Обзор 25 – 31 мая 2023 г.
АРМЯНО-АЗЕРБАЙДЖАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
ВЛАСТИ
АРМЕНИЯ
25 мая секретарь фракции «Гражданский договор» Артур Ованнисян заявил:
- Ереван делает все возможное для скорейшего подписания мирного договора. Вместе с тем необходимо просчитать все возможные риски.
- РА рассчитывает на то, что международное сообщество окажет давление на Азербайджан с тем, чтобы он занял более конструктивную позицию.
26 мая МИД РА выступило с заявлением, в котором отмечается:
- Продолжаются обсуждения по урегулированию отношений между Арменией и Азербайджаном и, в частности, по соглашению «Об установлении мира и межгосударственных отношений».
- Армянская сторона будет готова подписать соглашение в тот момент, когда будут адресно определены ключевые вопросы.
- Их обсуждение будет продолжено во время и после встречи, запланированной в рамках Европейского политического сообщества в Кишиневе 1 июня.
- Подписание указанного соглашения не включено в повестку встречи в Кишиневе.
26 мая глава комиссии НС РА по государственно-правовым вопросам Владимир Варданян заявил:
- Процесс согласования текста мирного соглашения между Ереваном и Баку продолжается, и процесс этот в целом можно оценить положительно.
- Договор с Азербайджаном должен пройти долгий путь имплементации. Договор должно одобрить правительство, затем КС РА проверит его на соответствие основному закону страны, позже документ пройдет ратификацию в НС, после чего президент подпишет его. Тот же процесс должен пройти в Азербайджане. И только после всего этого договор вступит в силу.
29 мая премьер-министр РА Никол Пашинян заявил:
- Военно-политическая ситуация в регионе продолжает оставаться достаточно напряженной из-за событий в мире, обострения между Россией и Украиной, на ирано-афганской границе. Но Ереван делает все для реализации своей «повестки мира».
- Пашинян не удовлетворен итогами московских обсуждений по разблокированию Лачинского коридора, но Ереван продолжит обсуждения для урегулирования гуманитарной ситуации в НК и разблокирования Лачинского коридора. Он вновь выразил обеспокоенность тем, что закрытие дороги произошло в присутствии российских миротворцев.
- Говорили на трехсторонней встрече в Москве и о разблокировании региональных коммуникаций. Ереван готов к этому на основе принципа суверенитета и юрисдикции страны. Сейчас идет работа в части ж/д. Армения заинтересована в открытии коммуникаций и демонстрирует большую гибкость по этому вопросу.
- Согласованного и готового к подписанию Ереваном и Баку мирного договора нет. Армянская сторона до сих пор не получила от Азербайджана ответа на свои предложения, сделанные еще до вашингтонской встречи. «Это уже четвертая редакция документа, но отклика пока нет».
- Последние заявления Алиева — как минимум, непонятные. Баку и международные партнеры должны пояснить, означает ли это отказ от брюссельских договоренностей. «Текст прозвучавших заявлений очень близок к этому, но не хочу комментировать. Нужно уточнение, чтобы понять наши дальнейшие действия». Пашинян попросил главу МИД РА получить от международных партнеров ответ на эти вопросы.
МИД РА выступил с заявлением, в котором отмечается:
- Баку движется вперед по принципу «Нет карабахских армян — нет карабахской проблемы». Руководство Азербайджана продолжает попирать и пренебрегать достигнутыми ранее договоренностями и основополагающими принципами международного права. Более того, Баку открыто угрожает провести этнические чистки, если армяне НК «не извлекут уроков» из блокады Лачинского коридора.
- Признание территориальной целостности Азербайджана не может быть истолковано как право на проведение этнических чисток против населения НК. А президент Азербайджана не только озвучивает угрозы геноцида в отношении населения НК, но и ставит под сомнение независимость и территориальную целостность РА.
- Армения твердо стоит на своем пути к установлению мира в регионе и обращает внимание международного сообщества на то, что своим заявлением президент Азербайджана подготавливает почву для очередной агрессии против населения НК и лишения их права свободно и безопасно жить на своей родине.
29 мая министр Территориального управления РА Гнел Саносян заявил:
- Есть несколько сценариев по вопросу анклавов․ Вопрос обсуждается, и когда момент настанет, важную роль сыграют правовые документы.
- «Сдавать и обменивать — разные процессы». Нужны правовые основы для внесения определенности в вопрос анклавов. Такие территории есть с обеих сторон. В частности, у Армении есть множество участков, которые находятся под контролем Азербайджана, в том числе после войны 90-х.
30 мая на совместном брифинге с словенской коллегой Уршкой Клакочар-Зупанчич в Ереване спикер НС РА Ален Симонян заявил:
- У РА нет территориальных претензий к соседям, и Ереван будет последователен в вопросе установлении мира в регионе.
- Уже почти 6 месяцев население НК живет в условиях продовольственного и гуманитарного кризиса.
- Поэтому адресные реакции международных партнеров на продовольственный и гуманитарный кризис в НК столь важны.
30 мая в Братиславе секретарь Совбеза РА Армен Григорян в ходе панельной дискуссии вместе с помощником президента АР Гаджиевым
- подчеркнул необходимость конструктивной позиции Азербайджана в переговорном процессе и призвал Баку воздержаться от максималистских амбиций.
- заявил, что в НК нет войск РА, есть только Армия обороны НК, в которой есть нужда, потому что живущие там люди сталкиваются с вызовами безопасности. «Если Азербайджан хочет изменить эту ситуацию, он должен создать такие условия, такую атмосферу, чтобы люди не чувствовали нужды в этой Армии обороны».
- выразил уверенность, что вопрос обеспечить права проживающих в НК армян следует обсуждать отдельно в ходе прямых переговоров и с привлечением международного сообщества. «Наше желание — видеть тот международный механизм, в рамках которого Степанакерт и Баку обсуждают права армян, живущих в НК».
