×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/analitika/daydzhest-sobytiy-v-armenii-za-proshedsh-97/
Новости
23 июля
9 июля
4 июля
3 июля
2 июля
1 июля
27 июня
25 июня
24 июня
23 июня
20 июня
 
Дайджест событий в Армении за прошедшую неделю
14:50 , 30 Ноябрь 2023
6613
0

Обзор 23 – 29 ноября 2023 г.

АРМЯНО-АЗЕРБАЙДЖАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

ВЛАСТИ

АРМЕНИЯ

23 ноября пресс-секретарь МИД РА Ани Бадалян выступила с сообщением:

  • МИД РА подтвердил договоренность о встрече армянской и азербайджанской комиссий по делимитации границы.
  • Встреча пройдет 30 ноября на государственной границе РА и АР.

24 ноября в ходе онлайн пресс-конференции премьер-министр РА Никол Пашинян заявил:

  • На данный момент неочевидно и неясно: соглашается ли Азербайджан подписать мирный договор с Арменией на основе трех принципов, которые были согласованы в ходе переговоров, и это согласие было зафиксировано на трехсторонних встречах.
  • Нельзя говорить о том, что АР отказывается подписывать мирный договор на основе этих принципов, но нельзя также сказать, что он подтверждает свою приверженность этим принципам. «Необходимо прояснить эти детали и тонкости в ходе переговоров».
  • Термин «Западный Азербайджан» ставит под сомнение искренность Баку в отношении мирного процесса, поскольку ключевым положением мирного процесса должно быть то, что РА и АР взаимно не имеют территориальных претензий и де-юре готовы в будущем не предъявлять таких претензий, а концепция «Западного Азербайджана» является концепцией формирования, создания и обоснования новой войны против РА.
  • В ходе переговорного процесса с Баку вопрос анклавов обсуждается. Вариантов несколько, например, РА восстанавливает суверенитет над Арцвашеном, а Азербайджан — над де-юре существующими анклавами. В таком случае возникает вопрос — как точно очертить границы анклавов и решить вопрос коммуникаций, поскольку у РА нет прямой границы и сообщения с Арцвашеном. Другой вариант заключается в обмене анклавами между, однако, для этого нужно разрешение парламента.
  • Азербайджан не заинтересован в присоединении к проекту «Перекресток мира». Баку реализует аналогичную программу с Тегераном. Проект «Перекресток мира» способствует укреплению суверенитета РА, а один из принципов проекта заключается в том, что каждая страна на своей территории сама осуществляет таможенный контроль и обеспечивает безопасность.
  • Ереван готов обменять осужденных в РА азербайджанцев на удерживаемых в Баку армянских пленных по принципу «всех на всех». К сожалению, этот чисто гуманитарный вопрос используется в политических целях, что не так уж логично. Ереван продолжает работу. Первое направление — переговоры, второе — юридические подходы.
  • Возвращение беженцев в НК на сегодняшний день нереалистично. Ситуация, сложившаяся после 19 сентября, политика и атмосфера этнических чисток не изменились. Следовательно, если возвращение было бы реалистично, то они оттуда вообще не уезжали бы.

28 ноября спикер НС РА Ален Симонян заявил:

  • По крайней мере в ближайшее время невозможно возвращение армян в Степанакерт, Шуши, Баку или другие населенные пункты, которые исторически были армянскими.
  • Ереван и Баку должны понять, они просто так говорят о мире или готовы идти к нему. «К миру надо готовиться сегодня, исключив риторику ненависти, дискриминационное отношении по этническому признаку, не говоря уже об этнических чистках».
  • Попытки Азербайджана стереть армянский след, армянскую историю с Армянского нагорья неприемлемы. Азербайджан любит повсюду заявлять о своей мультикультурности, но при этом упорно стирает все армянское – начиная с этнических чисток армян, заканчивая уничтожением армянских церквей и строений. «Мы имеем многочисленные поводы для взаимных претензий, но должны прекратить все это и начать говорить о будущем. Пусть они свои эти усилия направят на строительство будущего».
  • Армяне и азербайджанцы должны жить рядом, вместе торговать. Возможно, некоторые люди вернутся в свои дома на территории Азербайджана, возможно, спустя какое-то время в РА приедут и обоснуются азербайджанцы. Тем не менее, такой пункт в мирном договоре с Азербайджаном не существует.
  • При желании мирный договор можно подписать в течение 15 дней, если Баку действительно продемонстрирует политическую волю. Почти по всем принципиальным вопросам стороны пришли к соглашению, поставив основной акцент на международных принципах.
  • Армения исчерпала весь лимит уступок. «Наше политическое руководство, приняв на себя удар, выступило с такими заявлениями, предприняло такие шаги, что мы поставили нашу же власть под удар и пошли на большой риск. Но мы пошли на это, понимая, что нам нужен мир».
  • В АР часто говорят о четырех селах – анклавах РА, но у РА 31 село, территории которых либо полностью, либо частично находятся под их оккупацией. «Сейчас мы должны говорить об этих селах?!». РА обозначила собственную «красную линию» – территория 29,8 тыс. кв км. Ереван не потерпит захвата какого-либо участка своей суверенной территории.
  • Арцахский вопрос решился в 2016 г. «Не в 2018, а в 2016 г.». У РА подобного вопроса сейчас нет. РА полностью признает территориальную целостность Азербайджана, в состав которого входит НК.

В тот же день, президент РА Ваагн Хачатурян заявил:

  • Что делать государственным институтам НК в РА, какую функцию они должны выполнять? «Есть РА, институты которой функционируют. РА защищает права армянства НК».
  • Еще в 1991 г. Армения признала НК частью Азербайджана.
  • Почему президент Азербайджана Алиев ранее не захватил НК? «Пусть взял бы, наверное, не мог».

