Обзор 9 – 15 ноября 2023 г.
АРМЯНО-АЗЕРБАЙДЖАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
ВЛАСТИ
АРМЕНИЯ
9 ноября замминистра ИД РА Ваан Костанян заявил:
- Насильственное перемещение армян из НК является следствием бездействия международного сообщества. Начиная с блокады Лачинского коридора и до того международное сообщество адекватно не отреагировало на сложившуюся ситуацию.
- РА продолжит работать с международными коллегами, чтобы предпринять конкретные шаги в направлении безопасности и стабильности в регионе, в случае необходимости используя имеющийся у международного сообщества инструментарий.
- На данный момент нет конкретных договоренностей о встречах между РА и АР. На уровне руководителей стран встреч не было, однако стороны продолжают работу. В любом случае, посредники осуществляют определенную работу в направлении организации новой встречи.
- Еревану и Баку предстоит сблизить позиции по ряду вопросов для заключения договора о нормализации отношений. Для армянской стороны принципиально важен вопрос делимитации и демаркации. Он должен стать краеугольным камнем готовящегося соглашения. Сторонам нужно уточнить вопросы границ, разблокирования коммуникаций на основе закрепленных в Гранаде принципов, создания механизма урегулирования споров.
- Свой вклад в стабильность на Южном Кавказе должны внести и заинтересованные в мире партнеры.
10 ноября в ходе Парижского форума мира премьер-министр РА Никол Пашинян заявил:
- Более 500 тыс. армян, насильственно переселенных из Азербайджана и ставших беженцами в результате этнической чистки, больше не могут жить на Родине.
- Около 360 тысяч из них были насильственно переселены из Азербайджана с начала 90-х годов в результате сумгаитских и бакинских погромов и армянофобии. С тех пор армянофобия стала государственной политикой в Азербайджане. А до этого, во времена СССР, из-за административного и психологического давления армяне были вынуждены покинуть Нахичевань и многие другие районы Азербайджана.
- Во время 44-дневной войны 2020 г. НК покинули около 26 тысяч армян. А в результате широкомасштабного нападения и этнических чисток, проведенных Азербайджаном против НК 19 сентября, около 105 тысяч армян были вынуждены покинуть НК в течение недели.
- Армянская сторона давно предупреждала международную общественность о том, что такая перспектива становится все более реальной, особенно после незаконной блокады Лачинского коридора в декабре 2022 г.
- АР готовится к новой войне с РА. Баку продолжает придерживаться политики этнических чисток по отношению к армянам и армянофобии, называет РА «Западным Азербайджаном» и пропагандирует это в школах, несмотря на то что стороны, кажется, близки к подписанию мирного договора, хотя вышеупомянутые проблемы вызывают серьезные сомнения в искренности Азербайджана.
- Ереван надеется в ближайшие месяцы подписать мирный договор с Азербайджаном на основе трех принципов, согласованных на встречах в Брюсселе.
- Принцип №1: РА и АР полностью признают территориальную целостность и суверенитет друг друга, исходя из понимания, что территория РА занимает 29 800 км2, а АР — 86 600 км2.
- Принцип №2: РА и АР подтверждают свою безоговорочную приверженность Алма-Атинской декларации 1991 г. в качестве политической основы демаркации границ.
- Принцип №3: Будущие транспортные регулирования для разблокирования транспортных и экономических связей в регионе будут уважать принципы суверенитета, юрисдикции, взаимности и равенства всех стран.
- Данные договоренности зафиксированы в заявлениях главы Европейского совета после трехсторонних встреч 14 мая и 15 июля 2023 г. Свою поддержку выразили президент Франции и канцлер Германии, что отражено в принятом в Гранаде четырехстороннем заявлении.
- Если Азербайджан не откажется от этих принципов, это будет означать, что подписание мирного договора в ближайшие месяцы станет вполне реальным.
- Президент Азербайджана отказался участвовать в пятисторонней встрече в Гранаде в прошлом месяце. Запланированная трехсторонняя встреча в Брюсселе в октябре не состоялась, и Пашинян не получал от Шарля Мишеля приглашения на следующую встречу. «Надеюсь, что наши партнеры из ЕС верны своим обязательствам».
14 ноября секретарь Совета безопасности РА Армен Григорян заявил:
- Ереван готов к продолжению переговоров с Баку в Брюсселе, а также подписанию мирного договора с Азербайджаном до конца года.
- Существует также возможность продолжения переговоров в Вашингтоне. Представитель Госдепа Луи Боно в ходе недавнего визита в регион обсуждал возможную встречу.
- Ереван отказывается от продолжения переговоров с Баку в Москве, поскольку «мы едем туда, куда считаем важным, где видим в данный момент возможности и откуда нам были сделаны четкие предложения». Григорян не знает о предложениях из Москвы.
АРЦАХ
10 ноября в интервью Общественному телевидению Арцаха госминистр НКР Артур Арутюнян рассказал о причинах, которые привели к массовому исходу армян из НК. По его словам,
- С первых часов нападения АР 19 сентября на НК полностью были выведены из строя инфраструктуры – поставки электроэнергии, связь, интернет.
- Правительству НКР в первые дни не удавалось в полной мере информировать население о работе по организации эвакуации. На этом фоне появились панические слухи о том, что на эвакуацию выделено всего 3 дня, и кто за этот срок не успеет выехать в РА, останется в НК, а также циркулировали слухи о том, что 30 тысячам арцахцев не позволят выехать из НК.
- Панические настроения усилились спустя два дня, 22 сентября, когда подразделения азербайджанских ВС взяли в осаду все районы НК – сначала Мартакертский, потом Мартунинский и Аскеранский районы.
АЗЕРБАЙДЖАН
9 ноября на встрече с президентом Ирана Эбрахимом Раиси президент АР Ильхам Алиев заявил:
- В течение трех лет после Второй Карабахской войны РА отказывалась и отказывается от выполнения своих обязательств, а именно, — предоставления проезда из основной части Азербайджана в Нахчыван.
- «Это их выбор, я думаю, что они совершили большую ошибку».
10 ноября МИД Азербайджана заявило:
- Заявление премьер-министра РА об этнической чистке армян НК – клевета.
- Баку надеется, что Ереван даст адекватный ответ на призывы Азербайджана в направлении нормализации отношений и подписания мирного договора в ближайшем будущем.
11 ноября МИД Азербайджана заявило:
- Требование общины «Западного Азербайджана» о безопасном и достойном возвращении на родные земли было охарактеризовано премьер-министром Армении как «территориальные претензии» и «подготовка к агрессии» против Армении.
- Именно армянская сторона полностью отвергла предложение общины «Западного Азербайджана» о диалоге, продемонстрировав тем самым свою незаинтересованность в мире и стабильности в регионе.
12 ноября представитель президента Азербайджана по особым поручениям Эльчин Амирбеков заявил:
- У Баку нет намерения вторгнуться в РА.
- Если Еревану не нравится формулировка «коридор», то могут быть использованы такие термины как проезд, дорога, развязка и т.д.
- Из жителей НК менее тысячи человек обратились для получения гражданства Азербайджана, и взяли на себя обязательство отказаться от сепаратистских действий.
13 ноября на встрече с председателем ПА ОБСЕ Пиа Каумой президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил:
- РА не выполняет обязательства по заявлению от 9 ноября 2020 г. «по созданию связи между Восточным Зангезуром и Нахчиваном».
