×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/analitika/daydzhest-sobytiy-v-armenii-za-proshedsh-87/
Новости
9 июля
4 июля
3 июля
2 июля
1 июля
27 июня
25 июня
24 июня
23 июня
20 июня
 
Дайджест событий в Армении за прошедшую неделю
18:42 , 14 Сентябрь 2023
899
0

Обзор 7 – 13 сентября 2023 г.

 

АРМЯНО-АЗЕРБАЙДЖАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

ВЛАСТИ

АРМЕНИЯ

7 сентября на заседании правительства премьер-министр РА Никол Пашинян заявил:

  • Военно-политическая ситуация в регионе существенно обострилась. Азербайджан на протяжении нескольких дней скапливал войска на линии соприкосновения в НК и вдоль армяно-азербайджанской границы. В азербайджанских СМИ еще больше увеличилась риторика ненависти против армян.
  • Политика притязаний на суверенные территории РА продолжается. 1 сентября азербайджанские ВС предприняли очередную провокацию в отношении суверенной территории РА в районе Сотка, в результате чего погибли трое военнослужащих. Этой провокации предшествовали и последовали распространение дезинформации со стороны Азербайджана о нарушении режима прекращении огня со стороны ВС РА.
  • Азербайджан продолжает незаконную блокаду Лачинского коридора, гуманитарная ситуация достигла своего пика. Азербайджан своими действиями демонстрирует стремления к новым военным провокациям против Армении и НК. Для обоснования этой провокации в оборот запущены лживые и не соответствующие реальности тезисы.
  • Международное сообщество, страны-члены СБ ООН должны принять меры для предотвращения взрыва в регионе.
  • Несмотря на все вышеизложенное, Ереван привержен повестке мира.

7 сентября МИД РА ответил на заявления Баку:

  • Армения не заинтересована в военной эскалации, а кадры о скоплении своих войск у границ распространили сами азербайджанские СМИ.
  • Ереван продолжает активные усилия для скорейшего завершения работы над проектом мирного договора с Азербайджаном и его подписания.
  • У РА нет никаких территориальных претензий к Азербайджану и Ереван ожидает того же признания от Баку.
  • Азербайджан по сей день не подтвердил приверженность трехсторонним договоренностям, достигнутым в Праге, Сочи и Брюсселе, в которых говорится о взаимном признании территориальной целостности.
  • Ереван по-прежнему предан повестке дня мира и стабильности на Южном Кавказе, подчеркивая необходимость подобной риторики и практических импульсов со стороны официального Баку.
  • Блокирование Лачинского коридора, гуманитарный кризис в НК и отсутствие диалога Баку-Степанакерт в рамках международного механизма не способствуют улучшению обстановки в регионе.

11 сентября в ходе интервью ОТА премьер-министр РА Никол Пашиян заявил:

  • Ситуация вокруг НК, незаконная блокада и сложившаяся гуманитарная ситуация начались с декабря прошлого года. С тех пор по сей день Пашинян провел с президентом РФ более десятка телефонных бесед. Но «ситуация, к сожалению, после последней беседы не изменилась, чтобы возникла необходимость в новом разговоре». Целью звонков лидерам других стран и их смысл был в предоставлении информации партнерам, которые не осведомлены, а российский президент об этом осведомлен.
  • Алматинская декларация была подписана в 1991 г. всеми странами бывшего СССР, кроме стран Прибалтики, и была ратифицирована НС РА в 1992 г. То есть, отсылка к декларации и попытки представить ее как новый фактор, который ухудшил положение РА или НК, не очень правильно. Договоренность с Азербайджаном о взаимном признании территории не противоречит политике, которая проводилась в 1991 г. на момент подписания декларации.
  • Первый президент Тер-Петросяна после подписания Алматинской декларации заявил — модель российских автономий — это то, что мы хотим для НК. Оппозиционные коллеги много критикуют, спрашивая, почему власти не отсылают к примечаниям армянской стороны при подписании декларации. «Эти примечания ничего не меняют в том, что я сказал. Следовательно, демонизация Алматинской декларации очень опасна, потому что де-юре и в некоторой степени де-факто республики бывшего СССР получили независимость Алматинской декларацией».
  • Соблюдение прав и безопасности жителей НК являются ключевыми для установления мира и стабильности в регионе.
  • Ни Запад, ни Россия никогда не имели монополии на решение нагорнокарабахской проблемы. Другой вопрос, что с февраля 2022 г. возник кризис в сопредседательстве МГ ОБСЕ по той простой причине, что бывшие партнеры заявили, что не собираются общаться друг с другом не из-за Армении, Нагорного Карабаха или Азербайджана, а из-за Украины. «Сейчас они думают, что нам следует меньше общаться с другой стороной, но это неправильный подход с точки зрения интересов Армении. Если отношения этих стран друг с другом изменилось, наши отношения с ними не изменились».
  • Комментируя вопрос, что после того, как Армения, отказавшись от «плана Ховаева» и «признав Карабах частью Азербайджана», «связала руки» России в вопросе политики задержания определения статуса Арцаха и действий в Лачинском коридоре, Пашинян отметил, что Пражские и любые другие договоренности не отменили обязательства, взятые сторонами в рамках трехстороннего заявления от 9 ноября 2020 г., которое остается в силе.
  • Лачинский коридор — институт, установленный трехсторонним заявлением от 9 ноября 2020 г. Там установлены права и обязательства сторон. Это заявление остается в силе и это не связано ни с Алматинской декларацией 1991 г., ни с договоренностью от 6 октября 2022 г.
  • 14 мая 2023 г. в Брюсселе РА и АР зафиксировали признание территориальной целостности друг друга: стороны признают территориальную целостность друг друга на территории 29 800 квадратных километров Армении и 86 600 квадратных километров Азербайджана, соответственно. После этого Пашинян подтвердил эту договоренность. Этим заявлением власти РА попытались зафиксировать договоренность с Азербайджаном в Брюсселе об «архитектуре решения кризиса». «Мы демонстрируем, что привержены выполнению этой договоренности. Азербайджан — не всегда». Проблема в том, что Азербайджан продемонстрировал свой подход к силовому решению вопросов, а «мы пытаемся управлять силовыми сценариями политическими заявлениями. Мы хотим уложиться в формулировки, которые сделают легитимность позиций Армении неуязвимой».
  • Ереван ратифицирует Римский статут, чтобы события мая 2021 г. и сентября 2022 г. стали предметом рассмотрения, и это стало бы еще одним фактором, который мог бы повлиять на повышение безопасности РА при том условии, что ОДКБ не выполнял и не выполняет свои обязательства по отношению к Армении. «Мы не можем не замечать этого и ничего не делать. Наша обязанность — предпринимать шаги, благодаря которым мы приобретем дополнительные, в том числе и международные, инструменты безопасности».
  • Пашинян сожалеет об отставке Араика Арутюняна с поста президента НКР, с которым в течение всего периода работы была «очень хорошая рабочая атмосфера и взаимопонимание».
  • Поздравить Самвела Шахраманяна с избранием на пост президента НКР «особо не с чем», поскольку на него возложена «очень тяжелая ответственность», и Ереван сегодня должен руководствоваться также «логикой сопоставления и не противопоставления позиций и подходов с логикой международного сообщества, в том числе, исходя из соображений не политизировать гуманитарный кризис в НК».
  • Усилия необходимо концентрировать на преодолении создавшегося в НК гуманитарного кризиса. «И мы не должны позволять, чтобы излишней политизацией гуманитарная суть вопроса трансформировалась в политическую».

11 сентября пресс-секретарь МИД РА Ани Бадалян ответила на обвинения Азербайджана в срыве разблокировки коммуникаций и прокомментировал заявления о «Зангезурском коридоре». Она, в частности, заявила:

  • Согласно пункту 9 трехстороннего заявления от 9 ноября 2020 г. и последовавшему заявлению от 11 января 2021 г., «Зангезурский коридор» не планируется, в контексте разблокирования региональной транспортной инфраструктуры логика коридора отсутствует.
  • Армения неоднократно и на всех уровнях заявляла и заявляет, что не только готова, но и заинтересована в разблокировании экономических и транспортных связей в регионе.
  • Начиная с момента подписания трехстороннего заявления 2020 г. она придерживается предусмотренного им подхода, согласно которому разблокирование должно осуществляться под суверенитетом и юрисдикцией стран, на основе принципов равенства и взаимности.