- заявил, что РА признает территориальную целостность Азербайджана, однако, лично президент АР Алиев никогда не говорит, что признает 29 тысяч 800 кв. км. территории РА. Более того, он заявил, что Баку сам может провести границу. «В каком-то смысле это озвученная в адрес Армении угроза — принять все предъявляемые Азербайджаном требования, иначе они проведут границу, где захотят».
30 мая вице-премьер РА Мгер Григорян заявил:
- Ереван готов обсуждать вопрос разблокировки при соблюдении двух важнейших концептов: первый — инфраструктуры должны быть под суверенитетом РА, второе — на инфраструктуры будет полностью распространяться юрисдикция РА.
- Часто используется термин «коридор» и важен вопрос понимания, что имеется в виду. Если речь об обычном транспортном коридоре, то это распространенная в мире практика. Но в контексте озвучиваемого Азербайджаном дискурса о «Зангезурском коридоре» речь идет о другом статусе, и Армения официально всегда высказывалась против данного дискурса. «О коммуникациях мы всегда готовы говорить, о коридорах, если они подразумевают особый режим — нет, не будем обсуждать».
- Были мысли относительно того, что зарубежная компания будет ответственна за таможенные процедуры в случае открытия границы, но на данный момент такого вопроса в повестке нет.
- Восстановление железнодорожной инфраструктуры займет до 3 лет. Многое зависит от переговорного процесса, от того, за какие сроки можно достичь консенсуса. В частности, важно окончательно закрепить, что речь идет о суверенной инфраструктуре, находящейся под юрисдикцией суверенного государства. После этого все остальные обсуждения будут носить технический характер.
31 мая премьер-министр РА Никол Пашинян заявил:
- 44-дневную война 2020 г. — продолжени Апрельской эскалации 2016 г. 44-дневную войну двумя годами ранее «анонсировал» Серж Саргсян, выступая в качестве кандидата в премьеры.
- «Почему демократическая власть впоследствии не смогла избежать войны? Да потому, что новая власть столкнулась с реальностью, связанной с НК, которую невозможно было «переварить» в полном объеме».
- Отсутствие демократии в Армении привело к тому, что о деталях карабахского вопроса мы узнаем только сейчас. «Мы не знали всей правды про карабахский конфликт, а сейчас получаем новые сведения об этом».
- Поле маневра для РА в свете украинских событий постепенно сужается. Армения пыталась занять в определенной мере сбалансированную позицию, в том числе в ходе различных голосований на международных площадках. И такая позиция встречалась с удовлетворением со стороны всех партнеров, однако сейчас все меняется.
- В контексте демократии и взаимоотношений с союзниками по ОДКБ Пашинян вспомнил и о реакции организации на азербайджанскую агрессию 2022 г., назвав ее «нулевой». Затем также выяснилось, что и некоторые высокопоставленные военные в РА не предприняли никаких действий для предотвращения этого вторжения. «И если бы наши действия были «линейными», то в 2021 г. мы бы потеряли не только демократию, но и государство».
АРЦАХ
25 мая глава МИД НКР Сергей Казарян обратился к международным игрокам:
- В письме, в частности, отмечается, что с момента подписания Трёхстороннего заявления от 9 ноября 2020 г. Азербайджан намеренно распространяет дезинформацию о якобы незаконной военной деятельности в Арцахе и переброске вооружения, таким образом пытаясь оправдать собственные незаконные действия против народа Арцаха и возможные новые нападения, а также разоружить Армию обороны, лишив арцахцев возможности для самообороны.
- После 44-дневной войны Азербайджан построил на оккупированных территориях Арцаха десятки новых военных объектов, разместив там тысячи военнослужащих, а также регулярно проводит военные учения, пополняет свой арсенал главным образом наступательными видами оружия, игнорируя международные механизмы контроля над вооружениями.
- В письме затронут также вопрос продолжающейся более 5 месяцев блокады Арцаха Азербайджаном, её последствий в гуманитарной сфере и сфере безопасности, в том числе незаконной установки азербайджанского КПП в Лачинском коридоре в нарушение Трёхстороннего заявления от 9 ноября 2020 г. и постановления Международного суда ООН от 22 февраля 2023 г.
- Подчеркивается, что любое действие или заявление в поддержку незаконных претензий Азербайджана воспринимается руководством этой страны как карт-бланш на осуществление своей политики, направленной на этническую чистку Арцаха.
- Казарян призвал международных игроков выразить решительную и беспристрастную позицию в отношении действий Азербайджана, а Баку — отказаться от дальнейшего применения силы или угрозы силой и выполнять взятые на себя международные обязательства.
- По его оценке, это наименьшее, что может сделать международное сообщество, чтобы доказать свою приверженность обязательству по предотвращению геноцида, военных преступлений, этнических чисток и преступлений против человечности.
27 мая советник президента НКР Давид Бабаян заявил:
- Московская встреча Пашинян-Путин-Алиев — позорное дипломатическое поражение армянской стороны.
- Встреча в Москве оставила тяжелый осадок, и народу Арцаха предстоит принципиальный выбор. Фактически, все собрались и решают судьбу Арцаха без народа Арцаха, даже не учитывая ее. «Что означает «признать Арцах частью Азербайджана»? А что, здесь народа нет, он в расчет не берется? […] Мы не хотим! Бог с вами, признаете нас в составе Азербайджана, уважаемая Россия? Целуйтесь с Азербайджаном, что хотите – делайте, но без нас. Те же Мишели, остальные… Без нас! А то, что это означает? Нас будут насиловать, а другие будут получать от этого дивиденды?».