- Он также обвинил Ереван в отрицании права азербайджанцев «на возвращение в Армению».
- Алиев заявил о признании Баку права армян на проживание в Азербайджане и отметил, что власти РА «не представили каких-либо взглядов в связи с этим».
14 ноября на встрече с главой ПА ОБСЕ Пиа Каумой глава СГБ Азербайджана Али Нагиев заявил:
- Недопустимо, чтобы некоторые государства вооружали Армению с целью повторного обострения ситуации в регионе.
- Такие действия «могут стать причиной возобновления войны».
15 ноября помощник президента АР Хикмет Гаджиев написал в X:
- 11 сентября АР передала РА пятый скорректированный вариант мирного договора «с ожиданием ответа в ближайшее время».
- Несмотря на публичные заявления о готовности подписать мирный договор до конца этого года, Ереван более двух месяцев затягивает с передачей Баку своего скорректированного варианта проекта мирного договора.
МЕЖДУНАРОДНОЕ СООБЩЕСТВО
ФРАНЦИЯ
9 ноября прошла встреча премьер-министра РА Никола Пашиняна и президента Франции Эммануэля Макрона.
- Была придана важность принципам, содержащимся в четырехстороннем заявлении премьер-министра РА, президента Франции, канцлера ФРГ и президента Европейского совета на встрече в Гранаде по вопросам урегулирования отношений между РА и АР.
- Стороны коснулись гуманитарных проблем более 100 тысяч насильственно перемещенных лиц из-за политики этнической чистки Азербайджана в НК, а также шагов, предпринятых правительством РА для их преодоления.
13 ноября пресс-секретарь МИД Азербайджана Айхан Гаджизаде заявил:
- По мнению, передача Армении со стороны Франции многоцелевых бронеавтомобилей Bastion послужит «укреплению военного потенциала и деструктивной деятельности Армении».
- Это свидетельствует о том, что Франция руководствуется ошибочными интересами в регионе.
- Баку призывает международное сообщество воздержаться от вооружения Армении и «осудить подобную деятельность, препятствующую установлению мира и процветания в регионе».
США
10 ноября в Париже прошла встреча премьер-министра РА Никола Пашиняна с помощником госсекретаря США Джеймсом О’Брайеном.
- Пашинян подчеркнул роль США в армяно-азербайджанском мирном процессе и важность его продолжения.
- Он заявил, что разблокирование региональных транспортных инфраструктур должно происходить на основе принципов суверенитета, юрисдикции, взаимности и равенства.
- Была подчеркнута важность продолжения мирного процесса на основе принципов, согласованных на состоявшихся в Брюсселе 14 мая и 15 июля 2023 года трехсторонних встречах.
- Были затронуты проблемы более 100 тысяч вынужденных переселенцев из НК в результате проводимой Азербайджаном политики этнической чистки, а также шаги правительства РА по их преодолению.
- Была подчеркнута важность помощи международного сообщества в решении существующих проблем.
15 ноября пресс-секретарь Госдепа США Мэттью Миллер заявил:
- В США считают, что жители НК имеют право вернуться в свои дома, если они того пожелают.
- «И это правильно, это следует поддержать».
15 ноября помощник госсекретаря США по делам Европы и Евразии Джеймс О’Брайен заявил:
- «Ничего не будет нормальным с Азербайджаном после событий 19 сентября, пока мы не увидим прогресса на мирном треке». США приостановили оказание военной и иной помощи Азербайджану, отменили некоторые визиты высокого уровня, и Вашингтон сигнализировал Баку о том, что нормализации двусторонних отношений не будет до прогресса на переговорах о мире с Арменией.
- США неоднократно сигнализировали о том, что применение силы внутри Армении совершенно неприемлемо. «И мы очень внимательно следим за перемещением войск и любыми признаками того, что у них могут быть определенные планы».
- Выход АР и РА на мирную договоренность зависит в настоящее время от Баку. «Представляется, что он Пашинян готов рискнуть ради мира. Вопрос в том, готов ли Алиев».
РОССИЯ
15 ноября официальный представитель МИД РФ Мария Захарова заявила:
- Москва приветствует недавние заявления высокопоставленного представителя администрации президента АР о гарантиях прав, безопасности, экономического благополучия для армян, которые хотят вернуться в Карабах.
- Россия будет всячески содействовать возвращению армян в НК, в том числе по линии РМК.
- Это имеет принципиальное значение для примирения Еревана и Баку,
- Российская сторона фиксирует очень много фейков, которые инспирированы для того, чтобы не дать возможность жителям этого региона, этих территорий вернуться обратно. «Нужно опираться на те официальные заявления высокопоставленного представителя администрации президента Азербайджана, которые, в частности, я процитировала, и на соответствующие заявления, которые я сейчас сделала».
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ
13 ноября в ходе встречи с главой МИД РА Араратом Мирзояном министр по делам Европы Объединенного Королевства Лео Дохерти заявил:
- Лондон видит срочную необходимость эффективного участия Армении и Азербайджана в переговорах при международном посредничестве для достижения исторического мирного соглашения.
- Лондон видит ответственный и позитивный подход правительства РА: это позиция по построению мира и желание развивать торговые связи не только с Великобританией, но и со всем Кавказом. «Мы действительно придаем важность нашим отношениям с Арменией как с ответственным региональным игроком».
ИРАН
11 ноября в интервью CivilNet посол ИРИ в РА Мехди Собхани заявил:
- Иран признает территориальную целостность РА и АР в рамках международного регулирования.
- Но это не значит, что права народа НК должны быть уничтожены. Права народа НК должны уважаться. Народ НК должен иметь свои права и право на самоопределение. «Это факт, который Азербайджан также не может игнорировать».
МИД Азербайджана назвал «провокацией» заявления посла ИРИ, заявив, что эти высказывания «подрывают отношения» между Тегераном и Баку и направлены против «территориальной целостности и суверенитета» Азербайджана.
БОЛЬШАЯ СЕМЕРКА
9 ноября министр ИД РА Арарат Мирзоян в своем Х написал:
- Приветствуя заявление стран G7, Ереван подчеркивает, что решительные международные шаги и четкие публичные обязательства всех вовлеченных сторон имеют первостепенное значение для нормализации ситуации отношений РА и АР в соответствии с заявлением в Гранаде, а также для удовлетворения потребностей армян, насильственно перемещенных из НК.
- «Армения имеет такое обязательство».
ООН
9 ноября в Париже глава МИД РА Арарат Мирзоян на встрече с генеральным директором ЮНЕСКО Одри Азуле
- коснулся последствий этнической чистки населения НК со стороны Азербайджана, представив усилия правительства РА по удовлетворению первоочередных нужд более 100 тысяч беженцев из НК.
- придал важность реализации права на образование около 21 тысячи перемещенных детей школьного возраста, отметив, что большинству из них уже обеспечена возможность реализовать право на образование
- высоко оценил быструю реакцию ЮНЕСКО и направление организацией срочной миссии в РА для оценки образовательных потребностей вынужденно перемещенных детей-беженцев.
- выразил обеспокоенность в связи с серьезными рисками уничтожения, осквернения или присвоения армянского культурного и духовного наследия в НК, подчеркнув необходимость активного участия ЮНЕСКО в защите памятников культуры.
- Стороны подчеркнули важность направления в НК миссии ЮНЕСКО по сбору фактов для проведения на месте независимого мониторинга и картографирования памятников культуры.
ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ
13 ноября по итогам заседания СМИД ЕС верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель заявил:
- ЕС выражает свою безоговорочную поддержку демократически избранным властям РА и поддерживает безопасность страны.
- Принимая во внимание продолжение реформ в стране, ЕС принял решение усилить свою миссию в РА и проводить больше патрулей на чувствительных участках границы.
- Обсуждаются также варианты либерализации визового режима для Армении.
- «Мы должны быть очень бдительны к любым попыткам дестабилизировать Армению, как внутренним, так и внешним».
- Посыл ЕС Азербайджану очень четкий: любое нарушение территориальной целостности РА будет неприемлемо и будет иметь серьезные последствия для качества отношений с ЕС.
- ЕС призывает к возобновлению переговоров между РА и АР в рамках работы, проделанной председателем Европейского совета, «потому что нам это нужно».
- «Мирное соглашение может быть подписано, и мы обязуемся продолжать нашу посредническую роль».
14 ноября МИД Азербайджана выступил с ответом на заявления Борреля:
- В Азербайджане с негодованием приняли заявление Борреля 13 ноября после заседания Совета глав МИД стран ЕС.
- В МИД Азербайджана сочли подобный подход «не отражающим реалий в регионе, неадекватным, и неприемлемым».
- ЕС проявляет двойные стандарты. Все действия ВС АР «были на территории АР».
- Усилия ЕС, направленные на вооружение РА и поддержки тем самым милитаризации, препятствующей миру и стабильности в регионе, поощряют политику, которая ведет к новым конфликтам, и ответственность за это также ложится и на ЕС.
- Планы использовать Европейскую мирную инициативу, предусматривающую, в частности, усиление военного потенциала РА, способствуют росту напряженности в регионе.
- Говорить с Азербайджаном на языке угроз неприемлемо, и любые недружественные действия не только не дадут положительного результата, но и получат адекватный ответ.
14 ноября замминистра ИД РА Паруйр Ованнисян заявил:
- Есть решение расширить число наблюдателей ЕС, расширить их возможности, что позволит проводить более активную работу, связанную с наблюдением, представлять соответствующие отчеты в Брюссель и государства-члены.
- Это определенно укрепит стабильность границ РА.
- Пока неясно, насколько увеличится число наблюдателей ЕС, но должно быть предоставлено соответствующее количество, чтобы работа могла проводиться эффективней.
14 ноября секретарь Совета безопасности РА Армен Григорян принял миссию по сбору фактов для промежуточной стратегической оценки гражданской наблюдательной миссии ЕС во главе с руководителем дирекции по вопросам мира партнерства и кризисного управления Жилем Ростеном.
- Григорян высоко оценил работу гражданской наблюдательной миссии ЕС.
- Собеседники высоко оценили партнерские отношения РА-ЕС и обсудили пути возможного дальнейшего сотрудничества.
В эфире ОТА Григорян заявил:
- ЕС дал «зеленый свет» для реальной помощи РА в сфере. Боррель заявил, что ЕС рассматривает возможность предоставления РА военной помощи в рамках Европейского фонда мира, а также визовой либерализации для ее граждан. Это очень важный инструмент сотрудничества в сфере безопасности в контексте РА-ЕС. РА очень рада, что в вопросе либерализации виз с ЕС есть возможность продвижения.
- Боррель также предупредил Азербайджан, что любое нарушение территориальной целостности и суверенитета РА неприемлемо и приведет к суровым последствиям. Разъяснить смысл этого заявления относительно «суровых последствий» должен сам Брюссель.
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИЛЫ
БЛОК «АРМЕНИЯ»
14 ноября депутат НС РА Левон Кочарян (сын экс-президента РА Роберта Кочаряна) заявил:
- Страница армянского Арцаха не закрыта.
- Всегда нужно иметь окно для возвращения обратно, и для этого важно обеспечить субъектность Арцаха.
- Нынешние власти РА — главные виновниками того, что не удалось спасти Арцах.
15 ноября глава фракции «Армения» Сейран Оганян заявил:
- Арцахский конфликт не окончен, эта страница не закрыта.
- В результате агрессивной и преступной политики Азербайджана, этнических чисток, геноцида в сентябре произошла деармянизация Арцаха. Руководство Азербайджана должно понести ответственность за эти действия на международных площадках.
- Необходимо принять меры для сохранения субъектности Арцаха.
БЛОК «ЧЕСТЬ ИМЕЮ»
14 ноября секретарь фракции «Честь имею» Тигран Абрамян заявил:
- АР сконцентрировался на реализации своих территориальных претензий в отношении РА. Основным же требованием Баку является передача 8 анклавов.
- Азербайджан не пытается обсуждать этот вопрос в рамках делимитации и демаркации границ, а предъявляет прямые территориальные претензии.
- То, что правительство Армении называет мирным соглашением, по сути, является документом о новых территориальных претензиях к РА. Тезис «Новая война, новые территории» заменен лозунгом «Новый документ — новые потери».
АРМЯНО-РОССИЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
ВЛАСТИ
РОССИЯ
9 ноября официальный представитель МИД РФ Мария Захарова заявила:
- Инициатива Еревана «Перекресток мира» будет востребованной в рамках формата «3+3».
- Платформу 3+3 Россия считает хорошей для того, чтобы страны региона и их соседи вырабатывали взаимоприемлемые решения.
- Удалось вплотную приблизиться к выходу на пакетное решение по открытию региональных коммуникаций, выгодное всем сторонам. Но поставить точку в этих вопросах пока не удалось. «Кое-кому не хватает политической воли это сделать, и это не мы».
- Инициатива Еревана по созданию подразделения СНБ по обеспечению безопасности международных коммуникаций во многом созвучна проектам, которые уже обсуждаются на протяжении последних лет в рамках трехсторонней рабочей группы под совместным сопредседательством вице-премьеров.
- Согласно трехстороннему заявлению, пограничный контроль должны осуществлять органы пограничной службы ФСБ РФ.
- По вопросу отмены поездки секретаря Совета безопасности РА Армена Григоряна на встречу глав Совбезов СНГ — он, с одной стороны, собирался, потом сказал, что не может прилететь, потому что изменился график. Затем он принимал в Ереване старшего советника Госдепартамента по Южному Кавказу. РА была представлена послом в РФ и участвовала в заседании, а уровень определяет само государство. «Выводы сами делаете».
Глава МИД РФ Сергей Лавров в эфире телеканала «Россия-1» заявил:
- Западные страны, которые активно обхаживают Армению, хотят дружить с ней против РФ.
- РФ не имеет предубеждений против внешних партнеров РА.
- Москва за то, чтобы РА как член ОДКБ, как близкий союзник, стратегический партнер РФ все-таки определила сама, как ей выстраивать отношения с внешними партнерами.
14 ноября по инициативе белорусской стороны премьер-министр РА Никол Пашинян провел телефонный разговор с президентом Беларуси Александром Лукашенко.
- Пашинян проинформировал, что не сможет принять участие в заседании СКБ ОДКБ, которое пройдет 23 ноября в Минске, и выразил надежду, что партнеры по ОДКБ поймут это решение.
- Лукашенко предложил Пашиняну «не торопиться, не принимать поспешных решений, а серьезно обдумывать следующие шаги, которые могут быть направлены на дезинтеграцию».
Комментируя это известие, пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил:
- Кремль сожалеет о том, что Пашинян не будет участвовать в предстоящем саммите ОДКБ.