13 сентября глава комиссии НС РА по внешним отношениям Саркис Ханданян заявил:

  • Ереван не должен вмешиваться в вопрос запуска альтернативных Лачинскому коридору дорог. Решение за властями и народом НК.
  • Для улучшения гуманитарной ситуации в НК чрезвычайно важно, чтобы Лачинский коридор был срочно открыт.
  • Скопление Азербайджаном войск и техники на армяно-азербайджанской границе свидетельствует о продолжении агрессивной политики Баку и к этому следует отнестись максимально серьезно.
  • Было реализовано множество международных контактов с целью усиления давления на Азербайджан для того, чтобы Баку не пытался решить какой-либо вопрос путем применения силы.

13 сентября глава МИД РА Арарат Мирзоян заявил:

Армения получила от Азербайджана новые предложения по мирному договору —

  • Ереван передал Баку пятую редакцию договора об урегулировании отношений и установлению мирных отношений, и буквально вчера получил новые предложения азербайджанской стороны.
  • Процесс идет, ведутся обсуждения, однако с есть существенные вопросы, по которым позиции сторон далеки друг от друга.

13 сентября премьер-министр РА Никол Пашинян заявил:

  • Армения не против открытия железной дороги Ерасх — Садарак — Джульфа — Ордубад — Мегри – Горадиз. Наоборот, Ереван выступает за против открытия транспортных коммуникаций в регионе и является сторонником того, чтобы было налажено сообщение между Турцией и Азербайджаном, а также Нахичеваном и западными регионами Азербайджана, через территорию Армении. Ереван также не против того, чтобы через Армению проходили региональные коммуникации, газо- и нефтепроводы, электросети при условии уважения суверенитета стран, по территориям которых будут проходить коммуникации.
  • Для Еревана неприемлемы любые заявления, ставящие под сомнение юрисдикцию и суверенитет Армении. «Это не просто неприемлемо — это красная линия». К тому же, существование коридора через территорию РА не предусмотрено заявлением от 9 ноября 2020 г.
  • Оппозиционный депутат Артур Хачатрян заметил, что парламент РА не ратифицировал Алматинскую декларацию от 1991 г., и, следовательно, этот документ не является неотъемлемой частью законодательства РА. Парламент РА ратифицировал лишь Минский протокол. Алматинскую декларацию не ратифицировал и Азербайджан. Сами сопредседатели МГ ОБСЕ в 2009 г. заявили, что МГ не позволит легалистскими и историческими фактами сместить ход переговоров и что в фундаменте переговоров лежат основополагающие принципы. А интервью первого президента РА Левона Тер-Петросяна, на которое ссылается Пашинян, не может считаться правовой основой. Следовательно, на каком основании и по чьей инициативе данный документ стал основой для урегулирования нагорно карабахского конфликта? Пашинян ответил, что с самого начала тема Алма-Атинской декларации была в повестке. В частности, он вновь сослался на заявление Тер-Петросяна 1991 г. о том, что НК полностью удовлетворила бы автономия по примеру российских автономий, и большего армянская сторона и не хочет. Именно в тот момент, когда Тер-Петросян озвучил эту идею, Алма-Атинская декларация оказалась в повестке переговоров по НК.
  • В своих отношениях с Азербайджаном Армения всегда руководствовалась и руководствуется понятием «армянские обоснования». Однако вопрос НК может быть решен не только на основе лишь армянских обоснований. Имеются еще и международные обоснования, имеющие обязательную правовую силу решения, которым армянская сторона верила. «Проблема в том, что только лишь на основе армянских обоснований мы не смогли и не сможем в будущем решить вопрос. Если бы это было возможно, вы, будучи во власти, решили бы его».
  • Власти РА делают все возможное для предотвращения новой войны․ Международная общественность очень четко выражает свою позицию о необходимости обеспечения прав народа НК и его безопасности, международная общественность посылает более чем четкие сигналы с требованием снятия блокады Лачинского коридора, указывая в том числе, на безусловное выполнение Азербайджаном решений Международного уголовного суда. Также заявляется о поддержке территориальной целостности Армении.
  • Отвечая на вопрос оппозиционного депутата о скоплении азербайджанской техники у границ, Пашинян заявил, что Азербайджан хочет получить то, что нынешняя оппозиция ему пообещали в 1999 г. и позже.
  • Во время последних некоторых телефонных разговоров Пашинян выразил готовность провести встречу с президентом Азербайджана, и посредники выразили готовность организовать такую встречу.

В интервью POLITICO премьер-министр РА Никол Пашинян заявил:

  • Пашинян подтвердил поддержку переговоров при посредничестве США, ЕС и РФ, направленных на достижение мирного соглашения после десятилетий конфликта с Азербайджаном. Но если РА хочет иметь прочную, вечную государственность, прежде всего должна предпринять очень серьезные шаги и приложить очень серьезные усилия для урегулирования отношений с соседями.
  • В переговорном процессе с Азербайджаном произошли серьезные события. Пик серьезности этих событий — это договоренности между Арменией и Азербайджаном о том, что страны должны взаимно признать 29 800 кв. км Армении и 86 600 кв. км Азербайджана. «Эту договоренность можно считать краеугольным камнем мира». Но проблема в том, что позиция Азербайджана по этому вопросу не столь ясна, в то время как армянская сторона ее подтвердила. Возможно, это показывает, какая сторона заинтересована в эскалации. Незаконная блокада Лачинского коридора и продолжение гуманитарного кризиса в НК имеют очень негативное воздействие на мирный процесс. В контесте договоренностей важно создание международных гарантий для диалога между Баку и Степанакертом.
  • Тем не менее, признание территориальной целостности не означает, что Армения дала Азербайджану мандат на этническую чистку армян НК. Именно поэтому частью соглашения также является разработка механизмов решения вопросов прав и безопасности армян НК, в частности, установление надежного, содержательного диалога между Баку и Степанакертом.
  • Говорить об уходе армян из НК означает именно согласие на этническую чистку и депатриацию армян НК. Подобной темы нет в повестке. Более того, представители международного сообщества очень четко заявляют, что народ, армяне НК должны иметь возможность жить в своих домах в НК без страха и преследований, вести достойную, безопасную и благополучную жизнь.
  • В переговорном процессе до сих пор нет атмосферы доверия. А если бы была атмосфера доверия, многие вопросы не находились бы в таком состоянии, в каком они находятся сегодня. «Но надо продолжать работать более последовательно, пытаться найти решения, пытаться найти пути прогресса». Проблема в том, что Азербайджан использовал в прошлом и продолжает использовать, так сказать, политику силы или угрозы силой.
  • В переговорном процессе посредники обычно говорят, что они должны быть нейтральными. Но позиция Пашиняна в том, что когда одна сторона применяет силу или угрозу силой, а другая сторона уязвима в плане безопасности, тогда нейтралитет поощряет сторону, которая применяет силу или угрозу силой. «Поэтому нейтралитет в данной ситуации, в прямом смысле слова, не является таким уж нейтралитетом, а, скорее, поощряет сторону, применяющую силу или угрозу силой».

АРЦАХ

9 сентября избранный президент НКР Самвел Шахраманян на внеочередной сессии НС НКР представил свою позицию по региональным вопросам, в частности:

  • укрепление государственности, установление внутренней стабильности, реализацию права Арцаха на самоопределение, улучшение социально-экономического положения народа, установление законности и порядка.
  • НК должен получить статус, должна быть прямая связь с Арменией через Лачинский коридор. Могут быть запущены другие дороги, но они не должны заменять коридор.
  • Должны быть проведены переговоры с Азербайджаном, формат может быть как многосторонним, так и двусторонним под гарантии третьей стороны, субъектом переговоров должен быть Степанакерт.

9 сентября власти НКР выступили с заявлением, в котором отмечается:

  • Правительство РФ выступило с инициативой по оказанию гуманитарной помощи Арцаху в связи со сложившимся республике гуманитарным кризисом. Помощь, содержащая жизненно важные продукты российского производства, на днях была отправлена в Арцах посредством Российского Красного Креста на транспортных средствах организации.
  • Власти НКР, исходя из необходимости смягчения острых гуманитарных проблем, вызванных тотальной блокадой, осуществляемой Азербайджаном, приняли решение разрешить ввоз российских грузов в республику через город Аскеран.
  • Была достигнута договоренность, согласно которой будут восстановлены перевозки гуманитарных грузов через Лачинский коридор посредством российских миротворцев и МККК.

