Обзор 26 октября - 1 ноября 2023 г.
АРМЯНО-АЗЕРБАЙДЖАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
ВЛАСТИ
26 октября на международном форуме Шелкового пути в Тбилиси премьер-министр РА Никол Пашинян заявил:
- Мирное соглашение между Ереваном и Баку может быть подписано в течение нескольких месяцев.
- Сейчас идет активная работа над документом.
- Вскоре положительные подвижки могут произойти и в открытии границы с Турцией для граждан третьих стран и дипломатов.
27 октября на совместном брифинге с венгерским коллегой глава МИД РА Арарат Мирзоян заявил:
- Мира на Южном Кавказе можно достичь при взаимном признании территориальной целостности Ереваном и Баку, проведении делимитации на основе самых свежих советских карт.
- Установление мира потребует действенных шагов от всех стран, отказа от максималистских притязаний, также нужно исключить нетерпимость и армянофобию.
- Для установления доверия также важны вопросы прав жителей НК и защиты армянского наследия.
- Основные принципы уже изложены в гранадском заявлении, и РА ждет поддержки этого заявления международными партнерами.
Спикер НС РА Ален Симонян заявил:
- Армения ожидает от Азербайджана публичного заявления, в котором будут озвучены конкретные площади территорий обоих государств, о чем уже заявляла армянская сторона. Эти заявления Азербайджан озвучивал на встречах, но не публично.
- Армения «заплатила все возможное» во имя мира и не должна платить еще больше.
- Армения готова покинуть районы, которые на карте, по которой Армения получила независимость, числятся за Азербайджаном, а азербайджанцы должны уйти с территорий, которые являются армянскими.
- Еще предстоит большая работа в вопросе возвращения пленных, исков Азербайджана против Армении и Армении против Азербайджана в международных структурах, корректировки линии границы.
29 октября премьер-министр РА Никол Пашинян заявил:
- Согласованы 3 основных принципа, которые могут поспособствовать установлению мира и регулированию отношений с Баку. И если стороны будут соблюдать эти принципы, подписание мирного договора станет реальным.
- Первый принцип заключается в том, что РА и АР должны признать территориальную целостность друг друга с тем, что территория РА составляет 29 800 кв. км, а АР – 86 600 кв. км.
- Второй принцип — Алма-Атинская декларация, согласно плану, должна стать политической основой для делимитации и дальнейшей демаркации государственной границы.
- Третий принцип — открытие всех региональных коммуникации на основе взаимного уважения суверенитета, юрисдикции и законодательств стран.
- В составе СНБ РА создается спецподразделение, целью которой станет обеспечение безопасности коммуникаций. Патрульная служба, действующая в рамках МВД, с 28 октября уже осуществляет свою деятельность на всей территории РА. В функции Патрульной службы, в частности, входит обеспечение безопасного передвижения по территории РА транспортных средств, грузов, людей.
Депутат от фракции «Гражданский договор» Армен Хачатрян заявил:
- Баку формально дал согласие на озвученные премьером три пункта. Сейчас Армения хочет убедиться, что это «не просто слова».
- Ереван и Баку не обсуждали вопрос анклавов.
АРЦАХ
28 октября в интервью общественному телевидению Арцаха президент Арцаха Самвел Шахраманян заявил:
- Нападение Азербайджана на НК не связано с избранием Шахраманяна на пост президента и готовилось задолго до выборов, на которых был избран новый глава.
- Первое предупреждение о возможности начала боевых действий поступило именно 19 сентября через российских миротворцев. О начале артобстрела с азербайджанского поста сообщили на пост российских миротворцев возле Шуши. Шахраманян находился в штабе миротворцев, когда представители азербайджанских военных подошли к штабу миротворцев и сообщили о том, что вскоре начнут артобстрел.
- Через несколько часов после начала военной операции Шахраманян понял, что НК остался один против азербайджанской агрессии. «Российская сторона, можно сказать, находилась в статусе наблюдателя».
- Степанакерт пошел на ответные действия, это дало возможность начать переговоры с Баку. После стало понятно, что необходимо остановить боевые действия, поскольку силы несоразмерны.
- Шахраманян принял решение начать переговоры с азербайджанской стороной, чтобы избежать больших жертв среди населения. Большие потери понес и Азербайджан.
- Цена подписанного документа — безопасный выход населения. Первым пунктом предусматривалось, что безопасно могут выйти военнослужащие, население на машинах и с имуществом. Второй пункт предусматривал распустить государственную систему, в результате чего НКР должна прекратить существование. Третий пункт предусматривал, что население НК, ознакомившись с программой интеграции, представленной азербайджанской стороной, должно было самостоятельно и добровольно принять решение остаться, уйти или вернуться в НК жить.
