×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/analitika/daydzhest-sobytiy-v-armenii-za-proshedsh-91/
Новости
23 июля
9 июля
4 июля
3 июля
2 июля
1 июля
27 июня
25 июня
24 июня
23 июня
20 июня
 
Дайджест событий в Армении за прошедшую неделю
14:04 , 20 Октябрь 2023
2777
0

Обзор 12-18 октября 2023 г.

 

АРМЯНО-АЗЕРБАЙДЖАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

ВЛАСТИ

АРМЕНИЯ

16 октября замглавы МИД РА Ваан Костанян заявил:

  • РА готова использовать все переговорные площадки для установления мира и стабильности на Южном Кавказе. Позиция кабмина по нормализации отношений уже озвучена, очередь за Баку.
  • Глава Европейского совета Мишель пригласил руководителей двух стран провести встречу в Брюсселе в октябре. Армянская сторона готова участвовать в этой встрече. В этом направлении ведется работа с европейскими партнерами.
  • Премьер-министр РА заявил о повестке и векторах, которые рассматриваются как основание для урегулирования разногласий. Они были отражены в четырехстороннем заявлении в Гранаде. Предположительно, азербайджанская сторона должна публично выразить свою позицию относительно, заявлений, сделанных в Гранаде.
  • Партнеры, в присутствии которых Ереван и Баку ведут переговоры, не должны продвигать свою повестку за счет интересов РА.

17 октября на заседании Европейского парламента в Страсбурге премьер-министр РА Никол Пашинян заявил:

  • Несмотря на сотни сигналов, решения МС ООН, резолюции ЕС, ЕК и отдельных стран, международное сообщество не смогло предотвратить этническую чистку армян в НК. Состоялось три заседания Совбеза ООН, которые также не дали результата. В условиях бездействия РМК более 100 тыс. армян покинули свои дома и жилища в НК, еще 20 тыс. вынуждены были покинуть дома сразу после 44-дневной войны, а часть из них были лишены возможности вернуться в НК из-за незаконной блокады Лачинского коридора.
  • Сейчас некоторые делают вид, что не понимают, почему армяне массово покидают свои дома. Такой вопрос похож на цинизм, потому что ответ более чем ясен — Азербайджан четко и бесспорно показал свое решение сделать жизнь армян в НК невозможной.
  • Южный Кавказ нуждается в мире, то есть ситуации, когда все страны живут с открытыми границами, связаны активными экономическими, политическими и культурными связями, имеют опыт решения вопросов путем дипломатии и диалога. «Наше представление о мире мы не противопоставляем интересам нашего региона, потому что наша страна может быть мирной, если в регионе – мир». Пашинян считает своей главной задачей помочь установить мир в регионе. Это будет нелегко, учитывая длительное противостояние с Азербайджаном.
  • В начале октября в Гранаде была возможность зафиксировать исторический перелом, но президент Азербайджана отказался приехать и принять совместное заявление, которое устанавливало бы принципы мирного договора. Эти принципы были сформулированы не в Гранаде, а в Праге, и были уточнены в ходе встречи в Брюсселе. Пашинян вновь повторил тезис о признании территориальной целостности в указанных в Алма-Атинской декларации границах. Он отметил, что несколько раз публично признавал территориальную целостность Азербайджана в отмеченных границах, в то время как президент Азербайджана отказывается это сделать.
  • Есть подозрения, что Азербайджан готовит почву для новой военной агрессии. Азербайджан заявляет, что между Арменией и Азербайджаном нет границы, что противоречит Алма-Атинской декларации. Азербайджан также сохраняет двусмысленность по вопросу проведения делимитации по картам ГШ ВС СССР. Это вызывает подозрения, что Азербайджан готовит почву для предъявления территориальных претензий к Армении и начала новой военной агрессии.
  • Азербайджан поднимает вопрос предоставления транспортного коридора именно в «коридорной логике», в то время как в трехстороннем заявлении от 9 ноября 2020 г. этого нет. РА готова и заинтересована в открытии коммуникаций по принципу взаимного признания суверенитета и юрисдикции и призвал провести ребрендинг идеи разблокировки коммуникаций.
  • Власти РА готовы восстановить Мегринскую железную дорогу, которая свяжет РА с АР, южные районы РА с ее северо-западными районами, юго-восточные районы Азербайджана с Нахичеваном, Армению с Турцией, Азербайджан с Турцией, Грузию, Азербайджан и Армению – с Ираном, Восток – с Западом, от Каспийского до Средиземного моря. РА готова обеспечить безопасность передвижения азербайджанских грузов и азербайджанцев по своей территории и ожидает того же от азербайджанской стороны.
  • РА готова до конца года заключить с Азербайджаном договор о мире и урегулировании отношений.
  • РА готова к обмену пленными с Азербайджаном по принципу «всех на всех». Ереван готов также тесно сотрудничать по выяснению судьбы пропавших без вести. В Армении 1016 граждан на данный момент считаются пропавшими без вести.
  • Ереван готов сотрудничать и вопросе разминирования территорий. В 2021 г. РА получила от НК карту минных полей и передала Азербайджану из соображений гуманности. Однако Азербайджан воспринял это не как шаг к миру, а как повод усиления агрессивной риторики в адрес Армении. «Несмотря на все это, мы должны двигаться в сторону мира».