 

АЗЕРБАЙДЖАН

7 сентября МИД Азербайджана выступил с заявлением, в котором отмечается:

  • Заявления премьер-министра РА Пашиняна о провокациях Баку — политическая манипуляция.
  • Для установления безопасности в регионе армянская сторона должна «отказаться от территориальных претензий к Азербайджану, положить конец военно-политическим провокациям и прекратить создавать препятствия в переговорном процессе по мирному договору».

9 сентября помощник президента Азербайджана Хикмет Гаджиев заявил, что Баку не получал предложения Еревана о проведении срочных переговоров по снижению напряженности.

10 сентября помощник президента Азербайджана Хикмет Гаджиев написал в соцсети X:

  • Пропуск гумпомощи РФ через Аскеран не имеет отношения к разблокировке Лачина. Это отдельное соглашение, и его не следует путать с предложением об одновременном открытии дорог Агдам-Степанакерт и Лачин-Степанакерт для доставки грузов МККК.
  • Азербайджан в качестве жеста доброй воли выразил согласие на одновременное открытие 1 сентября дорог Агдам-Степанакерт и Лачин-Степанакерт, но «незаконный режим» отказался.

12 сентября Баку направил Еревану свой ответ на последние комментарии Армении по проекту соглашения.

13 сентября глава МИД Азербайджана Джейхун Байрамов заявил:

  • Разработка мирного договора между Ереваном и Баку застопорилась.
  • Одна из причин — выборы, организованные в Нагорном Карабахе 9 сентября.

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИЛЫ

БЛОК «АРМЕНИЯ»

11 сентября представитель ВО АРФ Гегам Манукян заявил:

  • В НК избран президент, от которого армянский народ ожидает решительности, настойчивости, воли объединить общество и противостоять всем этим вызовам.
  • Однако официальный Ереван всё еще не поздравил новоизбранного президента Арцаха Шахраманяна.

В свою очередь, депутат НС РА Артур Хачатрян заявил:

  • Отношения между Арменией и РФ испорчены, несмотря на все заверения властей РА в обратном. Дело дошло до того, что посла Армении вызывали в МИД и вручали ноту протеста.
  • В условиях, когда физическое существование 120 тысяч армян Арцаха обусловлено присутствием российских миротворческих сил, ухудшение отношений с РФ –рискованный шаг.
  • К российскому миротворческому контингенту и его деятельности, несмотря на все вышесказанное, есть определенные вопросы. Тем не менее, это не отменяет главной истины.
  • Напряженность в отношениях с Москвой — следствие меняющегося внешнеполитического вектора Еревана.
  • Хачатрян не видит среди иных внешних акторов готовности направить в НК вооруженный контингент с целью обеспечения защиты местного населения и границ РА.
  • Однако взор руководства Еревана направлен на Запад. Там оно ищет источник своей безопасности. «Однако следует понимать, что западнее Армении расположена Турция. Не Франция, не другие страны, а именно Турция».

12 сентября глава фракции «Айастан» Сейран Оганян заявил:

  • Власти РА не поздравили Самвела Шахраманяна из-за страхов перед договоренностями, достигнутыми с Азербайджаном и на международной арене.
  • Доставка гуманитарного груза от РФ в Степанакерт поспособствует полному открытию Лачинского коридора он. Российская сторона также должна предпринять шаги и обязать Баку открыть коридор, а сам НК должен стать более самостоятельной и свободной единицей, чтобы диктовать Азербайджану свои условия на международной арене.
  • Большая часть армянского народа уверена: урегулирование нагорнокарабахского конфликта, мирное сосуществование с Турцией и Азербайджаном возможно только при активном вовлечении РФ.
  • Власти Армении под пеленой мирного процесса ведут политику, угрожающую существованию двух армянских государств. В частности, они генерируют и поощряют антироссийские настроения, сопровождая их губительными попытками сменить внешнеполитический вектор РА.
  • Власти безответственно относятся к историческому потенциалу армяно-российских отношений. Факт же в том, что минимальную безопасность населения НК обеспечивают именно российские миротворцы.
  • Оганян призвал Москву оставаться приверженной взятым обязательствам по обеспечению безопасности в регионе, предпринять эффективные шаги по разблокированию Лачинского коридора.

 

БЛОК «ЧЕСТЬ ИМЕЮ»

11 сентября секретарь фракции «Честь имею» Тигран Абраамян заявил:

  • Поставка российского гуманитарного груза через Агдам сорвалась из-за новых требований Баку. Азербайджан фактически выразил неодобрение предложению Москвы и предъявил новые требования: открытие только Агдамской дороги и, помимо российского груза, въезд азербайджанского Красного полумесяца на территорию НК. Власти Арцаха не согласились на эти условия.
  • Российские миротворцы установили контакт с азербайджанцами и настояли на открытии Лачинского коридора, что и предполагалось сделать по изначальной договоренности после получения грузов из Агдама, но Баку на это не согласился.
  • Демарш армянских властей в отношении РФ может привести к тяжелым последствиям для РА и НК.
  • Россия — ключевой игрок на Южном Кавказе, и в отличие от Еревана, Турция и Азербайджан работают для продвижения своих интересов в РФ.
  • Эта активность ничего хорошего Армении не сулит. Анкара пытается вклиниться в переговорный процесс и получить определенные преимущества перед своим основным конкурентом — Москвой.

12 сентября глава фракции «Честь имею» Айк Мамиджанян заявил:

  • Россия — единственная из геополитических игроков, которая не высказала никакой негативной реакции на выборы главы НК.
  • Этот факт, а также публичные и непубличные заявления опровергают продвигаемый властями тезис о том, что у НК нет союзников.

 

МЕЖДУНАРОДНОЕ СООБЩЕСТВО

РОССИЯ

7 сентября глава МИД Азербайджана Джейхун Байрамов обсудил ситуацию в регионе со спецпредставителем министра ИД РФ по нормализации отношений между Арменией и Азербайджаном Игорем Ховаевым. Стороны обсудили текущую ситуацию в регионе, а также мирный процесс между Азербайджаном и Арменией.

10 сентября министр ИД РФ Сергей Лавров заявил:

  • В Ереване «какой-то деятель, по-моему, глава парламента позволил себе высказаться в том плане, что Карабах Азербайджану отдала Россия. Более некорректного и нечестного высказывания трудно себе представить».
  • Симонян сослался на то, что главы РФ, РА и АР подписали 10 ноября 2020 г. первую трехстороннюю договоренность. «Это абсолютно не соответствует действительности. Там вообще ничего не говорится про статус Карабаха, и на тот момент все три лидера исходили из того, что по этому статусу предстоят еще дополнительные переговоры».
  • В Праге президент Азербайджана и премьер Армении подписали заявление, в котором говорится, что признают Алма-Атинскую декларацию 1991 г. «Все, вопрос закрыт». Премьер Армении подписался под документом, в соответствии с которым тогдашняя НКАО является частью Азербайджана. «И обвинять нас в том, что мы еще 10 ноября 20-го года «отдали» Карабах якобы, не надо. Надо отвечать перед своим народом самостоятельно».