- Народ Арцаха имеет такие же права на самоопределение, как и кто-либо другой. Чем Арцах хуже Косово? Чем Арцаха хуже Крыма, Донбасса и других территорий. «Они могут самоопределиться, судьбу этого народа они должны собственной волей решить, а вы можете собраться и сказать, что признаете Арцах в территориальной целостности Азербайджана? Мы что – цыплята?».
29 мая НС НКР выступил с комментарием:
- Последние заявления президента Азербайджана еще раз доказали готовность Баку продолжить политику этнической чистки Арцаха. Потребовав демонтажа демократически избранных народом Арцаха органов, АЛиев в очередной раз доказал, что готов с применением силы и угрозы силой продолжить политику этнической чистки народа Арцаха и оккупации территорий.
- Это является еще одним доказательством того, что народ Арцаха просто не может жить в составе Азербайджана из-за экзистенциальных угроз, исходящих от господствующей там армянофобской политики.
Пресс-секретарь президента НКР Лусине Аванесян также выступил с комментарием:
- После трехстороннего заявления о прекращении огня Азербайджан неоднократно говорил с народом Арцаха на языке силы, проявлял агрессию в форме локальных боевых действий, блокады, энергетического и иного давления. На этот раз Алиев добавил также незаконные требования к избранным властям народа Арцаха.
- Алиев прекрасно понимает, что основным источником субъектности Арцаха являются его государственные институты, и, предъявляя такие требования, он фактически признает легитимность и важность этих институтов.
- Несколько дней назад президент НКР призвал народ и власти Азербайджана положить конец политике ненависти и геноцида в отношении народа Арцаха, принять закрепленный в международном праве принцип равноправия народов, титул и права на Арцах у коренного армянского народа. Он выразил готовность начать диалог в международном формате на основе норм и принципов международного права, в особенности принципа равноправия и самоопределения народов, неприменения силы и угрозы силой, мирного урегулирования споров и принципа территориальной целостности.
- Наряду с активными международными усилиями, направленными на обеспечение долгосрочного мира на Южном Кавказе, очередные угрозы президента Азербайджана народу и государственности Арцаха направлены на срыв перспективы эффективности этих усилий.
- Подчеркивая, что Азербайджан не соблюдает никаких международных принципов и обязательств, президент НКР Арутюнян подтверждает положения своего послания от 23 мая 2023 г., адресованного сторонам трехстороннего заявления и Совету Безопасности ООН.
30 мая МИД НКР выступил с заявлением, в котором отмечается:
- Азербайджан не только отказывается от политики угроз и насилия, но и все больше ее усиливает — ответил на заявления Алиева
- 28 мая президент Азербайджана Алиев выступил с воинственными и провокационными заявлениями в отношении НКР и ее демократических институтов власти, о возможности возобновления азербайджанской стороной боевых действий, в нарушение норм и принципов международного права, обязательств в рамках Трехстороннего заявления от ноября 2020 г., игнорируя при этом присутствие РМК.
- Неприкрытые угрозы и откровенный шантаж не оставляют никаких сомнений в том, что Азербайджан последовательно отрицает саму возможность путем переговоров урегулировать азербайджано-карабахский конфликт.
- Длительная блокада, создание невыносимых условий жизни, отказ в праве на жизнь и безопасность, систематические и массовые нарушения других фундаментальных прав и свобод, репрессии и преследования — именно тот инструментарий, который Азербайджан и дальше намерен использовать против народа Арцаха.
- Азербайджан не только не желает отказываться от своей политики угроз и насилия, но и все больше ее усиливает на фоне бездействия международного сообщества, в том числе вовлеченных в процесс урегулирования международных посредников.
- Утверждения Азербайджана о якобы готовности обеспечить права и безопасность армян Арцаха являются ложным нарративом и дымовой завесой, за которыми скрывается истинное намерение Баку — осуществить этническую чистку в Арцахе. Требуя признать Арцах в рамках территориальной целостности Азербайджана, Баку в действительности стремится получить лицензию на безнаказанное осуществление своих преступных планов.
- МИД НКР считает совершенно недопустимым, чтобы угрозы Азербайджана возобновить боевые действия против Арцаха остались без должной и жесткой реакции международного сообщества и, в первую очередь, РФ, чей миротворческий контингент находится в Арцахе и под чьи гарантии безопасности десятки тысяч арцахцев после войны 2020 г. вернулись на родину.
АЗЕРБАЙДЖАН
25 президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил, что существуют серьезные предпосылки нормализации отношений Баку и Еревана на основе признания территориальной целостности друг друга.
26 мая посол Азербайджана во Франции Лейла Абдуллаева заявила, что Ереван и Баку могут подписать мирный договор об урегулировании конфликта вокруг территории НК 1 июня, во время саммита Европейского политического сообщества в Кишиневе. «Этот исторический момент упускать нельзя».
28 мая президент АР Ильхам Алиев заявил:
- парламент НК должен быть распущен, президент должен сдаться, а все министры, депутаты и прочие — покинуть свои посты. Лишь в таком случае им могут быть сделаны поблажки, лишь в таком случае может идти речь о какой-либо амнистии.
- Не будет третьего предложения к армянским жителям НК о встрече для обсуждения вопроса реинтеграции. «Или они сами придут с поникшей головой или же события будут развиваться в ином ключе».
- Серьезных препятствий для заключения мирного договора с РА почти не осталось.
- Документ может быть подписан Баку в ближайшее время, если Ереван опять не изменит свою позицию.
- Делимитация армяно-азербайджанской границы должна проводиться на условиях Баку — вывод всех представителей ВС РА из НК, открытие дороги в Нахичеван, роспуск парламента Карабаха.
ПРАВО
ПОХИЩЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВС РА
27 мая Следственный комитет РА распространил сообщение, в котором отмечается:
- Военнослужащие Арутюн Овагимян и Карен Казарян 26 мая в 18:30 на грузовике доставляли питание на боевые позиции на юго-восточном участке границы, но в ходе возвращения с позиций связь с ними была потеряна.
