×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/analitika/daydzhest-sobytiy-v-armenii-za-proshedsh-96/
Новости
3 мая
2 мая
27 апреля
26 апреля
 
Дайджест событий в Армении за прошедшую неделю
14:20 , 24 Ноябрь 2023
6285
0

Обзор 16 – 22 ноября 2023 г.

 

АРМЯНО-АЗЕРБАЙДЖАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

ВЛАСТИ

АРМЕНИЯ

16 ноября в НС РА премьер-министр РА Никол Пашинян заявил:

  • Политическая воля правительства РА относительно заключения мирного договора с АР в течение ближайших месяцев остается непоколебимой, но с той оговоркой, что РА не может подписать этот договор одна и для этого необходима также и подпись АР.
  • Три главных принципа мира, по факту, согласованы с АР, и это соглашение было достигнуто в ходе переговоров, в частности, в ходе трехсторонних встреч в Брюсселе. Речь идет о взаимном признании территориальной целостности друг друга на основании карт ГШ СССР. Также достигнута договоренность о том, что у сторон нет и не будет друг к другу территориальных претензий. Следующий принцип мирного договора заключается в разблокировании региональных коммуникаций на основании признании суверенитета и юрисдикции.
  • Причина того, почему стороны не подписывают мирный договор, недоверие между сторонами. «Каждый раз мы — в заявлениях Азербайджана, а они — в наших, видим отказ от договоренностей и намерения по планированию агрессивных действий, что негативно сказывается на работе над текстом».
  • Тем не менее, есть необходимость согласования ряда ключевых пунктов, один из которых — в создании механизма решения спорных вопросов по мирному договору, второй — создание гарантий безопасности.

Спикер НС РА Ален Симонян заявил:

  • При желании мирный договор с Азербайджаном может быть подписан до конца года, так как по трем основным принципам было достигнуто согласие.
  • На данный момент стороны не уточняют сроки подписания соглашения. Для Еревана важно, чтобы был подписан реально работающий документ, который принесет мир стране и региону.
  • Не существует обсуждение того, под чьей эгидой будет подписан документ, поскольку в случае появления третьей стороны, она начнет продвигать свои интересы.
  • Цели по созданию государственности в НК нет․
  • Попытки сформировать госинституты НК — прямая угроза и удар по безопасности РА.
  • Существующие проблемы армян НК должно решать руководство РА.

17 ноября в интервью ОТА посол РА по особым поручениям Эдмон Марукян заявил:

  • Азербайджанская сторона недавно отказалась ехать в Брюссель на встречу с РА по инициативе главы Евросовета Шарля Мишеля, а вчера — также от поездки в Вашингтон по приглашению США.
  • Азербайджан показал международному сообществу и нам, что не идет на переговоры, одновременно заявляя, что якобы Армения не желает мира.
  • Они постоянно саботируют обсуждения мирного договора, потом заявляют об интенсификации переговоров, затем подписать мирный договор, но отказываются от планируемых встреч.

17 ноября депутат НС РА от фракции «Гражданский договор» Геворк Папоян заявил:

  • Позиция АР, ранее отказавшегося от встречи на уровне глав МИД в Вашингтоне, крайне деструктивна в отличие от позиции РА, которая находит полное понимание у международных партнеров.
  • В рамках процесса нормализации отношений с АР предстоит тяжелая дипломатическая работа.
  • Имеющиеся «на земле» наработки дают сторонам возможность пойти на подписание мирного договора. Безусловно, есть препятствия. В противном случае договор, возможно, уже сегодня был бы подписан.

18 ноября, на открытии сессии ПА ОБСЕ в Ереване, премьер-министр РА Никол Пашинян поделился с «хорошими и плохими вестями»:

  • Хорошая весть — основные принципы мирного договора с Азербайджаном согласованы в результате встреч с Алиевым в Брюсселе 12 мая и 15 июля 2023 г.
    Первый принцип — взаимное признание территориальную целостности друг друга соответственно 28,6 тыс. кв. км и 86,6 тыс. кв. км. Второй принцип — политической базой демаркации и делимитации границы РА и АР является Алма-Атинская декларация 1991 г. Именно на этой основе Ереван предлагает Баку обоюдно не иметь войск по ту и другую стороны советских административных границ, а также адресовать вопросы эксклавов и анклавов. Третий принцип — региональные коммуникации должны быть открыты согласно принципам равенства, взаимного уважения суверенитета и юрисдикции. Страны региона должны быть связаны между собой также кабелями, трубопроводами, электролиниями. И для обеспечения своего вклада в этом правительство РА представил свой проект «Перекресток мира».
  • Плохие вести — стороны беседуют на разных дипломатических языках и очень часто не понимают друг друга. Азербайджан, например, ни разу публично не ссылался на вышеуказанные три принципа, не переподтвердил свою приверженность им. В Азербайджане на высшем уровне и официально начали называть Армению «Западным Азербайджаном», этой концепции учат в школах и вузах, в государственных СМИ. Это представляется подготовкой к новой войне, новой вооруженной агрессии и является основным препятствием для прогресса мирного процесса. В РА не понимают также отказ Азербайджана вернуть пленных, если Баку намерен заключить мир с Ереваном и основные принципы договора стороны согласовали и если давно было предложено эту тему разрешить по принципу «всех на всех».
  • «Однако, тем не менее, Армения привержена повестке мира, мирному процессу и на днях я заявил, что намерен с нашей стороны активизировать дипломатические усилия для подписания мирного договора с Азербайджаном».

Глава комиссии НС РА по внешним связям Саркис Ханданян заявил:

  • Азербайджанская делегация несколько раз поднимала вопрос гарантий безопасности в Ереване, Армения гарантировала безопасность азербайджанской делегации на сессии ПА ОБСЕ в Ереване, однако Баку отказался участвовать.
  • Делегации Турции, Азербайджана и России, не принявшие участие в осенней сессии ПА ОБСЕ, не предоставили разъяснений.

21 ноября МИД РА сообщила:

  • Вслед за публичным заявлением премьер-министра РА Никола Пашиняна от 18 ноября об активизации дипломатических усилий по достижению подписания мирного договора с Азербайджаном Ереван представил азербайджанской стороне 6-е предложение по соглашению.
  • РА привержена заключению и подписанию документа о нормализации отношений на основе ранее объявленных принципов.

В тот же день вице-спикер НС РА Акоп Аршакян заявил:

  • Ереван никогда не уклонялся от переговоров с Баку и всегда готов к ним.
  • Более того, происходит обмен различными проектами мирного договора, и МИД РА, в случае появления каких-либо новостей, всегда выступает с комментариями.
  • РА всегда участвовала в переговорном процессе, однако лишь на тех платформах, которые считала эффективными.

22 ноября МИД РА выступил с заявлением, отметив:

  • Армянская сторона, подтвердив политическую волю приложить усилия к нормализации отношений с Азербайджаном и установлению мира и стабильности на Южном Кавказе, 21 ноября передала азербайджанской стороне 6-ю редакцию соглашения об урегулировании отношения.
  • Пока РА изучала последние азербайджанские предложения и была готова продолжить переговоры по проекту соглашения, несмотря на обостряющийся день ото дня гуманитарный кризис из-за тяжелой блокады НК, Азербайджан 19 сентября осуществил широкомасштабное военное нападение на народ НК, что привело к насильственному перемещению всего армянского населения НК.
  • Продолжая открыто игнорировать возможность возвращения к мирному процессу и усилия международных партнеров в этом направлении, Баку не принял участия во встречах на уровне глав государств сначала в Гранаде в рамках встречи Европейского гражданского общества, а затем в Брюсселе несмотря на то, что эти пятисторонняя и трехсторонняя встречи были согласованы заранее.
  • Тем временем, Ереван продолжил работу над текстом соглашения и посчитала наиболее эффективным представить ее Азербайджану именно в ходе предполагаемых встреч. А чтобы не допустить заведения в тупик переговорного процесса и застопоривания попыток достижения прочного мира в нашем регионе, Ереван конструктивно передал свои замечания относительно соглашения и доказала готовность возобновить участие в переговорах, используя в качестве ориентира: а) недвусмысленное взаимное признание и уважение территориальной целостности друг друга, б) проведение дальнейшего процесса делимитации в соответствии с Алма-Атинской декларацией и новейшими легитимными советскими картами, в) разблокирование инфраструктур региона на основе полного уважения суверенитета и юрисдикции государств и принципов равенства и взаимности.
  • Ереван продолжает считать, что существует реальная возможность установления мира между двумя странами, которая может быть реализована при наличии политической воли с обеих сторон. РА продолжает демонстрировать такую волю.
  • Одним из проявлений этой воли является и то, что Ереван предложил Баку провести заседание комиссий по делимитации на государственной границе между двумя странами.

