×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/analitika/daydzhest-sobytiy-v-armenii-za-proshedsh-85/
Новости
23 июля
9 июля
4 июля
3 июля
2 июля
1 июля
27 июня
25 июня
24 июня
23 июня
20 июня
 
Дайджест событий в Армении за прошедшую неделю
15:36 , 13 Июль 2023
1149
0

Обзор 6 – 12 июля 2023 г.

АРМЯНО-АЗЕРБАЙДЖАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

ВЛАСТИ

АРМЕНИЯ

6 июля премьер-министр РА Никол Пашинян заявил:

  • Текст мирного договора между Арменией и Азербайджаном еще не готов к подписанию. В Брюсселе планируется его встреча с президентом Азербайджана при посредничестве главы Европейского совета. Пашинян надеется, что в ходе предстоящей встречи сделать более предметным прогресс, достигнутый в Вашингтоне. «Все вопросы должны быть решены дипломатическим путем».
  • Баку продолжает требовать от Еревана вывода армянских подразделений, но у РА нет ВС на территории НК. В НК действует лишь Армия обороны. «И причины этого каждый может найти в ежедневной азербайджанской риторике и действиях, неприкрытая суть которых – геноцид и этнические чистки армян НК».
  • Гуманитарная ситуация в НК, из-за незаконной блокады Лачинского коридора, обостряется с каждым днем. НК лишен возможности поставок всех видов товаров. Уже несколько месяцев, как прекращены поставки природного газа и электроэнергии. Возможности поставок нет даже у российских миротворцев, так как коридор полностью заблокирован.
  • На это власти РА должны реагировать постоянной дипломатической работой. «Как бы нам ни было сложно: и политически, и эмоционально, мы не должны терять самообладание».
  • Баку продолжает обвинять Ереван в невыполнении обязательств по транспортной связи через свою территорию, выдвигая при этом какую-то двусмысленную коридорную логику. «Армения ни письменно, ни устно не принимала на себя таких обязательств. Она никогда не примет подобных трактовок трехстороннего заявления от 9 ноября 2020 г.».
  • Азербайджан не предпринимает никаких шагов по открытию региональных коммуникаций. В официальный оборот уже давно запущен проект постановления правительства об открытии трех КПП на границе с Азербайджаном. Однако он не принимается из-за деструктивного поведения Азербайджана, который даже не запустил подобного процесса. Ведь Баку до сих пор не отказался от 30-летней политики блокады Армении.
  • Азербайджан продолжает обвинять армянскую сторону в минировании территорий, несмотря на то что МС ООН ранее опроверг данные обвинения. Тем не менее, армянская сторона проявила готовность к решению и этого вопроса, передав в 2022 г. Баку карты минных полей всех территорий, находящихся на сегодняшний день под его контролем.
  • Баку не принял каких-либо ответных мер по налаживанию отношений с Арменией. Более того, он продолжает удерживать армянских пленных, превращая их в объект политического торга.

8 июля в ходе дискуссии «Мировой порядок нарушен: как стабилизировать мировую политику» в Хорватии министр ИД РА Арарат Мирзоян заявил:

  • Чтобы заключить прочный мир, нужен сосед, также готовый к этому.
  • Ереван добросовестно ведет переговоры, но в ходе процесса все еще сталкивается с угрозами, реальным применением силы, блокадой НК. Это даже не блокада, это осада. «И это проблема, которую, к сожалению, мы не можем решить в одиночку, нам нужна ваша поддержка. У каждого есть или должна быть своя доля ответственности: если мы хотим жить в порядке, а не в хаосе».
  • Есть вопрос прав и безопасности армянского населения в НК, а его население сталкивается с реальной угрозой этнических чисток. Необходимо больше международных усилий по предотвращению этнических чисток в НК, об угрозе которых Ереван говорит с 2020 г., когда началась агрессивная война Азербайджана в НК. «Если мироустройство, о котором мы говорим, о котором мечтают, основано на ценностях, то у человечества есть шанс. Мы снова говорим о человеческих жизнях».

12 июля в интервью армянской службе «Голоса Америки» секретарь Совета безопасности РА Армен Григорян заявил:

  • В переговорном процессе между Арменией и Азербайджаном имеется множество вопросов, которые пока не нашли своего решения. Один из важнейших вопросов — определение границ на основе карты Генерального штаба СССР 1975 г. Окончательного согласования по карте пока нет, но работа в этом направлении продолжается.
  • Кроме того, необходимо создать международные механизмы, чтобы Степанакерт и Баку смогли обсудить вопросы безопасности, а также права армян НК.
  • Планировавшаяся на 21 июля встреча премьер-министра РА Пашиняна и президента Азербайджана Алиева может состояться раньше.
  • Переговоры между Баку и Ереваном в Брюсселе, Москве или Вашингтоне «взаимодополняющие».

12 июля МИД РА сообщила:

  • 12 июля на армяно-азербайджанской границе под председательством вице-премьер-министра Армении Мгера Григоряна и зампредседателя азербайджанского правительства Шахина Мустафаева прошло 4-ое заседание Комиссии по вопросам демаркации армяно-азербайджанской госграницы и пограничной безопасности и Госкомиссии по делимитации границы между Арменией и Азербайджаном
  • Согласно договоренностям, достигнутым в различных форматах на уровне руководителей РА и АР, стороны продолжили обсуждение вопросов демаркации границы, рассмотрели ряд организационных и процедурных вопросов.
  • Стороны также договорились определить дату и место проведения следующего заседания комиссий.

12 июля МИД РА выступило с заявлением, в котором отмечается:

  • Действия Баку —не только противоречие трехстороннему заявлению от 2020 г., но и открытое пренебрежение к призывам цивилизованного сообщества о снятии блокады Лачинского коридора.
  • ▫️Все шаги Азербайджана — от акций псевдо-экологов до установки КПП и блокирования передвижения в «карательных» целях — доказывают: они спланированы властями и направлены на создание несовместимых с жизнью условий для народа Нагорного Карабаха и этнические чистки.
  • Гуманитарный кризис в НК, сопровождающийся нарушением поставок газа и электроэнергии Азербайджаном, продолжает ухудшаться. С 15 июня 2023 г. полностью прекращена поставка продовольствия, население НК стоит перед реальной угрозой голода. Такая же ситуация сложилась и в сфере здравоохранения: налицо нехватка медикаментов, наблюдается рост смертности.
  • За это время МККК смог перевезти на лечение в РА лишь несколько десятков пациентов и сопровождающих их лиц, а сам процесс был заснят Азербайджаном и затем приводился как доказательство «беспрепятственного» проезда людей. При этом международным гуманитарным организациям пока не удалось посетить НК с миссией по сбору фактов и оказания гуманитарной помощи.
  • Ереван ожидает, что международное сообщество задействует соответствующий инструментарий для выполнения решений МС ООН от 22 февраля и 6 июля 2023 г. об открытии Лачинского коридора.