- Москва понимает, что у каждого главы правительства или главы государства могут быть свои мероприятия в рабочем графике, свои обстоятельства. «Но можно выразить лишь сожаление, потому что подобные встречи являются очень хорошим поводом для обмена мнениями, для сверки часов».
15 ноября официальный представитель МИД РФ Мария Захарова заявила:
- Москва рассматривает последние шаги руководства РА, включая отказ премьер-министра Пашиняна от участия в саммите ОДКБ, заявления секретаря Совбеза РА Григоряна насчет «евроинтеграции» или «внеблокового статуса» Армении, расширение поставок в республику западных вооружений, внезапная «дружба» Еревана с киевским режимом как «звенья одной цепи». «Это цепь порабощения. Запад «звериной хваткой» вцепился в Армению после того, как провалил свою политику на Украине, пытаясь оторвать ее от России».
- Несмотря на все предостережения, особенно на фоне этой развязанной через МУС или используя МУС антироссийской политики, развязана она была Западом в отношении руководства нашей страны, официальных лиц, Ереван по чисто политическим мотивам все же принял решение о ратификации.
- Возможность для решения проблемы с Римским статутом есть, если Ереван сохраняет заинтересованность.
- Та словесная эквилибристика, которую можно услышать от некоторых представителей армянской стороны, недостойна. В ходе двусторонних консультаций российской стороной были выдвинуты соответствующие предложения. Например, пойти по пути задействования механизмов МУС без ратификации Римского статута. Но армянская сторона проигнорировала предложения своих российских коллег.
- Россия не использовала и не использует термин «Зангезурский коридор». Применительно к региону Москва говорит о маршрутах, проходящих из Азербайджана в Нахичевань через Сюникскую область РА.
- Москва выступает не о создании одного какого-то маршрута, а за полное разблокирование экономических и транспортных коммуникаций на Южном Кавказе. Москва выступает за то, чтобы это происходило на транспарентных, взаимовыгодных условиях, что должно соответствовать интересам Армении, Азербайджана и их соседей.
- Работа в данном направлении ведется в рамках трехсторонней рабочей группы под сопредседательством вице-премьеров трех государств. В рамках трехсторонней рабочей группы было достигнуто твердое понимание того, что страны должны обладать суверенитетом и юрисдикцией над маршрутами, проходящими по их территории.
- Деятельность трехсторонней рабочей группы осуществляется на основе договоренности между лидерами РФ, РА и АР от 9 ноября 2020 г., 11 января 2021 г., в которых четко сказано о роли пограничной службы ФСБ РФ по контролю за транспортным сообщением между Азербайджаном и Нахичеванью. «Все это не является новостью для Армении. Тем более, удивительной была бурная реакция МИД РА на наши предыдущие комментарии по данной теме».
- Процесс разблокирования транспортных коммуникаций так и не доведен до конца. 2 июня 2023 г. на 12-м заседании трехсторонней рабочей группы был зафиксирован существенный прогресс в переговорах, в частности, было достигнуто общее понимание относительно восстановления и организации ж/д сообщения между Арменией и Азербайджаном. Но армянскому руководству что-то помешало финализировать договоренности на бумаге. «Мы хорошо знаем, что помешало — это «добрые» советы западных друзей нынешнего руководства в Армении». Советы Запада мешают РА завершить работу по разблокированию коммуникаций в Закавказье.
- Эти «друзья» вместо того, чтобы содействовать реализации трехсторонних договоренностей и, соответственно, примирению Баку и Еревана, торпедируют российские усилия и пытаются навязать свои рецепты армяно-азербайджанской нормализации. Они предлагают вместо нормализации — псевдонормализацию. «Вот именно это мы увидели под эгидой ЕС в Гранаде 5 октября, где заявление по региональным делам было принято в отсутствие Азербайджана».
- РА, действуя по наводке США и ЕС, вне рамок трехсторонний договоренностей, «сильно рискует оказаться отрезанной от будущей конфигурации региональных коммуникаций».
- Между РФ и РА обсуждаются все договоренности, которые были достигнуты на высшем уровне, которые были оформлены в качестве соответствующих документов, и естественно контакты в существующих механизмах в реализации договоренностей на высшем уровне.
- Есть интенсивные контакты по взаимным обязательствам, по соглашениям, по двусторонним отношениям, но «мы не можем не фиксировать порой агрессивную, выходящую за рамки чего-то адекватного риторику отдельных политиков на территории Армении в адрес не только российских государственных представителей, но и журналистов, экспертов, и в целом нашей страны». Москва не может на это не реагировать, и есть еще конкретные действия и шаги, которые предпринимает официальный Ереван, которые также не соответствуют всему тому, о чем договаривались, всему тому, под чем подписывались, из чего исходили. «Безусловно, мы на это будем реагировать также».
АРМЕНИЯ
9 ноября МИД РА выступило с комментарием к заявлению официального представителя МИД РФ Захаровой.
- Правительство РА опубликовало проект «Перекресток мира», основополагающие принципы которого ясно дают понять, что в случае открытия региональных коммуникаций РА должна осуществлять пограничный и таможенный контроль на своей территории посредством своих государственных институтов.
- В СНБ РА было создано специальное подразделение, задачей которого является в случае открытия региональных коммуникаций обеспечение их безопасности, а также безопасности движения товаров, грузов, транспортных средств и людей.
- «РА никогда ни одним документом не соглашалась на какое-либо ограничение своего суверенитета, и контроль третьей страны над какой-либо частью ее суверенной территории не может быть установлен».
13 ноября глава Комиссии НС РА по внешним отношениям, депутат от правящей партии «Гражданский договор» Саркис Ханданян заявил:
- РА не создавала напряженности в рамках членства в ОДКБ или не выполняла обязательств. Наоборот, другие члены ОДКБ и сама структура не выполнили свои обязательства.
- На данный момент РА не начала процесса выхода из ОДКБ, но тем не менее, если нужно будет принимать решения, возможно, они будут приняты.
- Если Ереван получит приглашение вступить в ЕС или какой-либо военный альянс, когда европейские позиции Армении укрепятся, по сравнению с нынешними, тогда, возможно, будут приняты решения, которые могут быть ключевыми. В данный момент у европейских коллег не вызывает большого неприятия тот факт, что Армения продолжает оставаться членом ОДКБ.
- Ханданян не согласился с мнением, что РА умышленно не принимает участия в организуемых Россией политических мероприятиях, сославшись на технические аспекты. Есть вопрос эффективности и последовательности действий. Например, на европейских площадках между Арменией и Азербайджаном были достигнуты определенные договоренности. Ереван хочет сохранить эти принципы, которые могут стать очень хорошей основой для подписания мирного договора.
- Армения не принимает участия в обсуждениях в Москве из-за их неэффективности. Ханданян привел в качестве примера трехстороннее заявление от 9 ноября 2020 г. Самые ключевые пункты заявления от 9 ноября были нарушены Азербайджаном и Россией.
14 ноября в эфире ОТА секретарь Совбеза РА Армен Григорян заявил:
- В мае 2021 г., когда Азербайджан вторгся на суверенную территорию РА, Ереван обратился в ОДКБ, и вплоть до сентября 2022 г., когда Азербайджан вновь напал на РА, и Ереван попросил помощи у ОДКБ, армянская сторона не получила необходимой помощи для зашиты своей суверенной территории.
- Начиная с этого момента у Еревана было множество вопросов к ОДКБ, и до сих пор нет ответов на эти вопросы.