- Вооруженная группа противника нарушила границу Армении и похитила 2 военнослужащих, связь с которыми была потеряна 26 мая.
- На дороге, ведущей к боевой позиции, была обнаружена машина с включенным двигателем, в ней был обнаружен автомат АК-74.
- По факту было начато уголовное производство по ст. 191 (похищение человека) и ст. 469 (незаконное пересечение государственной границы) УК РА.
Чуть позже Генпрокуратура Азербайджана заявила, что азербайджанский суд принял решение об аресте двух военнослужащих ВС РА.
Омбудсмен РА Анаит Манасян обратилась за помощью международных организаций для возвращения похищенных армянских военных. Она призвала международные структуры гарантировать защиту их прав.
29 мая Ереван обратился в ЕСПЧ в связи с похищением Азербайджаном двух армянских военных. Суд просят применить промежуточную меру и защитить их право на жизнь, обязать Баку представить данные об условиях содержания, состоянии здоровья солдат.
31 мая ЕСПЧ вынес решение о применении промежуточной меры к Азербайджану в связи с похищением двух армянских военных.
- Суд потребовал от Азербайджана до 6 июня предоставить информацию о том, на каком основании содержатся в Баку армянские военные — как пленные или в ином статусе.
- Также говорится о требовании предоставить сведения об условиях их содержания и медобследованиях.
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИЛЫ
ФРАКЦИЯ «ЧЕСТЬ ИМЕЮ»
26 мая депутат НС РА Тигран Абрамян заявил:
- Путин показал, что у него нет договоренностей с Баку, помимо трехстороннего заявления от 9 ноября 2020 г. Именно это дал понять президент РФ по итогам двусторонней встречи с Пашиняном, когда заявил, что позиции Москвы по Карабаху не изменились.
- КПП в Лачинском коридоре Азербайджан установил для того, чтобы затем дороже «продать» в переговорах свои планы. При этом РФ как одна из сторон заявления должна была предотвратить установку этого КПП, тем более что он был размещен недалеко от одного из постов миротворцев. России следовало пресечь установку Азербайджаном КПП в Лачинском коридоре.
31 мая пресс-секретарь Республиканской партии Армении Эдуард Шармазанов заявил:
- Толчком к 44-дневной войне стали заявления Пашиняна, а не третьего президента РА Саргсяна. Поводом стали слова премьера о том, что НК – это Армения, так он трансформировал вопрос национального самоопределения в территориальный спор с Азербайджаном.
- Война 2020 г. никак не связана с войной 2016 г., которая завершилась военным и дипломатическим успехом РА. Причем, перемирия тогда запросил Азербайджан, через российский ГШ.
- Пашинян же, не понимая сути переговоров по НК, отверг переговорное наследие Сержа Саргсяна, Мадридские принципы, предложения сопредседателей МГ ОБСЕ.
- Вместо укрепления системы безопасности РА, он поделил общество на «бывших» и «нынешних», «черных» и «белых», отказался от проармянских письменных договоренностей, достигнутых в Вене и Санкт-Петербурге.
РУБЕН ВАРДАНЯН
27 мая бывший госминистр НКР Рубен Варданян заявил:
- Московская встреча Пашинян-Путин-Алиев — полный провал Еревана.
- С точки зрения интересов арцахцев это было очень негативно.
29 мая Варданян выступил с заявлением, в котором отмечается:
- Он охарактеризовал последние заявления президента Азербайджана Алиева как намерение подвергнуть арцахцев геноциду.
- Но какова позиция официального Еревана? Продолжать демагогию о якобы возможной защите прав арцахцев в составе Азербайджана уже невозможно. «Нас хотят уничтожить или сделать рабами. Модель Алиева — унизительная жизнь с петлей на шее и под дулом пистолета».
- «Мы никогда не согласимся с этим. Мы будем бороться до последнего. Последняя черта пройдена: ты либо встаешь на защиту Арцаха, либо против всего армянского народа».
30мая Варданян выступил с заявлением, в котором отмечается:
- Резкое увеличение информационной активности Азербайджана о якобы атаках со стороны Армии Обороны Арцаха – дезинформация, целью которой может быть подготовка к возможной военной эскалации.
- Раз официальный Ереван молчит, то Варданян для всего мира заявляет: обвинения Армии Арцаха в «инцидентах» – это ложь и попытка провокации нового витка военной агрессии Азербайджана против армянского Арцаха.
- Как минимум до 10 ноября 2025 г. действует трехстороннее соглашение, согласно которому безопасность Арцаха обеспечивает в том числе и российская миротворческая миссия. Армия Обороны Арцаха готова отражать удар, и в случае эскалации агрессору придется понести большие потери.
- Но у конфликта есть мирное решение: двусторонние переговоры. «Верните Арцах за стол переговоров!». Официальный Ереван, который ранее как-то пытался обсуждать проблему Арцаха на международном уровне, окончательно отказался дальше защищать Арцах. Однако от этого никуда не пропали 120 тысяч армян, которые ясно заявили о своем нежелании жить в составе Азербайджана и реализовали право народа на самоопределение законным референдумом 1991 г.
- За 35 лет фактической независимости в НКР были построены и сейчас действуют все демократические институты, присущие де юре независимому государству. Народ Арцаха сделал все, чтобы соответствовать самым строгим требованиям международного права в этом отношении. И сейчас Арцах готов и должен стать полноценной самостоятельной стороной переговоров, но эти переговоры должны идти при международном посредничестве, при надежных внешних гарантиях безопасности, а не с дулом у виска.
- «Арцах не постоит за ценой, отстаивая свою независимость!».
СОЮЗ АРМЯН РОССИИ
25 мая САР выступил с заявлением, в котором отмечается:
- Пашинян подыгрывает политике Баку и ведет армянский народ не к миру, а к новой, более жестокой, войне.