АРЦАХ

6 июля в интервью ОТА Госминистр Арцаха Гурген Нерсисян заявил:

  • Нерсисян удивлен заявлением посла США в РА о том, что все пытаются обеспечить права и безопасность арцахского народа и даже надеются, что это возможно. Была 44-дневная война, военная агрессия против народа Арцаха, многочисленные гражданские жертвы, случаи публичных пыток гражданских лиц, убийства гражданских лиц и полицейских после 9 ноября 2020 г. Есть блокада со стороны Азербайджана, начавшейся 12 декабря 2022 г., а также выстрелы по всей линии соприкосновения и препятствовании осуществлению сельскохозяйственной деятельности. «В этих условиях говорить о гарантиях защиты прав арцахского народа или обеспечении безопасности, в том числе в дальнейшем в составе Азербайджана? Извините, но мне кажется, что мы не искренни друг с другом, и есть многочисленные вопросы, которые не раскрываются или не представляются».
  • Контакты между арцахской и азербайджанской стороной были по разным вопросам, очень часто эти вопросы, носящие технический или гуманитарный характер, регулировались. Азербайджан представляет, что якобы Арцах отказался от этих контактов, но это не так. Именно азербайджанская сторона отказалась от мирного обсуждения вопросов. Степанакерт готов к контактам с Азербайджаном при соблюдении одного условия — «мы просто хотим определенной ясности и конкретики».
  • Было ли предложение о посредничестве со стороны США в диалоге Степанакерт-Баку? Обсуждения и предложения о контактах были, о чем было заявлено и президентом. По сути, это был не отказ, а вопрос, о чем обсуждение, и возможно ли в этих условиях что-то обсуждать. «Необходимы контакты, необязательно, что с самого начала будут даны ответы на все вопросы, необходимо обсуждение, но не в этих условиях: бить и требовать контактов. И что будет обсуждаться?». Проблема не в том, что Арцах не хочет контактов, а в том, что Азербайджан хочет навязать свои условия. «Наша общая задача сегодня — посреднические усилия… Сегодня арцахец терпит все лишения, но всего лишь говорит: уважаемые посредники, стороны, давайте обсудим, будем вести переговоры, спокойно обсудим все вопросы».
  • Деятельность МККК по перевозке тяжелобольных пациентов, прерванная 15 июня и вновь возобновленная, также не протекает гладко. Каждый раз приходится определять приоритетность транспортировки, потому что их больше, чем МККК может перевезти. Азербайджанская сторона не предоставляет возможности российским миротворцам переправлять гуманитарные грузы для Арцаха.

6 июля в ходе видео-моста Ереван-Степанакерт Гурген Нерсисян заявил также:

  • Ранее арцахская сторона заявила о приостановке работы Кашенского месторождения и готовности пригласить международных экспертов. Тогда Азербайджан заявил о якобы перевозке оружия, потребовав разместить сканер в Лачинском коридоре. Несмотря на то, что контроль над Лачинским коридором осуществлялся российскими миротворцами, Баку заявил о необходимости КПП. После этого начались проверки гражданских лиц.
  • Степанакерт никогда не отказывал в проведении контактов с азербайджанской стороной, но Баку постоянно вносит в повестку новые вопросы, начиная от расформирования Армии обороны и заканчивая расформированием органов власти НК, а завтра они могут заявить, что арцахцы используют слишком много воды.
  • Баку должен отказаться от попыток довести жителей Арцаха до голодной смерти, не препятствовать проведению сельскохозяйственных работ, разблокировать дороги, и лишь после этого начать диалог между Баку и Степанакертом.
  • Неправильно связывать дорогу, связывающую Арцах с Арменией, как гуманитарную коммуникацию. «Это гарантированная дорога, которая связывает Арцах с внешним миром, по поводу которой имеется трехсторонняя договоренность лидеров Армении, Азербайджана и России от 9 ноября 2020 г. Азербайджан своими действиями постоянно пытается снизить содержание этой дороги, вначале с 12 декабря 2022 г. разрешив осуществлять перевозки исключительно в гуманитарных целях, а с 15 июня 2023 г. прекратив и эту возможность».
  • Международное сообщество даже не проследило за выполнением решения МС ООН.

В свою очередь, глава МИД НКР Сергей Казарян заявил:

  • Для диалога Азербайджан должен сделать первый шаг, а именно, разблокировать дорогу, обеспечив беспрепятственные поставки продовольствия и медикаментов. «Это станет для нас сигналом об изменении подходов, а именно в готовности противоположной стороны к диалогу».
  • Невзирая на все эти явления, переговоры периодически проводятся. Степанакерт с задействованием российских миротворцев передавала азербайджанской стороне предложения, которые были отклонены Азербайджаном.
  • Армия обороны является важнейшим фактором по защите безопасности жителей НК. На фоне агрессивных действий и воинственной риторики со стороны Баку, становится очевидной невозможность ее расформирования, а тем более, обсуждений по этому вопросу.
  • Письма вроде письма президента НК Арутюняна на имя президента РФ Путина направляются также руководителям различных международных организаций, политическим деятелям различных стран. Пашинян провел телефонный разговор с Путиным, в ходе которого в очередной раз привлек внимание Путина к складывающейся в Арцахе ситуации. Степанакерт ожидает, что российские миротворцы в рамках своих обязательств предпримут все усилия для того, чтобы разблокировать Арцах. «Ждем ответа от российской стороны».
  • На фоне всего того, что произошло в течение последних месяцев, Степанакерт ожидает от стран-сопредседателей МГ ОБСЕ более активной вовлеченности в процесс мирного урегулирования проблемы, и не только на уровне призывов или заявлений, а конкретными действиями. «На них лежит доля ответственности за ситуацию в НК, в первую очередь, по предупреждению этнических чисток. Это не их право, а их ответственность».

