Обзор 22 – 28 июня 2023 г.
АРМЯНО-АЗЕРБАЙДЖАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
ВЛАСТИ
АРМЕНИЯ
22 июня премьер-министр РА Никол Пашинян заявил:
- Армянская делегация отправится на вашингтонскую встречу с настроем на урегулирование отношений и скорейшее подписание мирного договора. Позиция Еревана неизменна – мы должны приложить все усилия для урегулирования отношений и подписания мирного договора.
- Ереван также предложил провести заседание комиссии по делимитации. Уже есть согласие по этому вопросу.
- Армения также готова к скорейшему разблокированию коммуникаций и экономических связей в регионе на основе принципов суверенитета, взаимности и равенства.
- Баку делает все для того, чтобы сделать жизнь армян в НК невозможной. Незаконная блокада Лачинского коридора продолжается, вопреки принятому Международным судом решению от 22 февраля. Более того, запрещен проезд автомобилей Красного креста. Население НК лишено доступа к природному газу, электроэнергии, внешним поставкам, а локальные мощности генерации электроэнергии достаточны лишь для частичного удовлетворения потребностей. Прекращены внешние поставки продуктов питания и товаров первой необходимости, зафиксирован существенный дефицит медикаментов. В таких условиях даже не предоставляется возможность по перемещению тяжелобольных. Это и есть политика этнических чисток.
- Это важные факты, которые сами по себе опровергают свидетельства Азербайджана о том, что страны, которые публично говорят о проблеме Лачинского коридора вмешиваются во внутренние дела Азербайджана. Невыполнение решения суда и обеспечение исполнения этого решения является основным вопросом международной повестки».
- Невыполнение этого решения и его игнорирование привели к гуманитарному кризису.
- Решение ситуации заключается в исполнении решения суда и запуске международного механизма диалога Степанакерт-Баку.
- Вопросом выполнения Баку решения Международного суда ООН по Лачинскому коридору должен заняться и СБ ООН, который и полномочен следить за этим.
- Гуманитарная обстановка в Нагорном Карабахе продолжает обостряться, Азербайджан не выполняет обязательного решения суда, блокирует передвижение по Лачинскому коридору. Это привело к гуманитарному кризису в Нагорном Карабахе, Азербайджан задействовал весь арсенал, чтобы сделать жизнь армян там невозможной.
23 июня МИД РА выступил с заявлением:
- Ереван сомневается в искренности и политической воле азербайджанских властей установить мир на Южном Кавказе. Повод к этому дает риторика вражды и ненависти Баку, угрозы применения силы, провокации в отношении суверенной территории РА и армян НК.
- Действия Азербайджана не только не нацелены на урегулирование многочисленных проблем путем конструктивного диалога со Степанакертом, но и напрямую ведут к этническим чисткам в НК.
- Установка бетонных ограждений в Лачинском коридоре привела к полному прекращению поставок продовольствия, медикаментов и перевозке тяжелобольных, в том числе Красным Крестом. Даже в условиях усугубляющегося кризиса в НК Баку препятствует международной гуманитарной миссии и миссии по сбору фактов.
- Мировое сообщество не может быть слепо и питать иллюзии относительно того, что права и безопасность народа НК могут быть решены без его участия. Эти решения путем диалога между Степанакертом и Баку жизненно необходимы.
- Ереван продолжит работать для установления мира в регионе.
- Армения и Азербайджан для построения реального и прочного мира в регионе должны найти взаимоприемлемые решения всех существующих проблем в переговорном процессе, не допуская дальнейших проявлений ненависти и вражды. К этим вопросам относятся, в частности, создание прочной правовой базы для демаркации государственной границы между Арменией и Азербайджаном в соответствии с Алма-Атинской декларацией и новейшими картами советского периода, а также разблокирование транспортной инфраструктуры региона на основе суверенитета, юрисдикции, равноправия и взаимности стран, а также четкой гарантии прав и безопасности народа НК.
26 июня спикер НС РА Ален Симонян заявил:
- Власти РА и НК постоянно контактируют по вопросам переговоров с Азербайджаном, и «если решения касаются Нагорного Карабаха, то их реализация оставляется избранным властям Карабаха, а не властям Армении». В ряде случаев на месте находились представители НК и они вели переговоры с представителями азербайджанских властей.
- Без механизма обеспечения гарантий безопасности армян НК вопрос не будет решен. Это самообман, и если Азербайджан готов заниматься самообманом, то Армении не готова.
- Симонян не знает, будет ли этот пункт включен в мирное соглашение, потому что в таком случае нужен будет дополнительный документ о конкретных гарантиях. С одной стороны, заявление от 9 ноября 2020 г. не соблюдается, и выступающая гарантом страна не может или не предпринимает действия. С другой стороны, Симонян не уверен, что должны это закрепить в мирном договоре, а не в каком-то отдельном документе, в котором одна или несколько стран выступят гарантами. «Если этот вопрос не будет обсужден, если не будет решения, то это значит, что большая часть этих переговоров была бессмысленными разговорами».
- Заявления Азербайджана относительно права армян НК вредят самому Азербайджану. Такие заявления означают, что тот вопрос, который стал источником проблем в течение этих десятилетий, они не решили. «Это бегство от реальности, им не выгодно, чтобы эти вопросы не обсуждались, и уверен, что они сами придут к этому».
- Баку своими заявлениями просто пытается завысить планку перед предстоящими переговорами. Таким образом азербайджанская сторона хочет получить возможность потом сделать шаг назад, но при этом сама себе наносит ущерб.
- РА не допустит этнических чисток в НК, и все международные рычаги использует также как и сейчас. Однако РА не готовится начинать боевые действия. Всеми международными механизмами мы должны достичь того, чтобы Армения и Азербайджан заключили длительное, доверительное соглашение под эгидой международной организации, и обеспечить исполнение прав армянского народа в НК.
- Во время закрытых встреч президент Азербайджана Алиев признал территориальную целостность РА в численном выражении. Но «пока не будет документов, не будет гарантий, мы будем видеть беспокоящие нас вещи, постоянно будем ждать войны». Алиев в несколько иной форме излагает свою позицию, говоря, что не имеет территориальных претензий к Армении.
В свою очередь, вице-спикер НС РА Рубен Рубинян заявил:
- У Еревана три принципиальные пункты в будущем договоре с Баку. В первую очередь, необходимо зафиксировать конкретную карту, взятую за основу признания странами территориальной целостности друг друга.
- Второй принципиальный пункт – это решение проблемы прав и безопасности населения НК.
- А третий – внедрение института гарантий выполнения помянутого договора. Армянской стороне нужны четкие гарантии того, что Азербайджан не нарушит данный договор и взятые на себя обязательства. Ведь в прошлом такие прецеденты были.
