×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/analitika/daydzhest-sobytiy-v-armenii-za-proshedsh/
Новости
26 апреля
25 апреля
24 апреля
 
Дайджест событий в Армении за прошедшую неделю
12:54 , 24 Сентябрь 2020
207
0

Обзор событий 17-23 сентября 2020 г.

 

 

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

Премьер-министр РА: стратегия развития РА до 2050 г

21 сентября премьер-министр РА Н. Пашинян представил стратегическое видение преобразования РА до 2050 г. Важнейшей идеей он считает изменение отношения к РА миллионов людей. Армения должна быть местом, куда бы стремились люди со всего мира, вкладывая инвестиции, реализуя бизнес, отдыхая и т.д.

Ключевой составляющей документа стали показатели, которых необходимо достигнуть к 2050 г. К указанному времени планируется: довести численность населения до 5 млн, создать 1,5 миллиона новых рабочих мест, преодолеть бедность, 20-кратно увеличить ВВП, 7- кратно увеличить среднюю зарплату, увеличить продолжительность жизни до 90 лет.

Ставится задача к названному сроку иметь самую боеспособную армию в соответствии с численностью населения, создать одну из 10 самых эффективных спецслужб мира, сделать обучение национальным образом жизни, в числе 200 лучших вузов мира иметь как минимум три армянских вуза.

Стратегия предполагает превращение РА в страну с высокотехнологичной экономикой и промышленностью. Ставится цель иметь в Армении как минимум 5 технологических компаний с капиталом в 10 млрд долларов и более, а также 10 тысяч действующих стартапов, удвоить площадь лесных массивов в республике, довести ежегодный приток туристов в Армению до 15 млн в год.

Страна, согласно авторам стратегии, к 2050 году должна завоевать 25 золотых олимпийских медалей, получить звание индивидуального чемпиона мира по шахматам, а сборная по футболу – получить медаль в чемпионате мира или Европы.

До 2050 г. со стратегической точки зрения выделяются 4 основные ценности:

  1. Армянская государственность: государственность — единственный инструмент, который позволяет принимать решения о своей судьбе. Долговечность армянской государственности — та практическая задача, которую мы должны решить.
  2. Образование: образование — единственный инструмент, краеугольный камень, с помощью которого мы сможем распознавать проблемы и находить их решения.
  3. Индивид: индивид — единственный субъект, который образует семью, которую мы считаем национальной ценностью, которая формирует общество, народ и государство.
  4. Труд: труд — единственный инструмент, позволяющий реализовать накопленный творческий потенциал. Правительство должно проводить такую политику, чтобы через образование, индивидуальные свободы и развитие люди имели возможность реализовать свой творческий потенциал через труд”.

Следующей идеологической основой являются национальные цели — вечность армянской государственности, высокая значимость гражданства РА, сохранение и развитие национальной и государственной идентичности армянского народа, сплочение всеармянского потенциала.

16 мега-цели Стратегии:

— образованный и способный гражданин, народ

— защищенная Армения

— эффективное и подотчетное управление

— здоровый и обеспеченный гражданин, народ

— многодетные и благополучные семьи

— правовая Армения

— массовый экспорт обрабатываемой продукции

— чистая и зеленая Армения

— разумное развитие территорий

— производящее и ответственное фермерство

— большая репатриация и интеграция

— связанная с миром Армения

— возобновляемая и общедоступная энергетика

— привлекательная для предпринимателей Армения

— наукоемкая Армения

— узнаваемая, уважаемая и гостеприимная Армения.

НС РА: недоверие министру ОНКС РА

17 сентября в НС РА прошло голосование по проекту фракций «Просвещенная Армения»и «Процветающая Армения» о выражении недоверия министру образования, науки, культуры и спорта РА А. Арутюняну. Проект был отклонен: «за» проголосовало 25 депутатов, «против» — 84.

Фракция «Мой шаг»

17 сентября премьер-министр РА Н. Пашинян выступил в поддержку министра образования, науки, культуры и спорта РА А. Арутюняна, пустившего шпильку в адрес лидера ППА Г. Царукяна. На своей странице в Facebook Пашинян написал, что согласен с Арутюняном: «Сначала приглашаешь иностранных женщин в церковь, чтобы показать ее. Потом, будучи сержантом полиции, на территории церкви участвуешь в групповом изнасиловании гостей и грабишь их. Затем занимаешься защитой национальных ценностей и национальной идентичности. Воистину «патриотическая» деятельность».