Омбудсмен Арцаха Гегам Степанян заявил:

  • Было бы желательно, чтобы чиновники Армении воздержались от заявлений, мешающих общему делу и интересам Арцаха, и ставящих под сомнение право на самоопределение. Эти заявления потом приводят в качестве примера международные коллеги. Звучащие порой со стороны различных политических сил Армении заявления, в том числе, и со стороны правящей силы в лице партии «Гражданский договор» о признании Арцаха в составе Азербайджана, являются препятствием в процессе переговоров. Даже международные партнеры указывают на эти заявления.
  • Делается все для того, чтобы привлечь внимание международного сообщества к катастрофической ситуации в Арцахе, и очень важно, чтобы общественность Армении правильно оценивала имеющиеся угрозы и серьезность складывающейся ситуации в Нагорном Карабахе.

6 июля МИД НК выступил с заявлением, в котором отмечается:

  • Создавая и продвигая ложные нарративы против Армии обороны Арцаха, Азербайджан, по сути, отрицает неотъемлемое право народа Арцаха на самооборону и стремится лишить его любых средств и возможностей обеспечения собственной безопасности в условиях постоянных угроз и военных провокаций против мирного населения Арцаха со стороны Баку.
  • Баку продолжает ложно обвинять армию обороны Арцаха в обстреле своих позиций и одновременно нагнетать агрессивную и воинственную риторику, тем самым создавая информационно-пропагандистскую почву для новой агрессии против НК.
  • Власти Азербайджана продолжают последовательно отвергать предложения об отправке в Арцах, в том числе в Лачинский коридор, международной миссии по сбору фактов, которая сможет на месте оценить ситуацию и представить международной общественности объективную картину происходящего.
  • Подобный нескрываемый военно-политический шантаж, применяемый в отношении Арцаха, в том числе продолжающиеся нарушения режима прекращения огня, разжигание и пропаганда расовой ненависти и дискриминации, уничтожение армянского культурного наследия, тотальная транспортная и энергетическая блокада и незаконное установление азербайджанского КПП в Лачинском коридоре неприемлемы и являются грубым нарушением обязательств Азербайджана по Трехстороннему заявлению от 9 ноября 2020 г., а также постановления Международного суда ООН от 22 февраля 2023 г.
  • Подобные агрессивные и дестабилизирующие действия Азербайджана направлены, в том числе, на то, чтобы не допустить создание условий для конструктивного диалога между сторонами на основе принципов равноправия и добросовестности и возобновления мирного процесса по урегулированию конфликта.
  • Власти Азербайджана не считаются ни с какими призывами и заявлениями международного сообщества о недопустимости деструктивных действий и необходимости решения всех спорных вопросов путем конструктивного диалога.
  • Степанакерт считает недопустимым, чтобы международное сообщество и, в частности, РФ, миротворческий контингент которой дислоцирован в Арцахе и под гарантии безопасности которой десятки тысяч арцахцев вернулись на родину после войны 2020 г., оставили угрозы Азербайджана без должного внимания и ответа.
  • Ответственные члены международного сообщества и, в частности, все вовлеченные в мирный процесс акторы, не должны игнорировать и тем более поощрять определенными заявлениями нарушения Азербайджаном своих международных обязательств и проводимую им в отношении народа Арцаха политику этнической чистки, которая может перерасти в еще более масштабное преступление против человечности.
  • Только должная и однозначная политическая оценка действий Азербайджана, а также конкретные и действенные меры международного сообщества по пресечению его международно противоправных деяний могут создать условия для обеспечения прав и безопасности народа Арцаха и установления прочного мира и стабильности в регионе.

9 июля советник президента НКР Артак Бегларян в своём ТГ-канале написал:

  • 8 июля Азербайджан неожиданно для властей НК и компании «Арцахгаз» возобновил поставки газа из РА в НК, а несколько часов назад вновь прервал подачу. О причинах этого восстановления можно только догадываться, но ясно, что никакого общения с арцахской стороной на эту тему не было.
  • Главной целью этого шага, возможно, было некоторое снижение внешнего давления в конкретный момент, однако власти Азербайджана преследовали и ряд других целей, например, в любой момент неожиданным включением-выключением возбудить постоянную неопределенность и различные сплетни и сомнения среди населения Арцаха, в пользу которых говорит сегодняшнее прерывание. Не исключаю и то, что неожиданное восстановление газоснабжения после 109-дневного перерыва могло бы стать причиной дополнительных инцидентов и человеческих потерь.
  • Необходимо осознавать и всегда быть психологически готовым к тому, что Азербайджан может в любой момент неожиданно восстановить и прервать газоснабжение. И в таких условиях мы должны воздерживаться от создания дополнительного внутреннего информационно-психологического переполоха как в случае восстановления, так и прерывания. Исходя из вышесказанного и учитывая неопределенность ситуации, вчера уполномоченные органы не поспешили опубликовать официальную информацию о восстановлении.
  • С 15 июня в Арцах вообще не поставляется топливо, в числе прочих товаров первой необходимости, и уже возникли серьезнейшие проблемы с внутренним перемещением. Именно поэтому восстановление газоснабжения в определенной степени смягчило бы лишения людей в плане внутреннего передвижения и организации быта, но главной проблемой продолжает оставаться сама блокада.
  • В любом случае, власти Азербайджана должны осознать, что путем лишения газа, электроэнергии, топлива, продовольствия и других бытовых лишений не могут отнять наши естественные права и сломить наш дух и волю к свободе.
  • Полная блокада Арцаха, перебои в электроснабжении и газоснабжении являются проявлениями преступления против человечества, а это означает, что международное сообщество должно срочно и действенными средствами устранить эти нарушения и предотвратить дальнейшее углубление гуманитарной катастрофы. «А одной из обязательных форм ее осуществления является признание и защита нашего права на самоопределение, поскольку гуманитарная катастрофа является чисто следствием подавления политических прав и свобод нашего народа».