- Власти РА были в курсе, что за документ подписывает НК. С властями РА обсуждались возможные риски, которые он содержит. Пункт о «выводе из НК подразделений ВС РА» было включено в текст вынужденно. Таково было требование Баку, и Степанакерт пошел на это, чтобы спасти жизни мирных жителей.
- «Мы не смогли бы покинуть Арцах с тяжелой техникой». Говорить об этом бессмысленно, поскольку азербайджанская сторона установила КПП. Власти НК передали российской стороне вооружение, которое по соглашению должно было быть уничтожено.
- Шахраманян добрался до армянского Сисиана на вертолете, вместе с двумя сотрудниками охраны и главой МО. Он доехал до Еревана 6 октября
- Задержание бывших руководителей имеет политические мотивы, которые преследует Баку. Азербайджанская сторона проявила избирательное отношение.
- Вопрос возвращения на Родину является одним из вопросов повестки. Предстоит начать обсуждения по этому вопросу.
- В возвращении населения заинтересованы многие глобальные центры: Россия, США, ЕС. Заинтересован в этом и Баку, ведь международное сообщество обвиняет его в депортации армян.
- Статус НК является вопросом переговоров и обсуждений. У Шахраманяна свои представления, каким должен быть статус Арцаха и каким должен быть Арцах, чтобы он как арцахец и его семья смогли бы вернуться. Но об этом еще рано говорить, потому что ожидается большая работа.
- Арцахцы — не гости в РА. «Это также их Родина, безопасности которой они служили в течение 30 лет вместе с гражданами Армении. Мы должны сохранить нашу идентичность».
- Вопрос статуса беженца в РА с ним не обсуждался, и он ждет объяснения по этому поводу. «Много обсуждений вокруг того, что имея при себе паспорт РА на протяжении многих лет, сегодня мы имеем статус беженца. Мне кажется, что в ближайшем будущем ответственные лица Армении дадут обоснованные ответы на эти вопросы».
- 19 сентября Шахраманяну сообщили, что экс-министр обороны НК Самвел Бабаян готов остановить военные действия и пойти на переговоры с азербайджанской стороной.
- Бабаяну предложили представить программу. При согласии с ней глава НК был готов пойти на этот шаг. Однако Бабаян заявил: власть должна быть передана ему, а он осуществит дальнейшие шаги.
- Шахраманян поинтересовался у азербайджанской стороны: есть ли в НК другой кандидат, с кем они готовы вести переговоры, и получил отрицательный ответ.
- Утверждения Бабаяна о том, что он вел переговоры об автономии, вызывают больше вопросов, чем дают ответов.
- Взрыв склада с топливом в Арцахе произошел на складе неприкосновенного запаса Армии обороны. Топливо на складе не использовалось и предназначалось для применения во время боевых действий.
- Взрыв произошел по причине несоблюдения элементарных правил безопасности, люди самостоятельно выносили со склада топливо.
- Количество жертв в результате взрыва почти сопоставимо с количеством жертв во время военных действий. Большинство пострадавших — жители Степанакерта.
- СК Арцаха возбудило уголовное дело и передало его в Главное военное следственное управление СК Армении.
1 ноября после закрытой встречи с президентом НКР Самвелом Шахраманяном адвокат Ара Зограбян заявил:
- Документ об упразднении НКР не имеет юридической силы
- Республика не может быть распущена с 1 января, президент не может ликвидировать государство, ставшее независимым путем референдума.
- На переговорах обсуждались эти и другие вопросы, в том числе и предоставление статуса беженцев перемещенным.
АЗЕРБАЙДЖАН
29 октября замглавы МИД Азербайджана Эльнур Мамедов заявил:
- С Ереваном согласовано большинство пунктов мирного договора.
- Азербайджан привержен мирной повестке и «ждет действий от Армении в направлении подписания мирного договора».
МЕЖДУНАРОДНОЕ СООБЩЕСТВО
РОССИЯ
26 октября пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил:
- Москва продолжает усилия, попытки помочь Баку и Еревану выйти на заключение мирного договора.
- Это необходимо для стабилизации обстановки в регионе и для выхода на более положительный, созидательный уровень жизни во всем регионе.
Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова, в свою очередь, заявила:
- При наличии политической воли в Ереване, Москва по-прежнему готова принять на российской площадке министров ИД РА и АР с перспективой выхода на полноценный трехсторонний саммит.