22 ноября спикер НС РА Ален Симонян заявил:

  • Ереван ожидает от азербайджанской стороны смелых шагов для достижения мира в регионе. Армянская сторона более чем конструктивна в подобных вопросах, и готова обсуждать все варианты, связанные с заключением мирного договора, в том числе, и возможности проведения встречи на границе, о чем Баку заявлял накануне. Симонян не исключил и возможности встреч на региональных площадках. «Мы обсуждаем все варианты, в том числе и эти».
  • Власти Азербайджана должны определиться в вопросе мира. «Всем хочется знать, желают ли они мира, не имея территориальных претензий к Армении, или являются пиаром и попыткой «пустить пыль в глаза» международному сообществу. Все заявления азербайджанского руководства должно быть доказано конкретными действиями». В числе этих действий, подтверждающих серьезность намерений Баку, может стать, к примеру освобождение армянских пленных и официальное подтверждение трех согласованных принципов для подписания мирного договора. «Зарубежные партнеры должны понять, что нынешняя стратегия Азербайджана не будет иметь перспективы до тех пор, пока не предприняты конкретные шаги».
  • Баку продолжает закупать израильское вооружение. «Для чего Баку нужно вооружение в таком количестве, если он стремится к миру? У них в арсенале имеется все, кроме ядерного оружия». На этот факт должно обратить внимание международное сообщество. На фоне этих закупок Азербайджан поднимает шум, когда Армения приобретает боевые машины, обвиняя Армению в милитаризации.

АЗЕРБАЙДЖАН

16 ноября МИД АР выступил с комментарием по поводу последних заявлений помощника госсекретаря США О’Брайена, в котором отмечается:

  • Заявления представителя Госдепа «необоснованны, неуместны и предвзяты».
  • Более того, «односторонний подход США может привести к тому, что США утратят свою роль посредника».
  • В Баку не считают возможным проведение 20 ноября 2023 г. в Вашингтоне встречи на уровне министров ИД АР иРА.

21 ноября МИД АР выступил с заявлением:

  • В Баку считают, что две страны должны вместе принять решение о своих будущих отношениях.
  • Две страны несут ответственность за продолжение мирного процесса, в том числе за выбор взаимоприемлемого места или решение о встрече на государственной границе.

В свою очередь, заведующий отделом внешней политики аппарата президента АР Хикмет Гаджиев заявил:

  • Для Баку война окончена, сложился новый статус-кво. Предыдущий статус-кво был неприемлем, а нынешний основан на международном праве. Поэтому никаких препятствий для подписания мирного соглашения не остается.
  • Из-за агрессивной и завоевательной политики РА двери остаются закрытыми, а если Армения выступит с позитивной повесткой дня в регионе, то, конечно, отношения можно урегулировать.

22 ноября на встрече с госминистром по вопросам Европы и Северной Америки МИД Великобритании Лео Докерти в Баку президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил:

  • Нет препятствий для заключения мира с РА.
  • АР поддерживает региональную мирную повестку и готова к диалогу с РА для подписания мирного договора и нормализации отношений между двумя странами.

МЕЖДУНАРОДНОЕ СООБЩЕСТВО

РОССИЯ

17 ноября посол РА в РФ Вагаршак Арутюнян сообщил «Интерфаксу»

  • Ереван рассматривает предложение российской стороны о проведении встречи глав МИД АР и РА в РФ.
  • Однако конкретных договоренностей пока нет. Проблема лишь в техническом согласовании.
  • РА не отказывается ни от каких предложений. Работа по организации встречи ведется.

20 ноября пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, заявил:

  • Песков не знаком со словами премьера РА Пашиняна о продвигаемой Баку концепции «Западного Азербайджана», озвученными на заседании ПА ОБСЕ в Ереване 18 ноября.
  • Москва слышала «совсем другие» заявления руководства АР, в которых говорится как раз о завершении одного этапа необходимости выхода и готовности к заключению мирного договора.

 

ТУРЦИЯ

20 ноября президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил:

  • Некоторые силы на Западе до сих пор не понимают, что с войной 2020 г. в регионе началась новая эпоха.
  • Эрдоган призвал Армению «принять руку мира, протянутую Азербайджаном».
  • Народу и лидерам РА было бы правильнее искать безопасности не за тысячи километров, а в мире и сотрудничестве со своими соседями.
  • Никакое оружие и боеприпасы, отправленные западными странами, не смогут заменить спокойствия, которое обеспечит прочный мир.
  • Турция в сотрудничестве с Азербайджаном готова предпринять необходимые шаги для успеха процесса нормализации между Баку и Ереваном.

 

США

16 ноября помощник госсекретаря США по делам Европы и Евразии Джеймс О’Брайен заявил:

  • Следующие недели будут иметь решающее значение для проверки готовности сторон перейти от благих намерений к согласию по мирному соглашению между РА и АР.
  • Любой коридор должен создаваться только с согласия РА, что приведет к транзитному буму для стран региона и мировых рынков, поскольку будет обеспечен доступ к указанным товарам.
  • Транспортный коридор, который будет создан в ином варианте, с применением силы или при участии Ирана, столкнется с решительным ответом.
  • Если для РА и АР существует альтернатива, участия российских миротворцев в НК больше не понадобится. «Они уже провалили свою задачу как миротворцы».
  • Лучший подход — предоставить обеим странам альтернативу — работать с Западом.

В тот же день Сенат США принял акт C.3000, который подразумевает, что президент США не может воспользоваться публичным законом 107-115. Последний позволял президенту обойти 907-ю поправку к «Акту защиты свободы». В свою очередь, 907-я поправка запрещает оказывать помощь Азербайджану.

Если проект будет принят Палатой представителей и подписан президентом США, то последний не может обойти 907-ю поправку и получить финансирование для помощи Азербайджану из бюджетных ассигнований на 2024 и 2025 гг.

17 ноября, комментируя отказ АР от переговоров с РА в Вашингтоне, пресс-секретарь Госдепа США Мэтью Миллер заявил:

  • США продолжают поддерживать мирные переговоры для решения проблем между АР и РА.
  • Вашингтон призывает обе стороны участвовать в этих переговорах, независимо от того, пройдут они в Вашингтоне или где-то еще. «Это будет оставаться нашей политикой».

17 ноября в интервью радио «Азатутюн» посол США в ОБСЕ Майкл Карпентер заявил:

  • Окно возможностей армяно-азербайджанской нормализации не закрыто.
  • Важно, чтобы все стороны удвоили свои усилия по достижению устойчивого мира и безопасности в регионе, потому что это, а также защита прав человека и демократии, чрезвычайно важны для США.
  • США продолжают считать, что для РА и АР крайне важно урегулировать отношения, чтобы в регионе были мир и стабильность, открылись транспортные коммуникации.

21 ноября пресс-секретарь Госдепа США Мэттью Миллер заявил:

  • США продолжают вовлекать руководство РА и АР и предлагают способствовать установлению достойного и прочного мира, в котором соблюдаются права всех.
  • Вашингтон считает важными прямые переговоры между Ереваном и Баку.
  • США приветствовали бы участие также других стран в содействии этим переговорам.

21 ноября глава USAID Саманта Пауэр заявила, что «два месяца назад военная операция Азербайджана в НК вынудила более 100 тысяч человек покинуть свои дома и переехать в соседнюю Армению». В ответ на это помощник президента АР Хикмет Гаджиев заявил, что в АР «больше нет места для деятельности» USAID. Об этом он написал в соцсети X, реагируя на заявление

21 ноября Милли Меджлис Азербайджана принял заявление против США:

  • Парламент АР осудил принятый Сенатом США законопроект против Азербайджана, назвав его серьезным ударом по двусторонним отношениям.
  • Этот шаг является серьезным препятствием на пути усилий по установлению мира в регионе.
  • Парламент Азербайджана осудил США также за оказание финансовой помощи РА и поддержку властей НК в прошлом.
  • Согласно заявлению, Вашингтон как посредник потерял свой престиж в Азербайджане.

 

ФРАНЦИЯ

20 ноября на совместном брифинге с главой Ирака Абдуллатифом Джамалом Рашидом президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил:

  • Баку с 11 сентября ждет ответа от Еревана по поводу предложений о мирном урегулировании.
  • Причина этого «плохие советы» со стороны Франции, которая играет очень деструктивную роль на Южном Кавказе. «Фактически Армения стала марионеткой французского правительства, и это серьезная угроза региональной стабильности». Алиев раскритиковал оружейное сотрудничество Парижа и Еревана, отметив, что, вооружая РА, Франция не поможет ей. «Им никто не поможет, как это было раньше».
  • «Армения должна планировать свое будущее, исходя из собственных национальных интересов, а не из амбиций стран, находящихся вдалеке от нашего региона, особенно стран с кровавым колониальным прошлым».
  • Азербайджану не нужна война, однако правительство и политический истеблишмент РА думают о реванше.

ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ

15 ноября в Брюсселе состоялся 2-ой Диалог высокого уровня ЕС-РА по вопросам политики и безопасности.

  • В ходе встречи стороны затронули современные вызовы архитектуре европейской безопасности. В этой связи была подчеркнута неприемлемость применения или угрозы применения силы.
  • Стороны подчеркнули абсолютную необходимость установления прочного мира и стабильности на Южном Кавказе. В связи с этим ЕС выразил поддержку нормализации отношений между РА и АР на основе принципов взаимного признания территориальной целостности и нерушимости границ на основе Алма-Атинской декларации 1991 г., делимитации границ на основе соответствующих карт ГШ ВС СССР, которые были предоставлены сторонам, и разблокирования региональных коммуникаций на основе уважения суверенитета и юрисдикции каждой страны, а также на основе взаимности и равенства.
  • РА подтвердила свою готовность принять участие во встрече лидеров в Брюсселе, организованной председателем Европейского совета Шарлем Мишелем. ЕС приветствовал концепцию армянского проекта «Перекресток мира» как выражение приверженности правительства РА установлению мира и сотрудничества в регионе и за его пределами.

17 ноября в интервью «Арменпресс» официальный представитель внешнеполитической службы ЕС Петер Стано заявил:

  • Европейский инструмент мира — финансовый инструмент, с помощью которого ЕС поддерживает страны, когда дело доходит до укрепления их устойчивости, их способности укреплять свою стабильность и безопасность.
  • Фонд мира имеет два уровня, и в ряде стран ЕС его использует для финансирования своих миротворческих миссий или миссий по наблюдению или мониторингу. Это касается и РА. Например, миссия ЕС в РА финансируется через этот фонд.
  • Государства-члены ЕС заявили, что это еще один способ нашей готовности поддержать Армению, а также способ посмотреть, как мы можем поддержать ее устойчивость через Европейский фонд мира. «Это начало процесса. Ищем способы — как помочь вам и чем». Пока нет конкретного предложения относительно характера поддержки, поскольку обсуждения только начались.
  • Касаясь критики ЕС со стороны Баку после сообщений о поставках французского вооружения Армении, Стано назвал логичным, что каждая страна предпринимает суверенные, независимые шаги для своей защиты. Это также означает усиление ВС и получение военной помощи, откуда бы они ни шли. «Это право каждой независимой и суверенной страны, и никто не имеет права вмешиваться в него при условии соблюдения всех международных законов и соглашений».
  • Но сказанное ЕС о поддержке РА не имеет ничего общего с вооружением РА. «Мы просто хотим увеличить или поддержать способность Армении укреплять свои демократические институты и защищать себя от любых угроз».
  • Если не будут соблюдаться суверенитет, независимость и территориальная целостность РА, будут последствия для тех, кто это нарушит и «это очень четкая позиция Брюсселя». Во-вторых, поддержка ЕС заключается в том, чтобы помочь укрепить РА свои демократические институты, их потенциал, гибкость, а не вооружать.
  • Любой, кто критикует ЕС за то, что делает с РА, должен попытаться дважды подумать и понять, что ЕС делает и что говорит. То, что ЕС делает с РА, никоим образом не направлено против кого-либо еще. «Не стоит беспокоиться, потому что это делается ради РА, армянского народа, укрепления демократических институтов и укрепления уважения к суверенитету, независимости и территориальной целостности Армении».
  • ЕС не заключает никаких черных сделок под столом со скрытой целью. Не ЕС провоцирует нестабильность. Это не ЕС предпринимает односторонние военные шаги. Но то, что в ЕС увидели в случае с НК, было односторонним военным шагом, военная операция была начата, несмотря на данные ранее заверения, что вопрос не будет решен военным путем. «Поэтому, прежде чем тыкать пальцем в других, некоторым было бы полезно проявить немного самокритики».
  • ЕС привержен установлению мира между Ереваном и Баку, и СМИД ЕС призвал РА и АР возобновить переговоры и решить все нерешенные вопросы, чтобы заключить мирный договор. «Было бы идеально, если бы это произошло до конца года. Мы здесь, чтобы поддержать, но принуждать, конечно, мы не можем».
  • Роль Брюсселя как посредника не в оценке поведения той или иной стороны, а в том, чтобы помочь в усилиях по поиску решения. Несмотря на отмену встреч на высоком уровне, взаимодействие продолжается.
  • Баку и Ереван обратились к Брюсселю после того, как поняли, что Москва не является честным посредником, когда они поняли, что на РФ особо нельзя положиться, потому что у нее есть своя скрытая повестка.
  • РФ по большому счету не выполнила свои обязательства перед РА. ЕС здесь, потому что честный партнер и сделает все возможное, потому что лучшая или самая сильная мотивация ЕС — его собственная история. «Мы готовы помогать, советовать и поощрять. Но опять же, мы не можем и не будем никого принуждать».
  • Есть разочарование или критика по поводу того, что ЕС не проделал достаточно работы для предотвращения вынужденного переселения армян из НК. Однако нужно помнить, что ЕС не является интервенционистской силой и обладает лишь политическими и дипломатическими инструментами.
  • Были публичные заявления из ЕС, осуждающие односторонние военные действия АР в НК — на сессии СБ ООН Верховный представитель ЕС выступил с публичными заявлениями и с резким осуждением. ЕС был не только в публичном пространстве, делал то же самое и на международных площадках, которые, возможно, не так публичны и заметны широкой публике. Раньше ЕС делал то же самое на двусторонних встречах.
  • ЕС четко требует, чтобы народ НК имел гарантии безопасного возвращения. Их имущество не может быть конфисковано кем-то другим. ЕС также увеличил гуманитарную помощь вынужденно перемещенным лицам, продолжает требовать международного доступа и международного присутствия в НК в рамках этих гарантий для народа.

20 ноября в интервью «Арменпресс» спецпредставитель ЕС по Южному Кавказу и кризису в Грузии Тойво Клаар заявил:

  • В ЕС не видят причин, по которым невозможно двигаться вперед, и из-за которых АР и РА не смогут максимально быстро продвинуться в направлении нормализации двусторонних отношений.
  • В ЕС не против формата «3+3», но не для обсуждения мирного договора между Ереваном и Баку. «Для нас самое главное — прогресс, а на какой платформе он будет достигнут — гораздо менее важно».
  • Любая дорога в случае разблокирования коммуникаций в регионе, проходящая по территории РА, должна находиться под ее юрисдикцией. АР хочет иметь гарантию того, что ее граждане и грузы, проходящие по территории РА, будут в безопасности. «Это совершенно логично и нормально. А вот как это будет на деле — за это отвечают власти Армении».
  • В отличие от Азербайджана, который регулярно говорит о так называемом «Зангезурском коридоре» в контексте разблокирования региональных коммуникаций, очевидно подразумевая идею наличия экстерриториального коридора по суверенной территории РА, правительство РА предлагает проект «Перекресток мира», который предполагает разблокирование региональных коммуникаций на основе юрисдикции и суверенитета стран.

20 ноября замминистра ИД РА Паруйр Ованнисян и глава делегации ЕС в РА Василис Марагос подписали подписано соглашение о статусе миссии ЕС в РА.

  • Ованнисян уточнил, что пока рано говорить об изменении мандата, речь идет об увеличении количества наблюдателей и усилении возможностей. Из третьих сторон к миссии присоединилась Канада, есть заинтересованность и со стороны других стран.
  • По его мнению, соглашение о статусе миссии ЕС должно способствовать более эффективному осуществлению ее деятельности.
  • В свою очередь, Марагос заявил, что в ЕС верят, что это укрепит безопасность людей. ЕС также способствует укреплению доверия в регионе. «ЕС привержен установлению мира в регионе, и это один из инструментов, которыми мы располагаем в Армении».

21 ноября в интервью азербайджанской службе Радио Свободы спецпредставитель ЕС по Южному Кавказу и кризису в Грузии Тойво Клаар заявил:

  • Основной целью ЕС на данный момент является подписание мирного соглашения между Азербайджаном и Арменией.
  • ЕС в настоящее время не видит серьезных препятствий, которые могли бы помешать этому процессу.
  • Слова руководства АР об отсутствии претензий к территории РА являются весьма важными утверждениями. В то же время после этих заявлений необходимо переходить к мирному соглашению и его реализации. «Заявление очень важно, но мы ожидаем действий».
  • Кроме того, мирное соглашение является важным документом, но самого по себе его недостаточно.
  • Брюссель направляет свои призывы лишь Баку, поскольку в текущей ситуации Азербайджан — более сильная сторона.

