Обзор 30 ноября – 6 декабря 2023 г.
АРМЯНО-АЗЕРБАЙДЖАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
ВЛАСТИ
АРМЕНИЯ
30 ноября выступая на встрече СМИД ОБСЕ глава МИД РА Арарат Мирзоян заявил:
- Азербайджан при молчаливом согласии мира достиг своей давней цели – получить территорию НК без армян. После более чем девяти месяцев бесчеловечной осады 19 сентября Азербайджан осуществил очередное крупномасштабное военное нападение на народ НК, которое привело к массовому насильственному переселению коренного населения НК.
- Однако даже после того, как это было сделано, требования азербайджанской стороны не прекратились. Теперь вся суверенная территория РА стала мишенью Баку. Сочетание продолжающейся ненависти, военной риторики, применения силы и угрозы силы, отказ участвовать во встречах, организованных различными международными игроками, включая США и ЕС, показывает, что АР искренне незаинтересована в установлении мира и стабильности в регионе.
- РА все еще верит в возможность новой эры мира на Южном Кавказе и готова к переговорам с АР. Чтобы сделать эту возможность реальностью, необходимо взаимное искреннее участие АР и прочная поддержка международными акторами усилий, основанных на хорошо разработанных и известных принципах: взаимное признание территориальной целостности на основе Алма-Атинской декларации 1991 г. и без двусмысленности, делимитация госграницы между РА и АР на основе самых последних и легитимных карт Генштаба СССР 1974-78 гг., разблокирование всех транспортных и экономических коммуникаций на основе полного уважения суверенитета и юрисдикции стран, а также принципов равенства и взаимности.
- В процессе нормализации армяно-азербайджанских отношений существует также ряд гуманитарных вопросов, которые нельзя игнорировать. Освобождение всех армянских пленных и удерживаемых лиц, в том числе арестованных после 19 сентября, сотрудничество в выяснении судьбы пропавших без вести, а также защита армянского культурного наследия в НК и вокруг него могут проложить путь к прочному, справедливому и достойному миру.
6 декабря, представляя детали последней встречи Комиссии по вопросам демаркации армяно-азербайджанской госграницы и пограничной безопасности и Госкомиссии по делимитации границы между РА и АР, вице-премьер РА Мгер Григорян заявил:
- Делимитация будет долгим и сложным процессом. Есть взаимное понимание, что делимитация будет реализована исключительно на основании документов, имеющих правовое значение.
- Речь идет о работе с реальными топографическими картами, к примеру, карта 1975 г., которая состоит из 22 фрагментов, которые нужно изучить.
АРЦАХ
30 ноября в беседе с news.am советник президента НКР Владимир Григорян заявил:
- Самвел Шахраманян не ведет никаких переговоров с представителями Баку.
- «Нам самим интересно, откуда у Самвела Бабаяна такая информация?».
АРМЕНИЯ-АЗЕРБАЙДЖАН
30 ноября на границе между РА и АР состоялась 5-ая встреча комиссий по вопросам делимитации государственной границы под председательством вице-премьера РА Мгера Григоряна и заместителя премьер-министра АР Шахина Мустафаева. Стороны:
- продолжили обсуждение вопросов делимитации, рассмотрели ряд организационных и процедурных вопросов.
- предварительно согласовали текста Регламента организации и проведения заседаний и совместных рабочих встреч между комиссиями.
- договорились начать работу по согласованию проекта Положения о совместной деятельности комиссий, а также согласились интенсифицировать проведение встреч комиссий.
- договорились определить дату и место проведения следующей встречи комиссий в рабочем порядке.
АЗЕРБАЙДЖАН
6 декабря президент АР Ильхам Алиев заявил:
- У Баку нет планов оккупации территории РА, хотя его периодически в этом обвиняют». «Если бы мы хотели это сделать, то сделали бы. Я говорю об этом открыто и для нас это небольшая проблема».
- Однако Баку необходимы гарантии того, что Ереван в будущем не попытается взять реванш, «потому что мы знаем, что происходит в Армении. Мы также знаем, что у Армении много «советников» в некоторых европейских столицах. Мы бы хотели, чтобы между двумя странами не было войны, и в этом отношении должны быть гарантии».
- Алиев советует Еревану забыть об «оставшейся в истории НКР» и приступить к делимитации границы.
- Баку ждет от Еревана подтверждения территориальной целостности Азербайджана не декларациями, а подписями.
- Нет преград для возвращения армян в НК. «Их квартиры и дома в сохранности. Они могут вернуться в рамках законов Азербайджана». Одновременно он посчитал реальным возвращение также в «Восточный Зангезур» 140 тыс. человек к 2027 г.
- Первоначально армянская сторона пыталась включить в текст мирного договора упоминание о НКР, что было отвергнуто Баку и выдвинуто условие о взаимном признании территориальной целостности. «Если в текст включается вопрос об армянском меньшинстве в Азербайджане, то должен быть включен и вопрос об изгнанных из Армении азербайджанцах, которые также имеют право вернуться, и их права и безопасность должны также соблюдаться».
- Однако армянская сторона отвергла это, а после 19 сентября стало ясно, что в мирном договоре будет пункт о двух меньшинствах, или этого пункта не будет вовсе.