- Отказ Армении от участия в мероприятиях ОДКБ не является демаршем. В этом Григорян не видит проблемы.
- Членство в ОДКБ никоим образом не сковывает РА по линии построения ее других отношений.
- Но события развиваются по схеме «не Армения уходит из ОДКБ, а ОДКБ покидает регион».
- Армения не меняет своего политического вектора, она развивает свои отношения с различными странами. Начиная с 2018 г., власти РА не вносили никаких изменений во внешней политике, но получали только ущерб. «А сейчас выясняется, что у нас есть масса возможностей. Армения диверсифицирует свою безопасность, свою экономику».
- Армения ищет для себя альтернативы, и продолжит поиски для пополнения своих альтернатив в сфере экономики и безопасности. «Нарративы и пропаганда, выстраиваемые против нас, безосновательны. Сперва мы попросили у России. Когда это не получилось, мы нашли альтернативы. И пусть все не строится в логике или нарративе Запада».
14 ноября глава комиссии НС РА по европейской интеграции Арман Егоян заявил:
- После вторжения Азербайджана, обращения Еревана в ОДКБ и ненадлежащей реакции, армянские власти не раз выражали свое мнение. Политика Еревана соответствует позиции относительно деятельности ОДКБ.
- За неучастием Еревана в заседаниях ОДКБ необязательно должен последовать выход из организации. «Сегодня принято такое решение, однако завтра решение может быть другим».
- Проблемы Еревана с ОДКБ – это не только проблемы Армении. «Мы подняли проблемы, связанные с деятельностью структуры. Однако они, возможно, так и не найдут своего решения».
- Армения не собирается выходить из ЕАЭС. Такой инициативы нет.
- Это политическое решение. Армения с 1991 г. находится в процессе евроинтеграции, но «одно другому не мешает».
15 ноября премьер-министр РА Никол Пашинян заявил:
- ОДКБ, несмотря на свои юридические обязанности, не отреагировала должным образом на вызовы безопасности РА. «Мы лишь фиксируем, что для нашей общественности также непонятно, зачем мы каждый раз отправляемся на встречи ОДКБ, повторяем одно и то же, не получаем ответа и возвращаемся».
- Де-юре ОДКБ отказывается зафиксировать зону своей ответственности в РА. Это может означать, что мы, в этих условиях, храня молчание, можем разделять мировоззрение, которое может угрожать территориальной целостности и суверенитету РА. «Мы спрашивали: куда отправляете миссию? Нам ответили — в Армению. И тогда мы попросили указать, что в их представлении является Арменией. Мы указали, где Армения, и сказали, что должно быть сделано уточнение. ОДКБ не сделала этого. Мы не можем принять такую миссию, потому что получается, что размытое представление об Армении мы легитимизируем и таким образом легитимизируются и вторжения Азербайджана».
- РА ищет других партнеров в сфере безопасности. Об изменениях стратегической политики Ереван не собирается заявлять до тех, пока не объявил или не принял решение покинуть ОДКБ.
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИЛЫ
БЛОК «АРМЕНИЯ»
14 ноября депутат НС РА Армен Рустамян заявил:
- Неучастие первых лиц РА в мероприятиях ОДКБ или СНГ можно назвать только демаршем. Было бы понятно, если бы власти страны взяли курс на диверсификацию системы безопасности государства, дополняя одного другим, но в данном случае можно говорить не о взаимном дополнении, а о смене приоритетов и перехода в другой лагерь.
- Дипломатические демарши властей РА против РФ опасны. Своими действиями власти заявляют о смене лагеря и переносят конфликт Россия-Запад на территорию страны. Армения не должна стать «щепкой» и попасть под удар силовых центров.
- Армения рискует стать инструментом, а не фактором, в руках геополитических игроков. Поведение Еревана по отношению к своим союзникам может вызвать вопросы у последних.
- В регионе решается большой вопрос, и в этой ситуации необходимо правильное поведение, чтобы не получить ударов от той или иной стороны. Турция и Азербайджан смогли получить выгоды от этого конфликта, но Рустамян не видит умелой и грамотной политики со стороны официального Еревана.
- «Да, и у нас имеются вопросы к России, мы тоже недовольны многими ее действиями, но мы не должны заставлять Россию превращать нас во врага. Хотят заставить русских стать нашим хорошим другом? Браво! Весь мир не может Россию заставить сделать что-то, вы хотите?».
15 ноября глава фракции «Армения» Сейран Оганян заявил:
- Отказ РА от участия в саммите ОДКБ ставит под новый удар безопасность государства. Данная позиция властей особенно опасна в нынешней политической ситуации. Угрозы усугубляются, сложилась сложная военно- политическая ситуация, и отказ от участия в саммите представляет еще одну угрозу для безопасности РА.
- Во многих случаях ухудшение отношений со странами ОДКБ, в том числе, и с РФ происходило и по вине властей страны. Уголовное преследование в отношении генсека ОДКБ, неучастие в учениях, и ряд других демаршей являются наглядным тому подтверждением.
- С ОДКБ есть проблемы, но в этих отношениях был сформирован правовой пакет документов, особенно по линии военного компонента, в разработку и развитие которого РА внесла ощутимый вклад. К примеру, Ереван принимал активное участие в создании КСОР и миротворческих сил. РА была также инициатором создания площадки для встречи глав начальников штабов. Если есть проблемы с членами ОДКБ, то нужно поднимать эти вопросы именно на мероприятиях ОДКБ. При невыполнении Организацией своих обязанностей также следует говорить. Но часто Ереван ожидает от ОДКБ таких действий, которые должен предпринять сам.
РЕГИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
ВЛАСТИ
АРМЕНИЯ
10 ноября в ходе Парижского форума мира премьер-министр РА Никол Пашинян представлен региональный транспортный проект «Перекресток мира»:
- Южному Кавказу нужен мир, то есть ситуация, когда все страны региона живут с открытыми границами, связаны активными экономическими, политическими, культурными связями, накопили опыт и традиции решения всех вопросов инструментами дипломатии и диалога.
- Без возобновления транспортных коммуникаций обеспечить такую ситуацию будет очень сложно, и учитывая это, правительство РА представило проект “Перекресток мира”.
- “Перекресток мира” соединит страны региона, в том числе Азербайджан, Армению и Турцию, железными дорогами, автомобильными дорогами, кабелями, газопроводами, линиями электропередачи.
- В настоящее время нет действующих дорог, действующих железных дорог, кабелей, трубопроводов или линий электропередачи ни с Турцией, ни с Азербайджаном, и Ереван предлагает позитивно изменить ситуацию.
- Проект принесет пользу также Грузии и Ирану, в том числе двустороннем порядке, а также в плане укрепления отношений с Азербайджаном, Турцией и Арменией.
- Реализация «Перекрестка» принесет пользу также международной торговле, коммуникациям и стабильности.
- Пашинян надеется на поддержку не только стран региона, но и международного сообщества в целом. «Мы стоим перед очень важным, можно сказать историческим, перекрестком. Давайте сделаем это перекрестком мира!».
15 ноября премьер-министр РА Никол Пашинян заявил:
- Важнейшее политическое и функциональное значение проекта «Перекресток мира» заключается в том, что РА визуально демонстрирует свои стремления и к чему она готова.