12 сентября президент РФ Владимир Путин заявил:

  • Москва предлагала такой вариант урегулирования, при котором Карабах, Кельбаджарский и Лачинский районы оставались бы под юрисдикцией РА. Но армянское руководство с этим не согласилось, хотя Москва пыталась убедить армянское руководство в течение 10 то ли 15 лет. «На наш вопрос — что будете делать, нам отвечали — будем сражаться. В конечном итоге все пришло к той ситуации, которая сейчас сложилась».
  • Но дело не только в результатах последнего конфликта, но и в том, что армянское руководство по существу признало суверенитет Азербайджана над Карабахом. И в своем пражском заявлении просто зафиксировали это на бумаге.
  • Теперь президент Алиев мне говорит — Армения признала, что Карабах наш, что вопрос о статусе Карабаха больше не стоит, он решен. Армянское руководство об этом публично заявило. А если так, то вы теперь все вопросы, если вы хотите чем-то заниматься по Карабаху, должны с нами решать на двусторонней основе. «А что нам сказать, здесь и сказать нечего, если сама Армения признала Карабах частью Азербайджана».
  • Есть другие вопросы, связанные с гуманитарной составляющей и с мандатом российских миротворцев. Мандат еще действует, а вопросы гуманитарного характера, недопущения там каких-то этнических чисток — он никуда не делся. Путин надеется, что азербайджанское руководство не заинтересовано в каких-либо этнических чистках. Более того, наоборот заинтересовано, чтобы этот процесс происходило мягко.
  • Насколько оправданы обвинения Еревана в адрес Москвы относительно того, что Россия и ОДКБ не помогли, не открыли Лачинский коридор, из-за чего НК находится на грани гуманитарной катастрофы? «Если Армения признала, что НК — часть Азербайджана — все. О чем речь то? Это ключевая составляющая всей проблемы. Статус Карабаха определила сама Армения».
  • У Москвы нет никаких проблем с Ереваном. Пашинян прислал Путину развернутое письмо. «Мы с ним в контакте, здесь никаких проблем у нас с Арменией нет, и с премьер-министром Пашиняном проблем нет, мы постоянно в контакте».
  • Путин не думает, что есть какой-то разворот во внешней политике РА.

12 сентября российский гуманитарный груз проехал через Аскеран и прибыл в Степанакерт. Обеспокоенные граждане НК сначала протестовали, не пуская машину в Арцах. Затем пришли к соглашению, после чего в сопровождении полиции в столицу Степанакерт прибыл грузовик Красного Креста Российской Федерации.

12 сентября пресс-секретарь МИД Азербайджана Айхан Гаджизаде заявил, что Азербайджан согласился на одновременное использование Лачинского коридора и дороги Агдам-Степанакерт при посредничестве МККК.

12 сентября официальный представитель МИД РФ Мария Захарова заявила:

  • Москва ожидает, что в ближайшее время будет разблокирован также Лачинский коридор, и рассчитывает, что таким образом гуманитарная ситуация в НК будет стабилизирована, а нормальная жизнедеятельность местного населения восстановлена.
  • Это создаст условия для запуска диалога между Баку и Степанакертом и возобновления ритмичной работы по реализации всего комплекса трёхсторонних договорённостей на высшем уровне 2020-2022 гг. по нормализации армяно-азербайджанских отношений.

12 сентября в Баку командующий РМК в НК Кирилл Кулаков обсудил ситуацию вокруг Лачинского коридора с главой Минобороны Азербайджана Закиром Гасановым. На встрече присутствовал также командующий сухопутными войсками РФ Олег Салюков.

13 сентября официальный представитель МИД Мария Захарова в интервью РИА Новости заявила:

  • «Это не Россия признавала за Азербайджаном права на Нагорный Карабах, это сделали руководство Армении. Не надо возлагать вину и ответственность за решения, принимаемые в Ереване, на Россию». И народу Армении решать, как к этому относиться.
  • Жесткая реакция Москвы на резкие высказывания Еревана о России «вызвана подменой понятий». Поэтому и посол был приглашен в МИД.
  • Она предупредила об опасности «соблазна найти виновных», когда «что-то не получается или идет не так». Это может привести к катастрофическим последствиям. «Это опасно для Армении».
  • Недружественные заявления Армении могут ухудшить реализацию мирного плана карабахского урегулирования․ Россия «встает в позу защиты» договоренностей, которые в случае реализации должны привести к урегулированию, и говорит о том, что подобные заявления могут и с огромной долей вероятности уже наносят вред реализации мирного плана урегулирования.
  • Состав гуманитарного груза из РФ был согласован с представителями НК. Груз доставили, несмотря на объективные трудности, и обеспечили безопасность выдачи населению российские миротворцы. Однако ряд «нечистоплотных информационщиков» пытались обесценить российский вклад.
  • О возможности оказания Армении помощи в случае потенциальной агрессии со стороны Баку — чтобы этого не было, в зоне урегулирования находятся российские миротворцы, а Россия выполняет посредническую роль, призывая стороны к исполнению подписанных документов.
  • Отношение РФ к активности Турции в армяно-азербайджанской нормализации — когда речь о призывах к миру, то Москва поддерживает действия Анкары, а когда они идут вразрез с позицией Москвы или в ущерб реализации договоренностей, то откровенно говорит об этом с турецкими коллегами. «Никакое внешнее воздействие или участие не должно происходить вопреки или во вред существующим договоренностям без согласия сторон».

13 сентября премьер-министр РА Никол Пашинян заявил:

  • С 2000 г. Азербайджан закупал вооружений, в том числе, и у стратегического партнера РА — РФ, что является наглядным подтверждением того, что страна находилась в международной изоляции, к которой примкнули и ближайшие союзники РА. «Как Азербайджан закупал это вооружение на глазах всего мира, и почему Армения не делала того же самого».
  • В ответ на обвинение о том, что власти РА признали территориальную целостность Азербайджана, по сути, отказавшись от российского варианта, предполагавшего отсрочку обсуждения статуса НК на неопределенный срок, Пашинян вновь напомнил, что российское предложение в августе 2022 г. представил в ходе визита в регион сопредседатель МГ ОБСЕ Игорь Ховаев. Ереван положительно отреагировал на предложение РФ касательно статуса НК. В сентябре 2022 г. Ховаев вновь прибыл в регион с целью получить ответ на свои предложения, однако именно в это время Азербайджан начал масштабное наступление на Армению. Как результат, 6 октября в Праге 2022 г. была достигнута договоренность о взаимном признании Арменией и Азербайджаном территориальной целостности. Это решение Армения приняла с целью защиты собственной территориальной целостности. РФ и ОДКБ на письменные и устные обращения Армении с просьбой выполнить установленные в рамках договоров обязательства не отреагировали. «В ситуации, когда Азербайджан предпринимает наступление на Армению и захватывает ее территории, а союзники Армении молчат, Армения была обязана достичь этой договоренности».

В интервью POLITICO премьер-министр РА Никол Пашинян заявил:

  • В результате событий в Украине возможности России изменились. Расклад сил в регионе также изменился после начала СВО. Москва стремилась избежать отдаления Азербайджана и его близкого союзника Турции, стратегическое значение которых для Кремля возросло с начала конфликта в Украине, и это повлияло на работу миротворцев в Карабахе.
  • Армения больше не может полагаться на Москву как на гаранта своей безопасности, даже несмотря на то, что растут опасения по поводу возобновления открытого конфликта с Азербайджаном.
  • Российские миротворцы не справляются со своей задачей т.к. сохраняется проблемная ситуация в Лачинском коридоре. Но Пашинян не считает, что ситуация была бы лучше, если бы российских миротворцев не было в регионе.
  • РА не желает стать эпицентром конфликта между Западом и Востоком, Севером и Югом и не хочет зависеть от других. Стратегия РА должна заключаться в том, чтобы попытаться в этой ситуации максимально снизить зависимость от других. Армения не должна стать «прокси». Призывать «большого защитника» – Россию — или любового другого каждый раз, когда вспыхивает конфликт, неправильно.
  • Отношения РА с РФ и ОДКБ полностью прозрачны. «Мы говорили о проблемах и продолжим говорить». Сейчас предпринимаются шаги, которые исходят из государственных интересов РА.
  • Армении предстоит пройти долгий путь, чтобы начать рассматривать западные страны как гарант своей безопасности. ЕС и Соединенные Штаты поддерживают Ереван, когда речь идет о программе демократических реформ. «Но я не могу сказать, что поддержка и помощь, которые мы получаем, достаточны для достижения наших целей и наших планов».

США

7 сентября глава МИД Азербайджана Джейхун Байрамов по телефону обсудил с и.о. замгоссекретаря США по вопросам Европы и Евразии Йюри Ким процесс нормализации отношений между Ереваном и Баку.

8 сентября глава МИД РА Арарат Мирзоян в телефонном разговоре с и.о. помощника госсекретаря Йюри Ким заявил о необходимости сдерживания агрессии Азербайджана. Он подтвердил позицию Армении по снятию блокады Лачинского коридора.

9 сентября премьер-министр РА Никол Пашинян провел телефонную беседу с госсекретарем США Энтони Блинкеном.