12 июля МИД НКР выступило с заявлением, в котором отмечается:

  • Запрет на движение транспортных средств МККК через незаконно установленный КПП в Лачинском коридоре грубо нарушает как нормы международного гуманитарного права, так и собственные обязательства по Трехстороннему заявлению от 9 ноября 2020 г. и постановления МС ООН от 22 февраля и 6 июля 2023 г.
  • Для оправдания этого незаконного и бесчеловечного акта Азербайджан ссылается на якобы провоз на автомобилях, принадлежащих МККК, «неразрешенных предметов», таких как мобильные телефоны, сигареты и топливо. Это лишь доказывает продолжающуюся транспортную, продовольственную и энергетическую блокаду Арцаха и острую нехватку товаров первой необходимости, а также враждебное и антигуманное отношение Баку к народу Арцаха.
  • В соответствии с нормами международного гуманитарного права Азербайджан несет обязательство не препятствовать доставке гуманитарных грузов в осажденный Арцах. Нарушение данного обязательства является серьезным нарушением положений Женевских конвенций и квалифицируется как военное преступление.
  • Действия Азербайджана прямо нарушают Трехстороннее заявление от 9 ноября 2020 г., которое, в частности, предусматривает установление режима Лачинского коридора под контролем миротворческих сил РФ для обеспечения связи между НК и РА, а также безопасность движения по Лачинскому коридору граждан, транспортных средств и грузов в обоих направлениях.
  • Продолжение блокирования Лачинского коридора со стороны Азербайджана является нарушением двух юридически обязательных решений МС ООН, который предписал Азербайджану обеспечить беспрепятственное передвижение по Лачинскому коридору людей и товаров в обоих направлениях. Международные акторы в своих подходах к вопросу о Лачинском коридоре должны исходить из юридически обязательных решений МС ООН.
  • Препятствуя гуманитарным операциям МККК, в том числе медицинской эвакуации, Азербайджан не только игнорирует свои международные обязательства, но и усугубляет и без того тяжелую гуманитарную ситуацию в Арцахе. Данный запрет, по сути, полностью лишает доступа к неотложной медицинской помощи тех, кто в ней остро нуждается, что может привести к серьезным последствиям и гибели людей.
  • Срыв гуманитарных операций МККК в сочетании с тотальной блокадой, действующей с 15 июня 2023 г., и последовательным препятствованием Азербайджаном оказанию гуманитарной помощи населению Арцаха, а также проводимой им политикой создания максимально невыносимых условий в Арцахе является очередным проявлением геноцидальных намерений Азербайджана в отношении народа Арцаха.
  • Международное сообщество должно осудить незаконные действия Азербайджана, оказало на него давление для восстановления возможности МККК осуществлять гуманитарные перевозки и медицинскую эвакуацию через Лачинский коридор на основе принципа уважения человеческого достоинства, а также приложило коллективные усилия для защиты прав и безопасности народа Арцаха.
  • Степанакерт напоминает об ответственности всех вовлеченных в мирный процесс сторон в вопросе снятия продолжающейся уже 7 месяцев преступной блокады Арцаха и обеспечения полного выполнения Азербайджаном своих обязательств по Трехстороннему заявлению от 9 ноября 2020 г., а также решений МС ООН.

 

АЗЕРБАЙДЖАН

11 июля президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил:

  • Через несколько дней между Ереваном и Баку будут проведены переговоры на высшем уровне.
  • Признание Арменией «параметров территории Азербайджана, включая Карабах и анклавные села» — «позитивный факт».
  • Настало время, чтобы эти же слова были закреплены и на бумаге, чтобы были поставлены подписи и налажены отношения.

 

ПРАВО

ДЕЛО ЭКС-КОМАНДУЮЩЕГО АО НКР АРЗУМАНЯНА

6 июля бывший командующий Армией обороны НКР генерал-лейтенант Микаел Арзуманян через ArmLur.am распространил заявление из изолятора СНБ, в котором ответил на обвинения против него. Он, в частности, отметил:

  • Выдвинутые обвинения связаны с политической ситуацией в РА в конкретные моменты, а также с обвинениями друг друга разными людьми в связи с передачей Шуши.
  • «Те, кто меня знает, прекрасно знают, что с 18 лет я сражаюсь за Родину, и я один из первых людей, приехавших в Шуши после освобождения Шуши. Поэтому я не считаю случайным, что я был выбран в качестве мишени».
  • Арзуманян не имел полномочий 29 сентября 2020 г. отдать приказ «покинуть освобожденную высоту Арегасар», поскольку в то время не был командующим Армией обороны.
  • Доказательств в поддержку выдвинутых обвинений нет и быть не может. Поэтому Арзуманян попросил суд провести публичное разбирательство, чтобы общественность поняла, что произошло на самом деле.

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИЛЫ

ФРАКЦИЯ «ЧЕСТЬ ИМЕЮ»

7 июля экс-президент РА Серж Саргсян заявил:

  • Самым лучшим решением проблемы была бы смена власти. Но, если смогут договориться о том, что группа дипломатов начнет работать руководством экс-министра ИД РА Вардана Осканяна, а другие должны будут молчать, вполне возможно, что это будет реализовано, хотя Саргсян не уверен, что представители действующей власти могут прийти к подобной договоренности.
  • Во внутриполитической жизни страны грядут события. Иначе и быть не может. «Вы представляете себе руководителя государства, который заявляет о том, что во время 44-дневной войны военные более 10 раз обманывали его. Как можно, когда человека более 10 раз обманывают, а он этого не ощущает. Какими же способностями или знаниями должен обладать подобный человек? Вся трагедия заключается именно в этом, и ни в чем другом».

 

ПАРТИЯ «РЕСПУБЛИКА»

11 июля в интервью ОТА глава партии «Республика» Арам Саркисян заявил:

  • Власти НК должны попросить премьер-министра РА Пашиняна обратиться с просьбой организовать заседание Совета безопасности ООН. Власти РА, в сотрудничестве с США и Францией, вполне могут созвать подобное заседание.
  • Темой обсуждений должны стать нагорнокарабахский вопрос и Лачинский коридор, которые взаимосвязаны.
  • То есть, ООН созывает заседание на основании того, что решения МС ООН были проигнорированы, из-за чего возникли определенные вызовы, нуждающиеся в скорейшем преодолении. Речь, в частности, идет о насильственной депортации.
  • В случае, если Азербайджан опять не выполнит решение Совбеза ООН, на него будут наложены санкции.

 

МЕЖДУНАРОДНОЕ СООБЩЕСТВО

США

6 июля секретарь Совбеза РА Армен Григорян обсудил с и.о. заместителя госсекретаря США по делам Европы и Евразии Дереком Хоганом переговоры по заключению мирного договора между РА и АР. Собеседники обсудили вопросы региональной безопасности, а также создание международного механизма диалога Степанакерт-Баку и обеспечение прав и безопасности армянского населения Нагорного Карабаха.

6 июля Григорян встретился также с советником президента США по национальной безопасности Джейком Салливаном. Стороны обсудили ситуацию и вызовы региональной и более широкой внерегиональной безопасности. Григорян представил подходы армянской стороны по ряду важных направлений.