- За этот период были всякие коридорные разговоры и были всевозможные толкования, связанные с этим словом. Ереван выдвинул свои параметры, за пределами которых разговора не было. «То есть, это не что-то новое, а отражение нашей позиции, наших дискуссий и договоренностей за последние три года».
- Премьер призывает рассматривать инициативу «Перекресток мира» в более широком контексте. Сегодня мало стран мира, которые могут обеспечить безопасность лишь оружием. Безопасность обеспечивают в намного более широком контексте: экономикой, культурой, коммуникациями, взаимной зависимостью. «Перекресток мира» на самом деле об этом.
ЭКОНОМИКА
«МТС АРМЕНИЯ» ПРОДАЛИ КИПРСКОЙ КОМПАНИИ
15 ноября КРОУ РА одобрила заявку ЗАО «МТС Армения» на совершение сделки по продаже акций компании.
- В решении регулятора отмечается, что ведомство дает согласие на заключение сделки по продаже 100% акций «МТС Армения», зарегистрированной в Кипре Fedilco Group L.t.d.
- Сделка должна быть закрыта в течение шести месяцев со дня опубликования итогового решения.
- После заключении сделки «МТС Армения» перестанет быть участником Группы МТС — российского телекоммуникационного оператора ПАО «Мобильные телесистемы».
ОФИЦИАЛЬНАЯ ХРОНИКА
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
США
15 ноября помощник госсекретаря США по делам Европы и Евразии Джеймс О’Брайен заявил:
- США и ЕС хотят сближения РА с трансатлантическими союзниками и вырабатывают схему для его обеспечения.
- Председатель Еврокомиссии фон дер Ляйен заявляла, что намерена провести встречу с США и РА с целью сближения РА с трансатлантическим сообществом. Сам О’Брайен обсуждал это несколько дней назад с премьер-министром РА Пашиняном, и «мы выясняем, как это могло бы выглядеть».
- Учитывая географическую близость, предложение, которое может сделать ЕС в плане торговых преференций, экономического сотрудничества и доступа к единому рынку, невероятно важно. Мы можем помочь с этим».
- Союзники «находятся на середине пути» и видят, каким может быть экономическое будущее.
- США и Европа также работают над дополнительными мерами по обеспечению безопасности РА. «Мы рассматриваем все имеющиеся у нас инструменты. Я не собираюсь предсказывать решения о санкциях, но это, безусловно, один из элементов нашего арсенала».
ИТАЛИЯ
9 ноября министр обороны РА Сурен Папикян принял делегацию во главе с начальником ГШ ВС Италии адмиралом Джузеппе Каво Драгоне.
- В ходе встречи обсуждены вопросы армяно-итальянского оборонного сотрудничества и региональной безопасности.
- Папикян подчеркнул перспективы развития отношений в ряде сфер, представляющих взаимный интерес, по которым в ходе встречи были достигнуты договоренности.
ГРЕЦИЯ-КИПР
6-10 ноября в районе Неа Перамос в Аттике с прошли совместные учения сил специального назначения и сил специальных операций Армении, Греции, и Кипра.
В ходе маневров были проведены боевые стрельбы. Также была отработана техника и тактика снайперской стрельбы, борьбы в закрытых помещениях, планирование и проведение учений небольшого масштаба.
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ
13 ноября в Лондоне глава МИД РА Арарат Мирзоян и министр по делам Европы Соединенного Королевства Лео Докерти дали старт стратегическому диалогу между двумя странами.
- Стороны обсудили вопросы безопасности и стабильности на Южном Кавказе, процесс нормализации отношений между Арменией и Азербайджаном. В контексте последнего Мирзоян подчеркнул важность продвижения в мирном процессе на основе принципов, отраженных в гранадском заявлении, выражения публичных обязательств со стороны Азербайджана, а также активного привлечения международных партнеров к этому вопросу.
- В контексте разблокирования региональных коммуникаций Мирзоян представил проект «Перекресток мира», подчеркнув ожидаемые в результате его реализации преимущества для стабильности и развития Армении и региона в целом.
ФРАНЦИЯ
14 ноября компания «APM Terminals Poti», управляющая портом Поти в Грузии, подтвердила транзит французских бронемашин «Bastion», предназначенных для РА.
ИРАН
13 ноября секретарь Совбеза РА Армен Григорян обсудил по телефону с иранским коллегой Али-Акбаром Ахмадианом перспективы развития экономических отношений между странами.
14 ноября в эфире ОТА секретарь Совбеза РА Армен Григорян заявил:
- Армяно-иранские экономические отношения интенсивно развиваются, и если в 2021 г. товарооборот составил 350 миллионов долларов, то в 2023 г. существует вероятность достижения товарооборота до 1 миллиарда долларов. И в этом смысле экономические отношения приобретают смысл безопасности.
- Исходя из этого, Ереван и Тегеран обсуждают экономическое взаимодействие в контексте отношений безопасности.
- Предметные проекты разные. Например, иранская компания выиграла тендер на строительство дороги «Север-Юг».
ИРАН-ИНДИЯ
По сообщению изданию The Economic Times, замглавы МИД РА Мнацакан Сафарян заявил:
- Ереван запросил доступ к порту Чабахар на юго-востоке Ирана с целью углубить экономическое сотрудничество с Индией и другими азиатскими странами.
- РА ведет переговоры о присоединении к порту и надеется, что соединение между портом Чабахар и транспортным коридором «Север-Юг» будет скоро завершено.
- Есть признаки того, что эта связь будет завершена в течение года.
ОАЭ
14 ноября глава МО РА Сурен Папикян на встрече с госминистром обороны ОАЭ Мохаммадом Ахмадом Аль Боварди обсудили перспективы развития сотрудничества между РА и ОАЭ в сфере обороны. Во встрече также принял участие министр индустрии высоких технологий РА Роберт Хачатрян. Собеседники выразили готовность приложить усилия для развития взаимодействия, а также установления правовых основ с этой целью.
СИРИЯ
14 ноября делегация во главе с вице-спикером НС РА Акопом Аршакяном встретилась с министром ИД и диаспоры Сирии Фейсалом Аль-Микдадом.
- Аршакян выразил благодарность сирийским властям за заботливое отношение к армянской общине и ее культурному наследию.
- Он также выразил озабоченность о, что гражданское население Сирии, в том числе армяне и другие национальные меньшинства, находятся постоянно под прицелом.
- Аршакян отметил, что РА сохраняет свою позицию, голосуя за решения и резолюции, направленные на укрепление мира и безопасности на Ближнем Востоке, такие как “Создание зоны, свободной от ядерного оружия: Ближневосточный регион”, “Риск распространения ядерного оружия на Ближнем Востоке”.
- Он высоко оценил поддержку Сирии в организациях, членом которых РА не является и в рамках которых Азербайджан предпринимает усилия по осуществлению антиармянской деятельности, распространению лживой риторики, которая вводит в заблуждение международное сообщество и создает негативный имидж РА и армянского народа.
- Была затронута продолжающаяся военная операция в секторе Газа.
- Аль-Микдад, в свою очередь, выразил поддержку территориальной целостности и суверенитету РА и посчитал неприемлемым любое нарушение ее территориальной целостности.
- Он выразил поддержку проекту “Перекресток мира” по разблокированию инфраструктуры, отвергая любую идею экстерриториального коридора, который мог бы поставить под сомнение территориальную целостность РА.
- Аль-Микдад отметил, что Сирия готова защищать интересы РА в тех международных организациях, членом которых РА не является.