АЗЕРБАЙДЖАН

28 ноября парламент Азербайджана, в ответ на последние заявления спикера НС РА Симоняна, выступил с заявлением:

  • Заявления Симоняна искажают существующие в регионе реалии.
  • РА «пытается затянуть переговорный процесс» по мирному договору между двумя странами.

МЕЖДУНАРОДНОЕ СООБЩЕСТВО

США

28 ноября помощник госсекретаря США по делам Европы и Евразии Джеймс О’Брайен заявил:

  • США видят подлинную возможность достижения Азербайджаном и Арменией мира. Вашингтон воодушевляет, что стороны общаются друг с другом напрямую и опосредованно, и за счет этого усматривает реальную возможность для всего региона получить выгоду.
  • К примеру, если торговля сможет вестись из Центральной Азии через Азербайджан и Армению в Турцию, то это было бы существенным стимулом для всех стран, расположенных на этом торговом маршруте.
  • США будут рады возможности стать частью этого. В то же время, если будет принято решение добиваться этого не мирными средствами, то США придется использовать любые возможные инструменты, чтобы не допустить создания такого рода торгового маршрута. «Мы очень ясно давали понять сторонам, что именно надеемся увидеть. А также то, какими были бы последствия действий другого рода».
  • Пашинян проявил смелость, начав говорить о мирном соглашении с Азербайджаном, как способе позволить РА сосредоточиться на своем экономическом развитии, выстраивать свои отношения в области безопасности и расширять торговлю от Центральной Азии до Турции.
  • Поэтому любой пакет поддержки Армении следует приветствовать: то, как именно ЕС решит туда попасть — их дело. «Но мы полны решимости работать с нашими европейскими партнерами и правительством Армении, чтобы увидеть, что народ Армении сможет извлечь выгоду из политики реформ, которую предприняло правительство Пашиняна».
  • Премьер-министр Пашинян проявил большую смелость, ясно дал понять, что он хочет, чтобы РА продвинулась в открытии своих границ и развитии своих отношений с Западом, что «он не хочет, чтобы РА полностью зависела от РФ, как того добивались предыдущие лидеры».

28 ноября госсекретарь США Энтони Блинкен провел телефонную беседу с президентом АР Алиевым и премьер-министром РА Пашиняном:

  • В разговоре с президентом АР Ильхамом Алиевым Блинкен приветствовал его «стремление заключить прочное и достойное мирное соглашение между Азербайджаном и Арменией». Блинкен обсудил «прочные отношения» США с Азербайджаном, отметил недавние моменты, вызывающие обеспокоенность в отношениях, а также рассказал о возможностях укрепления сотрудничества, особенно вокруг мирного процесса, и важности взаимодействия на высоком уровне. Алиев, в свою очередь, согласился на визит в Баку в декабре помощника госсекретаря США О`Брайена.
  • В ходе разговора Блинкена с премьер-министром РА Николом Пашиняном обсуждалось содействие со стороны США усилий по достижению прочного и достойного мирного соглашения между РА и АР. Блинкен подтвердил постоянную поддержку США суверенитета и территориальной целостности РА и обозначил усилия по расширению двустороннего сотрудничества с РА, поскольку «мы работаем над поддержкой ее видения процветающего и демократического будущего». Пашинян, в свою очередь, коснулся гуманитарных проблем более 100 тыс. вынужденных переселенцев из НК, шаги, предпринятые правительством РА для их преодоления. Была подчеркнута важность поддержки международного сообщества.

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИЛЫ

БЛОК «ЧЕСТЬ ИМЕЮ»

24 ноября третий президент РА Серж Саргсян заявил:

  • Двусторонние переговоры Ереван-Баку ведут в тупик. Реализацию результата переговоров должна гарантировать более сильная страна. Если это не так, то любая из сторон может нарушить договоренности. Неслучайно, что посредниками по карабахскому вопросу были три крупнейших мировых государства.
  • Подписание мирного договора с Азербайджаном — необходимость, как и установление продолжительного мира в регионе. Однако Саргсян не знает, какой текст и вид имеет мирный договор, который готовится заключить премьер-министр Пашинян. Исходя из утечек, публикаций в зарубежных СМИ, видно, что каждый раз РА идет на новые уступки. «Как это можно назвать мирным договором? Если будет подписан такой договор, то его правильно будет назвать навязанным мирным договором, а это то же, что и капитуляция».

САМВЕЛ БАБАЯН

29 ноября бывший секретарь Совета безопасности НКР Самвел Бабаян заявил:

  • К потере НК, его сдаче Азербайджану «причастны все, в том числе и действующие власти Армении». «Они 20 лет, совместно с властями, не позволяли решить проблему». В этот список входит и премьер-министр РА Никол Пашинян. Сам Бабаян «не сдавал».
  • Власти РА и НК 9 ноября 2020 г. признали НК в составе АР. Это сделали премьер РА Пашинян и президент НК Арутюнян. Все те политические силы, которые были согласны подписать это заявление, сдали Арцах и признали его частью Азербайджана.
  • НК сдали его власти из-за своей проводимой политики, связанные с последними событиями 19 сентября. Также проводимая Пашиняном политика по отношению к НК повлияла на сдачу НК. Он неправильно финансировал НК.
  • РА не могла помочь НК 19 сентября, так как у РА нет армии, чтобы вмешиваться и помогать. А Азербайджан жестко ставил вопрос, чтобы не вмешивались в его внутренние дела. «Поэтому Армения умоляла, чтобы власти Арцаха сели и напрямую общались с Баку. Но арцахские власти получили приказ из Кремля, чтобы бойкотировать такой подход и это привело к нынешней ситуации».
  • «Я не шпион, чтобы общаться с национальной безопасностью». Бабаян общался с аппаратом президента Азербайджана. Представитель Бабаяна передал документы в аппарат президента Азербайджана. «Переговоров не было, это было обсуждение принципов, скажем, таких как – будет у Арцаха армия».
  • Бабаяна никто не сказал ввести переговоры с Азербайджаном или не ввести. «Они еще не выросли, чтобы мне запрещать или разрешать».
  • Вопрос Арцаха не решен и не может быть решен ни на одном этапе.
  • Президент НК Шахраманян ведет переговоры с Азербайджаном, он каждый день звонит в Баку. «Возврат к переговорам, остальное посмотрим – время покажет».
  • Пашинян отказался создавать спецуправление по делам карабахских граждан. Причины отказа Бабаяну неизвестны, лично с Пашиняном Бабаян не общался.
  • Бабаян не владеет информацией о действиях властей и оппозиции для возвращения карабахских армян на родину. Сам Бабаян этим занимается, но деталей раскрывать не стал. При этом азербайджанская сторона с ним на переговоры не выходила.

