Обзор 31 августа – 6 сентября 2023 г.
АРМЯНО-АЗЕРБАЙДЖАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
ВЛАСТИ
АРМЕНИЯ
31 августа на заседании правительства премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил:
- накануне к колонне гуманитарных грузов, ожидающих въезда в Арцах, присоединились 10 грузовиков, отправленных из Франции, которым также запретили въезд.
- Это означает, что Азербайджан в присутствии российского миротворческого контингента продолжает политику геноцида армян НК путем голодной смерти.
- Основная цель этой политики является освобождение территории НК от армян. Азербайджан планирует в самый острый этап гуманитарной катастрофы открыть односторонне движение по Лачинскому коридору, то есть позволить выезд из НК и запретить въезд.
- «Эта политика геноцида и лишения Родины происходит на глазах у международного сообщества в 21 веке».
- Пашинян видит выход из ситуации в том, чтобы в рамках международного механизма был налажен диалог Степанакерт-Баку. «В противном случае Баку всяческими способами срывает возможности диалога».
1 сентября МИД РА выступило с заявлением по поводу действий азербайджанских ВС в направлении Гегаркуникской области РА.
- Провокация Азербайджана в условиях адресных призывов о прекращении блокады Лачинского коридора направлена на отвлечение внимания международного сообщества и избежание выполнения своих обязательств.
- Посягательства Азербайджана на территориальную целостность Армении являются продолжением агрессивной политики Баку — заниматься урегулированием вопросов путем применения силы и угрозы силой.
- Подобное агрессивное поведение Азербайджана вкупе с 8-месячной блокадой Лачинского коридора может серьезно помешать усилиям по установлению стабильности и долгосрочного мира в регионе.
- Ереван призывает международное сообщество и акторов, заинтересованных в стабильности в регионе, посредством существующих механизмов и действенных шагов сдержать максималистское поведение Азербайджана. Это необходимо для предотвращения дальнейшего обострения ситуации и возвращения Азербайджана в конструктивное поле.
1 сентября МИД РА выступил с опровержением заявления Баку о том, что на трехсторонних переговорах в Брюсселе была достигнута договоренность об обеспечении перевозки грузов в НК по альтернативной дороге.
- В ходе состоявшейся 15 июля 2023 г. в Брюсселе встречи глав РА, АР и Европейского совета не было достигнуто какой-либо договоренности относительно альтернативных дорог перевозки грузов в НК.
- Более того, РА не правомочна и не может обсуждать вопросы, связанные с другими путями доставки грузов в НК.
- В повестке РА есть только вопрос снятия блокирования Лачинского коридора, и Ереван не собирается принимать участие в дискуссиях о каких-либо других дорогах.
2 сентября по случаю 32-летия принятия Декларации независимости Нагорного Карабаха премьер-министра РА Никол Пашинян выступил с посланием:
- Пашинян пообещал, РА продолжит свои усилия по обеспечению нормальной жизнедеятельности, безопасности и защите прав в НК.
- Все заявления о несуществовании НК как территориальной единицы и решении нагорнокарабахской проблемы беспочвенны до тех пор, пока не будут окончательно решены вопросы безопасности и защиты прав армян НК.
- Армения, Нагорный Карабах и мировое сообщество констатируют, что урегулирование конфликта возможно только мирным путем, в том числе, через диалог Степанакерта и Баку.
- Сегодня армяне в НК из-за политики Азербайджана оказались под угрозой этнических чисток. Ереван ожидает, что международное сообщество приложит усилия для предотвращения реализации политики этнической чистки в НК.
2 сентября в интервью итальянскому изданию La Repubblica премьер-министр РА Никол Пашинян заявил:
- Если Армения и Азербайджан взаимно не признают территориальную целостность друг друга на основе Алма-Атинской декларации, это означает, что мира никогда не будет.
- Сперва переговоры хорошо продвигались вперед, поскольку стороны концентрировались, в основном, на тех статьях, по которым противоречия могли быть не столь большими. Но чем больше статей согласовываются, в перечне несогласованных остаются самые сложные статьи с вытекающими из этого последствиями.
- Позиция и подход правительства РА заключается в том, что мирная повестка должна обязательно продвигаться вперед, и армянская сторона старается сделать все возможное в направлении подписания мирного договора с Азербайджаном.
- Здесь важны не только те процессы, которые происходят за столом переговоров, но и те, которые происходят публично. В частности, недавно в Брюсселе стороны достигли договоренности с Азербайджаном, а до этого – в Праге, что Армения и Азербайджан, взаимно признавая территориальную целостность друг друга, должны заключить мирный договор. Это произошло в Праге, когда стороны согласились сослаться на Алма-Атинскую декларацию 1991 г. После этого в Брюсселе стороны достигли договоренности, что Армения признает территориальную целостность Азербайджана площадью 86 600 кв. км, а Азербайджан признает территориальную целостность Армении на площади в 29 800 кв. км. Однако по сей день высшее руководство Азербайджана публично не подтвердило эту договоренность. «Публичное сопровождение мирного договора очень важно в контексте общего процесса».
- «Что касается другого вопроса – признания территориальной целостности Армении и Азербайджана – если мирный договор не будет иметь таких гарантий, то мирный договор будет бессмысленным. Поэтому мы хотим иметь такой мирный договор, который даст указанную вами гарантию».
- Баку не имеет права ожидать коридора через территорию РА, потому что если мы говорим о Трехстороннем заявлении от 9 ноября 2020 г., то слово там используется в одном случае, и речь идет о Лачинском коридоре, который является не дорогой. То, что в Баку продолжают использовать слово «коридор», показывает агрессивность и неправомерность политики Азербайджана. Во время саммита ЕАЭС в Москве президент Азербайджана попытался использовать такую лексику. «Но сколько раз он попытался использовать эту лексику, столько раз я реагировал, в том числе и для того, чтобы продемонстрировать, что эта придуманная лексика придумана просто для того, чтобы обосновать агрессию».
- Сейчас Азербайджан говорит, что Нагорного Карабаха нет, его не существует, несмотря на то, что есть документ за подписью президента Азербайджана, в котором написано, что Нагорный Карабах существует, у Нагорного Карабаха есть территория и у Нагорного Карабаха есть линия соприкосновения, т.е. контур, и Нагорный Карабах имеет Лачинский коридор шириной 5 км, который соединяет Нагорный Карабах с Арменией.
- Ситуацию в НК всегда контролировали его власти. Во всяком случае, так было после 2018 г. И сегодня в НК ситуацию контролируют избранные представители НК. Там же находятся также российские миротворцы. Права и безопасность армян НК должны быть обеспечены и гарантированы.