РЕСПУБЛИКА КОРЕЯ
10 ноября в Париже главы МИД РА и Республики Корея Арарат Мирзоян и Пак Чин обсудили перспективы углубления политического диалога и экономического сотрудничества в сферах торговли, науки и образования, инноваций и высоких технологий. Министры подтвердили намерения взаимно открыть дипломатические представительства в обеих странах. Рассмотрены вопросы взаимодействия с Агентством международного сотрудничества Кореи.
ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ
10 ноября в Брюсселе на конференции “Стратегическое будущее Армении: Армения-Европа” секретарь Совбеза РА Армен Григорян заявил:
- В РА есть идея евроинтеграции, есть и идея стать страной с внеблоковом статусом. Власти прислушиваются к политической общественности и пытаеюся понять — каковы наилучшие инструменты, которые могут обеспечить безопасность и развитие РА.
- Григорян подчеркнул важность реализации Соглашения о всеобъемлющем и расширенном партнерстве РА-ЕС, а также имплементации об инвестировании со стороны ЕС 2,6 млрд. евро.
- Он также подчеркнул важность роли миссии ЕС в РА в вопросе расширения сотрудничества с ЕС в сфере безопасности. «Эта миссия изменила представление о ЕС в армянской общественности».
- РА обратилась к ЕС для расширения сотрудничества по ряду направлений, в том числе, в оборонной сфере. «Мы надеемся, что результаты будут и мы сможем публично о них заявить. Прежде у нас никогда не было такого интенсивного диалога с Западом и Европой по теме безопасности».
- РА добилась большого прогресса в сотрудничестве с Францией в военной сфере, но надеется, что сможет укрепить взаимодействие в области безопасности как с коллективной Европой, так и с отдельными странами.
- Григорян указал на активное участие ЕС в урегулировании отношений между Арменией и Азербайджаном и подчеркнул важность четырехсторонней встречи в Гранаде с участием главы Европейского Совета, президента Франции, канцлера Германии и премьер-министра РА в контексте шагов по установлению в регионе мира и стабильности.
- Григорян также напомнил о встрече Пашиняна с главой Еврокомиссии фон Урсулой дер Ляйен и принятие ими совместного заявления, в котором подчеркивается, что отношения РА с ЕС строятся на основе общих ценностей.
14 ноября замминистра ИД РА Паруйр Ованнисян заявил:
- Ереван приветствует решение СМИД ЕС начать переговоры с РА по либерализации визового режима. Вопрос либерализации визового режима является одним из самых сложных вопросов в повестке Армения-ЕС.
- Процесс продвигается. Необходимо, чтобы не было возражений со стороны всех стран. Добиться такого консенсуса сложно. Ереван продолжит активно работать с ЕС и его государствами-членами, чтобы максимально ускорить этот процесс.
14 ноября глава комиссии НС РА по европейской интеграции Арман Егоян заявил:
- В будущем РА вполне может запланировать вступление в ЕС, но в данный момент таких программ нет.
- Сейчас стороны находятся на этапе реализации Соглашения о всеобъемлющем и расширенном партнерстве с ЕС, который продлится до 2026-2027 гг.
- РА занимается повышением качества отечественной продукции, чтобы довести до уровня европейских стандартов.
15 ноября в Брюсселе глава МИД РА Арарат Мирзоян встретился с председателем Европейского парламента Робертой Метсолой.
- Стороны обменялись мыслями об основных направлениях повестки всеобъемлющего партнерства РА-ЕС и совместных усилиях, направленных на ее углубление.
- Они выразили готовность инициировать дополнительные шаги в направлении расширения сотрудничества между Европарламентом и НС РА.
- Мирзоян подчеркнул важность постоянной решительной поддержки демократии в РА и реальных усилий по установлению мира в регионе. Достичь мира в регионе можно будет, если Азербайджан будет следовать принципам, подтвержденным в заявлении, принятом в Гранаде в октябре, и активной вовлеченности международных партнеров. Акцент был сделан на исключении силы или угрозы применения силы и реализации программы «Перекресток мира», представленный правительством РА.
- Мирзоян представил шаги, направленные на удовлетворение первоочередных потребностей и прав более 100 000 беженцев, насильственно перемещенных из НК и нашедших убежище в РА после 10-месячной блокады и военного нападения Азербайджана 19 сентября.
ГУМАНИТАРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
РОССИЯ
9 ноября официальный представитель МИД РФ Мария Захарова заявила:
- Москва содействует РА и карабахским армянам в гуманитарной сфере, в частности, по линии правительства РФ с учетом потребностей армянской стороны.
- Подготовлено 40 тонн гуманитарной помощи, которая в ближайшее время будет доставлена в Ереван.
- С учетом надвигающегося зимнего периода в состав гуманитарного груза включена передвижная электростанция, способная снабжать энергией десятки домов.
- Около 20 тонн гуманитарной помощи было направлено благотворительным фондом «ДОКТОР ЛИЗА».
СЛУХИ И МНЕНИЯ
СЛУХИ
РМК ОБСУЖДАЕТ С БАКУ УСЛОВИЯ ПРЕБЫВАНИЯ В НК
По сведениям издания «Грапарак», российские миротворцы обсуждают с Баку условия своего пребывания в НК до 2030 г. В Баку поинтересовались, с какой миссией миротворцы должны остаться в НК. Российская сторона не исключила, что несколько тысяч арцахцев вернутся в свои дома и тогда снова возникнет нужда в их присутствии.
ВОЗМОЖНАЯ ДАТА ВСТРЕЧИ ПАШИНЯН-МИШЕЛЬ-АЛИЕВ
По сведениям радио «Азатутюн» ЕС ведет отдельные переговоры с Арменией и Азербайджаном по организации трехсторонней встречи Никола Пашиняна, Ильхама Алиева и Шарля Мишеля. Пока конкретных результатов нет, но не исключено, что переговоры состоятся в декабре.
В повестке находится также вопрос маршрута, соединяющего Азербайджан с Нахичеваном.
На встречах с европейскими дипломатами президент Азербайджана заявляет об отсутствии у него претензий в отношении территориальной целостности Армении.
Хотя в октябре Алиев дважды отклонил предложения о встрече при посредничестве ЕС, в Брюсселе не считают ситуацию тупиковой.
ПАШИНЯН СЧИТАЕТ БЕССМЫСЛЕННЫМ СОЮЗ С РОССИЕЙ
По сведениям газеты «Паст» в первой половине октября Пашинян организовал закрытый сбор с участием экспертов и представителей некоторых информационных платформ и провластных средств пропаганды.
Пашинян подтвердил, что происходит изменение внешней политики, однако изменение не будет подаваться в специальном или официально объявленном развороте, так как некоторые внешние партнеры против этого разворота, в частности Иран. Тем не менее, это будет, но тихо, «мягко», и что поворот уже идет.
Пашинян заявил, что больше не будет участвовать в работах ОДКБ и СНГ, а также сообщил, что правительство уже ищет замену этим структурам и скоро найдут. А когда найдут, то и объявят о внеблоковом статусе страны.
Пашинян отметил, что от западных партнеров есть очень интересные обещания по разным направлениям.
Пашинян заявил, что оставаться в союзе с РФ бессмысленно — русские больше никому ничем не могут помочь, ослаблены войной, санкциями, больше не являются прежними решалами. В случае ухода России Армении ничего не угрожает, поскольку русские больше никого не могут наказать. Время от времени возможны напряженность, дистанционные и информационные атаки, но больше этого ничего не будет, и можно даже не обращать на это внимания, как это делает он сам.
