДОГОВОР»
15 марта в интервью радио «Азатутюн» председатель комиссии НС РА по внешним связям Эдуард Агаджанян заявил:
- Азербайджанская сторона не готова начать процесс восстановления и строительства ж/д в регионе. Сейчас азербайджанская сторона заняла позицию, противоречащую раннему заявлению о том, что весь процесс открытия коммуникаций следует рассматривать в рамках одного пакета, согласно которому автомобильная и железная дороги должны быть открыты одновременно. Такая позиция Азербайджана прямо противоречит достигнутой ранее договоренности с участием третьих лиц.
- На встрече между премьер-министром РА Пашиняном, главой Европарламента Мишелем и президентом АР Алиевым была достигнута договоренность о том, что в первую очередь будет начат процесс восстановления и строительства железнодорожного сообщения. Но этот процесс не увенчался успехом из-за того, что азербайджанская сторона на данный момент заняла иную позицию. «Получается, что их позиция заключается в том, что весь процесс должен решаться в рамках одного пакета: шоссе и железной дороги, что прямо противоречит достигнутой договоренности».
- Зачастую на отдельных заседаниях, в которых также принимают участие третьи лица, со стороны Азербайджана озвучиваются позиции, заявления, идеи, которые прямо опровергают официальные заявления. «Это, конечно, как минимум не способствует формированию атмосферы доверия, предметного обсуждения и решения вопросов».
ЭКОНОМИКА
ЭКСПОРТ ТОВАРОВ ИЗ РА
В январе 2022 г. общий экспорт из РА в денежном выражении составил $249 млн долларов, что на 53% больше, чем в январе 2021 г. (тогда он составил $162,5 млн долларов).
- Доля РФ — 27,1% от общего объема экспорта (вместо 30,5% годом ранее), Китай — 14,5% (вместо 19,5%), Нидерланды — 9%, Швейцария — 9%, Ирак — 6%, Болгария — 6%.
- Доля ЕС в экспорте увеличилась, а ЕАЭС – уменьшилась. На страны ЕАЭС пришлось 28,2% от всего объёма экспорта, вместо 31,2% годом ранее, а на страны ЕС — 22,7%, вместо 17,1% годом ранее.
- В денежном выражении экспорт в страны ЕАЭС в январе 2022 г. по сравнению с январем 2021 г. увеличился на 39,3% — до 70 млн 680 тыс. долларов, а экспорт в страны ЕС увеличился вдвое — до 56 млн 530 тыс. долларов.
ДЕФИЦИТ ОСНОВНЫХ ПРОДТОВАРОВ В РА
11 марта глава Минэкономики РА Ваан Керобян заявил:
- Дефицит основных продуктовых товаров в РА нет.
- Минэкономики находится на постоянной связи с российскими партнерами, и даже в случае возможных экспортных ограничений в РА есть достаточные ресурсы.
- Правительство РФ пока не вводило ограничений на вывоз продовольствия. Поставки в РА идут в обычном режиме. Не стоит нагнетать панику и закупаться впрок.
14 марта глава Инспекционного органа продовольственной безопасности Георгий Аветисян заявил:
- Каких либо проблем с продовольствием в РА в течение ближайших 2-3 месяцев не будет.
- Вопросы продовольственной безопасности страны находятся в центре внимания всех соответствующих государственных структур.
- Ереван находится на постоянной связи с коллегами из РФ и других стран.
- Ведутся также переговоры с целью обеспечения продовольственной безопасности и в будущем.
16 марта председатель Комитета по государственным доходам Рустам Бадасян заявил:
- Санкции против РФ окажут негативное влияние на налоговые сборы в стране и товарооборот, поскольку основная торговля РА связана с РФ.
- В начале 2022 г. в РА были зафиксированы хорошие темпы экспорта, однако в силу колебания курса рубля произойдут определенные изменения в сторону его снижения.
- Повода для беспокойства о продовольствии в РА нет. Накоплены необходимые запасы продуктов первой необходимости. Перебоев с поставками продовольствия не возникнет, независимо от введенного руководством РФ запрета на экспорт определенной группы товаров.