  • Собеседники сочли эскалацию ситуации неприемлемой, подчеркнув необходимость обеспечения мира и стабильности в регионе.
  • Пашинян подтвердил свою приверженность подходу решения всех вопросов исключительно дипломатическим путем и в конструктивной атмосфере на основе договоренностей, достигнутых 6 октября 2022 г. в Праге и 14 мая 2023 г. в Брюсселе.
  • Блинкен отметил важность решения всех вопросов посредством диалога и мирными дипломатическими средствами и заявил, что США продолжат активные усилия в этом направлении.
  • Пашинян подчеркнул, что готов провести с этой целью срочные переговоры с президентом Азербайджана.

10 сентября Госдепа США выступил с заявлением:

  • США глубоко обеспокоены быстро ухудшающейся гуманитарной ситуацией в НК.
  • Гуманитарные грузы расположены вблизи Лачинского и Агдамского маршрутов. США повторяю призыв к немедленному и одновременному открытию обоих коридоров, чтобы обеспечить доставку крайне необходимых гуманитарных грузов мужчинам, женщинам и детям в НК.
  • США также призывают лидеров не предпринимать никаких действий, которые усиливают напряженность или отвлекают от этой цели. Использование силы для разрешения споров недопустимо.
  • США будут продолжать решительно поддерживать усилия Армении и Азербайджана по урегулированию нерешенных вопросов посредством прямого диалога с целью достижения достойного и прочного мира.
  • Любое мирное соглашение между Арменией и Азербайджаном должно защищать права и безопасность жителей Нагорного Карабаха.
  • США также поощряют диалог между Баку и жителями НК.
  • США подтверждают, что единственный путь вперед — это мир, диалог и нормализация отношений между Арменией и Азербайджаном на основе взаимного уважения суверенитета и территориальной целостности друг друга.

12 сентября представитель Госдепартамента Мэттью Миллер заявил:

  • Вашингтон считает важным, чтобы НК имел заслуживающих доверия представителей для переговоров.
  • Однако США не признают результаты выборов президента в НК.

ФРАНЦИЯ

9 сентября премьер-министр РА Никол Пашинян провел телефонную беседу с президентом Франции Эммануэлем Макроном.

  • Собеседники обсудили вопросы, связанные с углублением гуманитарного кризиса в НК в результате блокады Лачинского коридора, концентрацией азербайджанских ВС вокруг НК, а также с тенденциями роста напряженности на армяно-азербайджанской госгранице.
  • Макрон подчеркнул, что необходимо снижение напряженности вдоль границ и выразил готовность поддержать усилия по установлению мира и стабильности в регионе.
  • Пашинян подтвердил свою приверженность договоренностям, достигнутым в Праге 6 октября 2022 г. и Брюсселе 14 мая 2023 г., а также подходам по решению всех вопросов исключительно дипломатическими средствами и в конструктивной атмосфере.
  • Пашинян выразил готовность провести срочные переговоры с президентом Азербайджана, направленные на снижение напряженности.

 

ГЕРМАНИЯ

9 сентября премьер-министр РА Никол Пашинян провел телефонную беседу с канцлером ФРГ Олафом Шольцем.

  • Пашинян заявил, что готов провести срочные переговоры с президентом Азербайджана, направленные на снижение напряженности.
  • Шольц отметил, что готов поддержать усилия, направленные на установление мира и стабильности в регионе.
  • Собеседники обсудили вопросы, связанные с углублением гуманитарного кризиса в НК в результате незаконной блокады Лачинского коридора, скопления азербайджанских войск вокруг НК, а также роста напряженности на армяно-азербайджанской госгранице.
  • Пашинян подтвердил свою приверженность договоренностям, достигнутым в Праге 6 октября 2022 г. и Брюсселе 14 мая 2023 г., а также подходам по решению всех вопросов исключительно дипломатическими средствами и в конструктивной атмосфере.

 

ИРАН

9 сентября премьер-министр РА Никол Пашинян провел телефонную беседу с президентом Ирана Эбрахимом Раиси.

  • Стороны обсудили ситуации в регионе, в частности, затронули углубление гуманитарного кризиса в НК в результате блокирования Лачинского коридора, скопления азербайджанских ВС вокруг НК, тенденции роста напряженности на армяно-азербайджанской государственной границе.
  • Пашинян подчеркнул приверженность пражским договоренностям от 6 октября 2022 гог.да и брюссельским от 14 мая 2023 г., а также подходов к разрешению всех вопросов исключительно дипломатическими методами и в конструктивной атмосфере.
  • Он также выразил готовность провести срочные переговоры с президентом Азербайджана, направленные на снижение напряженности.
  • Раиси подчеркнул, что общение вне формата «3+3», сотрудничество с иностранцами, проведение с ними военных учений и «подозрительные поездки» только усложняют ситуацию.
  • Любые изменения в регионе — красные линии для Ирана.

11 сентября представитель иранского МИД Ирана Нассер Канаани заявил:

  • Армянские власти выразили свою обеспокоенность возможностью нового военного конфликта со стороны АР, однако власти Баку сообщили иранским властям, что они не намерены совершать военные атаки, а последние переброски войск — это традиционная военная операция, которая проводится на пороге зимы.
  • Иран чувствителен к безопасности общих границ со своими северными соседями.
  • Иран всегда подчеркивал важность уважение территориальной целостности стран и всегда выступал против любого изменения международных границ.
  • Карабах является частью АР, а права и безопасность жителей этого региона должны быть конкретно определены.
  • Взаимное признание РА и АР территориальной целостности обеих сторон станет важным шагом для достижения прочного мира и безопасности. Иран не поддерживает никаких действий против этих принципов.

13 сентября в беседе с вице-премьером Азербайджана Шахином Мустафаевым министр дорог и городского развития Ирана Мехрдад Базрпаш заявил, что Иран готов стать посредником в урегулировании напряженности между Арменией и Азербайджаном

13 сентября главы МИД РА и Ирана Арарат Мирзоян и Хосейн Амир Абдоллахиан обсудили по телефону вопросы стабильности и безопасности на Южном Кавказе. Мирзоян отметил важность усилий и заявлений партнеров, направленных на сдерживание обострения ситуации на границе с Арменией, а также возвращения Азербайджана в конструктивное поле. Была также подчеркнута необходимость решения вопросов прав и безопасности народа НК.

 

ТУРЦИЯ

10 сентября на пресс-конференции по итогам саммита G20 президент Турции Реджеп Эрдоган заявил:

  • Действия Армении в Карабахе неправильны. С этим нельзя мириться, и страны-члены ЕС тоже с этим не мирятся.
  • По этому вопросу он провел переговоры с президентом Азербаджана Алиевым, после которых он планирует переговоры с Пашиняном. «На переговорах, которые мы проведем завтра, мы скажем господину Пашиняну, что абсолютно невозможно принять такие выборы. Друзья, западные страны и другие, с которыми мы встречались до сих пор, не принимают эти выборы. Это не то, что произойдет, это не те выборы, которые можно принять».

11 сентября состоялся телефонный разговор премьер-министра РА Никола Пашиняна и президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана. В ходе беседы стороны отметили, что достижение долгосрочного мира и стабильности в регионе будет способствовать развитию и процветанию всех стран региона. Они отметили, что продолжат дипломатические усилия в этом направлении.

 

ГРУЗИЯ

9 сентября премьер-министр РА Никол Пашинян провел телефонную беседу со своим грузинским коллегой Ираклием Гарибашвили.

  • Были затронуты вопросы углубления гуманитарного кризиса в НК в связи с незаконным блокированием Лачинского коридора, скопления азербайджанских ВС вокруг НК и роста напряженности на армяно-азербайджанской государственной границе.
  • Пашинян подчеркнул приверженность Пражским договоренностям от 6 октября 2022 г. и Брюссельским соглашениям от 14 мая 2023 г., а также подходам к решению всех вопросов исключительно дипломатическим путем и в конструктивной атмосфере.
  • Он тоже подтвердил готовность к проведению срочных переговоров с президентом Азербайджана.
  • Гарибашвили заявил, что готов приложить необходимые усилия для содействия миру и стабильности в регионе.

 

ОАЭ

7 сентября глава МИД РА Арарат Мирзоян в Абу-Даби встретился с главой МИД ОАЭ Абдаллой бин Заидом Аль Нахайяном. Мирзоян представил текущую ситуацию с безопасностью на Южном Кавказе и видение армянской стороны по достижению мира и стабильности в регионе. Коснувшись незаконной блокады Лачинского коридора со стороны Азербайджана, он подчеркнул, что 120-тысячное население НК сталкивается с серьезными гуманитарными вызовами, что может иметь необратимые последствия. Мирзоян подчеркнул необходимость выполнения Азербайджаном двух решений, принятых Международным судом ООН по этому вопросу.

ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ

7 сентября в соцсети Х пресс-служба Мониторинговой миссии ЕС в РА сообщила, что усилила патрулирование в приграничных районах Гегаркуникской и Сюникской областей, «стремясь внести свой вклад в смягчение напряженности и беспристрастное освещение ситуации».

9 сентября верховный представитель ЕС по иностранным делам и безопасности Жозеп Боррель в беседе с главой МИД Азербайджана Джейхуном Байрамовым заявил:

  • Лачинский коридор должен быть разблокирован сейчас
  • Другие дороги, в частности, через Агдам могут быть частью решения, но не альтернативой.

13 сентября пресс-секретаря президента Европейского совета Екатерина Казиндже выступила с заявлением, в котором отмечается:

  • Открытие маршрута Агдам-Аскеран является важным шагом, который должен способствовать открытию и Лачинского коридора.
  • Крайне важно обеспечить снабжение карабахских армян продуктами первой необходимости.
  • ЕС призывает все заинтересованные стороны проявить ответственность и гибкость в обеспечении использования как Лачинского маршрута, так и маршрута Агдам-Аскеран.
  • ЕС подтверждает убежденность в том, что Лачинский коридор должен быть разблокирован в соответствии с предыдущими соглашениями и постановлением Международного Суда, и подчеркиваем веру в пользу и других маршрутов снабжения на благо местного населения.
  • ЕС ожидает, что за этими событиями в ближайшие дни и недели последуют более конкретные шаги, в том числе касающиеся диалога между Баку и армянами Карабаха об их правах и безопасности, усилий по примирению и общего армяно-азербайджанского мирного процесса.

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

АРЦАХ

Единственным кандидатом на должность президента был действующий госминистр Самвел Шахраманян.

НС НКР отказалось зарегистрировать кандидатуру экс-командующего Армией обороны Самвела Бабаяна на пост президента из-за отсутствия свидетельства о его постоянном проживании в Арцахе. Его кандидатуру выдвинула фракция НС «Единая родина».

9 сентября НС НКР на внеочередном заседании избрало Самвела Шахраманяна президентом НКР. В голосовании участвовали 23 депутата, из них 22 проголосовали за, 1 – против.

Бывший министр обороны НК Самвел Бабаян сообщил о причинах отмены ранее анонсированной им акции в связи с выборами президента Арцаха. По его словам, 8 сентября вечером было созвано совещание с участием и. о. президента НК и политических сил, в ходе которого его попросили воздержаться от подобной политической акции, так как с ними связались из Баку и пригрозили, что прибегнут к силе в случае проведения выборов президента.

ПАРТИЯ «ГРАЖДАНСКИЙ ДОГОВОР»

11 сентября в интервью ОТА премьер-министр РА Никол Пашинян заявил:

  • Есть силы, которые открыто надеются, что в контексте выборов в Совет старейшин Еревана в Армении станет возможным дестабилизировать ситуацию или вызвать правительственный кризис.
  • Это наблюдается также в акцентах и целях некоторых участвующих в выборах политических сил.
  • Кандидат в мэры Еревана, бывший мэр Айк Марутян — гастролер, который с одинаковой легкостью написал заявление о вступлении и выходе из партии «Гражданский договор».

ОФИЦИАЛЬНАЯ ХРОНИКА

ЗАДЕРЖАНИЕ МИКИ БАДАЛЯНА И АШОТА ГЕВОРКЯНА

6 сентября блогер Мика Бадалян и обозреватель радио Sputnik Армения Ашот Геворкян были задержаны в Горисе.

8 сентября пресс-служба Следственного комитета РА сообщила, что в рамках дела по задержанию Бадаляна и Геворкяна изъяты автомат, боевые патроны, гранаты, гранатометы, пистолеты, ножи, имущество различного типа и военного назначения, кусты конопли.

Вечером того же дня Следком сообщил о решении освободить Бадаляна и Геворкяна. По версии следствия, задержанные по делу о незаконном обороте оружия другие фигуранты без ведома Геворкяна положили в багажник его машины пакет с автоматом, патронами, несколькими гранатами.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

РОССИЯ

7 сентября в Ереване министр образования, культуры и спорта Жанна Андреасян и российский посол Сергей Копыркин обсудили меры по повышению уровня преподавания русского языка в РА и армянского — в РФ. Говорили они также о подготовке Армяно-российского молодежного форума, совместных программах в сфере культуры, проведении Дней культуры России в Армении, организации совместных учебно-спортивных сборов. Министр отметила, что совместные программы и новые инициативы — в числе приоритетов армянской стороны.

6 сентября замглавы МИД РА Мнацакан Сафарян и секретарь Совбеза РА Армен Григорян приняли российскую делегацию во главе с замминистра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Бэллой Черкесовой.

7 сентября участников Армяно-российского медиафорума принял вице-премьер РА Мгер Григорян. Он подчеркнул важность проведения обсуждений в таком формате и сотрудничества экспертных кругов двух государств. Мгер Григорян коснулся вопросов повестки армяно-российских отношений, региональных развитий и ответил на интересующие присутствующих вопросы.

8 сентября в Ереване глава Комиссии по телевидению и радио РА Тигран Акопян и замминистра цифрового развития РФ Белла Черкесова обсудили совместные проекты, развитие сотрудничества и важность трансляции иностранных программ. По итогам российско-армянского медиафорума в Ереване подписано заявление о сотрудничестве

11 сентября министр энергетики РФ Николай Шульгинов заявил:

  • Россия рассматривает возможность поставки электроэнергии через территорию Азербайджана в Армению, из неё — в Иран и возможно далее в другие страны.
  • На первом этапе с Тегераном и Баку Москва договаривается использовать существующую инфраструктуру, без нового строительства. Заинтересованность есть у всех участников проекта.

В свою очередь, вице-премьер РФ Алексей Оверчук заявил:

  • Обострение между Баку и Ереваном осложняет работу по разблокированию транспортных связей.
  • Тем не менее, трехсторонние переговоры РФ, Армении и Азербайджана по транспортным коммуникациям продолжаются.

РАЗНОГЛАСИЯ

8 сентября представитель МИД РФ Мария Захарова заявила:

  • Отвечая на комментарий спикера НС РА Симоняна, который назвал ее «секретаршей», заявила, что Симонян «ляпнул, не подумав».
  • Она призвала участников российско-армянского медиафорума не поддаваться на провокации и выразила уверенность, что общая история и будущее двух стран «все это вытерпят».
  • Приоритетом совместной работы является укрепление союзничества РФ и РА.
  • В информационном пространстве Армении превалирует тенденция на распространение однобокой и негативной информации о РФ.
  • Внесение Арменией в «черные списки» российских деятелей, которые не нарушали закон, а лишь высказывали свое личное мнение, наносит существенный ущерб взаимодействию РФ и РА.
  • Москва считает недопустимыми попытки разжигания вражды и ненависти между народами РА и РФ за счет обвинения РФ во всех бедах армянского народа.
  • Москва обеспокоена ростом в РА числа медиаструктур с прозападным уклоном, нацеленным на дискредитацию РФ и двусторонних отношений.

Замглавы департамента информации и печати МИД РФ Андрей Настасьин также констатировал четкую и не сиюминутную тенденцию к ухудшению в РА информационного фона вокруг РФ, активное проникновение зарубежных структур, НПО, экспертов, которые финансируют всю эту работу. Их деятельность не имеет никакого отношения к Армении, она лишь направлена против РФ. «И когда этим силам не нужна будет больше площадка Армении, они даже забудут, где эта страна находится».

