×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/analitika/daydzhest-sobytiy-v-armenii-za-proshedsh-9/
Новости
22 апреля
19 апреля
18 апреля
17 апреля
 
Дайджест событий в Армении за прошедшую неделю
14:16 , 26 Ноябрь 2020
411
0

Обзор 19 – 25 ноября 2020 г.

 II АРЦАХСКАЯ ВОЙНА: ПОСТ-ФАКТУМ

ПРЕМЬЕР-МИНИСТР РА

Тезисы из интервью премьер-министра РА Никола Пашиняна ТАСС от 25 ноября

  • До конца 2020 г. большинство жителей НК, в том числе районов, перешедших под контроль азербайджанской стороны, должны вернуться в свои дома, но надо урегулировать вопрос их безопасности.
  • Необходимо полностью восстановить переговорный процесс в рамках МГ ОБСЕ
  • Позиция РА по статусу НК не претерпела изменений: «Статус НК должен быть определен в ходе переговорного процесса в рамках МГ ОБСЕ. Фактически есть консенсус, по крайней мере среди сопредседателей МГ ОБСЕ, и РА согласна с этой точкой зрения, что переговорный процесс должен продолжиться в рамках сопредседательства МГ ОБСЕ, и те вопросы, которые не разрешены в совместном заявлении, должны стать предметом обсуждений в рамках сопредседательства МГ ОБСЕ»,
  • Пребывание российских миротворцев в НК не ограничится одним 5-летним сроком.
    «За 5-летний срок, конечно, нужно успеть создать гарантии безопасности и стабильности в регионе. Но, поскольку карабахский конфликт затяжной, я не думаю, что пребывание российских миротворцев ограничится 5-летним сроком».
  • Идет процесс уточнения количества пропавших, погибших и оставшихся без крова людей. Пашинян в тесном контакте с президентом РФ, а миротворцы активно участвуют в процессе обмена тел и поиска пропавших.
  • Экономическая ситуация в РА, как и во всем мире, сложная, и она сложилась еще до войны из-за коронавируса.
  • Относительно разблокировки всех экономических и транспортных связей в регионе, Пашинян связывает большие надежды с ней — если все пойдет по плану, то ожидается открытие железнодорожных путей, дорог и границ
  • Армянское общество не поддержало протесты и призывы оппозиции сменить власть в стране после совместного заявления лидеров РА, АР и РА о прекращении военных действий в зоне карабахского конфликта.
  • В РА есть внутриполитическая напряженность, но те призывы, которые звучат со стороны оппозиции, не получили широкую огласку в армянском обществе. Вопрос власти, которая была сформирована со стороны народа, может решаться только волеизъявлением народа. По сути Пашинян своей дорожной картой на шестимесячный период просит общественность подождать до июня, а потом решать вопрос досрочных выборов. Сперва необходимо стабилизировать ситуацию как внутри страны, так и внешне. Нужно обеспечить некоторые социальные гарантии для граждан НК.

 ФРАКЦИЯ «МОЙ ШАГ»

19 ноября глава комиссии НС по вопросам европейской интеграции А. Егоян заявил, что коридор через Мегри предполагает перевозку грузов гражданского назначения и эту дорогу можно будет простроить только при согласии РА. «Сейчас разрешается проезжать только гражданским машинам, а также машинам, осуществляющим грузоперевозки. А вопрос строить или не строить дорогу будет решаться после только при обоюдном согласии сторон». Более того, в данном случае речь идет не только о проезде через Мегри, но и о разблокировки путей во всем регионе.

Он также заявил, что вопрос о признании НК Арменией в дни войны был двойственным и сложным. На его взгляд, в этом вопросе могло бы быть два подхода: признать то, что есть, то есть на том этапе, когда у нас есть неудачи, признать то, что осталось. И второй подход – дождаться прорыва и признать тогда, когда мы были бы в сильном положении. Отвечая на вопрос журналистов о том, была ли возможность признать Арцах в первые дни войны, Егоян ответил, что такой вариант был, но добавил, что признание со стороны Армении на тот момент могло бы иметь «как положительные, так и отрицательные последствия». «Мы, фактически, признали Арцах, потому что мы, например, всегда предоставляем Арцаху государственный кредит, если мы не признали, как же мы тогда даём займ. Я не знаю, насколько де-юре признание Арцаха Арменией повлияло бы на военные действия или на процесс дальнейшего признания Арцаха. Могли быть как польза, так и риск».

В свою очередь, вице-спикер НС РА Л. Назарян заявила, что если бы армянская сторона разрешила азербайджанским беженцам вернуться в Шуши, сегодня властей обвинили бы в том, что они сдали город. Армянские власти понимали недопустимость подобной ситуации. «Сейчас нас обвиняют в том, что мы потеряли Шуши, но его завоевали, а не сдали. Когда армянская сторона поняла всю сложность ситуации, то согласилась отдать Азербайджану 7 районов, но Алиев потребовал также отдать город Шуши. Ситуация была именно такой. Мы решили продолжить борьбу, но, к сожалению, Шуши завоевали».

25 ноября депутат НС РА Н. Багдасарян, комментируя заявления оппозиции о необходимости отставки правительства во главе с премьер-министром и проведении досрочных парламентских выборов, заявила, что ни одна власть не вечна, но важнейшей задачей на данный момент является стабилизация внутриполитической ситуации в стране.

Она напомнила, к каким последствиям для Азербайджана привела внутриполитическая нестабильность во время 1-ой Арцахской войны. «Так что о смене власти в Армении можно будет говорить только после того, как внутриполитическая ситуация стабилизируется, и страна будет готова к этому, и без каких-либо потрясений».

По ее словам, действия оппозиции никак не способствуют установлению стабильности в стране, она руководствуется не государственными, а узкими партийными и личными интересами. Вместе с тем Багдасарян отметила, что пока не видит угрозы столкновений на политической почве.

 ФРАКЦИЯ «ПРОСВЕЩЕННАЯ АРМЕНИЯ»

19 ноября глава фракции «Просвещенная Армения» Э. Марукян заявил, что в документе о прекращении военных действий содержатся положения, нарушающие суверенитет РА. В частности, он упомянул пункты 6-й (Армения возвращает Азербайджану Лачинский район; Лачинский коридор шириной 5 км будет обеспечивать связь Карабаха с Арменией под контролем миротворцев РФ) и 9-й (разблокируются все экономические и транспортные связи в регионе, Армения гарантирует безопасность транспортного сообщения между Азербайджаном и Нахичеваном)

Как заявил Марукян, предоставление дороги через Армению (трасса будет пролегать по территории Сюника на юге РА) расценивается как «шаг против территориальный целостности нашей страны». По его словам, если в одном пункте говорится, что происходит разблокировка – открываем все границы для всех, зачем тогда РА дает этот коридор? «У нас есть дедлайн в три года на строительство этого коридора. Кто будет строить эту дорогу? Кто следит за этим? Эту дорогу только будем использовать мы или совместно? Есть очень много неясных вопросов».

24 ноября Марукян раскрыл некоторые подробности закрытой встречи с Н. Пашиняном в начале войны. По словам Марукяна, н начале октября во время закрытой встречи в парламенте Пашинян признался, что на поле боя сложилась очень тяжелая ситуация. На вопрос, почему он не обращается к В. Путину с просьбой выполнить посредническую роль и остановить войну, Пашинян сказал, что может хоть сегодня позвонить, но нам нужно не прекращение войны, а гуманитарное перемирие на несколько дней, чтобы мы могли перегруппироваться и пойти в контрнаступление.

ГРАНТ БАГРАТЯН

Тезисы из пресс-конференции бывшего премьер-министра РА Г. Багратяна от 25 ноября.