- Не исключена возможность предоставления квот на определенный объем импорта, а также пересмотра таможенных тарифов на импорт из третьих стран, который сейчас обсуждается в формате ЕАЭС.
ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА
ПРЕЗИДЕНТ РА
13 марта в ходе инаугурации новоизбранный президент РА Ваагн Хачатурян заявил:
- Программы развития РА должны быть не только общегосударственными, но и общенациональными.
- Стране нужны перспективные программы развития, способность реально оценивать ситуацию, региональное сотрудничество.
- Важно обеспечить разделение властей, верховенство закона, свободные выборы, сменяемость власти.
- Прошедшие 30 лет были временем испытаний, достижений и потерь. В том числе человеческих, многие пали за независимость страны. Пришло время развивать систему безопасности и экономику.
- В послевоенный период нам нужны терпение, надежда, единство, чтобы вместе строить новую Армению и гарантировать безопасность Арцаха.
- Будущее Армении — в высокотехнологической экономике, возможностях и знаниях людей.
- Образование, наука и культура всегда были и остаются залогом успехов армянского народа.
ПРЕЗИДЕНТ НКР — АРФ
12 марта президент НКР Араик Арутюнян принял члена Бюро АРФ Давида Ишханяна и представителя ЦК АРФ НК Артура Мосияна.
Арутюнян выразил готовность полноценно сотрудничать с представителями АРФ. Дав высокую оценку роли АРФ в деле решения общеармянских проблем, он отметил важность усилий, направленных на эффективную реализацию потенциала структуры, подчеркнув свою полную готовность к сотрудничеству.
Собеседники обсудили вопросы, касающиеся внутренней и внешней политики НКР, существующих вызовов и процессов, происходящих в регионе и мире.
МНЕНИЯ
СТЕПАН ГРИГОРЯН
10 марта в беседе с АрмИнфо аналитик Степан Григорян выразил мнение, что:
- Визит премьер-министра РА Никола Пашиняна во Францию отражает и в очередной раз актуализирует необходимость поисков альтернатив в обеспечении собственной безопасности РА.
- Это обстоятельство получил дополнительную актуальность в свете недавнего подписания в Москве Декларации о союзнических отношениях между РФ и Азербайджаном. «Логика здесь проста. В случае очередной азербайджанской агрессии в отношении Армении и Арцаха в Москве уже вполне официально могут сослаться на данный документ — союзнические отношения уже и с Баку и предложить нам решать собственные проблемы с Азербайджаном самостоятельно».
- Московская декларация поставила крест даже на теоретическую возможность оказания РФ военной поддержки РА в случае очередной азербайджанской атаки. Сценарий, шансы на реализацию которого, на его взгляд, далеко не нулевые.
- А организовать собственную эффективную защиту от азербайджанской агрессии, подкрепленной деятельным турецким участием, РА не в состоянии. Это делает для Армении поиск альтернатив в сфере обеспечения безопасности безальтернативным. «Очередная война в одиночку с Азербайджаном и Турцией для РА совершенно подобной альтернативой не является. Такой альтернативой может стать подписание договора в сфере безопасности с Францией и США. Подобный документ автоматически сыграет роль механизма сдерживания Баку и Анкары от позывов к агрессии в отношении, как Армении, так и Арцаха».
РУБЕН САФРАСТЯН
11 марта в интервью АрмИнфо тюрколог Рубен Сафрастян выразил мнение, что:
- Резкие действия антироссийской направленности Турция предпримет лишь, убедившись в ослаблении РФ по итогам текущих событий в Украине. Пока что такого ослабления нет.
- Но на том же Южном Кавказе Турция действует руками Азербайджана. Отсюда все последние азербайджанские военные провокации на границе с Арменией и в Арцахе. И эти провокации будут продолжаться.
- Турецкая поддержка Азербайджану обусловлена его использованием Анкарой с целью реализации собственных региональных задач. А именно посредством Баку использовать итоги 44-х дневной войны с целью достижения собственной гегемонии в регионе.