27 июня, отвечая на вопросы Следственной парламентской комиссии по расследованию обстоятельств 44-дневной войны, премьер-министр РА Никол Пашинян заявил:
- Смена внешнеполитического вектора РА не обсуждалась. Восприятие было таково, что смена внешнеполитического вектора может иметь очень тяжелые последствия, в первую очередь, в контексте нагорнокарабахского конфликта.
- В 2019 г. переговоры по карабахскому урегулированию были «конвейером войны». За столом переговоров сидел Азербайджан, который мог сказать «нет» и предпринять военные действия, а в результате не получал контрудар от международного сообщества, и есть Армения, против которого, как только он выражает недовольство, начинаются боевые действия. «Как вести переговоры в такой ситуации, причем с точки 2007 г.?». Логика была такова, что нужно в рамках переговоров отдать то, что могут получить путем войны. «Это было мое восприятие, и задачей было попытаться понять, какие есть рычаги, чтобы остановить этот конвейер. Признаюсь, я не смог остановить его».
- «Конвейер войны» нельзя было бы остановить, если бы РА не отказалась от видения нахождения НК вне Азербайджана. РА мог сказать, что отказывается от видения того, что НК должен быть вне Азербайджана и пойти этим путем, который, однако, не гарантировал, что удалось бы избежать войны.
- За «конвейером войны» следовали «перекрестки войны», которые включали вопросы Лачинского коридора, возвращения беженцев, а также делимитации и демаркации границ.
- Почему Пашинян не обратился к возможности признания независимости Арцаха в ходе 44-дневной войны? А почему прежние власти не признали независимость во время четырехдневной войны в 2016 г.? А в ходе 44-дневной войны не признали независимость НК «по очень простой причине» — в случае признания войну невозможно было бы остановить даже 9 ноября.
- В переговорном процессе было понимание, предположение о том, что миротворцы, размещаемые после подписания принципов разрешения конфликта, не должны представлять страны ОБСЕ. «Это нигде не было четко зафиксировано, однако подобный контекст присутствовал всегда». В ходе 44-дневной войны были разговоры о размещении в зоне конфликта миротворцев из скандинавских стран, что на практике весьма проблематично. Вопрос не затрагивается также в российских предложениях, условно называемых «планом Лаврова», но обсуждения проходили в той логике, что должны быть размещены российские миротворцы. Но все это не отменяет возможность того, что, если бы вопрос был бы на повестке Совбеза ООН, орган не мог бы принять решение командировать в зону карабахского конфликта миротворцев какой-либо страны или группы стран.
- В 2020 г. вероятность войны оценивалась в 30%. Оценки были не только от разведки, но и на основе международных контактов с коллегами. Звучали комментарии, что это психологическое давление на политическую власть, чтобы она пошла на несоразмерные уступки.
- Пашинян не проводил обсуждений с военным союзником именно на тему готовящейся войны, но ему докладывали, что международные коллеги также считали войну маловероятной и призывали ВС РА воздержаться от резкий действий для того, чтобы не спровоцировать войну. Переданный ему Генштабом доклад составлялся, в том числе, и под влиянием этой информации, и он сам не был согласен с данной оценкой.
- Пашиняна уверяли, что ВС выполнят поставленные задачи в случае начала войны, в том числе за счет приобретенного вооружения. С 2018 г. был взят на вооружение принцип «Все для армии», поэтому ВС не получали отказов на приобретение вооружения, были повышены зарплаты, условия несения службы. Планы закупки вооружений не были изменены, а дополнены новыми видами вооружений, в том числе и средствами ПВО. Закупка Су-30СМ была запрошена именно со стороны ВС, и при принятии решения о закупке Пашинян опирался на мнение компетентного института. Но были вооружения, право пользования которыми не принадлежало Армении полностью.
- В связи с этим ему «есть что сказать» во время проведения заседания в закрытом режим, и эти сведения представляют собой, в том числе и показания, данные Следственному комитету в рамках возбужденного уголовного дела.
- Во время 44-дневной войны 2020 г. в подавляющем большинстве информация о передовой от президента НКР Араика Арутюняна опровергалась Минобороны и Генштабом, а через некоторое время Генштаб «был вынужден» признать, что информация соответствует действительности.
- Мобильность армянской армии стала одной из самых больших проблем во время войны. Еще предстоит серьезно изучить, как происходило передвижение частей. Значительное количество потерь ВС понесли не в ходе самих боев, а именно на маршах. Произошедшая до войны оптимизация в армии обосновывалась необходимостью повышения мобильности.
- Бывшим начальником ГШ ВС РА Мовсесом Акопяном была распространена информация о том, что Пашинян давал приказ об отмене мобилизации в ходе боевых действий, но «ничего такого не было, абсолютно». Проблема была в другом — согласно законодательству, демобилизованные граждане в течение 2 лет не подлежали призыву. Это не совсем логично, поскольку данная группа граждан является наиболее боеспособным для мобилизационного ресурса. Помимо этого, были люди, которые по закону, в силу разного рода бюрократических причин, не подлежали призыву. В связи с этим в тот период Пашинян выступил с призывом к гражданам записываться в добровольцы, а органам ОМС — организовать этот процесс.
- Российские эксперты были восхищены стойкостью и боеспособностью армянской армии до 4 октября 2020 г. Несмотря на сильное давление, Азербайджан не мог добиться серьезных успехов до 4 октября. Однако в этот день произошел прорыв 9 оборонительного района.
- После этого ему было доложено о подготовке контрудара с целью вернуть утраченные позиции и выровнять линию фронта. Тогда он ответил, что с политической точки зрения никаких преград нет, но военные должны разработать операцию. По факту проведенной операции возбуждено уголовное дело и не факт, что следствие придет к выводу, что решение о контрнаступлении не было рациональным.
- Пашинян знает командующего танковой бригады, которая не выполнила поставленную задачу, из-за чего контрнаступление провалилось. Ему продолжительное время докладывали, что все продвигается нормально. Потом сообщили, что отмеченная бригада не выполнила задачу по причине того, что она даже не вступила в бой. «Что-то там случилось, нужно выяснить это был подстроенный эпизод или на самом деле все так было, была ли фальшивой причина невыполнения приказа и так далее». Отдельные фрагменты, которые озвучиваются, очень важны, но «если все они как-то взаимосвязаны, то это может означать уже совсем другое».
- Война в Арцахе не могла быть остановлена, пока Шуши находился под армянским контролем, хотя там были и другие обстоятельства. «Успешная оборона Шуши тоже могла бы стать переломным моментом в войне, какой бы тяжелой ни была ситуация». Шуши имеет не только символическое значение для обеих сторон, но и расположен над Лачинским коридором и Степанакертом.