  • По его словам, есть три группы причин поражения: политические, военно-технические, организационные.
  • 1-ым подпунктом политической причины было то, что РА не признала и не признает независимость НКР. «Даже сейчас Николу не хватает мужества признать НК». 2-ая политическая ошибка — прослеживалась антироссийская линия. Третья стратегическая ошибка — мы настолько обидели Иран, что он не захотел пропускать грузы через свою территорию. 4-ая стратегическая ошибка — испорченные отношения с Грузией. 5-ая ошибка — пощечина Китаю на уровне вице-премьера РА Авиняна, который заявляет, что Китай является антитурецким государством. 5-ая политическая ошибка — мы довольны французским государством, но «Западная Европа находится в союзе с США. Обсуждение в СБ ООН провалила Британия».
  • Мы проиграли войну в основном из-за БПЛА. «Непонятно, зачем купили мы Су-30 СМ, наступательное оружие, тогда как нам нужно обороняться». Следующая ошибка — создание централизованной ПВО вместо того, чтобы рассредоточить эти силы. «Эта самая централизованная ПВО была уничтожена 27-го числа месяца в 7:30 в Шуши». Во всем Карабахе у нас было 7 ЗРК ТОР -дивизионов, тогда как нам нужно было 30. «За 140 млн. долларов можно было бы купить как минимум 7 ЗРК ТОР. 85% нашей военной техники уничтожено».
  • Главная организационная причина поражения — в плохой работе в тылу. Она была организована хуже, чем 27 лет назад. «Я не мог себе представить, что более половины армии не имели «бронежилетов», 90% жертв — результат их отсутствия.
  • Багратян подверг критике ликвидацию бывшим начальником ГШ А. Давтяном мобилизационных воинских частей. Оник Гаспарян не исправил эту ошибку.
  • Еще одной ошибкой войны стали кадровые вопросы. «Григорий Хачатуров — сын Юрия Хачатурова, значит, на него оказывается давление, Оник Гаспарян — из Иджевана, значит, должен быть на высоте».
  • Он также напомнил, что война началась на юге, так как местность там равнинная, и БПЛА удобнее там работать, кроме того, в Аскеране есть золотой рудник. «Южный корпус должен был быть укреплен лучше. После неудач дан был приказ контратаковать, окружить, уничтожить врага. Образно говоря, 1000 человек должны были окружить 10 000 человек. Как это возможно?». В этот приказ вмешалась супруга премьер-министра и южный корпус был уничтожен. «Какое отношение имела Анна Акопян к участию в заседаниях офицеров?»
  • Все эти решения приняли Армен Саркисян, Никол Пашинян, Оник Гаспарян, Давид Тоноян, Андраник Кочарян, Вагаршак Арутюнян. 
  • Багратян считает, что России не выгодно поддерживать Пашиняна, потому что он потерял свой авторитет. Позиция российский СМИ в отношении Пашиняна тоже крайне негативная и даже просто издевательская. «Становится очень обидно, так как Пашинян все же является премьер-министром Армении. Но одно очевидно, Никол Пашинян должен подать в отставку. После чего, в отставку должен подать также президент Армении Армен Саркисян». Последнего он обвинил в связях с английской внешней разведкой.
  • Багратян считает, что русские намерены усилить свое военное присутствие в регионе. «Они планируют предоставить нам материально-техническую помощь в размере $8 млрд. Им здесь нужен партнер, человек, который способен руководить страной. Им нужна власть, которая сможет сохранить Армению самодостаточной».

 ЭКС-ГЛАВА ВОЕННОЙ КОНТРОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ МО РА VS. МО, ГШ, ПРЕМЬЕР-МИНИСТР РА

19 ноября на пресс-конференции бывший глава Военной контрольной службы РА М. Акопян заявил:

  • Официально распространяемая информация о ходе боев не соответствовала действительности на все 100%. В ВС РА есть информационный центр, одной из задач которого является вводить противника в заблуждение. Но есть такой принцип: 30% ложной информации, а остальное — правда. «Но наша ложная информация была больше 100%». Именно поэтому после подписания трехстороннего соглашения, многие не смогли понять и до сих пор не понимают, почему был подписан этот документ.
  • Причина поражения в плохом руководстве и плохой подготовке армии к войне. Пашинян назначил главой ГШ ВС РА самого неподготовленного генерала – Артака Давтяна. Еще в апреле-мае 2018 г. противник смог продвинуться на 5 км у деревни Зангакатун (в районе Нахиджевана), мы потеряли посты у села Арени. Там ответственным был Артак Давтян, который скрыл потери.
  • После революции состав МО и ГШ ВС РА почти вдвое (на 98%) увеличился, а количество военных, которые в случае необходимости должны были воевать, было сокращено
  • «Слово «предательство» я не разделяю с вами, есть ошибки, которые входят в состав преступления, но оценивать это не моя работа»
  • Мобилизация не проводилась должным образом. К 30 сентября в НК провели мобилизацию на 78%, а в РА — на 52%, хотя всеобщую мобилизацию обязаны были провести за 48 часов после начала войны. Отсюда и все провалы. На 3-ий день войны Пашинян приказал остановить пополнение воинских частей. «Все те, кто прекрасно осознавал, что за это они могут быть привлечены к ответственности, записали этот приказ, звуковая запись в наличии».
  • В 5-й день войны уже было 1500 дезертиров. Они были изолированы в НК, чтобы не вернулись в РА и не сеяли панику.
  • Истребители Су-30СМ находятся в РА без ракет, предназначенных для них. «Есть специальный указ правительства России, который запрещает продажу ракет для Су-30СМ в другие страны. Мне предлагали приобрести эти истребители, когда я был главой Генштаба, но я отказался и доложил руководству страны, почему они нам не нужны».
  • Почему армянская сторона не смогла нейтрализовать БПЛА ВС Азербайджана? Акопян предлагал купить ЗРК Тор, но в 2018 г. они изменили план закупок и купили комплексы Оса. «Теперь спросите, сколько беспилотников были уничтожены комплексами Оса? Ни один!».
  • Нейтрализовать турецкие Байрактары мы смогли на 4 дня с помощью новейшей системы радиоподавления «Поле-21». Но потом противник смог перенастроить свои системы и вновь использовать беспилотники.
  • Жена Пашиняна Анна Акопян находились в бункере, где был расположен командный пункт АО НКР, и Мовсес Акопян попросил её выйти оттуда. Она побыла там еще 20 минут и потом ушла. После этого М. Акопяна вызвали в Ереван и запретили появляться в НК. Приказ не пустить его в Арцах дал лично Пашинян. Он показал смс, отправленный Пашиняну, которым он просит отправить его в Карабах. Но сообщение осталось без ответа Пашияна.
  • По состоянию на 30 сентября Пашинян не позвонил президенту РФ, чтобы попросить поддержки.
  • Россия предоставила все, что было возможно. «Дала нам все то, о чем мы и не мечтали».
  • Искандеры были использованы!
  • Министр обороны не понимал, что в условиях войны вдвойне усложнятся поставки вооружений в Армению. Он не понимал, что свои запасы надо держать у себя в стране, а не в другой стране

МО РА выступило с заявлением по поводу обвинений М. Акопяна.

  • Эти заявления не только не соответствуют действительности, но и содержат государственную тайну, а также относятся к вопросам международного сотрудничества РА в оборонной сфере, публикация которых ставит под угрозу обороноспособность страны. Например, Акопян делает крайне опасные заявления, раскрывая структуру ВС и особенности войсковых звеньев. «Это совершенно секретные сведения, публикация которых уголовно наказуема».
  • В ответ на критику относительно приобретения истребителей Су-30СМ и других средств, отмечается, что ВС РА, кроме того, что являются гарантом безопасности НК, обязаны также защищать безопасность РА, в том числе от возможных противников, на вооружении которых находятся многочисленные сверхсовременные боевые самолеты.
  • МО назвало «откровенной ложью» заявление Акопяна, согласно которому Су-30СМ не имеют ракет. «Процесс осуществлялся до войны и был завершен в дни войны»
  • МО также назвало «далеким от действительности» заявление Акопяна о бесполезности приобретения систем ПВО «Оса». Часть средств ПВО армянской стороны, в том числе системы «Тор» и «Оса» были поражены беспилотниками противника, вне зависимости от их типа и года производства. «Проблема в том, что примененные против нас известные БПЛА были созданы совершенно недавно и средства борьбы с ними еще находятся на этапе разработки».
  • Также МО сообщило, что комплексами «Оса» было сбито 62 беспилотника противника, а также указанным комплексом в июле 2020 г. был сбит БПЛА Hermes-900.
  • МО опровергло заявление Акопяна о том, что пополнение войск было прекращено на третий день войны. «Тысячи граждан подтвердят, что в должном порядке получили повестки, явились в территориальные подразделения, прошли короткие подготовительные курсы в различных учебных частях и отправились на передовую». Параллельно с пополнением войск осуществлялось формирование новых воинских частей, состоящих из резервистов.

19 ноября пресс-секретарь премьер-министра РА М. Геворкян на своей странице в Facebook написала, что заявлениями М. Акопяна должны заняться правоохранительные органы. В частности, Акопян заявил, что премьер-министр не разговаривал по телефону с президентом РФ В. Путиным до 30 сентября. Между тем, на официальном сайте премьер-министра были опубликованы пресс-релизы о телефонных разговорах между премьер-министром и президентом России от 27 и 29 сентября. «Остальные обвинения Акопяна в адрес премьер-министра имеют такую ​​же степень достоверности».

По ее словам, премьер-министр РА считает все обвинения Акопяна надуманными и абсурдными и рассмотрит их соответствующим образом. Эти заявления также изучаются в контексте якобы предательства со стороны премьер-министра. «По результатам расследований будет принято решение и по этому поводу».

В тот же день генеральный прокурор РА направил видеозапись пресс-конференции М. Акопяна в Специальную следственную службу, после чего Акопяна пригласили в ССС.

В ССС было возбуждено уголовное дело на основе заявлений Акопяна по признакам части 2, статьи 308 УК РА — злоупотребление служебным положением, которое по неосторожности повлекло тяжелые последствия.

22 ноября бывший глава ГШ ВС РА А. Давтян опроверг заявления бМ. Акопяна относительно сокращения войск в период пребывания Давтяна в должности, в интервью радиостанции «Свобода» заявив, что в период пребывания Акопяна на должности главы ГШ личный состав был сокращен на 3000 человек, а при нем – увеличен на 1900 человек. «В Генштабе было увеличение, но не на 95%, однозначно было меньше».