- Первым препятствием на пути турецких экспансионистских планов являются российские миротворцы в НК. Следовательно, нельзя исключить азербайджанские провокации и в отношении российских военных с целью их вывода из НК.
- После подписания Московской декларации союзнические отношения с РА совершенно не стали для РФ идентичными отношениям с Азербайджаном. В отличие от реального военно-политического, стратегического характера союзнических отношений с РА, подписанный в Москве с Баку документ носит больше конъюнктурный характер и совершенно не соответствует реальному уровню отношений РФ и Азербайджана.
- Алиев пошел на подписание декларации с РФ под давлением Москвы и, конечно, с одобрения Анкары, став, с учетом наработанных связей азербайджанской элиты с российской элитой, своеобразной платформой сотрудничества в русско-турецком противостоянии.
- РФ, в свою очередь, совершенно не заинтересована в дестабилизации Южного Кавказа, особенно на фоне Украины. Москва пытается не допустить усиления Турции, в том числе посредством принуждения Баку к подписанию документа, ограничивающего возможности Анкары.
- Сафрастян не думает, что все это будет иметь долговременный характер. Через какое-то время Баку по призыву Анкары начнет делать шаги, противоречащие зафиксированным декларацией отношениям с Москвой.
СЕРГЕЙ МЕЛКОНЯН
11 марта востоковед Сергей Мелконян на своем ТГ-канале написал:
- Против РА и НК готовится военная провокация.
- Азербайджан на протяжении последних недель активно работает с общественным мнением. Например, активно закупается реклама постов в социальных сетях, направленных на формирование образа РА как предателя союзника. Основная цель подобной информационной работы-оправдать дальнейшие военные действия.
- Баку продолжает активно закупаться современным вооружением. Отсутствие ответной реакции со стороны Еревана прибавляет аппетит. Более того, реакция нового президента РА на обстрелы НК со стороны азербайджанских ВС (в ответ на обстрелы он заявил: «Ну и что? Ничего страшного!») говорит об отсутствии какой-либо политической воли защищать РА и НК.
- Основная политическая цель была заявлена многократно: Сюник. «Если кто-то думает, что в случае захвата Сюника «мировое сообщество» остановит Баку, то может вспомнить «озабоченность и сожаления» в период войны 2020 г. со стороны «цивилизованного мира».
- В последние дни Азербайджан прибег к обстрелу в направлении НК не только с помощью легкого стрелкового оружия, но и минометами. Можно говорить, что подобное наблюдается по всему периметру.
- Главное — фиаско армянской дипломатии. Главный союзник Еревана в области безопасности и экономики, РФ, повысила уровень отношений с Азербайджаном, который посягает на территориальную целостность РА.
- Рано или поздно Азербайджан и Турция военным путем предпримут попытку оккупации НК и Сюника. Главный катализатор сегодня — незавершенность российской операции на Украине. В сентябре 2020 г. уже знали о надвигающейся войне. В это время руководство в Ереване не проводило ни мобилизацию, ни переброску техники. Сегодня на фоне обострения ситуации на границе от властей слышны слова о готовности подписать мирное соглашение. Проблема в том, что Баку и Анкара хотят мирное соглашение только с оккупированным Арцахом и Сюником.
АЛЕКСАНДР ИСКАНДАРЯН
14 марта в беседе с ТГ-каналом “Новости-Армения” директор Института Кавказа Александр Искандарян выразил мнение, что:
- Возобновление переговоров в рамках МГ ОБСЕ —то, на чем Ереван настаивал. Насколько это будет действенно, куда и каким образом может привести, насколько Азербайджан будет по контенту соглашаться – это вопрос будущего. На сегодняшний день — это попытка возобновить взаимодействие в рамках МГ по вопросу нагорнокарабахского конфликта.
- Карабахская проблема существует, что бы там ни говорили в Баку. «Около 4% территории, которую Азербайджан считает своей, продолжает быть под управлением государства, которое Азербайджан не признает. На этой территории нет азербайджанских органов, там не действуют их законы, люди говорят на другом языке, пользуются другой валютой и т.д.». Это проблема, которую нужно каким-либо образом, как минимум, обсуждать, и есть вероятность, что эта проблема каким-то образом будет обсуждаться.