ОБСЕ

17 ноября спикер НС РА Ален Симонян принял делегацию во главе с Председателем ПА ОБСЕ Пиа Каумой.

  • Стороны обратились к проблемам армян, насильственно перемещенных из НК вследствие очередной широкомасштабной военной агрессии, развязанной ВС АР, а также к демократическим процессам в РА.
  • Симоянн представил видение установления мира и обеспечения развития в регионе Южного Кавказа.
  • Каума, в свою очередь, представила подробности своего визита в Баку.

18 ноября на пресс-конференции Пиа Каума заявила:

  • По ее впечатлению, Азербайджан готов к мирным переговорам с Арменией
  • ОБСЕ призывает обе стороны продолжать переговоры и искать новые возможности, где они смогут прийти к соглашению.
  • Этот регион также очень важен с экономической точки зрения, здесь много возможностей, но все они требуют мира и безопасности, потому что в противном случае инвесторы не решаются приходить сюда.
  • Граждане РА заслуживают мира. «Пришло время найти новый путь к миру, и мы как организация, и я лично, поддерживаем армян в поиске пути к миру».

18 ноября в Ереване прошла встреча премьер-министра РА Никола Пашиняна и генсека ОБСЕ Хельги Мария Шмидт.

  • Были обсуждены гуманитарные проблемы более 100 тыс. насильственно перемещенных из НК граждан в результате политики этнической чистки АР, а также шаги, предпринятые правительством РА для их преодоления.
  • Собеседники затронули вопросы, связанные с процессом регулирования армяно-азербайджанских отношений. Подчеркнута важность продолжения мирного процесса на основе принципов, согласованных на трехсторонних встречах, состоявшихся в Брюсселе 14 мая и 15 июля 2023 г.
  • Состоялся обмен мнениями по региональному миру и стабильности, а также другим вопросам, представляющим взаимный интерес.

СОВЕТ ЕВРОПЫ

21 ноября «Община Западного Азербайджана» заявила:

  • Содокладчика мониторингового комитета ПАСЕ Лиз Кристофферсен отказался встретиться с азербайджанскими беженцами, требующими «возвращения» в РА.
  • Община обвинила ПАСЕ в предвзятости и призвала СЕ обеспечить возвращение азербайджанцев на территорию РА, откуда они были «изгнаны».

ПРАВО

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СУД ООН

17 ноября МС ООН принял решение о принятии временных мер в отношении АР по иску РА.

  • МС считает, что есть угроза нанесения непоправимого ущерба правам населения НК.
  • МС ООН обязал Баку обеспечить право армян НК на возвращение
  • Лица, которые после 19 сентября остались и до сих пор продолжают оставаться в НК, должны иметь возможность при желании уехать оттуда.
  • АР обязана исключить применение силы или запугивание лиц, которые остаются в НК после 19 сентября либо вернулись туда
  • Суд также обязал Баку сохранять и не уничтожать документы, подтверждающие право жителей НК на собственность. Баку должен уважать это право и зафиксировать его в своем законодательстве.
  • АР также обязана в 8-недельный срок представить отчет суду о проделанной в указанных направлениях работе.

18 ноября МИД РА выступил с заявлением, в котором отмечается:

  • Ереван приветствует решение МС от 17 ноября, которое имеет важное значение, так как никогда в истории инстанции в отношении одного государства не применялось такое количество временных мер в рамках одного судебного разбирательства
  • Это является свидетельством сохранения угрозы непоправимого ущерба правам этнических армян в рамках Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, что связано с поведением Азербайджана.
  • Это решение суда, как и предыдущие, создает юридически обязательные обязательства по международному праву.

В свою очередь, глава комиссии НС РА по внешним связям Саркис Ханданян заявил:

  • Решение МС ООН очень важно, но Суд и ранее принял аналогичное решение относительно открытия Лачинского коридора, однако давления международного сообщества оказалось недостаточно для того, чтобы Азербайджан пресек свою многомесячную агрессивную политику в отношении армян НК.
  • Не нужно питать больших надежд на то, что за этими решениями МС ООН последуют конкретные действия
  • Тем не менее, Ханданя надеется, что оно может стать важным инструментом в международной дипломатии.

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИЛЫ

БЛОК «АРМЕНИЯ»

17 ноября секретарь фракции «Армения» Арцвик Минасян заявил:

  • Слова спикера НС РА Симоняна о том, что сохранение государственных институтов НК является прямой угрозой безопасности РА, являются продолжением деструктивной политики действующей власти.
  • Ряд институтов, в первую очередь, НС, президент, ведомства внешней политики и другие госучреждения НК должны функционировать. Эти ведомства должны суметь на должном уровне представлять многочисленные вопросы, связанные с армянами НК.

В свою очередь, депутат НС РА Артур Хачатрян заявил:

  • Цель действующей власти — закрыть навсегда вопрос НК. Они хорошо понимают, что, если население НК будет здесь компактно жить, сохранив политическое представительство, вопрос НК останется в повестке. Поэтому они будут делать все, чтобы этого не произошло, в том числе создавать неблагоприятную среду в Армении для работы государственных институтов НК.
  • Для нынешних властей оккупация свыше 200 кв. км азербайджанской стороной суверенной территории РА не является угрозой национальной безопасности, но в деятельности государственных институтов НК они видят риски, в противном случае предприняли бы какие-нибудь шаги.
  • Западные переговорные форматы стали неинтересны Баку, он на этих площадках получил от Еревана все, что хотел и мог получить именно на Западе. Отказ Баку от встреч в Гранаде, Брюсселе, а теперь еще и в Вашингтоне чреват новой войной.
  • Баку не скрывает, чего хочет – 8 сел, экстерриториальный коридор, репарации, возвращения беженцев. «Пускай никто не тешит себя надеждой, что, проглотив НК, Азербайджан оставит Армению в покое». В то время как Пашинян говорит о мире, Азербайджан подписывает контракт на поставки систем ПВО из Израиля на $1,2 млрд.
  • Никогда ни один документ не гарантировал безопасность страны. Любой войне предшествовал какой-либо договор о мире и мирной эпохе. Любой мир всегда обеспечивают боеспособная армия и гибкая дипломатия.

БЛОК «ЧЕСТЬ ИМЕЮ»

17 ноября секретарь фракции «Честь имею» Тигран Абрамян заявил:

  • Баку пытается выиграть время, а в нужный момент на конкретном направлении предпримет агрессию. АР сейчас проводит переоценку своих возможностей. Очевидно, что у него есть территориальные претензии к РА, ведь в последнее время активно говорится о т.н. «анклавах» — 8 селах, якобы оккупированных Арменией.
  • Азербайджан на самом высоком уровне неоднократно заявлял, что вопрос применения силы остается в его повестке на пути достижения своих целей. Это является причиной сохранения постоянной напряженности.
  • Азербайджан в последние годы провел масштабную работу, чтобы не только усилить коммуникации своих ВС на передовой, но по возможности замаскировать передвижения войск. Поэтому сейчас зачастую невозможно заметить локацию и род активности азербайджанских войск на границе.

АРМЯНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОНГРЕСС

17 ноября зампред АНК Левон Зурабян на своей странице в Фейсбук написал:

  • Благодаря своей принципиальной и последовательной позиции о невозможности нахождения НК в составе Азербайджана, РА добилась того, что в ноябре 1997 г. сопредседатели МГ ОБСЕ представили конфликтующим сторонам поэтапный вариант урегулирования, который должен был подписать также НК, причем в равном статусе с АР и РА. Более того, решение не предусматривало никакой отсылки к территориальной целостности АР.
  • Мир признал фактическую независимость НК, а также контроль РА над территориями, соединяющими РА и НК, требуя лишь возвращения АР территорий за пределами НК.
  • Пашинян сегодня занят оправданием своей вины и ответственности за потерю НК и создание угрозы независимости РА. Если для этого потребуется фальсифицировать историческую правду, «Пашинян не будет колебаться ни секунды, поскольку ради собственного спасения он готов пожертвовать всеми национальными ценностями, включая героические победы предыдущих поколений».

 

АРМЯНО-ТУРЕЦКИЕ ОТНОШЕНИЯ

ВЛАСТИ

АРМЕНИЯ

18 ноября, на открытии сессии ПА ОБСЕ в Ереване, премьер-министр РА Никол Пашинян заявил:

  • Урегулирование отношений РА с Турцией — важнейший фактор в плане стратегического видения по созданию атмосферы мирного развития нашего региона — Южного Кавказа.
  • Армения находится в активном диалоге с Турцией. Ранее такого активного диалога не было, хотя в плане установления дипломатических отношений пока нет каких-либо успехов.
  • Пашинян надеется в скором времени услышать весть об открытии границы для граждан третьих стран и лиц с дипломатическими паспортами.
  • «Надеемся превратить Южный Кавказ в регион, поставляющий миру хорошие новости, и Республика Армения — я лично — готовы нести свою долю ответственности за это».