 ГЛАВА КОМИССИИ НС ПО ОБОРОНЕ И БЕЗОПАСНОСТИ VS. МО РА

19 ноября МО РА выступило с заявлением, в котором отмечается:

  • с непонятной последовательностью и решимостью глава комиссии НС по обороне и безопасности  Андраник Кочарян продолжает свои необоснованные, голословные и свидетельствующие о полном незнании сферы, либо тенденциозные нападки на армянскую армию, действия МО и ГШ ВС РА в ходе войны и ряд связанных с ними тем, часть которых кстати секретные.
  • Например, вместо того чтобы обсуждать в МО с министром обороны и начальником ГШ ВС архиважные вопросы, касающиеся применимости самолетов Су-30-СМ, г-н Кочарян публично задает вопросы, ответы на которые, в данном случае, являются тайной. То же касается средств РЭБ. «Не является ли это свидетельством того, что чиновник не на своем месте, не владеет сферой? Чего ожидает Андраник Кочарян, озвучивая вопросы, ответы на которые являются тайной? Не является ли это элементарной и дешевой манипуляцией или, по крайней мере, абсолютно неприемлемой провокацией заставить оборонное ведомство раскрыть факты, выгодные исключительно врагу?».
  • МО рассматривает возможность обращения к председателю НС с просьбой обсудить целесообразность пребывания Кочаряна в должности председателя постоянной комиссии НС по вопросам обороны и безопасности, а также к комиссии по этике НС в связи с публичными заявлениями, содержащими явное оскорбление.

 ДЕТАЛИ ПОДПИСАНИЯ ТРЕХСТОРОННЕГО ЗАЯВЛЕНИЯ

По сведениям телеграмм-канала bagramyan26:

  • Утро 9 ноября: премьер-министр РА Н. Пашинян получает текст заявления о прекращении войны в НК, который Пашинян сначала отверг, посчитав заявление унизительным. Он все еще надеется добиться изменений в пользу армянской стороны.
  • Спустя пару часов: после отказа Пашиняна, Алиев выдвигает другие условия. В новом заявлении появляется пункт о сдаче Азербайджану нескольких деревень Тавушской области РА. Если до этого сдавались только территории Арцаха, то, подписав новый текст трехстороннего заявления, армянская сторона была бы вынуждена уступить кусок РА. Алиев настаивает на этом варианте документа. Его цель – добиться реванша за локальное июльское поражение ВС Азербайджана у границ Тавушской области РА. Пашинян понимает, что утреннее предложение было выгоднее, но на столе уже другой, более унизительный документ. А ВС Азербайджана все ближе и ближе к Степанакерту. Пашинян отказывается подписать это заявление и сообщает о готовности принять утренний документ.
  • Решающая роль Путина: президент РФ, получив согласие Пашиняна подписать утренний текст заявления, применяет все имеющиеся политико-дипломатические методы, чтобы убедить Алиева отказаться от пункта о сдаче деревень РА. АЛиеву объясняют, что пункт о сдаче части территорий РА удар в том числе и по имиджу РФ, которая является гарантом безопасности РА. Изменение границ РА означало бы фактическое доказательство того, что Москва не в состоянии выполнять свои обязанности перед своим союзником. Алиев принимает аргументы российской стороны.
  • Конечная фаза переговоров: стороны после некоторых изменений итогового текста, дают свое окончательное согласие подписать заявление. Идет подготовительный процесс к подписанию, решается вопрос обеспечения безопасности Пашиняна и членов его семьи. После этого Пашинян подписывает заявление и через некоторое время сообщает об этом на своей странице в Фейсбуке.

 ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ПОТЕРИ НКР В РЕЗУЛЬТАТЕ ВОЙНЫ

23 ноября правительство РА опубликовало список из 121 населенного пункта на территории Карабаха, переходящего под контроль Азербайджана.

52 населенных пункта передаются в Кашатагском районе, 16 – Шаумянском, 29 – Гадрутском, по восемь — в Мартакертском и Аскеранском, шесть – в Мартунинском.

МЕЖДУНАРОДНОЕ СООБЩЕСТВО

РОССИЯ

19 ноября новоназначенный глава МИД РА А. Айвазян провел телефонный разговор с министром ИД РФ С. Лавровым, в ходе которого была подчеркнута обоюдная готовность к продолжению развития армяно-российских союзнических отношений во всех сферах, включая вопросы региональной безопасности.

Собеседники коснулись деталей практической реализации совместного трехстороннего заявления от 10 ноября и деятельности российской миротворческой миссии в Арцахе, усилий, направленных на урегулирование гуманитарной ситуации в Арцахе, а также встречи в Москве 18 ноября с сопредседателями МГ ОБСЕ.

В тот же день глава МО РА Д. Тоноян встретился с ЧПП РФ в РА С. Копыркиным. В ходе встречи Тоноян высоко оценил роль и усилия РФ в урегулировании военно-политической ситуации в регионе, а также ход и эффективность российской миротворческой миссии в Арцахе. Стороны придали важность работам по поиску и обмену телами погибших военнослужащих, пленными, заложниками и пропавшими без вести, проводимым при совместной координации российских миротворческих сил и МККК.

Тоноян также передал Копыркину указы президента Армении о награждении медалями «За боевые заслуги» майора Ю. Ищука (посмертно), старшего лейтенанта Р. Федина (посмертно) и старшего лейтенанта В. Грязина.

Основные тезисы заявлений президента РФ В. Путина от 20 ноября:

  • Конфликты, подобные карабахскому, и их урегулирование имеют особое значение для России
  • Для России урегулирование конфликта в Нагорном Карабахе важно с точки зрения внутренней безопасности и экономики.
  • Миротворцы ведут эффективный контроль режима прекращения огня и сопровождают беженцев и гуманитарные колонны
  • Путин считает, что российские миротворцы могут наладить связи между армянами и азербайджанцами
  • Вопрос защиты памятников и святынь в Карабахе очень важен — необходимо помимо ЮНЕСКО подключить и ЮНИСЕФ
  • Алиев пообещал обеспечить беспрепятственный доступ к памятникам и святыням в Карабахе
  • Гуманитарные усилия помогут выходу на политическое урегулирование в Карабахе
  • Все гуманитарные усилия России должны идти во благо всех народов региона
  • Москва завершает согласование с Анкарой параметров и места работы совместного мониторингового центра
  • Россия ощущает наличие попыток затормозить выполнение заявления лидеров РФ, Азербайджана и Армении по Нагорному Карабаху и не позволить ему состояться полностью. Люди, которые пытаются затормозить исполнение соглашения по Карабаху, должны понимать, что альтернатива этому документу — война
  • Российские пограничники развернут дополнительные силы на армяно-азербайджанской границе

21 ноября на встрече с главой МИД РФ С. Лавровым президент РА А. Саркисян рассказал о внутренних проблемах РА. По его мнению, во-первых, нужно, чтобы прекращение военных действий в соответствии с совместным заявлением не только реализовалось, но и продолжалось в последующие годы. Для РА это имеет жизненно важное значение. Во-вторых, стабильность в Армении. Это президента больше всего волнует. Реализацию достигнутых по Карабаху договоренностей никто не должен ставить под вопрос.

21 ноября глава МО РА В. Арутюнян встретился со своим российским коллегой С. Шойгу. В ходе встречи была обсуждена ситуация вокруг НК, предстоящие действия и широкий круг вопросов, относящихся к армяно-российскому военному сотрудничеству. Стороны высоко оценили роль и усилия РФ, направленные на стабилизацию военно-политической ситуации в регионе, а также ход и эффективность миротворческой миссии РФ в Арцахе. Министры также отметили важность работы по обнаружению и обмену погибших военнослужащих, пленных, заложников и без вести пропавших, а также работы созданного на территории Нагорного Карабаха межведомственного гуманитарного центра РФ.

В завершение встречи стороны подписали пакет документов, регулирующих роль круг действий миротворческого контингента РФ в зоне карабахского конфликта.

Шойгу провел встречу также с премьер-министром РА Н. Пашиняном. В рамках встречи обсужден широкий спектр актуальных тем, касающихся поддержания режима прекращения боевых действий в НК и реализации положений трехстороннего заявления.

Шойгу проинформировал Пашиняна о ходе миротворческой операции в зоне нагорнокарабахского конфликта, развертывании на местах подразделений российского миротворческого контингента и наблюдательных постов, организации мониторинга за прекращением боевых действий, а также решении гуманитарных задач.

В свою очередь, Пашинян поблагодарил РФ за восстановление мира в НК. «Во время войны мы всегда чувствовали поддержку РФ. Времена были не простыми, но сейчас военно-политическая ситуация изменилась». Пашинян заметил, что до войны времена были тоже не простыми, но сейчас пришли более сложные времена, и Ереван надеется, что в это время стороны сумеют углубить сотрудничество в сфере безопасности в том числе. «Но не только безопасности — военно-техническом сотрудничестве».