- Проблема Лачинского коридора должна была быть де-юре решена, поскольку Международный суд обязал Азербайджан обеспечить свободное передвижение граждан, транспорта и грузов по Лачинскому коридору в обе стороны. Но поскольку это решение не выполняется, после возникновения в НК гуманитарного кризиса это свидетельствует также, если можно так сказать, о кризисе международного правопорядка, поскольку, если решение суда, имеющее обязательную юридическую силу, не выполняется, такие последствия могут быть.
- Видение архитектуры мира в регионе — эта визуализация имеет два основных момента или два плюс один. Первое – это реализация соглашения между Арменией и Азербайджаном о признании территориальной целостности друг друга. Во-вторых, решение вопросов прав и безопасности армян НК в формате диалога Баку-Степанакерт в рамках международного механизма. В-третьих, подписание мирного договора, в котором будут механизмы, способные действительно гарантировать мир. Если бы гарантии были, то не говорилось бы о необходимости решения вопросов безопасности и прав армян НК. Если этот вопрос поднимается и если сегодня речь идет о гуманитарном кризисе в НК в условиях незаконного блокирования Лачинского коридора, то это означает, что таких гарантий нет. Именно отсутствие этих гарантий стали причиной нагорнокарабахского конфликта и препятствием на пути урегулирования нагорнокарабахского конфликта.
Отсутствие этих гарантий является причиной, что Азербайджан проводит политику этнической чистки в НК, и это та самая причина, почему Ереван говорит о диалоге Баку-Степанакерт в рамках международного механизма.
- Мирное соглашение между Арменией и Азербайджаном будет подписано, как только будут гарантии. «Наша задача в том, чтобы подписать мирный договор, который принесет мир «на землю». Гарантии должны служить, во-первых, обеспечению территориальной целостности и безопасности РА, а во-вторых, началу надежного диалога по решению вопросов прав и безопасности армян НК в рамках международного механизма».
- Пашинян видит рост внимания и активности ЕС и Запада в армяно-азербайджанской нормализации и вопросе НК. Однако пока должным образом не будут закреплены вопросы прав и безопасности народа НК, нельзя считать это внимание достаточным,
- Международные партнеры Армении должны приложить более действенные усилия для того, чтобы мир в регионе стал возможным. Но Пашинян не считает, что сложившуюся в регионе ситуацию должны разрешить западные страны. «Это, в первую очередь, дело Армении, Азербайджана и Нагорного Карабаха».
4 сентября вице-премьер РА Мгер Григорян заявил:
- Баку пока не ответил на последние предложения Армении по мирному договору.
- В ключе разблокирования транспортных и экономических коммуникаций на Южном Кавказе стороны достигли определенного понимания в вопросе открытия инфраструктур, однако сохраняются разногласия в плане их эксплуатации.
- Для работ по разблокированию коммуникаций необходимо достижение мира и стабильности. О каком разблокировании может идти речь в условиях отсутствия стабильности и мира
- Открытие железной дороги Ерасха-Горадиз Григорян является «очень хорошим решением» для Армении и региона в целом.
- В вопросе задействования железной дороги вице-премьер сказал, что в вопросах инфраструктуры есть взаимопонимание и договоренность о том, что это очень позитивное решение для региона.
4 сентября замминистра ИД НКР Ваан Костанян заявил:
- В Армении ожидали более адекватной реакции как от РФ, так и от ОДКБ в сентябре 2022 г., когда Азербайджан напал на суверенную территорию РА.
- С российскими коллегами ведутся «открытые честные обсуждения». Армянская сторона выражает обеспокоенность, которая связана с отсутствием должных шагов со стороны РФ.
4 сентября в интервью ОТА вице-спикер НС РА Рубен Рубинян заявил:
- Нет логики в утверждении о том, что Армения является антироссийским инструментом. Нет также доказывающего это факта. И не может быть какого-либо достоверного исследования на этот счет.
- Армения всегда была вне геополитических столкновений — и до, и после 2018 г., и всегда выполняла свои союзнические обязательства.
- ОДКБ не оправдала ожиданий Армении после сентябрьской агрессии 2022 г.
- РМК должен был дислоцироваться в НК, а Лачинский коридор должен был контролироваться ими.
- Нет необходимости восстанавливать армяно-российские отношения, так как они не прерваны.
АРЦАХ
1 сентября в беседе с Armenia Today советник и представитель президента НКР по особым поручениям Давид Бабаян заявил:
- Признание Арменией Арцаха частью Азербайджана оказывает влияние на действия РФ и не только. Некоторые страны уже используют это для оправдания тех или иных своих шагов. «Заявление руководства Армении о признании территориальной целостности Азербайджана вместе с Арцахом – возмутительное».
- Вне зависимости от всего, Россия несет особую ответственность в зоне конфликта, потому что является гарантом договора от 2020 г. И она должна быть гарантом мира, стабильности, а также свободного проезда людей и грузов по Бердзорскому коридору.
- Недопустимо официальное, задокументированное признание Арцаха частью Азербайджана. В противном случае мы будем иметь дело с фактическим началом процесса реальной дезинтеграции армянского народа и армянского государства.
6 сентября спикер НС НКР Давид Ишханян направил письма спикерам Госдумы РФ, Парламента Ирана, Сената Франции, Сената США, Конгресс США и в Европейский парламент.
- Представляя права народа Арцаха, а также сложившийся гуманитарный кризис и блокаду, применяемую Азербайджаном, он подчеркнул, что цель Азербайджана — заморить армянский народ голодом и продолжить политику геноцида.
- Ишханян ожидает, что парламенты этих стран окажут давление по политическим и дипломатическим каналам для нейтрализации азербайджанских угроз и защиты фундаментальных и неотъемлемых прав человека.
АЗЕРБАЙДЖАН
6 сентября помощник президента Азербайджана Химкет Гаджиев заявил:
- Проект мирного договора с Арменией согласовании на 70%.
- Однако Ереван тормозит мирный процесс. «Мы хотели бы жить в мире. Но мяч на стороне Армении. Чем раньше они осознают эту реальность, тем лучше будет для всех». Премьер Армении Пашинян, с одной стороны, признает территориальную целостность Азербайджана, а с другой – «по-прежнему сохраняет присутствие армянских вооруженных сил на нашей территории».
6 сентября глава МИД Азербайджана Джейхун Байрамов заявил:
- В какой-то момент появляется чувство, что мы близки к завершению работы над открытием «Зангезурского коридора», как вдруг в последний момент Армения неожиданно выдвигает что-то новое, что вновь заводит процесс в тупик. Это неконструктивно и является нарушением соответствующего пункта трехстороннего заявления лидеров Азербайджана, Армении и России от 9 ноября 2020 г., по которому Армения взяла на себя обязательство по гарантированию беспрепятственного движения грузов, граждан и транспортных средств.