28 октября главы МИД РФ и АР Сергей Лавров и Джейхун Байрамов обсудили вопросы двусторонней, региональной и международной повестки. Была подтверждена необходимость наращивания усилий по нормализации отношений между Азербайджаном и Арменией на основе комплекса трехсторонних договоренностей на высшем уровне 2020-2022 гг., включающих подготовку мирного договора, разблокирование транспортных коммуникаций и делимитацию армяно-азербайджанской границы.
США
26 октября в Ереване состоялась встреча секретаря Совета безопасности РА Армена Григоряна и заместителя помощника госсекретаря США по делам Южной Европы и Евразии Джошуа Хака.
- Стороны обсудили ситуацию с безопасностью вокруг РА.
- Собеседники придали важность усилиям для установления прочного мира на Южном Кавказе
- Стороны обменялись идеями по многоотраслевому сотрудничеству двусторонней повестки РА-США, подчеркнув необходимость расширения сотрудничества в различных сферах. Была подчеркнута важность дальнейшего укрепления армяно-американского экономического сотрудничества.
Глава МИД РА Арарат Мирзоян также встретился с Хаком.
- Были обсуждены темы, связанные с региональной безопасностью и стабильностью, в том числе вопросы, связанные с урегулированием армяно-азербайджанских отношений, делимитацией границы между двумя странами, территориальной целостностью, суверенитетом, разблокированием региональных транспортных коммуникаций под юрисдикцией стран.
- Собеседники коснулись насильственного перемещения жителей НК в результате этнической чистки со стороны Азербайджана и удовлетворения их первоочередных потребностей и дальнейших прав в создавшейся гуманитарной ситуации.
Глава гражданской миссии ЕС в РА Маркус Риттер встретился с Хаком и послом США в РА Кристиной Квин.
- Стороны обсудили мандат миссии ЕС и развитие ситуации с безопасностью на приграничных территориях Армении и Азербайджана.
27 октября пресс-секретарь Госдепа США Мэттью Миллер заявил:
- США продолжат продвигать мирный процесс между Арменией и Азербайджаном.
- В интересах обеих РА и АР, в интересах региона и в интересах всего мира, чтобы эти две стороны достигли мирного соглашения.
28 октября на Мальте секретарь Совбеза РА Армен Григорян встретился с помощником государственного секретаря США по Европе и Евразии Джеймсом О’Брайеном и помощником президента Франции Бертраном Бухвальтером. Собеседники обсудили ситуацию с безопасностью на Южном Кавказе и пути установления мира.
ФРАНЦИЯ
26 октября в Ереване прошел брифинг министра образования, науки, культуры и спорта РА Жанны Андреасян и министра культуры Франции Римой Абдул-Малак.
- Андреасян заявила, что материальное и нематериальное армянское культурное наследие в НК находится под угрозой, и защита культурного наследия является одной из наших важнейших задач.
- Надо найти те действующие международные механизмы, которые повысят осведомленность и помогут тем самым повысить защищенность.
- Одна из важнейших задач РА сегодня — убедиться, что в Арцахе обеспечены базовые задачи по защищенности культурного наследия. Однако сейчас нет этой убежденности, потому что с 2020 г. и до сих пор не удается отправить в НК международную миссию, которая могла бы зафиксировать ситуацию с культурным наследием.
- Проблема еще больше обострилась после насильственного переселения армян из НК, когда свыше 5 тыс. памятников и 20 музеев остались в НК.
- В свою очередь, Абдул-Малак заверила, что Франция сделает все возможное, чтобы поднять на международных площадках вопрос о находящемся под угрозой культурном наследии НК.
27 октября премьер-министр РА Никол Пашинян обсудил с Абдул-Малак вопросы защиты армянского культурно-исторического наследия в НК. Стороны подчеркнули важность реализации необходимых шагов со стороны международного сообщества и ЮНЕСКО в этом направлении.
28 октября на пресс-конференции по итогам саммита ЕС в Брюсселе президент Франции Эммануэль Макрон заявил:
- Необходимо «четко и недвусмысленно» отправить послания о поддержке РА и, в частности, ее территориальной целостности.
- Последние заявления президента АР и посылаемые им сигналы «не направлены в правильном направлении».
- Независимо от того, идет ли речь о территориальной целостности или о желании силой обеспечить непрерывность территории Азербайджана, «мы будем бдительны, чтобы гарантировать, что признанные границы 1991 г., подтвержденные в Пражской декларации, о которой мы договорились, уважались всеми сторонами».
31 октября на встрече с депутатами НС РА от фракции «Гражданский договор» посол Франции в РА Оливье Декоттиньи заявил:
- Армянское население НК было перемещено в результате применения силы. И это произошло после 9-месячной блокады.