- Не исключено, что Азербайджан пытается затянуть время, чтобы дождаться удобного момента для повторной попытки решения вопроса военным путем.
В беседе с АрмИнфо Искандарян выразил мнение, что:
- Любой из возможных исходов войны в Украине чреват для РА, НК и для всего региона Южного Кавказа новыми вызовами и угрозами – и в случае победы РФ в войне с Украиной, и при сценарий, в рамках которого Украине удастся выстоять, что в ее случае уже будет равно ее победе, и при сценарии увязывания сторон в трясине войны, которая в этом случае превратиться для них в долгоиграющий позиционный конфликт.
- Последний сценарий будет сопровождаться еще большим, чем сегодня снижением внимания к южно-кавказскому региону со стороны уже не только Запада, но и РФ. Крупным игрокам будет просто не до Кавказа, что приведет к еще большей концентрации внимания в отношении региона основного регионального игрока Турции. Последняя перспектива в интересах союзнического Турции Азербайджана, соответственно, никак не соответствует интересам РА и НК.
- В Баку зондируют почву, проверяют реакцию, в том числе российских миротворцев. Проверяют стрельбой по военнослужащим ВС РА на границе, стрельбой по мирным жителям в Арцахе и т. д. До поры до времени в Баку от подобного зондажа воздерживались, предполагая, что война в Украине может закончится так же внезапно, как началась. И начали осторожно действовать, лишь убедившись в том, что война как минимум затягивается. В недалеком будущем, в случае реального ослабления российского влияния в регионе, Азербайджан может решиться опробовать в деле одну из открывающихся в этой связи возможностей. Азербайджанский зондаж начался с акций протеста против РФ у украинского посольства в Баку. Азербайджан — это не та страна в которой акции протеста гражданского общества могут носить стихийный характер.
- «Разворачивающаяся ситуация и главное ее возможные перспективы и дальнейшие сценарии ничего хорошего для нас не содержат. Соответственно, необходимо подготовиться к негативным сценариям. В первую очередь — самостоятельно, дипломатическими и военными методами, не возлагая особых надежд на кого-то другого».
САРО САРОЯН
14 марта в беседе с АрмИнфо аналитик Саро Сароян выразил мнение, что:
- Активизация Азербайджана на границе с РА и НК имела место исключительно в последние дни и эти провокации имеют политические причины. А война в Украине началась значительно раньше. С одной стороны, очевидно стремление Турции не нагнетать на этом фоне ситуацию и на Южном Кавказе. С другой стороны, по итогам 44-х дневной войны за последние полтора года ничто в регионе не происходило и не происходит без учета фактора РФ. «Обойти его просто невозможно». Соответственно, решиться на последние действия без учета фактора Москвы Баку просто не мог. Еще полтора года назад ни Анкара, ни, тем более, Баку никогда бы не решились на агрессию в отношении НК и РА без учета интересов РФ, молчаливого согласия Москвы. С тех пор что-то радикально в этом плане не изменилось.
- Все это свидетельствует о существенной представленности и мощи российской военной машины. Турецко- азербайджанский тандем не способен пойти на военную конфронтацию с РФ на фоне явного желания остального мира подобного сценария избежать. Никаких серьезных сдвигов в отношениях между Москвой и Анкарой не произошло, ситуативное партнерство продолжается.
- Соответственно, в основе внезапной самоуверенности Баку лежит не ослабление РФ, а стремление загнать РА в нарисованные Москвой рамки. А поводом для всего этого является парижская встреча премьера Пашиняна с президентом Макроном․
ВИГЕН АКОПЯН
14 марта в беседе с ТГ-каналом “Новости-Армения” политтехнолог Виген Акопян выразил мнение, что:
- У Армении и Азербайджана есть договоренности по переговорам. Принципиально была договоренность с Азербайджаном, что начнется мирный переговорный процесс. Просто власти РА пытаются осуществить все это в ином формате, а Азербайджан, в лучшем случае, предполагал, что мирный договор будет обсуждаться при посредничестве Москвы и Анкары, а не МГ ОБСЕ. Ереван пытается вовлечь МГ ОБСЕ в этот процесс под некоторым влиянием Запада, в частности, Франции.