6 июля посол США в РА Кристина Квин, отвечая на вопрос относительно заявлений, сделанных в ходе интервью ОТА, заявила:

  • США не предопределяют исход переговоров о будущем НК, а содействуют достижению соглашения, которое обеспечит основу для мира
  • Вопрос прав и безопасности народа НК лежит в основе армяно-азербайджанского конфликта. Единственный способ гарантировать долгосрочное урегулирование этого конфликта — это обеспечить защиту прав проживающих в НК и чувство безопасности в своих домах.
  • Прямой диалог является путем урегулирования проблем и достижения длительного и достойного мира.

11 июля премьер-министр РА Никол Пашинян обсудил с госсекретарем США Энтони Блинкеном мирный договор Армения-Азербайджан и обеспечение безопасности армян НК.

  • Собеседники коснулись сложившейся ситуации в регионе, продолжающихся переговоров по мирному договору между Арменией и Азербайджаном, необходимых шагов по обеспечению прав и безопасности армян НК, в том числе необходимости диалога Баку-Степанакерт с международным участием.
  • Пашинян отметил углубление гуманитарного кризиса, возникшего в НК в результате незаконного блокирования Азербайджаном Лачинского коридора, и необходимых шагов по его преодолению.
  • Собеседники подчеркнули необходимость последовательных усилий по обеспечению стабильности и мира в регионе.
  • Пашинян подтвердил приверженность правительства РА мирной повестке дня.

12 июля посольство США в РА выступило с заявлением:

  • США глубоко озабочены продолжением блокады Лачинского коридора.
  • Приостановка гуманитарных перевозок еще больше усугубляет и без того ухудшающуюся гуманитарную ситуацию и ставит под угрозу усилия по укреплению доверия к мирному процессу.
  • Свободный и открытый транзит через Лачинский коридор должен быть немедленно восстановлен.

ФРАНЦИЯ

6 июля премьер-министр РА Никол Пашинян заявил:

  • Франция имеет четкую позицию в отношении той обстановки, которая сложилась в НК.
  • Азербайджан начал тотальную пропагандистскую кампанию против Франции.
  • Пропагандистская кампания Баку против стран и организаций, дающих объективную оценку гуманитарному кризису в НК — часть политики этнических чисток, осуществляемых в Арцахе.

6 июля глава МИД РА Арарат Мирзоян в телефонном разговоре с главой МИД Франции Катрин Колонной представил последние события в процессе нормализации армяно-азербайджанских отношений.

  • Были затронуты, в частности, делимитация госграницы между Арменией и Азербайджаном, решение вопросов прав и безопасности народа НК в рамках международного механизма, а также вопросы, связанные с разблокированием экономических и транспортных путей в регионе.
  • Мирзоян подчеркнул недопустимость решения проблем путем применения силы или угрозы силы, необходимость для Азербайджана воздерживаться от агрессивных действий и провокационной риторики.
  • Была подчеркнута актуальность международных усилий по преодолению гуманитарного кризиса, возникшего в НК в результате незаконного блокирования Лачинского коридора, и предотвращению дальнейших действий, направленных на этническую чистку со стороны Азербайджана.

11 июля спикер НС РА Ален Симонян встретился с председателем Сената Франции Жераром Ларше.

  • Симонян представил гуманитарный кризис в НК из-за блокады Лачинского коридора Азербайджаном.
  • Он также заявил, что в случае новой агрессии рассчитываем на поддержку Франции.
  • Стороны коснулись инициированных и принятых Сенатом Франции резолюций, осуждающих азербайджано-турецкую агрессию против НК, применения санкций против Азербайджана и немедленного вывода азербайджанских ВС с территории РА.

11 июля армянские и французские парламентарии обсудили возможность применения санкций в отношении Азербайджана.

  • Симонян поблагодарил делегацию парламентской группы-дружбы Франция-Армения во главе с Жильбером Люком Девиназом за резолюцию, принятую абсолютным большинством французского Сената после азербайджанской агрессии против суверенной территории Армении 13 сентября 2022 г.
  • Он отметил визит Девиназа в общину Тех, который он считает сигналом всему международному сообществу.
  • Французские сенаторы заметили, что переговорный процесс не является сдерживающим фактором для Азербайджана.

12 июля Симонян на встрече со спикером НС Франции Яэль Браун-Пиве заявил, что Ереван ждет от международных партнеров действенных шагов, которые удержат регион от потрясений и войны. Стороны обсудили проармянские инициативы, которые готовят французские депутаты, проблему удерживаемых в Азербайджане армянских пленных, гарантии безопасности народу НК.

РОССИЯ

6 июля официальный представитель МИД РФ Мария Захарова заявила:

  • Захарова удивлена заявлениями французского президента Макрона, который заявил, что «оказывает на президента Азербайджана Алиева больше давления, чем на премьер-министра Армении Пашиняна и что он единственный лидер, который обладает четкой позицией по вопросу НК».
  • Париж дискредитировал себя как посредника в армяно-азербайджанской нормализации. Практических результатов посреднических усилий Макрона в нагорнокарабахском регулировании нет.
  • Саботирование работы Минской группы в 2022 г., принятие парламентом Франции резолюции с осуждением «агрессии Азербайджана и требованием ввести санкции против самой страны и ее официальных лиц», инициированием в Париже и развертыванием гражданской миссии ЕС в РА с сомнительным мандатом и без учета мнения Азербайджана – «это все наглядные примеры французской повестки дня в этом региональном конфликте, требующем знаний, профессионализма и выверенности действий».
  • Все эти демонстративные шаги направлены не на помощь сторонам, а на вытеснение из процесса урегулирования России и реализацию собственных политических, а порой и вовсе предвыборных целей.
  • Москва крайне озабочена участившимися случаями нарушения режима прекращения огня в НК и сохраняющейся блокадой Лачинского коридора. Гуманитарная ситуация в регионе ухудшается. Из-за прекращения снабжения населения Карабаха может остаться без продуктов, товаров первой необходимости и медикаментов. Это идет вразрез с трехсторонними договоренностями лидеров РФ, АР и РА, в том числе с положениями заявления от 9 ноября 2020 г.
  • Москва призывает Баку и Ереван решать все вопросы исключительно политико-дипломатическим путем, азербайджанскую сторону — к разблокированию Лачинского коридора, обеспечению беспрепятственного движения по нему граждан, транспортных средств, грузов в гражданских целях.
  • В случае реализации Азербайджаном военной операции против Арцаха, действия российских миротворцев будут соответствовать развитию ситуации на земле и будут идти в русле тех договоренностей, которые были достигнуты между тремя сторонами.
  • Реагируя на вопрос о заявлении президента НК Арутюняна о том, что досрочная сдача под контроль Азербайджана трех населенных пунктов Бердзор, Ахавно, Сус в НК была осуществлена по предложению российской стороны, дабы не допустить военную операцию Азербайджана, Захарова отметила, что изменения маршрута Лачинского коридора произведены по итогам согласования в трехстороннем формате, как это было предусмотрено заявлением от 9 ноября 2020 г.