- Такой подход может привести к тому, что Ереван упустит еще одну выгодную возможность поправить свою экономику, так как «дорога может просто обойти Армению». Азербайджан же продолжит работу в этом направлении, имея «план Б». И для него проект будет осуществлен даже без участия Армении, но в таком случае она просто выпадет из числа выгодополучателей.
- Баку ожидает, что Ереван «закрепит на бумаге» признание территориальной целостности Азербайджана.
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИЛЫ
АРМЯНСКАЯ АПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ
1 сентября Высший духовный совет ААЦ выступил с заявлением:
- Суверенитет и территориальная целостность РА неоспоримы, как и право народа НК на самоопределение.
- Позиция властей РА относительно признания НК в составе Азербайджана, которая не имеет какого-либо морально-правового обоснования, абсолютно не соответствует коллективным ожиданиям и национальным интересам армянского народа.
- В связи со сложившейся ситуацией, армянские власти обязаны предпринять меры, которые объединят потенциал и возможности национальных, политических и общественных структур в РА, НК и диаспоре.
ФРАКЦИЯ «АРМЕНИЯ»
6 сентября в беседе с Спутник-Армения представитель АРФ Грайр Карапетян заявил:
- Действия армянской стороны предопределили отношение союзников, в первую очередь России. Однако надо понимать, что уход РФ из Армении и Южного Кавказа в целом приведет к «отуречиванию» региона.
- Властям необходимо заявить, что их ожидания от Азербайджана после признания НК в его составе не оправдались — продолжается блокада и агрессии — и отказаться от этого признания. Следующим шагом должны стать усилия по международному признанию карабахских армян на самоопределение.
МЕЖДУНАРОДНОЕ СООБЩЕСТВО
РОССИЯ
30 августа официальный представитель МИД РФ Мария Захарова заявила:
- Москва приветствует любые инициативы, которые не идут вразрез с усилиями РФ по нормализации отношений между Арменией и Азербайджаном, которые не дублируют и, тем более, не подрывают эти усилия. С другой стороны, активность Франции на этом направлении РФ хорошо известна. В рамках таких посреднических усилий нужно учитывать в первую очередь позицию обеих сторон конфликта, т.е. и Армении, и Азербайджана. «Без этого рассчитывать на какое-либо продвижение в урегулировании ситуации, которая и так достаточно разогрета, не стоит. Это альфа и омега любого посредничества».
- Нынешняя ситуация в Лачинском коридоре стала следствием признания Арменией Нагорного Карабаха частью территории Азербайджана. Это было зафиксировано по итогам саммитов с участием лидеров двух стран под эгидой ЕС в октябре 2022 г. и мае 2023 г. Об этом четко говорится в заявлении МИД РФ от 15 июля в связи с ситуацией вокруг НК.
- Москва считает, что возлагать ответственность в этом контексте на РМК неуместным, неправильным, неоправданным, и видит задачу контингента в том, чтобы в новых условиях, которые сформировались в результате признания Ереваном и властями Армении принадлежности Нагорного Карабаха Азербайджану, оказывать «на земле» все возможное содействие в обеспечении прав и безопасности карабахских армян, в том числе в контексте прямого диалога Баку-Степанакерт.
- Армянская сторона не выполнила договоренностей. «Выполнение договоренностей является гарантией». Это невыполнение связано с кардинальным изменением позиции Армении по сущностному, ключевому вопросу на 180 градусов, по ключевому для Еревана вопросу. «Это внутреннее решение Еревана, но есть обязательства, которые были скреплены подписями и эти обязательства неоднократно переподтверждались».
31 августа пресс-секретарь МИД РА Ани Бадалян выступила с комментарием по поводу заявления Захаровой.
- Очередной комментарий о том, что ситуация в Лачинском коридоре является следствием признания Арменией Нагорного Карабаха частью Азербайджана в октябре 2022 г. в Праге со ссылкой на Алма-Атинскую декларацию, после чего задачей российских миротворцев стало возможное вмешательство в права и безопасность карабахских армян, вызывает недоумение и разочарование.
- Вопрос НК никогда не был территориальным спором между Арменией и Азербайджаном, он всегда был и остается основополагающим вопросом прав и безопасности народа НК.
- В августе 2022 г. армянская сторона дала согласие на российский проект урегулирования отношений между Арменией и Азербайджаном, согласно которому обсуждение статуса НК должно было быть отложено на неопределенный срок. Азербайджан отверг этот проект, одновременно заявив, что не собирается обсуждать с Арменией что-либо, связанное с НК, а в сентябре прибег к военной агрессии против суверенной территории РА.
- Российская сторона не только не следовала своему предложению после отказа Азербайджана, но и проявила абсолютное безразличие в связи с агрессией против суверенной территории РА, оставив без ответа официальное письмо армянской стороны об оказании помощи на двусторонней договорно-правовой основе. Более того, отсутствие фиксации нападения на РА с ее стороны и проистекающее из этого бездействие было обусловлено Москвой ложным предлогом отсутствия делимитации межгосударственной границы между Арменией и Азербайджаном, тем самым поддерживая тезис о том, что границы между Арменией и Азербайджаном не существует, поэтому нападение на границы и вторжение на территорию Армении сложно подтвердить. Примерно в этой же логике аналогичное заявление Армении не получило должного ответа и в рамках ОДКБ.
- В этих условиях 6 октября 2022 г. в Праге Армения и Азербайджан подтвердили свою приверженность Алма-Атинской декларации, которую еще в 1991 г. подписали бывшие советские республики, в том числе, Армения, Азербайджан и Россия, признав территориальную целостность друг друга в бывших административных границах советских государств. Таким образом, в Праге ничего нового решено не было, Пражские договоренности ничего не изменили в тексте трехстороннего заявления от 9 ноября 2020 г. Единственной новостью стало то, что по итогам пражской встречи ЕС решил разместить наблюдательную миссию на армянской стороне межгосударственной границы между Арменией и Азербайджаном, чтобы способствовать стабильности границы.
- РФ неоднократно, в том числе после подписания трехстороннего заявления 9 ноября 2020 г. признавала НК частью Азербайджана, и в документе, устанавливающем стратегические отношения с Азербайджаном, указала, что признает территориальную целостность Азербайджана.
- Лачинский коридор был заблокирован 12 декабря 2022 г. в результате ложных акций протеста, организованных властями Азербайджана в зоне контроля РМК. Уже в апреле 2023 г. азербайджанская сторона в присутствии российских миротворцев установила незаконный КПП в Лачинском коридоре. Несмотря на то, что эти действия были явным и грубым нарушением трехстороннего заявления, они не встретили какого-либо противодействия со стороны РФ. Вместо этого российские миротворцы 15 июня 2023 г. оказывали поддержку попытке установить флаг Азербайджана вне пределов своей миссии и географической зоны ответственности – на суверенной территории РА, за чем немедленно последовала полная блокада Лачинского коридора, что приблизило ситуацию в НК к настоящей гуманитарной катастрофе.