АРМЯНО-РОССИЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

ВЛАСТИ

24 ноября в ходе онлайн пресс-конференции премьер-министр РА Никол Пашинян заявил:

  • Прорабатывается вопрос сокращения долга Армении перед РФ за счет средств, выплаченных для закупки вооружений, которые РФ не поставил армянской стороне. Но этот механизм – не единственный вариант решения имеющихся вопросов. Есть несколько вариантов. РФ сама нуждается в вооружении. И Ереван, с учетом данного контекста, настроен решить этот вопрос в рабочей обстановке.
  • Между РА и РФ с декабря 2020 г. действует соглашение о сотрудничестве в сфере массовых коммуникаций, которым регулируются условия вещания. Там есть условие о невмешательстве во внутренние дела страны и недопущении дестабилизации внутриполитической ситуации в стране. Комиссия по телевидению и радио РА и Министерство высокотехнологической промышленности зафиксировали нарушения этого соглашения, и, с учетом дружественных отношений с РФ, пригласили российских коллег обсудить эти вопросы.
  • Ереван продолжит работу с Москвой по вопросу водительских прав РА. Согласно логике ЕАЭС страны-члены имеют право на свободное передвижение капитала и рабочей силы на евразийском пространстве. Однако Москва выдвинула условие, что пока в РА у русского языка нет статуса, в России не могут признать водительские права, выданных в РА. Это «крайне неубедительный» аргумент. Сейчас в РА многие релоканты из РФ работают водителями, и они также не знают армянского языка.
  • Пашинян не представляет, чтобы в РА иной язык имел официальный статус. Правительство РА поощряет сограждан, молодежь выучить как можно больше иностранных языков, в том числе, русский язык. «Это чрезвычайно важно в современном мире для повышения конкурентоспособности и личности, и государства, особенно, в контексте тех глубоких экономических, культурных и политических связей, которые Армения имеет с Россией».
  • В РА как считали РФ дружественной страной, так и считают. И в отношениях с дружественными странами возникают вопросы, которые необходимо решать. Власти РА руководствуются этой логикой, и надеются и будут делать все, чтобы отношения с РФ строились на логике взаимного уважения и учета взаимных интересов, уважения суверенитета, и независимости.
  • Можно по-разному относиться к РФ, однако никоим образом нельзя отрицать огромную роль русской культуры в современном мире. Не легитимно ставить под сомнение творчество Толстого, Чайковского, Шостаковича. Таким образом можно перечислить десятки имен во всех сферах — и в культуре, и в политике, и в науке», — заявил армянский премьер Никол Пашинян, отвечая на вопросы соотечественников в прямом эфире.
  • Тезис о том, что РФ своими действиями и шагами наказывает РА, в том числе, что посредством 44-дневной войны РФ наказала власти РА за какие-то действия, совершенные ими ранее, был запущен в оборот прежними властями РА. Пашинян отказался обсуждать РФ в этом контексте. «Но если и так, то кто и кого тогда наказал во время четырехдневной войны 2016 г.?».

 

ПРОСТОЙ АРМЯНСКИХ ГРУЗОВ НА КПП «ВЕРХНИЙ ЛАРС»

28 ноября Россельхознадзор выразил обеспокоенность в связи с «участившимися нарушениями при поставках растительной продукции из Армении».

  • По данным ведомства, в 2023 г. было выявлено 72 случая обнаружений карантинных вредных организмов в цветочной и плодоовощной продукции, поступившей из РА, а в ноябре было зафиксировано резкое увеличение нарушений.
  • Это свидетельствует о снижении контроля со стороны Инспекционного органа по безопасности пищевых продуктов РА и создает угрозу фитосанитарному благополучию РФ.
  • Фитосанитарный контроль на границе осуществляется в штатном режиме, правила досмотра и оформления грузов, следующих из РА, не изменились.

28 ноября министр территориального управления и инфраструктур РА Гнел Саносян заявил:

  • Проблема заключается в том, что часть грузовиков с одним и тем же грузом проходит через границу, а другая нет. Коллеги из РФ проводят определенную проверку груза и выявляют некоторые проблемы.
  • Эта проблема больше касается Министерства экономики РА и соответствующих инспекционных органов, поскольку по большей части затрагивает сельскохозяйственную продукцию.
  • На границе российский надзорный орган обнаружил определенные проблемы с товарами, а соответствующие армянские органы работают с этими компаниями и российскими партнёрами.

29 ноября Служба пищевой безопасности РА выступила с сообщением:

  • Регулятор обеспокоен ростом числа нарушений, выявленных Россельхознадзором в армянской продукции. С 24 по 26 ноября соответствующий показатель вырос в 110 раз в сравнении с предыдущими 11 месяцами. До 24 ноября было найдено 36 нарушений, еще столько – за последующие три дня.
  • Служба обещает усилить проверки и будет в контакте с российскими коллегами.

