Обзор прессы 19-25 октября 2023 г.
АРМЯНО-АЗЕРБАЙДЖАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
ВЛАСТИ
АРМЕНИЯ
20 октября замглавы МИД РА Ваан Костанян заявил:
- Постоянная смена переговорных площадок вызывает у Еревана сомнения относительно того, действительно ли Баку заинтересован в том, чтобы довести до завершения переговорный процесс.
- Армянская сторона заинтересована в налаживании отношений с соседом и важно урегулировать их так, чтобы достигнутые договоренности были реализованы, а партнеры гарантировали, что азербайджанская сторона не нарушит их.
- Ереван получил от Баку очередной пакет предложений по мирному договору, идут обсуждения.
- В соглашении должны быть отражены гранадские принципы. Ереван ждет, что Баку публично озвучит свою позицию и пояснит, приемлемы ли они для него.
- МИД РА проводит работу по защите прав народа НК.
- Обеспечение права карабахцев на возвращение будет частью ответственности не только правительства РА, но и международного сообщества, а также СБ ООН.
- Карабахцы в результате развязанной Азербайджаном агрессии покинули свои дома и родину и, по сути, в НК произошла этническая чистка.
- Для возвращения армян в НК необходимы четкие гарантии безопасности.
25 октября на пресс-конференции с канадской коллегой в Ереване глава МИД РА Арарат Мирзоян заявил:
- Южный Кавказ нуждается в действенных шагах международных партнеров для обеспечения мира и предотвращения новых бедствий.
- Несмотря на отказ Баку от переговоров в Брюсселе, Ереван и сейчас готов к встрече. «Надеюсь, действительно проблема заключается в конкретных сроках, и в ближайшее время можно будет договориться по срокам новой встречи».
- РА продолжает сохранять приверженность повестке мира. РА готова быстро продолжать мирные процессы, в том числе, и в направлении заключения мирного договора.
- РА ожидает, что ее готовность заключить мир с АР будет полностью взаимна, а также получит полноценную практическую поддержку со стороны других региональных партнеров.
- Ереван видит возможность урегулировать существующих проблем на основе тех принципов, которые были отражены в четырехстороннем заявлении по итогам встречи в Гранаде. Первоочередным является взаимное признание территориально целостности с исключением экспансионистских притязаний, а также срочная необходимость проведения делимитации границ на основе карт Генштаба СССР. Ереван также заинтересован в открытии коммуникации на принципах уважения суверенитета и юрисдикции стран, по территориям которых проходят коммуникации.
25 октября спикер НС РА Ален Симонян заявил:
- Не обязан ли Запад привести президента Азербайджана Алиева в переговорное поле — «никто никому ничего не должен». Не надо относиться эмоционально к западным и другим коллегам. Все страны без исключения имеют свои личные интересы.
- «Сейчас мы благодаря нашей дипломатии должны правильно использовать эти интересы в свою пользу».
25 октября зампредседателя комиссии НС РА по региональной и евразийской интеграции Вагаршак Акопян заявил:
- Армяно-азербайджанский переговорный процесс сложный, переговорный процесс вызывает вопросы, но позиции РА в переговорном процессе вполне нормальные.
- Властям РА удалось обеспечить безопасность страны в условиях рушащегося мирового порядка.
- Никто не оспаривает территориальную целостность РА — ни сверхдержавы, ни противники. «В переговорном процессе мы должны дойти до того, чтобы все это было зафиксировано с четкими цифрами, границами, с учетом каждой детали».
25 октября в интервью Wall Street Journal премьер-министр РА Никол Пашинян заявил:
- Ереван надеется, что в ближайшее время достигнутые договоренности 6 октября 2022 г. на четырехсторонней встрече в Праге, 14 мая 2023 года на трехсторонней встрече в Брюсселе и 15 июля 2023 г. на трехсторонней встрече в Брюсселе будут оформлены и подтверждены и станут основой для мирного договора.
- Основные принципы этих договоренностей заключаются в том, что РА и АР взаимно признают территориальную целостность друг друга. Делимитация границ между ними должна проходить по границам, закрепленным Алма-атинской декларацией 1991 г. Разблокировка коммуникаций региона, в том числе железной дороги, должна быть осуществлена по принципам суверенитета и под юрисдикцией тех стран, где они проходят.
- По вопросу 100 тысяч вынужденных переселенцев из НК в краткосрочной перспективе задача правительства РА – удовлетворить их самые насущные потребности, в среднесрочной перспективе — сделать так, чтобы у них были возможности на достойную жизнь. Подход заключается в том, что, если у них не будет возможности или желания вернуться в НК, необходимо сделать все, чтобы они остались, жили и творили в РА.
- Каким будет это будущее, во многом зависит от того, какое предложение им сделает, или какую позицию займет, или какие условия создаст Азербайджан, и что будет поощрять и что будет поддерживать в этом плане международное сообщество.