- Пашинян усматривает «внешний след» в событиях февраля 2021 г., когда Генштаб потребовал его отставки. Некоторые военные пошли на этот шаг под влиянием ситуации, сложившейся на тот момент, или субординации, а может после боевых действий некоторые военные утратили доверие к Пашиняну.
- Многие детали и эпизоды как 44-дневной войны, так и событий мая 2021 г., произошедших на участке Сотк-Хознавар армяно-азербайджанской границы, наводят на «смутные подозрения» в том, что то, что происходило на передовой, было направлено на организацию смены власти в Армении. И версия намеренного бездействия усилилась после событий на упомянутом участке. Тем более, что есть уголовное дело и обвиняемый, но «нет объяснения». «У нас есть случай захвата Азербайджаном стратегической высоты, ее отбития нашими войсками и приказа нашего командира оставить высоту. Насколько я знаю дело в суде, почему был дан приказ? Понимаете? Есть дело, в котором фигурирует высокопоставленный офицер, распространявший панику, утверждая, что «территории сдали».
- Пашинян рассказал, что его супруга Анна Акопян во время войны оказалась среди военного руководства Арцаха – «зашла на 15 минут с визитом вежливости, чтобы поздороваться с командованием». Символичность ее присутствия в Степанакерте, который в те дни покинули многие женщины с детьми, заключалась в том, чтобы кто-то из семьи Пашиняна находился в эти дни в Арцахе.
- Пашинян назвал число уголовных дел, возбужденных по случаям дезертирства во время 44-дневной войны, в условиях военного положения. Уголовные производства начаты в отношении около 12 600 лиц — гражданских и военных. Их обвиняют в невыполнении приказов, дезертирстве и так далее.
28 июня премьер-министр РА Никол Пашинян в своем микроблоге в Твиттер написал:
- Лачинский коридор остается незаконно заблокированным, а сегодня есть 4 жертвы в результате атаки Азербайджана с использованием БПЛА.
- Есть высокий риск дестабилизации ситуации на Южном Кавказе.
- Международное сообщество должно предпринять практические шаги для обеспечения прав и безопасности населения НК.
28 июня, комментируя призыв НС НКР прекратить переговоры в Вашингтоне в связи с обстрелами, спикер НС РА Ален Симонян заявил:
- Если прекратить переговоры, то какова альтернатива?
- Вместо того, чтобы делать поспешные заявления, мы должны на мгновение остановиться и подумать о следующих шагах, а также о значении и последствиях заявления.
- По поводу заявления о том, что НК не может быть частью Азербайджана и для них это «красная черта», Симонян заявил, «пусть идут на переговоры и начинают их с этой позиции». «В наших силах оказывать поддержку всем, на что способна Армения, и мы поддерживаем и будем поддерживать до конца, а насчет остального, я думаю, они будут договариваться и обсуждать с противоположной стороной».
28 июня в эфире «Азатутюн» вице-спикер НС РА Рубен Рубинян заявил:
- Когда глава Европейского совета Шарль Мишель заявил о том, что Азербайджан и Армения признали территориальную целостность друг друга, с азербайджанской стороны не было озвучено какого-либо несогласия или опровержения. Но здесь имеется и довольно негативная сторона. Так, сам Азербайджан не заявлял о признании территориальной целостности РА, что безусловно является проблемой.
- «Абсолютно неважно», что последние провокация Азербайджана в НК произошла на фоне переговоров глав МИД РА и АР в США. Важно то, что Азербайджан продолжает свое агрессивное поведение, а также политику, нацеленную на этническую чистку народа НК.
АРЦАХ
23 июня МИД НКР выступил с заявлением:
- 9-й день подряд продолжается полная незаконная блокада Азербайджаном Лачинского коридора, контроль над которым, согласно пункту 6 Трехстороннего заявления от 9 ноября 2020 г., закреплен за миротворческим контингентом РФ.
- Из-за провокационных действий азербайджанской стороны и последовавшей за ними полной блокировки дороги через Лачинский коридор, начиная с 15 июня прекращены все перевозки Российским миротворческим контингентом гуманитарных грузов, в частности, продовольствия и других товаров первой необходимости, требующихся для выживания 120-тысячного населения НКР. Не осуществляются перевозки МККК тяжелобольных из НК в медучреждения РА, а также доставка жизненно важных медикаментов в республику. В результате быстро истощаются небольшие внутренние запасы продовольствия и медикаментов, что грозит превратить ситуацию в республике в гуманитарную катастрофу.
- 22 июня азербайджанская сторона установила бетонные блоки на мосту Хакари, полностью заградив проезжую часть единственной дороги жизни, соединяющей НК с РА, и сделав движение по ней автотранспорта технически невозможным. «Всего за месяц Азербайджан превратил свой незаконно установленный и разрекламированный блокпост на дороге в Лачинском коридоре в военный опорный пункт с бронетехникой, инженерными заграждениями и вооруженным персоналом».
- Все действия азербайджанской стороны, включая срежиссированную акцию псевдоактивистов, блокирование дороги Степанакерт-Горис, перекрытие поставок газа и электричества из РА в НК, стрельба по мирным жителям и препятствование сельскохозяйственным работам на полях, носят преднамеренный и спланированный характер и направлены на то, чтобы сделать жизнь армян в Арцахе невозможной.
- Власти НКР неоднократно предупреждали о негативных последствиях незаконного установления азербайджанского КПП для безопасного и беспрепятственного передвижения вдоль Лачинского коридора, которое теперь фактически полностью прекращено, и 120 тысяч человек в Арцахе, включая 30 тысяч детей, оказались в положении заложников в собственном доме. В сложившейся ситуации незамечание или игнорирование реального положения дел на земле, безадресные заявления и призывы, отсутствие конкретных и адекватных мер со стороны международного сообщества лишь поощряют власти Азербайджана к продолжению и усилению своих незаконных и агрессивных действий.
- Степанакерт призывает стороны, подписавшие Трехстороннее заявление от 9 ноября 2020 г., в первую очередь РФ, предпринять все необходимые меры для обеспечения неукоснительного и полного выполнения взятых на себя международных обязательств.
- Степанакерт обращаемся к Совету Безопасности ООН, а также ко всем ответственным членам международного сообщества, в том числе руководству отдельных стран и международных организаций, перейти от слов к делу и в рамках всеобщей обязанности по защите принять все необходимые меры для пресечения военных преступлений, этнических чисток и преступлений против человечности, совершаемых Азербайджаном против НК и его народа.
26 июня в беседе с Armenia Today советник президента НКР по особым поручениям Давид Бабаян заявил:
- Ситуация в Лачинском коридоре практически не изменилась. Красный крест возобновил перевозки пациентов из НК в РА, но Азербайджан прибегает к манипуляциям – то полностью перекрывает движение, а потом вроде разрешает Красному кресту перевозить пациентов.