10 июля, комментируя призыв Захаровой разблокировать Лачиснкий коридор, глава МИД Азербайджана Джейхун Байрамов заявил:

  • «Конечно, необходимо слушать эти призывы. Важно анализировать. И мы это делаем, даем адекватные реакции».
  • Время показало, что для того, чтобы развиваться и решать вопросы в правильном направлении, азербайджанская сторона должна принимать и принимает системные меры.
  • Азербайджанское государство имеет свою точку зрения на решение вопросов с соблюдением норм и принципов международного права.
  • Но Баку проводит свою политику, руководствуясь не чьими-то призывами, а исходя из его национальных интересов.

8 июля замминистра ИД РА Ваге Геворкян и его российский коллега Михаил Галузин затронули вопросы безопасности и стабильности в регионе, ход процесса урегулирования отношений между Арменией и Азербайджаном. Собеседники коснулись также ситуации, сложившейся в результате незаконной блокады Лачинского коридора и гуманитарного кризиса в НК. В этой связи была подчеркнута важность выполнения обязательств, взятых трехсторонним заявлением от 9 ноября 2020 г.

12 июля в интервью армянской службе «Голоса Америки» секретарь Совета безопасности РА Армен Григорян заявил:

  • Блокировка Лачинского коридора – очень серьезная проблема. Согласно трехстороннему заявлению от 9 ноября 2020 г. в Лачинском коридоре не предусматривалось какого-либо азербайджанского присутствия. Задачей миротворцев было обеспечение свободного передвижения по данному коридору.
  • Ожидания от российских миротворцев в Степанакерте не оправдываются. Сегодня никакого движения по дороге нет. Тем не менее, в РА рассчитывают, что миротворцы выполнят свою миссию в полном объеме, и что люди, проживающие в НК, больше не столкнутся с гуманитарным кризисом. Нынешний же кризис продолжает углубляться.
  • Вопрос срыва предусмотренных договором поставок российского оружия и боеприпасов РА продолжает оставаться в повестке армяно-российских отношений.
  • Эти вопросы имеют стратегическое значение для РА, и «мы должны открыто и спокойно обсуждать эти вопросы с нашими партнерами, чтобы найти решения».

ВАТИКАН

12 июля президент РА Ваагн Хачатурян на встрече с госсекретарем Святого Престола Пьетро Паролином заявил о гуманитарном кризисе в НК из-за 7-месячной азербайджанской блокады. Собеседники обсудили армяно-азербайджанские переговоры и гарантии прав народа НК.

Премьер-министр РА Никол Пашинян на встрече с кардиналом Паролином обсудил вопрос углубления кризиса в НК в результате незаконного блокирования Азербайджаном Лачинского коридора, гуманитарных проблемах после 44-дневной войны, продолжающихся переговорах по мирному договору между Арменией и Азербайджаном. Кардинал Паролини выразил готовность способствовать установлению мира и стабильности в регионе, а также процессу решения гуманитарных проблем.

Кардинал Пьетро Паролин на встрече с Католикосом Всех армян Гарегином Вторым в Эчмиадзине отметил, что его визит носит гуманитарный характер и направлен на содействие мирному урегулированию конфликта между Арменией и Азербайджаном. Гарегин Второй, в свою очередь, подчеркнул важность практического вмешательства международного сообщества для пресечения экспансионистских амбиций агрессивных действий Азербайджана, а также защиты права арцахских армян на самоопределение.

 

ТУРЦИЯ

2 июля президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил:

  • Согласно договоренности, миротворцы РФ «будут оставаться в обозначенных местах до 2025 г.», а «в 2025 г. Россия покинет эти места.
  • «Я верю, что Россия будет придерживаться этого соглашения. Ильхам Алиев уже внимательно следит за этим».

 

ОДКБ

12 июля в интервью армянской службе «Голоса Америки» секретарь Совета безопасности РА Армен Григорян заявил:

  • Армения обсуждает со странами-членами ОДКБ все проблемы, используя площадки организации для озвучивания имеющихся вопросов, а также поиска возможных решений.
  • Ереван видит, что государства-члены ОДКБ, так или иначе, публично соглашаются с тем, что поднятые Арменией вопросы легитимны. «Очень важно, чтобы наши партнеры понимали правомерность поднимаемых нами вопросов».

 

СОВЕТ ЕВРОПЫ

6 июля представитель РА по международным правовым вопросам Егише Киракосян рассказал делегатам Совета Европы о дискриминационной и армянофобской политике Азербайджана. Он поднял также вопросы пленных и пропавших без вести во время и после 44-дневной войны.

С представителями СЕ встретился и вице-спикер НС РА Рубен Рубинян. Собеседники обсуждали блокировку Азербайджаном Лачинского коридора и гуманитарный кризис в НК.

Представитель РА в СЕ Арман Хачатрян сообщил, что делегация СЕ побывала в начальной части Лачинского коридора. По его оценке, визит дал возможность лучше понять ситуацию на местах, ознакомиться с ее серьезными гуманитарными последствиями для жителей НК и в плане прав человека.

ОБСЕ

8 июля в Дубровнике глава МИД РА Арарат Мирзоян на встрече с действующим председателем ОБСЕ Буяром Османи обсудил вопросы региональной безопасности.

  • Мирзоян представил развитие ситуации в области безопасности на Южном Кавказе, позицию армянской стороны по ключевым вопросам в процессе нормализации отношений между Арменией и Азербайджаном. В контексте достижения долгосрочного мира была подчеркнута необходимость решения вопросов прав и безопасности народа НК.
  • Были упомянуты проблемы безопасности и гуманитарного характера, возникшие в НК в результате незаконного блокирования Азербайджаном Лачинского коридора и агрессивных действий. Мирзоян подчеркнул необходимость конкретных шагов международного сообщества, чтобы предотвратить политику Баку, направленную на этническую чистку армян НК.
  • Мирзоян подчеркнул, что с 15 июня азербайджанская сторона создает препятствия даже МККК для беспрепятственного гуманитарного доступа в НК.