- Между Баку и Ереваном состоялось порядка 5-6 обменов комментариями по проекту мирного договора. Армения близка к принятию пяти базовых принципов по мирному договору. Последние свои комментарии Баку отправил 11 сентября. Алиев недоволен, что Ереван ответил на них лишь через 70 дней, хотя это документ максимум на 6-7 страниц и включает менее 20 статей.
МЕЖДУНАРОДНОЕ СООБЩЕСТВО
США
29 ноября в Скопье глава МИД РА Арарат Мирзоян встретился с госсекретарем США Энтони Блинкеном.
- Мирзоян заявил, что, несмотря на деструктивную позицию Баку и этническую чистку в НК, Ереван готов согласовать проект мирного договора. РА уже направила АР предложения по проекту мирного договора в соответствии с известными принципами, и в случае четкой приверженности к ним, можно будет согласовать проект и добиться существенного прогресса в этом направлении.
- Мирзоян коснулся также разработанного правительством РА проекта «Перекресток мира», подчеркнув важность ожидаемых в результате его реализации преимуществ для стабильности региона.
6 декабря президент АР Ильхам Алиев заявил:
- Американская миссия по мирному соглашению с РА осталась в стороне — «между Баку и Вашингтоном были стратегические отношения, и администрация Байдена их свела на нет. Мы не знаем, в чем причина. Мы сказали, хорошо, если высокопоставленные лица Азербайджана не могут посещать США, тогда как же наш глава МИД поедет туда?»
- Сейчас есть российское и европейское направления.
6 декабря, по итогам встречи с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым, помощник госсекретаря США по делам Европы и Евразии Джеймс О’Брайен написал в соцсети Х:
- Первая встреча с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым, где обсуждалось будущее американо-азербайджанских отношений, прошла в конструктивном духе.
- Установление прочного и устойчивого мира в регионе Южного Кавказа откроет исторические возможности.
6 декабря официальный представитель Госдепартамента США Мэтью Миллер заявил:
- «Мы никогда не говорили, что не собираемся продолжать сотрудничество с Азербайджаном». Прекращение дипломатических отношений с Азербайджаном противоречило бы интересам как США, так и мира и безопасности в регионе.
- США продолжают напрямую взаимодействовать как с АР, так и с РА, чтобы прояснить — например, в случае с Азербайджаном — что беспокоит США.
- В США обеспокоены недавней тенденцией задержания журналистов. «Мы также продолжаем взаимодействовать с ними, призывая их стремиться к прочному миру с Арменией».
РОССИЯ
5 декабря прошла встреча глав МИД РФ и АР Сергея Лаврова и Джейхуна Байрамова:
- Стороны обсудили армяно-азербайджанское урегулирование. Была подтверждена необходимость наращивания усилий по нормализации отношений между Азербайджаном и Арменией на основе комплекса трехсторонних договоренностей на высшем уровне 2020-2022 гг.
- Лавров заявил, что региональная платформа «3+3» обретает форму и является перспективной.
6 декабря официальный представитель МИД РФ Мария Захарова заявила:
- РФ приветствует встречу представителей РА и АР по вопросу делимитации границы, в ходе которой стороны согласовали организационные, методологические основы в рамках подготовки к процессу запуска практической работы по делимитации границы.
- Со своей Москва готова оказывать всяческое содействие в ходе непосредственной делимитационной деятельности, что предполагает предоставление необходимых картографических материалов.
- При наличии политической воли с обеих сторон можно было бы оперативно завершить работу по согласованию конкретных проектов и запустить предметную деятельность. Дальнейшее затягивание с выходом на договоренности в рамках трехсторонней рабочей группы будет работать против интересов стран региона, в том числе против интересов РА.
ИРАН
3 декабря в интервью Pars Today посол ИРИ в Азербайджане Аббас Мусави заявил:
- После «решения Азербайджаном вопроса с НК» на повестку дня ставятся различные нарративы о мире и прекращении огня на Кавказе. Однако западные страны пытались исключить Иран из уравнений региона и продолжить продвигать свои ложные нарративы, но эта дискуссия была снята с повестки дня с помощью ряда мер, реализованных на разных уровнях.
- Все признают несостоятельность нарратива о так называемом «Зангезурском коридоре». Вместо этого актуально соглашение о создании коридора «Араксская дорога» между Ираном и Азербайджаном. Оно представляет собой прекрасную возможность, которую следует реализовать с точки зрения национальной и даже международной повестки.
- Согласно соглашению между Ираном и Азербайджаном, железнодорожный мост будет построен через реку Аракс с инвестициями азербайджанской стороны. Этот мост будет построен параллельно Агбендскому мосту, который представляет собой дорогу через реку Аракс.
ОБСЕ
1 декабря в Скопье прошла встреча главы МИД РА Арарата Мирзояна и председателя ПА ОБСЕ Пии Лиисы Каумой.
- Мирзоян представил последние развития в процессе нормализации отношений с АР и основные принципы пакета предложений РА по проекту соглашения об урегулировании.