- Наблюдается некоторая международная активность в политическом смысле, в виде призывов, резолюций, но налицо полной отсутствие действий на месте.
- Установленные Азербайджаном 22 июня при въезде в Лачинский коридор бетонные заграждений вроде убрали, но это не важно, когда захотят они снова могут их установить.
- Никаких контактов Степанакерт-Баку не было. Арцах никогда не был против полноценных переговоров, но Азербайджан не хочет, Баку нужен внутриазербайджанский диалог. И стороны, которые продвигают этот вектор либо ошибаются, не понимая, либо намеренно стремятся погубить Арцах.
28 июня МИД НКР выступило с заявлением:
- В ночь с 27 на 28 июня 2023 г. ВС Азербайджана, грубо нарушив режим прекращения огня и положения Трехстороннего заявления от 9 ноября 2020 г., с применением артиллерии и ударных БПЛА нанесли удары по позициям Армии обороны НКР, а также по объектам, расположенным в глубине территории НК, в результате чего погибло 4 военнослужащих АО НКР.
- Ставшие уже обычными попытки азербайджанской стороны возложить вину за эти удары на арцахскую сторону лишены какого-либо основания. На это указывают и слова министра обороны Азербайджана, который 26 июня, всего за два дня до этого нападения, заявил в интервью, что Армия обороны НК не представляет для Азербайджана никакой опасности, и при этом пригрозил силами одного корпуса осуществить военную операцию в НК. По сути, министр обороны Азербайджана признал, что именно его страна является агрессором и осуществляет милитаризацию зоны азербайджано-карабахского конфликта.
НС НКР также выступил с заявлением:
- НС НКР потребовал от главы МИД РА Мирзояна немедленно прекратить переговоры с Баку в Вашингтоне о будущем Арцаха, пока на линии соприкосновения в НК и на границах РА не будет установлено полноценное прекращение огня и не будут предоставлены документальные гарантии его соблюдения.
- Продолжение переговоров будет означать поощрение агрессивных действий Азербайджана и предоставление ему «международных льгот».
- НК никогда не был и не будет в составе Азербайджана, и любое обсуждение вокруг этой темы неприемлемо.
- Сопредседатели МГ ОБСЕ и лидеры этих стран должны понимать, что присоединение НК к Азербайджану приведет к деарменизации республики и ее уничтожению.
- В условиях полной блокады НК со стороны Азербайджана очередное убийство граждан с использованием артиллерии и беспилотников доказывает, что военно-политическое руководство Азербайджана, игнорируя призывы и решения международных авторитетных структур, прикрываясь ложными повестками мира и диалога, геноцидными действиями стремится достичь своей главной цели – окончательного изгнания армян Арцаха, используя военные, политические и экономические инструменты.
- НС НКР обращается от имени народа НКР к РФ: «в рамках миротворческой миссии самым жестким образом пресечь антигуманные, геноцидные действия Азербайджана».
АЗЕРБАЙДЖАН
22 июня азербайджанские ВС перекрыли бетонным заграждением единственную дорогу, соединяющую НК с РА, препятствуя любому движению, в том числе для машин Красного Креста и российских миротворцев.
23 июня президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил:
- «Завершение мирных переговоров с Арменией сегодня нужно и нам, а еще больше — самой Армении».
- В октябре 2022 г. Армения официально признала территориальную целостность Азербайджана, а в прошлом месяце даже отметила параметры территории Азербайджана. «Эти заявления должны быть еще и на бумаге, и Армения должна их подписать».
24 июня Глава МИД Азербайджана Джейхун Байрамов на встрече с главой представительства МККК в Азербайджане Драганой Кожич потребовал от РА гарантий в связи с ситуацией вокруг Лачинского коридора. Он заявил о необходимости гарантирования Арменией Азербайджану неповторения инцидентов, подобных произошедшему 15 июня.
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИЛЫ
ФРАКЦИЯ «АРМЕНИЯ»
27 июня в Ереване перед посольствами РФ, Франции и США, а также перед представительством ЕС прошла акция активистов АРФ с требованием ликвидации блокады НК под лозунгом «SOS Artsakh». Цель акции – потребовать от стран-сопредседателей МГ ОБСЕ и ЕС не ограничиваться одними лишь заявлениями, а предпринять практические шаги для немедленного устранения блокады со стороны Азербайджана. Участники пикета в поддержку Арцаха передали свои требования в Посольство РФ.
Представитель Верховного органа АРФ Гегам Манукян заявил:
- У РФ, подписавшей заявление от 9 ноября 2020 г., есть обязательства. Присутствие миротворческого контингента РФ является, к сожалению, единственной гарантией безопасности. Их присутствие в Арцахе в ближайшие годы – жизненная необходимость, которая позволяет противостоять угрозе геноцида.
- Однако Азербайджан настолько обнаглел, что осуществляет свои вражеские действия и в отношении российских миротворцев.
- РФ должна прибегнуть к гораздо более решительным действиям, чтобы устранить сегодняшнюю блокаду, предотвратить гуманитарную катастрофу в Арцахе.
- Цель их акции — представить посольству РФ свою позицию и выразил надежду, что эта позиция, в конечном итоге, дойдет и до Москвы. «Это не послание. Это требование народа и общества. Сегодня Арцах, как и Ленинград в советский период, находится в блокаде, и эту блокаду необходимо прорвать любыми средствами».
Представитель Верховного органа АРФ Ишхан Сагателян заявил:
- В сложившейся ситуации международное сообщество довольствуется лишь заявлениями и изредка – принятием резолюций. Однако факт в том, что Арцах продолжает оставаться в блокаде.
- В АРФ придают большую важность роли и миссии российских миротворцев в НК, но у них есть четкие требования, ведь задачей российских миротворческих сил также является обеспечение бесперебойного функционирования Лачинского коридора. У них есть определенные ожидания от трех стран-сопредседателей МГ ОБСЕ.
Глава фракции «Армения» Сейран Оганян заявил:
- Участие премьер-министра Пашиняна в заседании парламентской комиссии по расследованию обстоятельств 44-дневной войны – очередное шоу, а также манипуляция, нацеленная на отвлечение внимания людей.
- Это также создает неравные условия для других лиц, допрошенных ранее в комиссии, и априори ставит премьер-министра выше всех остальных. Согласно пункту 6 устава комиссии ее деятельность не должна быть публичной.
- «То есть, мы, по сути, имеем дело с очередной пресс-конференцией премьер-министра Армении Никола Пашиняна. Его выступление ничем не отличается от других его выступлений».
- Пашиняна безразличен к народу Нагорного Карабаха. Власти действуют и принимают решения, не соответствующие сложившейся ситуации. Ни разу проблему не обсудили в парламенте, не провели совместного заседания с коллегами из Степанакерта.