- В условиях такой вседозволенности в присутствии российских миротворцев азербайджанская сторона на незаконном КПП в Лачинском коридоре прибегла к таким шагам, как похищение жителей НК – Вагифа Хачатряна 29 июля и троих студентов 28 августа.
- Подобный стиль работы российских миротворческих сил в НК не нов: нарушение линии соприкосновения в НК, незаконная оккупация сел Хцаберд и Хин Тагер, пленение и переброска в Баку 60 армянских военнослужащих 11 декабря 2020 г. произошли в присутствии и при попустительстве представителей РМК в НК. Тогда договоренностей от 6 октября 2022 г. не было. То же самое касается и случаев в Парухе 24 марта 2022 г. и Сарибабе 1 августа 2022 г., когда Азербайджан вновь нарушил линию соприкосновения в НК. Обстрел азербайджанскими ВС фермеров в присутствии российских миротворцев, один из которых закончился убийством тракториста из Мартакерта, терроризирование населения НК ночным освещением и громкоговорителями опять-таки в присутствии российских миротворцев, тысячи нарушений режима со стороны азербайджанских ВС опять же в присутствии российских миротворцев, является продолжением этой логики.
- «Советуем представителю МИД России воздержаться от жонглирования обстоятельствами ситуации и еще большего ее усложнения в условиях отсутствия действий российских миротворцев в направлении предотвращения блокировки Лачинского коридора или открытия его после блокады».
- Ереван подтверждает, что РА привержена установлению стабильности в регионе на основе взаимного признания территориальной целостности и границ. В то же время считает открытие Лачинского коридора абсолютно необходимым для долгосрочного мира: предотвращение гуманитарной катастрофы в НК и решение всех существующих проблем посредством диалога Баку-Степанакерт под международной эгидой, согласно трехстороннему заявлению от 9 ноября 2020 г. и решениям МС ООН.
31 августа секретарь Совбеза РА Армен Григорян обсудил с спецпредставителем министра ИД РФ по поддержке нормализации отношений между Арменией и Азербайджаном Игорем Ховаевым ситуацию вокруг НК. Стороны подчеркнули острую необходимость преодоления гуманитарного кризиса.
С Ховаевым встретился также и.о. министра ИД РА Паруйр Ованнисян. Они обсудили гуманитарный кризис в НК и усилия, предпринимаемые для его преодоления.
1 сентября в интервью ОТА спикер НС РА Ален Симонян, комментируя заявление официального представителя МИД РФ Захаровой от 31 августа, заявил:
- Это попытка переложить на армянскую сторону собственное бездействие.
- В заявлении говорится, что армянская сторона признала территориальную целостность Азербайджана. Это абсурд, потому что территориальную целостность Азербайджана признала та страна, которая должна быть гарантом, то есть российская сторона. В интервью 17 ноября 2020 г. президент РФ Путин сказал, что НК был, будет и есть неделимой частью Азербайджана. «Допустим, армянская сторона сделала какое-то заявление, но есть заявление от 9 ноября 2020 г., под которым есть подписи трех стран, в котором говорится, что Лачинский коридор является территорией шириной в 5 км, которая находится под юрисдикцией российских миротворцев. Сейчас вопрос: где эта территория и где российские миротворцы?».
- Армения за все 30 лет не имела территориальных претензий к Азербайджану, ни при каких властях, а также не признала Арцах как независимое государство. «Обвинения Ереван в том, что признал Карабах частью Азербайджана, Москва
пытается этим сказать, что больше не является гарантом, как предусмотрено заявлением от 9 ноября? Если да — то об этом надо сказать прямо».
- Почему Россия обращается с Арменией таким образом? У этого вопроса разные ответы. Один из них заключается в том, что Россия сегодня находится в очень сложной ситуации войны в Европе, Украине. Есть много экономических интересов.
- Симонян допустил, что предлагаемые коридоры через Армению имеют долгосрочные перспективы, а также преследуются геополитические интересы. Азербайджан рассматривает Лачинский коридор как рычаг давления и хотел получить такой же рычаг относительно Армении.
- Комментируя обвинения в том, что власть РА пытается вытеснить Россию из региона, Симонян отметил, что если говорить разговорным языком, то «мы говорим следующее, если у вас есть обязательства защищать нас, то защищайте нас, а не говорите: вы сделали заявление, поэтому мы не можем вас защитить. Это ложное утверждение».
- Американские и европейские партнеры также используют двойные стандарты, покупая российский газ через Азербайджан.
- Симонян также прокомментировал тезис о том, что Россия поможет Армении, когда власти уйдут в отставку. «Сегодня в Армении есть избранная, демократическая власть, которая возможно является «плохим» примером в регионе».
2 сентября в интервью итальянскому изданию La Repubblica премьер-министр РА Никол Пашинян заявил:
- Россия уходит из региона в силу тех шагов, которые она предпринимает или не предпринимает. И «есть процессы, которые приводят к такой мысли, что может повториться тот же сценарий, что однажды мы просто проснемся и увидим, что России здесь нет».
- Архитектура безопасности Армении на 99,999% была связана с Россией, в том числе и в логике приобретения оружия и боеприпасов. Однако сегодня, когда Россия сама нуждается в оружии, вооружении и боеприпасах, в этой ситуации понятно, что даже при желании РФ не смогла бы обеспечить потребности безопасности Армении. Этот пример должен показать нам, что в сфере безопасности зависеть или быть привязанным только к одному месту само по себе является стратегической ошибкой. Когда мы вкусили горькие плоды этой ошибки, мы предпринимаем какие-то попытки диверсифицировать нашу политику безопасности, в том числе взглядывая на наш регион с другой точки зрения. Одно дело, когда мы живем в своем регионе по логике, что мы постоянно находимся в конфронтационной логике с соседями, но ничего страшного, кто-то обеспечит нашу безопасность. Но когда приходит время, когда этот кто-то на практике должен обеспечить нашу безопасность, оказывается, что «этот кто-то либо не хочет, либо не может обеспечить нашу безопасность».
- Ситуация, когда РФ не вмешивается, не выполняет свои обязанности по линии ОДКБ на фоне вторжения азербайджанских ВС на территорию РА, с точки зрения функциональности и договороспособности Договора о коллективной безопасности говорит о кризисе. «И я не думаю, что это проблема только Армении, это проблема ОДКБ в целом». Объяснения могут быть самыми разными, однако с точки зрения Армении, объяснения не важны. В этом плане общественность Армении испытала и продолжает испытывать глубокое разочарование по поводу стиля работы ОДКБ. В том числе в этом причина, что Армения не ратифицировала и не присоединилась к ряду документов в ходе саммита ОДКБ в Ереване осенью 2022 г., а поскольку решения в ОДКБ принимаются консенсусом, в данном случае никакого решения принято не было.