- Он отметил, что Азербайджан отказался участвовать в последних встречах на высоком уровне, которые позволили бы добиться определенного прогресса в результате обсуждений.
- Мирзоян также представил подробности разработанного правительством РА проекта «Перекресток мира», подчеркнув, что все заинтересованные стороны должны осознавать важность использования имеющихся возможностей.
На встрече с генсеком ОБСЕ Хельдой Шмид
- Нарушив основополагающие принципы Хельсинского Заключительного акта ОБСЕ, Баку не только подверг НК полной этнической чистке, но и продолжает подрывать усилия международных посредников, направленные на установление стабильности в регионе.
- Подобные нарушения, происходящие в атмосфере безнаказанности, поощряют применение силы или угрозу ее применения, и международное сообщество должно удвоить свои усилия по преодолению существующих вызовов.
- РА привержена нормализации отношений с АР на основе международно-известных принципов, однако для достижения позитивного прогресса важно одинаково искренне вовлечь все страны региона в реализацию мирной повестки дня.
- Представляя программу «Перекресток мира», Мирзоян указал, что ее преимуществами могут воспользоваться не только страны Южного Кавказа, но и страны региона в более широком смысле.
В свою очередь, глава МИД АР Джейхун Байрамов в ходе встречи со Шмид заявил:
- Ответственность за отъезд армянских жителей из НК несет РА и находившийся под ее контролем «сепаратистский режим».
- Шмид была проинформирована об «антитеррористических мероприятиях», осуществленных Баку в течение 24 часов в сентябре 2023 г. на фоне невывода Арменией своих ВС с территорий Азербайджана, вопреки обязательствам, взятым на себя РА.
ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ
5 декабря на 25-м форуме ЕС-НПО по правам человека верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель заявил:
- Военное вторжение Азербайджана заставило 150 тысяч человек покинуть свои дома в зоне нагорнокарабахского конфликта.
- Международное сообщество выразило сожаление, выразило обеспокоенность, направило гуманитарную помощь, но «это произошло с применением силы».
МИД Азербайджана выразил недовольство заявлением Борреля, отметив, что «подобные ложные заявления подрывают посреднические усилия ЕС и миссию президента Совета ЕС Шарля Мишеля в этом направлении».
АРМЯНО-ТУРЕЦКИЕ ОТНОШЕНИЯ
ВЛАСТИ
АРМЕНИЯ
30 ноября выступая на встрече СМИД ОБСЕ глава МИД РА Арарат Мирзоян заявил:
- Мирзоян напомнил о договоренности «открыть сухопутную границу для граждан 3-х стран и владельцев дипломатических паспортов из Армении и Турции».
- Это было подтверждено министром Фиданом во время двусторонней встречи 23 октября. Были даже названы четкие сроки, имея ввиду ближайшие недели.
- Ереван надеется на старт шагов по открытие армяно-турецкой границы в ближайшие недели.
АРМЯНО-РОССИЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
ВЛАСТИ
ДВУСТОРОННИЕ ОТНОШЕНИЯ
6 декабря в НС РА глава МИД РА Арарат Мирзоян, комментируя детали встречи с главой МИД РФ Лавровым в Скопье, заявил:
- На встрече произошло техническое недоразумение. Лавров посчитал, что инициатива встречи была со стороны постоянного представителя РА в ОБСЕ, в то время как, по данным Мирзояна, «это отнюдь не так».
- С РФ у РА всегда есть, что обсуждать. «Мы всегда с удовольствием используем подобную возможность для контактов». Повестка двусторонних отношений включает множество сфер и вопросов, также в региональных вопросах есть совпадающие или пересекающиеся интересы.
- На этот раз также министр ИД РФ представил свое видение последних событий и геополитических развитий. Армянская сторона же поделилась своим пониманием позиции РФ вокруг различных деликатных вопросов.
- Мирзоян назвал встречу эффективной.
ОРУЖЕЙНАЯ СДЕЛКА
4 декабря замминистра обороны РА Грачья Саркисян заявил:
- РА пока не получила заказанное оружие из РФ.
- Дело не дойдет до урегулирования ситуации в судебном порядке на международной площадке. «Проблема будет решена в рамках партнерских взаимоотношений».
6 декабря официальный представитель МИД РФ Мария Захарова заявила, что Москва приветствует настрой Еревана решить вопрос поставок вооружения в атмосфере партнерства․
ОДКБ
Представитель РА не участвовал во встрече дипломатов стран ОДКБ на полях СМИД ОБСЕ в Скопье 30 ноября.
Стало также известно, что спикер НС РА Ален Симонян и делегация НС РА не примут участия в выездном заседании Совета ПА ОДКБ и пленарном заседании ПА ОДКБ, которые пройдут в Москве 19 декабря.
5 декабря глава международного комитета СФ РФ Григорий Карасин заявил:
- Российские сенаторы регулярно общаются с армянскими коллегами и напрямую, и по видеоканалам, и через посольство, и речи о заморозке отношений нет.
- Решения делегации РА не приезжать на ПА ОДКБ воспринимаются «с чувством сожаления». «Мы бы хотели, чтобы они участвовали».
- При этом учитывается позиция Еревана, что страна остается членом ОДКБ.