29 ноября министр экономики РА Ваан Керобян заявил:

  • Публикация Россельхознадзора и имеющаяся информация тщательно изучается нашими соответствующими органами, чтобы понять суть проблемы.
  • Одновременно Минэкономики РА и коллеги из ЕЭК инициировали обсуждение. Вместе с российскими партнерами армянская сторона попытается разобраться, что изменилось в регулировках, что привело к такому изменению статистики.
  • Нынешняя ситуация — хороший повод для пересмотра стратегии экспорта, например, в направлении рынков Ирака и Персидского залива.

 

РОССИЯ-ЗАПАД

27 ноября на форуме «Примаковские чтения» глава МИД РФ Сергей Лавров заявил:

  • США пытаются повлиять на внутреннюю ситуацию в РА через НКО.
  • Финансируемых Вашингтоном организаций как в РА, так и в других постсоветских странах, тысячи.

 

ОДКБ

23 ноября, комментируя слова Затулина о возможности вывода из РА российской военной базы, а также выхода РА из ОДКБ и ЕАЭС, замглавы МИД РА Мнацакан Сафарян заявил:

  • Ереван на данный момент не рассматривает выход из ОДКБ и вывод из РА военной базы РФ.
  • Между странами протекают рабочие отношения. Есть разногласия по некоторым вопросам. Однако стороны продолжают работу по «незамедлительному реагированию».

В свою очередь, пресс-секретарь МИД РА Ани Бадалян сообщила, что Ереван рассмотрит вопрос присоединения РА к подписанным на заседании ОДКБ документам.

23 ноября на заседании СКБ ОДКБ президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил:

  • Во время встречи лидеров стран ОДКБ в узком составе обсуждались ситуация на Кавказе «и некоторая неудовлетворенность одного из членов СКБ».
  • Проблемные вопросы всегда были и будут. Если есть намерение их решать, то «их надо решать за столом переговоров, а не делать демарши без причины».
  • Участники заседания выразили определенное мнение и пожелание, что в Питере в основном будет экономическое мероприятие и там увидят «армянских друзей».

Госсекретарь Совета безопасности Белоруссии Александр Вольфович заявил:

  • На заседании СКБ ОДКБ не заблокировано ни одно решение. Между МИД Беларуси и РА согласованы все решения, декларация.
  • Это говорит о взаимопонимании, в том числе с армянской стороны, в решении вопросов, которые сегодня возложены на ОДКБ.
  • Хотелось бы, чтобы на заседании присутствовали все: и главы государств, и делегации. Но самое главное, что армянская сторона согласовала все решения. Но «есть объективные и субъективные причины, видимо, по которым армянские наши коллеги решили не прибыть сегодня в Минск».
  • Тем не менее, у РА нет желания покинуть ОДКБ. «Это неправильно, это не будет идти во благо народа Армении, прежде всего, и во благо страны».

23 ноября генсек ОДКБ Имангали Тасмагамбетов заявил:

  • Речь о том, что РА выходит из состава ОДКБ, не идет. Работа армянской стороны в ОДКБ продолжается. Ее многосторонние контакты в рамках ОДКБ проходят в рабочем режиме.
  • В преддверии работы сессии СКБ ОДКБ премьер-министр РА Пашинян в беседе с президентом Белоруссии Лукашенко проинформировал, что в силу определенных обстоятельств он не сможет принять участие в сессии.

23 ноября в интервью ТК «Россия-1» пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил:

  • На повестке дня саммита ОДКБ заявлены «так называемый армянский фактор» и обмен мнениями по этому вопросу.
  • В Москве сожалеют об отсутствии РА на саммите ОДКБ в Минске и надеются на неизменность вектора ее внешней политики.
  • «Армения остается нашим союзником, нашим стратегическим партнером — и в двустороннем плане, и в плане взаимодействия в многосторонних форматах. Будем дальше с ними разговаривать».
  • ОДКБ заинтересована в том, чтобы РА продолжала свое участие.

24 ноября Песков заявил:

  • В Москве обратили внимание на заявление МИД РА об отсутствии каких-то планов отказываться от участия в дальнейшей работе ОДКБ.
  • Поэтому все исходят из того, что разговор с армянскими друзьями будет продолжен.
  • В Кремле рассчитывают, что уже во время последующих контактов армянская сторона будет более активно участвовать в работе.

24 ноября в ходе онлайн пресс-конференции премьер-министр РА Никол Пашинян заявил:

  • Действия или бездействие ОДКБ не отражают обязательства перед РА. То есть, действия ОДКБ не соответствуют интересам РА.
  • РА хочет до последнего сделать все, чтобы понять ОДКБ и донести до нее свою позицию. Если этого не удастся добиться, то у общественности будет еще больше вопросов относительно членства РА в ОДКБ, если эта организация не дает РА ничего или не дает тот минимум, который сохранял бы интерес по продолжению членства, но вызывает дополнительные риски для системы безопасности РА.
  • РА и раньше пыталась диверсифицировать поставки вооружения, но не могла этого сделать, потому что ей отказывали из-за членства в ОДКБ.

27 ноября в беседе с ТАСС генсек ОДКБ Имангали Тасмагамбетов заявил:

  • РА была и остается союзником ОДКБ, и нет смысла делать категоричные выводы из отсутствия Еревана на сессии в Минске.
  • Насколько известно Секретариату ОДКБ, причины отсутствия делегации РА носили технический характер.
  • В любом случае это решение независимого и суверенного государства, влиять на которое не может ни одно другое государство или организация. ОДКБ уважает решение РА как полноправного члена ОДКБ.