 

АРМЯНО-РОССИЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

ВЛАСТИ

РОССИЙСКИЕ УЧЕБНИКИ ДЛЯ ШКОЛ РА

16 ноября зампред Совфеда РФ Юрий Воробьев заявил:

  • В Совете Федерации РФ недоумевают по поводу приостановки министерством образования РА процесса раздачи российских учебников в школах страны.
  • Инициатива закупки и передачи учебников исходила от НС РА, и российская сторона нашла бюджетные средства на приобретение и безвозмездную передачу более 50 тысяч учебников школам РА с обучением на русском языке. 11 ноября учебники были доставлены в страну, началась их раздача в школах, но возникли проблемы.
  • Предлог — необходимость экспертизы учебников. Но армянские коллеги сами направляли перечень необходимых материалов. Делегация РФ в Бишкеке подняла вопрос перед вице-спикером армянского НС.
  • Воробьев надеется, что препятствия будут устранены в ближайшее время.

Начальник управления общего образования Минобразования РА Тамара Саркисян сообшила:

  • Каждое учебное пособие проходит экспертизу на соответствие новым образовательным стандартам РА и об этом армянская сторона сообщала представляющему российскую сторону Россотрудничеству.
  • Речь идет о 52 000 учебниках, предназначенных для 45 школ в РА с русскочзычными классами.
  • С наличием учебников в русскоязычных классах до этого были проблемы и ученикам приходилось пользователям разными ресурсами, чтобы восполнить пробелы.

РОССИЯ-ЗАПАД

16 ноября в НС РА премьер-министр РА Никол Пашинян заявил:

  • Карабахский вопрос использовали против развития государственности РА — до того момента, когда его решение привело бы к прекращению существования страны.
  • РА — не плацдарм или форпост для реализации чужих планов.
  • Именно экономическое развитие является национальным интересом Армении, и все концепции должны оцениваться в том контексте — насколько они соответствуют этим интересам.

22 ноября официальный представитель МИД РФ Мария Захарова заявила:

  • Армению в сентябре, октябре и ноябре пригласили провести переговоры и в Москве, и на полях многосторонних мероприятий, на что РФ до сих пор не получила внятных ответов.
  • Вместо этого Ереван рвется вести переговоры по мирному договору с Баку в Вашингтоне, в Брюсселе, хотя ни США, ни ЕС не могут считаться добросовестными посредниками по целому ряду причин. Их действия подчинены цели вытеснения России с Южного Кавказа.
  • Безоглядная ставка Еревана на то, что Запад поможет, потерпела фиаско. Смотря на имеющиеся приглашения на переговоры по мирному договору с Азербайджаном, видно, что они до сих пор заморожены.
  • Рассуждения о выгоде от поставки в РА французских бронемашин Bastion выглядят достаточно наивно. Франция продала Еревану настоящий неликвид, который не смогла реализовать. Каким образом эта покупка сможет укрепить охрану суверенной территории Армении, остается загадкой. Не говоря о том, что сборная солянка из техники разных производств никогда не способствовала повышению обороноспособности.
  • РФ последовательно работает над превращением региона в зону стабильности, процветания на балансе интересов всех регионалов и их соседей. В этой логике Москва выстраивает взаимодействия в рамках региональной платформы «3+3», работает над комплексной нормализацией между Баку и Ереваном на основе трехсторонних договоренностей.
  • Западные страны и Франция, в частности, преследуют свои интересы, игнорируя интересы стран региона. Миссия ЕС не имеет никакого отношения к обеспечению безопасности РА и региона в целом, не способствует нормализации отношений Баку и Еревана на основе комплекса трехсторонних договоренностей и способствует достижению ровно противоположных результатов.

22 ноября в эфире радиостанции «Говорит Москва» первый замглавы комитета Госдумы по делам СНГ Константин Затулин заявил:

  • Существующими проблемами с учебниками, отправленными российской стороной школам РА, всё не закончится. Далее речь пойдёт и о российской базе в Гюмри, и о членстве в ОДКБ, и о членстве в ЕАЭС. «Всё это со временем придёт. Просто не всё сразу может реализовать господин Пашинян. Ну не все за ним успевают».
  • Затулин предупреждал о пагубных последствиях поддержки власти Пашиняна, однако, в верхах к нему не прислушались. В 2020 г. Пашинян провалил военные действия, поскольку надо было избавиться от НК. «Мы сказали, ну вы знаете, мы же не можем тут». Потом Пашинян пошёл на выборы. Оппозиция обращалась к РФ и просила как-то её зримым образом поддержать. «Мы сказали, ни в коем случае, вы что, если что-то с Пашиняном случится, он же один из трёх, кто подписал это соглашение о прекращении войны в Карабахе 9 ноября 2020 г.».
  • Сегодня правительство РА решило воспользоваться ситуацией, борьбой РФ с Западом, СВО на Украине. Им подвернулся повод избавиться от своих политических противников вместе с НК. Они это сделали и переложили на РФ за это ответственность. И теперь торопятся как можно быстрее развернуть РА в другом направлении.
  • Пашинян имеет основания для заявлений о том, что РФ не поставляет вооружение РА, за которое уже были выплачены деньги. РА закупила у РФ вооружение, а РФ из-за СВО на Украине тянет с его поставкой. Пашинян же пользуется теми основаниями, которые РФ ему создает, чтобы обратиться к другим.
  • ОДКБ подставилась в сентябре 2022 г., когда Азербайджан начал движение уже вглубь РА. Надо было немедленно отреагировать, по крайней мере, призвать, публично заявить и так далее. Вместо этого началась проволочка с реакцией и этим воспользовался Пашинян.

ОДКБ

16 ноября спикер НС РА Ален Симонян заявил:

  • РА не принимала решения о выходе из ОДКБ. Другое дело, как позиционирует себя сама ОДКБ. Ведь это структура, созданная для того, чтобы предпринимать какие-то действия в случаях, когда один из членов находится в опасности. Этот вопрос адресован и к другим странам-членам ОДКБ.
  • Когда РА была председательствующей страной, ОДКБ провела операцию в одной из стран-членов организации. Однако, когда были проведены соответствующие действия в отношении РА, ОДКБ заявила, что готова направить наблюдателей, и что готова провести военные учения, не уточняя при этом, где именно будут проводиться эти самые учения. «Куда они пришли бы и встали бы, где бы они проводили эти действия, если они в тоже время говорят, что граница между Арменией и Азербайджаном не была нарушена. Как не нарушена? У Джермука не была нарушена, в остальных местах не была нарушена? Если граница нечто аморфное, то куда бы явились наблюдатели и что наблюдали бы?! Такое фокусничество для нас неприемлемо».

17 ноября в интервью ОТА посол РА по особым поручениям Эдмон Марукян заявил:

  • Разногласия между РА и ОДКБ никак не связаны с карабахским вопросом. В РА никогда не смешивали эти две темы. Во время 44-дневной войны Ереван не обращался в ОДКБ за помощью в войне в НК.
  • ОДКБ не связана с тем, что контроль над Лачинским коридором был утерян.
  • Обязательства РФ и ОДКБ разные. ОДКБ не подписывала заявление 9 ноября 2020 г., его подписали РФ с РА и АР. «Этот документ полностью провалился, не был реализован и на данный момент является недействующим».
  • РА многократно поднимала проблемные темы с ОДКБ, начиная с оккупации своих суверенных территорий Азербайджаном, по которым ОДКБ во главе с РФ свои уставные обязательства не выполнил — речь идет о действиях на политическом уровне с целью сдержать АР. Сейчас оккупировано 200 кв. км территории ОДКБ. И теперь или ОДКБ следует заявить, что «Азербайджан должен выйти из этих 200 кв. км территории, которые находятся в моих границах и под моей защитой» или должна принять, что не в состоянии выполнить свои обязательства. «И мы примем свое решение».

В тот же день, секретарь «Гражданского договора» Артур Ованнисян заявил:

  • РА вступила в ОДКБ с конкретными границами, и границы стран-членов стали границами безопасности этого блока.
  • Когда ОДКБ не знает границы страны-участницы организации, где она начинается и где заканчивается, значить ОДКБ не знает где начинаются и заканчиваются ее функции. В этом и заключается проблема с этой структурой. «И мы должны продолжить обсуждения с нашими коллегами, чтобы разобраться в этом».