- Азербайджан пошел на этот шаг при соучастии РФ и при поддержке Турции.
ГРУЗИЯ
27 октября премьер-министры РА и АР Никол Пашинян и Али Асадов при посредничестве главы правительства Грузии Ираклия Гарибашвили провели многочасовую встречу в Мухрани, неподалеку от Тбилиси. Детали переговоров не разглашаются.
КАНАДА
26 октября, в ответ на заявление министра ИД Канады Мелани Джоли о санкциях против Азербайджана, МИД Азербайджана обвинил ее в предвзятой позиции в отношении процессов на Южном Кавказе и призвал отказаться от провокационных заявлений. В заявлении, в частности, отмечается:
- В ситуации, когда в регионе нет гуманитарного кризиса, противоположные заявления канадского министра являются ярким примером очевидной предвзятости со стороны Канады.
- Баку особенно не понравились заявления главы МИД Канады о возможном введении санкций против Азербайджана.
- Что касается заявлений о том, что Канада не исключает применения санкций против Азербайджана, Баку считает крайне неприемлемой попытку канадской стороны говорить с Азербайджаном на языке угроз, и это не отвечает интересам двух стран.
ВЕНГРИЯ
27 октября в Ереване глава МИД Венгрии Петер Сийярто заявил:
- Венгрия предоставит 40 млн. форинтов семьям, «вернувшимся из НК» в РА.
- В случае необходимости Венгрия готова оказать содействие в лечении граждан.
- Все жители региона достойны, чтобы установились мир и спокойствие.
- Мирный договор гарантирует, что в последующие десятилетия люди в регионе будут жить мирно и спокойно.
- Мирный договор также обеспечит мирное экономическое развитие.
СОВЕТ ЕВРОПЫ
26 октября Конгресс местных и территориальных властей Совета Европы провел срочное обсуждение по НК и принял декларацию на тему «Гуманитарная ситуация в Карабахе и в прилегающих городах и регионах», в которой отмечается, что Конгресс:
- осуждает военную операцию, проведенную Азербайджаном в НК 19-20 сентября 2023 г., и предшествовавшую ей десятимесячную блокаду, что привело к тяжелой гуманитарной ситуации, значительным человеческим жертвам и эмиграции более 100 тысяч человек в РА.
- выражает сожаление по поводу серьезных гуманитарных последствий.
- призывает власти Азербайджана воздержаться от любых действий, которые могут привести к дальнейшему ухудшению ситуации.
- выражает полную поддержку властям РА, принявшим людей, прибывших из НК.
- призывает европейские страны оказать необходимую гуманитарную помощь.
- призывает Баку освободить всех представителей НК.
27 октября Комиссар Совета Европы по правам человека Дунья Миятович обнародовала отчет своего визита в РА, АР и НК 16-23 октября, в котором отмечается:
- Исход был единственным возможным вариантом для арцахцев.
- Последняя глава длительного конфликта между Арменией и Азербайджаном в Карабахе и вокруг него сопровождалась нарушениями прав человека.
- Комиссар слышала сообщения о серьезных нарушениях прав человека в связи с затянувшимся конфликтом и может свидетельствовать о страданиях гражданского населения, пострадавшего от различных вспышек боевых действий на протяжении многих лет.
- Комиссар подчеркнула важность обеспечения прав человека всех перемещенных лиц, включая их право на достойное и безопасное возвращение; право на защиту от мин; права пленных на получение защиты; право узнать о судьбе и местонахождении пропавших без вести лиц; необходимость независимых и эффективных расследований серьезных нарушений прав человека, зарегистрированных в связи с конфликтом; важность предоставления адекватной и эффективной компенсации жертвам.
- Все стороны должны предпринять решительные действия по предотвращению и борьбе с разжиганием ненависти, а также поддерживать инициативы, способствующие сосуществованию и примирению.
Как отмечается на сайте организации, Совет Европы готовит пакет мер реагирования на приток беженцев из НК в РА, направленные на оказание поддержки РА в решении вопросов, связанных с размещением более 100 000 карабахских армян.
Определены конкретные сферы поддержки:
- Усиление защиты прав беженцев, находящихся в уязвимом положении, при прямой поддержке Службы миграции и гражданства Министерства внутренних дел и Управления Защитника прав человека, в частности, в вопросах оценки уязвимости, доступа к услугам и повышения осведомленности беженцев об их права;
- Облегчение доступа к здравоохранению и психиатрической помощи, включая психологическую поддержку;
- Укрепление потенциала специалистов, работающих с уязвимыми людьми;
- Решение вопросов образовательной инклюзивности и пересмотр программ профессионального обучения;
- Защита прав детей;
- Повышение устойчивости местных властей.
ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ
27 октября по завершении саммита ЕС президент Европейского совета Шарль Мишель заявил, что Брюссель продолжит посреднические усилия для армяно-азербайджанской нормализации на основе взаимного признания территориальной целостности и суверенитета.
Совет ЕС:
- подчеркнул важность обеспечения прав и безопасности армян НК, в том числе тех, кто хочет вернуться в свои дома.
- выразил поддержку процессу армяно-азербайджанского урегулирования при посредничестве Брюсселя и призвал стороны к добросовестному участию и завершению процесса к концу года.
- приглашает Верховного представителя и Комиссию представить варианты наилучшего укрепления отношений ЕС-РА во всех измерениях.
ЕС выделил дополнительно 1,7 млн евро помощи армянам, покинувшим НК после вооруженной атаки со стороны Азербайджана. Финансирование будет направлено на дальнейшее усиление существующей гуманитарной помощи ЕС путем предоставления денежной помощи, жилья, продовольственной безопасности и помощи в средствах к существованию, защиты и здравоохранения.
1 ноября Миссия ЕС в РА открыла наблюдательный офис в Егегнадзоре. На данный момент количество патрулей EUMA достигает 1000, наблюдателей — 100. В состав миссии входят представители 23 стран-членов ЕС.
АРМЯНО-ТУРЕЦКИЕ ОТНОШЕНИЯ
ВЛАСТИ
АРМЕНИЯ
27 октября спикер НС РА Ален Симонян заявил:
- Положительные сдвиги в армяно-турецких отношениях не исключены.
- В частности, возможны подвижки в вопросе открытия границы между Арменией и Турцией в ближайшее время.
29 октября премьер-министр РА Никол Пашинян заявил:
- Ереван надеется, что договоренности по открытию границы между Армений и Турцией для граждан третьих стран и носителей дипломатических паспортов в ближайшем будущем будут реализованы
- Помимо политических договоренностей, проведена также существенная инфраструктурная работа. «Мы работали на КПП в Маргаре, и в этом смысле мы уже готовы к подобным развитиям и надеемся, что эти договоренности будут претворены в жизнь».
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИЛЫ
БЛОК «АРМЕНИЯ»
27 октября глава фракции «Армения» Сейран Оганян заявил:
- В террористическом акте в армянском парламенте 27 октября 1999 г. очевиден турецко-азербайджанский след. И сегодня этот след зачастую дает о себе знать.
- Нынешние власти страны, которые упрекают своих предшественников в своих провалах, поддаются на давления турецко-азербайджанского тандема, одним из проявлений которого стала этническая чистка армян НК.
АРМЯНО-РОССИЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
ВЛАСТИ
АРМЕНИЯ
27 октября замглавы МИД РА Ваан Костанян заявил:
- Заявление премьер-министра РА Пашиняна относительно российской военной базы не указывает на то, что РА меняет отношения с РФ или идет по пути изменения внешнеполитического вектора.
- РА не обостряет отношения с РФ. «Это нормальный рабочий процесс. У партнеров есть вопросы друг к другу, и через дипломатов мы разъясняем эти вопросы».
- Отвечая на утверждение министра ИД РФ Лаврова о том, что РА может «испытать удачу» на европейских площадках, но карты для демаркации находятся у Москвы, Костанян заявил, что речь идет о картах 1974-1978 гг., которые были предоставлены РА и АР разными посредниками, и обе стороны с ними знакомы.
РОССИЯ
26 октября пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил:
- Москва в контактах с Ереваном и рассчитывает получить информацию о том, что имел в виду премьер-министр РА Пашинян, говоря о необходимости «диверсифицировать отношения в сфере безопасности».
- «Негоже России и Армении общаться через газеты, тем более Wall Street Journal. Поэтому мы продолжаем разговор, диалог с нашими армянскими друзьями, и будем продолжать это делать».
В свою очередь, официальный представитель МИД РФ Мария Захарова заявила:
- Западные СМИ насели на представителей официального Еревана, вытаскивая из них ответы на провокационные вопросы. Эти вопросы нацелены на нанесение максимального ущерба многоплановым связям Москвы и Еревана. К сожалению, в нынешних армянских реалиях подобные подстрекательства срабатывают.
- Москве тоже задаются провокационные вопросы, но она предпочитает не давать поводы для того, чтобы «бацилла провокаций разрасталась».
- В интервью делалась попытка преуменьшить значение связей РА с РФ, принизить роль российских военных, пограничников в обеспечении безопасности РА, ее граждан, выражается разочарование в эффективности ОДКБ, российских миротворцев.