28 ноября глава комиссии НС РА по финансово-кредитным и бюджетным вопросам Геворг Папоян заявил:

  • У Еревана есть обоснованное недовольство в отношении ОДКБ, поскольку РА стала членом ОДКБ по одной причине – обеспечение ее безопасности. А когда у РА возникли проблемы с безопасностью, ОДКБ каким-либо образом не отреагировала.
  • «Мы хотим понять: отныне так и будет? Членство в ОДКБ будет или не будет гарантировать территориальную целостность, безопасность границ нашей страны, систему безопасности?». Партнеры РА по ОДКБ должны дать ей ответ на этот вопрос.

ЕАЭС

27 ноября в беседе с Alpha News помощник президента РФ Юрий Ушаков сообщил, что Москва получила «четкий сигнал из Еревана», что премьер-министр РА Никол Пашинян приедет на неформальную традиционную встречу лидеров стран СНГ и будет на формальном заседании ЕАЭС в Санкт-Петербурге в декабре.

28 ноября спикер НС РА Ален Симонян заявил, что РА должна участвовать в саммите ЕАЭС в Санкт-Петербурге, поскольку Ереван принимает председательство в ЕАЭС.

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИЛЫ

БЛОК «ЧЕСТЬ ИМЕЮ»

24 ноября второй президент РА Серж Саргсян заявил:

  • ОДКБ союзник РА, а НАТО — партнер, как и другие страны.
  • С союзниками нужно работать умом, а не языком. «Если нет мозгов, то нельзя получить ожидаемый результат».
  • Союзник не для того, чтобы вместо тебя воевать, а чтобы в случае необходимости и при возможности помочь, но и ты должен ему помогать, если не оружием, то голосованием в разных площадках, отношением.

Депутат НС РА Тигран Абрамян написал в фейсбуке:

  • Главная проблема не в том, что у РА есть разногласия с РФ, а в том, что армянские власти постоянно их обостряют.
  • Делая любое заявление или принимая решение, нужно помнить, что РФ — главный актор в регионе, и «закапывание» отношений с ней может иметь непредсказуемые последствия.
  • Возвращение отношений с РФ в нормальное русло по-прежнему возможно, но для этого у нынешних властей нет ни желания, ни воли, тем более что в идеологическом плане они придерживаются совершенно иной логики.

ЭКОНОМИКА

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВЛИЯНИЕ РОССИЙСКО-УКРАИНСКОГО КОНФЛИКТА

27 ноября на заседании комиссии НС РА по финансово-кредитным и бюджетным вопросам заместитель министра финансов РА Ваган Сирунян заявил:

  • В условиях российско-украинского конфликта продолжается значительный приток капиталов и людей в РА.
  • В результате этого наплыва за первые 9 месяцев 2023 г. наблюдался резкий рост (85%) экспорта из РА в РФ. В этом объеме реэкспорт возрос на 80,6%, а продукция отечественных производителей — на 4,4%.
  • В январе-сентябре 2023 г. наблюдался и рост туристической активности. Количество туристов, посетивших РА за этот период, выросло на 48,4%. В перечне стран, граждане которых побывали в стране, преобладали туристы из РФ, рост посещений которых увеличился на 29,1%. В целом, в 2023 г. РА посетили 1 млн 839 тысяч человек.
  • За указанный период денежные переводы в РА снизились на 29,1%. Причем, в объемах трансфертов лишь переводы из РФ оказались в положительном тренде — рост денежных переводов из РФ вырос на 27,4%, из остальных стран объемы трансфертов снизились на 50,5%.

 

ПЛАНЫ УВЕЛИЧЕНИЯ ИМПОРТА ГАЗА ИЗ ИРИ

28 ноября министр территориального управления и инфраструктур РА Гнел Саносян заявил:

  • РА планирует увеличить объемы импорта газа из Ирана.
  • В обмен на это Ереван, как и прежде, будет возвращать электроэнергию.

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

ИНИЦИАТИВА «АЙАКВЕ»

24 ноября на парламентских слушаниях по представленным инициативой «Айавке» поправкам в действующее законодательство глава фракции «Армения» Сейран Оганян заявил:

  • «Айкаве» предложила внести поправки в Уголовный кодекс РА, согласно которым будет считаться уголовно наказуемым признание НК в составе любого другого государства. В случае принятия поправок НС РА уголовному преследованию будут также подвергаться лица, ставящие под сомнение факт Геноцида армян.
  • Эти инициативы крайне важны, особенно с учетом сложившейся вокруг НК геополитической ситуации. Необходимо, чтобы гражданское общество РА смогло высказать свою позицию по данной проблеме, поскольку геополитические развития, ситуация в регионе, среда безопасности, особенно в контексте усиливающихся внутренних и внешних вызовов, заставляют, чтобы весь потенциал, предложения и мысли гражданского общества страны были направлены на решение этих важных вопросов.
  • «Автором» нынешней ситуации является не только преступная политика Баку, но и не соответствующая времени сформированная позиция властей РА, которая привела к «сужению кольца вокруг страны», особенно в контексте событий сентября 2023 г., когда Азербайджан, воспользовавшись ситуацией, в очередной раз совершил агрессию против Арцах, что привело к оттоку армянского населения из данного региона, осуществив, по сути, геноцид против армянского населения НК.

Депутат той же фракции Арцвик Минасян заявил:

  • Единственная цель создания комиссии по расследованию обстоятельств 44-дневной войны – выдать индульгенцию властям РА за потерю НК и угрозы самой РА.
  • Тем самым они ведут страну к еще более худшим сценариям.