Состоялась также встреча глав МИД РА и РФ А. Айвазяна и С. Лаврова, в ходе которой Айвазян отметил важность армяно-российских союзнических отношений в поддержании мира и стабильности в регионе, особенно в последнее время. По словам министра, последние события во многом изменили восприятие региональной стабильности и безопасности. Стороны придали важность сохранению динамики и интенсивность существующего диалога на различных уровнях, в том числе, посредством взаимных визитов.

В тот же день министр по ЧС РА А. Пилоян обсудил с российским коллегой Е. Зиничевым послевоенные реалии и возможности преодоления последствий войны. Пилоян высоко оценил готовности российских партнеров к плодотворному сотрудничеству и выразил уверенность в том, что будет сделано все для предотвращения гуманитарной катастрофы, для возвращения мирного населения к нормальной жизни после войны.

Вице-премьеры РА М. Григорян и Т. Авинян приняли членов правительственной делегации РФ вице-председателей правительства РФ А. Оверчука и А. Новака. Во встрече также принял участие министр территориального управления и инфраструктуры РА С. Папикян. Армянская сторона поблагодарила правительство России за усилия по установлению режима прекращения огня, а также активное участие в мероприятиях, направленных на противодействие и нейтрализацию нынешней гуманитарной катастрофы в Арцахе.

Стороны обсудили программу, направленную на восстановление нормальной жизни в Арцахе и организации безопасного и достойного возвращения вынужденных переселенцев, а также ряд вопросов, касающихся сфер транспорта, энергетики и бизнеса.

Основные тезисы главы МИД РФ С. Лаврова по итогам встреч в Ереване.

  • Армянское руководство подтвердило курс на развитие и углубление союзнических отношений с РФ.
  • Россия рассчитывает, что торгово-экономические связи Москвы и Еревана будут наращивать позитивную динамику.
  • Этот визит включает в себя обзор всего спектра отношений Москвы и Еревана
  • Российская сторона рассчитывает, что ЮНЕСКО будет проявлять большую активность по сохранению памятников в Карабахе.
  • Армянские руководители подчеркнули, что это заявление помогло решить серьезнейшие проблемы, помогло спасти жизни, и они полностью привержены тому, чтобы эта договоренность выполнялась и впредь
  • Попытки подвергнуть сомнению заявление по НК неприемлемы
  • Мы активно привлекаем международные организации системы ООН, поощряем их к тому, чтобы они более активно, более инициативно проявляли свои возможности для жителей этого региона. Мы активно поддерживаем МККК, который работает в том числе и в Карабахе.
  • Россия привержена необходимости решать гуманитарные проблемы и вопрос беженцев в НК после подписания трёхстороннего заявления. Прежде всего, это касается возвращения беженцев и всех гуманитарных вопросов в нынешней ситуации.
  • Трехсторонняя договоренность от 9 ноября полностью идет в русле тех принципов, которые были согласованы за последние годы между сопредседателями МГ ОБСЕ и получили широкую поддержку в мире
  • больше предстоит сделать по линии, собственно, ооновских организаций. Это Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев, Всемирная продовольственная программа, Управление по координации гуманитарных вопросов, ЮНЕСКО.
  • По линии Комиссара по делам беженцев ООН важно составить достоверную статистку о количестве людей, которые нуждаются в помощи. По прикидкам речь идет о порядке 90 тыс. человек, которые ушли в Армению, и примерно 45 тыс. азербайджанцев, которые на фоне боевых действий покинули прилегающие к НК районы.
  • Отдельный вопрос – это так называемые исторические беженцы из Азербайджана, которые покинули регион еще в 1992–1994 гг. во время той войны. Всемирная продовольственная программа официально получила приглашение из Еревана. Одновременно они вступили в контакт с Азербайджаном.

Основные тезисы интервью президента РФ В. Путина на ТК «Россия-1» от 22 ноября.

  • Работа над текстом совместного заявления о прекращении огня в НК велась лидерами всех трех стран, его подписавших — России, Азербайджана и Армении. По сути, это были договоренности между двумя сторонами — Азербайджаном и Арменией, а «Россия выполняла только роль посредника и брала на себя по этому документу обязанности осуществить мирное разведение сторон».
  • Комментируя кадры, где президент РФ сказал, что он «сам писал» документ, Путин отметил, что в том эпизоде имелась в виду не трехсторонняя договоренность, а заявление, которое российский лидер сделал после подписания
  • Азербайджан начал войну против НК, бои велись только на его территории, но сам Ереван так и не признал НКР. «С точки зрения международного права это означает, что НК и прилегающие к нему территории являлись и являются частью Азербайджанской Республики». Агрессии в отношении территории Армении не было, на нее никто не покушался. Поэтому Россия и ОДКБ не имела права принять участие в конфликте.
  • Армения получала всю необходимую помощь. Москва делала все возможное, чтобы Армения не чувствовала себя брошенной и забытой.
  • возможность заключения соглашения о прекращении огня была у Еревана еще в октябре. Тогда Путин уговорил Алиева прекратить войну, и тот был готов пойти на это. Но Пашинян настаивал, что боевые действия должны продолжаться. Все это привело к взятию азербайджанскими войсками Шуши, что открывало дорогу на Степанакерт.

23 ноября президент Арцаха А. Арутюнян выступил с заявлением, в котором выразил благодарность РФ и особую признательность президенту В. Путину за посреднические усилия по стабилизации обстановки и оказанное содействие в прекращении огня и окончании войны, восстановлении мира и стабильности в регионе, а также за оказываемую гуманитарную помощь и деятельное участие в восстановлении и развитии Арцахи. Он также выразил благодарность Путину за личные активные усилия по защите объектов историко-культурного наследия, религиозных святынь на территории Арцаха.

23 и 24 ноября президент РФ В. Путин провел телефонные разговоры с премьер-министром РА Н. Пашиняном и президентом АР И. Алиевым. Обсуждены итоги состоявшейся 21 ноября поездки в Ереван и Баку российской межведомственной делегации, а также ход выполнения положений Заявления от 9 ноября. Рассмотрены модальности работы российских миротворцев в районе НК и дальнейшие шаги по оказанию гуманитарной помощи населению. Затронуты также вопросы экономического взаимодействия и разблокирования транспортных коммуникаций в регионе.

24 ноября родственники военнослужащих, пропавших без вести во время военных действий в Арцахе провели акцию у здания посольства РФ в РА. Участники акции подготовили письмо-обращение для российского посольства, а также составили список пропавших без вести военнослужащих. В письме они просят РФ оказать содействие в организации поисковых работ для обнаружения военнослужащих на подконтрольных Азербайджану территориях. К проводящим акцию гражданам вышел Консул РФ в РА А. Шанин, который обещал в ближайшее время передать подготовленное акционерами письмо в Москву, заверив, что данный вопрос будет решен на государственном уровне 

25 ноября в беседе с NEWS.am зампред комитета по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками ГД РФ К. Затулин заявил, что на данный момент статус НК так легко решен быть не может, особенно после военного и дипломатического поражения армянской стороны. Поэтому, скорее всего, будет политика свершившихся фактов: НК будет существовать де-факто, но при этом еще какое-то время останется непризнанной, а может и долгое время. «Странно было бы сейчас думать, что после всего того, что произошло, будет поставлен вопрос о статусе Нагорного Карабаха, и он будет решен так, что армянская сторона была удовлетворена».

Затулин подчеркнул, что вопрос статуса, если он будет обсужден, положительным для армянской стороны не будет. «Прежде всего, нужно сделать выводы из поражения, собраться с силами, поднять на новый уровень обороноспособность, ликвидировать политический и экономический кризис. Только после этого можно думать о том, как добиться желаемого статуса НК. А в момент, когда все развалено, и когда никто ничего сделать с тем, что происходит в Армении, не может, постановка вопроса о статусе – это просто эпатажное обсуждение».

 ФРАНЦИЯ 

19 ноября состоялся телефонный разговор министра ИД РФ С. Лаврова с министром Европы и иностранных дел Франции Жан-Ивом Ле Дрианом. Стороны обсудили ситуацию вокруг карабахского урегулирования, сложившуюся по итогам посреднических усилий РФ. Подчеркнута важность обеспечения выполнения положений трехстороннего заявления. В этих целях особое значение приобретает налаживание сотрудничества с МККК, Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев, ПРОООН и ЮНЕСКО. Лавров разъяснил параметры участия российских миротворческих сил, а также функции Межведомственного центра гуманитарного реагирования.

Министры согласились, что основными приоритетами являются вопросы безопасного возвращения внутренне перемещенных лиц и беженцев, разблокирования всех экономических и транспортных коммуникаций региона, оказания гуманитарной помощи и восстановления гражданской инфраструктуры.

Они обменялись мнениями о дальнейших шагах в целях долгосрочного и полноформатного урегулирования кризиса вокруг НК в равных интересах азербайджанского и армянского народов на основе принципов, согласованных в рамках МГ ОБСЕ.