17 сентября в центральном офисе партии «Гражданский договор» прошла встреча с участием Пашиняна. Темой встречи было состояние экономики в условиях эпидемии коронавируса. По словам вице-спикера НС РА А. Симоняна, на встрече не обсуждалось вопросов о напряжении между правительством с ППА или какой-либо другой партией.

17 сентября депутат НС РА А. Памбухчян подал в отставку. Он отметил, что с согласия политической команды и по его же желанию продолжит государственную службу, но уже в исполнительном органе.

18 сентября на своей странице в Фейсбук Пашинян написал, что проанализировал и выделил все ошибки и достижения правящей партии. Он, в частности, привел несколько примеров, когда их осуждали, но они оказались правы. Например, в 2015 г., после осуществления конституционных реформ, оппозиция посчитала, что сложился хороший момент для свержения власти, но их партия не разделяла данной позиции. «И мы, несмотря на давление коллег, не стали присоединяться к этому процессу, который так и не достиг преследуемой цели».

В 2016 г., когда группа «Сасна Црер» захватила здание ППС полка, сторонники Пашиняна не раз отмечали, что ГД выступает за неприменение силы. «В наш адрес звучала критика, многие расценивали наш призыв как ошибку, так как в то время, когда стреляют и убивают, все те, кто выступал с миротворческими заявлениями, считались продажными людьми». Но в итоге, по его словам, после этих событий, требования об отставке С. Саргсяна были забыты и протесты затихли.

В 2017 г., когда ПГД признала результаты парламентских выборов, их обвинили в продажности. А когда Пашинян и его сподвижники начали свою борьбу с режимом Саргсяна в 2018 г., многие не понимали их.

Премьер отметил, что он и представители его партии должны выйти из так называемой «зоны комфорта», так как они находятся у власти не для этого. Их цель — вывести страну на новый уровень.

23 сентября в беседе с журналистами глава комиссии НС по вопросам обороны и безопасности А. Кочарян заявил, что, учитывая отсутствие в выражаемых главой ППА Г. Царукяном мыслях политического содержания, тем более, течения, ему – предпринимателю — следует вообще отказаться от какой-либо политической деятельности. По его словам, сегодняшняя повестка предусматривает, чтобы политикой занимались политики, а бизнесом бизнесмены. Он заверил, что с окончательным вводом запланированных изменений в действие, в виде соответствующего закона, в РА сейчас или на будущих выборах сформируется совершенно иная реальность. «Соответственно, на политическом поле будут действовать политические правила, а в бизнесе – бизнес-правила».

Попытки политической активности Царукяна и других он обуславливает их стремлением по возможности отстраниться от возбужденных в их отношении уголовных дел. Они прекрасно понимают, что в рамках закона о незаконном обогащении, в один прекрасный день следователь постучится и в их дверь.

По словам Кочаряна, уголовные дела с Царукяном в главной роли имеют множество ответвлений. Последние начинаются с автотрассы “Север-Юг” и продолжаются совершенно в ином месте, включая невыполнение связанных с госбюджетом обязательств. Парламентарий, в этом свете, особо отметил роль экс-суперминистра Гагика Хачатряна в обнищании РА с целью собственного обогащения.

На этом фоне, по мнению Кочаряна, было бы очень хорошо, если бы оппозиция подверглась смене поколений. Подобная обновленная оппозиция предъявила бы власти не фальсифицированную, а новую более обширную и содержательную повестку, понуждая избранную власть к формированию повестки соответствующего уровня. «Нам нужен оппозиционный партнер, способный дышать нам в затылок и тем самым поддерживать качество власти. К сожалению, подобных сил сегодня я не вижу».

Фракция «Процветающая Армения»

17 сентября на своей странице в соцсети Facebook глава ППА Г. Царукян написал, что настало время четко зафиксировать в Конституции, что «люди, имеющие серьезные психологические проблемы, не должны иметь возможности занимать высокие государственные должности», поскольку они ставят под угрозу страну и безопасность граждан.