- Пашинян лишь «обнулил» весь потенциал переговоров по НК, что привело к 44-дневной войне, во время которой не сделал ничего для объединения и мобилизации страны.
- Независимость Арцаха не имеет отношения к территориальной целостности Азербайджана. Нынешние власти РА принимают непоследовательные решения и действия.
- Власти Армении боятся озвучить мысль о том, что НК в период развала СССР фактически самоопределился, вместо этого делаются попытки переключить внимание общественности на другие, второстепенные темы и проблемы.
- У НК есть только один путь и одно будущее – независимость.
ФРАКЦИЯ «ЧЕСТЬ ИМЕЮ»
26 июня депутат НС РА Тигран Абрамян написал на своей странице в Фейсбук:
- Ереван продвигает «повестку мира» в ответ на военные приготовления Баку.
- После 44-дневной войны Азербайджан стремительно наращивает количество своих сил специального назначения, переформирует воинские части по натовским стандартам, внедряет новые методы ведения боя, отмечает в соцсетях.
- В рамках военных реформ и подготовки сил «Коммандо», реализуемых с помощью Турции, в Азербайджане уже прошли переподготовку 18-20 тыс. военнослужащих. Еще энное количество военных проходят переподготовку в военных вузах Азербайджана и ряда других стран.
- На этом фоне непонятно, как и почему власти РА в ежедневном режиме говорят и пропагандируют миролюбие, утверждают о выгодах от развития отношений с Турцией и Азербайджаном.
28 июня в беседе с Спутник-Армения Тигран Абрамян заявил:
- Последняя провокация Азербайджана в НК — давление не на Ереван, а на жителей и власти НКР. Делается это, поскольку именно народ НК проявляет волю, заявляет о продолжении борьбы за свои цели.
- Баку постоянно сжимает кольцо вокруг НК. Это выражается в тотальной блокаде: даже Красный Крест и российские миротворцы не могут обеспечить население товарами первой необходимости.
- Применением силы Азербайджан пытается ускорить получение полного контроля. А с помощью переговоров и договора — легитимировать поствоенную агрессию в отношении армянских территорий.
ЭКС-ГЛАВА ГШ ВС РА ОНИК ГАСПАРЯН
28 июня экс-глава ГШ РА Оник Гаспарян ответил на обвинения премьер-министра РА:
- Публичное обсуждение вопросов, связанных с подготовкой и ведением войны, неприемлемо.
- Пашинян должен оценивать не только деятельность ВС, но и всей системы государственного управления.
- Еще до 44-дневной войны Гаспарян представил премьеру и членам Совбеза РА доклад о необходимости дополнительных мероприятий в сложившейся военно-политической ситуации, чтобы подготовить войска к возможной агрессии противника. Он настаивал и на необходимости приобрести современные стратегические многофункциональные разведывательные и ударные БПЛА, модернизировать систему управления огнем, децентрализовать склады боеприпасов.
- На исход войны существенно повлиял ряд серьезных промахов и ошибок органов госуправления. В частности, государство не смогло полностью обеспечить меры по соблюдению режима военного положения. Из-за слабой дипломатической работы и блокады власти не смогли обеспечить регулярные поставки оружия и боеприпасов, чтобы восполнить потери в технике и вооружениях. Госструктуры провалили планы по привлечению добровольцев из других стран и частных военных структур.
- При всех своих недостатках и упущениях, ВС 44 дня сражались с кратно превосходящим врагом, и нанося ему огромные потери, давали возможность властям принимать политические решения.
МЕЖДУНАРОДНОЕ СООБЩЕСТВО
США
22 июня заместитель пресс-секретаря Госдепа США Ведант Патель заявил:
- Шаги, которые могут спровоцировать напряженность, безусловно, непродуктивны, поскольку на разных площадках проходят переговоры между Арменией и Азербайджаном.
- США продолжат заниматься этим и с нетерпением ждут проведения следующего раунда переговоров в ближайшее время.
- Прямой диалог является ключом к решению проблем и достижению прочного и достойного мира.
27 июня глава фракции “Гражданский договор” Айк Конджорян принял ЧПП США в РА Кристину Куинн.
- Стороны обсудили перспективы и планы дальнейшего углубления межпарламентских отношений Армения-США. Была подчеркнута ключевая роль парламента Армении и Конгресса США в вопросе стратегического диалога Армения-США.
- Конджорян подчеркнул важность участия США в мирном процессе, выразив надежду, что на переговорах в Вашингтоне будет достигнут прогресс.
- Куинн подчеркнула, что США очень заинтересованы в установлении мира между Арменией и Азербайджаном, о чем свидетельствует активное участие США в переговорном процессе.
27 июня в Вашингтоне глава МИД РА Арарат Мирзоян провел переговоры с госсекретарем США Энтони Блинкеном.
- Была подчеркнута важность обеспечения процесса делимитации границы между Арменией и Азербайджаном на основе Алма-Атинской декларации и карты 1975 г., отвода войск с границы, а также решения надлежащим образом вопросов прав и безопасности народа НК.
- Мирзоян представил гуманитарный кризис, возникший из-за блокирования Лачинского коридора.
- Стороны обсудили вопросы региональной безопасности и стабильности, процесс нормализации отношений между Арменией и Азербайджаном.
- Собеседники также обсудили вопросы разблокирования транспортных коммуникаций в регионе.
На трехсторонней встрече с госсекретарем США Блинкеном и министром ИД Азербайджана Джейхуном Байрамовым Мирзоян коснулся нерешенных вопросов, урегулирование которых является ключевым для мира в регионе. Он подтвердил намерение РА работать в этом направлении, подчеркнув обязательства сторон.
В свою очередь, Блинкен заявил о поддержке совместной работы Армении и Азербайджана по достижению прочного и достойного соглашения.
28 июня в Вашингтоне Мирзоян, Салливан и Байрамов продолжили переговоры.
- Мирзоян поднял вопрос последнюю агрессии Азербайджана в НК, отметив, что подобные действия Баку нацелены на то, чтобы помешать переговорным усилиям. Он подчеркнул, что необходимо исключить применение силы или угрозу ее применения.
- Мирзоян напомнил, что происходит это на фоне гуманитарного кризиса из-за азербайджанской блокады Лачина, перебоев с поставками газа и электроэнергии. Эти действия Баку нацелены на этнические чистки в НК.
- Он также подчеркнул необходимость отвода войск и максимальной определенности в процессе делимитации на основании Алма-Атинской декларации и карты 1975 г.
- Стороны коснулись также вопросов разблокирования региональных коммуникаций, отметив отсутствие альтернативы принципам суверенитета, правомочности, равенства и взаимности.