В свою очередь, депутат НС РА Геворк Папоян заявил:

  • Ереван никогда не отклонял предложение ОДКБ об отправке в РА специальной миссии. Однако, власти РА задавали и продолжают задавать вполне конкретный вопрос – где будет размещаться этот контингент?
  • Когда приходят европейцы, они сразу говорят, «этот холм – армянская территория, а тот перелесок – азербайджанская». Они четко фиксируют границы стран. Но когда спрашиваем коллег из ОДКБ, где они разместятся, они не говорят, где армянская территория, а где – азербайджанская. «Но ведь они должны фиксировать, где начинается Армения, и где начинается Азербайджан». Если ОДКБ не фиксирует этот момент, то непонятно, как она будет определять откуда стреляли и кто стрелял.

20 ноября на встрече с президентом Беларуси Александром Лукашенко генсек ОДКБ Имангали Тасмагамбетов заявил:

  • Хотя все остальные союзники поддержали решение о помощи Армении, Ереван не выражала никакого своего интереса к этому документу.
  • Более того, в завершающей части работы Ереван попросил его вообще снять с повестки.

21 ноября ОДКБ выступила с комментарием:

  • В работе до настоящего времени находились два документа, имевшие отношение к стабилизации обстановки на Южном Кавказе — проекты Решения СКБ ОДКБ «О совместных мерах по оказанию помощи Республике Армения» и Заявления СМИД ОДКБ в поддержку усилий по достижению мира в этом регионе.
  • После просьбы Еревана о снятии с повестки заявления СМИД ОДКБ продолжается работа над проектом решения СКБ ОДКБ и по другим практическим мерам.

В тот же день, вице-спикер НС РА Акоп Аршакян заявил:

  • Ереван попросил снять с повестки проект заявления СМИД ОДКБ о содействии, поскольку Ереван неоднократно заявлял, что необходимо зафиксировать, где начинается и заканчивается зона ответственности ОДКБ.
  • Эта зона и конкретная карта РА с ее границами не были зафиксированы, и в этом проблема, при работе с ОДКБ вопросы возникали оттуда, и это открыто обсуждалось.
  • РА не обсуждает вопрос о прекращении сотрудничества с ОДКБ.

21 ноября стало также известно, что главы МИД, МО РА Арарат Мирзоян и Сурен Папикян, а также секретарь Совбеза РА Армен Григорян не примут участие в заседании СМИД, СМО и Комитета секретарей Совбеза ОДКБ в Минске. В декабре в мероприятиях ОДКБ не будет участвовать также спикер НС РА Ален Симонян, поскольку его «участие в сложившейся ситуации не к месту».

22 ноября спикер НС РА Ален Симонян заявил:

  • На фоне агрессии Азербайджана против НК по 15 направлениям, Москва обращается к сторонам с призывом прекратить огонь, ставя на одну доску агрессора и жертву.
  • По данным Симоняна, даже в предложенной со стороны ОДКБ помощи отсутствовал пакет об оказании Армении военного содействия.

22 ноября пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил:

  • Москва сожалеет, что на высоком уровне не будет участия РА в саммите ОДКБ.
  • Тем не менее, в РФ наедятся, что будет участие на рабочем, экспертном уровне и рассчитывают, что РА будет продолжать свою работу в рамках ОДКБ.

22 ноября официальный представитель МИД РФ Мария Захарова заявила:

  • Москва не считает, что решение Еревана не участвовать в саммите ОДКБ в Минске отвечает долгосрочным интересам армянского народа и будет способствовать укреплению безопасности и стабильности дружественной нам страны.
  • В то же время в Москве понимают, что Ереван не собирается блокировать работу уставных органов ОДКБ. Более того, подходы официального Еревана «оставляют двери открытыми и позволяют в дальнейшем присоединиться к работе организации».
  • В развитиях вокруг ОДКБ речь идет о кардинальной смене ориентации РА во внешних делах. Это делается весьма отчетливо, но Ереван пытается это закамуфлировать, полагая, что можно сохранить прежний уровень помощи и каких-то отношений. Разговоры о том, что РА была вынуждена искать альтернативу, не получив от РФ ответной реакции на свои просьбы, и это не РА выходит из ОДКБ, а наоборот – «просто попытка спихнуть ответственность, найти виновных в собственных просчетах». Велись консультации как в двустороннем формате, так и по линии ОДКБ, однако в Ереване приняли решение в пользу размещения миссии ЕС.
  • Красноречивым является снятие вопроса об оказании помощи с повестки ОДКБ. «Россия и другие союзники по ОДКБ открыты к диалогу и готовы помочь — имелось бы желание у Еревана. Наверное, не нужна помощь».
  • Представитель МИД России Мария Захарова уверена, что ОДКБ в нынешних условиях призвана сыграть важную роль в плане обеспечения региональной стабильности. Развертывание мониторинговой миссии ОДКБ на армяно-азербайджанской границе могло бы стать весомым фактором обеспечения безопасности РА, в отличие от миссии ЕС, «которая демонстрирует свою полную неэффективность».

РЕГИОНАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ

17 ноября, комментируя слова представителя МИД РФ Захаровой о том, что в заявлении от 9 ноября 2020 г. сказано о роли Погранслужбы ФСБ РФ по контролю над транспортным сообщением между Азербайджаном и Нахичеванью, в интервью ОТА посол РА по особым поручениям Эдмон Марукян заявил, что РФ продолжает ссылаться на документ, который полностью провалился и не был выполнен.

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИЛЫ

БЛОК «АРМЕНИЯ»

22 ноября депутат НС РА Армен Рустамян заявил:

  • Армения должна была принять участие в мероприятиях ОДКБ, высказать свои недовольства, привести причины, которые вынудили ее сблизиться с ЕС, США.
  • Неправильно под ОДКБ подразумевать всю Россию.

 

БЛОК «ЧЕСТЬ ИМЕЮ»

21 ноября секретарь фракции «Честь имею» Тигран Абрамян, комментируя просьбу РА снять с повестки документ ОДКБ о помощи стране, заявил:

  • За последний месяц Азербайджан стал агрессивнее, риторика руководства страны ужесточилась.
  • В этой ситуации, когда мы говорим об обеспечении безопасности или обороны РА, несомненно, важна помощь партнеров.

 

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

АКЦИЯ ПРОТЕСТА

18 ноября в Ереване прошла акция в поддержку армянских политзаключенных в тюрьмах Армении и Азербайджана.

  • Представитель РПА Эдуард Шармазанов заявил, что целью акции является информировать участников сессии ПА ОБСЕ о политзаключенных в тюрьмах Еревана и Баку.
  • Он заявил, что Армения не является бастионом демократии. В Армении есть политзаключенные, находящиеся в тюрьме только потому, что защищают право народа НК на самоопределение.
  • Европа молчит, когда наши арцахские братья и представители бывших властей Арцаха содержатся в тюрьмах Баку.

 

ОФИЦИАЛЬНАЯ ХРОНИКА

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

ГРУЗИЯ

17 ноября в Ереване главы МО РА и Грузии Сурен Папикян и Джуаншер Бурчуладзе подписали план сотрудничества в сфере обороны и региональной безопасности.

В тот же день премьер-министр РА Никол Пашинян принял делегацию во главе с Бурчуладзе.

  • Пашинян отметил, что отношения между Арменией и Грузией продолжают динамично развиваться и что фиксируется расширение сотрудничества в различных сферах. Это имеет большое значение и приоритетность для правительства РА.
  • Бурчуладзе коснулся взаимодействия с МО РА и отметил, что впечатлен реформами, реализуемыми в сфере обороны в РА.
  • Собеседники обсудили сотрудничество и обмен опытом в сфере безопасности и обороны, а также вопросы регионального мира и стабильности.

20 ноября замминистра ИД РА Паруйр Ованнисян обсудил с председателем комиссии по вопросам европейской интеграции парламента Грузии Макой Бочоришвили текущий уровень диалога РА и Грузии с ЕС.

 

ИРАН

21 ноября в Ереване представители министерства территориального управления и инфраструктур РА и делегация туристической и автомобильной федерации Ирана обсудили строительство участка Сисиан-Каджаран трассы «Север-Юг“ и вопросы миграции.

 

ИРАК

22 ноября президент РА Ваагн Хачатурян принял президента Ирака Абдулу Латифа Рашида.

  • Хачатурян заявил, что РА заинтересована в разблокировке региональных и экономических коммуникаций: армянский президент о проекте «Перекресток мира». Это обеспечит безопасность и стабильность в регионе.
  • Он также отметил, что Ирак остается ключевым партнером РА на Ближнем Востоке.
  • Стороны обсудили темы, представляющие взаимный интерес, а также вопрос установления мира в регионе.
  • По итогам встречи стороны приняли совместное заявление отражающее взаимное желание развития двусторонних отношений по всем направлениям.