- Принимая во внимание факт этнических чисток, обречения людей на голод, вынужденного переселения, необходимо приложить очень большие усилия для того, чтобы у армян НК появилось желание вернуться туда, если возможность этого реально существует. «Во-первых, насколько реалистична такая возможность, и, если она реально существует, насколько люди будут доверять такой возможности? Это очень серьезные и глубокие вопросы».
АРЦАХ
20 октября, комментируя подписанный им указ о роспуске НКР до 1 января 2024 г. в ходе выступления перед протестующими у здания представительства НКР в Ереване, президент НКР Самвел Шахраманян заявил:
- НК не расформирован, поскольку ни один документ не может распустить созданное народом государство.
- Все собравшиеся у представительства люди прекрасно понимают, что было бы, если бы 20 сентября не был подписан соглашения о прекращении огня. «Противник стоял на подступах к Степанакерту. Мы смогли сохранить жизни наших людей, наших сыновей, женщин и детей».
- Шахраманян может многое сказать, но это чревато серьезными угрозами как для РА, так и для дальнейшей судьбы НК.
АРМЕНИЯ-АЗЕРБАЙДЖАН
24 октября в Тегеране главы МИД РА и АР Арарат Мирзоян и Джейхун Байрамов провели неформальную встречу.
МЕЖДУНАРОДНОЕ СООБЩЕСТВО
РОССИЯ
23 октября по итогам министерской встречи в формате «3+3» по Южному Кавказу глава МИД РФ Сергей Лавров заявил:
- Конфликт между Арменией и Азербайджаном практически урегулирован. Обе стороны согласились с тем, что Карабах принадлежит Азербайджану, а это была главная нерешенная проблема.
- Сейчас для сторон остаются дальнейшие практические шаги по полной нормализации отношений, прежде всего по подготовке мирного договора, делимитации границ и налаживанию транспортных экономических связей без каких-либо препятствий.
- Москва готова на деле помочь в запуске процесса делимитации границы между АР и РА. Все необходимое для того, чтобы делимитацию обсуждать и согласовывать, включая, прежде всего, карты, которые остались с советских времен, находятся у РФ. «Мы не пытаемся делать из этого большую проблему. Пусть они попытают счастья и в Брюсселе, если на то у них есть желание, но мы всегда готовы реально помочь приступить к реальной делимитации».
25 октября пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил:
- Москва продолжает диалог с Баку и Ереваном, чтобы помочь им в урегулировании конфликта, но каких-то существенных подвижек пока нет.
- Пока точного понимания нет.
США
24 октября пресс-секретарь Госдепа США Мэттью Миллер заявил:
- В Госдепе прокомментировали встречу глав МИД Армении, России, Азербайджана, Турции и Ирана в Тегеране
- США приветствуют любые добросовестные обязательства, которые способствуют миру и стабильности для народов Южного Кавказа, независимо от того, где проходят эти переговоры или кто их проводит.
- В Вашингтоне признают «деликатное географическое положение Южного Кавказа касательно Ирана и России», но не видят в этих странах надежных партнеров, «мягко говоря».
24 октября премьер-министр РА Никол Пашинян принял заместителя помощника госсекретаря США по делам Южной Европы и Евразии Джошуа Хака.
- Пашинян подчеркнул важность усилий США в процессе регулирования армяно-азербайджанских отношений, коснулся вынужденного переселения более 100 тысяч соотечественников из НК в результате проводимой Азербайджаном политики этнической чистки и сложившейся гуманитарной ситуации, в этом контексте важность международной поддержки в решении существующих проблем.
- Собеседники обсудили вопросы, связанные с урегулированием армяно-азербайджанских отношений, разблокировкой региональных транспортных инфраструктур на основе принципов территориальной целостности, суверенитета, юрисдикции и взаимности, делимитации границы между РА и АР, а также мира и стабильности в регионе.
ИРАН
23 октября в Ереване министр дорог и градостроительства ИРИ Мехрдад Базрпаш заявил:
- Иран выступает против тезиса о «Зангезурском коридоре».
- Тегеран всегда поддерживал и продолжает поддерживать территориальную целостность РА.
- Политика Тегерана основана на достижении мира в регионе Южного Кавказа. ИРИ осуждает любое внешнее вмешательство и верит, что страны региона смогут принять лучшие для себя решения самостоятельно.
- Миру в регионе помогут и инфраструктурные проекты Тегерана и Еревана. РА очень важна для Ирана, и РА может сыграть ключевую роль в рамках коридора «Север-Юг».
23 октября премьер-министр РА Никол Пашинян обменялся идеями о возможностях разблокирования региональных инфраструктур на основе принципов территориальной целостности, суверенитета, юрисдикции и взаимности в ходе встречи с делегацией во главе с Базрпашем.
ФРАНЦИЯ
24 октября представитель президента Азербайджана по особым поручениям Эльчин Амирбеков в интервью BBC обвинил Францию в антиазербайджанских инициативах на международных платформах и подрывании мирных переговоров с Арменией.
Он также заявил, что у РА и АР есть большой шанс до конца года завершить переговоры по проекту мирного договора «посредством прямых двусторонних переговоров между Баку и Ереваном на базе основополагающих принципов, которые отражены в проекте мирного соглашения».