28 июня глава пресс-службы Госдепартамента США Мэтью Миллер заявил:
- США воодушевлены недавними усилиями Армении и Азербайджана по продуктивному участию в мирном процессе, и будут продолжать оказывать им любую возможную помощь в наращивании этого импульса.
- Вашингтон продолжает верить в то, что мир близок, «мир в пределах досягаемости, если две стороны отложат в сторону свои разногласия».
- США глубоко обеспокоены гибелью людей в НК. Эти последние инциденты подчеркивают необходимость воздерживаться от боевых действий и добиваться прочного и достойного мира. «США привержены оказанию сторонам помощи в достижении этой цели».
РОССИЯ
22 июня, в ответ на заявления официального представителя МИД РФ Марии Захаровой, пресс-секретарь МИД РА Ани Бадалян выступила с заявлением:
- Если из-за отсутствия делимитации границы между Арменией и Азербайджаном нельзя точно сказать, где проходит линия границы, и в этом причина непрекращающихся проблем, тогда возникает вопрос, на каком основании и по какому принципу 15 июня именно на этом участке границы между Арменией и Азербайджаном – на этой стороне моста водружается азербайджанский флаг. «Этот же тезис регулярно дословно повторяет азербайджанская сторона при ведении агрессивных действий в отношении границ РА и при вторжении на суверенную территорию РА».
- Непонятно, зачем российские миротворцы принимали участие в этих действиях, когда и цель, и даже место проведения операции явно находились за рамками функций и зоны ответственности миротворцев. Единственной касающейся российских миротворцев функцией в этом районе было удержание под контролем 5-километрового Лаичнского коридора.
- После инцидента 15 июня азербайджанская сторона полностью перекрыла Лачинский коридор, в результате чего в НК не доставляются даже гуманитарные грузы, включая продовольствие и медикаменты, в том числе посредством МККК, из НК в медцентры РА не перевозятся тяжелые больные, нуждающиеся в соответствующей медицинской помощи, газоснабжение и электроснабжение остается нарушенными.
- Ереван призывает стороны, подписавшие заявление от 9 ноября 2020 г. и другие трехсторонние декларации, принятые лидерами Армении, России и Азербайджана, «вместо поиска оправданий, неукоснительно выполнять взятые на себя обязательства».
23 июня официальный представитель МИД РФ Мария Захарова заявила:
- Москва призывает Баку полностью разблокировать движение по Лачинскому коридору и считает происходящее нарушением положений трехстороннего заявления.
- Такие шаги ведут к нагнетанию напряженности, не способствуют поддержанию нормальной атмосферы вокруг продолжающегося процесса нормализации отношений между Арменией и Азербайджаном при российском содействии.
- Москва рассчитывает, что Ереван не будет устраняться от взаимодействия в трехсторонних форматах. Простой в их деятельности негативно сказывается на обстановке в регионе и ведет к эскалации «на земле».
- Москва повторяет призыв к обеим сторонам о важности неукоснительного соблюдения трехсторонних договоренностей на высшем уровне, сдержанности и пониманию ответственности за обеспечение безопасности в районе Лачинского коридора.
- Российская сторона продолжит активные усилия по урегулированию ситуации в контактах с Баку и Ереваном.
28 июня официальный представитель МИД РФ Мария Захарова заявила:
- Расследование в армянской парламентской комиссии по 44-дневной войне –внутреннее дело Еревана. И все вопросы, которые задавались премьеру Армении, касаются внутренних дебатов, попыток найти истину. А «если есть попытки найти какой-то злой умысел России — это от лукавого, ложный посыл, дезинформация чистой воды».
- Роль РФ в остановке кровопролития в НК не подлежит сомнению. Она зафиксирована в документе, под которым стоят подписи и РА, и АР, подтверждена конфликтующими сторонами.
- Москва обеспокоена участившимися вооруженными инцидентами и нарушениями режима прекращения огня в НК и призывает к сдержанности и урегулированию спорных вопросов мирным, политико-дипломатическим путем совместно с российскими миротворцами.
- Деэскалации ситуации способствовало бы скорейшее принятие мер по полному разблокированию Лачинского коридора и созданию условий для нормальной жизнедеятельности мирного населения.
- Для российской стороны важно, чтобы мирный договор между Ереваном и Баку был прочным и устойчивым. Договор должен обеспечить баланс интересов между Азербайджаном и Арменией. Достичь этого можно на основе последовательного выполнения «дорожной карты» процесса армяно-азербайджанской нормализации. Эту дорожную карту составляет комплекс трехсторонних договоренностей. «Если понадобится что-то дополнительное, то можно подумать о том, чтобы поддержать этот процесс с опорой, например, на решения ООН. Для этого необходимо согласие как Еревана, так и Баку».
- Есть ощущение, что идет какое-то ревностное соперничество с Москвой для того, чтобы всю эту повестку перехватить и переформатировать. Если Запад хочет стать реальным посредником, то нужно заканчивать мысли «об играх с нулевой суммой». Попытки принести мир в Закавказье могут быть жизнеспособными у Запада только при условии, что они не имеют антироссийской направленности и не конкурируют с усилиями Москвы.
28 июня в эфире «Азатутюн» вице-спикер НС РА Рубен Рубинян заявил:
- Российским миротворцам, по сути, не удается обеспечить полное выполнение пунктов заявления от 9 ноября 2020 г.
- Это, конечно, не означает, что им не удается ничего обеспечить, однако многое у них не получается.
- «Мы постоянно поднимаем этот вопрос. Надо чтобы было обеспечено то, что закреплено. Это касается режима прекращения огня и бесперебойной работы Лачинского коридора под контролем российских миротворцев».
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ
22 июня министр ИД Великобритании Джеймс Клеверли написал в Twitter:
- Подписание исторического мирного договора между Азербайджаном и Арменией находится в пределах досягаемости.
- Великобритания поддерживает процветание, мир и безопасность на Южном Кавказе.
ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ
22 июня депутаты Европарламента во главе с Бертом-Яном Руиссеном побывали на въезде в Лачинский коридор и в Сюнике, встретились с карабахскими медиками, которые в результате блокады не могут вернуться в НК.
22 июня глава подкомитета безопасности и обороны комиссии по внешним отношениям Европарламента Натали Луазо написала в Twitter:
- Сопровождая патруль миссии ЕС в РА, мы стали свидетелями полного закрытия Азербайджаном Лачинского коридора.
- Больше никто не проезжает, 120000 армян Нагорного Карабаха отрезаны от всех.
- Российские солдаты, призванные защищать их, инертны.
23 июня внешнеполитическая служба ЕС выступила с заявлением:
- Почти полная блокировка Азербайджаном Лачинского коридора вызывает серьезные опасения, поскольку может привести к гуманитарному кризису в НК.
- Закрытие дороги с 15 июня напрямую угрожает местному населению.