ООН

6 июля Международный суд ООН подтвердил свое постановление от 22 февраля 2023 г. по Лачинскому коридору — «Азербайджан должен принять все меры для обеспечения бесперебойного движения граждан, транспортных средств и грузов по Лачинскому коридору».

11 июля МИД РА приветствовал решение МС ООН по ситуации в Лачинском коридоре.

ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ

12 июля внешнеполитическая служба ЕС выступил с заявлением, в котором отмечается:

  • Работа МККК вдоль Лачинского коридора была сосредоточена исключительно на обеспечении насущных потребностей армянского населения Карабаха и столь необходимой гуманитарной помощи.
  • Власти Азербайджана несут ответственность за то, чтобы МККК мог продолжать свою деятельность и предотвращал потенциальный гуманитарный кризис.
  • ЕС решительно поддерживает решающую роль МККК в регионе и повторяет свой призыв к Азербайджану обеспечить беспрепятственное передвижение людей и товаров по Лачинскому коридору.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ КРАСНЫЙ КРЕСТ

11 июля МККК выступил с заявлением на фоне азербайджанских обвинений о перевозке несанкционированных товаров через Кашатагский коридор.

  • МККК осведомлен об опасениях, высказанных по поводу перевозки несанкционированных товаров через Кашатагский коридор, и не поддерживает такую деятельность. Ни в одном автомобиле, принадлежащем МККК, не было обнаружено несанкционированных материалов. Все грузы подлежат таможенному контролю Азербайджанской Республики.
  • Однако без ведома МККК, четверо наемных водителей попытались перевезти некоторые коммерческие товары на своих транспортных средствах, на которых была временно нанесена эмблема МККК. Эти лица не являлись сотрудниками МККК. И Красный Крест немедленно расторг их служебные контракты.
  • Работа МККК в Лачинском коридоре всегда носит строго гуманитарный характер. Эта необходимая работа, которая позволила эвакуировать более 600 пациентов для оказания медицинской помощи, а также для доставки медицинских принадлежностей, продуктов питания, детского питания и других предметов первой необходимости в медицинские учреждения и семьи. Очень важно, чтобы эти работы продолжались. Эта работа всегда делается с согласия сторон и имеет жизненно важное значение для тысяч людей.

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

ИНИЦИАТИВА «АЙАКВЕ»

6 июля в эфире ОТА глава комиссии НС по финансово-кредитным и бюджетным вопросам Геворг Папоян (фракция «Гражданский договор») заявил:

  • Подобные инициативе «Айакве» решения приведут к ограничению как армянских, так и азербайджанских ресурсов и возможностей для переговоров. Принятие Арменией такой позиции будет означать фактический выход из переговоров.
  • «Если Армения когда-либо, при каких-либо обстоятельствах не признает Арцах в составе Азербайджана – это желание Азербайджана, чтобы было зафиксировано на бумаге – если этого не произойдет, это даст повод и станет причиной для того, чтобы Азербайджан начал очередную, новую военную агрессию против Арцаха и Армении».
  • В таком случае, на следующий же день нужно быть готовыми к широкомасштабной военной агрессии и в Арцахе, и в Армении. «Одно дело, когда он Азербайджан осуществляет это «ползучим» образом, а другое – когда происходит широкомасштабная агрессия по примеру 44-дневной войны. Это абсолютно разные вещи».

6 июля фракция «Армения» присоединилась к инициативе «АйаКве». Глава фракции Сейран Оганян заявил:

  • Данная инициатива очень важна, так как здесь отмечены все те красные линии, которые, по сути, являются и красными линиями оппозиции.
  • «Мы не можем бросить народ Арцаха. Арцах десятки лет был форпостом Армении. Он взял на себя все тяготы и лишения. Сегодня Арцах в блокаде, и его перспектива в самоопределении».

11 июля в эфире ОТА глава партии «Республика» Арам Саркисян заявил:

  • Инициатива «Айакве» направлена не против премьер-министра Армении Никола Пашиняна, а против армянской государственности. «Этим процессом они насаждают вражду между Арменией и Арцахом. Они говорят: «арцахцы, смотрите, вы находитесь в таком тяжелом положении, а армяне не хотят даже прийти и подписаться».
  • Все знают, кто стоит за инициативой, «поэтому подписи и не собираются, пусть не обезьянничают».
  • «Они говорят, кто армянин — подпишитесь. Проблема демократическая, но с расистским подходом. Я говорю, я — армянин и говорю «Айакве» нет».
  • Тот факт, что собрано всего 15 тысяч подписей даст Азербайджану возможность сказать, что в Армении не нашлось 50 тысяч человек, которые не хотят, чтобы Арцах был его частью.
  • Даже если подписи будут собраны и отправлены в НС РА, парламент естественно проголосует против. Тогда они должны собрать 300 тысяч подписей, что невозможно.
  • Это навредит и Армении, и Арцаху, став очередным провалом оппозиции.

 

СМЩЕНИЕ ТАГУ ТОВМАСЯН

10 июля фракция «Гражданский договор» обратилась к председателю НС РА Алену Симоняну с просьбой рассмотреть предложение о прекращении полномочий депутата от фракции «Честь имею» Тагуи Товмасян от должности председателя Комиссии по защите прав человека и общественным вопросам.

  • Фракция обосновала свое решение тем, что Товмасян приняла участие только в 8 из 46 заседаний совета НС.
  • Товмасян также не выполняла обязанностей, которые были связаны с координацией работ возглавляемой ею комиссии. Тем самым, как считают в ГД, она, по сути, препятствовала ее полноценной и органичной работе, а также часто отсутствовала на заседаниях Совета НС.
  • Товмасян также обвиняют в том, что она во время одного из заседаний возглавляемой ею комиссии проявила равнодушие к выражениям, оскорбляющим достоинство тысяч людей, и своим бездействием способствовала повторению этих оскорбительных выражений.

11 июля Товмасян лишили полномочий председателя комиссии НС по защите прав человека и общественным вопросам. «За» проголосовали 62 депутата, против — 1.

  • Фракция «Армения» обсуждение и голосование бойкотировал. Секретарь фракции Арцвик Минасян назвал очередным незаконным шагом со стороны властей. Так власти поступают с «нежелательными» оппозиционерами. И делают это не впервые из-за своей безнаказанности. Он заявил, что их фракция не будет выдвигать своего кандидата в случае смещения Товмасян.
  • Секретарь фракции «Честь имею» Тигран Абрамян заявил, что это месть властей, и такие незаконные шаги уже стали обычным явлением. Товмасян активно работала, в том числе по вопросу незаконной блокады НК, а это проблематично с точки зрения политического курса властей. Он также заявил, что их фракция не выдвинет другого кандидата вместо Товмасян.