18 октября глава МИД РА Арарат Мирзоян заявил:

  • Этнические чистки армян в НК выявили проблемы в международной системе по вопросу предотвращению подобных ситуаций.
  • Произошедшее также продемонстрировало угрозы прямого или косвенного поощрения применения силы в регионе.
  • РА, по-прежнему будучи приверженной политике установления мира, вновь подчеркивает необходимость взаимного, недвусмысленного признания территориальной целостности между РА и АР, срочного проведения процесса делимитации на основе карт Генштаба СССР, а также дебоклады коммуникаций.

18 октября глава комиссии НС РА по внешним отношениям Саркис Ханданян заявил:

  • Отказ президента Азербайджана Алиева признать территориальную целостность РА по картам 1975 г. замедляет процесс достижения мира.
  • В вопросе урегулирования отношений с Азербайджаном важна не столько площадка, сколько ее содержание. «Важно детализированное подтверждение ранее согласованных принципов». Армения сделала этот шаг еще в Гранаде. Если Баку также пойдет по этому пути — будут созданы все условия для подписания мирного соглашения.

 

АРЦАХ

12 октября в интервью ОТА бывший министр территориального управления и инфраструктур НКР Айк Ханумян заявил:

  • Между бывшим президентом НКР Араиком Арутюняном и представителями Азербайджана были контакты. Например, Арутюнян встречался с директором Службы госбезопасности Азербайджана Али Нагиевым в Кармир Шука, Матагисе, на правительственной даче в Степанакерте.
  • Экс-министру обороны НКР Самвелу Бабаяну накануне выборов сообщили в парламенте НК, что Баку предъявил ультиматум, согласно которому в случае избрания Самвела Шахраманяна на пост президента, Азербайджан начет «антитеррористическую операцию».

АЗЕРБАЙДЖАН

12 октября на заседании Совета руководителей органов безопасности и специальных служб государств-участников СНГ президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил:

  • Премьер-министр РА Никола Пашиняна отказывается от проведения армяно-азербайджанских переговоров при российском посредничестве в Бишкеке, а Баку воспринимает посредничество РФ с благодарностью.
  • Ереван не хочет мира, потому что, если бы хотела мира, не отказывалась бы от этой возможности. «Премьер-министр РА 6 часов летит в Гранаду, участвует там в непонятной встрече, где обсуждается Азербайджан без Азербайджана, а 2-3 часа в Бишкек прилететь он не может, у него важные дела».

МЕЖДУНАРОДНОЕ СООБЩЕСТВО

РОССИЯ

13 октября в ходе заседания Совета глав государств СНГ в Бишкеке президент РФ Владимир Путин заявил:

  • Карабах стал частью Азербайджана, когда Пашинян сделал заявление, определившее его статус. Все предыдущие годы все крутилось вокруг одного и того же вопроса – статус Карабаха, и на протяжении предыдущих десятилетий «мы многократно были близки к соглашению по Карабаху». Проблема всегда заключалась в вопросе проведения референдума. Но одна сторона — Азербайджан — говорила, что не может назвать срок этого референдума, потому что, если в текущих условиях референдум будет проведен, не зависимо от того – когда, завтра или через 20 лет, результат референдума будет понятен. Поэтому предлагалось просто отнести это решение на будущие поколения. Армянская сторона, наоборот, настаивала на том, чтобы определить дату проведения референдума, а на этом референдуме определить статус Карабаха. Потому что тоже исходили из того, что если референдум будет проведен, даже через 20 лет, то при сегодняшнем составе населения, результат будет очевиден. «Вот в этом была соль проблемы, вокруг этого все крутилось, в этом была самая главная загвоздка – в определении статуса».
  • В 2022 г. в Праге руководство РА эту тему закрыло, и сказало — «Карабах — это часть Азербайджана», обозначило даже количество квадратных километров, и сослалось на договор 1991 г., когда госграницы бывших союзных республик определялись по границам, которые сложились в СССР. «Все, тема закрыта».
  • Мандат миротворцев РФ в НК заключался только в одном — наблюдении за режимом прекращения огня. А когда РА признала Карабах частью Азербайджана, получилось, что наши миротворцы, без всяких сомнений, находятся на территории Азербайджанской республики. «Сейчас, после тяжелых событий, связанных с исходом армянского населения, ситуация изменилась кардинально».
  • Москва предпринимала значительные усилия для недопущения эскалации конфликта в НК и прекращения боевых действий. Все это время в трехстороннем формате — Россия, Азербайджан и Армения — велась кропотливая работа, нацеленная на нормализацию отношений между двумя столицами: Баку и Ереваном. А российские миротворцы добросовестно выполняли свою миссию в НК в рамках тех полномочий, которые у них были.
  • РФ готова оказать содействие в подписании мирного договора между РА и АР и проведении переговоров в Москве, чтобы «окончательно поставить точку в этом застарелом конфликте». Российская сторона согласна и с организацией в Москве переговоров, если потребуется, в каком угодно формате. Речь идет в том числе о переговорах министров ИД и экспертов РА и АР.
  • Нет проблем для заключения мирного договора между Арменией и Азербайджаном после событий в НК. Есть вопросы технического характера, связанные с демаркацией и делимитацией границы: «100 м в одну сторону, километр в другую — это уже неважно». При доброй воле с обеих сторон все это можно сделать и предпринять следующие шаги, как стороны и договаривались когда-то — по развитию торгово-экономических связей и расшивки инфраструктурных проектов.