8 сентября МИД РФ выступил с заявлением о ситуации вокруг РА, в котором отмечается:

  • В Москве зафиксировали появление в последнее время в официальных кругах и политической элите РА определенных сомнений в целесообразности союзнических связей в рамках ОДКБ и с РФ на двусторонней основе, а также в реализуемости комплекса трехсторонних договоренностей Москвы, Еревана и Баку 2020-2022 гг. о путях нормализации армяно-азербайджанских отношений.
  • Руководством Армении в последние дни предпринята серия недружественных шагов, включая запуск процесса ратификации Римского статута МУС, поездку в Киев супруги премьер-министра РА с передачей гумпомощи киевскому нацистскому режиму, проведение на армянской территории военных учений с участием США.
  • В МИД РФ вызвали посла РА Вагаршака Арутюняна и сделали ему «жесткое представление» в связи с серией «недружественных шагов» со стороны руководства Армении. Ему передали ноту протеста, в которой указано на «неприемлемость оскорбительных высказываний» спикера парламента РА Симоняна в адрес представителя МИД РФ Захаровой. «Отдельно доведена озабоченность» задержанием блогера Мики Бадаляна и обозревателя радио «Sputnik Армения» Ашота Геворкяна.
  • В Москве твёрдо исходят из того, что РФ и РА остаются союзниками, и все договорённости по развитию и укреплению партнёрских отношений будут полностью выполнены на благо народов наших двух стран. Это, среди прочего, касается организации учений по линии ОДКБ и направления в дальнейшем в республику наблюдательной миссии Организации в целях содействия урегулированию между Арменией и Азербайджаном.
  • Российская сторона будет и впредь прилагать в этих целях все необходимые усилия.

10 сентября министр ИД РФ Сергей Лавров заявил:

  • Россия сожалеет о намерении армянского руководства провести военные учения с США. «Мы об этом сказали».
  • Учения Армении и США выглядят странно с учетом того, что Ереван отказывается от учений в рамках ОДКБ. «Нет ничего хорошего» в попытках страны НАТО проникнуть в Закавказье. «Я не думаю, что это для кого-то хорошо, в том числе для самой Армении».
  • Москва надеется, что все союзнические обязательства с Ереваном возобладают в политике Армении. РФ ценит эти отношения.

В ТГ-канале «Баграмян 26» было опубликовано сообщение о том, что РФ якобы хочет задействовать силы ЧВК «Вагнер» для госпереворота в Армении. Авторы посчитали, что в Москве «санкционировали сценарий госпереворота», а «последней каплей для этого стала информация о готовящихся армяно-американских учениях».

10 сентября в беседе с NEWS.ru глава международного комитета СФ Григорий Карасин заявил:

  • Утверждения о подготовке Кремлем госпереворота в Армении при помощи ЧВК «Вагнер», опубликованные в приближенных к Еревану Telegram-каналах, — бред сивой кобылы. Прежде чем делать такие заявления и выдвигать подобные обвинения, необходимо привести реальные факты, которые подтвердят информацию.
  • Такие заявления распространяются, чтобы спровоцировать враждебность по отношению к РФ. Это нужно тем, кто пытается взлохматить ситуацию и достичь своих целей.

11 сентября пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил:

  • В Москве видели много рассуждений на тему выхода РА из ОДКБ, но каких-либо официальных сигналов на этот счет не получали.
  • В ответ на вопрос, готова ли РФ защитить Армению, если ее территория подвергнется нападению, Песков заявил, что, если речь идет о территории РА, то у РФ есть обязательства по ОДКБ. Но после того, как РА признала территориальную целостность Азербайджана в границах 1991 г., там «слегка изменились обстоятельства», что тоже нужно учитывать. «Это было решение Еревана».
  • Решение Еревана о военных учениях с США, а не с ОДКБ требуют серьезного анализа. Нужно понять, какие цели преследует РА.
  • Россия не опасается потерять союзника в лице Армении. Москва и Ереван остаются и будут очень близкими союзниками и партнерами. У них могут быть определенные проблемы, которые нужно решать, но решать их нужно в рамках диалога, потому что «логика развития и национальные интересы двух стран диктуют необходимость углубления нашего союзничества и партнерства».

13 сентября официальный представитель МИД Мария Захарова в интервью РИА Новости заявила:

  • Посол РА был вызван в МИД РФ, где было сделано представление в связи с рядом недружественных действий официального Еревана. Среди них называлась и ратификация Римского статута. Армянская сторона представила свои оценки, но Москва рассматривает подобные шаги как недружественные. Это не просто один шаг, который явно армянская сторона понимала, что вызовет справедливые вопросы России, а целый комплекс шагов.
  • Захарова опровергла слухи о присутствии в Армении 3 тыс. бойцов ЧВК «Вагнер», которые при поддержке местных сил должны осуществить переворот и сместить премьер-министра РА Пашиняна. «Это все из разряда очередной мифологии».
  • Противопоставление народов России и Армении будет катастрофично для Армении. «Россия приходила на помощь Армении в самые тяжелые моменты, поддерживала, умела и радоваться их достижениям и принимать их выбор даже тогда, когда, допустим, не могла сказать, что разделяет какие-то направления или курс».

7 сентября замглавы МИД Паруйр Ованнисян заявил:

  • Между Арменией и Россией есть разногласия, однако это не стоит называть напряженностью.
  • «Есть определенные разногласия, однако проводятся обсуждения».
  • МИД РА работает со своими российскими партнерами по всем вопросам и направлениям.

11 сентября в интервью ОТА премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил:

  • Ереван начал ратификацию Римского статута еще в декабре 2022. И сам процесс занимает некоторое время. Произошло неудачное совпадение в контексте отношений России и Международного уголовного суда. Однако этот процесс не связан с отношениями Армении и РФ. Это скорее связано с приграничной напряженностью.
  • Ереван, с одной стороны, понимает, что формируется негативный контекст. Однако с другой – Армения не может заморозить свои обязательства, возникшие в рамках отношений с другими партнерами.
  • Армения активно работает над тем, чтобы в РФ сложилось правильное понимание действий властей Армении. В связи с тем же Римским статутом Ереван предложил конкретное решение, которое может развеять все опасения.

11 сентября депутат «Гражданского договора» Гурген Мелконян заявил:

  • Глава МИД РФ Сергей Лавров стремится привести РА к краху. Видел ли кто-нибудь, чтобы планы Лаврова были проармянскими. «Россия всегда все решала вместо нас, думала вместо нас, говорила нам, куда нам идти, с кем следует дружить, а с кем не следует».
  • Армения несколько раз обращалась к своему стратегическому союзнику и не получила поддержки, «поэтому обращаться к России нет смысла».

13 сентября премьер-министр РА Никол Пашинян заявил:

  • Правительство РА отправило Римский статут в парламент. Статут будет ратифицирован в полном объеме. «И это никак не связано с отношениями Армении и России. Это имеет отношение к проблемам безопасности Армении».
  • В отношениях с Россией Пашинян ориентируется на заявления президента РФ и внимательно следит за его заявлениями, который заявил об отсутствии проблем с Арменией и лично с ним.
  • СНБ РА проверяет публикации ряда Telegram-каналов о «вагнеровцах» в Армении. «В Армении революцию может совершить только армянский народ, и он это сделал».
  • Армяно-американские учения

7 сентября пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что проведение армяно-американских учений не способствует стабилизации обстановки в регионе и укреплению взаимного доверия.

Замглавы МИД РФ Сергей Рябков заявил:

  • Армения — союзник по ОДКБ и в духе союзничества нужно придерживаться практики учений с теми, кто входит в этот союз.
  • В Москве обратили внимание на планирование проведения армяно-американских военных учений. «И обратили самое серьезное внимание наших армянских союзников, союзников в Армении, на то, что это воспринимается нами с элементом озабоченности».
  • Задержание Бадаляна и Геворкяна

7 сентября официальный представитель МИД РФ Мария Захарова назвала задержание в Горисе блогера Мики Бадаляна и журналиста Sputnik Армения Ашота Геворкяна еще одной возможной провокацией в связи с проведением в Ереване Армяно-российского медиафорума. Захарова не верит, что армянское руководство, пришедшее к власти под лозунгами всеобщей свободы, «будет санкционировать гонения на журналистов и блокировать распространение информации».

Посольство РФ в РА заявило, что внимательно следит за ситуацией вокруг задержания Бадаляна и Геворкяна.

Медиагруппа «Россия Сегодня» также заявила, что следит за задержанием обозревателя Sputnik Армения, отметив, что задержание журналиста, особенно на фоне первого Армяно-российского медиафорума, требует самых веских обоснований. «Возможные провокации, нацеленные на подрыв дружбы между братскими народами России и Армении, должны быть немедленно остановлены».