- Своими действиями премьер РА ставит под удар суверенитет страны, безопасность её граждан, жизнь и судьбу 120 тысяч находящихся в блокаде со стороны Азербайджана жителей НК.
- Пашинян не может в качестве переговорщика на равных и достойно представлять армянское государство и защищать интересы армянского народа. А непрофессионализм его команды нанёс непоправимый вред переговорным и экспертно-оценочным механизмам.
- Заявляя о «признании Арменией территории Азербайджана в 86,6 тыс. кв. км, включающих в себя территорию НК» глава кабмина не отдаёт себе отчёта в том, что его подпись под подобным документом не может считаться легитимной, поскольку противоречит законам РА.
- НК продолжает оставаться, хоть и непризнанным, но независимым государством.
- САР выразил поддержку народу НК и российским миротворцам – единственному гаранту жизни и безопасности проживающих там армян.
ДАВИД ТОНОЯН
29 мая арестованный экс-министр обороны РА Давид Тоноян представил детали подписания трехстороннего заявления 2020 г.
- Пашиняна тогда поручил ему, МИД и главам других ведомств сообщить о его решении не подписывать документ российским партнерам.
- Однако до этого с территории Нахиджевана Азербайджаном был сбит российский вертолет. Поскольку тогда не было полной информации о происшествии Тоноян имел «достаточно тяжелый разговор» с российским коллегой.
- После того как было установлено, что вертолет сбили азербайджанские ВС, Тоноян 4 часа обсуждал с российским коллегой вопросы «анклавов», размещения миротворцев, дислокации армянских сил на позициях, занимаемых на момент подписания заявления, Лачинского коридора. В результате, итоговый вариант – без упоминания «анклавов» — был представлен Пашиняну.
- То, что произошло потом, в частности, возвращение вопроса «анклавов» в повестку, отвод армянских подразделений в Сюнике, не имеет никакого отношения к достигнутым тогда договоренностям.
МЕЖДУНАРОДНОЕ СООБЩЕСТВО
США
25 мая представитель Госдепа США Мэттью Миллер заявил:
- США поддерживают прямые переговоры между Ереваном и Баку и считают, что прямые переговоры важны для достижения окончательного прочного решения, которое вполне достижимо, если обе стороны смогут прийти к соглашению для преодоления своих разногласий.
- Вашингтон поддерживает проведение переговоров, будь то в Вашингтоне, в Брюсселе или где угодно в мире. «Важно то, что эти две стороны продолжают общаться друг с другом».
26 мая секретарь Совета безопасности РА Армен Григорян обсудил с американским сопредседателем МГ ОБСЕ Луисом Боно вопросы, связанные с урегулированием армяно-азербайджанских отношений, демлимитацией и пограничной безопасностью, а также нагорнокарабахской проблемой. Григорян представил позиции армянской стороны относительно урегулирования армяно-азербайджанских отношений.
Глава МИД РА Арарат Мирзоян на встрече с Боно также обсудил процесс урегулирования отношений между Арменией и Азербайджаном и коснулся вопросов, обсуждавшиеся в ходе последних переговоров, а также вопросов, по которым еще необходимо прийти к взаимному согласию. Мирзоян подтвердил приверженность армянской стороны установлению всеобъемлющего и долгосрочного мира в регионе. Он подчеркнул, что в этом направлении, помимо прочих вопросов, ключевым является отказ от применения силы или угрозы силой, фиксирование четких границ и обеспечение пограничной безопасности, а также решение вопросов прав и безопасности народа НК в рамках международно-гарантированного механизма диалога.
25 мая секретарь парламентской фракции «Гражданский договор» Артур Ованнисян заявил:
- Вашингтон заинтересован в установлении мира на Южном Кавказе, и Ереван сотрудничает с коллегами на этом треке.
- Делается все для скорейшего подписания мирного соглашения.
- Для продвижения нужно понять конструктивность Азербайджана по этому вопросу.
26 мая депутат НС Владимир Варданян заявил:
- Нельзя увязывать разблокирование Лачинского коридора с разблокированием всех транспортных коммуникаций региона, поскольку Лачинский коридор, связывающий Арцах с РА, регулируется в рамках трехстороннего заявления от 9 ноября 2020 г. Фактически стороны, как и МС ООН, подтвердили это.
- Что касается деблокады региона, то стороны неоднократно положительно относились к данной инициативе. Здесь главная проблема — в деталях, при обсуждении которых выявляются новые вопросы. Речь идет о технических проблемах, которые требуют отдельного решения.
31 мая глава пресс-службы Госдепа США Мэттью Миллер заявил:
- Недавно Госдеп выразил признательность премьер-министру РА Пашиняну за его приверженность миру, и сегодня приветствует замечания Алиева о рассмотрении вопроса об амнистии по НК.
- Агрессивная риторика может только увековечить насилие прошлого; конструктивный диалог — как общественный, так и частный — может создать мир, возможности и надежду.
- США надеются на продуктивную встречу лидеров АР и РА в Кишиневе.
В ответ МИД РА выступил с заявлением, в котором отмечается:
- Ереван всегда приветствовал прилагаемые США усилия в процессе установления мира, стабильности и безопасности на Южном Кавказе. А для всех партнеров РА должно быть очевидно, что в процессе нормализации отношений между Арменией и Азербайджаном ключевыми являются как признание территориальной целостности и нерушимости границ друг друга на основе Алма-Атинской декларации, так и права и безопасность народа НК.
- США, исходя из исповедуемых ими же ценностей демократии и защиты прав человека, а также приверженности и вовлеченности в установление долгосрочного мира в регионе, должны адекватно отреагировать на эти заявления, чтобы предотвратить экспансионистскую политику руководства Азербайджана в отношении суверенной территории Армении и стремления этнических чисток в НК.