МНЕНИЕ
ОПРОС MPG/GALLUP INTERNATIONAL АSSOCIATION
Согласно данным телефонного опроса MPG/Gallup International Аssociation, проведенного 1-4 ноября среди 1100 респондентов
Материальная обеспеченность
62,8% — средняя,
26,2% — хорошая,
10,8% — плохая.
Удовлетворенность жизнью
- 22,3% удовлетворены
- 32,2% скорее удовлетворены
- 29,4% скорее не удовлетворены
- 16,1% полностью не удовлетворены.
Качество жизни через год
- 18,3% — значительно улучшится,
- 30,8% — улучшится незначительно.
- 19,8% не ожидают изменений,
- 10,3% — несколько ухудшится,
- 7,2% ожидают значительного ухудшения.
- 13,6% затруднились дать ответ.
Оценка работы премьер-министра РА Никола Пашиняна
- недовольны 52,6%,
- довольны — 34,2%,
- затруднились ответить 13,2%.
Доверие к премьер-министру РА Николу Пашиняну
- 20,4% полностью доверяют.
- 14,2% скорее доверяют.
- 18,6% скорее не доверяют.
- 35,5% полностью не доверяют.
- 12,3% затруднились ответить.
Работой НС РА недовольны 64,2% респондентов, довольны — 22,2%, затруднились ответить 13,6%.
Работой правительства РА недовольны 57,7% респондентов, довольны — 29,1%, затруднились ответить 13,2%.
Работой президента РА Ваагна Хачатуряна недовольны 53,7% опрошенных, довольны — 23%, затруднились дать ответ 23,3%.
За кого проголосуют на выборах
- 15,6% за «Гражданский договор»,
- 4,7% за блок «Армения»,
- 1,2% за блок «Честь имею».
Если исключить голоса тех, кто никого не поддерживает или не примет участия в выборах, то получим следующую картину:
- Гражданский договор — 52.7%
- Блок «Армения» — 15.9%
- «Общественный голос» — 8.4%
- «Процветающая Армения» — 7.1%
- Партия «Республика» — 6.8%
- Блок «Честь имею» — 4.1%
- Национально-демократический Полюс — 1.4%
Будущее арцахских армян
- Почти 50% — за борьбу за независимый Арцах и возвращение арцахцев на Родину.
- 40% — за интеграцию арцахцев в Армении.
- 9,2% — за возвращение арцахцев в Арцах в составе Азербайджана.
- 3,2% затруднились ответить.
Интеграция РА
- 17% –за интеграцию с ЕС.
- 14% – за интеграцию с Россией.
- 13% – за интеграцию с США.
- 4,8% – за интеграцию с Ираном.
Ожидание военно-политической помощи
- 41,1% от Франции.
- 23% от США,
- 21,3% – от Индии,
- 18,7% – от Ирана,
- 14,4% – от России,
- 1,8% – от Китая.
- 7,1% — другие страны,
- 15,7% заявили, что такой страны нет.
- Затруднились ответить 10,7%.
ВАРДАН АРАМЯН
10 ноября в интервью «Новости-Армения» экс-глава Минфина РА Вардан Арамян заявил:
- Армения не сможет противостоять возможным санкциям со стороны России.
- Открытие региональных коммуникаций может привести к росту благосостояния потребителей за счет импорта дешевой продукции, но и к потере экономического потенциала страны от закрытия местных производств.
- Когда речь идет о стране с неприкрытыми амбициями враждебности, поглощения, присоединения, нужна разумная политика по защите своих потребителей.
- Прогноз о 5,6%-ном росте ВВП Армении на 2024 год отражает инерционный рост, который экономика в состоянии сгенерировать при отсутствии шоков.
- Если в структуре ВВП преобладает не экспортный сегмент, а, к примеру, капитальное строительство, оно может резко остановиться, как это произошло в 2009 г.
АРТУР ХАЧИКЯН
12 ноября в интервью Спутник-Армения политолог Артур Хачикян заявил:
- Озвученный властями Армениипроект «Перекресток мира» имеет очень важное значение для Турции и Азербайджана, а также тюркского мира в целом. И при его реализации эти коммуникации постепенно перейдут под контроль Анкары и Баку.
- Вопреки красивым заявлениям руководства РА, речь не идет о каком-то взаимовыгодном сотрудничестве, речь идет о стратегических коммуникациях, которые очень скоро перейдут под контроль Азербайджана и Турции.
- Они сделают колоссальные инвестиции, а после реализации этих инвестиций постепенно у РА это все отберут. После этого Армения потеряет связь с Ираном.
- Анкара и Баку не ведут себя как партнеры, ищущие компромисс. И они рассуждают так, что если можно совершить в НК этнические чистки без всяких последствий, то почему нельзя отколоть у Армении ее южный регион. И мир будет молчать так же, как молчит сейчас.
- Хачикян упрекнул европейских политиков, аплодировавших Пашиняну в здании Европарламента, в том, что они закрыли глаза на насильственную депортацию свыше 100 тыс. армян из НК. Европа показала в очередной раз свое полное лицемерие. «Они говорят об этнических чистках тогда, когда нужно бомбить Сербию. Когда депортируют 100 тыс. армян, они молчат и аплодируют человеку, предавшему свой народ».
- Эксперт считает в корне ошибочным подход армянского руководства к мирному обустройству в регионе. Долгосрочный мир не достигается путем бесконечных уступок, некомпетентного управления и провалов, поражением в войне. Это не мир, а капитуляция, которая лишь ведет к новым проигрышам.
- Мира с Азербайджаном и Турцией, экономически взаимовыгодных отношений хотят все, но это не делается ценой истребления и этнических чисток целого народа и сдачи Армении. Мир устанавливается при определенном балансе сил, при компетентном руководстве, а также на сбалансированных отношениях с ключевыми акторами.
ФОРУМ «СТРАТЕГИЧЕСКОЕ БУДУЩЕЕ АРМЕНИИ: АРМЕНИЯ-ЕВРОПА»
В ходе прошедшего 9-10 ноября в Брюсселе форума «Стратегическое будущее Армении: Армения-Европа», в котором принимал участие также секретарь Совбеза РА Армен Григорян, была принята совместная декларация, в которой, в частности, отмечается:
- Стратегическое будущее РА – развитие демократии и защита основных прав человека.
- Стратегическое будущее РА – стать частью семьи цивилизованных наций.
- Стратегическое будущее РА – полноправное членство в ЕС. «Мы будем поддерживать всестороннюю интеграцию РА в ЕС, двусторонний и взаимовыгодный обмен и развитие ведущих инновационных технологий, обмен бизнес-культурой, опытом и навыками, выход армянских производителей на европейские рынки и расширение притока европейских инвестиций в РА».
- Стратегическое будущее РА – интеграция в систему евроатлантической безопасности, развитие двусторонней или многосторонней всеобъемлющей безопасности и военного сотрудничества со странами НАТО, а также с Индией.
- Приветствуется уже налаженное сотрудничество в военной сфере и сфере безопасности с Францией, Германией, Нидерландами, Литвой, Чехией, а также с другими странами, исповедующими демократические ценности, включая Индию, Южную Корею, Японию и др.
- В документе содержится требование к властям РА выйти из состава ОДКБ, ЕАЭС, СНГ и продолжить отношения с РФ исключительно в двустороннем формате.