В свою очередь, председатель постоянной комиссии ПА ОДКБ по вопросам обороны и безопасности Анатолий Выборный заявил:
- Представители РА поддерживали все решения, которые принимала ПА ОДКБ, отметив, что не знает каких-то обсуждавшихся, но не принятых инициатив армянской стороны.
- Поэтому, по всей видимости, здесь какое-то недопонимание, может быть, это в эмоции было сказано или в силу тех проблем, которые сегодня есть внутри государства.
- Не совсем понятно, о чем идет речь, когда звучат заявления о том, что ОДКБ якобы не выполняет каких-то обязательств. «Может быть, это связано с недопониманием некоторых людей, политических деятелей».
6 декабря замглавы МИД РФ Александр Панкин заявил:
- Неучастие РА в ассамблее ОДКБ не повлияет на создание системы ПВО.
- Физическая неявка армянской делегации на участие не сильно тормозит процессы согласования другими странами-членами принятия коллективных вот этих документов, к которым они во многих случаях и присоединяются.
ЗАДЕРЖКА ГРУЗОПЕРЕВОЗОК ИЗ РА
5 декабря в Москве глава Инспекционного органа по безопасности пищевых продуктов РА Армен Айрапетян и глава Федеральной службы ветеринарного и фитосанитарного контроля РФ Сергей Данкверт провели переговоры по проблемам, возникшим в процессе импорта грузов из РА в РФ.
- Айрапетян отметил, что последовательно реализуются все комплексные меры контроля, чтобы не допустить доставки грузов в РФ с нарушениями. Он гарантировал большую прозрачность и надежность фитосанитарной сертификации экспортируемой продукции для обеспечения прослеживаемости и безопасности поставляемой продукции.
- Данкверт заверил, что руководимое им ведомство проявляет одинаковое отношение при контроле любой растительной продукции, ввозимой в РФ, и принимает адекватные меры по каждому выявленному нарушению, независимо от страны-отправителя.
- В ходе встречи также обсуждалась проблема возобновления поставок молочной продукции армянских компаний в РФ.
6 декабря официальный представитель МИД РФ Мария Захарова заявила:
- Стороны ищут пути решения с поставками армянских продуктов в РФ через КПП «Верхний Ларс».
- Ряд представителей армянских властей посчитали политическим давлением, а ряд — не посчитали. Захарова посоветовала политикам, которые считают, что оказывается политическое давление, почитать армянские СМИ и задуматься, не оказывается ли давление на российскую сторону давление, путем оскорблений, распространения фейков и дезинформации. «Всегда стоит заглянуть в зеркало, прежде чем обвинять других».
- Кроме того, на днях, состоялись консультации по линии Евразийской экономической комиссии в рамках диалога профильных ведомств РФ и РА как раз по вопросам, которые возникли у армянских коллег вокруг пропуска грузов через «Верхний Ларс», а также поставкам армянской сельхозпродукции. Встречи носили предметный, конструктивный характер, обговаривался комплекс мероприятий с обеих сторон по поиску взаимоприемлемых развязок.
- «Существовали и существуют механизмы, которыми в случае возникновения проблем можно и нужно пользоваться».
РОССИЯ-ЗАПАД
6 декабря официальный представитель МИД РФ Мария Захарова заявила:
- «В очередной раз подсовывается фальшивка»: Захарова – о военном сотрудничестве Армении с Западом
- Москве «очень не хочется, чтобы народ Армении обманули западные, как бы, друзья».
- «Что касается Франции, этих бронемашин Bastion — это неликивид. Это очевидно даже из ситуации, разворачивающейся в контексте СВО. В очередной раз, к сожалению, народу Армении со стороны Запада подсовывается фальшивка. Потому что эта сборная солянка из военной техники производства разных стран никогда не способствовала повышению обороноспособности».
- Москва направляла приглашения странам на встречу в Москве и на полях многосторонних мероприятий в третьих странах. В Баку всегда подтверждали готовность к проведению переговоров, что не можно сказать об армянских партнерах. «Возможно, они считают, что их новые советчики из Вашингтона, Парижа, Брюсселя смогут предложить что-то поинтереснее, получше, поэффективнее. Думаю, что всегда нужно смотреть на предыдущий опыт и на опыт соседей».
- Посиделки под эгидой ЕС в том числе в Праге и в Брюсселе привели к сентябрьским событиям в НК. Ведь это же были именно западники, с подачи которых в соответствующих документах ни единым словом не были упомянуты вопросы прав и безопасности карабахских армян. «Кто-то об этом вспоминает, когда вновь хочет доверится западным советчикам?».
РЕГИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
ВЛАСТИ
АРМЕНИЯ
5 декабря в ходе конференции «Новые региональные реалии и «Перекресток мира» в Ереване глава Аппарата премьер-министра РА Араик Арутюнян заявил:
- В переговорах по разблокированию транспортных инфраструктур на Южном Кавказе Ереван руководствуется принципами всеобъемлющего, инклюзивного и недискриминационного использования региональных маршрутов, полного уважения суверенитета и юрисдикции стран, видением построения благополучного будущего для всех сторон региона.