В тот же день президент Франции Э. Макрон провел переговоры с премьер-министром РА Н. Пашиняном и президентом АР И. Алиевым, в ходе которых рассказал им о предстоящем оказании его страной гуманитарной помощи населению НК. По словам Макрона, прекращение боевых действий должно позволить возобновить переговоры на основе доброй воли с тем, чтобы защитить население НК и обеспечить возвращение в условиях должной безопасности людей, покинувших в последние недели свои дома. Президент Франции объявил об усилиях своей страны по оказанию гуманитарной помощи и стремлении своей страны к тому, чтобы были приняты сильные меры по защите культурного и религиозного достояния региона.

21 ноября глава МИД РА А. Айвазян провел телефонный разговор со своим французским коллегой Жан-Ив Ле Дрианом. Айвазян подтвердил готовность армянской стороны предпринять совместные шаги по дальнейшему развитию особых отношений и сотрудничества между двумя странами. Министры также обменялись мнениями о событиях, последовавших за установлением перемирия и размещением в Арцахе миротворцев, а также обстановкой в регионе.

Стороны обратились к гуманитарной обстановке в Арцахе, и министр Айвазян отметил важность вовлечения международного сообщества в осуществляемую на месте работу по восстановлению нормальной жизнедеятельности армянства Арцаха. Министры подчеркнули приоритетность сохранения памятников армянского историко-культурного наследия Арцаха.

Стороны также отметили важность сотрудничества стран-сопредседателей МГ ОБСЕ в деле полноценного учета прав и интересов армянства Арцаха.

21 ноября президент Франции Э. Макрон посетил штаб-квартиру французского отделения Всеармянского фонда “Айастан” в знак поддержки телемарафона по сбору средств, организованного армянской общиной Франции. В ходе своего выступления Макрон подчеркнул, что “это гуманитарное обязательство Франции является нашим прямым долгом перед 120 тыс. перемещенных армянских жителей из семи регионов Арцаха, а также как минимум перед 1 млн. армян, находящихся в трудной ситуации в Армении”.

Помимо гуманитарной помощи, президент Макрон также отметил, что Франция требует, чтобы в результате прекращения боевых действий в НК условия прекращения огня применялись к богатому армянскому историческому и культурному наследию региона, чтобы предотвратить их разрушение.

Макрон подтвердил желание Франции включить трехстороннее заявление в рамки международного контроля.

25 ноября Сенат Франции принял резолюцию о признании НКР. Парламентарии осудили агрессию Азербайджана и Турции в отношении армянского народа, призвав правительство Пятой Республики гарантировать право народа НК на самоопределение. Согласно тексту резолюции, Сенат призывает «к немедленному выводу азербайджанских ВС и их сторонников с территорий, захваченных в результате военных операций, проведенных в регионе с 27 сентября». Авторы резолюции рекомендовали властям страны «в рамках МГ настаивать на обеспечении защиты населения путем размещения под ее эгидой международных сил в соответствии с рекомендациями мирного плана 2007 г.».

Основные тезисы, звучащие на заседании Сената Франции

  • Азербайджан применил запрещенное оружие против армянского населения Нагорного Карабаха
  • В войне участвовали сирийские наемники, направленные в Карабах Турцией
  • Поведение Турции недопустимо, ее политика неоосманизма создает напряженность и нестабильность в Восточном Средиземноморье, на Ближнем Востоке и Южном Кавказе
  • Армянский народ подвергся Геноциду в 1915 г. и этническим чисткам в Азербайджане
  • Трехстороннее заявление от 9 ноября не решает проблему в принципе
  • Урегулирование конфликта должно быть в рамках Минской группы ОБСЕ и на основе международного права
  • Действия России привели к вытеснению Франции и США из процесса урегулирования
  • Россия и Турция воспользовались неразберихой в Европе из-за пандемии и в США из-за выборов
  • Турция Эрдогана оккупировала территорию Кипра – страны-члена ЕС, нарушает воздушное пространство Греции, осуществляет геноцид курдов
  • Армения – часть европейской христианской цивилизации, Арцах – древняя армянская земля
  • Франция первой в Европе признала Геноцид армян и должна стать первой, кто признает Нагорный Карабах!

Примечательно, что перед голосованием госсекретарь при МИД Франции Жан-Батист Лемуан выразил мнение, что «одностороннее признание Францией независимости НК не было бы полезно никому: ни Армении, ни населению Карабаха, ни Франции, ни другим сопредседателям МГ ОБСЕ, ни Европе. Это не политика правительства, это не политика Армении, это не политика наших партнеров».

Реакция премьер-министра РА Никол Пашиняна: «решение Сената Франции историческое. Международное признание Арцаха входит в международную повестку».

Реакция МИД НКР: «примечательно, что в числе других важных пунктов в принятой резолюции, Сенат осуждает развязанную 27 сентября против Арцаха азербайджано-турецкую военную агрессию с участием наемников-террористов и призывает власти Франции принять все возможные меры для обеспечения восстановления установленных в 1994 г. границ, которые, по сути, были закреплены в бессрочном трехстороннем соглашении о прекращении огня, подписанном Республикой Арцах, Арменией и Азербайджаном. Отмечаем важность смелой позиции Сената Франции, призвавшего правительство «признать Нагорно-Карабахскую Республику и сделать это признание предметом переговоров по установлению долгосрочного мира».

ИРАН

22 ноября ЧПП РА в ИРИ А. Туманян встретился с замминистра ИД ИРИ Сейедом Аббасом Аракчи. В ходе встречи стороны обменялись мнениями относительно урегулирования карабахского конфликта и послевоенных процессов, участию региональных и внерегиональных сил и возможных дальнейших развитий. Обсуждались направления и возможности взаимовыгодного сотрудничества между Арменией и Ираном, в сложившихся условиях. Обе стороны выразили уверенность в необходимости поддержания и укрепления постоянных связей между государственными органами и общественными кругами, проведения консультаций, а также активизации совместной работы по направлениям текущего сотрудничества.

24 ноября глава МИД РФ С. Лавров и глава МИД ИРИ Мохаммад Джавад Зариф в ходе телефонного разговора обсудили актуальную обстановку в НК с учетом предпринятых российской стороной усилий в целях достижения полного прекращения огня в зоне конфликта, а также необходимости гуманитарного содействия гражданскому населению, пострадавшему в результате боевых действий.

 ИОРДАНИЯ

23 ноября состоялся телефонный разговор министра ИД РФ С. Лаврова с министром ИД и по делам эмигрантов Иордании А. Сафади. Лавров проинформировал коллегу о посреднических усилиях, предпринятых РФ в целях полного прекращения огня и всех военных действий в зоне карабахского конфликта. Иорданский министр приветствовал решающую роль РФ в создании условий для прекращения огня и переходу к долгосрочному урегулированию.

23 ноября стартовал визит президента РА А. Саркисяна в Иорданию, в ходе которого состоялись переговоры с королем Иордании Абдаллой II ибн Хусейном, а также переговоры в расширенном составе, в которых приняли участие премьер-министр королевства Бишер Хасавнех, глава МИД Айман Сафади, министр промышленности, торговли и поставок Маха Али и др.

В ходе встречи король Иордании заявил, что обе страны объединяют крепкая дружба и исторические связи. Саркисян заявил, что «есть взаимное доверие и можем работать во имя будущего. В трудные моменты становится ясно, кто является твоим настоящим другом».

Саркисян проинформировал короля Иордании о последствиях турецко-азербайджанской агрессии против Арцаха и сложившейся в этом контексте ситуации. Иорданская сторона отметила, что использовала свои связи и авторитет на международных площадках для содействия усилиям по установлению мира.

 США 

24 ноября глава МИД РА А. Айвазян провел телефонный разговор с заместителем госсекретаря США С. Биганом. Стороны обсудили гуманитарную помощь США региону и усилия по мирному урегулированию карабахского конфликта.

 ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ 

19 ноября верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Ж. Боррелл заявил, что ЕС считает необходимым возобновить политические переговоры о статусе НК в рамках сопредседателей МГ ОБСЕ. Кроме того, ЕС намерен следить за выполнением соглашения о прекращении огня в Нагорном Карабахе. ЕС также призывает к немедленному выводу иностранных боевиков из зоны карабахского конфликта.

МИД НКР

20 ноября глава МИД НКР М. Маилян на своей странице в соцсети Facebook написал, что озвученный на самом высоком уровне категорический отказ Азербайджана от самого обсуждения вопроса статуса Арцаха снимает любые препятствия для других государств признать независимость Республики Арцах.

По его мнению, если в прошлом государства воздерживались от признания независимости Арцаха из опасения помешать процессу мирного урегулирования карабахского конфликта, то после вооруженной агрессии против Арцаха, оккупации значительной части его территории и публичного отказа Баку от обсуждения вопроса статуса эти опасения потеряли свою актуальность.

Он убежден, что международное признание независимости Республики Арцах и обретение ею международной правосубъектности создадут важнейшие условия для восстановления территориальной целостности республики политическими и дипломатическими средствами. «Мировое сообщество не вправе мириться с ситуацией, ставшей результатом вооруженной агрессии альянса двух тоталитарных и геноцидальных государств, а также международных террористов, действия которых не укладываются в рамки правовых и моральных норм цивилизованного мира».


 ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

ФРАКЦИЯ «МОЙ ШАГ»

19 ноября вице-спикер НС РА Л. Назарян заявила, что нет необходимости в отмене военного положения. Она отметила, что военное положение было введено по инициативе правительства и их фракция приняла его исходя из ситуации. «На данный момент правительство не предлагает его отменить. Таким образом, правящая фракция не станет участвовать в заседание Совета парламента, созванного оппозицией для проведения внеочередного заседания».

Она также заявила, что на данный момент не видит другой кандидатуры на должность премьера, кроме Никола Пашиняна. Она заметила, что на площади Республики прошел митинг в поддержку Пашиняна, и только он смог убедить собравшихся разойтись по домам. «Я не представляю, чтобы кто-нибудь другой мог стабилизировать ситуацию. Другой кандидатуры на должность премьера кроме Никола Пашиняна я не вижу».

 ФРАКЦИЯ «ПРОЦВЕТАЮЩАЯ АРМЕНИЯ»

19 ноября депутат НС Ш. Исаян заявила, что парламентская оппозиция намерена провести внеочередное заседание, в повестке дня два вопроса — отмена военного положения и вопрос об отставке премьер-министра РА Н. Пашиняна. По ее словам, помимо митингов, они пытаются решить данный вопрос, используя и парламентский инструмент. «К сожалению, правящая фракция не приходит на заседание Совета, и мы не можем вынести этот вопрос на обсуждение в парламенте. Мы надеемся, что на сей раз парламентское большинство все же явится на заседание Совета».

В свою очередь, депутат М. Мелкумян заявил, что повестка дня оппозиции остается без изменений, акции протеста в стране продолжатся. Он подчеркнул, что в стране ничего не меняется, поэтому оппозиция не намерена менять свою повестку. Также Мелумян отметил, что правоохранительные органы задерживают лидеров оппозиции, тем самым, мешая им принимать участие в митингах. «Людей приглашают в СНБ Армении буквально за пару часов до начала митинга. Поэтому многие представители оппозиции просто физически не успевают добраться на митинг».

21 ноября в интервью 168.am лидер ППА Г. Царукян заявил, что

  • не ставит целью занять кресло премьер-министра РА. «Мы сегодня должны сплотиться, мы сегодня в такой ситуации, как будто оказались в пропасти. Нас спасет единство и сплоченность. Я буду рядом с кандидатом, приемлемым для общества и буду ему содействовать».
  • сменой членов правительства решить возникшие перед страной проблемы не получится. «Надо не людей менять, а программы, нужно согласие нашего гаранта безопасности, дружественной страны».
  • за 4 месяца 100 следователей допросили 2000 партийных активистов, руководителей территориальных офисов, но пока не получили ни одного нужного им показания. При этом он заверил, что его преследование политические, оно началось после интервью «Пятому каналу».
  • он не может участвовать в митингах оппозиции по очень простой причине: за полчаса до их начала его вызывают на допрос. «Они большего всего боятся того, что Царукян может встретиться с народом. Но Царукяна не нужно бояться. Они должны бояться своей политики, своего позорного поражения… Пусть боятся родителей погибших и пропавших без вести солдат». 

24 ноября Совет НС РА в ходе закрытого заседания принял решение удовлетворить ходатайство Комиссии по предотвращению коррупции и обратится в КС РА с просьбой рассмотреть вопрос лишения депутатского мандата лидера ППА Г. Царукяна.

По оценке депутата от ППА А. Абовяна, это было политическое решение. «Все 10 представителей правящего блока «Мой шаг» проголосовали за обращение в КС». Он отметил, что те обоснования Комиссии настолько неубедительны, что могут говорить лишь о предвзятой позиции властей.

 ФРАКЦИЯ «ПРОСВЕЩЕННАЯ АРМЕНИЯ»

19 ноября глава фракции «Просвещенная Армения» Э. Марукян заявил, что после митинга на площади Республики, сторонники Пашиняна заявляли, что намерены пойти по домам представителей оппозиции. «Мы опасаемся за наши семьи и постоянно живем в напряжении. С каждым днем ситуация в стране обостряется. Каждый делает все, что хочет, никаких сдерживающих механизмов нет».

Он заверил, что продолжат добиваться отставки премьер-министра РА всеми законными способами. Однако вот уже в который раз фракция «Мой шаг» не явилась на заседание Совета парламента, таким образом, провалив предложение оппозиции созвать внеочередное заседание НС по отмене военного положения и выражения вотума недоверия премьер-министру Пашиняну. «Это не заставит нас сдаться. Мы продолжим выступать с инициативой о проведении внеочередного заседания».

По словам Марукяна, руководитель подписавший документ о капитуляции должен уйти. «Нам нужен новый руководитель, который сможет в ходе переговоров добиться решений, наиболее выгодных для армянской стороны. Нам нужно сделать это как можно скорее».

Марукян также считает, что после откровений главы Службы военного контроля МО РА М. Акопяна, военно-политическое руководство РА не может оставаться на своем посту и продолжать работать ни при каких обоснованиях.

20 ноября Марукян сообщил, что в последние дни провёл ряд встреч с чрезвычайными и полномочными послами стран-представителей МГ ОБСЕ – России, США и Франции, а также с представителями разных политических сил и интеллигенции РА, НК и диаспоры, медиа и государственного сектора, академических и деловых кругов. Предметом обсуждения со всеми было трехстороннее заявление и процессы, происходящие после этого в НК и в РА.

ПАРТИЯ «РОДИНА»

20 ноября лидер партии «Родина» А. Варнецян заявил, что для того, чтобы удержать власть еще на некоторое время, Пашинян разным людям, в том числе имеющим заслуги и авторитет, предлагает министерские портфели и другие должности. Но «ни один порядочный гражданин не будет с ним работать, не поверит ему, и не станет поддерживать. Все сознательные люди сегодня покидают его, поскольку понимают, что он хочет спасти не страну, а самого себя».

Он заявил, что понимает желание многих быть полезным государству и народу в этот трудный момент своими профессиональными навыками и знаниями. «И вы это обязательно сделаете. Через очень короткое время все способные люди нашей страны будем день и ночь трудиться для ее восстановления, возможно, даже для спасения». Но «не позволяйте предателю использовать ваше имя для своей личной выгоды. Отвергните его, чтобы потом мы все вместе спасли страну».

В интервью РБК Ванецян заявил, что Пашинян должен уйти. Человек, который подписал практически акт капитуляции, не имеет права продолжать быть премьер-министром, руководить страной. Это человек, по его словам, который обманывал весь народ практически 44 дня — все то время, которое длилась война, и в итоге, ни с кем не советуясь, подписал акт капитуляции. «Такой лидер нам не нужен».

По его словам, то, что подписали президенты Путин, Алиев и Пашинян, уже свершившийся факт, уйти от этого практически невозможно. Он заверил, что все оппозиционные силы страны приветствуют усилия РФ и лично президента Путина по предотвращению кровопролития, ввод российских миротворцев в зону боевых действий и в НК и пересматривать это считают нецелесообразным. Но, по словам Ванецяна, есть очень важный момент — имплементация. Это значит, что после подписания заявления должна быть сделана очень большая работа, и она очень важна. «Премьер-министр Пашинян за два с половиной года, что он руководит страной, доказал, что не имеет ничего общего с человеком, который имеет государственное мышление». И сейчас он не сможет в период трудных переговоров по имплементации договора добиться хоть какого-то положительного решения для Армении и армянского народа.

По его словам, есть очень много методов политического давления на власть и лично на Пашиняна, начиная с акций протеста, заканчивая давлением на него в парламенте. «Он сам понимает, что должен уйти. Я глубоко уверен, что он принял для себя такое решение. Но он сейчас пытается максимально удержаться у власти, чтобы создать для себя гарантии безопасности. Потому что то, что он сделал — предательство в прямом смысле». По его мнению, команда Пашиняна пытается сейчас представить дело так, что он вынужденно пошел на этот шаг. Но полученная информация говорит о том, что у Пашиняна была возможность остановить кровопролитие еще в начале боевых действий, когда армянская сторона еще не потеряла очень много территорий, не было столько жертв. Но он не послушался профессионалов и опять руководствовался только соображениями популизма, то есть тем, что скажет народ. 44 дня пропаганда Пашиняна обманывала весь народ, что мы побеждаем. «И в итоге мы в один прекрасный день глубоко ночью узнали, что он подписал акт капитуляции».