ЛИТВА
19 октября в ходе совместного заявления с главой правительства РА Пашиняном в Ереване премьер-министр Литвы Ингрида Шимоните заявила:
- Мир является единственным путем для достижения стабильности и процветания РА и всего региона.
- Она выразила надежду, что РА и АР выполнят свои обязательства, уважая территориальную целостность и суверенитет друг друга.
- Она заявила о содействии посредническим усилиям США и ЕС в этом процессе.
АВСТРИЯ
19 октября парламент Австрии единогласно принял резолюцию, осуждающую этническую чистку, осуществленную Азербайджаном против народа НК.
- Резолюция призывает федеральное правительство «на всех международных площадках и в двусторонних обсуждениях осудить военные действия Азербайджана, которые привели к массовому исходу более 100 тысяч этнических армян из НК».
- Подчеркивается важность защиты прав этнических армян, оставшихся в НК, и тех, кто желает вернуться в НК, а также выполнения решений Международного Суда относительно свободного передвижения по Лачинскому коридору.
- Правительство Австрии также должно принять участие в обеспечении свободного и беспрепятственного долгосрочного доступа международных гуманитарных организаций в НК, а также всеобъемлющей защите культурных ценностей и церквей НК.
- Резолюция также призывает предоставить необходимые средства РА, как приоритетной стране австрийского сотрудничества в области развития, для дальнейшей стабилизации гуманитарной ситуации.
ГЕРМАНИЯ
23 октября в Ереване прошла встреча спикера НС РА Алена Симоняна и главы комиссии по внешним связям Бундестага ФРГ Михаэля Рота, на которой Рот заявил:
- ФРГ не предприняла достаточных шагов для предотвращения агрессии Азербайджана в отношении народа НК.
- На Азербайджан наложат санкции, если он не прекратит агрессивную и провокационную политику. Рот сделает все, чтобы санкции против Азербайджана оказались на столе и были применены. «Авторитарные государства понимают только один язык, поэтому необходимо подчеркнуть, какие последствия будут иметь их возможные военные действия».
- На национальном уровне нет механизмов применения санкций, и они должны быть приняты общим согласием ЕС. Но на данный момент этого согласия, к сожалению, нет. «Мы должны убедить ЕС всеми силами и готовностью действовать против Азербайджана, чтобы не расширилось газо-энергетическое сотрудничество. Есть также возможность индивидуальных санкций, которые могут быть использованы».
- Действия Азербайджана уже возымели последствия: он потерял доверие международного сообщества и больше не воспринимается партнером, которому можно доверять.
- Рот выступает за расширение политической миссии ЕС в РА в интересах страны, обеспечения ее безопасности.
Премьер-министр РА Никол Пашинян также принял делегацию во главе с Ротом.
- Пашинян коснулся происходящих в регионе процессов, вынужденного переселения более 100 тысяч соотечественников из НК в результате проводимой Азербайджаном политики этнической чистки, а также сложившейся гуманитарной ситуации.
- Рот, в свою очередь, осудил проводимую Азербайджаном в НК политику этнической чистки и депортацию местных армян.
- Собеседники обсудили процесс регулирования отношений между Арменией и Азербайджаном, вопросы установления мира и стабильности в регионе, деятельность наблюдательной миссии ЕС в РА, а также представляющие взаимный интерес другие вопросы.
- Рот заявил, что ЕС должен как можно скорее развить и расширить свое экономическое и политическое сотрудничество с РА и оказывать максимально широкую поддержку беженцам из НК.
КАНАДА
25 октября на совместной пресс-конференции с главой МИД и премьер-министром РА в Ереване глава МИД Канады Мелани Жоли заявила:
- Канада поддерживает армянский народ, его суверенитет и независимость.
- Вопрос санкций против Азербайджана уже «на столе» и Канада ожидает, что территориальная целостность Армении будет соблюдаться. «Для нас это определенно вопрос, за которым мы будем внимательно следить».
- Цель Канады – помочь РА в этой сложной ситуации, а также помочь сделать регион более мирным и стабильным. Канада делает это, прежде всего, участвуя в миссии ЕС. «Мы единственная страна, не являющаяся членом ЕС, но участвующая в миссии ЕС. Это первый шаг к обеспечению большего присутствия в Армении».
- Также Канада объявила о новом финансировании гуманитарной помощи ЕС для решения проблем, которые возникли вследствие насильственного изгнания такого большого количества этнических армян из НК. Канада также поддерживает усилия ООН и МККК.
ИНДИЯ
25 октября премьер-министр АР Азербайджана Али Асадов на встрече с делегацией Индии заявил, что вооружение РА со стороны Индии является «серьезным ударом по мирному процессу и создает новые угрозы миру и стабильности в регионе Южного Кавказа».
ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ
19 октября в ходе совместного заявления с главой правительства Литвы Ингридой Шимоните премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил:
- В ходе встреч с президентом Азербайджана в Брюсселе при посредничестве главы Европейского совета Шарля Мишеля сформировалась дорожная карта нормализации отношений и мира между Арменией и Азербайджаном, которая была отображена в четырехстороннем заявлении в Гранаде.