Координатор движения Аветик Чалабян заявил:

  • Инициатива не потеряла актуальность после перехода НК под контроль Баку. Более того, она стала более важной.
  • Произошедшее в НК является грубым нарушением международного права. НК был субъектом международного права, стороной переговоров и вопрос статуса обсуждался на основе разработанных сопредседателями МГ ОБСЕ Мадридских принципов. Следовательно, такой субъект не может быть уничтожен в результате этнических чисток.
  • Ни один руководитель не может легитимизировать этнические чистки и геноцид в НК. Премьер-министр РА Пашинян является соучастником геноцида и оправдывает его. Поэтому важно не позволить, чтобы Пашинян зафиксировал происходящее в международных документах. «Мы будем бороться, чтобы его заявления не стали международным соглашением».
  • В то же время, законопроект не может быть использован для начала уголовного преследования в отношении последнего президента НКР Шахраманяна, поскольку он — не представитель власти РА. Более того, подписанный Шахраманяном приказ о роспуске НКР до 1 января 2024 г. неконституционен и не имеет правовой силы.

КОМИССИЯ НС РА ПО ИЗУЧЕНИЮ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ 44-ДНЕВНОЙ ВОЙНЫ 2020 Г.

24 ноября председатель комиссии НС РА по изучению обстоятельств 44-дневной войны 2020 г. Андраник Кочарян заявил:

  • Многочасовое обсуждение в комиссии с участием президента НКР Самвелом Шахраманяном были полезными. Шахраманян пролил свет на многие события поствоенного периода.
  • На фоне полученной информации стало ясно, почему парламентская оппозиция выступала против допроса президента НК в следственной комиссии. Она также ставила под сомнение правомочность продолжения работы комиссии. Была предоставлена информация, которую никто не вправе был бы озвучить с какой-либо другой трибуны.
  • Были озвучены вопросы, связанные с процессами в период, предшествовавший деарменизации НК, включая взрыв на складе горючего близ Степанакерта и пленение бывших президентов НК. Шахраманян представил и создавшуюся в НК ситуацию, в условиях которой вступил на пост президента.
  • Итоги обсуждения будут представлены отдельной главой в заключении следственной комиссии.

ОФИЦИАЛЬНАЯ ХРОНИКА

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

ГРУЗИЯ

24 ноября в ходе онлайн пресс-конференции премьер-министр РА Никол Пашинян заявил:

  • О позиции РА в отношении Осетии и Абхазии – РА полноценно и однозначно защищает единство Грузии, ее суверенитет, территориальную целостность, независимость и демократию.
  • Позиция РА по данному вопросу в ходе голосования в ООН с 2019 г. подверглась довольно существенным и явным изменениям.
  • «Представители братской Грузии выразили в связи с этим свое удовлетворение».

25 ноября, комментируя это заявление Пашиняна, президент Южной Осетии Алан Гаглоев заявил:

  • Южная Осетия с уважением относится к армянскому народу, но ей неинтересно мнение премьер-министра РА, который оставил НК в тяжелейшем положении, предал свой же народ, которые ждали помощи от РА, и не нашел в себе смелости признать независимость НК. «Нам неинтересно мнение таких политиков».
  • «Сегодня Южная Осетия, признанное Российской Федерацией и рядом других стран, независимое государство, и всем следует с этим считаться».

27 ноября президент Абхазии Аслан Бжания и несколько депутатов армян абхазского парламента ответили на заявление премьера РА Пашиняна о поддержке Ереваном территориальной целостности Грузии.

  • Бжания призвал Пашиняна отказаться от «индоктринированной» риторики и начать считаться с фактическим положением дел при реализации своей внешней политики. Он считает, что руководство РА выступает с подобными заявлениями под влиянием Запада. Бжания указал Пашиняну, что армяне в Абхазии имеют все, чего не смог гарантировать Пашинян армянам Арцаха.
  • Армянские депутаты парламента Абхазии назвали «слишком циничным» тезис Пашиняна о поддержке территориальной целостности Грузии после трагедии в Арцахе. Они уверены, что исчезновение Арцаха с политической карты мира является всецело «заслугой» Еревана.

 

ГЕРМАНИЯ

24 ноября премьер-министр РА Никол Пашинян принял главу Службы внешней разведки Германии Бруно Кала.

  • Были обсуждены вопросы, связанные с отраслевым сотрудничеством между РА и ФРГ.
  • Состоялся обмен мыслями о процессах, происходящих в регионе.

ПАКИСТАН

24 ноября в ходе онлайн пресс-конференции премьер-министр РА Никол Пашинян заявил:

  • Есть конституциональное регулирование о том, что РА со всеми странами должна стараться установить дружелюбные отношения. В направлении Пакистана также велись и будут вестись дипломатические работы на не самом высоком уровне.
  • Нужно понять в чем причины того, что Пакистан в течение 30 лет не признавал независимость РА и не устанавливал дипломатические отношения. «Надо понять и как можно зафиксировать прогресс в этом направлении».
  • Если или когда удастся заключить мирный договор с Азербайджаном, то это тоже станет аргументом в деле установления дипломатических отношения с Пакистаном.

САУДОВСКАЯ АРАВИЯ

24 ноября в ходе онлайн пресс-конференции премьер-министр РА Никол Пашинян заявил:

  • В течение последних лет были контакты с Саудовской Аравией, главы МИД два раза встречались, проводили телефонные звонки, были многочисленные рабочие обсуждения.
  • РА надеется на установление дипотношений с Саудовской Аравией в ближайшее время.

25 ноября было сообщено об установлении дипломатических отношений между РА и Саудовской Аравией. Протокол об этом был подписан 24 ноября в Абу-Даби послом РА в ОАЭ Кареном Григоряном и послом Королевства Саудовская Аравия в ОАЭ Султаном ибн Абдаллой Аль-Ангаром.

 

ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ

23 ноября премьер-министр РА Никол Пашинян обсудил с послами ЕC и стран-членов ЕС, аккредитованными в РА, ряд вопросов, в частности:

  • Были обсуждены вопросы, связанные с сотрудничеством РА-ЕС и совместными программами, в частности, по последовательному содействию ЕС повестке реформ в РА и укреплению демократических институтов.
  • Состоялся обмен мнениями о процессах в регионе Южного Кавказа. Собеседники коснулись гуманитарных проблем более 100 тысяч насильственно перемещенных лиц в результате политики этнической чистки АР в НК, а также шаги, предпринятые правительством РА для их преодоления. Была придана важность поддержке международного сообщества в решении существующих проблем.
  • Были обсуждены также вопросы, связанные с региональной безопасностью и стабильностью, процессом урегулирования армяно-азербайджанских отношений.