- «Россия местами не хочет, местами не может контролировать ситуацию в Лачинском коридоре». Оба варианта для Армении проблематичны. РМК не выполняют возложенную на них в рамках Трехстороннего заявления миссию, и это повод для серьезного беспокойства. Одной из главных целей присутствия РМК в Нагорном Карабахе является безопасность гражданского населения. В данном случае не обеспечивается безопасность, в том числе право на свободное передвижение.
- От разговоров с российскими коллегами на тему о том по каким политическим мотивам Россия передала контроль над Лачинским коридором Азербайджану, почему российские миротворцы не выполняют свои обязанности и дают Баку возможность де-факто контролировать эту территорию, не вмешиваясь в ситуацию, у армянской стороны есть свои гипотезы. И когда мы говорим об этих гипотезах, ряд событий, произошедших в России, также приводят нас к историческим параллелям. В частности, Россия уже достаточно давно находится на Южном Кавказе, но были ситуации, когда за один день, один месяц или один год Россия просто оставляла и покидала Южный Кавказ.
5 сентября пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил:
- Москва глубоко уважает премьер-министра Пашиняна и ценит рабочие, весьма конструктивные отношения между ним и президентом Путиным, а также надеется, что эти отношения будут оставаться залогом честного взаимодействия двух стран.
- Тем не менее, Москва с последними тезисами Пашиняна не можем согласиться — Россия не собирается, да и не может уйти из региона. Россия является абсолютно составной частью этого региона, поэтому никуда она уходить не может, из Армении Россия уходить не может.
- Более того, в России живет больше армян, чем, собственно, в Армении, большинство из которых является абсолютно образцовыми и патриотически настроенными гражданами РФ, которые вносят свой достойный вклад в развитие страны.
- Россия продолжит быть гарантом стабилизации обстановки на Южном Кавказе, продолжает играть последовательную, важную роль по стабилизации обстановки и деконфликтингу в этом регионе. «Мы будем продолжать эту роль». В данном случае «очень важным является приверженность во всех соответствующих государствах этого региона тем трехсторонним договоренностям двухлетней давности, которые были заключены. «Именно следование этим договоренностям является залогом успеха».
В свою очередь, официальный представитель МИД РФ Мария Захарова заявила:
- Публичная риторика на грани чего-то похожего на хамство не красит политических деятелей Армении. «Там и роли у всех расписаны, кто, что и как это говорит, но все-таки уверена, что это не красит людей, которые представляют армянское общество – использовать подобное выражение, а мы их видим и слышим в последнее время немало».
- Если они хотят разговаривать на экспертном уровне, хорошем политическом уровне, то для этого есть все возможности. У Москвы прекрасные каналы связи с Ереваном по всем направлениям от государственных до общественных.
- Премьер-министром РА за последнее время было сказано немало. Но нужно уметь отвечать за собственные поступки, а не искать виновных и делать это бесконечно по каждому поводу. «Нужно нести собственную ответственность и не переваливать эту собственную ответственность на кого-либо еще». В этом есть отличие политика, государственного деятеля от человека проходящего, и не думающего о национальных интересах своей страны.
- Российская сторона находится в постоянном контакте со всеми заинтересованными партнерами и предпринимает шаги в целях урегулирования гуманитарного кризиса в НК. Россия действует в русле комплексных трехсторонних договоренностей лидеров России, Азербайджана и Армении.
- Москва выступает за беспрепятственный допуск гуманитарной помощи как через Лачинский, так и через Агдамский маршруты и призывает при этом избегать ненужной политизации данного вопроса.
- ЕС в данном случае беззастенчиво заимствует инициативы российской стороны, при этом результаты действий ЕС в целом не ведут к нормализации обстановки.
- Создаваемая или появляющаяся периодически риторика политическая, с какими-то попытками обвинить Россию, в частности, со стороны Еревана неприемлемо, «потому что бьет, в первую очередь, по людям, которым сейчас нужна помощь». Возникает вопрос: подобные политические заявления, «которые позволяют себе ряд деятелей очень высокого уровня в Ереване, эта риторика она нужна для чего? Для того чтобы снять с себя ответственность? Или просто, чтобы затруднить решение вопроса… Подобные заявления, которые мы слышим, особенно за последние дни их было немало со стороны Еревана, портят все дело и не идут на пользу главной задаче — польза людям».
- Захарова выразила соболезнования в связи с гибелью армянских военных и указала на необходимость делимитации и демаркации границ. По ее оценке, этот трагический инцидент лишний раз подтвердил невысокую эффективность расквартированной в Армении миссии ЕС.
- Она отметила, что Россия считает востребованным проведение регулярной ритмичной работы по делимитации и демаркации армяно-азербайджанской границы при российском консультативном содействии с одновременным реализацией комплекса мер по укреплению доверия.
- Москва выступает также за размещение на приграничье мисси ОДКБ, и «здесь мяч на стороне Еревана, все остальные члены организации выразили готовность к этому шагу».
6 сентября в интервью News.am спикер НС РА Ален Симонян заявил:
- Признание Арменией НК частью Азербайджана не играет роли, потому что ранее в 2020 г. это сделал президент России Владимир Путин.
- Симонян не исключил сотрудничества между миротворцами и азербайджанской стороной. «Субъект, который должен защищать арцахцев, сегодня держит их в блокаде». Своим бездействием РФ держит в блокаде НК. «Пусть будут честны и прямо скажут: «не можем, нет такой силы». Их собственное представление об империи играет с ними сегодня злую шутку».
- Не Армения ухудшает отношения с РФ, РФ покидает наш регион, пытается с Турцией превратить регион в предмет торга для продвижения своих экономических интересов. «Пусть наши коллеги поймут, что они могут какое-то время обманывать часть своего населения, могут что-то делать при помощи пропаганды, но наш народ они не смогут обмануть».
- Симонян не собирается отвечать «какой-то секретарше какого-то ведомства». «Это не мой уровень, для этого есть МИД, отдел по внешним связям. Честно говоря, не считаю, что я и указанный вами заместитель начальника ведомства являемся людьми одного уровня».
США
31 августа глава пресс-службы Госдепартамента США Мэттью Миллер заявил:
- Вашингтон повторяет свой призыв немедленно открыть Лачинский коридор для гуманитарных, коммерческих и пассажирских перевозок.
- Кроме того, официальные лица из Баку и представители Степанакерта должны безотлагательно встретиться, чтобы договориться о способах доставки жизненно важных продуктов питания мужчинам, женщинам и детям НК, включая дополнительные маршруты снабжения, а также возобновить обсуждения по всем нерешенным вопросам. «Базовая гуманитарная помощь никогда не должна становиться заложницей политических разногласий».
- США непрерывно работали со сторонами в течение последних нескольких недель, чтобы обеспечить доставку гуманитарной помощи населению НК.