- Приверженность этой дорожной карте обеспечит прорыв в мирном процессе.
- Армения как заявила, так и подтверждает свою верность указанным принципам.
25 октября спецпредставитель ЕС по Южному Кавказу и кризису в Грузии Тойво Клаар заявил:
- Объявленная ранее встреча главы Европейского совета Мишеля, премьер-министра РА Пашиняна и президента АР Алиева в конце октября не состоится «из-за нехватки времени».
- Цель ЕС – чтобы армяне Карабаха вернулись в свои дома.
- «Отмечая важность встречи в Гранаде, в которой Алиев не участвовал, мы сейчас пытаемся организовать встречу Пашинян-Алиев в Брюсселе. Несмотря на медленный процесс, мы верим, что результатом станет подписание документа».
АРМЯНО-ТУРЕЦКИЕ ОТНОШЕНИЯ
ВЛАСТИ
АРМЕНИЯ-ТУРЦИЯ
23 октября в Тегеране прошла встреча глав МИД РА Арарата Мирзояна и Турции Хакана Фидана.
- Стороны обсудили повестку дня и выразили готовность реализовать договоренности.
- Были обсуждены текущие вопросы региональной и двусторонней повестки дня.
- Была подтверждена готовность реализовать ранее достигнутые договоренности.
АРМЯНО-РОССИЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
ВЛАСТИ
АРМЕНИЯ
20 октября замглавы МИД РА Ваан Костанян заявил:
- Ереван официально не получал никаких сообщений от российских коллег относительно недовольства по поводу выступления премьер-министра РА Пашиняна в Страсбурге на заседании Европейского парламента.
- Его выступление в Страсбурге, нравится оно кому-то или нет, отвечало интересам РА.
19 октября, комментируя возможное прекращение вещания российских телеканалов на территории РА, министр высокотехнологической промышленности РА Роберт Хачатрян заявил:
- Нарушения ряда пунктов договора о вещании российских телеканалов в Армении, допущенные, в частности, Первым каналом и телекомпанией «Россия 24», зафиксированы Государственной комиссией по телевидению и радио и находятся в центре внимания министерств.
- Все варианты обсуждаются, но решения пока нет.
23 октября депутат НС РА от фракции «Гражданский договор» Андраник Кочарян заявил:
- РА ждет поставок российского оружия, за которое заплатила $400 млн. Любой контракт предусматривает как сроки, так и санкции при нарушении этих сроков.
- Ереван не бойкотирует российскую площадку переговоров. Представители РА участвовали в последнем заседании ПА ОДКБ. РА является членом ОДКБ, и на возникающие на этой площадке вопросы Ереван при необходимости дает разъяснения.
24 октября МИД РА передал послу РФ в РА Сергею Копыркину ноту протеста в связи с выпуском 23 октября 2023 г. на общероссийском федеральном ТК «Первый канал» телепередачи, «в ходе которого были озвучены оскорбительные и неприемлемые высказывания в адрес высокопоставленных официальных лиц РА».
23 октября в армянских СМИ появились сообщения о том, что в Москве принято решение об отказе в агремане депутату НС РА от фракции «Гражданский договор» Гургену Арсеняну. Отмечалось, что руководство РА намерено сменить посла в РФ Вагаршака Арутюняна и назначить вместо него Арсеняна. Однако российская сторона учла ряд «антироссийских» высказываний Арсеняна.
24 октября Гурген Арсенян опроверг информацию о том, что РФ отказалась выдать агреман для назначения его послом, подтвердив, одновременно, что его кандидатура была предложена на этот пост.
Арсенян также заявил:
- Он не поддерживает идею о закрытии российских телеканалов в РА. Это идет в разрез с принципами свободы слова и плюрализма. «Свобода слова – это свобода слова… Процессы лишения эфиров могут длиться до бесконечности. Сегодня этот канал лишим эфира, завтра другой. Так не годится»
- Между Ереваном и Москвой действует целый ряд ключевых договоров, закрепляющих военно-стратегические отношения, присутствие российской базы в РА и другие. На фоне перспектив подписания мирного договора Армении и Азербайджана РФ размышляет о дальнейшем присутствии в нашей стране, считает депутат. «Постарается ли РФ зафиксировать в обсуждениях свои желания, свои соображения – вопрос технический, и он будет в центре внимания армянской стороны».
25 октября спикер НС РА Ален Симонян заявил:
- Показ на российском Первом канале скандальной передачи возымела обратный эффект. «Пусть два раза подумают, в следующий раз, перед тем как это делать».
- Такое не впервой. До этого МИД РФ говорил о том, «что мешает плохому танцору», были также прямые оскорбления «известных лиц, занимающихся пропагандой». А армянская сторона всегда выступала со сдержанной риторикой, «никогда не проявляла себя в не союзнической и не партнерской форме».
- Симонян не видит ничего оскорбительного в том, что он характеризовал Захаровой как «секретарши».