 

США

14 октября представитель Госдепа США Мэттью Миллер заявили:

  • Информация Politico о том, что госсекретарь Блинкен предупредил законодателей США, что Азербайджан может вторгнуться в Армению в ближайшие недели, неверна и не отражает того, Блинкен сказал законодателям.
  • США решительно поддерживают суверенитет и территориальную целостность РА. Любое нарушение этого суверенитета и территориальной целостности приведет к серьезным последствиям.
  • США продолжают сотрудничать с лидерами Азербайджана и Армении на самых высоких уровнях, стремясь к достойному и прочному миру, в котором уважаются права всех. Применение силы неприемлемо, и прямой диалог имеет важное значение для урегулирования этого затяжного конфликта.
  • США содействует усилиям правительства РА для помощи в тесном сотрудничестве с гуманитарными организациями в поиске для вынужденных переселенцев пристанища и комфорта в РА.
  • Баку несет ответственность за защиту гражданского населения и обеспечение гуманного обращения со всеми, включая тех, кого подозревает в участии в боевых действиях. Азербайджан также несет ответственность за соответствие своих ВС международному праву, в том числе международному гуманитарному праву.

 

ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ

12 октября секретарь Совета безопасности РА Армен Григорян принял спецпредставителя ЕС по вопросам Южного Кавказа и кризиса в Грузии Тойво Клаара.

  • Собеседники затронули проблемы безопасности региона и вопросы сохранения стабильности.
  • Стороны обсудили подготовку к запланированной в Брюсселе трехсторонней встрече.

Премьер-министр РА Никол Пашинян обсудил с Клааром процесс регулирования армяно-азербайджанских отношений, придана важность его последовательности. Была затронута гуманитарная ситуация в НК в связи с вынужденным перемещением более 100 тысяч арцахцев в результате проводимой Азербайджаном политики этнической чистки.

Глава МИД РА Арарат Мирзоян и Клаар обсудили вопросы, касающиеся процесса нормализации отношений между Арменией и Азербайджаном.

  • Мирзоян подчеркнул необходимость исключения любого посягательства на суверенитет и территориальную целостность РА, применения силы и угрозы силы, а также важность продолжения переговорного процесса в соответствии с ключевыми месиэеджами заявления, принятого по итогам четырехсторонней встречи в Гранаде.
  • Собеседники коснулись насильственного перемещения более 100 тысяч жителей НК, ситуации, сложившейся в результате фактической этнической чистки НК, необходимости решения прав армян НК и существующих гуманитарных проблем.

14 октября спецпредставитель ЕС по Южному Кавказу и кризису в Грузии Тойво Клаар в соцсети X написал:

  • В Баку и Ереване он обсуждал следующие шаги на пути к всеобъемлющей нормализации отношений. Важно, чтобы Азербайджан и Армения оставались приверженными позитивной и согласованной повестке дня.
  • Ожидается, что это взаимодействие будет закреплено на встрече высокого уровня, которая пройдете в Брюсселе позднее в этом месяце.

17 октября председатель Европейского парламента Роберта Метсола заявила:

  • ЕС поддерживает независимость, суверенитет, территориальную целостность и неприкосновенность границ РА.
  • Европейский парламент уже принял резолюцию, в которой осудили нападение на НК. «Теперь мы должны сосредоточить наше внимание на возобновлении честных и справедливых мирных переговоров. Мы призываем к уважению прав армян НК. Активное участие международного сообщества может способствовать миру и примирению».
  • ЕС привержен всем тем усилиям, целью которых является нормализация отношений Армении и Азербайджана на основе взаимного признания территориальной целостности и суверенитета.