- Обострение на линии соприкосновения в НК также имеет связь с переговорным процессом. Это давление, которым пытаются заставить РА быстрее определиться, войти в процессы.
- Азербайджан понимает, что сейчас тяжелые времена, при которых могут сформироваться новые правила игры. Не исключено, что как Азербайджан, так и Турция пытаются по возможности быстро, пока есть неопределенность и не установлены правила игры, выжать максимум из военной победы.
- Ереван попытается отделить вопрос территориальной целостности Азербайджана от статуса НК. Будет продвигаться тезис, что РА не имеет ничего против территориальной целостности Азербайджана, потому что вопрос НК –вопрос права на самоопределение.
- Вокруг вопросов по делимитации, демаркации и других вопросов стороны смогут прийти к некоему общему знаменателю несмотря на то, что РА пытается выиграть время, чтобы понять, куда движется мир, какие роли будут играть разные геополитические центры после столкновения Россия-Запад.
- РА с большей долей вероятности по всем вопросам, связанным с уточнением границ, будет соглашаться, а вокруг вопроса НК попытается основываться на предыдущих решениях МГ ОБСЕ, одним из пунктов которых было право на самоопределение. Вокруг этого вопроса согласия не будет, потому что для Азербайджана принципиально – будет ли Арцах признаваться его частью, или нет? «Если это так, то считаю, что у этого процесса весьма туманное будущее».
АРТЕМ ТОНОЯН
16 марта в беседе с Спутник-Армения иранист Артем Тоноян, выразил мнение, что
- Неважно, какие договоренности есть у Баку с Тегераном: Азербайджану нужен отрезок, который не будет контролироваться Ираном. Т.е., Баку все равно попробует получить «коридор» через Сюник.
- Сколько бы сейчас не строилось автомобильных и железных дорог в рамках подписанного Баку и Тегераном Меморандума о взаимопонимании, все они проходят через Иран.
- Этот меморандум является определенным месседжем для РА. Азербайджан показывает, что у него есть альтернатива, поэтому Еревану стоит поторопиться.
- Баку пытается надавить на Ереван путем лишения газоснабжения и запугиванием населения Карабаха, а также через турецкие каналы: недаром Анкара постоянно повторяет, что нормализация армяно-турецких отношений не может рассматриваться отдельно от отношений Баку и Еревана.
- Самому Ирану выгодно, чтобы сообщение с Азербайджаном проходило через его территорию. При этом Тегеран, однозначно, получил от Баку какие-то уступки в обмен на строительство новой дороги.
- Уступки могут касаться тендеров на строительство в оккупированных Азербайджаном районах Карабаха, о которых пока не говорится публично.
АРМЕН ПОГОСЯН
10 марта в беседе с Armenia Today председатель общественной организации «Ассоциация потребителей» Армен Погосян выразил мнение, что:
- 60% всего зерна РА импортирует из РФ или из ближайших к ней государств. Будучи небольшим государством, РА не в состоянии сама себя обеспечивать зерном, тем более учитывая потерю значительных территорий в НК.
- Последствия санкций в отношении РФ обязательно скажутся и на РА, в том числе и по линии цен на зерно. Рост цен на зерно в свою очередь приведет и к росту цен на хлеб.
КАРЛЕН ХАЧАТРЯН
11 марта на пресс-конференции экономист Карлен Хачатрян заявил:
- Санкции повлияют не только на российскую, но и мировую экономику.
- Возможные проблемы и рост безработицы в РФ негативно отразятся и на ситуации в РА. Они могут повлиять на доходы работающих в РФ армян и их семьи в РА. А это может привести к спаду внутреннего потребления. Нужно заняться и вопросом продовольственной безопасности РА.