25 октября в интервью Wall Street Journal премьер-министр РА Никол Пашинян заявил:
- Ереван ищет новых партнеров, поскольку РФ не смогла выполнить свои союзнические обязательства.
- Недавние события в НК привели РА к решению о необходимости диверсифицировать отношения в сфере безопасности. РМК в НК не смог или не захотел обеспечить безопасность НК.
- Ереван не видит преимуществ в присутствии российских военных баз в РА. Но сейчас не обсуждается вопрос вывода базы из РА. «Мы сейчас больше обсуждаем другие вопросы, стараемся понять причину такой ситуации. Считаю, что это станет повесткой рабочих обсуждений Армении и России, Армении и ОДКБ».
- В соглашениях, заключенных в рамках ОДКБ, а также в уставе организации четко указаны действия ее членов в случае совершения агрессии в отношении одного из них, однако этого не произошло. Азербайджан трижды прибег к военному обострению, фактически оккупировав часть суверенной территории РА. Существуют также двусторонние соглашения с РФ. Они также касаются сферы безопасности, и также не привели ни к каким результатам.
- Между Ереваном и Москвой начался диалог по этим вопросам и этот разговор будет продолжаться, «потому что здесь действительно очень важно, чтобы мы лучше и правильнее понимали Россию, а Россия – нас».
- И именно по той причине, что стороны находятся на этапе обсуждения вопросов, Ереван не хочет, чтобы в ОДКБ неправильно поняли его по какому-либо вопросу. «Для этого нам необходимо вести последовательную работу, пока не созреет момент сделать какие-либо выводы».
- Отвечая на вопрос об исторических отношениях с РФ, Пашинян призвал сосредоточиться на гораздо более длительной истории Армении с ее тюркскими соседями — Турцией и Азербайджаном. «Именно здесь лежат все вопросы, и именно здесь лежат ответы на все вопросы. В первую очередь мы должны работать над улучшением наших региональных отношений».
- Диверсификация отношений в сфере безопасности, к которой стремится Армения, должна пониматься как стремление к прочному региональному миру, а не просто как просьба о предоставлении западных военных баз и оружия.
- Какой-либо отдельной повестки по части обеспечения сообщения между Азербайджаном и Нахичеваном нет. Нигде не написано, что какой-либо орган РФ должен иметь контроль над какой-либо частью территории РА, что РА согласна или намерена урезать либо ограничить какое-либо свое суверенное право, что любая функция, возложенная на государственные учреждения РА, должна быть делегирована кому-то другому. «Это нигде не написано и не предусмотрено».
- О резких высказываниях российских чиновников в свой адрес — Пашинян не озвучивал публичную реакцию на это, и не собирается, «но очевидно, что указанные факты, как минимум, вызывают вопросы, ответы на которые нужно найти». Подобный подход нарушает правила, в том числе, о невмешательстве во внутренние дела друг друга, дипломатической корректности, вызывает также проблемы в личностной плоскости, «поскольку непонятны подобные формулировки, разговоры и позиционирование для тех людей, которые друг с другом работали долгое время».
РЕГИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
ФОРМАТ «З+3»
23 октября в Тегеране прошла встреча глав МИД ИРИ, РФ, РА, АР и Турции в формате «З+3».
Глава МИД ИРИ Хосейн Амир Абдоллахиян заявил:
- Война в регионе Южного Кавказа подошла к концу и сейчас настало время для содействия миру, сотрудничеству и прогрессу в регионе.
- Встреча в Тегеране направлена на использование регионального потенциала для решения проблем, расширения коллективного сотрудничества и установления мира, а также достижения экономического развития и благосостояния.
- Иран предлагает разработать всеобъемлющую транспортную дорожную карту Южного Кавказа и готов организовать для этого встречу глав Минтранса региональных государств.
- Еще одно предложение Тегерана — соединить и синхронизировать работу электросетей РА и АР, а также создать линии электропередачи между странами закавказского региона.
Глава МИД РА Арарат Мирзоян, в свою очередь, заявил:
- Есть очень сложные проблемы, есть история, и эти проблемы необходимо решать, иначе регион будет обречен навсегда остаться в прошлом. Решение существующих проблем может обеспечить атмосферу сотрудничества в регионе как важную гарантию развитиям.
- Реализовать планы на будущее не удастся, если «красные линии» регионального сосуществования, определенные международным правом, не будут соблюдаться всеми. Ориентирами должны стать цели и принципы Устава ООН, в частности исключение применения силы и угрозы силой, территориальную целостность и суверенитет государств, принципы неприкосновенности границ, а также защиту основных прав человека.
- РА, будучи государством, не имеющим выхода к морю, заинтересована в разблокировании и дальнейшем развитии всех инфраструктур региона, в железнодорожном сообщении с РФ, ИРИ и Центральной Азией через территорию АР. Не менее важно возобновление функционирования железной дороги Гюмри-Карс, а также прохождения одной из веток проекта «Север-Юг» через территорию Армении.