Премьер-министр Армении Никол Пашинян также принял Рашида:

  • Пашинян заметил, что между двумя странами существуют богатые культурные и исторические связи, указав на определенную активизацию экономических связей.
  • Рашид выразил надежду на то, что двустороннее сотрудничество в политической, экономической и торговой сферах будет и дальше укрепляться.
  • Собеседники обсудили вопросы, связанные с сотрудничеством в сферах экономики, товарооборота, высоких технологий, энергетики, водных ресурсов и туризма.

Католикос Гарегин II принял президента Ирака Рашида.

 

ИНДИЯ

18 ноября в Нью-Дели прошли политические консультации между МИД РА и Индии — под руководством замминистра ИД РА Мнацакана Сафаряна и заместителя секретаря-заместителя по западным делам министра ИД Индии Санджая Вермы.

  • Стороны обсудили вопросы, связанные с взаимодействием между РА и Индией. Собеседники коснулись расширения торгово-экономических связей, реализации различных отраслевых инициатив каналов связи, а также взаимовыгодного сотрудничества на ряде многосторонних площадок.
  • Сафарян также представил проект «Перекресток мира».
  • Были упомянуты международные усилия по урегулированию отношений между Арменией и Азербайджаном.
  • Сафарян также представил меры, принятые правительством РА для надлежащего приема более 100 тысяч армянских беженцев из НК.

Также состоялся обмен идеями с государственным министром ИД и культуры Индии Минакши Лекхи относительно реализации запланированных двусторонних образовательных и культурных программ и возможного взаимовыгодного сотрудничества в других сферах. Была подчеркнута важность защиты армянского историко-культурного наследия на Южном Кавказе.

 

УКРАИНА

20 ноября секретарь Совета безопасности РА Армен Григорян принял главу украинской делегации в ПА ОБСЕ Никиту Потураева.

  • Стороны обсудили ситуацию региональной и внерегиональной безопасности и подчеркнули необходимость стабильного мира.
  • Григорян представил подходы РА к некоторым региональным вопросам.

 

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ

20 ноября премьер-министр РА Никол Пашинян принял министра по делам Европы Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии Лео Докерти.

  • Пашинян выразил уверенность, что армяно-британское сотрудничество имеет большой потенциал и взаимные визиты на высоком уровне будут способствовать его полной реализации.
  • Докерти подчеркнул, что недавний официальный визит министра ИД РА Мирзояна в Великобританию придал новый импульс расширению и углублению двусторонних связей. Он подчеркнул заинтересованность Великобритании в углублении сотрудничества с РА.

 

ГЕРМАНИЯ

21 ноября в Ереване стартовали двухдневные межправительственные переговоры по развитию армяно-германского сотрудничества, в которых принимают участие министр экономики РА Ваан Керобян и госсекретарь Министерства экономического развития и сотрудничества ФРГ Нильс Аннен. На повестке дня — перспективы развития экономического и технического партнерства.

22 ноября прошла встреча министра экономики РА Ваана Керобяна и госсекретаря министерства экономического развития и сотрудничества ФРГ Нильса Аннена.

  • Керобян сообщил, что ФРГ предоставит РА содействие в размере 84,6 млн. евро. Средства будут направлены на реализацию новых программ в среднем профессиональном техническом образовании, а также в сфере возобновляемой энергетики, заявил.
  • Аннен отметил, что инвестиции в сферу возобновляемой энергетики РА позволят снизить цену на электроэнергию. «Мы будем уделять большое внимание укреплению энергетической независимости Армении, что было подчеркнуто в рамках переговоров».

 

США

21 ноября глава USAID Саманта Пауэр сообщила:

  • USAID дополнительно предоставит $4 млн для помощи переселенцам из НК.
  • Средства будут направлены на приобретение продуктов питания, гуманитарную защиту и убежище для порядка 70 тысяч человек.
  • В целом гуманитарная помощь Нагорному Карабаху, выделяемая США с 2020 г., составляет $28 млн.

 

ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ

15 ноября прошла встреча комиссара по вопросам европейского образа жизни Маргаритиса Счинаса и главы МИД РА Арарата Мирзояна.

  • Мирзоян поприветствовал положительную динамику начала диалога по либерализации визового режима РА-ЕС, заметив, что либерализация визового режима поспособствует углублению сотрудничества. Окончательное решение в этом направлении созвучно углублению сотрудничества между РА и ЕС и сыграет значительную роль в развитии контактов между людьми.
  • Собеседники обсудили текущее и будущее сотрудничество с Европейским агентством пограничной и береговой охраны, а также вопросы, представляющие взаимный интерес в сфере безопасности.
  • Они подчеркнули прогресс, достигнутый Арменией по ряду показателей, связанных с европейским образом жизни, а также продолжающуюся поддержку ЕС амбициозных реформ в сфере укрепления демократических институтов, верховенства закона и защиты прав человека в Армении.

Мирзоян встретился также с комиссаром по вопросам расширения и политике соседства ЕС Оливером Вархели.

  • Собеседники обменялись идеями о возможностях расширения существующего диалога и сотрудничества в представляющих взаимный интерес сферах.
  • Была подчеркнута важность эффективной реализации инициатив стоимостью 2,6 млрд евро для РА в рамках экономического и инвестиционного плана ЕС.
  • Мирзоян подчеркнул важность присоединения РА к проекту “Черноморский электрический кабель”.
  • Он также представил проект “Перекресток мира”.
  • Были затронуты международные усилия по урегулированию отношений между РА и АР.
  • Стороны обсудили также вопросы удовлетворения нужд и прав более 100 тысяч вынужденных переселенцев из НК.

17 ноября в интервью «Арменпресс» официальный представитель внешнеполитической службы ЕС Петер Стано заявил:

  • ЕС четко заявил во время встречи на уровне лидеров ЕС в октябре, что хочет найти пути дальнейшего содействия РА и углубления сотрудничества и одним из таких путей является либерализация визового режима.
  • Визовая либерализация — очень важная вещь, потому что она ощутима и видна людям. Но с этим должны согласиться все государства-члены, также есть задачи, которые должна выполнить РА. «Это начало процесса, но это процесс, который, в конечном итоге, если все пойдет хорошо, может принести большую пользу гражданам РА».
  • Есть технические требования по либерализации, среди которых требование биометрических паспортов, а также политические. Под политическими требованиями подразумеваются гарантии со стороны политических кругов страны о недопущении злоупотреблений системой убежища. «Мы не хотим внезапного увеличения числа просителей убежища, необходимо предотвратить злоупотребления безвизовым или либерализированным режимом поездок».

22 ноября вице-премьеры РА Мгер Григорян и Тигран Хачатрян, Секретарь Совбеза РА Армен Григорян, глава МИД РА Арарат Мирзоян провели встречу с послами-резидентами и нерезидентами ЕС, аккредитованными в РА, а также главой делегации ЕС послом Василисом Марагосом.

  • Хачатрян указал на важность создания предпосылок для генерации, собственных доходов для вынужденных переселенцев из НК за счет работы и эффективного решения жилищной проблемы, подчеркнув необходимость поддержки со стороны стран ЕС по этим направлениям.
  • Мгер Григорян указал на важность реализации Соглашения о всеобъемлющем и расширенном партнерстве РА-ЕС и необходимость эффективной реализации совместных программ, разработанных в рамках экономического и инвестиционного плана ЕС.
  • Армен Григорян обсудил вопросы региональной безопасности.
  • В свою очередь, Мирзоян представил видение Еревана по установлению стабильности и прочного мира в регионе, подчеркнув, что оно основано на принципах, которые были отражены в заявлении, принятом в Гранаде. Он представил также видение эффективного разблокирования коммуникаций и формирования выгодных взаимосвязей в регионе, лежащее в основе разработанного правительством РА проекта «Перекресток мира», которое также может стать гарантией мира. Он также особо отметил необходимость удовлетворения потребностей и прав карабахских армян, насильственно перемещенных в РА и шаги, предпринятые в этом направлении.
  • Стороны обсудили повестку партнерства РА-ЕС, шаги по углублению политического диалога между РА и ЕС, перспектив дальнейшего развития сотрудничества в различных сферах.

ЕВРОПЕЙСКИЙ БАНК РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ

22 ноября глава аппарата премьер-министра РА Араик Арутюнян обсудил со старшим политическим советником ЕБРР Олександром Павлюком ход и перспективы сотрудничества между РА и Банком.

  • Арутюнян представил проект «Перекресток мира», реализация которого обеспечит стабильный мир в регионе. Коснувшись проблем насильственно перемещенных лиц из НК, он подчеркнул необходимость решения гуманитарных и других потребностей беженцев с помощью возможного инструментария ЕБРР.
  • Стороны обменялись мнениями о подготовке к ежегодному собранию ЕБРР 2024 года и по текущим правительственным реформам.