17 октября посол РА по особым поручениям Эдмон Марукян заявил:

  • В случае отказа Баку от участия в трехсторонней встрече в Брюсселе европейская переговорная площадка станет неэффективной. «Это будет уже проблема не Армении, а главы Европейского совета Шарля Мишеля и европейской семьи».
  • Ереван готов принять участие в переговорах на других площадках в случае срыва встречи в Брюсселе.
  • Повестка армянской стороны не меняется в зависимости от места проведения переговоров.

18 октября Комитет министров ЕС выступил с заявлением:

  • Азербайджан должен обеспечить права человека, основные свободы и безопасность карабахских армян, включая их право жить в своих домах достойно, без запугивания и дискриминации, а также создать условия для добровольного, безопасного и достойного возвращения беженцев и вынужденных переселенцев в НК с должным уважением к их истории, культуре и правам человека.
  • Азербайджан должен соблюдать временные меры, указанные ЕСПЧ 22 сентября 2023 г., то есть воздерживаться от принятия любых мер, которые могут повлечь за собой нарушения его обязательств по Конвенции, в частности, статьи 2-й (право на жизнь) и статьи 3-й (запрещение пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения и наказания).
  • Азербайджан несет очевидную главную ответственность за судьбу населения. Должны быть предоставлены материальные, конкретные и прозрачные гарантии.
  • ЕС призывает Азербайджан подтвердить свою безоговорочную приверженность территориальной целостности РА в соответствии с Алматинской декларацией 1991 г.

 

СОВЕТ ЕВРОПЫ

12 октября Парламентская ассамблея Совета Европы приняла резолюцию «Гуманитарная ситуация в Нагорном Карабахе».

  • Резолюция осуждает военные действия Азербайджана против НК 19 сентября 2023 г. ПАСЕ фиксирует, что почти все население НК покинуло свою родину из-за угрозы физического уничтожения и многолетней политики ненависти к армянам правительства Азербайджана. ПАСЕ фиксирует, что существуют обоснованные подозрения в этнических чистках, что может привести к индивидуальной уголовной ответственности.
  • Ассамблея призывает Азербайджан принять незамедлительные меры для обеспечения возвращения армянского населения НК и защиты их прав, освободить всех арестованных представителей Нагорного Карабаха, а также всех армянских военнопленных, удерживаемых в Азербайджане, обеспечить защиту армянского культурного наследия региона.
  • Ассамблея призывает Комитет министров провести процесс мониторинга в отношении Азербайджана на основе декларации 1994 г. о выполнении обязательств, взятых на себя государствами-членами Совета Европы. В случае невыполнения Азербайджаном своих обязательств у ПАСЕ не будет другого выбора, кроме как в ходе первой сессии ПАСЕ в 2024 г. оспорить мандат азербайджанской делегации.
  • В резолюции рассматривается тяжелая гуманитарная ситуация, вызванная насильственным перемещением армян НК с их родины, и подчеркивается необходимость поддержки РА, в том числе посредством действий Совета Европы. ПАСЕ предлагает Комитету министров принять срочные меры для решения проблемы эмиграции почти всего армянского населения НК, влияющего на них гуманитарного кризиса и кризиса в области прав человека.
  • ПАСЕ требует, чтобы Генеральный секретарь и Комитет министров как можно скорее организовать визит миссии Совета Европы по сбору фактов, целью которой будет проведение оценки на местах и определение мер, которые необходимо принять для защиты права местных армян, в том числе и тех, кто нашел убежище за пределами страны, и обеспечить безопасность возвращения всех тех, кто захочет вернуться. Приветствует миссию по сбору фактов специального представителя Генерального секретаря по вопросам миграции и беженцев в Армению для оценки содействия, которое будет оказано Организацией в создавшейся ситуации.
  • ПАСЕ призывает Азербайджан сделать все, чтобы продемонстрировать свою готовность жить мирно с соседней РА.
  • ПАСЕ ожидает, что и Армения, и Азербайджан будут уважать территориальную целостность и суверенитет друг друга, а также нерушимость границ, принимая за основу Алма-Атинскую декларацию 1991 г.
  • ПАСЕ призывает открыть региональные коммуникации на основе суверенитета, территориальной целостности стран и в рамках национальной юрисдикции. Возможная связь с Нахиджеваном не может быть задействована против воли РА и в ущерб национальным интересам РА.
  • ПАСЕ ожидает согласия властей Азербайджана на организацию визитов по сбору фактов международных структур на высоком уровне. Власти Азербайджана должны также регулярно предоставлять Генеральному секретарю СЕ и Комитету Министров полную и подробную информацию. информация о мерах, которые приняты или будут приняты, которые направлены на защиту и расширение предусмотренных конвенцией прав и свобод армян в регионе, включая безопасность тех, кто выразит желание вернуться.