29 ноября представительство ЕС в РА по итогам визита в Ереван делегации Еврокомиссии и внешнеполитической службы ЕС сообщило:

  • РА и ЕС подтвердили заинтересованность в сотрудничестве в области безопасности и обороны.
  • ЕС продолжит изучение вопроса о предоставлении нелетальной поддержки ВС РА через Европейский фонд мира.
  • Также стороны договорились изучить сферы укрепления сотрудничества между Агентством ЕС по безопасности внешних границ и РА.
  • В ходе переговоров стороны также выразили в рассмотрении вариантов возможного начала диалога по либерализации визового режима.

ООН

24 ноября в Ереване Специальный докладчик ООН Фабиан Сальвиоли заявил:

  • Спецдокладчик ООН обеспокоен пытками и несоразмерным применением силы со стороны полицейских в РА во время митингов, подозрительными смертями военнослужащих не от боевых действий.
  • Фиксируется множество случаев пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство отношения со стороны полиции. Гражданское общество сообщает, что несмотря на законодательный прогресс, уголовное расследование случаев пыток зачастую закрывается на основании того, что преступления не было или по причине нераскрытия личности подозреваемого.
  • Множество людей, с которыми Сальвиоли беседовал в РА, обеспокоены продолжающимися случаями смертей военнослужащих не от военных действий и отсутствия ответственности за них.
  • Расследований этих нарушений в системе уголовного правосудия недостаточно по причине сопротивления. Предположительно, не был осуществлен веттинг коррумпированных членов судебной системы.

ГУМАНИТАРНАЯ СИТУАЦИЯ

ПРАВИТЕЛЬСТВО РА

23 ноября на заседании правительства премьер-министр РА Никол Пашинян заявил:

  • Оттока насильственно перемещенных из НК нет, «нет явления эмиграции из Армении».
  • Поначалу отмечался тревожный факт их отъезда из РА, но сейчас ситуация стабилизировалась.
  • С какого-то момента политика РА по отношению к насильственно перемещенным из НК должна стать такой же, какую мы ведем в отношении к гражданам РА.
  • В условиях, когда армяне из НК объективно не смогут или не захотят вернуться в НК, правительство РА сделает все, чтобы они остались в РА.

Министр труда и социальных вопросов РА Нарек Мкртчян заявил:

  • 108 336 насильственно перемещенных арцахцев получили единовременное содействие в 100 тыс. драмов в РА. Программа практически завершена.
  • Кроме того, за октябрь 99 820 человек уже получили выплату в размере 40+10 тыс. драмов на оплату аренды жилья и коммунальных услуг. Уже получено порядка 80 095 заявок от граждан на получение выплат за ноябрь, часть из них уже обработана.
  • Была рассмотрена также третья программа поддержки — по 50 тыс. драмов в ноябре-декабре 2023 г. для компенсации расходов на первичные нужды. На эти цели правительство сегодняшним решением выделило еще 2 млрд. драмов.

Министр образования, науки, культуры и спорта РА Жанна Андреасян заявила:

  • Правительство РА выделит 440 млн. драмов на стипендии 1936 студентам из НК, перешедшим на обучение в вузах РА. Стипендии также будут выплачены также 2524 учащимся колледжей.
  • Размер стипендии будет равен размеру платы за обучение в первом полугодии за 2023-2024 учебный год.

СЛУХИ И МНЕНИЯ

СЛУХИ

ПАШИНЯН ХОЧЕТ ВНЕОЧЕРЕДНЫЕ ВЫБОРЫ

По сведениям издания «Грапарак», на заседании правления партии «Гражданский договор» премьер РА Пашинян заявил, что сделает все возможное для проведения внеочередных парламентских выборов в 2024 г. и своего переизбрания на них. Тем самым Пашинян намерен добиться полной смены оппозиции в парламенте. Проведением внеочередных выборов премьер также планирует «застать политическое поле врасплох и не дать шанса созреть новой оппозиционной силе».

ЧЕМ ВЗВОЛНОВАЛ ШАХРАМАНЯН ЧЛЕНОВ ПРАВЯЩЕЙ ФРАКЦИИ

По сведениям издания «Грапарак», выступление президента НКР Шахраманяна на заседании комиссии по расследованию обстоятельств 44-дневной войны 24 ноября настолько взволновало членов «Гражданского договора», что они накрыли для него стол прямо в здании парламента.

Шахраманян заверил представителей правящей силы, что не будет заниматься политикой в РА, не возглавит борьбу народа НК против властей РА, отметив при этом, что необходимо искать пути сохранения государственных институтов НК.

Никаких разоблачений по НК он не сделал: все, что сказал, в основном уже было известно.