- Для Еревана главное — уважение суверенитета и юрисдикции государств. В этом случае пересечение транспортных маршрутов «Север-Юг и «Восток-Запад» в регионе, в том числе на суверенной территории РА, может стать уникальным «перекрестком мира» для всех.
Главы МИД ИРИ, Армении, России, Турции и Азербайджана выступили с совместным заявлением по итогам встречи в формате «3+3» в Тегеране. В заявлении, в частности, они подчеркнули важность мирного урегулирования споров, уважения суверенитета, политической независимости, территориальной целостности, нерушимости международно-признанных границ, невмешательства во внутренние дела, запрета на угрозу применения силы или применение силы, а также уважения прав человека, основанных на всех принципах устава ООН.
АРМЕНИЯ
25 октября спикер НС РА Ален Симонян заявил:
- Платформа «3+3», которая затрагивает регион Южного Кавказа, очень важна для Еревана.
- «Если ты не обсуждаешь проблемы региона с представленными в нем странами, значит не будешь вести переговоры и с азиатскими государствами».
25 октября глава МИД РА Арарат Мирзоян заявил:
- Площадка «3+3» — удобный формат для коммуникации с другими странами региона, и обсуждения тем, представляющих общий интерес.
- Что же касается разблокировки региональных коммуникаций, то РА сама в ней заинтересована, и ее подходы по данному вопросу не изменились. «Другое дело, что некоторые страны пытаются вложить в это понятие определенный подтекст. Для нас это неприемлемо».
- Ереван заинтересован в том, чтобы иметь нормальные отношения с соседними странами. Сейчас власти РА прилагают все возможные усилия, чтобы эти отношения нормализовались, а те, что нормализованы, развивались.
- В этом контексте «3+3» — полезный формат, но не нужно им ограничиваться. В частности, последняя встреча в рамках данного формата дала ему возможность провести неформальные встречи с главами МИД Турции и Азербайджана.
ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА
АКЦИИ ПРОТЕСТА
20 октября перед зданием представительства НКР в Ереване прошла акция протеста насильственно перемещенных жителей НК.
- Участники акции, в частности, требовали выплаты задолженностей по зарплате.
- Протестующие прорвали полицейское оцепление и ворвались в здание, где находился действующий президент НК Самвел Шахраманян и некоторые члены правительства.
- Шахраманян заявил, что готов принять и выслушать каждого и предложил организовать встречу на следующей неделе. Он попросил отобрать 20-30 человек для проведения отдельной беседы.
- Однако это предложение не было принято, и участники акции вновь ворвались в здание представительства НК.
- В ходе акции был избит глава аппарата президента НК Карен Шахраманян, а несколько человек были подвергнуты приводу.
21 октября власти НК осудили потасовку в постпредстве НКР в Ереване. В заявлении, в частности, отмечается:
- Президент НКР Шахраманян с самого начала был готов выслушать граждан, дав разъяснения по волнующим их вопросам.
- Несмотря на все искусственно созданные препятствия, президент Шахраманян принял активное участие в сборе и дал разъяснения по военно-политической ситуации, сложившейся вокруг НК с 19 по 20 сентября 2023 г.
- В ходе встречи граждане подняли ряд социальных проблем, в том числе проблему нехватки жилья в РА.
- Шахраманян отметил, что правительство НК продолжит инвентаризацию всех подобных вопросов и представит их правительству РА, поскольку координацией вопросов в сфере здравоохранения, образования, социального содействия арцахцам занимается Гуманитарный центр правительства РА.
ОФИЦИАЛЬНАЯ ХРОНИКА
АРЦАХ
19 октября президент НК Самвел Шахраманян
- Уволил сотрудников госучреждений.
- Члены правительства, депутаты, руководители правоохранительных органов, секретарь Совбеза, председатели ЦИК и директор Госслужбы по чрезвычайным ситуациям продолжат занимать должности на общественных началах.
- Свои посты сохранят также мэр Степанакерта, руководители фондов, главы администраций районов и общин Арцаха.
- Шахраманян отменил решения об арестах имуществ и денежных средств должников, конфискованных в пользу государственных и общинных бюджетов. Конфискованные после 20 сентября суммы вернут должникам до 1 января 2024 г. с целью смягчения социальных проблем вынужденных переселенцев.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
ЛИТВА
19 октября в ходе совместного заявления с премьер-министром Литвы Ингридой Шимоните премьер-министр РА Никол Пашинян заявил:
- Литва является одним из доверительных партнеров РА в ЕС, и Ереван благодарен за политическое содействие, оказываемое Литвой в отношениях РА-ЕС, а также за содействие в доступности точек зрения и позиций Еревана, и принятии важных для РА решений в ЕС. Одним из таких решений является размещение гражданской наблюдательной миссии вдоль границы РА и АР.
- Пашинян представил предложение касательно «армянского перекрестка», который может также активизировать экономические связи ЕС-Армения, Литва-Армения.
В свою очередь, Шимоните заявила:
- Литва подтверждает свое искреннее желание видеть увеличение присутствия ЕС в РА, а также содействует углублению отношений РА-ЕС.