- Именно с этим осознанием правительство РА разработало и представляет концепцию «Перекрестка мира» как важную часть мирной повестки. Ключевой смысл этой концепции — развитие региональных коммуникаций путем строительства новых автомобильных, железных дорог, трубопроводов, линий электропередачи, реконструкции и эксплуатации старых.
- Цель проекта — восстановить важную роль региона в обеспечении беспрепятственного распространения в контексте глобального взаимодействия Север-Юг и Восток-Запад. Новые возможности перемещения товаров и людей, в свою очередь, дадут дополнительные гарантии безопасности и стабильности, а также серьезные предпосылки для экономического роста всех стран региона.
- РА готова инициировать практические шаги по воплощению в жизнь «Перекрестка мира». Ереван рассчитывает на активную поддержку всех международных партнеров в реализации этой региональной инициативы.
- Исторически Армения всегда находилась на перепутье, соединяющем север с югом и запад с востоком, и отсюда вытекали политические, экономические и культурные особенности. Но и сегодня, исходя из своего географического положения, Армения готова служить связующим узлом такого взаимодействия. Будучи страной, не имеющей выхода к морю и на протяжении почти 30 лет находящейся в блокаде со стороны двух своих соседей, Армения хорошо осознает важность полноценной жизнедеятельности региональных транспортных узлов.
Замминистра ИД РА Мнацакан Сафарян заявил:
- РА может стать мостом между Индией, Ираном и странами ЕАЭС.
- РА стремится к развитию традиционно добрососедских отношений с Ираном, предпринимаются активные шаги по наращиванию экономического компонента в двусторонних отношениях, в том числе, и в рамках многостороннего сотрудничества. Ереван отмечает важность совместных усилий в реализации программ, направленных на развитие региональных грузоперевозок, инфраструктур, транспортных коммуникаций, а также представляющих взаимный интерес проектов в сфере энергетики. Иран является четвертым по объемам товарооборота партнером РА, и важнейшим транзитным направлением для грузоперевозок в сторону Азии и Ближнего Востока.
- Открытие границ с Турцией также может сыграть решающую роль. Уже достигнута договоренность об открытии границ для граждан третьих стран, обладающих дипломатическими паспортами. Ереван надеется на то, что в ближайшем будущем этот существенный шаг будет претворен в жизнь.
- РА всегда проявляла интерес к культурному наследию Индии этой страны. За последние три года связи начали развиваться ускоренными темпами, особенно, когда речь идет о политическом диалоге. Развитие отношений между Ереваном и Нью-Дели является одним из внешнеполитических приоритетов РА.
- Недавно был запущен новый формат сотрудничества между Арменией, Ираном и Индией. В апреле текущего года прошли первые переговоры представителей МИД трех государств, в ходе которых обсуждались экономические проблемы и пути их решения, а также направления углубления сотрудничества в сфере культуры.
Замглавы Министерства территориального управления РА Кристина Галечян заявила:
- В РА вскоре начнут строительство участка Каджаран-Мегри в рамках проекта «Север-Юг». Это позволит улучшить инфраструктурные мощности на юге страны в соответствии с международными стандартами.
- На 2024 г. запланировано строительство 7-километрового тоннеля в Мегрийском хребте, а также на участке Сисиан-Каджаран.
ИНДИЯ
5 декабря в ходе конференции «Новые региональные реалии и «Перекресток мира» в Ереване ЧПП Индии в РА Нилакши Саха Синха заявила:
- Индия будет сотрудничать с РА в сфере обороны. В сотрудничестве с какой-либо страной в сфере обороны подразумевается не только техническое сотрудничество, но и наращивание потенциала. «Мы продолжим это взаимодействие».
- «Перекресток мира», инициированный Арменией, является «хорошим проектом». Она выразила надежду на то, что ему, наконец, удастся принести мир в регион.
- Сотрудничество играет ключевую роль в вопросе стимулирования экономического развития и благополучия. Индия поддерживает все инициативы, направленные на расширение взаимодействия. Если связи между соседями укрепляются, если они успешны, это обязательно приведет к облегчению жизни людей и, как следствие, к экономическому развитию и благополучию.
ИРАН
5 декабря в ходе конференции «Новые региональные реалии и «Перекресток мира» в Ереване посол ИРИ в Армении Мехди Собхани заявил:
- Транспортный коридор из Индии через ИРИ и РА станет надежным путем на север и в Европу.
- Это застрахует страны от воздействия внешних факторов.
ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА
АРМЯНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОНГРЕСС
2 декабря на пресс-конференции замглавы АНК Левон Зурабян заявил:
- ЦИК РА управляется правящей партией «Гражданский договор» в тесном сотрудничестве со следственными и карательными органами. Это даже военно-карательная кампания, поскольку к ней присоединился глава МО Сурен Папикян, который лично координирует давление, зачастую используя ресурсы МО и армии.
- Первому президенту РА Левону Тер-Петросяну не поступало предложение о назначении экс-омбудсмена РА Армана Татояна главой временного правительства. «Никто с подобным предложением не обращался к первому президенту».