- Российская экономика хоть и зафиксирует некий спад, но готова к атаке. Она накапливала инвалюту, растут международные цены на газ и нефть.
МЕРИ ОВСЕПЯН
11 марта на пресс-конференции экономист Мери Овсепян заявила:
- В 2022 г. экономика РФ может просесть от 6 до 10%, что не может не коснуться РА, поскольку РФ является ее главным торговым партнером.
- 1% снижения российской экономики может привести к проседанию экономики РА на 0,7%. Следовательно, экономика РА продемонстрирует в 2022 г. снижение в диапазоне от 4 до 6%.
ОВАНЕС АВЕТИСЯН
11 марта в интервью Armenia Today экономист Ованес Аветисян выразил мнение, что:
- Большая часть россиян приезжает в РА не для того, чтобы обосноваться здесь на постоянной основе, а с целью открыть банковские счета и бизнес – естественно, на бумаге.
- Поскольку РА и РФ находятся на одной и той же территории импорта и экспорта и для всех товаров действуют одинаковые тарифы, они, находясь в РФ, смогут осуществлять свои сделки по открытым в РА банковским счетам. Но налоги они будут платить в РФ. «Так что особых причин для воодушевления нет». Рассчитывать на какой-то «экономический бум» или просто экономический рост не приходится.
- Армянские инфраструктуры не готовы обеспечить экономический рост. Тот же жилфонд также является инфраструктурой, и рост цен на этом рынке фиксируется по той лишь причине, что эта инфраструктура не готова обеспечить альтернативное предложение.
- Большая часть прибывающих в РА россиян работает в сфере ИТ, и единственная цель их приезда в РА – возможность сохранить связи с зарубежными партнерами, что в РФ стало довольно проблематичным по причине санкций, введенных против нее из-за военных действий в Украине.
ГАГИК МАКАРЯН
12 марта в беседе с @SputnikArmenia глава Республиканского союза работодателей Армении Гагик Макарян выразил мнение, что:
- Рынок труда РА ожидают изменения в связи с увеличением потока приезжих специалистов.
- С одной стороны, увеличивается население страны, что обеспечит хорошую экономическую активность. С другой же — возникнут социальные проблемы для граждан Армении, в частности, серьезная конкуренция.
- Часть 400-тысячной армянской диаспоры Украины сейчас находится в Европе, и не все из них согласятся на статус беженцев, кто-то захочет приехать на родину, где будет дефицит рабочих мест и жилья.
- С этими проблемами столкнутся и представители российской диаспоры армян, выехавшие в РФ на заработки. Армянские мигранты в РФ заняты в основном в 3 сферах — общепит, торговля и строительство, каждая из которых пострадает ввиду санкций. А значит граждане РА приедут обратно домой.
- Сейчас в стране есть много свободных вакансий. Однако число приезжающих на временное проживание в РА может достичь такого масштаба, что экономика попросту не будет в состоянии обеспечить всех.
ОФИЦИАЛЬНАЯ ХРОНИКА
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
РОССИЯ
11 марта в рамках дипломатического форума в Анталье главы МИД РА Арарат Мирзоян рассказал главе МИД РФ Сергею Лаврову о нарушении режима прекращения огня со стороны Азербайджана. Они обсудили тему трехсторонних соглашений, возобновления урегулирования нагорнокарабахского конфликта под мандатом сопредседательства МГ ОБСЕ и процесса нормализации армяно-турецких отношений.
Стороны также обсудили ряд вопросов в контексте армяно-российского сотрудничества. В частности, была затронута тема дальнейшего укрепления союзнических отношений, повышения эффективности взаимодействия на ОДКБ, ЕАЭС, СНГ и других международных площадках.
11 марта посол РА в РФ Вагаршак Арутюнян и вице-премьер РФ Алексей Оверчук обсудили ряд вопросов, входящих в повестку дня Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству между РА и РФ, а также коснулись взаимодействия двух стран в рамках ЕАЭС.