- С 90-х годов российское военное присутствие и пограничники были востребованы с учетом непростой ситуации на Южном Кавказе и неурегулированости отношений между Ереваном и соседями. Военная база регулярно проводит учения с армянскими военными, а российские пограничники пресекают попытки незаконного пересечения армяно-турецкой границы, попытки контрабанды на границе с Ираном и мониторят ситуацию на армяно-азербайджанской границе. «Все предпринимаемые мероприятия проводятся с армянской стороной, с уважением к суверенитету и территориальной целостности республики».
- Неизвестно, как бы развивалась ситуация, если бы российские миротворцы не были на местах.
- Становится очевидной ошибочность ставки Еревана на западное посредничество в деле армяно-азербайджанской нормализации и попыток «замотать реализацию комплекса трехсторонних договоренностей».
- В случае согласия РА на размещение наблюдателей ОДКБ, многих проблем можно было бы избежать. Вместо этого руководство РА предпочло пригласить миссию ЕС, которая под видом мониторинга занимается сбором разведданных против РФ и Ирана.
- 25 октября в МИД РФ был вызван временный поверенный посольства РА в Москве. Внимание было привлечено к наиболее одиозным публикациям в адрес российского руководства, российских дипломатов и миротворцев. Временному поверенному было сообщено о неприемлемости разнузданной антироссийской кампании в информационном пространстве РА, включая общественное телевидение, подконтрольные властям СМИ и ТГ-каналы. «Уверена, что армянская сторона понимает, о чем идет речь».
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИЛЫ
БЛОК «АРМЕНИЯ»
26 октября глава фракции «Армения» Сейран Оганян заявил:
- Власти РА диверсифицируют поставки оружия за счет ухудшения отношений со стратегическим союзником – Россией.
- Ереван и раньше закупал определенный объем вооружений у других стран, помимо основных поставок из РФ. Но это не влияло на отношения с Москвой.
- Выстроенная система управления базируется на российском оружии. В прошлом поставки из России шли регулярно.
РЕГИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
ВЛАСТИ
АРМЕНИЯ
26 октября на международном форуме Шелкового пути в Тбилиси премьер-министр РА Никол Пашинян заявил:
- Открытые границы, экономические, политические, культурные связи невозможны без дорог. По этой причине правительство РА создало и представляет проект «Перекресток мира» в качестве важной части мирной повестки.
- Ключевой идеей проекта является развитие коммуникаций между Арменией, Турцией, Азербайджаном и Ираном.
- Программа даст большую пользу всем странам региона и привлечет к ней внимание правительств и частных инвесторов.
Основные принципы проекта «Перекресток мира»:
- все инфраструктуры, включая автодороги, железнодорожные пути, авиамаршруты, трубопроводы, кабели, ЛЭП, действуют под суверенитетом и юрисдикцией тех стран, по территории которых проходят;
- каждая страна на своей территории посредством своих государственных институтов реализует пограничный и таможенный контроль, а также обеспечивает инфраструктуры, включая безопасность передвижения по ним грузов, транспортных средств, людей;
- указанные коммуникации могут использоваться для внутренних и международных перевозок;
- все страны пользуются инфраструктурами друг друга по принципу равенства и взаимности, по ним же могут быть реализованы определенные корректировки процедур пограничного и таможенного контроля.
- В ближайшее время будет создано специальное подразделение, которое будет заниматься обеспечением безопасности проезда грузов, транспортных средств, людей по проходящим через РА международным коммуникациям.
В свою очередь, замминистра территориального управления и инфраструктур РА Акоп Варданян заявил:
- В случае отсутствия политических проблем РА готова получать газ из АР, а также стать транзитной страной для поставок газа и электроэнергии из АР в Европу.
- Ереван может играть роль и в транспортировке и экспорте электроэнергии из Азербайджана в Турцию и в обратном направлении, экспортировать электроэнергию в обе страны, а также между Ираном и Грузией.
- У страны был подобный опыт в советское время, когда Армения по трем трубопроводам получала газ из Азербайджана. Их можно восстановить.
27 октября спикер НС РА Ален Симонян заявил:
- Армения не может абстрагироваться от экономических и торговых связей региона.
- Следует сделать все, чтобы открыть дороги с Азербайджаном и Турцией. Только тогда экономика Армении будет иметь двойной, тройной рост и воцарится мир.
- Одно из подразделений СНБ будет следить за международными коммуникациями через территорию Армении. «И это ответ на вопрос, как будут контролироваться коммуникации, проходящие по нашей территории».