- Власти РА заняли аморальную позицию в отношении Рубена Варданяна и остальных бывших лидеров НК, оказавшихся в бакинских тюрьмах. Армянское руководство фактически бросило на произвол судьбы этих людей, не делая ничего для их освобождения и не предъявляя никаких требований к азербайджанским властям. «Пашинян и Алиев работают в одной команде и делают одно дело. Пашинян арестовывает своих политических соперников в Армении, а Алиев делает свою часть дела».
ИНИЦИАТИВА «СВОБОДНЫЙ АРЦАХ – АРМЯНСКИЙ РЕФЕРЕНДУМ»
4 декабря соучредитель инициативы «Свободный Арцах – Армянский референдум» Аветик Чалабян на митинге сторонников движения у здания НС РА заявил:
- Право народа НК на самоопределение крайне важно сохранять для того, чтобы в свое время смогли вернуть Арцах.
- Он призвал армянский народ проявить стойкость, не отказываться от собственных прав, Родины и имущества. Необходимо собраться с силами и вернуть Арцах, который по закону принадлежит армянскому народу. Даже если арцахцы временно, в силу обстоятельств находятся в Армении, нужно сделать все, чтобы они могли вернуться и вновь стать хозяевами Арцаха. «Наше движение добивается именно этого».
- Если парламентская фракция «Гражданский договор» отказывается голосовать за представленный законопроект, то она фактически голосует против плана своего правительства. Голосуя против плана своего правительства, она объявляет свое правительство незаконным. Правительство становится нелегитимным.
- Следующей проблемой инициативы должно стать это правительство, которое обмануло своих избирателей, в каком-то смысле осуществляет захват власти, дает обещания во время выборов, а делает прямо противоположное. «Это правительство ставит себя вне закона, и наша задача должна состоять в том, чтобы избавиться от этого правительства».
В тот же день на заседании комиссии НС РА по государственно-правовым вопросам в НС РА прошли обсуждения законопроекта инициативы «Айакве», предусматривающий криминализацию любых действий от имени РА, признающих Арцах частью другого государства и принижающих значение Геноцида армян.
Депутат от правящей фракции «ГД» Геворк Папоян заявил:
- Принятие законопроекта закроет Армении путь к миру и приведет к плохим временам
- Проект равнозначен тому, если бы третья страна объявила одну из областей РА своей неотъемлемой частью. «Смирился бы с этим решением Ереван? Нет, он способствовал бы его отмене».
Глава комиссии Владимир Варданян призвал голосовать против одобрения законопроекта и включения его в повестку НС РА. По его словам, в проекте не соблюден принцип правовой определенности, а регламент не дает возможности отложить рассмотрение законопроекта на два месяца, если комиссия не одобряет его.
Депутат от фракции «Армения» Арцвик Минасян заявил:
- Армения на протяжении веков несла лишения из-за подобных размышлений.
- Умалчивание любого вопроса дает повод противнику требовать и хотеть большего: постоянные уступки приводят к тому, что противник только пользуется этим, а его аппетит лишь растет.
- Он заявил, что регламент дает право отложить рассмотрение проекта на два месяца и внести изменения. А предложенные им изменения были отклонены.
В итоге законопроект инициативы «АйаКве» был отклонен парламентским большинством, с примечанием о том, что оппозиционные депутаты считают, что голосование было проведено с нарушением регламента.
5 декабря НС РА отказался включать в повестку заседания законопроект о криминализации признания НК в составе третьего государства. Против проголосовали 57 депутатов, поддержали проект 26 депутатов.
ФРАКЦИЯ «ЧЕСТЬ ИМЕЮ»
5 декабря секретарь фракции «Честь имею» Тигран Абрамян заявил:
- Тема удерживаемых в Баку армянских пленных не входит в повестку властей РА. Она нужна была им только в предвыборный период.
- Провозглашенные властями так называемые формулы мира явно обошли стороной удерживаемых в Баку около 60 пленных. «Для кого-то мир – это предвыборное обещание, как и другие пункты предвыборной программы, которые так и не были реализованы. Для другого, а данном случае Азербайджана – средство удовлетворения территориального аппетита».
- Он напомнил слова премьера РА Пашиняна в предвыборный период, что «удерживаемые в Баку наши соотечественники простят нас за пребывание в плену дополнительные пару месяцев. Но не простят, если во имя их свободы мы уступим нашу независимость и суверенитет». Уже вместо пары месяцев прошло больше двух лет, пленные все еще в тюрьме, а их свобода и независимость – принесены в жертву.
ОФИЦИАЛЬНАЯ ХРОНИКА
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
РОССИЯ
30 ноября в Скопье прошла встреча главы МИД РА и РФ Арарата Мирзояна и Сергея Лаврова.
- Мирзоян представил позицию Еревана по политике Москвы в двусторонней и региональной повестке дня.
- Министры обсудили сотрудничество в общих интеграционных объединениях.
- Лавров подтвердил готовность содействовать нормализации армяно-азербайджанских отношений, включая выход на заключение мирного договора между Ереваном и Баку.
5 декабря Русский дом в Армении вместе с Министерством экономики РА и фондом «Центр стратегического развития» запустил Агрошколу «Будущие лидеры села» в селе Вананд в Армавирской области РА.