В тот же день молодежное крыло ППА провело пикет перед зданием Минобразования, науки, культуры и спорта РА с требованием отставки министра. Участники не уведомили о ней Полицию, и после переговоров с правоохранителями, протестующие согласились ограничиться трехминутным пикетом, отложив в сторону, по просьбе полицейских, принесенные с собой в качестве атрибутов тыквы.

По мнению протестующих, Арутюнян проводит антиармянскую политику, в том числе путем изъятия из школьной программы предмета «История армянской церкви». Кроме того, по их словам, деятельность Арутюняна на министерском посту не соответствует развитию образовательных заведений. Участники заявили также, что премьер-министр Пашинян своей поддержкой Арутюняна содействует обесцениванию армянской церкви и национальных ценностей. Как было отмечено, уличная борьба будет продолжена до тех пор, пока министр не подаст в отставку.

ППА-АРФ-партия «Родина»

21 сентября пресс-секретарь ППА И. Тоноян сообщила, что 8 октября партии «Процветающая Армения», АРФ и «Айреник» на Площади Свободы в Ереване созывают общереспубликанский митинг. Три силы проводят совместные обсуждения, реализуют множество программ, и этот митинг также входит в число совместных программ.

Армянская Революционная Федерация

23 сентября в посольстве РФ председатель Бюро АРФ А. Рустамян и представитель ВО АРФ И. Сагателян провели встречу с ЧПП РФ в РА С. Копыркиным. В ходе встречи стороны обменялись мнениями по армяно-российским отношениям, внутриполитическим развитиям в РА, процессам вокруг РА и НК, посреднической миссии сопредседателей МГ ОБСЕ, событиям на Ближнем Востоке и другим представляющим взаимный интерес вопросам.

Арсен Джулфалакян

17 сентября экс-депутат НС РА от фракции «Мой шаг» А. Джулфалакян на своей странице в Facebook написал, что, посмотрев часть пресс-конференции министра образования, науки, культуры и спорта Арутюняна, касающуюся вопроса сложения им депутатского мандата, решил пригласить его на дебаты в прямом эфире, «чтоб окончательно закрыть данную тему, чтоб она не превратилась в политическое шоу». По его словам, возможно, память короткая, но министр должен был хотя бы знать, что существуют заявления/документы, выступления, видео и так далее. «Уверен, что после этого вряд ли найдутся люди, которые обвинят меня в том, что я не веду борьбу». При этом он отметил, что, предпочел бы провести дебаты через некоторое время, чтобы никто все это не связал с процессами, инициированными другими политическими силами.

АРЦАХСКИЙ КОНФЛИКТ

НКР

15 сентября на заседание Совбеза президент НКР А. Арутюнян заявил, что НКР готова к мирному урегулированию конфликта на основе определенных принципов:

  1. Власти НКР должны на полноправной и полноценной основе участвовать во всех этапах переговорного процесса,
  2. Суверенитет, независимость, территориальная целостность и безопасность НКР ни при каких обстоятельствах не могут ставиться под угрозу и становиться предметом торга,
  3. Без приоритетного признания факта реализации народом НКР права на самоопределение какой-либо вариант урегулирования конфликта не может стать предметом содержательного обсуждения между сторонами конфликта,
  4. Благодаря четким гарантиям, необходимо исключить попытки применения силы и угрозы силой в процессе урегулирования конфликта. В противном случае НКР готова нанести несоразмерный контрудар, а также перенести военные действия на территорию агрессора.
  5. В любом варианте урегулирования конфликта исключаются односторонние или же несоразмерные и неравноценные уступки со стороны властей НКР,
  6. Армянские беженцы и внутренне перемещённые лица должны быть полноправно вовлечены в урегулирование конфликта и смежные процессы вместе с азербайджанскими беженцами и внутренне перемещёнными лицами, а их проблемы должны получить единообразное и единовременное решение,
  7. Международное сообщество (в первую очередь ОБСЕ и страны-сопредседатели МГ) должно исключить обусловленные конфликтом и международным статусом РА нарушения и ограничения прав населения Арцаха (включая фактическую изоляцию от гуманитарных международных программ, касающихся прав человека).