Оверчук выразил удовлетворение многосторонним сотрудничеством между государствами, подчеркнув важность развития потенциала взаимодействия. Высоко оценив нынешний уровень армяно-российских отношений, посол Арутюнян отметил особую роль РФ в экономической жизни РА и ключевых вопросах региона.
ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ
10 марта в Париже премьер-министр РА Никол Пашинян провел неформальную встречу с председателем Европейского совета Шарлем Мишелем.
Собеседники обсудили различные вопросы повестки сотрудничества РА-ЕС. Была затронута ситуация вокруг НК.
Пашинян представил текущую ситуацию на армяно-азербайджанской границе и в НК и назвал недопустимыми провокационные действия Азербайджана в последние дни.
Стороны также обменялись мнениями о происходящих на международной арене процессах.
ОБСЕ
11 марта на встрече с делегацией во главе с представителем ОБСЕ по вопросам свободы прессы Терезой Рибейро премьер-министр РА Никол Пашинян заявил о прогрессе в сфере свободы СМИ в РА. В РА в последние годы в тесном сотрудничестве с европейскими партнерами было осуществлено множество демократических реформ, и эта повестка остается одним из приоритетов правительства.Пашинян обратил внимание на то обстоятельство, что в индексах авторитетных международных организаций Армения зафиксировала существенный прогресс.
Рибейро, в свою очередь, высоко оценила шаги правительства РА в сфере укрепления демократии. Она выразила готовность ОБСЕ содействовать процессу обмена опытом между журналистами, повышению их профессиональных умений. Была также подчеркнута важность тесного сотрудничества между правительством и гражданским обществом.
Интервью министра иностранных дел Армении Арарата Мирзояна информационному агентству «Арменпресс»
15 март, 2022
Вопрос: Министр иностранных дел Азербайджана вчера обнародовал, по их мнению, 5 принципов мирного договора, переданного Армении. Этот ли документ был передан Армении?
Ответ: Да, министр иностранных дел Азербайджана обнародовал переданные Армении предложения. Кстати, примечательно, что письмо, датированное 21 февраля, было передано армянской стороне только 10 марта.
Вопрос: Какова позиция армянской стороны относительно указанных предложений?
Ответ: Во-первых, важно подчеркнуть, что любые переговоры вокруг мирного договора должны проходить без предусловий.
Что касается самих предложений, то обе страны, по существу, еще 8 декабря 1991 года, совместно подписав «Соглашение О создании Содружества Независимых Государств», уже обоюдно признали территориальную целостность, и то, что не имеют территориальных претензий друг к другу.
Следует также отметить, что указанные в предложении пункты не полностью отражают всю повестку существующих проблем. Для армянской стороны принципиальным и основополагающим является четкое гарантирование прав и свободы армян Арцаха, а также окончательное уточнение статуса Нагорного Карабаха. Для нас нагорно-карабахский конфликт — не территориальный вопрос, а вопрос прав.
Как мы уже отметили, армянская сторона ответила на предложение Азербайджана соответственно указанной позиции.
Вопрос: В озвученных Азербайджаном предложениях затронут и процесс делимитации и демаркации границ между двумя странами, а также разблокирование транспортных инфраструктур в регионе. Как протекают эти процессы?
Ответ: Мы считаем, что договоренности, закрепленные в трехсторонних заявлениях от 9 ноября 2020 года, 11 января 2021 года и 26 ноября 2021 года, должны быть претворены в жизнь полноценно, и мы продолжаем быть последовательными в этом направлении. Как вы знаете, мы даже выступили с комплексными предложениями по претворению в жизнь этих договоренностей, к примеру, с зеркальным отводом войск и внедрением механизма международного мониторинга, которые, однако, азербайджанская сторона отвергла.
Вопрос: В каком формате Вы видите возможные переговоры по мирному договору?
Ответ: Ранее МИД Армении уже заявлял, что обратился к сопредседателям Минской группы ОБСЕ с просьбой организовать переговоры по мирному договору, основываясь на Уставе ООН, Международном пакте о политических и гражданских правах и Хельсинкском Заключительном акте.