6 сентября заместитель пресс-секретаря Госдепартамента Ведант Патель заявил:
- США глубоко обеспокоены ухудшением гуманитарной ситуации в НК в результате продолжающейся блокировки продовольствия, медикаментов и других товаров первой необходимости, заявил.
- США постоянно работали со сторонами в течение последних нескольких недель, чтобы позволить гуманитарной помощи достичь населения НК.
- США повторяют призыв немедленно вновь открыть Лачинский коридор для гуманитарных, коммерческих и пассажирских перевозок.
ЕС
1 сентября пресс-секретарь президента Европейского совета Екатерина Казиндже выступила с заявлением, в которой отмечается:
- Настало время для смелых компромиссных решений, в том числе в свете сегодняшней эскалации.
- ЕС участвует в этих усилиях вместе с другими международными игроками посредством регулярных личных контактов и обмена мнениями о том, как лучше всего справиться с нынешней нестабильной ситуацией.
- Президент Европейского совета Шарль Мишель продолжает активно участвовать в продвижении процесса нормализации армяно-азербайджанских отношений. Его усилия в последние недели, поддерживаемые Тойво Клааром, спецпредставителем по Южному Кавказу, были сосредоточены в качестве приоритета на решении гуманитарной ситуации карабахских армян.
- Команда Клаара и Мишеля часто контактировала с Баку, Ереваном и представителями армян Карабаха, чтобы выработать решение по разблокированию. Нынешняя гуманитарная ситуация на месте быстро ухудшается. Крайне важно принять меры для удовлетворения потребностей местного населения.
- Мишель предложил поэтапный подход, который будет отражать последовательность полноценной эксплуатации Лачинского коридора и открытия агдамского маршрута. Последовательность этих шагов и тип груза, который будет доставлен по каждой из этих дорог, а также сопутствующие процедуры были основой недавних дискуссий.
- ЕС твердо убежден в том, что Лачинский коридор должен быть разблокирован в соответствии с предыдущими соглашениями и постановлением Международного суда, и отмечает, что использование Агдамской дороги для поставок грузов также может быть частью конкретного и стабильного решения по обеспечению неотложных и ежедневных поставок. Обсуждения этих элементов начались после последней встречи лидеров в Брюсселе 15 июля 2023 г.
- ЕС также подчеркнул необходимость того, чтобы Баку разъяснил карабахским армянам порядок их передвижения через Лачинский коридор в Армению и из Армении. Обсуждалось скорейшее восстановление поставок электроэнергии и газа карабахским армянам. Отмечается необходимость устранения наследия конфликта, чтобы способствовать его долгосрочному устойчивому разрешению.
- Диалог между Баку и представителями армян, проживающих в бывшей НКАО, будет иметь важное значение в этом отношении. Права и безопасность карабахских армян должны быть гарантированы, а обсуждение конкретных условий должно начаться как можно скорее.
- Диалог между Баку и карабахскими армянами должен укреплять уверенность и доверие. С этой целью ЕС представил различные предложения по международной поддержке этого процесса, а также по участию на местах для поддержки реализации достигнутых соглашений.
- Все вышеперечисленные усилия преследуют только одну цель: обеспечить необратимую нормализацию отношений между Баку и Ереваном на благо всего населения на местах.
2 сентября в интервью ведущему итальянскому агентству ANSA глава МИД НКР Сергей Газарян
- раскритиковал некоторых чиновников ЕС, обвинив их в «регулярном сотрудничестве с Азербайджаном, несмотря на геноцидальные действия против нас со стороны Баку».
- призвал к «санкциям против Баку» и выражает недовольство ЕС в связи с принятием решения о мерах против Азербайджана, подчеркивая, что «такое поведение вселяет в Азербайджан уверенность в условиях собственной безнаказанности».
6 сентября ЕС выступил с заявлением, в котором отмечается:
- ЕС с большой обеспокоенностью следит за ограничениями на свободное передвижение через Лачинский коридор и серьезными гуманитарными последствиями, затрагивающими армян НК.
- ЕС напоминает, что движение по Лачинскому коридору заблокировано почти 9 месяцев, а с 15 июня коридор закрыт почти полностью, за исключением редких случаев медицинской эвакуации.
- В результате катастрофически не хватает или уже закончились медикаменты и предметы первой необходимости, что имеет тяжелые последствия для местного населения.
- ЕС сожалеет, что деятельность МККК в регионе серьезно затруднена, и призывает к его полному и скорейшему восстановлению, включая транспортировку гуманитарных грузов.
АРМЯНО-ТУРЕЦКИЕ ОТНОШЕНИЯ
ВЛАСТИ
АРМЕНИЯ
2 сентября в интервью итальянскому изданию La Repubblica премьер-министр РА Никол Пашинян заявил:
- Урегулирование армяно-турецких отношений важно и для Армении, и для Турции.
- Это очень важный вопрос для Армении, и в результате недавнего визита Пашиняна в Анкару и контактов с президентом Турции у сложилось впечатление, что регулирование отношений с Арменией также очень важно для Турции.
- Урегулирование отношений между Арменией и Турцией существенно снизит напряженность в регионе Южного Кавказа.
- Здесь есть возможности и сложности. Среди этих сложностей – качество отношений между Арменией и Азербайджаном. Ереван не хочет связывать армяно-турецкие отношения с армяно-азербайджанскими отношениями, хотя Азербайджан и Турция хотят соединить и, по сути, постоянно поднимают этот вопрос.
ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА
АРЦАХ
31 августа президент НК Араик Арутюнян ушел в отставку. В его заявлении, в частности говорится:
- Поражение в войне и создавшиеся в результате трудности в стране существенно снизили уровень доверия к власти и особенно к президенту, что стало серьезнейшим препятствием для дальнейшего эффективного управления. Следовательно, изменения надо начинать с него.
- Решение он принял два дня назад, с учетом контактов, которые имел в последние недели со всеми внутренними и внешними акторами и широкой общественностью.
- Это решение, принятое в результате анализа имеющихся у него данных, принятое исключительно им.
Арутюнян уволил с должности госминистра НКР Гургена Нерсисяна и назначил на его место секретаря Совета Безопасности НКР Самвела Шахраманяна.
Артак Бегларян освобожден от должности советника госминистра НК по собственному желанию.
4 сентября Араик Арутюнян завил:
- Он потребовал от Армении не вмешиваться в выборы нового президента НК.
- Попытки отдельных лиц или групп спровоцировать беспорядки в Арцахе станут серьезным ударом по конституционному строю и будущему республики.
- Он объяснил свое решение об отставке вступлением в силу поправок в Конституцию, инициированных им и позволяющих парламенту страны избрать временного президента в период военного положения до конца срока полномочий действующего президента Арцаха.