МИД РА

В интервью газете «Al-Akhbar» глава МИД РА З. Мнацаканян, говоря о причинах недавних столкновений между РА и АР, отметил, что причин много, но основная причина в том, что это была новая попытка Азербайджана навязать односторонние уступки РА и НК путем применения силы и угрозы силой. Но «неверный расчет азербайджанской стороны показал, что их нынешние возможности не соответствуют их хорошо известным намерениям».

Говоря о роли Турции в разжигании конфликта, Мнацаканян отметил дестабилизирующую роль Турции не только на Южном Кавказе, но и во всех других соседних регионах. Он напомнил, что во время июльских боев Турция была единственной страной, которая односторонне поддерживала и подпитывала максималистские подходы Азербайджана. Эта поддержка сопровождалась очень агрессивным подходом к РА и армянскому народу:

Во-первых, Турция публично призывает Азербайджан занять более жесткую позицию в отношении РА и НК, открыто заявляя о своей поддержке, в том числе в военном плане.

Во-вторых, Турция выступила с милитаристской позицией против РА, инициировав широкомасштабные военные учения непосредственно на границе РА и НК, которые сопровождались очень провокационными действиями.

В-третьих, в АР продолжается наращивание военной мощи Турции, которая усиливает и расширяет свое присутствие в АР.

В-четвертых, есть информация о вербовке в Сирии иностранных боевиков-террористов с целью их переброски в АР.

Министр считает, что необходимо проявлять большую бдительность в поддержании и укреплении регионального мира и безопасности.

Говоря об обвинении Азербайджана в адрес России по поводу вооружения РА, Мнацаканян заметил, что РА и РФ — союзники, РФ также является основным поставщиком военной техники и вооружений в АР, поэтому эти обвинения не являются ни оправданными, ни искренними.

Фракция «Просвещенная Армения»

22 сентября глава фракции “Просвещенная Армения” Э. Марукян выразил уверенность, что в РА нет, и не было такой власти, которая могла бы пойти на неблагоприятное для армян решение в вопросе проблемы НК.

Он отметил, что в случае конкретного документа, в рамках которого будет предложено антиармянское решение, и если в РА будет правительство, которое пойдет на такое решение, это правительство будет отстранено от власти за несколько минут. По мнению депутата, окончательное решение арцахского вопроса, приемлемое для армянской стороны, пока еще далеко. “Рано или поздно переговоры будут возобновлены, потому что они не могут не возобновиться, следуя призыву международного сообщества”.

АРМЯНО-ТУРЕЦКИЕ ОТНОШЕНИЯ

МИД РА

23 сентября на министерской онлайн-встрече на тему «Сотрудничество, направленное на скорейшее осуществление Венского плана действий по достижению целей в области устойчивого развития развивающихся стран, не имеющих выхода к морю» глава МИД РА З. Мнацаканян заявил, что в течение трех десятилетий Турция сохраняет закрытой сухопутную границу РА, отказывая ей в праве на доступ к морю. «Эта средневековая блокада не может быть оправдана ни с точки зрения разума, ни с точки зрения международного права, поскольку она напрямую нарушает не только соответствующие международные конвенции, традиционное право, но и международные соглашения».

 

ПРАВО

Дело Владимира Гаспаряна

В рамках уголовного дела выявлен ряд обстоятельств воспрепятствования законной профессиональной деятельности журналистов со стороны бывшего начальника полиции В. Гаспаряна – он выругался в их адрес и угрожал расправой, опасной для их жизни и здоровья.

Узнав, что они занимаются своей профессиональной деятельностью, он потребовал прекратить это и, продолжив брань, оказал психологическое давление на журналистов, принуждая их удалить видео и отказаться распространять его.

На основании сопоставления полученных доказательств, экс-главе полиции РА было предъявлено обвинение статье УК о воспрепятствовании законной профессиональной деятельности журналиста. В его отношении в качестве меры пресечения избрана подписка о невыезде.

Дело Микаела Минасяна

Суд общей юрисдикции города Еревана удовлетворил ходатайство Комитета по госдоходам об аресте зятя экс-президента РА С. Саргсяна М. Минасяна.

Суд также удовлетворил ходатайство о применении ареста в качестве меры пресечения в отношении близкому Минасяну лицу Л. Аревшатян.