 

США

12 сентября представитель Госдепартамента Мэттью Миллер заявил:

  • Нет связи между учениями Армения-США и другими развитиями, в том числе скоплениями войск на армяно-азербайджанской границе. Это обычные военные учения, которые США проводят со странами-партнерами, такими как Армения.
  • РФ следует воздержаться читать лекции другим странам о мерах безопасности.

 

УКРАИНА

7 сентября супруга премьер-министра РА Анна Акопян передала Украине более 1000 смартфонов, планшетов и ноутбуков в качестве гуманитарной помощи для онлайн-обучения школьников.

ИРАН

11 сентября Глава Минэкологии РА Акоп Симидян и вице-президент Ирана, глава Организации по сохранению окружающей среды Али Саладжеге условились активнее следить за качеством воды и вопросами экологии приграничного Аракса и проводить совместные исследования и мероприятия.

ОДКБ

7 сентября замглавы МИД Паруйр Ованнисян заявил, что в Армении ОДКБ подвергается критике по ряду причин, однако вопроса выхода республики из организации на повестке нет.

В свою очередь, председатель Комиссии НС РА по внешним отношениям Саркис Ханданян заявил:

  • ОДКБ «умыла руки» и ушла из Армении. Армения не хочет в дальнейшем сотрудничать с механизмами наподобие ОДКБ, который демонстрирует бездействие.
  • Армения открыта для сотрудничества с другими коллегами в сфере безопасности и обороны. Ведутся обсуждения по более действенным механизмам.
  • Разговоры о НАТО слишком романтизируются в армянских СМИ и обществе. Правительство РА никогда не говорило о своем желании членства и Армения не может вступить в НАТО по «техническим и политическим соображениям».

МНЕНИЯ

ОПРОС MPG/GALLUP INTERNATIONAL АSSOCIATION

По данным телефонного опроса MPG/Gallup International Аssociation, проведенного 5-6 сентября в Ереване среди 800 респондентов:

Участие в выборах в Совет старейшин Еревана

  • 55,3% респондентов однозначно будут участвовать в выборах,
  • 14,5% «скорее всего» примут участие,
  • 7,8% «скорее всего не пойдут»,
  • однозначно не будут участвовать в голосовании 9,3%.
  • 3,3% затруднились дать ответ на этот вопрос.

Кандидат в мэры Еревана

43% жителей Еревана не определились с выбором кандидата в мэры города,

За какую партию собираются голосовать на выборах в Совет Старейшин Еревана?

  • 22,8% затруднились ответить, а 20,2% отказались отвечать на вопрос.
  • 16,3% — за кандидата от партии «Гражданский договор» Тиграна Авиняна (15,1% — данные на 31 августа).
  • 11,8% — за кандидата от партии «Национальное продвижение» Айка Марутяна (9,6% — данные на 31 августа).
  • 5,1% — за кандидата от блока «Мать Армения» Андраника Теваняна (3,8% — данные на 31 августа).
  • 3,8% — за кандидата «Страны для жизни» Мане Тандилян (2,5% — данные на 31 августа).
  • 3,6 % — за кандидата от партии «Общественный голос» Артака Галстяна (2,7% — данные на 31 августа).
  • 3,4% — за кандидата от партии «Республика» Артака Зейналяна (3% — данные на 31 августа).

Во встречах, организованных политическими силами, принимали участие всего 6% респондентов.

Респонденты знакомились с программами кандидатов посредством телевидения — 39%, через соцсети — 34,3%, буклеты — 28,2%, во время встреч во дворах — 11%, 2,4% — через прямые эфиры в социальной сети Фейсбук, посредством рекламы в СМИ — 1,6%, на билбордах — 1,2%, в публикациях СМИ — 0,6%, и через сайт партии — 0,4%.

СЕРГЕЙ МЕЛКОНЯН

9 сентября востоковед Сергей Мелконян в своем ТГ-канале написал:

  • Выборы президента Арцаха признали нелегитимными:
  1. Турецкий МИД открыто заявил, что оценивает выборы как удар по мирным переговорам между Ереваном и Баку, а также призвал ООН и международное сообщество не признавать эти выборы.
  2. Азербайджанский МИД обрушился с угрозами о готовности защищать «свой суверенитет и территориальную целостность в пределах международно-признанных границ».
  3. ЕС заявил, что не признает легитимность выборов руководителя непризнанной республики. Также ЕС считает, что «для карабахских армян важно консолидироваться вокруг фактического руководства, которое способно и желает участвовать в ориентированных на результат дискуссиях с Баку».
  4. МИД Украины осудил проведение выборов «на территории Азербайджана».
  5. Молдова сделала заявления, укладывающиеся в азербайджанский нарратив о территориальной целостности и т.д.

Кто еще не высказал позицию?

  1. Руководство РА продолжает держать молчание. Раньше глава РА направлял поздравления и присутствовал на инаугурации президента Арцаха. Сегодня уже этого ничего нет.
  2. Без согласования и негласного одобрения РФ проведение выборов президента Арцаха было невозможно. Однако официальных заявлений пока нет.
  3. Иран занят военной дипломатией и стремится удержать Турцию и Азербайджан от нападения на Армению. Поэтому любые заявления по выборам в Арцахе сразу отобразятся на данный процесс.
  4. США тоже пока молчат. Однако они в любом случае отреагируют, поскольку Баку официально призвал Вашингтон осудить выборы.

12 сентября Сергей Мелконян написал:

  • России не удалось принудить Азербайджан к разблокированию Лачинского коридора.
  • Россия решила продемонстрировать успех за счет уступки слабой стороны. Проще надавить на слабую сторону — Арцах, чтобы он открыл дорогу через Акну/Агдам, которая вообще не имеет никакого отношения к трехстороннему соглашению. Эта идея была предложена Баку и поддержана Ереваном в ходе переговоров. Против был только Степанакерт. Поэтому Москва пошла по пути наименьшего сопротивления.
  • Россия демонстрирует успех, поскольку одним грузом гуманитарную катастрофу не предотвратить. То есть, акция носит символичный характер. Возможно, для Москвы это особо важно в смысле пиара после неспособности Франции доставить свою помощь. Хотя у этого пиара обратный эффект.
  • Такими темпами Лачинский коридор останется закрытым, появится «Агдамский маршрут», который и в правовом смысле будет под контролем Азербайджана. Баку изолирует Россию от Арцаха намного проще, подготовив ее к выходу.

ГРАНТ МИКАЭЛЯН

13 сентября в беседе с «Коммерсант» политолог Грант Микаэлян заявил:

  • Когда мы слышим, что Россия будет действовать исходя из того, как договорятся Армения и Азербайджан,— это эксплицитное выражение того, что у России нет политики и нет планов строить политику на Южном Кавказе. Россия хеджирует риски, уменьшает риск войны с Турцией, но долгосрочная политика Турции не меняется, она направлена на выдавливание России из этого региона.
  • Мира больше не стало, и, даже если будет подписан мирный договор, мира не будет. Идет процесс военно-дипломатического добивания Армении. Вопрос только в том, кто будет брокером ее будущей капитуляции. Россия считает, что она должна им быть, Запад считает, что он. В конечном счете в этом процессе Армения является стороной, которая теряет и будет терять.



Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Читайте по теме

3 июля 2025

Парламент Армении принял во втором, окончательном чтении законопроекты, позволяющие национализировать компанию «Электросети Армении», принадлежащую предпринимателю Самвелу Карапетяну. За предложенные правящей партией «Гражданский договор» изменения в законы «Об энергетике» и «О комиссии по урегулированию общественных услуг» проголосовали 65 депутатов, против — …

25 июня 2025

 В рамках дела о попытке захвата власти в Армении задержали 14 человек. Об этом сообщили в Следственном комитете страны. В сообщении говорится, что сотрудники правоохранительных органов в рамках дела провели более 90 обысков. В их ходе они обнаружили предметы и …

24 июня 2025

Главу ГК «Ташир» Самвела Карапетяна перевезли из СИЗО в уголовно-исполнительное учреждение «Ереван — Кентрон» (СИЗО Службы национальной безопасности), сообщила пресс-секретарь уголовно-исполнительной службы Минюста Нона Навикян. «Решение принято исходя из служебной необходимости»,  — цитирует Навикян «Sputnik Армения». Ранее Карапетян заявил, что …


Ваш браузер устарел! Обновите его.