- Арутюнян поддержит нового президента республики – независимо от того, кто будет избран.
ИНИЦИАТИВА «АЙАКВЕ»
31 августа инициатива «АйаКве» представила в ЦИК 58 тыс. подписей по проекту о криминализации признания Арцаха в составе Азербайджана
ЦИК в течение 1 месяца должен подтвердить подлинность этих 58 тысяч подписей. Затем инициатива представит вопрос на рассмотрение НС РА.
По убеждению координаторов инициативы, «АйаКве» позволит существенно укрепить позиции РА в переговорном процессе — станет для мира своеобразным доказательством того, что армянский народ не готов уступить Арцах ни в каком виде.
ФРАКЦИЯ «ГРАЖДАНСКИЙ ДОГОВОР»
1 сентября в интервью ОТА спикер НС РА Ален Симонян заявил:
- Арцах в сложившейся плохой и тяжелой ситуации пытается сформировать единый подход и выступить с более крепких позиций. Там есть разные мнения о том, что делать дальше. Есть люди, которые говорят, что нужно вести переговоры с азербайджанской стороной, есть люди, которые категорические отказываются. Есть группы, склонные принять помощь Азербайджана через Агдам, другие — категорически против.
- Очень важно, чтобы новый президент имел сильный мандат при избрании, потому что это первый случай, когда президент Арцаха избирается при новой Конституции, избирается Национальным Собранием. Учитывая тот груз, который он на себя возьмет, очень важно его наделить возможно большой легитимностью и большим доверием, чтобы на переговорах иметь более сильную позицию.
4 сентября в интервью ОТА вице-спикер НС РА Рубен Рубинян заявил:
- Случаи эскалации на границе Армении и Азербайджана возможно связаны с активизацией оппозиции и внутриполитическими событиями в РА, такими как парламентские выборы 2021 г., выборы в ОМС в сентябре 2022 г.
- Что касается смены переговорщика, то после выборов 2021 г. большинство населения решило, что его не надо менять. Главное — это содержание переговоров.
ФРАКЦИЯ «ЧЕСТЬ ИМЕЮ»
2 сентября экс-президент РА Серж Саргсян заявил:
- Существует возможность перелома в ситуации вокруг Арцаха. Для выхода из сложившейся ситуации необходимо смена руководства Армении.
- Саргсян обещает принять участие в удалении действующих властей Армении, но не примет участия в формировании правительства после возможной смены власти.
ФРАКЦИЯ «АРМЕНИЯ»
4 сентября глава блока «Армения» Сейран Оганян заявил:
- Сегодня нужна широкая консолидация оппозиции, которой нет.
- Необходимо создать Комитет национального движения для того, чтобы переломить ситуацию вокруг НК.
- Последний митинг оппозиции показал, что большая часть народа поддерживает Арцах. И этот момент нельзя упускать. Наоборот, он должен стать основой для проведения соответствующей программной работы с консолидацией широких кругов.
- Оганян указал на важность поддержки со стороны РА. Однако, в последнее время действующие власти «умыли руки», а за исключением социальных проблем их ничего не интересует. Правительство отдалилось от своих программных обещаний, и от того, что должно быть последовательным в вопросе самоопределения Арцаха и быть гарантом его безопасности.
МИТИНГ ОППОЗИЦИИ
2 сентября в Ереване прошел митинг в поддержку Арцаха, приуроченный к 32-й годовщине провозглашения Республики Арцах.
Секретарь фракции «Честь имею» Тигран Абрамян заявил:
- В Арцахе до отставки Араика Арутюняна было нарушено управление, работа государственной машины приостановилась, а общественное доверие к президенту достигло исторического минимума, а неуправляемая ситуация создала угрозу хаоса в республике.
- В Арцахе среди основных политических сил сложился консенсус относительно выдвижения на пост президента кандидатуры действующего госминистра Самвела Шахраманяна,
Представитель Верховного органа АРФ Ишхан Сагателян, отвечая на заявление Европейского совета о том, что настало время для компромиссов в армяно-азербайджанском конфликте, заявил: «нам отныне нечего сдавать. Нам есть что получать. Враг находится на суверенной территории Армении. Наша родина оккупирована Азербайджаном и находится в блокаде. Следовательно, армянскому народу отныне некуда отступать», — заявил он.
Координатор инициативы «Айакве» Аветик Чалабян заявил:
- Через месяц законопроект о криминализации сдачи НК внесут в парламент. Он призвал всех сторонников в этот день быть возле НС РА. Так во фракции власти поймут, что народ не давал им мандата на уступки и предоставляет шанс освободиться от того, что обрекло Нагорный Карабах на осаду.
- После этого начнется новый этап освобождения НК — дипломатический. Но для этого необходимо активно действовать и объединиться вокруг Карабаха.
Бывший премьер-министр РА Вазген Манукян заявил:
- Необходимо сформировать национальное движение для того, чтобы переломить ситуацию вокруг Нагорного Карабаха. В стране есть сильные партии, которые смогут войти в его состав и сформировать комитет для руководства.
- Первой победой должна стать смена власти в Армении. Это станет поражением турецко-азербайджанского тандема.
- Баку не скрывает своих целей — хочет поглотить не только НК, но и Армению.
- Нужно сформулировать цели и потом искать союзника. Сильную Армению, имеющую программу действий, поддержат партнеры.
ОФИЦИАЛЬНАЯ ХРОНИКА
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
США
11-20 сентября в РА в рамках подготовки к участию в международных миротворческих миссиях в учебном центре «Зар» миротворческой бригады МО РА и N-ском учебном центре МО пройдут совместные армяно-американские учения «ARTSIV PARTNERS-2023».
РОССИЯ
1 сентября в интервью ОТА спикер НС РА Ален Симонян объяснил, почему Римский статут направлен на ратификацию правительством именно сегодня и прокомментировал опасности, связанные с Россией.
- Римский статут о том, что мы собираемся привлечь к ответственности тех официальных лиц, которые были причастны к военным преступлениям, осуществленным против Армении и армян с 2020 г. и ранее. У нас сегодня есть 35 подтвержденных военнопленных, само существование которых является преступлением.
- Обсуждения вокруг этого вопроса ведутся, велись и будут вестись с российской стороной, чтобы мы могли по возможности обойти отмеченные вами опасности. Но сегодня сложилась ситуация, когда мы оказались один на один с опасностями, и мы должны сами с этим справиться.
5 сентября официальный представитель МИД РФ Мария Захарова заявила, что Россия запросила у Армении разъяснения по поводу ратификации Римского статута, и будет определяться с дальнейшими шагами, исходя из содержания ответа Еревана.
4 сентября председатель Европейского комитета по развитию НАТО Гюнтер Фелингер заявил, что РА следует вступить в НАТО. Позднее замминистра ИД РА Ваан Костанян заявил, что никто не приглашал РА вступать в альянс, но страна сотрудничает с НАТО в различных форматах и готова продолжить этот процесс.