- Брюссель внимательно следит за ростом напряженности в отношениях между Арменией и Азербайджаном в течение последних нескольких недель.
- ЕС продолжает на самом высоком политическом уровне помогать разрядить напряженность и найти взаимоприемлемые решения.
СОВЕТ ЕВРОПЫ
22 июня ПАСЕ приняла резолюцию, в которой, в частности:
- выразила крайнюю обеспокоенность прекращением свободного и безопасного передвижения через Лачинский коридор и прекращением поставок электроэнергии и газа в регион.
- призвала Азербайджан приложить все усилия для свободного и безопасного передвижения в обоих направлениях по Лачинскому коридору.
- выразила сожаление в связи с тем, что докладчик ПАСЕ не был приглашен в Азербайджан во время своего визита по установлению фактов, а также не смог посетить Лачинский коридор.
- призвала к решению вопросов прав и безопасности армянского населения НК посредством диалога между Баку и Степанакертом и нейтрального международного участия в любом механизме реализации мирного соглашения.
- призвала Баку выполнить без дальнейших промедлений решения ЕСПЧ и Международного суда ООН по Лачинскому коридору.
- призвала Азербайджан пригласить делегацию Совета Европы посетить Лачинский коридор и НК, а также разрешить другим международным организациям доступ в регион, включая учреждения ООН.
- призвала к восстановлению поставок электроэнергии и газа, и согласованию с армянами нового маршрута поставок газа и электроэнергии через территорию Армении, а не Азербайджана.
25 июня МИД НКР выступил с заявлением:
- ПАСЕ, отмечая факт применения силы со стороны Азербайджана в 2020 г., односторонние действия этой страны по перекрытию Лачинского коридора, приведшие к нарушению прав, закрепленных в Европейской конвенции по правам человека, впервые фиксирует нарушение Азербайджаном своих уставных и конвенционных обязательств перед Советом Европы. Отмечаются также обещания Азербайджана решить нагорнокарабахский конфликт исключительно мирным путем, данными при вступлении в организацию.
- МИД НКР также сочло важным вывод ПАСЕ о том, что созданная Азербайджаном ситуация вполне может привести к тому, что армянское население будет вынуждено покинуть свои дома, если конфликт не будет урегулирован политическим путем.
- Ввиду тотальной бесчеловечной блокады, продолжающихся неправомерных и преступных действий Азербайджана в условиях полной вседозволенности, и – как следствие – резко углубляющегося гуманитарного кризиса в НК, МИД Арцаха настоятельно призывает генерального секретаря Совета Европы и Комитет Министров немедленно отреагировать на неоспоримые факты незаконного блокирования Лачинского коридора и срочно запустить механизмы организации по привлечению Азербайджана к ответственности и предотвращению дальнейшего нарушения индивидуальных и коллективных прав народа НК.
26 июня вице-спикер НС РА Рубен Рубинян заявил:
- Резолюция ПАСЕ по Лачинскому коридору может способствовать увеличению давления на Баку. Однако сложно сказать, какую пользу в краткосрочной перспективе может принести резолюция ПАСЕ по Лачинскому коридору.
- Решения международных структур нужно рассматривать в связке. «Ведь ни одна отдельно взятая резолюция не способна решить существующую проблему».
- Документ, принятый в ПАСЕ, предоставил еще один рычаг давления на Азербайджан. Во время обсуждений некоторые депутаты даже задались вопросом: «может ли Азербайджан после всего этого продолжить членство в Совете Европы?».
26 июня председатель ПАСЕ Тини Кокс заявил:
- «Все признают, что Нагорный Карабах является частью Азербайджана», однако это не дает правительству Азербайджана право делать с этими людьми все, что захочется.
- Блокирование Лачинского коридора может стать причиной серьезной катастрофы для тысяч людей, живущих в НК. Они зависят от коридора, который связывает их с Арменией. Сейчас он закрыт, и это является нарушением обязательств, взятых на себя Азербайджаном.
- ПАСЕ призывает Азербайджан выполнить взятые на себя обязательства и разблокировать коридор.
ООН
28 июня на заседании ГА ООН постпред РА в ООН Мгер Маргарян заявил:
- ООН еще не выполнила свои обязательства перед жителями НК, которые остаются один на один в ловушке геноцидальной политики Азербайджана.
- Блокада Азербайджаном Лачинского коридора, что является нарушением правовых обязательств и решения МС ООН ставит под угрозу жизнь невинных граждан, вопреки международному гуманитарному праву, которое четко запрещает введение коллективных наказаний населения и использование голода как метода ведения войны.
- Баку не выполнил юридически обязывающее постановление МС ООН и продолжает применять средневековую, варварскую осаду населения НК, нарушая его права на жизнь, здоровье и нормальный уровень жизни, что закреплено в многочисленных международных документах по правам человека.
- Баку будет утверждать, что никакой блокады нет, однако сам факт того, что только Красный Крест может передвигаться по коридору, является явным свидетельством отсутствия свободного и безопасного доступа в НК и обратно.
- РА обратилась в ООН с просьбой направить межведомственную миссию для оценки гуманитарной ситуации, ситуации с безопасностью и правами человека в НК в соответствии с гуманитарными принципами. Ереван также постоянно обращается с просьбой о направлении миссии ЮНЕСКО по установлению фактов в НК и прилегающие районы, чтобы помочь сохранить уникальное культурное наследие региона.
28 июня сидячий пикет АРФ завершился у представительства ООН в Ереване. Участники акции передали призыв Защитника прав человека НК, в котором содержался призыв прекратить применять двойные стандарты, перестать не замечать, не слышать, не видеть сигнал SOS из НК.
АРМЯНО-ТУРЕЦКИЕ ОТНОШЕНИЯ
ВЛАСТИ
АРМЕНИЯ
26 июня вице-спикер НС РА Рубен Рубинян заявил:
- Армяно-турецкую границу для граждан третьих стран и лиц с дипломатическими паспортами планируется открыть к началу туристического сезона.
- Работы армянской стороны для улучшения инфраструктуры КПП «Маргара» вскоре завершатся, и Армения надеется, что турецкая сторона также выполнит достигнутые договоренности.
- Процесс переговоров не останавливается. При необходимости Рубинян общается с турецким спецпредставителем. Сейчас договоренности о новой встрече нет.
28 июня премьер-министр РА Никол Пашинян обсудил по телефону с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом урегулирование армяно-турецких отношений, в том числе ход выполнения договоренности об открытии границы для граждан третьих стран и лиц с дипломатическими паспортами. Пашинян также поздравил Эрдогана с праздником Курбан-байрам, а Эрдоган, в свою очередь, поздравил Пашиняна с грядущим праздником Преображения Господне.
ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА
ИНИЦИАТИВА «АЙАКВЕ»
26 июня один из инициаторов движения «Айакве» Аветик Чалабян заявил:
- Власти РА создают препятствия инициативе «Айакве» при сборе подписей для внесения поправок в УК с целью криминализации попыток сдачи НК.
- Многие руководители столичных общин в последние дни отказываются предоставлять офисные помещения для деятельности инициативы, хотя обязаны, согласно закону «О референдуме».
- «С одной стороны Алиев оказывает давление на армян Нагорного Карабаха, попирая их фундаментальные права, с другой — его партнер Пашинян руками своих ставленников игнорирует права жителей Еревана. Мы имеем дело с действиями внешних и внутренних врагов Армении».
- В связи с этим представители инициативы уже направили сообщение в генпрокуратуру, в их планах также обратиться к президенту, омбудсмену и ряду других международных структур.
В мэрии Еревана ответили на это заявление:
- В помещениях инициативе не отказывали, а предлагали обратиться в мэрию. Руководители административных районов лишь перенаправляли представителей инициативы в мэрию, учитывая четкое распределение функций, это не было отказом.
- Чалабян по недоразумению воспринял это предложение как отказ.
ОФИЦИАЛЬНАЯ ХРОНИКА
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
РОССИЯ
22 июня замглавы Комитета государственных доходов РА Ашот Мурадян на встрече с и.о. Федеральной таможенной службы РФ Русланом Давыдовым во Владикавказе обсудил меры по повышению пропускной способности «Верхнего Ларса» и исключению очередей.
С 15 июня на КПП уже задействовали 15 новых полос, увеличив их число до 39. Благодаря этому пропускная способность Ларса увеличилась на треть, ежедневно здесь оформляют около 1,3 тыс. грузовиков. Также стороны начали обмениваться результатами рентген-сканирования.
22 июня премьер-министр РА Никол Пашинян в ходе заседания кабмина поблагодарил президента РФ Путина и премьеров РФ и Грузии за решение проблем с «Верхним Ларсом». Он отметил, что улучшение работы пункта всегда было в повестке его переговоров с президентом РФ, а также Михаилом Мишустиным и Ираклием Гарибашвили.
26 июня спикер НС РА Ален Симонян, комментируя события в России после начала мятежа ЧВК «Вагнер», заявил, что это внутреннее дело РФ, и он желает мира российскому народу.
27 июня в Ереване стартовала Медиашкола для молодых соотечественников. Проект организовали Департамент внешнеэкономических и международных связей Правительства Москвы и Московский дом соотечественника. 60 ребят из стран СНГ, Европы, Африки и Ближнего Востока примут участие в образовательных мастер-классах о работе с медиа, навыках создания и продвижения проектов и контента в соцсетях.
США
22 июня премьер-министр РА Никол Пашинян принял губернатора американского штата Канзас Лауру Келли и командующего Национальной гвардией штата Канзас генерал-майора Майкла Вернерда.
- Собеседники обсудили вопросы расширения и углубления сотрудничества в сферах экономики, сельского хозяйства и военного образования.
- Стороны коснулись процесса демократических реформ в РА. Пашинян подчеркнул поддержку администрации США в продвижении повестки институциональных реформ правительства РА.
- Келли подчеркнула готовность и заинтересованность в укреплении связей с РА.
23 июня глава МО РА Сурен Папикян обсудил с губернатором Келли новые направления сотрудничества.
- Собеседники коснулись реализации договоренностей по новым направлениям сотрудничества, достигнутых в ходе визита министра обороны РА в штат Канзас в сентябре прошлого года.
- Был зафиксирован прогресс запланированного сотрудничества по направлениям, представляющим взаимный интерес (профессиональная сержантская система, миротворчество, военная медицина, кибербезопасность, обмен опытом в области социального обеспечения военнослужащих и членов их семей и др.).
- Достигнута договоренность о продолжении сотрудничества, а также инициировании новых направлений партнерства.
ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ
27 июня в Ереване исполнительный директор Европола Катрин де Болль и глава армянского МВД Ваге Казарян обсудили совместную работу по борьбе с транснациональной преступностью.
28 июня премьер-министр РА Никол Пашинян обсудил с де Болль вопросы сотрудничества в сфере борьбы с преступностью, коррупцией, обмена информацией. Де Болль выразила удовлетворение уровнем сотрудничества с армянскими партнерами и выразила уверенность, что состоявшиеся в ходе ее визита обсуждения поднимут двустороннее сотрудничество на новый уровень.
МНЕНИЯ
ВАРДАН ОСКАНЯН
27 июня на своей странице в Фейсбук экс-глава МИД РА Вардан Осканян написал:
- У Пашиняна нет ни дипломатических, ни военно-политических знаний. Более того, за всю его оппозиционную деятельность Пашинян не приобрел значительного опыта в этой области. Однако главная проблема премьера в том, что он не умеет слушать. Пашинян не представлял, что делать в карабахском вопросе. Ведь он придерживался неопределенной и хаотичной позиции. Он не пожелал проконсультироваться с кем-либо из предшественников. Еще одной причиной неудач стало его нежелание прислушаться к профессионалам.
- Кроме того, рациональный человек, принимающий решения, должен уметь различать взаимодополняющие и, вместе с тем, очень разные понятия.
Их микс неизбежно приводит к крайне пагубным последствиям. Однако вся пятилетняя деятельность Пашиняна, его заявления и достигнутые «результаты» доказывают, что он был абсолютно не в состоянии проводить эти различия.
Причиной сложившейся ситуации — также отсутствие конкретной программы.
- Краеугольным камнем карабахской политики Пашиняна стал подход: «урегулирование карабахского конфликта должно быть приемлемо как для народа Армении, так и для народов Арцаха и Азербайджана». В Баку это расценили как сочетание цинизма и необоснованного идеализма.
- Подходы премьер-министра РА Пашиняна вкупе с заявлением «Арцах — это Армения и точка» дали Баку возможность заявить и обосновать невозможность решения карабахской проблемы путем переговоров, а также развязать войну.
ВИГЕН АКОПЯН
27 июня в интервью Спутник-Армения аналитик Виген Акопян заявил:
- Если главная задача – сделать армию основным виновником поражения, то все остальное – дело техники, особенно в случае с Пашиняном, владеющим искусством манипуляции.
- Подавляющее большинство вооружений у армянской армии – советского/российского производства, и скорее всего именно на РФ, которая якобы ограничивала применение ряда средств, были направлены стрелки. На Россию Пашинян намекал и тогда, когда говорил, что заявление генералитета 25 февраля 2021 г. с требованием отставки правительства могло иметь внешний след.
- Глава государства на то и глава государства, чтобы нести политическую ответственность за достижения и провалы, за победы и поражения, за мобилизацию страны в период войны, за борьбу с пандемией. В каком состоянии армия, финансы, экономика – за все это отвечает высшее руководство страны.