- Литва готова расширить свое экспертное содействие реализации Расширенного и всеобъемлющего соглашения РА-ЕС и в процессе реформ в РА, в целом.
- «Независимая, суверенная, безопасная и процветающая демократическая Армения, а также мир и стабильность на Южном Кавказе являются нашими общими целями».
ИРАН
23 октября в Тегеране президент Ирана Эбрагим Раиси принял министра ИД РА Арарата Мирзояна.
- Собеседники с отметили, что между странами сложился политический диалог на высоком уровне, основанный на взаимном уважении и тысячелетнем братстве двух народов.
- Они придали важность углублению сотрудничества между двумя странами в различных сферах и действенным шагам по реализации договоренностей в этом направлении.
- Мирзоян и Раиси также обсудили вопросы региональной и международной безопасности.
23 октября в Ереване министр дорог и городского развития ИРИ Мехрдад Базрпаш заявил:
- Армения и Иран подписали соглашение об инвестиционном проекте на сумму более $200 млн. Это будет способствовать реализации проекта транспортного коридора «Север-Юг».
- Тегеран и Ереван сформируют рабочую группу для строительства второго пограничного моста через реку Аракс. Действующий мост очень старый, и у него низкая пропускная способность.
- Армения и Иран договорились об обнулении дорожных пошлин для грузоперевозок, что позволит доставлять товары по более низкой цене.
В свою очередь, министр экономики РА Ваан Керобян заявил:
- Соглашение о свободной торговле между союзом и ИРИ находится на финальной стадии. Его заключение пойдет на пользу РА, как единственной стране ЕАЭС, имеющей сухопутную границу с Ираном.
- Коридор «Север–Юг» может стать транзитным маршрутом для торговли между Ираном и ЕАЭС.
- Строительство самого южного участка магистрали «Север-Юг» добавит к ВВП Армении по 0,3-0,4% в ближайшие 3 года. Только на этом участке дороги время проезда сократится примерно на 30 минут и даст положительный экономический эффект.
- Поможет росту и соглашение с Ираном об отмене дорожных выплат для большегрузов. Армянские экспортеры получат упрощенный доступ к рынкам стран Персидского залива, Ближнего Востока, Индии, Китая, Юго-Восточной Азии.
ФРАНЦИЯ
23 октября в Париже состоялась встреча глав МО РА и Франции Сурена Папикяна и Себастьяна Лекорню.
- Были обсуждены вопросы армяно-французского сотрудничества в сфере обороны, а также вопросы региональной безопасности.
- Подведены итоги хода работ по реализации договоренностей, намечены новые возможности развития сотрудничества, которые включают вопросы приобретения систем обороны, военного образования, переподготовки, обмена опытом, а также другие вопросы, представляющие взаимный интерес.
- Стороны высоко оценили нынешний уровень сотрудничества и выразили готовность приложить новые усилия для дальнейшего развития.
- Лекорню заявил, что Франция помогает Армении улучшить ее потенциал противовоздушной обороны посредством продажи трех радаров GM 200 и соглашения о будущих поставках зенитных ракет Mistral. «Защита неба – это абсолютно ключевой момент».
- Франция также поможет РА подготовить сухопутные силы обороны и поддержит усилия страны по реформированию и модернизации ее ВС.
24 октября глава МО Франции Себастьян Лекорню в Х рассказал о трех направлениях сотрудничества Еревана и Парижа в сфере обороны․
- Содействие трансформации армянской армии:
В январе 2023 г. в РА открылась французская оборонная миссия. Французский офицер был отправлен в качестве военного советника в МО РА.
Сотрудничество со школами подготовки офицеров и унтер-офицеров, обучение отрядов оперативной подготовки, особенно по направлениям горного боя и высокоточной стрельбы.
- Усиление наземно-воздушной обороны:
Подписание контракта на приобретение трех радаров GM 200 и меморандума о намерениях по противовоздушной обороне, подписание протокола о намерениях приобретения ракет «Мистраль», предстоящий аудит наземно-воздушной обороны РА.
24 октября министр обороны РА Сурен Папикян посетил Сенат Франции, где встретился с вице-президентом Сената Пьером Узулиасом, председателем комиссии по международным делам, обороне и вооруженным силам Седриком Перреном и председателем группы дружбы Франция-Армения Сената Франции Жильбером-Люком Девиназом.
Обсуждены вопросы армяно-французского двустороннего оборонного сотрудничества.
- Папикян выразил благодарность за оказанную поддержку в деле развития сотрудничества. Сенаторы выразили готовность продолжить содействие развитию армяно-французского сотрудничества.
- В ходе встречи обсуждены также вопросы региональной безопасности.
СЛУХИ И МЕНИЯ
СЛУХИ
ПАШИНЯН НЕ ПРИНИМАЕТ ШАХРАМАНЯНА
Газета «Грапарак» пишет, что президент НК Самвел Шахраманян после прибытия в РА около двух недель ждал приема премьера Никола Пашиняна, но прием так и не состоялся. Шахраманян хочет уточнить некоторые вопросы с Пашиняном, прежде чем озвучить свою позицию по текущей ситуации и будущему. Но Пашинян «оттягивает» встречу. Изначально встреча была инициирована властями РА, «затем, возможно, ситуация изменилась».