6 сентября замглавы МИД РФ Михаил Галузин заявил:
- РФ видит попытки НАТО втягивать в сферу своего «тлетворного влияния» не только Украину, но и других соседей России, в данном случае Армению.
- Однако армянский народ обладает достаточной мудростью, чтобы «не купиться» на попытки НАТО втянуть республику в сферу влияния альянса.
Замглавы МИД РФ Александр Грушко заявил:
- Заявления о необходимости вступления Армении в НАТО — «большие фантазии».
- «Армения — член ОДКБ, и мы исходим из реальности».
- Москва и Ереван будут «продолжать укреплять военное и политическое сотрудничество».
6 сентября пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, комментируя информацию об армяно-американских учениях, заявил, что это вызывает настороженность, особенно в нынешней ситуации.
ГРЕЦИЯ
31 августа правительство РА одобрило к подписанию соглашение о военно-техническом сотрудничестве с правительством Греции.
- Положения соглашения определяют направления сотрудничества между сторонами, в частности, стимулирование исследований новых технологий и продукции военного назначения с целью усиления оборонительных возможностей, сотрудничество в сферах развития и производства в соответствии с национальными законодательствами стран.
- Соглашение включает такие важные отрасли сотрудничества, как передача технологий и техническая поддержка с целью производства оружия, вооружения и взрывчатых веществ, обмен информацией и опытом в сфере производства оружия, проведение исследований продукции военного назначения и сфере их производства и т.д.
- Соглашение предусматривает положения о мерах осуществления военно-технического сотрудничества, в том числе, переподготовка технического персонала, ремонт и оказание услуг по эксплуатации произведенных в третьих странах продукции военного назначения.
- Планируется создать армяно-греческую комиссию, которая будет осуществлять оценку соглашения, представление приоритетов и предложений по дальнейшему развитию сотрудничества.
ГРУЗИЯ
6 сентября глава Следственного комитета РА Аргишти Кярамян на встрече в Тбилиси со своим грузинским коллегой Кокой Кацитадзе договорился расширять сотрудничество следственных служб.
СЛУХИ И МНЕНИЯ
СЛУХИ
В МОСКВЕ НЕДОВОЛЬНЫ ВЫСКАЗЫВАНИЯМИ АРМЯНСКИХ ВЛАСТЕЙ
Согласно дипломатическому источнику ТАСС, в Москве крайне недовольны последними заявлениями армянского руководства, включая высказывания премьер-министра РА в интервью итальянской газете La Repubblica и комментарий МИД РА от 31 августа, и расценивают их как неприемлемые по тону и содержанию, с прицелом на перекладывание на Россию ответственности за собственные просчеты и ошибки.
Россию пытаются искусственно вытеснить с Южного Кавказа, причем используя Ереван как средство реализации данной цели. Россия как ближайший сосед и друг Армении покидать регион не намерена. Однако это должна быть улица с двусторонним движением: Армении тоже не следовало бы становиться орудием Запада по выдавливанию России.
Россия рассматривает отношения с Арменией в сферах безопасности и экономики «не как зависимость одной страны от другой, а как равноправное, взаимополезное и доказавшее свою эффективность партнерство».
МНЕНИЯ
ОПРОС MPG/GALLUP INTERNATIONAL АSSOCIATION
Согласно данным телефонного опроса MPG/Gallup International Аssociation, проведенного 28-30 августа в Ереване среди 805 респондентов:
Главная проблема Еревана
- Проблема вывоза мусора — 38,8%.
- Проблема общественного транспорта — 28,4%.
- Проблема качества дорог — 14,3%.
- Проблема отсутствия парков и мест отдыха — 12,9%.
- Проблема инфляции — 12,2%.
- Проблема загрязнения воздуха — 8,2%.
- Среди других проблем граждане отметили проблему подачи воды, безработицу, недостаточное освещение улиц, низкий уровень доходов горожан, проблему бездомных собак, проблемы в сфере здравоохранения, проблему отсутствия спортивных школ и прочее.
Кандидат в меры Еревана
- 33,8% затруднились ответить,
- 19,2% отказались отвечать на вопрос.
- 15,1% собирается голосовать за кандидата от партии «Гражданский договор» Тиграна Авиняна.
- 9,6% собираются голосовать за кандидата от партии «Национальное продвижение», бывшего мэра Айка Марутяна.
- 3,8% за кандидата от блока «Мать Армения» Андраника Теваняна.
- 3% за кандидата от партии «Республика» Артака Зейналяна.
- 2,7 % за кандидата от партии «Общественный голос» Артака Галстяна.
- 2,5% за кандидата «Страны для жизни» Мане Тандилян.
- 1,5% за кандидата «Победы» Виктора Мнацаканяна.
74,9% респондентов заявило, что собираются принять участие в выборах в Совет старейшин города, а 25,1% сообщили, что не примут участие.
ГРАНТ МИКАЕЛЯН
31 августа в беседе с Armenia Today политолог Грант Микаелян выразил мнение, что:
- Президент НКР Араик Арутюнян и вся его команда полностью исчерпали свой потенциал. Арутюнян использовал весь свой потенциал, но не добился никаких успехов, скорее наоборот. Его команда с одной стороны не хочет договариваться на азербайджанских условиях, подразумевающих уничтожении Арцаха, с другой — не в состоянии проводить альтернативный курс.
- В Арцахе начался процесс смены власти, однако новой команде будет сложно что-либо сделать, так как не исключено, что «люди Пашиняна снова окажут влияние на ситуацию».
- Важно то, какие у нового правительства Арцаха сложатся отношения с Россией. В настоящее время единственная и последняя возможность спасти Арцах — кардинальная смена позиции России, которая сегодня далеко не проармянская, хотя ее нельзя назвать и проазербайджанской.
- Вопрос отнюдь не в пророссийской позиции властей, а в их способностях, то есть в компетентности. Власти Арцаха должны суметь вести адекватные проармянские переговоры с коллегами, они могут быть и пророссийскими, и прозападными, если того требует ситуация.
АРТУР ХАЧИКЯН
6 сентября в беседе с Спутник-Армения политолог Артур Хачикян заявил:
- Внешняя политика Армении стала заложницей взглядов и эмоций отдельных политиков.
- Власти РА вредят отношениям с Россией и ОДКБ, но так и не обеспечили им альтернативы.
- Проведение совместных с США учений нужно рассматривать в широком ключе — готовы ли США гарантировать безопасность населения НК и РА.
- Ереван пытается сделать геополитический разворот, но Штаты или ЕС не готовы оказать военную помощь. Вашингтон заявляет о стратегических интересах в Азербайджане, европейские лидеры называют Баку своим доверенным партнером.