ИРАН
В ходе встречи замминистра экономики РА Нарека Тертеряна с заместителем дорог и градостроительства Ирана, исполнительным директором Организации портов и судоходства ИРИ Али Акбаром Сафаи была достигнута договоренность о подписании Меморандума об отраслевом сотрудничестве, который позволит армянской стороне использовать иранские порты. Иранская сторона выразила готовность обеспечить армянским компаниям выгодные условия для использования иранских портов.
ТУНИС
В рамках рабочего визита в Тунис 5-6 декабря замминистра ИД РА Ваан Костанян встретился с министром ИД, по делам миграции и тунисцев за рубежом Туниса Набилем Аммаром, а также состоялись первые армяно-тунисские политические консультации.
- Стороны обсудили двусторонние политические и экономические отношения. Были достигнуты договоренности об углублении сотрудничества в сфере образования, культуры, туризма, гражданской авиации, здравоохранения, высоких технологий и других областях, представляющих взаимный интерес.
- Стороны также коснулись вопросов, касающихся региональной и международной безопасности.
- Костанян представил видение и шаги правительства РА в контексте достижения стабильности и мира на Южном Кавказе, проект «Перекресток мира», предпринимаемые правительством Армении по обеспечению прав людей, насильственно перемещенных в результате этнической чистки НК.
- Стороны подписали Меморандум о политических консультациях между внешнеполитическими ведомствами РА и Туниса, а также Соглашение об отмене визового режима для владельцев дипломатических паспортов.
США
5 декабря секретарь Совбеза РА Армен Григорян встретился с вице-заместителем секретаря по обороне США Лаурой Купер.
- В ходе встречи собеседники подчеркнули необходимость обеспечения стабильности региона Южного Кавказа.
- Стороны обменялись мыслями по поводу реализации двусторонних совместных программ, подчеркнули важность сотрудничества в рамках миротворческой деятельности и углубления взаимодействия между ВС двух стран.
- Взаимно подчеркнули важность работы, направленной на повышение демократического управления и подотчетности ВС РА.
Григорян встретился также с советником президента США по национальной безопасности Джейком Салливаном.
- Собеседники обсудили вопросы, представляющие взаимный интерес в сфере безопасности и экономики.
- Обсудили также ситуацию региональной безопасности, в рамках которой Григорян подтвердил приверженность РА нормализации армяно-азербайджанских отношений и продолжению мирного процесса.
Григорян представил первому заместителю помощника госсекретаря по делам Европы и Евразии Юри Ким концепцию проекта «Перекресток мира» и видение по установлению стабильности и мира в регионе. Обсуждались вопросы политического диалога между РА и США, практического сотрудничества в ключевых областях, а также обменялись мнениями по вопросам региональной безопасности.
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ
30 ноября начальник Управления оборонной политики и международного сотрудничества РА Левон Айваян и директор МИД Великобритании по вопросам политики России, Восточной Европы и Центральной Азии Дейвид Морган подписали программу оборонного сотрудничества на 2023-2024 гг.
- В программе три центральных пункта: создание постоянно действующего механизма взаимодействия и обмена информацией между службами разведки; организация курсов боевой подготовки для армянских военнослужащих с привлечением британских инструкторов; содействие Британии в мониторинге ситуации на границах Армении силами ВВС и космических технологий.
- Айвазян представил британским коллегам ситуацию в области безопасности вокруг РА, шаги Еревана в направлении мира и стабильности в регионе, в том числе проект «Перекресток мира». Были представлены также проводимые в ВС РА широкомасштабные реформы.
- Стороны обсудили нынешний процесс и перспективы развития двустороннего военного сотрудничества. Взаимно констатирован значительный потенциал взаимодействия в ряде новых сфер и готовность его реализовать.
30 ноября глава МИД РА Арарат Мирзоян обсудил с британским коллегой Дэвидом Кэмероном стратегический диалог РА и Великобритании, а также события на Южном Кавказе.
ЕАЭС
29 ноября вице-премьер РА Мгер Григорян был назначен членом правления Евразийской перестраховочной компании.
НАТО
1 декабря в Скопье прошла встреча спецпредставителя генсека НАТО на Южном Кавказе и в Центральной Азии Хавьера Коломины и главы МИД РА Арарата Мирзояна.
- Стороны обсудили региональную безопасность и пути укрепления двустороннего сотрудничества НАТО-Армения.
- Коломина подтвердил поддержку НАТО нормализации отношений между Арменией и Азербайджаном и возобновление мирных переговоров.
ЕС
30 ноября в Скопье прошла встреча главы МИД РА Арарата Мирзояна и Верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозепа Борреля.
- Стороны обсудили перспективы и прилагаемые усилия в направлении более тесного сотрудничества и обеспечения ощутимых результатов для граждан.
- Они коснулись недавных продуктивных дискуссий в Ереване и Брюсселе с участием представителей ЕС и стран-членов ЕС, констатировав готовность сторон реализовать амбициозную повестку РА-ЕС.
- Они обсудили вопросы безопасности на Южном Кавказе. Мирзоян подчеркнул важность дипломатических усилий, направленных на сдерживание каких-либо претензий на территориальную целостность и суверенитет РА, реализацию инклюзивных программ и установление длительной стабильности в регионе. Он также рассказал о программе «Перекресток мира», разработанной правительством РА.