17 октября премьер-министр РА Никол Пашинян встретился в Страсбурге с генеральным секретарем Совета Европы Марией Пейчинович-Бурич.

  • Были обсуждены гуманитарная ситуация, сложившаяся в результате насильственного перемещения более 100 тысяч армянских соотечественников из-за политики этнической чистки со стороны Азербайджана в НК, а также дальнейшие шаги по линии содействия международного сообщества в решении существующих проблем.
  • Были затронуты происходящие в регионе события, вопросы, связанные с процессом урегулирования армяно-азербайджанских отношений, придана важность его последовательности.

18 октября в Ереване состоялась встреча премьер-министра РА Никола Пашиняна и комиссар Совета Европы по правам человека Дуньи Миятович

  • Стороны коснулись гуманитарной ситуации, сложившейся в результате насильственного перемещения более 100 тыс. человек из НК из-за азербайджанской политики этнической чистки.
  • Пашинян выразил уверенность, что визит будет способствовать пониманию вызовов и проблем, возникших на месте.
  • Митрович отметила, что ее цель – оценить существующие потребности, в том числе, связанные с обеспечением прав армян НК.

ФРАНКОФОНИЯ

18 октября на пресс-конференции в Ереване генсек Международной организации Франкофонии Луиз Мушикивабо заявила:

  • Положения трехстороннего заявления от 9-го ноября 2020 г. должны были сохраняться.
  • Страны Франкофонии могут посодействовать сохранению армянской культуры в НК.
  • Она выразила солидарность с семьями военнопленных и удерживаемых Азербайджаном армян.

В свою очередь, глава МИД РА Арарат Мирзоян заявил:

  • Реакция генсека МОФ на развязанные Азербайджаном 19 сентября военные действия против НК очень важна не только для четкой оценки произошедших этнических чисток в НК, осуждения такого подхода, но и для защиты прав людей, лишенных Родины.
  • Сейчас РА прикладывает максимум усилий для решения вопросов вынужденных переселенцев из НК.

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИЛЫ

БЛОК «ЧЕСТЬ ИМЕЮ»

14 октября секретарь фракции «Честь имею» Тигран Абрамян заявил:

  • Дать оценку указу о прекращении существования Арцаха сложно, но нужно изучить возможности его отмены. «То, что тот указ был из жанра абсурда и что, в целом, такой указ не мог быть законным, даже не подлежит обсуждению».
  • Тот, кто принял такое решение, также знал, что это указ, не имеющий никакой силы, и до того, как он был составлен и разработан, обсуждались способы его отмены, а в Азербайджане также понимают, что этот указ не закрывает вопрос Арцаха, он лишь служит пропагандистским целям и психологическому превосходству.
  • Что было бы, если бы в этот момент власти НК вообще отказались бы подписывать навязанный им указ? Азербайджан грозил ввести войска в Степанакерт и изолированные от столицы Мартунинский, Мартакертский, Аскеранский районы, где еще проживали более 100 тысяч человек.

АРМЯНО-РОССИЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

ВЛАСТИ

АРМЕНИЯ

17 октября на заседании Европейского парламента в Страсбурге премьер-министр РА Никол Пашинян заявил:

  • Союзники РА в сфере безопасности публично призывали свергнуть демократическое руководство в стране. Если бы РА не была демократической, то после пережитых ее ударов, она бы утратила свою независимость и суверенитет. Об этом свидетельствуют события 2020 и 2021 гг.
  • 12 мая 2021 г. ВС АР нарушили границы и вторглись до 4-х км в глубь суверенной территории РА на протяженности до 100 км. В этой ситуации считающаяся системой безопасности РА ОДКБ и страны, имеющие обязательства по безопасности по двусторонним договорам ничем не помогли РА, оставив ее одной. Это было направлено на провал внеочередных выборов и формирование правительства из числа «своих ставленников». Несмотря на это, РА сумела провести свободные и демократичные выборы, в результате которых был преодолен внутриполитический кризис.
  • Тем не менее, демократия в РА получала и продолжает получать серьезные удары по одному и тому же сценарию. Сначала следует внешняя агрессия, потом бездействие союзников РА, а потом попытки использовать военную или гуманитарную ситуацию для свержения власти в стране, что проявляется в гибридных технологиях, провоцировании внутренних беспорядков, направляемых внешними силами. После 2020 г. подобные события происходили несколько раз, крупнейшим из которых было нападение на Армению со стороны Азербайджана в сентябре 2022 г, в результате чего была оккупирована суверенная территория РА.
  • Самым свежим и самым трагическим примером являются недавные события, когда Азербайджан, реализуя свою долголетнюю политику этнических чисток, совершил крупномасштабное нападение на НК. В то время, как более 100 000 армян бежали из НК в РА, союзники РА в сфере безопасности не только не помогали ее, но и делали публичные призывы к смене власти, свержению демократического руководства в РА. «Но народ РА объединился во имя суверенитета, независимости и демократии и очередной заговор провалился».