 

МНЕНИЕ

Роберт Кочарян о внешней политике Армении

Внешнеполитическая концепция

18 сентября на встрече с некоторыми армянскими экспертами экс-президент РА Р. Кочарян выразил мнение, что «люфт» комплементаризма сегодня сильно уменьшился и сейчас Армении нужна новая внешнеполитическая концепция, новая программа.

По его словам, в 1998-2008 гг. был блестяще использован тот момент, когда можно было интегрироваться в мир, сохраняя чрезвычайно хорошие отношения со своим стратегическим партнером, который также находился в таком процессе интеграции. И мы всегда друг с другом обсуждали и это, в какой-то мере был и вопрос синхронизации. Но теперь картина совершенно иная. «Сегодня власти должны суметь найти этот интеллектуальный потенциал, разработать программу, которая позволит вести корабль через этот шторм так, чтобы у страны не было проблем». Кочарян сомневается, что у нынешних властей есть такие умственные способности и такой опыт.

Конкуренция между силовыми центрами

По словам Кочаряна, конкуренция между Россией и Западом была всегда по разным вопросам и регионам, но вокруг карабахского конфликта «мосты не будут сожжены», и сопредседатели смогут в какой-то мере найти общий язык друг с другом. Он заметил, что, в отличии, например, Армении, Украина явно стремится в ЕС, и «если такие проявления будут со стороны Армении, то Армения также окажется в эпицентре этих противоречий». Сегодня, по его оценке, в Армении это делается гораздо мягче, скорее это попытка повлиять на подрастающее поколение, подготовить к возможному изменению вектора внешней политики в будущем. Но сегодня, по крайней мере, объявляется, что ничего не меняют.

Он убежден, что разногласия конкретно по процессу урегулирования карабахского конфликта не углубятся, но решение, которое потребует серьезных совместных шагов, также затруднится, потому что только переговорный процесс – это одно, совсем другой вопрос, когда вы приходите к какому-то решению и необходимо, например, обсудить, из каких стран будут миротворческие силы и в каком соотношении.

Он также считает, что турецкий фактор можно нейтрализовать лишь посредством активного участия РФ. «Это единственная страна, которая может эффективно это сделать. РФ входит в стадию, где увеличит свое влияние. Россия доказала, что ей нельзя навязывать политику с помощью санкций».

Арцахский конфликт и переговоры

Кочарян считает, что переговоры по урегулированию карабахского конфликта будут продолжаться, а вопрос в том, станут они эффективнее или нет. Он сам эффективности не видит. «Последнее заявление касалось так называемых субстантивных переговоров. В конце концов, это то, чего всегда требовал Азербайджан». По его словам, ни одна из сторон не захочет не участвовать в переговорах. «Они сядут за стол переговоров, но я не вижу, что они придут к какому-либо соглашению». А давление, по его мнению, может быть со стороны, поскольку этот формат и имеющийся у МГ ОБСЕ мандат предполагают убедить стороны прийти к окончательному урегулированию вопроса, но не принудить.

Однако, по его оценке, проблема в том, что у нынешних властей Армении нет позиции в этом вопросе. «Формула – найти такое решение, которое удовлетворит все стороны, – это не позиция, это доброе пожелание, скорее пропагандистский трюк». Ему вдвойне непонятно, когда Карабах говорит, что у нас с РА схожие подходы. «Сейчас в Армении нет подхода, позиции, нет какой бы то ни было модели, о которой общественность была бы в курсе… Если они схожие, то с чем схожи? С несуществующей позицией Армении?». А если у тебя нет четкой позиции, следующее предложение будет не в твою пользу, потому что «посредники очень чувствительны, и в переговорном процессе они стараются понять, какая сторона на какие уступки, в каком объеме, готова пойти. Если они не слышат от тебя четких подходов, они считают, что твоя позиция очень эластична, и эту эластичность можно использовать против тебя». Пусть говорят – упрямый, пусть говорят, что трудно с ним вести переговоры. «Сейчас вопрос не в личных симпатиях – нравишься ты или нет, ты решаешь национальную проблему, и если тебя больше беспокоит, что люди подумают о тебе в этот или следующий момент, то ты оказался не на той должности и занят не тем делом, у тебя не тот статус, который нужен».