Газета «Грапарак» также сообщает, что перед подписанием указа о прекращении существования НКР президент НК Самвел Шахраманян связывался через директора СНБ РА Армена Абазяна с премьером РА Николом Пашиняном. Пашинян призвал Шахраманяна немедленно выполнить все требования Азербайджана, и не допустить перехода войны на территорию РА.
ДИСКРЕДИТИРОВАТЬ РУКОВОДСТВО НК И УГЛУБИТЬ АНТИРОССИЙСКИЕ НАСТРОЕНИЯ
По сведениям газеты «Жоховурд», на закрытом заседании правящей партии «Гражданский договор» 20 октября премьер РА Никол Пашинян заявил, что «русские хотят отобрать у него власть, поэтому необходимо предпринять жесткие и четкие меры для ее сохранения»
Он поручил членам партии сделать все, чтобы, любой ценой дискредитировать руководство НК, особенно президента НК Самвел Шахраманяна, а также углубить антироссийские настроения в армянском обществе, заявить всеми возможными способами, что его предшественники хотят вернуться к власти с помощью РФ.
МНЕНИЯ
АРМАН ТАТОЯН
20 октября глава Центра права и справедливости «Татоян» Арман Татоян заявил:
- РА должна отказаться от искусственно продвигаемого Азербайджаном термина «анклавы». Когда речь идёт об определении границ, есть четкие международные принципы, в этом вопросе важно ставить в основу безопасность и права человека.
- При имеющихся угрозах со стороны АР, РА не должна механически обсуждать карты, а должна основываться на безопасность и обеспечение нормальной жизни людей в результате этих шагов.
- Необходимо создать зону безопасности у приграничных армянских сел.
- Следующей целью Азербайджана является Армения, что очевидно по заявлениям президента Азербайджана Алиева, полным угроз и ненависти к РА. С декабря 2022 г. власти Азербайджана запустили проект «большого возвращения». В его рамках вся Армения рассматривается как «исторический Азербайджан». У этой концепции есть несколько компонентов: представить всю Армению как Азербайджан и вернуть, так называемых, «западных азербайджанцев» в РА.
- После 44-дневной войны 2020 г. в Арцахе военные поддерживали связь с местными жителями, что позволяло людям знать о действиях ВС Азербайджана. Когда связь была оборвана, люди не смогли подготовиться к атакам противника.
- Азербайджанские атаки начались днём, в 11:00-12:00, когда дети были в школах, студенты — в университетах. Часто родители, оставляя детей в школах, могли отправляться на поиски еды в другие населенные пункты. В результате действий Азербайджана семьи были разделены. Это также намеренная политика Азербайджана, а не случайность. «Так они создали больше паники и хаоса, это было им на руку».
- Азербайджанцы концентрировали свои силы так, чтобы изолировать села друг от друга. При нападении на Степанакерт Азербайджан направил свои силы возле дамбы рядом с селом Гайбалишен, фактически лишив жителей Степанакерта доступа к питьевой воде. Из Арцаха в РА была привезена вода для экспертизы.
- Азербайджан наносил удары по жилым районам Степанакерта, хотя позиционировал свои действия как антитеррористические.
- Получены сведения о пытках в отношении арцахцев. Были случаи, когда люди видели жестокое отношение по отношению к другим, находили убитыми членов своей семьи. Конкретное число этих случаев сейчас фиксируется.
- К уезжающим из Арцаха армянам у моста Хакари подходили азербайджанские журналисты с вопросами: «Почему вы уезжаете? Оставайтесь!». Люди, боясь за безопасность, говорили на камеру все, что хотели слышать от них азербайджанские СМИ, а сейчас Азербайджан спекулирует этими записями. В то же время вне камеры азербайджанцы заявляли арцахцам, чтобы те не смели больше возвращаться.
АРТАК БЕГЛАРЯН
25 октября бывший госминистр НКР Артак Бегларян заявил:
- Армению уже покинули более 10 тысяч человек, насильственно перемещенных из НК.
- Проблема политическая, а не гуманитарная. Переселенцы должны увидеть уверенность в РА. Свою долю ответственности несут как власти РА, так и международные организации. У правительства РА отсутствуют стратегические цели. Власти Армении ориентированы только на решение личных нужд, но к проблеме следует подходить с точки зрения интересов и коллективных прав народа НК. Необходимо предоставить статуса беженца вынужденным переселенцам, чтобы они могли на этом основании получить государственную поддержку.
- «Они выбрали путь ассимиляции, и мне хотелось бы видеть возвращение людей на родину хотя бы с высоким уровнем автономии, с международной гарантией».
- Российские миротворцы и международные организации провалили свою миссию в НК. Сейчас для возвращения армян в Арцах в идеале необходимо размещение миротворцев ООН. Кроме того, НК и прилегающие территории должны быть демилитаризованы.