РОССИЯ
26 октября вице-премьер РФ Алексей Оверчук, комментируя участие РА в проекте МТК «Север-Юг» посредством строительства дороги через Мегри, заявил:
- Зангезурский участок как часть проекта сейчас не рассматривается в виду отсутствия четкой позиции со стороны Армении.
- «Пока что у них не сформирована окончательная позиция в отношении той дороги, которая планировалась через Мегри».
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИЛЫ
БЛОК «АРМЕНИЯ»
27 октября глава фракции «Армения» Сейран Оганян заявил:
- «Перекресток мира» неуместен на фоне угроз Турции и Азербайджана и их планов по созданию «Великого Турана». Пожимать руку противнику в условиях, когда он оказывает на тебя давление, депортировал твоих соотечественников с их родной земли, осуществил геноцид — неуместно.
- Шаги армянских властей и их повестка могут быть недостаточно продуманы и взвешены. И если руководство откажется продвигать национальные интересы, то выдвинутый им проект может стать концом государственности РА.
ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА
ВЛАСТИ
27 октября спикер НC РА Ален Симонян заявил:
- Властям РА известны имена организаторов теракта 27 октября 1999 г. в армянском парламенте, но надо дождаться завершения следствия.
- Он не исключил участие внешних сил в теракте и указал на то, что видит угрозу повторения событий «27 октября».
ОФИЦИАЛЬНАЯ ХРОНИКА
ПРАВО
ПРАВОВОЙ СТАТУС ЖИТЕЛЕЙ НК
26 октября правительство РА утвердило проект, по которому государство берет под временную защиту лиц, находящихся в РА или за ее пределами, чьим последним адресом регистрации был НК, либо же они фактически проживали там и были зарегистрированы в миграционных органах РА после 19 сентября.
- Придание такого статуса позволит уточнить правовой статус насильственно перемещенных из НК граждан, круг их прав и обязанностей.
- Взятые под защиту лица силой закона получают статус беженцев и гарантированные международным правом права для беженцев.
- Принятие проекта позволит повысить эффективность процессов по защите их прав и законных интересов.
- Получение подобного статуса позволит жителям НК пользоваться механизмами содействия, которые предусмотрены для граждан РА.
- Получение такого статуса позволит беженцам обращаться за получением гражданства РА. С получением гражданства люди перестанут быть бенефициариями программ содействия, которые предназначены только для беженцев.
27 октября замминистра ВД РА Арпине Саркисян заявила:
- В силу статуса временной защиты, согласно закону РА «О беженцах и убежище», переселенцы фактически признаются беженцами и пользуются всеми международными конвенционными механизмами. Благодаря статусу временной защиты, насильственно перемещенные из НК лица смогут иметь более высокую степень защиты как на РА, так и за ее пределами.
- Статус будет предоставлен сроком на один год, а возможность продления также запланирована. Статус присваивается автоматически и для его получения не требуется предпринимать никаких действий.
- В решении правительства также уточняется, кому предоставляется такой статус. В решении выделены три группы лиц. В первую группу входят те лица, которые в настоящее время состоят на учете в реестре населения НК. Вторая группа лиц — те, кто хоть и не имеет регистрации, но последним адресом регистрации у них был НК, а также те лица, которые не были зарегистрированы в реестре населения НК, но в результате вынужденного переселения были зарегистрированы в базе данных, которую ведет Служба миграции и гражданства МВД. Исключение составляют лица, имеющие гражданство другой страны.
- В ближайшее время вынужденные переселенцы получат возможность зарегистрироваться в государственном реестре населения РА.
- Правительство закрепило два вида удостоверяющих личность документов, один из которых — синий паспорт РА, а второй — свидетельство, удостоверяющее статус временной защиты.
- В силу уточнения статуса вынужденные переселенцы смогут осуществлять различные юридические сделки. Таких транспортных средств около 21 тыс, и все они должны быть приведены в правовое поле, чтобы можно было обеспечить безопасность дорожного движения.
ЧИСЛО ПРОПАВШИХ БЕЗ ВЕСТИ
По сообщению пресс-секретаря Следственного комитета Гора Абрамяна:
- Число пропавших без вести в результате боевых действий Азербайджана против Арцаха и Армении 1992-2023 гг. составляет 1016 человек.
- В результате первой Арцахской войны [1992–1994 гг.] число без вести пропавших составляет 777 человек.
- В результате 44-дневной войны 2020 г. в НК пропавшими без вести числятся 195 человек, среди них 20 – граждан и 175 военных.
- В результате нападения Азербайджана 13-14 сентября 2022 г. на РА без вести пропали 2 военных.