21 ноября Ванецян заявил, что

  • премьер-министр РА Н. Пашинян утверждает, что в случае его отставки трехсторонне заявление будет отменено и война возобновится. «Я официально заявляю, что у нас нет цели возобновить войну». По словам Ванецяна, оппозиция изначально не хотела войны и ее «спровоцировал Пашинян своей бездарной политикой».
  • заявление властей о том, что в случае отставки премьера его сменят бывшие власти, является ложной повесткой. «Возврата к бывшим не будет».
  • Пашинян говорит о том, что собравшиеся на Площади Свободы люди борются исключительно за власть. «Я официально заявляю, что мы боремся во имя спасения нашей Родины. Это не просто политическая борьба. Это борьба за наше будущее».
  • в ближайшие дни стране придется столкнуться с суровой реальностью. В частности, ожидаются серьезные гуманитарные, здравоохранительные, экономические, социальные проблемы. «Действительно ли Пашинян, который за два с половиной года провалился по всем направлениям, сможет решить эти проблемы? Нет!».
  • проигравший лидер, подписавший трехстороннее заявление, не может представлять наши интересы. Он не сможет привнести какой-либо проармянский пункт и найти нормальные решения
  • во время протестов в Иджеване полтора года назад Пашинян, видя, что массы людей вышли на улицы, «впал в очередную истерику», позвонил Ванецяну и экс-главе полиции Валерию Осипяну и сказал: «Я хочу видеть реки крови».
  • руководители силовых структур сообщали Ванецяну, что Пашинян препятствует работе правоохранительной системы, не справляется со своими обязанностями, дает незаконные указания и какой-либо реакции на это нет.
  • Ванецян сообщил, что был рядом с Пашиняном, когда занимал пост главы СНБ, видел, как разваливается страна, и призывал его остановиться. «Когда я увидел, что этот человек не может управлять, сказал: «Никол, остановись». И ушел. И сегодня вы видите, что получилось».
  • Пашинян владеет специальными технологиями организации митингов и в противовес этому, вероятно, знает технологии препятствования им. Он пытается напугать народ, чтобы он не выходил на улицы. «Можно тянуть 5-10 дней, но нельзя бесконечно пугать людей».
  • Нужно понять, кто возьмет на себя ответственность после ухода с поста действующего премьер-министра и попытается поднять страну на ноги. «Я готов взять на себя ответственность, но чем я буду заниматься в этом процессе спасения нашей стран, мы решим вместе. Я не сказал, что готов быть премьер-министром. Я говорил, что готов взять на себя ответственность и подтверждаю это».

24 ноября в интервью программе «Настоящее времени» Ванецян рассказал о планах стать премьер-министром РА.

По его словам, с РФ должны быть очень тесные, очень хорошие отношения. «Я разговариваю на русском языке, прекрасно понимаю русский менталитет, у меня очень хорошие, дружеские отношения со многими российскими и силовиками, и политическими деятелями». По его словам, он очень близко знаком с директором СВР С. Нарышкиным.

Он думает, что эти личные отношения тоже помогут выстраивать теплые, хорошие отношения во благо РФ и РА.

Он также ответил на вопрос о том, как расценивает нейтралитет РФ в арцахской войне, отметив, что не считает, что был нейтралитет со стороны РФ. «Я высоко ценю роль России и лично президента Путина в стабилизации военных действий, прекращении кровопролития в нашей стране. Я поддерживаю ввод российских миротворцев, именно российских миротворцев в Карабах, потому что они — гарант стабильности и безопасности не только Армении и Карабаха, а вообще всего региона».

ПРЕЗИДЕНТ РА

Тезисы интервью президента РА А. Саркисяна от 20 ноября газете «Аравот».

  • Мы проиграли не только на поле боя. На протяжении лет мы не смогли создать армию, которая могла бы противостоять армии страны-члена НАТО.
  • На самом деле мы проиграли в том числе в войне 1994 г. Население Арцаха как было на тот момент 100 тысяч человек, так и осталось. В наших силах было увеличить это количество хотя бы до 500 тысяч разными способами. Одно дело, когда ты солдат и у тебя за спиной миллион жителей, другое – когда 100 тыс.
  • Мы проиграли также в международной информационной среде. Мы часто говорим, что у нас свободная пресса, но, к сожалению, наша пресса сегодня – это копи-паст из фейсбука, который часто не имеет оснований, является эмоциональной, злобной, нечестной информацией. В последние годы вместо создания информационных агентств, которые противостояли бы пропаганде Турции и Азербайджана, мы были заняты оскорблением друг друга. Это продолжается по сегодняшний день.
  • Мы также проиграли в дипломатии. Если в 90х были про-армянски настроения в международной среде, то сегодня об этом не приходится говорить. Армянский дипломатический корпус должен был быть в 3-4 раза больше. Есть страны-члены ООН, в которых у нас даже нет дипломатов.
  • Мы страна, которая индивидуализирует проблемы. Министерство ассоциируется с министром, среда с какой-либо личностью, даже проблемы, которые стоят перед нами сегодня – мы говорим не о системных решениях, а о личностях. Искать спасение в личностях – это болезненное явление. Мы должны внедрить в менталитет людей государственную систему.
  • В любой стране для выхода из кризиса действующая власть делает шаг назад и просит у народа обновленный мандат. В этом случае никто из критиков не сможет ничего сказать. Я не говорю, что новые выборы нужно провести прямо завтра, возможно через полгода или год, но говорить об этом нужно сегодня.
  • Очень важно чтобы действующее правительство не занималось с утра до вечера ответами своим оппонентам, организацией контрпротестов, комментированием фейковых новостей, а занималось преодолением кризиса. Единственное решение — правительство национального согласия. Я президент страны и в силу своей должности моя обязанность призвать все стороны за стол переговоров.
  • Я не случайно поехал в ОАЭ, в первую очередь обозначить, что эта война не была и не будет религиозной. И я получил от руководителей нескольких стран, что если мы будем страной, которая продолжит сотрудничество с ними, и будем стабильной страной, то они готовы к инвестициям. Это значит, что есть пути выхода из ситуации и становления сильной Армении.
  • У нас нет нефти, но есть бесконечный человеческий потенциал, который мы не используем. Наша первая задача – использовать человеческий ресурс. Мы сами поставили барьер на то, чтобы опытные люди из диаспоры приехали и заняли у нас должности. В моем сознании уже нет армян диаспоры, Арцаха… у нас настолько маленькая Родина, что она должна быть одна и та же для каждого армянина, чтобы каждый армянин знал, что Армения принадлежит ему, а он – ей.

Тезисы из интервью президента РА А. Саркисяна ОТА от 25 ноября

  • Не может быть никакой речи о его притязаниях на должность премьер-министра. Ведь он является президентом страны, и даже в армянской парламентской республике, где функции президента весьма ограниченны, у него имеются определенные четкие обязанности. «Институт президента должен стать той площадкой, которая в кризисных ситуациях, как сейчас, использовалась бы и властями, и оппозицией, чтобы противостояние с улицы переместилось за стол переговоров».
  • В поисках истины, по его мнению, вовсе не следует непременно выходить на улицу. «Думаю,- сказал он,- у нас в Армении действительно – глубокий кризис. А почему на улицы не выходят 100 или 200 тыс. человек, можно понять путем несложного анализа. Но дело в том, что кризис сейчас имеет место не только в Армении: весь армянский народ переживает глубокий морально-психологический кризис потери. Так обстоит и в Иордании, и в Москве, и в Калифорнии».
  • Саркисян подчеркнул, что готов работать с любым правительством и любым премьером, которых выберет народ.
  • Вместе с тем, он посетовал на то, что ныне ему удаётся использовать в текущей работе лишь 5-10% своего потенциала – будь то по причине конституционных ограничений, либо из-за того, что его партнеры не очень-то открыты к сотрудничеству.

ЭКОНОМИКА

Премьер-министр РА

С 23 ноября с целью обсуждения вопросов, касающихся экономической активности и восстановления инвестиционного климата в РА, премьер-министр РА Н. Пашинян провел встречи с председателем Союза промышленников и предпринимателей Арсеном Казаряном, основателем компании «Сил концерн» Хачатуром Сукиасяном, основателем компании «Алекс Холдинг» Самвелом Алексаняном, владельцем компании «Соврано» Арманом Саакяном, владельцем компании «Спайка» Давидом Казаряном и основателем компании Menu.am Вааном Керобяном.

25 ноября Пашинян провел встречи с гендиректором ЗАО «ЭСА» Кареном Арутюняном, гендиректором ЗАО «Газпром Армения» Грантом Тадевосяном, гендиректором строительно-инвестиционной компании “RENSHIN” Эдуардом Марутяном, президентом-основателем Ассоциации «Нушикян» Эдуардом Марутяном.

 ПРАВО

ЗАДЕРЖАНИЯ

20 ноября был задержан бывший руководитель аппарата НС РА А. Сагателян по подозрению в совершении действий, предусмотренных статьей 225.1 УК РА за организацию собраний, нарушающих общественный порядок.

Также поступило сообщение о задержании соучредителя движения «Адеквад» А. Даниеляна.

МНЕНИЕ

Опрос Sputnik: союзник Армении

Согласно результатам опроса, проведенного по заказу радио Sputnik, 83.8 % жителей Армении относятся к России хорошо. 62,3% респондентов назвали Россию дружественной страной для Армении. На 2-ом месте с результатом 39,9% — Франция, на 3-ем — Иран, (6,4%), на 4-ом — США (5,8%). Около 84.6 % респондентов назвали Россию союзником своей страны. 79,6% опрошенных заявили о готовности принять военно-политическую помощь от Москвы, 14,4% — от Франции, 6,8% — от Ирана, 5% — от США.