18 октября глава комиссии НС РА по внешним отношениям Саркис Ханданян заявил:

  • РА не обсуждает вопросы выхода из ЕАЭС и ОДКБ. «Процесс выхода Армении из ОДКБ был инициирован не нами. Это ОДКБ инициировал свой уход из Армении».
  • Эксперты на российских госканалах призывают сменить власть в РА. Если внимательно следить за этой риторикой, то понятно, что звучит призыв выйти на улицы с этой целью. Именно об этом говорил премьер Пашинян, обращая внимание на призывы со стороны союзников РА в сфере безопасности свергнуть демократическую власть в стране.

В свою очередь, замглавы МИД Паруйр Ованнисян заявил:

  • Пашинян не называл в Европарламенте конкретную страну. Говорилось о некоторых из союзников. «В первой части говорилось о разочаровании, но не указывался конкретный союзник». Премьер сказал, что демократия в РА получала и продолжает получать серьезные удары по одному и тому же сценарию.
  • Что касается миротворцев, то разочарование РА их некоторыми действиями озвучивалось много раз.

 

РОССИЯ

12 октября глава МИД РФ Сергей Лавров заявил:

  • Нагнетание антироссийских настроений в РА в решающей степени делается искусственно. В Москве прекрасно знают о том количестве НПО в РА, которые нацелены на то, чтобы создавать почву для антироссийских настроений и подготовке для продвижения в этом регионе через РА интересов, прежде всего, США, ЕС и стран НАТО.
  • Есть глубокое убеждение, что армянский народ в своем подавляющем большинстве заинтересован в развитии «традиционных, исторических, братских связей с РФ». Лавров обратил внимание на то, что пару дней назад премьер РА давал интервью, где сказал, что Ереван не меняет свои ориентиры. «Будем надеяться, что эта позиция возобладает, несмотря на попытки утянуть Ереван в другом направлении».

13 октября в ходе заседания Совета глав государств СНГ в Бишкеке президент РФ Владимир Путин заявил:

  • Армения «никуда не выходит» из СНГ. Путин рассказал, что созванивался с премьер-министром РА Пашиняном по поводу саммита СНГ, на который армянский премьер не приехал: «там есть обстоятельства, которые я считаю вполне понятными».
  • Путин допустил свою поездку в Армению и визит Пашиняна в Россию. «Мы с ним в контакте. Приглашение (с его стороны) есть, и приглашение его есть в Россию. Посмотрим».

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИЛЫ

ПАРТИЯ «ПРОЦВЕТАЮЩАЯ АРМЕНИЯ»

13 октября в интервью изданию «Жоговурд» лидер партии «Процветающая Армения» Гагик Царукян заявил:

  • На фоне глобальных вызовов РА не должна терять союзников, в том числе РФ. Нельзя не считаться с проживающей в РФ большой армянской общиной, внешняя политика РА должна учитывать это обстоятельство.
  • Противостояние рискам предполагает улучшение и укрепление отношений с партнерами. При грамотной политике Ереван может иметь хорошие контакты и с Москвой, и с Западом.

АРМЯНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОНГРЕСС

13 октября первый президент РА Левон Тер-Петросян обсудил с послом РФ в РА Сергеем Копыркиным возможности стабилизации ситуации в регионе. Они также затронули вопросы гуманитарные потребностей вынужденных переселенцев из НК.

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ

16 октября оппозиционный Национальный комитет сообщил:

  • С участием оппозиционных политических сил и деятелей было проведено обсуждение обсудил реорганизацию оппозиционного движения.
  • Оппозиционеры обсуждали требования общества к ним и новые форматы публичной коммуникации.

ОФИЦИАЛЬНАЯ ХРОНИКА

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

ФРАНЦИЯ

17 октября министр обороны Франции Себастьян Лекорню заявил:

  • Президент Франции Макрон уже заявил, что повестка дня касается продажи оборонительного вооружения Армении.
  • Некоторые виды оружия будут носить сугубо оборонительный характер – это оружие будет служить для защиты жизней и обеспечения безопасности РА.