По мнению Кочаряна, отождествлять Арцах с Арменией – это та красная черта, которую нельзя переступать, потому что, первое – это не одно и то же. Он заметил, что во время его президентства в Карабахе НК всегда был с Арменией партнерами, имели серьезные противоречия – вокруг возвращения Кельбаджара, освобождения Агдама и других районов.

«Были серьезные противоречия, но мы делали свое дело, а потом садились за стол переговоров, пытались найти грани, помириться, не враждовать, но не отказывались от своих далеко идущих целей лишь потому, чтобы наши отношения оставались хорошими». А сейчас Карабах превратили в подчиненного. «Мы теряем люфт для различных подходов в переговорном процессе». Приведение в статус подчиненного из статуса партнера наносит тяжелейший урон всему процессу и, кстати, безопасности Карабаха.

Решимость в переговорном процессе, экономические успехи, явное усиление армии, доведение отношений с РФ, особенно в военно-технической сфере, до более высокого уровня – все эти компоненты привели к тому, что посредники начали понимать, что нет мотивации быстро избавиться от Карабаха. Наоборот, есть мотивация удержать, усилить Карабах и, наконец, в будущем воссоединить с Арменией. «В таком случае, конечно, подходы меняются, потому что посредник хочет добиться успеха, но среди возможных вариантов. В 1999-2000-2001 годах для них просто уже не существовало другого варианта добиться успеха».

По словам Кочаряна, стороны никогда не были так близки к реальному продвижению в переговорном процессе, как в Ки-Уэсте. Но там Г. Алиев в последний момент отказался подписать готовый договор, и объявил об отказе именно там, когда Пауэлл открыл эту встречу. Для них это было сюрпризом. А согласно этому проекту, Карабах присоединялся к Армении. Уступка заключалась в том, что мы соглашаемся дать право суверенного пути в районе Мегри в виде туннелей-эстакад. Взамен открывались все дороги, коммуникации. В этом случае должна была быть открыта и дорога из Азербайджана в Нахиджеван.

По словам Кочаряна, отказ Алиева, как он сам сказал, был обусловлен негативной реакцией азербайджанских политических кругов. Ушел в отставку Вафа Гулузаде, Тофик Зильфугаров из его аппарата. Алиев сказал, что «недооценил чувствительность этого вопроса для народа и переоценил степень своего влияния».

По словам Кочаряна, другой вариант решения конфликта – общее государство, возник не у американцев, а у русских. Предложение озвучил Евгений Примаков. Это было похоже на американскую дейтонскую модель. Но, по словам экс-президента Армении, он ответил Примакову — ни да, ни нет. Кочарян был уверен, что Азербайджан вообще не будет обсуждать этот вопрос: семимиллионный Азербайджан должен согласиться на создание единого государства с Карабахом, имеющим 150 тысяч армянского населения. «Каждый по себе, и Карабах со 150 тысячами населения становится 50-процентным акционером другого государства. И нет никакой резолюции о применении силы, Азербайджан должен согласиться на добровольной основе». Кочарян сказал Примакову, что можно обсудить этот вопрос, если тот после вылета в Баку скажет, что Азербайджан готов обсуждать этот вопрос вообще. «Он сразу отправился в Баку, вернулся в Москву, позвонил оттуда, сказал, что категорически отказали, и тема была закрыта».

По мнению Кочаряна, решение, похожее на модель Дейтона, могло быть, если вспыхнет новая война, которая приведет к гуманитарной катастрофе. «Такое решение могли принять, например, в 1993-94 гг. по Карабаху, но тогда СССР только развалился, и на самом деле никто не понимал, что происходит… А когда нет четких представлений и неопределенностей много, решения обычно не принимают».

Кочарян также заявил, что Мадридские принципы — единственный международный документ, в котором четко прописано право армян Карабаха на самоопределение.

Он также отметил, что Карабах выбыл из переговорного процесса после Лиссабонского саммита 1996 г. «Этот формат просто выпал из переговорного процесса. А не я заменил там кого-то. Я продолжал эти встречи». По его словам, очень активный отдельный переговорный процесс начался в 1995 г. между советниками президентов РА и АР Ж. Липаритяном и В. Гулузаде. Этот процесс завершился лиссабонскими решениями, и тут Армения осталась просто одна. Было впечатление, что переговорщики с армянской стороны попросту не верили в то, что Карабах может быть признан как независимое государство.