Грант Микаелян: изменения территории НКР

На своей странице на Кавказском узле политэкономист Грант Миакелян пишет:

  • До апрельской войны 2016 г. контролируемая НКР территория составляла 11,4 тыс. кв. км.
  • В 2016 г. было потеряно 8 кв. км территории (6.15 кв. км на севере в направлении села Талыш и 2.1 кв. км на юге – высота Вараздатумб (Леле тепе)).
  • В 2020 г., в ходе боевых действий, Азербайджан оккупировал значительную часть территории НКР — 3,716 кв. км (3,585 кв. км на юге, 131 кв. км — на севере). Таким образом, в ходе боевых действий было оккупировано примерно 32.5% территории, находившейся под контролем НКР по состоянию на 26 сентября 2020 г.

На севере ситуация выглядит следующим образом:

фиолетовым цветом отмечены территории, потерянные в ходе войны 1990-х гг., часть Мартакертского района и Шаумянский район, включая подрайон Геташен-Мартунашен.

синим цветом отмечена территория, потерянная в 2016 году, красным цветом – в 2020 году.

зеленым цветом отмечены территории, которые без боя перейдут под контроль Азербайджана.

На юге ситуация следующая:

красным цветом отмечены территории, оккупированные Азербайджаном в ходе боевых действий.

зеленым – территории, которые будут сданы Азербайджану по условию капитуляции, подписанной 9 ноября 2020 года.

голубым – территории, статус которых документом не оговорен.

ОФИЦИАЛЬНАЯ ХРОНИКА

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ НОВОСТИ

НАЗНАЧЕНИЯ

19 ноября премьер-министр РА Н. Пашинян посетил, где представил аппарату новоназначенного министра ИД РА Ара Айвазяна. Он выразил надежду, что новоназначенный министр сможет объединить всю дипломатическую систему, сосредоточиться на решении национальных и государственных проблем. Пашинян подчеркнул важность формулирования проблемы, потому что, по его словам, иногда возникают проблемы при их формулировании. «Все это необходимо проанализировать, провести расследования, мы не должны бояться этих расследований, быть жестокими по отношению к самим себе, чтобы выйти из этой ситуации еще сильнее».

В свою очередь, Айвазян поблагодарил премьер-министра Пашиняна за доверие в это непростое время. По его словам, дипломатическая армия, центральный аппарат, дипломатические представительства будут и впредь максимально использовать потенциал, 30-летний профессиональный опыт, преданность делу и решимость для решения этих важнейших задач, чтобы проложить путь к достойным и эффективным решениям. «Принято говорить, что дипломатия — это искусство возможного вчера, сегодня и завтра, мы сделали и делаем все возможное. Я уверен, что на данном этапе мы постараемся сделать невозможное».

19 ноября Пашинян представил также новоназначенного директора СНБ Армена Абазяна. Пашинян отметил, что в настоящее время РА переживает непростые времена, при которых СНБ должна выступать в роли опоры государства. По его оценке, самая сложная и самая большая проблема в том, что, к сожалению, мы не смогли достичь должного уровня институционального строительства РА. «Фактически, после 2018 г. мы справились с системной коррупцией, удалили олигархию из системы государственного управления, но за это время мы не смогли построить столь же эффективные системы… в случае со СНБ, самой большой проблемой для меня является ее соответствие вызовам времени. В этом смысле это сложная проблема, которую мы еще не решили, но мы должны решить». Он подчеркнул важность того, чтобы люди независимо от их взглядов, места работы, характера образования воспринимали СНБ не в негативном контексте, а осознавали, что речь идет об органе, который в первую очередь обеспечивает государственную безопасность и безопасность гражданина. «Нам нужно расследовать то, что и как произошло, поговорить, обсудить. Мы должны уметь делать правильные выводы. Я уверен, что большая часть информации о том, что и как произошло, сосредоточена в этой комнате. Но очень важно уметь обрабатывать эту информацию, анализировать ее, делать из нее выводы, потому что можно просто иметь огромное количество этой информации, но не уметь ее понимать, не уметь обрабатывать, не уметь делать выводы. Так что впереди у нас много тяжелой работы, в том числе, в части обеспечения общественной и государственной безопасности».

20 ноября на должность министра обороны назначен Вагаршак Арутюнян, МЧС — Андраник Пилоян, министра труда и социальных вопросов — Месроп Аракелян.

21 ноября Н. Пашинян представил новоназначенного главу МО РА В. Арутюняна высшему офицерскому составу ВС РА. В ходе встречи Пашинян отметил, что необходимо серьезно проанализировать произошедшее, понять, где и почему были допущены ошибки, что нужно сделать, чтобы сделать из них выводы. «Мы сталкиваемся с необходимостью реформирования армии и ВС». По его мнению, очень важно, чтобы на базе имеющихся в армии и ВС здоровых и конкурентоспособных традициях, мы, не нарушая логики, смогли построить новую логику, новую тактику, новую стратегию, что принесет успех армии и ВС. «Потому что гарантом безопасности нашей страны являются именно Вооруженные Силы, именно армия».

В свою очередь, В. Арутюнян поблагодарил за оказанное доверие, отметив, что в создавшейся военно-политической ситуации необходимо предпринять соответствующие шаги. Ситуация, по его словам, связана с деятельностью Турции в регионе, миротворческой миссией РФ и сложившейся послевоенной ситуацией на данный момент. «Я убежден, что мы офицерским составом, сохранив положительные моменты, которые были у нас в армии, в короткие сроки оценим результаты, субъективные и объективные причины, подготовим новый пакет реформ, о котором мы вам доложим».

23 ноября Ваграм Думанян назначен главой Минобрнауки, культуры и спорта РА.

25 ноября экс-министр образования, науки, культуры и спорта А. Арутюнян был назначен главным советником премьер-министра РА.

ОСВОБОЖДЕНИЯ И ОТСТАВКИ 

20 ноября своих должностей лишились глава МО Давид Тоноян, глава МЧС Феликс Цолакян и министр труда и социальных вопросов Заруи Батоян. Карен Мирзоян освобожден от должности посла по особым поручениям. Соответствующий указ опубликован на правительственном сайте.

23 ноября Араик Арутюнян был освобожден с должности министра образования, науки, культуры и спорта РА.

24 ноября министр экономики РА Тигран Хачатрян представил заявление о своей отставке. Замминистра обороны РА Макар Гамбарян и Габриел Балаян также подали заявление об уходе.

25 ноября Наира Маргарян была освобождена от должности заместителя министра экономики РА, а Рафик Григорян от должности первого замминистра юстиции РА.

РА-НКР

19 ноября состоялся телефонный разговор министров ИД РА А. Айвазяна и НКР М. Маиляна. Собеседники обсудили обстановку, сложившуюся в результате турецко-азербайджанской агрессии против Арцаха и усилия для разрешения гуманитарного кризиса.

Министры подчеркнули необходимость защиты жизненно важных интересов армян Арцаха, в том числе, посредством реализации права жить свободно и безопасно на своей исторической родине.

22 ноября премьер-министр РА Н. Пашинян принял президента НКР А. Арутюняна. Собеседники обсудили вопросы возвращения арцахцев, вопросы, связанные с безопасностью дорог. Арутюнян поблагодарил власти РА за быструю реакцию и поддержку в оперативном решении социальных проблем, добавив, что планируется в ближайшем будущем реализовать нескольких новых программ социального характера.

В свою очередь, Пашинян заявил, что следует сконцентрировать силы на восстановление нормальной жизни в Арцахе, обеспечение возвращения соотечественников и создание необходимых условий для этого. «Все мы пережили тяжелые времена, приняли тяжелые решения». Он также заверил, что программы поддержки соотечественников в Арцахе будут продолжены.

Пашинян подчеркнул, что и РА, и НК нуждаются в больших инвестициях и будет вестись совместная работа в направлении их привлечения.



Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Читайте по теме

22 апреля 2024

Президент РФ Владимир Путин и премьер-министр Армении Никол Пашинян должны поговорить «в краткосрочной перспективе», сказал пресс-секретарь российского лидера Дмитрий Песков. На вопрос о том, нет ли опасений, что Ереван потребует вывести из Армении 102-ю российскую военную базу, он отметил: «Никаких …

19 апреля 2024

Армения сама еще не делимитировала границу с Азербайджаном, сказал глава МИД РФ Сергей Лавров в интервью радиостанциям Sputnik, «Говорит Москва» и «Комсомольская правда», комментируя требования Еревана к ОДКБ. По его словам, когда в Армении говорят о том, что ОДКБ не может определить …

18 апреля 2024

Карабахские армяне должны иметь возможность вернуться в регион при надлежащем обеспечении их прав и безопасности, заявила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова Захарова. «Что касается армянского населения, покинувшего территорию Карабаха, азербайджанскими властями принят специальный план реинтеграции. Не раз подчеркивалось, что …


Ваш браузер устарел! Обновите его.