ИРАН

17 октября глава МИД РА Арарат Мирзоян провел телефонный разговор с министром ИД ИРИ Хосейном Амиром Абдоллахияном.

  • Была затронута тема сотрудничества по направлениям и форматам, обсужденным на уровне лидеров двух стран, а также работа по продвижению армяно-иранской двусторонней повестки.
  • Стороны обменялись мнениями о текущей ситуации на Южном Кавказе и Ближнем Востоке.

ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ

17 октября на заседании Европейского парламента в Страсбурге премьер-министр РА Никол Пашинян заявил:

  • РА привержена полному выполнению соглашения о всеобъемлющем сотрудничестве с ЕС. ЕС и РА не исчерпали возможности вывести на новый уровень и расширить отношения.
  • РА намерена углубить отношения с ЕС, не противопоставляя их региональным отношениям.
  • В отношениях РА и ЕС появился компонент безопасности — гражданская миссия ЕС, которая осуществляет мониторинг вдоль границы Армении с Азербайджаном.
  • РА ожидает поддержки ЕС в преодолении гуманитарных проблем беженцев из НК, включая бюджетное содействие.

 

ГУМАНИТАРНАЯ СИТУАЦИЯ

АРМЕНИЯ

12 октября премьер-министр РА Никол Пашинян заявил:

  • Из РА уже уехали около 2,5 тыс. вынужденных переселенцев из НК. Цель правительства РА — их возвращение, обеспечение условий для жизни и работы в РА.
  • В тех условиях и в том случае, если армяне из НК по какой-либо причине не будут иметь возможности вернуться в свои дома, то политика Еревана заключается в том, чтобы все насильственно перемещенные остались в РА. «Мы хотим, чтобы все без исключения остались, жили и работали бы в Армении. Наша политика будет такой».
  • РА нуждается в международной поддержке, в том числе финансовой, для помощи вынужденным переселенцам из НК. На этом этапе Ереван пока справляется с потребностями. Сейчас главная цель: создать условия для того, чтобы соотечественники остались в Армении, преодолели шок. Уже разрабатываются программы по трудоустройству, строительству домов для переселенцев.

СЛУХИ И МНЕНИЕ

СЛУХИ

КАК ЭКС-ГОСМИНИСТР НК ОКАЗАЛСЯ В АРМЕНИИ

По сведениям газеты «Жохорурд», бывшего госминистра НК Гургена Нерсисяна азербайджанские пограничники задержали на КПП у моста Хакари и через некоторое время отпустили в РА при посредничестве сотрудников ФСБ РФ и РМК в НК.

Нерсисян подтвердил тот факт, что он переехал в Армению, был задержан азербайджанцами на мосту Хакари и через некоторое время отпущен. По прибытии в РА он поговорил с бывшими президентами НК Бако Саакяном и Араиком Арутюняном.

АЗЕРБАЙДЖАН МОЖЕТ ВСКОРЕ ВТОРГНУТЬСЯ В АРМЕНИЮ

По сообщению Politico, госсекретарь США Энтони Блинкен на прошлой неделе предупредил небольшую группу законодателей, что его ведомство отслеживает возможность того, что АР может в ближайшие недели вторгнуться в РА.

В телефонном разговоре 3 октября законодатели потребовали от Блинкена возможных мер против Алиева в ответ на вторжение в регион НК в сентябре, сообщили люди, которым была предоставлена анонимность для обсуждения деликатного разговора.

Блинкен ответил, что Госдепартамент ищет возможности привлечь Азербайджан к ответственности и не планирует продлевать давний запрет, на не предоставление США военную помощь Баку.

ГЛАВНЫМ ТРЕБОВАНИЕМ БАКУ БЫЛ РОСПУСК НКР

По сведениям газеты «Жоховурд», во время эскалации 19 сентября президент НКР Самвел Шахраманян связался с СГБ Азербайджана для прекращения огня и предложил провести переговоры с бывшим министром обороны НК Самвелом Бабаяном и экс-секретарем Совбеза Виталием Баласаняном. Однако в Баку эти варианты «отмели», настаивая лишь на одном — роспуске НКР.

ПАШИНЯН ИДЕТ ПО СТОПАМ ЗЕЛЕНСКОГО

Как заявил ТАСС высокопоставленный источник, в Москве считают, что премьер-министр РА Пашинян активно идет по стопам президента Украины Зеленского. Там расценили выступление премьер- Пашиняна в Европарламенте как абсолютно безответственное и провокационное, особенно в том, что касается РФ и российско-армянских отношений. «Армению пытаются превратить в Украину №3, если считать Молдавию Украиной №2».