Отметив, что сейчас есть три формата – работа МГ, визиты в регион и встречи с президентами Армении, Карабаха и Азербайджана и мониторинг на линии соприкосновения, Кочарян заметил, что Карабаха нет только в одном из них, и говорить, что в переговорном процессе Арцаха нет вообще, просто ошибочно. «Нужно ли возвращать Карабах за стол переговоров? Да, нужно. Согласится Азербайджан? Не думаю, что согласится. Но стремиться всегда надо».

Боеспособность армии

По убеждению Кочаряна, очень мало иметь лишь боеспособную армию. Это важно только в первый месяц. А через две недели все специалисты скажут: мы должны понять, есть ли у нас боеспособный резерв, достаточно ли у нас оружия и боеприпасов для пополнения? «В зависимости от интенсивности войны, мы должны понять, на каком уровне находится мобилизация страны с точки зрения управления».

Он считает, что залогом успеха армянской стороны в Карабахе была не только борьба народа, не только готовность сражаться, погибнуть на поле боя, но и 3 важнейших обстоятельства: армянская сторона раньше, чем Азербайджан, осознала, что СССР рушится. Сейчас мир тоже вступает в довольно сложный процесс, и здесь также нужна проактивная политика. «Есть ли сегодня в Армении этот интеллектуальный потенциал или нет? Видите ли вы сейчас проактивные шаги, с помощью которых мы стараемся опередить, правильно сориентироваться, не попадая в ловушки, может быть, рискуя, но продвигать наши национальные интересы в разумных рамках?».

 

Степа Сафарян

17 сентября в беседе с журналистами глава Общественного совета РА РА С. Сафарян выразил мнение, что совместная борьба экс-президентов РА Р. Кочаряна и С. Саргсяна против революции и его лидера Н. Пашиняна отнюдь не отменяет их застарелого соперничества между собой. Он считает, что Кочарян не может простить РПА сдачи власти революции, что завело в тупик не только РПА и Саргсяна, но и его самого и многих других. При этом, для Москвы Кочарян в сравнении с Саргсяном, по оценкам Сафаряна, является более приемлемым партнером, в первую очередь, учитывая, что, будучи президентом, Саргсян время от времени пытался противодействовать намерениям Кремля проглотить суверенитет РА или его самого, в отличие от Кочаряна, никогда и ни в чем не отказывавшего РФ в течение всех 10-ти лет своего президентства.

Информационный шум вокруг Кочаряна и Саргсяна глава ОС обуславливает наличием связанной с ними реальной повестки, повестки — исключительно уголовной, которую оба бывших президента всеми силами пытаются политизировать с целью собственной защиты, с целью «спасения собственной шкуры». Сафарян отметил, что новым политическим силам пока что не удается сформировать реальную альтернативную повестку по укреплению итогов революции. Соответственно, виновны в этом, а также в попытках Кочаряна и Саргсяна представить себя политиками, исключительно эти самые силы.

«Жоховурд»: власть vs. «Процветающая Армения»

Газета «Жоховурд» пишет, что власти во главе с председателем НС РА А. Мирзояном направили гонца к руководителю фракции «Процветающая Армения» Г. Царукяну, потребовав, чтобы несколько депутатов этой фракции – сам Гагик Царукян, Эдуард Бабаян, Давид Манукян, Вардан Гукасян, Геворк Петросян, Наира Зограбян, отказались от своих мандатов, чтобы конфликт с депутатами фракции «Мой шаг» и в целом с властями прекратился. Было отмечено, что хотя Н. Зограбян является политической фигурой, она также не соответствует требованиям нынешнего парламента и, как минимум, должна отказаться от должности председателя постоянной комиссии по защите прав человека и общественным вопросам. Однако ППА отклонила все предложения спикера парламента.

Однако Царукян ответил, что подобного не будет. В свою очередь, Мирзоян заявил, что другого варианта нет и в парламенте должны находиться люди, которые занимаются делом, политические фигуры, а эти депутаты не соответствуют этому образу.