- Заявления президента Азербайджана от 28 мая не только не предлагают «достойных» решений проблем, но и содержат четкие угрозы в отношении суверенитета и независимости Армении и права народа НК на безопасную и достойную жизнь на своей родине.
МИД НКР также выступил с заявлением:
- Последнее заявление Миллера, вызывает глубокое разочарование и недоумение. Не поддается объяснению, как в выступлении президента Азербайджана можно было найти нечто позитивное, заслуживающее поощрения. Основной посыл высказываний Алиева сводился к отказу Азербайджана от равноправного диалога с демократически избранными властями НКР и к стремлению силой навязать народу Арцаха свою власть.
- Степанакерт считает, что поощрение деструктивной и воинственной политики Баку идет вразрез с желанием добиться позитивных сдвигов в мирном урегулировании конфликта.
РОССИЯ
25 мая в интервью РИА Новости замминистра ИД РФ Михаил Галузин заявил:
- Армяно-азербайджанский мирный договор должен опираться на долгосрочные, устойчивые решения.
- Сторонам самим решать, что отвечает их коренным интересам и каким образом они намерены обеспечить устойчивый мир.
- Учитывая чувствительность этих вопросов, Москва не комментирует ход переговорного процесса, чтобы не помешать продвижению. Но она всемерно поддерживает мирный диалог, помогает «находить точки соприкосновения, выходить на устраивающие стороны формулировки и компромиссы».
- В основе нормализации лежат и формируют «дорожную карту» примирения трехсторонние договоренности: по разблокированию транспортных и экономических связей, делимитации границы и развитию контактов по линии гражданского общества.
25 мая министр обороны РФ Сергей Шойгу на заседании Совета министров обороны стран — участниц ОДКБ в Минске заявил:
- Обстановки в Кавказском регионе во многом определяется степенью урегулирования армяно-азербайджанского конфликта. Сейчас безопасность в НК поддерживает российский миротворческий контингент.
- Однако Запад всячески пытается вмешаться в ситуацию, нарастить свое присутствие и дискредитировать российскую миротворческую политику. Главное для Запада — «вытеснить Россию с Южного Кавказа, а не обеспечить безопасность и процветание региона в долгосрочной перспективе».
- Пример тому — так называемая гражданская миссия ЕС в РА, в которую включены военнослужащие и сотрудники спецслужб. «Не нужно объяснять, чем они занимаются на самом деле».
- В связи с этим Москва считает необходимым продолжить работу по направлению в регион миссии ОДКБ.
25 мая на заседании Высшего Евразийского экономического совета в Москве между премьер-министром РА и президентом АР произошла словесная перепалка.
Ильхам Алиев заявил:
- Существуют «серьезные предпосылки» нормализации отношений между Арменией и Азербайджаном на основе взаимного признания территориальной целостности и суверенитета.
- Армения, фактически, признала Карабах частью Азербайджана. Вопрос согласования следующих пунктов соглашения с Арменией пойдет куда легче после признания территориальной целостности Азербайджана Ереваном.
- Азербайджан не имеет территориальных претензий к Армении, и «надо очень постараться», чтобы в его словах «видеть территориальные претензии».
- Азербайджан инициировал «создание Зангезурского коридора».
- РФ поддерживает создание «Зангезурского коридора».
- Лачинская «дорога» работает.
Никол Пашинян ответил:
- РА и АР договорились о взаимном признании территориальной целостности друг друга, и стороны хорошо продвигаемся к урегулированию двусторонних отношений.
- Президент АР использовал в своем выступлении выражения («Зангезурский коридор»), которые Азербайджан в последние годы использует как заглавие для выдвижения территориальных претензий против РА.
- «Очень интересно узнать, что Россия поддерживает тот проект, о котором вы говорили. Честно говоря, я впервые об этом слышу».
- Термин «коридор» используется в рамках выполнения 9-ого пункта трехстороннего заявления от 9 ноября 2020 г., а в этом заявлении говорится только об одном коридоре, и это Лачинский коридор, который должен быть под контролем российских миротворцев, но незаконно заблокирован со стороны Азербайджана в присутствии российских миротворцев.
- НК оказался в ситуации гуманитарного кризиса. поставки натурального газа и электрической энергии в НК приостановлены, заблокированы со стороны Азербайджана, что усугубляет гуманитарную ситуацию в НК. Поставки продовольствия и продуктов осложнены.
- «Лачинской дороги не существует, есть Лачинский коридор», и он должен быть под контролем российского миротворческого контингента. То, что там сейчас творится, — прямое нарушение трехстороннего заявления. Ереван не считает, что Лачинский коридор сейчас открыт. Поэтому важно направить туда и в НК международную миссию, которая бы оценила ситуацию.
- Пашинян напомнил и о правах жителей Арцаха, которые должны быть защищены в полной мере, и о фактических посягательствах Азербайджана на суверенную территорию РА.
- Вопрос прав и безопасности жителей НК должен решаться в рамках международного механизма и Ереван надеется, что в скором времени начнется конструктивный диалог между Баку и Степанакертом.
- Пашинян подтвердил готовность РА к разблокировке всех транспортных и экономических связей в регионе и коммуникаций, которые проходят через территорию Армении. «Мы готовы на открытие региональных коммуникаций в рамках суверенитета и юрисдикции тех стран, по которым они проходят».
- Ереван также ожидает, что азербайджанская ж/д будет открыта для грузов, железнодорожных составов Армении через Нахичевань и Азербайджан, например, в Россию и Иран. «Ожидаем решения этого вопроса на паритетной основе, на основе суверенитета и юрисдикции страны».