- В результате нападения Азербайджана на НК 19 сентября 2023 г. по состоянию на сегодняшний день неизвестно местонахождение 12 граждан и 30 военных.
ДАННЫЕ О ПОТЕРЯХ АРМЯНСКОЙ СТОРОНЫ ЗА 19-20 сентября
29 октября Следственный комитет РА сообщил данные о погибших, раненых, пропавших без вести и пленных в результате азербайджанской агрессии против Нагорного Карабаха 19-20 сентября. По данным СК:
- Более 200 человек погибли, в том числе 9 мирных граждан, из них 3 детей.
- Без вести пропали 42 человека, из них 12 гражданских лиц и 30 военнослужащих
- Пыткам подверглись 14 человек, из них 12 военнослужащих и 2 гражданских лиц.
- Ранения получил 231 военнослужащий и 80 гражданских лиц.
- 64 мирных жителя погибли в ходе насильственной депортации из НК.
- 16 человек оказались в азербайджанском плену, их них 10 гражданских лиц.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
ВЕНГРИЯ
27 октября премьер-министр РА Никол Пашинян обсудил с главой МИД Венгрии Петером Сийярто сотрудничество в сфере авиаперевозок. Собеседники обсудили также динамику в двусторонних отношениях, открытие консульства Венгрии в Ереване, сотрудничество Армения-ЕС и гуманитарную ситуацию в стране после насильственного переселения армян из НК.
ГРЕЦИЯ
29 октября на Мальте Секретарь Совбеза РА Армен Григорян встретился с советником премьер-министра Греции по нацбезопасности Атханасисом Нтокосом. Стороны обсудили ситуацию в сфере международной и региональной безопасности, в рамках которой Григорян представил актуальные вызовы и усилия РА по их разрешению. Были затронуты возможности двустороннего сотрудничества в области безопасности.
УКРАИНА
30 октября на Мальте Секретарь Совбеза РА Армен Григорян встретился с главой администрации президента Украины Андреем Ермаком.
- Стороны обсудили армяно-украинские отношения и сотрудничество в энергетической сфере, отметили важность первой встречи президента Украины Зеленского с премьером Армении Пашиняном 5 октября в Гранаде.
- Ермак также подтвердил приверженность Киева укреплению сотрудничества с Ереваном в вопросах евроинтеграции.
- Ермак высоко оценил присоединение РА к кругу государств, поддерживающих Украинскую формулу мира.
- Ермак поблагодарил за участие супруги премьер-министра Армении Анны Акопян в Саммите первых леди и джентльменов, который состоялся в Киеве в начале сентября, и за передачу ею гуманитарной помощи для украинских школьников.
КИТАЙ
30 октября в Пекине глава МО РА Сурен Папикян и зампред Центрального военного совета КНР, генерал-полковник Хэ Вейдун обсудили сотрудничество в сфере обороны и возможности его развития.
ИРАН
1 ноября в Ереване прошла встреча главы Минтруда РА Нарека Мкртчяна и министра кооперации, труда и соцобеспечения Ирана Сейеда Соулат Мортазави.
- По итогам переговоров стороны подписали меморандум о сотрудничестве в сфере труда и социальной защиты.
- Стороны обязались объединить усилия для упрощения процесса обеспечения занятости, предотвращения нелегальной миграции и обмена рабочей силой.
- Министры договорились о регулярном обмене информацией о наличии вакансий и необходимой профессиональной квалификации в двух странах.
СЛУХИ И МНЕНИЯ
СЛУХИ
ИНДИЙСКО-АРМЯНСКОЕ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
По сведениям издания Economic, Индия рассматривает возможность поставки новой партии военной техники Армении. Недавно Нью-Дели посетил высокопоставленный армянский чиновник, который провел переговоры относительно этого.
Новая партия вооружений может включать технику, которая помогла бы создать сдерживающий фактор в условиях конфликта Армении с Азербайджаном.
МНЕНИЕ
ГРАНТ МИКАЕЛЯН
27 октября в интервью Armenia Today аналитик Грант Микаелян заявил:
- Независимо от хода армяно-азербайджанских переговоров, их итог изначально известен: «результат будет капитуляционным для Армении».
- Подписанием мирного договора Армения легализует преступления, совершенные Азербайджаном за последние годы.
- Международные посредники, владеющие авторитетом для противостояния интересам Баку и Анкары, не сделают этого из-за намерении властей РА подписать мирный договор в сжатые сроки.
- При прямых переговорах с Ереваном Азербайджан и Турция смогут навязать Армении более тяжкие условия. В этих целях будет использоваться и тбилисская площадка, поскольку Тбилиси является не посредником, а всего лишь площадкой.