МНЕНИЕ

СУРЕН СУРЕНЯНЦ

27 ноября в ходе дискуссии на канале ОТА аналитик Сурен Суренянц заявил:

  • Внешняя политика РА должна предполагать активную диверсификацию на всех площадках, в том числе, на площадке ОДКБ.
  • ОДКБ и РФ, в частности, добросовестно не выполняют своих союзнических обязательств. В большинстве случаях данная позиция привела к появлению многочисленных вопросов.
  • Еревану следовало бы поднимать все имеющиеся проблемы, связанные с безопасностью, на площадках структур ОДКБ, а не отказываться от участия в них.
  • Есть необходимость поехать в Москву, где нужно обсуждать проблемы, рассматривая российское направление, как одно из компонентов диверсификации внешней политики.
  • В то же время зависимость РА от РФ без сомнений необходимо снижать, система безопасности страны нуждается в серьезной диверсификации. Но это не означает, что следует отказываться от участия во всех мероприятиях ОДКБ, поскольку это может быть воспринято как демарш со стороны официального Еревана.
  • Вполне возможно, что даже стратегический партнер по объективным причинам может не выполнить своих договорных обязательств по поставкам вооружений, но эти демарши могут привести к серьезным проблемам, особенно на фоне активизации российско-турецких отношений. По этой причине Ереван должен участвовать в переговорных процессах на всех площадках. Тем более, что РФ никуда не уходила из региона, и ее площадка продолжает играть очень важную роль в мировой политике.
  • На фоне происходящих процессов в Ереване зачастую переоценивается роль Запада. США, ЕС и другие государства Запада не могут решить любой вопрос. Исходя из развитий глобальных процессов, можно однозначно утверждать о том, что роль Запада в мировой политике начинает снижаться, причем, этот процесс неизбежен. На этом фоне демарши в отношении одного из геополитических центров диверсификацией никак не назовешь, особенно, когда не знаешь его повестку, а для того, чтобы ее знать, надо участвовать на его площадках.
  • РА должна учитывать и использовать имеющиеся разногласия между тремя региональными игроками — Турцией, Ираном и Россией. Между ними имеется лишь один неписанный консенсус — в регионе не должно быть западных стран. Данное обстоятельство Ереван должен учитывать, рассматривая армяно-российские и армяно-турецкие отношения в одной важной системе, поскольку от этих отношений зависит — быть или не быть Армении.

ГРАНТ МИКАЕЛЯН

27 ноября в беседе с АрмИнфо заявил политэкономист Грант Микаелян заявил:

  • Проект «Перекресток мира» или все то, что под ним подразумевается, в полной мере не реализуем. Проект, в том виде, в каком его представляют власти РА, нереалистичен. Более того, он сомнителен и с точки зрения выгод для самой РА.
  • Оставив в стороне экономическую составляющую, данная инициатива сопряжена с проблемами, связанными с моралью и политикой. Получается, что РА словно ждала разгрома НК, после чего сразу выступила с подобным проектом. Складывается впечатление, что НК мешал каким-то перспективам властей РА. С практической точки зрения можно согласиться, что это не так, но с политической точки зрения выводы напрашиваются соответствующие, имея в виду политику властей РА.
  • Сами власти РА признают, что Баку решил строить сложные транспортные развязки с Ираном, фактически отказавшись от армянской инициативы «Перекресток мира». Между тем, для того чтобы принять любую идею, в том числе и коммерческую, особенно во враждебном окружении, необходимо иметь достаточно крепкие аргументы, в том числе, в сфере безопасности.
  • Утверждения о возможности отрыва экономики от безопасности изначально были ошибочны, чему имеются многочисленные подтверждения, особенно в последние годы, но, к сожалению, соответствующих выводов из этого не делается. Для создания транспортного хаба, нужно быть достаточно уверенными и сильными, чтобы защищать эти транспортные коммуникации при непредвиденных обстоятельствах, которые в этом регионе не только могут быть, но, очевидно, еще будут. Без решения этих проблем инициатива властей РА станет просто несбыточным проектом.
  • Открытие границ вполне возможно, что если это и произойдет, то только в одностороннем порядке, то есть, РА откроет границы, ничего не получив взамен. Границы страны откроются для контрагентов из Турции и Азербайджана со сложностями при обратном доступе. Если же какие-то сквозные движения товаров и начнутся, то вряд ли это будет иметь серьезное значение. Скорее всего, эти направления станут одним из второстепенных маршрутов, тогда как основные пути будут обходными.
  • Необходимо также иметь в виду то, что Турция гораздо более конкурентоспособна в сфере производства, как с точки зрения объемов, логистики, так и торговых сетей. Заметное увеличение турецкого присутствия на армянском рынке приведет к замещению армянского производства. В результате, расчеты властей РА на ежегодный прирост ВВП РА в 1% в результате реализации проекта, приведут к обратному эффекту: объемы импорта значительно возрастут, отечественное производство сократится, и с точки зрения макроэкономики будет очевидно, что прирост ВВП если и будет, то ничтожно малым.
  • Кроме того, не следует сбрасывать со счетов и интересы Азербайджана. Несмотря на то, что Баку в последнее время перестал настаивать на продвижении проекта строительства железной дороги, связывающей его с Нахичеванью, в недалеком будущем Баку продолжит настаивать на экстерриториальном коридоре, причем, этот вопрос активизируется уже в ближайшие месяцы, когда улягутся эмоции после событий 17 сентября 2023 г., приведшие к массовому исходу армян из НК.


Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Читайте по теме

23 июля 2025

 Партия «Зартонк» передала в Генпрокуратуру Армении два заявления на Пашиняна Партия «Зартонк» подала в Генеральную прокуратуру Армении два заявления на премьер-министра республики Никола Пашиняна. Об этом 22 июля сообщило агентство «Sputnik Армения». Так, по мнению партии, в действиях Пашиняна «имеют …

3 июля 2025

Парламент Армении принял во втором, окончательном чтении законопроекты, позволяющие национализировать компанию «Электросети Армении», принадлежащую предпринимателю Самвелу Карапетяну. За предложенные правящей партией «Гражданский договор» изменения в законы «Об энергетике» и «О комиссии по урегулированию общественных услуг» проголосовали 65 депутатов, против — …

25 июня 2025

 В рамках дела о попытке захвата власти в Армении задержали 14 человек. Об этом сообщили в Следственном комитете страны. В сообщении говорится, что сотрудники правоохранительных органов в рамках дела провели более 90 обысков. В их ходе они обнаружили предметы и …


Ваш браузер устарел! Обновите его.