В свою очередь, президент РФ Владимир Путин заявил:
- Путин поблагодарил Пашиняна за согласие на присутствие Алиева на заседании Высшего евразийского экономического совета. «Во всяком случае с точки зрения развития региональных экономических связей это полезно, это создает дополнительную площадку и возможность для диалога по тем направлениям, которые не подвергаются никакому сомнению».
- Позиция Москвы неизменна и в вопросе Лачинского коридора, и по поводу разблокирования транспортных направлений и возможного строительства автомобильных дорог. «Азербайджан без всяких вариантов признает полный суверенитет РА над этой территорией». Какая-то двойная, тройная трактовка всего, что связано с возможной разблокировкой транспортного сообщения, она не имеет под собой никаких оснований. Есть, тем не менее, вопросы, они связаны с терминологией, мне кажется. «Мы могли бы об этом более подробно поговорить».
- Есть условия, которые дают основание полагать, что между Арменией и Азербайджаном могут быть достигнуты соответствующие договоренности, в том числе и по транспортной коммуникации.
- Вопросы, связанные с урегулированием вокруг Карабаха, важные, чувствительные. «Если добьемся решения, то это пойдет на пользу не только Армении и Азербайджану, но и всему региону. В этом заинтересованы многие государства, и это будет способствовать нормализации отношений по всем векторам».
- Ситуация по Карабаху развивается в сторону урегулирования, несмотря на проблемы. Одно из направлений — работа по транспортным коммуникациям, где пока есть неурегулированные вопросы.
25 мая вице-премьер РФ Алексей Оверчук заявил:
- Существуют технические неурегулированные вопросы остаются между Арменией и Азербайджаном.
- Это технические, но очень важные детали. Речь идет именно о порядке пересечения границы между Азербайджаном и Арменией, как будет осуществляться пограничный и таможенный контроль.
- Именно эти вопросы вице-премьеры будут обсуждать в Москве через неделю.
25 мая замглавы МИД РФ Михаил Галузин обсудил с послом Турции в РФ Мехметом Самсаром ситуацию на Южном Кавказе и реализацию трехсторонних договоренностей Москвы, Баку и Еревана. Была затронута также тематика перспектив восстановления армяно-турецких связей. Подчёркнута важность взаимодействия на Южном Кавказе в рамках Консультативной региональной платформы «3+3».
26 мая пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил:
- Подписание мирного договора между Арменией и Азербайджаном возможно в обозримой перспективе.
- Путин, Алиев и Пашинян достигли договоренностей и дали поручения, что профильные вице-премьеры соберутся на следующей неделе. «Они соберутся в Москве и будут дошлифовывать те вопросы, по которым есть принципиальное понимание, как их решать, но нужно еще договориться по деталям», – уточнил Песков.
- Но главное не время, а окончательное решение всех вопросов. «Какой-то задачи финализировать все до конца не ставится, потому что главное — все-таки конечный результат, за временем здесь никто не гонится». Именно по этим соображениям вряд ли сейчас кто-то может спрогнозировать точную дату выхода на подписание мирного договора.
27 мая в интервью ТАСС замглавы МИД РФ Михаил Галузин заявил:
- Выход на мирный договор между Арменией и Азербайджаном во многом зависит от продвижения всех треков нормализации.
- Помимо мирного договора, работа включает такие направления, как разблокирование транспортных и экономических связей, делимитацию армяно-азербайджанской границы и укрепление доверия путем развития общественных контактов.
- Именно на это и направлено наше содействие, в том числе в поиске сбалансированных, устраивающих как Баку, так и Ереван компромиссных развязок по спорным моментам.
- Переговоры в Москве по этой теме позволили улучшить понимание между сторонами, сблизить позиции по ряду вопросов.
- «Будем и далее оказывать в этих целях всяческое содействие Баку и Еревану. Надеемся, что такие регулярные контакты позволят выйти на итоговые мирные договоренности».
25 мая секретарь фракции «Гражданский договор» Артур Ованнисян заявил:
- Россия действительно предлагала отложить на будущее решение вопроса статуса НК, то есть сохранить статус-кво.
- Ереван согласился на это, премьер-министр РА публично об этом заявлял. Но после этого РФ не смогла настоять на своем предложении – наверное, по причине деструктивной позиции Азербайджана.
- Наблюдательная миссия ЕС — гражданская, и, «если минобороны России считает, что она может вытеснить Москву из региона — мнение господина Шойгу».
26 мая Ованнисян заявил:
- Ереван не считает провальными переговоры Пашиняна, Алиева и Путина в Москве․Этой встрече предшествовали переговоры в двустороннем формате с армянским премьером и президентом Азербайджана. Именно поэтому окончательная встреча могла длиться столь коротко.
- Двух документов к подписанию между Арменией и Азербайджаном не существует. Армения и Азербайджан ведут переговоры только по одному документу мирного договора.
- Армянская сторона впервые слышит о поддержке Москвой так называемого «Зангезурского коридора».
- Пашинян на переговорах в Москве в очередной раз четко обозначил позицию страны, и это было озвучено в том числе в публичной полемике с Алиевым. В частности, коммуникации должны быть разблокированы без какой-либо «коридорной логики», никакой экстерриториальный коридор через Армению открываться не будет.
- Тем более, что исходя из заявления Алиева, под Зангезурским коридором не подразумевается покушение на его экстерриториальную принадлежность.
31 мая вице-премьер РФ Алексей Оверчук заявил:
- На границе между Арменией и Азербайджаном будет существовать паспортный контроль и таможенный контроль, а также все иные виды контроля, которые существуют на международных границах.
- Решения, которые готовятся в рамках трехсторонней рабочей группы, имеют «большое значение для стабилизации всей ситуации в регионе Южного Кавказа и разблокирования Армении».
СЛОВЕНИЯ
30 мая премьер-министр РА Никол Пашинян обсудил со спикером словенского парламента Уршкой Клакочар-Зупанчич необходимость прекращения незаконной азербайджанской блокады Лачинского коридора и отказа Баку от воинственной риторики.