 

МНЕНИЯ

АРТУР ХАЧИКЯН

12 октября в беседе с Спутник-Армения политолог Артур Хачикян заявил:

  • Власти РА последовательно разрывают отношения с РФ. Такую цель перед ними поставили третьи страны. Впереди выход из интеграционного процесса с РФ и организаций, связанных с ней, и подчинение Турции.
  • Отвергая российское посредничество, кабмин может пойти на очередные уступки – возможно, это будут бывшие анклавы, а после и «Зангезурский коридор».
  • Власти некомпетентны. Они постоянно делают противоречивые заявления, мечтая о том, чтобы «вывести Россию из региона».
  • Нужно устранить все дипломатические ошибки не только в отношениях с Москвой, но и Западом, другими странами.

АРСЕН ГАСПАРЯН

12 октября в беседе с Спутник-Армения экс-советник премьер-министра РА Арсен Гаспарян заявил:

  • Иран не пойдет на столкновение со второй армией НАТО из-за РА. Тегеран уже сделал серьезный шаг, открыв консульство в сюникском Капане. Однако вряд ли стоит ожидать какого-то военного вмешательства в случае турецко-азербайджанской агрессии, все ограничится лишь заявлениями.
  • Планы Баку и Анкары о «Зангезурском коридоре» не изменились. Они могут обсуждать другие проекты, в том числе с Ираном, но это лишь дипломатическая гибкость — чтобы понять, какой вариант выгоднее.

ГРАНТ МИКАЕЛЯН

13 октября в интервью Armenia Today старший научный сотрудник Института «Кавказ» Грант Микаелян заявил:

  • Платформа для переговоров Еревана и Баку должна быть влиятельной, способной нейтрализовать давление Азербайджана на Армению, и Грузия в этом плане совершенно не подходит, поскольку Турция и Азербайджан имеют огромное влияние на грузинские власти и само государство Грузию.
  • Разговоры о формате 3+3 в последнее время вновь активизировались, поскольку Россия и Иран серьезно обеспокоены западным присутствием в регионе Южного Кавказа.
  • Армения может и должна использовать резолюции ПАСЕ в своей дипломатической, политической, правовой работе. От принятой резолюции вкупе с обсуждениями по НК в суде ООН в Гааге политического эффекта можно добиться в двух случаях. Во-первых, если РА, используя эти документы в качестве доказательства собственной правоты, смогла бы убедить конкретные страны, влиятельные группы или организации, конкретные центры силы, чтобы они ее поддержали фактически. Во-вторых, если РА прибегнет к силовым действиям, необязательно военным, и использует эти документы для легитимации этих действий.
  • Однако власти РА на данный момент используют эти документы либо в пропагандистских целях и, в основном, в расчете на внутреннюю аудиторию, либо просто не используют и ожидают, что резолюции будут работать сами по себе.

ВАРДАН ОСКАНЯН

15 октября экс-глава МИД РА Вардан Осканян заявил:

  • Складывается впечатление, будто вопрос НК предан забвению. Это опасная тенденция. Пашинян пытается стереть историческую память о НК, и будет неудивительно, если рано или поздно эта тема исчезнет из учебников истории.
  • Однако Нагорный Карабах рано списывать со счетов, а недавнее заявление главы МИД Франции, и резолюция Европарламента создают благоприятный международный фон для этой борьбы. Но без участия самой Армении и ее руководства внешние акторы очень скоро сами закроют тему НК.
  • Перед каждой ошибкой Пашиняна предостерегали от ее совершения. Но он не прислушивался, и это имело печальные последствия. И даже сейчас, после 4-5 крупных просчетов премьер не хочет никого слушать, продолжая свою ущербную политику.



Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Читайте по теме

23 июля 2025

 Партия «Зартонк» передала в Генпрокуратуру Армении два заявления на Пашиняна Партия «Зартонк» подала в Генеральную прокуратуру Армении два заявления на премьер-министра республики Никола Пашиняна. Об этом 22 июля сообщило агентство «Sputnik Армения». Так, по мнению партии, в действиях Пашиняна «имеют …

3 июля 2025

Парламент Армении принял во втором, окончательном чтении законопроекты, позволяющие национализировать компанию «Электросети Армении», принадлежащую предпринимателю Самвелу Карапетяну. За предложенные правящей партией «Гражданский договор» изменения в законы «Об энергетике» и «О комиссии по урегулированию общественных услуг» проголосовали 65 депутатов, против — …

25 июня 2025

 В рамках дела о попытке захвата власти в Армении задержали 14 человек. Об этом сообщили в Следственном комитете страны. В сообщении говорится, что сотрудники правоохранительных органов в рамках дела провели более 90 обысков. В их ходе они обнаружили предметы и …


Ваш браузер устарел! Обновите его.