ЛИГА АРАБСКИХ ГОСУДАРСТВ

18 ноября в Манаме прошла встреча главы МИД РА Арарата Мирзояна и генсека ЛАГ Ахмеда Абул Гейта.

  • Мирзоян представил инициированную правительством РА концепцию «Перекресток мира», указал на возможности развития экономики и каналов связи, предоставляемые этой программой как для региона Южного Кавказа, так и для стран за его пределами.
  • Мирзоян рассказал о видении РА по установлению прочного мира в регионе, отметив, что, несмотря на многочисленные вызовы и все еще сохраняющиеся проблемы, Ереван имеет политическую волю для урегулирования отношений с соседними странами и конструктивно участвовать в переговорах с этой целью.
  • Собеседники обсудили ситуацию с безопасностью на Южном Кавказе и Ближнем Востоке.
  • Они коснулись сотрудничества между РА и ЛАГ, выразив взаимное удовлетворение дружественными отношениями между армянским и арабским народами, основанными на взаимном уважении.
  • Мирзоян также представил ситуацию, сложившуюся в результате насильственного перемещения более 100 тыс. армян НК, и шаги, предпринятые правительством РА, подчеркнув необходимость надлежащего удовлетворения потребностей и прав де-факто депатриированных беженцев.

МНЕНИЯ

СУРЕН СУРЕНЯНЦ

16 ноября в беседе с Спутник-Армения аналитик Сурен Суренянц заявил:

  • Бойкот Арменией одного из влиятельных центров будет авантюрой, тем более что этот центр – стратегический союзник.
  • Переговоры Еревана и Баку зашли в тупик как на российской, так и на западной площадках. Власти РА последовательно избегают регионального и московского форматов, Азербайджан же после отказа участвовать в саммитах в Гранаде и Брюсселе, теперь отказался ехать в Вашингтон,.
  • У Азербайджана есть своя повестка — после военной победы возможностей у Баку играть с глобальными центрами больше, чем у Еревана, и Азербайджан ведет эту игру.
  • Положение Армении уязвимо, так как ее руководство ведет одностороннюю прозападную линию. В Баку поняли поведение Еревана и торпедируют встречи при посредничестве Запада.

20 ноября в беседе с АрмИнфо аналитик Сурен Суренянц заявил:

  • В переговорном процессе между РА и АР по мирному договору сложилась турбулентная ситуация. Идут очень жесткие закулисные процессы, когда один центр в лице Запада желает вытеснить РФ из региона, а Москва, в свою очередь, предпринимает попытки закрепиться в нем. 
  • РФ, приводя в качестве примера РА, винит Запад за состояние переговорного процесса, а Запад, в свою очередь, обращая внимание на позицию АР, предъявляет претензии к РФ. Свидетельством этому являются недавние жесткие комментарии как со стороны Госдепа США и ЕС, так и со стороны Москвы.
  • Баку своими действиями и заявлениями дает понять всем международным партнерам, что готов к переговорам с Ереваном, руководствуясь исключительно своей повесткой. Речь, в частности, идет о задействовании транспортного сообщения с азербайджанским анклавом в Нахичевани, грозя в противном случае полностью изолировать РА. Также Баку настаивает на возвращении азербайджанцев в места их проживания в советские годы в Армению, что должно найти свое отражение в мирном договоре.
  • Суренянц указал на то, что при отказе Пашиняна поехать на переговоры в Москву, данный вопрос может быть перенесен на европейскую площадку. При этом, никто не гарантирован от того, что Азербайджан не откажется от этой встречи, надеясь при помощи европейцев убедить Ереван в целесообразности своих инициатив. Это далеко не означает, что Азербайджан боится переговоров в Брюсселе или в Вашингтоне, просто Баку, исходя из той благоприятной для него ситуации, сложившейся в мире, предпринимает попытки усилить свои переговорные позиции.

СУРЕН САРКИСЯН

16 ноября американист Сурен Саркисян заявил:

  • Активность США в последнее время важна и заметна, послания, отправленные в Баку, также важны. Но решение не обходить 907 поправку (и только в этом году) администрация Байдена принимает постфактум, то есть, когда НК уже обезлюдел, а Азербайджан с 2002 г. получает помощь в сфере безопасности от США.
  • Неубедительны заявления о том, что США не позволят силой открыть дороги в РА. За последние 30 лет почти все президенты США подписали с другими сопредседателями СБ ООН заявления о том, что применение силы или угроза силой не могут быть использованы в процессе урегулирования нагорнокарабахской проблемы. Факт, что именно это и произошло, причем в нескольких эпизодах, и международное сообщество удовлетворилось лишь обращениями к сторонам.
  • Все это позволяет предположить, что администрация Байдена, находящаяся в преддверии выборов и имеющая достаточно низкий рейтинг, как бы искренна она ни была в своих намерениях, не имеет соответствующих инструментов ни для оказания сильного давления на Азербайджан, ни для предоставления реальных гарантий безопасности Армении «на земле». Необходимы новые концептуальные подходы.

ГРАНТ МИКАЕЛЯН

20 ноября в интервью агентству “Новости-Армения” научный сотрудник «Института Кавказа» Грант Микаелян заявил:

  • О том, что открытие границы с Турцией резко увеличит ВВП РА, министр экономики РА Керобян говорит давно, но тому нет никаких свидетельств, никаких доказательств. Есть исследования относительно того, какой экономический эффект это даст. В отрыве от всего остального влияние обычно оценивалось в 1% дополнительного прироста в год, и это был эффект от увеличения внешней торговли. При проведении исследований не учитывалось еще одно обстоятельство — то, что Турция гораздо более конкурентная в сфере производства как с точки зрения объема, логистики, так и торговых сетей.
  • Соответственно, есть обратный эффект, который не был учтен и этот эффект заключается в заметном увеличении турецкого присутствия на армянском рынке не только за счет замещения производства товаров из третьих стран, таких как Иран, Россия, Грузия, но и за счет замещения армянского производства. Соответственно, в данном случае эффект будет обратный: вырастет импорт, сократится местное производство и итоговый результат, чисто макроэкономически, будет очевидно меньше добавленного 1% в год. Тем не менее, точную оценку дать невозможно по той причине, что неизвестны все параметры открытия границы.
  • Когда говорится об открытии границы, то это воспринимается как абстракция: стоит шлагбаум и он откроется. В действительности, любое экономическое, политическое событие оговаривается большим списком условий, и в данном случае тоже так будет. «Мы не знаем всех условий, мы видим, что Турция настроена неконструктивно и, помимо экономических условий, выдвигает и политические, шантажируя требованием договариваться с Азербайджаном на его условиях».
  • Еще более важный компонент, который нельзя исключать, даже при экономическом анализе — это политические последствия. Турция уже имеет явные цели по увеличению своего влияния в РА посредством как косвенного создания дружественных Турции групп — мы уже видим таких представителей в парламенте, и крупный бизнес настроен на торговлю с Турцией, так и прямого присутствия турецкого бизнеса, об инфильтрации турецких агентов.
  • Соответственно, рост влияния Турции будет разноплановым и в дальнейшем бороться с ним будет очень сложно, каждый такой шаг будет сопряжен с военными рисками. Поэтому нужно учитывать, что любое расширение сотрудничества создает очень серьезные рычаги для Турции, на которые потом будет крайне трудно ответить.
  • Поэтому ожидания от «Перекрестка мира» у Микаеляна исключительно негативные. «Всерьез ожидать, что положение страны улучшится, неверно».



Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Читайте по теме

27 апреля 2024

Военнослужащие-контрактники присоединились к участникам акции протеста в армянском приграничном селе Киранц Тавушской области, передает РИА Новости. В Сети распространилось видео, на котором люди в военной форме вместе с демонстрантами требуют остановить процесс делимитации границы с Азербайджаном. Военная полиция министерства обороны Армении …

26 апреля 2024

Национальное собрание Армении получило запрос Совета Федерации РФ по поводу недавних высказываний спикера Алена Симоняна, сообщила Sputnik Армения его пресс-секретарь Нелли Гулян. Ранее в Испании на конференции председателей парламентов государств-членов ЕС армянский спикер обвинил Россию в организации «кампании угроз и дезинформации» против …

25 апреля 2024

  АРМЯНО-АЗЕРБАЙДЖАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ВЛАСТИ АРМЕНИЯ 18 апреля на встрече с жителями села Киранц премьер-министр РА Никол Пашинян заявил: процесс демаркации армяно-азербайджанской границы необходим для того, чтобы была создана граница, которая станет определенным гарантом безопасности. «Меня сейчас спросят: «Ты на 100% …


Ваш браузер устарел! Обновите его.