- Были затронуты шаги, предпринятые для адресации потребностей и прав более чем 100 тыс. жителей НК, в том числе с привлечением международных партнеров.
30 ноября вице-премьер РА Тигран Хачатрян встретился с директором по вопросам расширения и соседства Европейского инвестиционного банка Лионелем Рафаилем.
- Хачатрян высоко оценил рамки сформированного с ЕИБ сотрудничества и придал важность проведению постоянных работ по его укреплению и расширению.
- Он подробно коснулся текущих макроэкономических показателей и приоритетов экономической политики.
- Состоялся обмен мнениями относительно возможных инструментов поддержки, необходимых для обеспечения в долгосрочном периоде условий жизни армянского населения, насильственное перемещенного из НК, была подчеркнута необходимость сотрудничества в этих направлениях.
- Был обсужден ряд вопросов двустороннего сотрудничества, в том числе в сферах энергетики, транспорта, водоснабжения, городского развития и развития инфраструктуры.
1 декабря глава МО РА Сурен Папикян принял главу делегации ЕС в РА Василиса Марагоса. В ходе встречи были обсуждены вопросы сотрудничества РА-ЕС, а также региональной безопасности.
5 декабря на форуме «Инновации на практике: продвижение изменений и трансформации» посол ЕС в РА Василис Марагос заявил:
- В конце 2023 г. или в начале 2024 г. в РА прибудет техническая миссия ЕС, после визита которой станут известны детали сотрудничества между РА и ЕС в оборонной сфере. «ЕС заинтересовано в сотрудничестве с Арменией в этом направлении».
- ЕС привержен мирной повестке, и сотрудничество между сторонами в рамках мирных процессов будет расширено.
- Он напомнил о дислокации наблюдательской миссии ЕС вдоль всей границы РА, и в том числе благодаря работе миссии в последнее время ощутимо снижение напряжения на границе. «Мы готовы продолжить обсуждения с Брюсселем и странами ЕС в контексте расширения наблюдательской миссии».
- В ходе визита представительской делегации ЕС в РА прошли активные обсуждения, итоги которых будут представлены всем странам-членам ЕС, и только после этого европейская сторона озвучит конкретные предложения.
- ЕС заинтересован в расширении сотрудничества с РА по всем направлениям. Особое внимание в этой связи он уделил оборонной сфере, инвестиционному взаимодействию и реализации Соглашения о расширенном и всеобъемлющем партнерстве ЕС-Армения.
6 декабря прошла встреча главы Аппарата премьер-министра РА Араика Арутюняна и главы делегации ЕС в РА Василиса Марагоса:
- Стороны обсудили необходимость создания и становления института стратегических коммуникаций. Собеседники рассмотрели возможности и механизмы исследования и имплементации лучшего опыта ЕС.
- Была достигнута договоренность о совместных усилиях по повышению эффективности нынешнего сотрудничества между РА и ЕС.
СЛУХИ И МНЕНИЯ
СЛУХИ
В ПРАВЯЩЕЙ ПАРТИИ ОБСУДИЛИ ОТНОШЕНИЯ С РФ
Издание «Грапарак» пишет, что 1 декабря представители «Гражданского договора» на партийном собрании во главе с премьером Пашиняном обсудили политику в отношении РФ. Члены партии заявили, что будут продолжать в том же духе, хотя и не зайдут слишком далеко, поскольку РА зависит от РФ в вопросах экономики и безопасности.
МНЕНИЯ
СИРАНУШ СААКЯН
30 ноября специалист по международному праву Сирануш Саакян заявила:
- В Баку на данный момент удерживается 55 армян. 6 из них – гражданские лица, 41 – военнопленный и 8 – бывшие высокопоставленные политические и военные деятели.
- Помимо них, более 80 человек были захвачены Баку, и никаких шагов по выяснению их судеб не предпринимается.
- Идея обмена азербайджанских преступников на армянских пленных приемлема для Еревана, но не для Баку. Наверное, Баку согласится обменять 2-х на 2-х. Остальные останутся в качестве рычага давления на власти РА.
- Саакян отрицательно оценила усилия властей РА в вопросе своевременного освобождения пленных. Реализованные в правовом поле шаги были вполне успешны, а вот в политическом — не слишком. Быстрое урегулирование вопроса предполагало политические решения, однако этого так и не произошло. Было необходимо политическое давление. РА не смогла эффективно работать со странами, которые могли бы повлиять на Азербайджан.
- Международное сообщество общается с Азербайджаном довольно мягко. Иногда оно призывает к чему-то, но чаще всего, как правило, обращается к обеим сторонам конфликта в ожидании какого-либо политического решения. Международному сообществу следовали бы пригрозить санкциями и ограничением сотрудничества с Азербайджаном.
- РА также не должна была постоянно легитимизировать процесс, заявляя о налаживании диалога с Азербайджаном. В условиях диалога ни одна страна не захотела бы поставить его под риск. Тем самым у международного сообщества создается впечатление, что вопрос решится политическим путем.