Центр «Досье»: российские агенты в Армении (отклики)

На публикацию Центра «Досье» о российских агентах в Армении откликнулся глава Общественного совета Армении Степа Сафарян, которого в публикации представляют как прозападника. Он заявил, что в его окружении или среди его зарубежных знакомых нет человека по имени Светлана Максимова. Более того, он впервые слышит имена ее «кураторов» и никогда не встречался с ними. «А как они за мной «следят», ничего сказать не могу».

По мнению главы НПО «Объединение информированных граждан» Даниел Ионнисяна, СНБ РА должна возбудить дело на основе этой публикации по статьям о госизмене и шпионаже, а также изучить сотрудничество граждан РА и иностранцев со спецслужбами РФ во вред Армении. В число таких лиц входят бывшие главы СНБ Карлос Казарян и Артур Ванецян. СНБ, по его мнению, должна также выявить российских агентов в своих рядах.

Глава НПО «Интеграция и развитие» Арам Сафарян, который в публикации представляется как один из агентов России, категорически опроверг обвинения в свой адрес. Он заявил, что горд тем, что долгие годы способствует укреплению армяно-российских отношений и тем, что знаком со многими российскими общественно-политическими деятелями. Он заверил, что будет продолжать работать в этом направлении, чтобы не допустить ослабление стратегического союза между РА и РФ.

21 сентября в беседе с журналистами глава СНБ РА Аргишти Кярамян заявил, что эта статья сама по себе является сообщением о преступлении. И СНБ как правоохранительный орган, естественно, даст правовую оценку любым отраженным в этой статье фактам. Он отметил, что расследование уже начато. 

 ОФИЦИАЛЬНАЯ ХРОНИКА

 РА-НКР

18 сентября в МИД НКР состоялись отраслевые консультации между структурными подразделениями МИД НКР и РА. Делегацию МИД РА возглавлял генсек МИД В. Меликян, а делегацию МИД НКР — генсек МИД НКР С. Афиян. Руководители соответствующих подразделений обсудили вопросы, связанные с укреплением и углублением отраслевого сотрудничества между ведомствами.

В тот же день делегацию МИД РА приняли министр ИД НКР М. Маилян, ка также президент НКР А. Арутюнян.

 

МЕЖДУНАРОДНЫЕ НОВОСТИ

РА-Египет

В интервью газете «Al-Akhbar» глава МИД РА З. Мнацаканян, говоря об армяно-египетских отношениях, отметил, что стороны обозначили перспективы развития торгово-экономических отношений: IT, фармацевтика, творческое образование, сельское хозяйство и др. Особое место в повестке дня занимает обсуждение и сопоставление позиций по региональным процессам и вызовам.

Он также напомнил, что РА выразила полную поддержку намерению Египта присоединиться к зоне свободной торговли с ЕАЭС. «Мы считаем, что все стороны выиграют от более глубокого партнерства в рамках упомянутого соглашения. Поэтому мы стремимся к скорейшему завершению всех процедур подписания договора».

 



Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Читайте по теме

26 апреля 2024

Национальное собрание Армении получило запрос Совета Федерации РФ по поводу недавних высказываний спикера Алена Симоняна, сообщила Sputnik Армения его пресс-секретарь Нелли Гулян. Ранее в Испании на конференции председателей парламентов государств-членов ЕС армянский спикер обвинил Россию в организации «кампании угроз и дезинформации» против …

25 апреля 2024

  АРМЯНО-АЗЕРБАЙДЖАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ВЛАСТИ АРМЕНИЯ 18 апреля на встрече с жителями села Киранц премьер-министр РА Никол Пашинян заявил: процесс демаркации армяно-азербайджанской границы необходим для того, чтобы была создана граница, которая станет определенным гарантом безопасности. «Меня сейчас спросят: «Ты на 100% …

25 апреля 2024

Армения готова обсуждать вопрос закупки газа у Азербайджана, считает это позитивным, заявил спикер армянского парламента Ален Симонян. «Отношусь очень положительно, считаю, что это хорошо. Считаю, что мы должны обсудить этот вопрос», – заявил Симонян журналистам в четверг. По его словам, …


Ваш браузер устарел! Обновите его.