ОФИЦИАЛЬНАЯ ХРОНИКА

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

ГРЕЦИЯ, КИПР

5 июля МО РА, Греции и Кипра во время консультаций на Кипре заключили программу военного сотрудничества. Она включает мероприятия, которые пройдут на территории каждой из стран. Также стороны обсудили вопросы безопасности и сотрудничества.

ГРУЗИЯ

7 июля в Батуми премьер-министры РА и Грузии Никол Пашинян и Ираклий Гарибашвили обсудили развитие сотрудничества в разных сферах.

  • Собеседники отметили, что обе страны привержены содействию региональной стабильности и процветанию, стремятся к диалогу на высоком уровне по стратегическим вопросам, что придаст дополнительный импульс эффективному сотрудничеству, способствуя региональному миру и стабильности.
  • Они подчеркнули важность интенсивных контактов, свидетельствующих о динамичном развитии двусторонних отношений и высоком уровне политического диалога.
  • Собеседники обсудили вопросы повестки и перспективы армяно-грузинского сотрудничества, коснулись дальнейших шагов, направленных на последовательное развитие и расширение сотрудничества в различных сферах. Состоялся обмен мнениями о ситуации и событиях в регионе.

США

10 июля секретарь Совбеза РА Армен Григорян встретился с помощником секретаря по управлению экспортом Министерства торговли США Теей Кэндлер. Собеседники обменялись мнениями о возможностях расширения и углубления торгово-экономических отношений между РА и США, развития и укрепления сотрудничества, в частности, в контексте двусторонних торговых инвестиций и улучшения бизнес-среды.

 

ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ

7 июля в ходе дискуссии «Мировой порядок нарушен: как стабилизировать мировую политику» в Хорватии министр ИД РА Арарат Мирзоян заявил:

  • В настоящее время в РА осуществляется процесс широкомасштабных демократических реформ, направленных на укрепление демократических институтов, защиту прав человека и независимой судебной системы. Это сближает ЕС и РА.
  • Изучаются новые перспективы углубления отношений и сотрудничества между Арменией и ЕС в различных областях, в том числе на платформе безопасности. Уже проведена первая сессия по вопросам диалога Армения-ЕС по части политики и безопасности.

СУХИ И МНЕИЯ

СЛУХИ

РОСТ АНТИРОССИЙСКИХ НАСТРОЕНИЙ В АРМЕНИИ

По сведениям газеты «Грапарак», Россия на днях отправила экспертную группу в Армению для выяснения причин роста антироссийских настроений. Эксперты встретятся с общественными группами Армении.

 

МЕНИЯ

СОЦОПРОС GALLUP INTERNATIONAL ASSOCIATION

7 июля руководитель армянского представительства «GALLUP International Association» Арам Навасардян представил данные телефонного опроса, проведенного 21-24 июня в Армении среди 1100 респондентов.

Изменение государственных символов

  • 88,3% — против изменения флага Армении.
  • 84,5% — против изменения герба Армении
  • 79,5% — против изменения гимна Армении.

Виновник блокады Лачинского коридора

  • 27,8% — азербайджанские власти (в январе — 42,5%);
  • 25,2% — российские власти (в январе — 30,2%);
  • 14,4% — турецкие власти (в январе — 17,2%);
  • 9,4% — российские миротворцев (в январе — 12%);
  • 9,6% — все государства (в январе — 9,8%);
  • 6,7% — власти Арцаха (в январе — 8,3%);
  • 11,2% — затруднились ответить (в январе — 4,5%);
  • 4,2% дали другие ответы (в январе — 2,3%).

Вероятность нападения Азербайджана

  • 36,5% — вполне вероятно.
  • 40,4% — скорее вероятно.
  • 10,9% — маловероятно.
  • 6,5% — Азербайджан не станет нападать.
  • 5,7% — затруднились ответить.

Помощь извне в случае нападения

  • 19,6% — Франция (в январе — 34,2%);
  • 19,5% — Россия (в январе — 30%);
  • 18,6% — Иран (в январе — 40%);
  • 11,5% — США (в январе — 27,8%);
  • 6,8% — Индия (в январе — 25,6%);
  • 1,8% — Китай (в январе — 5,1%);
  • 35,5% — ни одна страна не поможет (в январе — 8,7%).

АВЕТ АДОНЦ

11 июля в беседе с Спутник-Армения бывший замминистра ИД РА Армении Авет Адонц заявил:

  • ЕС не может и не планирует заниматься обеспечением безопасности на Южном Кавказе.
  • Брюссель никогда не был частью процесса нагорно-карабахского урегулирования. Этим занималась Франция.
  • ЕС же формально поддерживал принципы МГ ОБСЕ: право на самоопределение, территориальная целостность и неприменение силы. У ЕС нет инструментов для обеспечения безопасности. Даже дислокация наблюдателей ЕС на армяно-азербайджанской границе не дает ощутимых результатов.
  • Пока Брюссель не признает, что ситуация в НК, азербайджанская политика этнической чистки, проблемы с безопасностью Армении – следствие агрессии Баку в ходе 44-дневной войны, никаких позитивных и практических сдвигов ожидать не стоит.



Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Читайте по теме

23 июля 2025

 Партия «Зартонк» передала в Генпрокуратуру Армении два заявления на Пашиняна Партия «Зартонк» подала в Генеральную прокуратуру Армении два заявления на премьер-министра республики Никола Пашиняна. Об этом 22 июля сообщило агентство «Sputnik Армения». Так, по мнению партии, в действиях Пашиняна «имеют …

3 июля 2025

Парламент Армении принял во втором, окончательном чтении законопроекты, позволяющие национализировать компанию «Электросети Армении», принадлежащую предпринимателю Самвелу Карапетяну. За предложенные правящей партией «Гражданский договор» изменения в законы «Об энергетике» и «О комиссии по урегулированию общественных услуг» проголосовали 65 депутатов, против — …

25 июня 2025

 В рамках дела о попытке захвата власти в Армении задержали 14 человек. Об этом сообщили в Следственном комитете страны. В сообщении говорится, что сотрудники правоохранительных органов в рамках дела провели более 90 обысков. В их ходе они обнаружили предметы и …


Ваш браузер устарел! Обновите его.