Он рассказал о гуманитарном кризисе в НК, международном механизме гарантирования прав и безопасности его населения. Обсудили также вопрос работы миссии наблюдателей ЕС в РА.
ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ
30 мая официальный представитель внешнеполитической службы ЕС Питер Стано заявил:
- ЕС приветствует активизацию процесса нормализации армяно-азербайджанских отношений, которая наблюдается в течение последнего месяца. ЕС считает важным сохранить эту историческую динамику и избегать шагов, включая враждебную риторику, которые могут поставить под угрозу мирный процесс.
- ЕС приветствует «смелое заявление» премьер-министра РА Пашиняна от 22 мая и явную готовность РА работать над делимитацией двусторонней границы. ЕС также приветствует заявление президента Азербайджана Алиева от 25 мая.
- Поскольку работа над «деликатными вопросами» продолжается, важно предпринять шаги для укрепления доверия, действовать добросовестно и проявлять лидерство для достижения решений по всем вопросам, касающимся всеобъемлющей нормализации.
- Несмотря на сложную историю конфликта и прошлые обиды, все вопросы нужно решать исключительно мирным путем, путем диалога.
- ЕС привержен поддержке сторон в этом начинании.
30 мая глава Европейского совета Шарль Мишель назвал диалог между Баку и армянами, проживающими в НК, об их правах и безопасности «ключевым». Он с нетерпением ждет продолжения переговоров с президентом Азербайджана Алиевым и премьером Армении Пашиняном в Кишиневе. «Важно подтвердить уважение суверенитета и территориальной целостности друг друга и двигаться в направлении делимитации границы, а также снижения рисков в приграничных районах».
ПАСЕ
31 мая премьер-министр РА Никол Пашинян принял первого зампредседателя комитета ПАСЕ по вопросам миграции, беженцев и перемещенных лиц Пола Гавана, прибывшего в РА с ознакомительной миссией в рамках подготовки доклада «Обеспечение свободного и безопасного доступа через Лачинский коридор».
Стороны обсудили блокаду Лачинского коридора и кризис в НК. Пашинян подчеркнул, что все это делается Азербайджаном в целях осуществления этнических чисток и геноцида в НК, поэтому важна адекватна реакция международного сообщества на происходящее.
Замглавы МИД РА Паруйр Ованнисян на встрече с Гаваном подчеркнул необходимость подготовки доклада о ситуации в НК и направления в Лачинский коридор миссии по сбору фактов.
АРМЯНО-ТУРЕЦКИЕ ОТНОШЕНИЯ
ВЛАСТИ
АРМЕНИЯ
31 мая главный уполномоченный РА по вопросам диаспоры Заре Синанян заявил:
- Процесс международного признания Геноцида армян завершен. Признание Геноцида не дает армянскому народу ничего, кроме морального утешения. «Мы должны требовать не только признания, но и говорить, что его непризнание может привести к новому геноциду в восточной Армении».
- Этот процесс должен связываться с безопасностью РА и НК. Международное сообщество должно осознать, что затягивающийся процесс признания Геноцида воодушевил Азербайджан на то, чтобы взять в заложники 120 тысяч населения НК.
- Нужно считаться с нынешними реалиями и с пониманием относиться к дипломатическому лексикону премьера РА Пашиняна, который заявил, что с нетерпением ждет встречи с турецким президентом Эрдоганом.
ЭКОНОМИКА
РОССИЙСКИЕ РЕЛОКАНТЫ
29 мая министр финансов РА Ваге Ованнисян заявил, что релоканты обеспечили 6-7% из 12,6% экономического роста РА в 2022 г.
РОССИЙСКИЙ «НОВОСТАЛЬ-М» НА РЫНКЕ РА
30 мая владелец российской металлургической компании «Новосталь-М» Иван Демченко на встрече в Комитете градостроительства РА заявил о намерении открыть ее представительство в Армении. Обсуждались пути сотрудничества.
АРМЯНСКАЯ КОМПАНИЯ TEAM НА ГРУЗИНСКОМ РЫНКЕ
31 мая группа компаний Team объявила о завершении сделки по приобретению 30% одного из ведущих телекоммуникационных операторов Грузии — компании SkyTel.
ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА
АРЦАХ
26 мая президент НКР Араик Арутюнян принял решение, согласно которому:
- запрещаются все виды собраний, кроме тех, которые организуются с целью реализации права народа Арцаха на самоопределение, в праздничные и памятные дни Республики Арцах, которые могут проходить только с разрешения правительства республики.
- ограничивается свобода выражения мнений, запрещается поиск, получение и распространение в любом средстве информации сведений и пропаганда против обороноспособности, безопасности, территориальной целостности, суверенитета, конституционного или общественного порядка, нормального развития экономики Республики Арцах.
РУБЕН ВАРДАНЯН
27 мая в интервью Общественному телевидению Арцаха бывший госминистр НКР Рубен Варданян заявил:
- В руководстве Арцаха имеет место кризис. Кризис в руководстве Арцаха с точки зрения принятия решений и последовательности их реализаций, с точки зрения коммуникации с народом, вовлечения молодежи в этот процесс стало одной из причин его приезда в НК.
- Огромное количество диаспоральных армян своей деятельностью могут помочь Арцаху, но в условиях отсутствия в Арцахе консолидации вокруг цели, жесткой дисциплины и реализации, это «будет бессмысленно».
- Одна из проблем Арцаха в том, что здесь нет четкого понимания, что надо делать армянской диаспоре в Москве и в других местах.
ДВИЖЕНИЕ «МАТЬ АРМЕНИЯ»
30 мая один из инициаторов движения «Мать Армения», депутат от блока «Армения» Андраник Теванян заявил, что их Движение хочет избежать ошибок прошлого и не монополизировать политическую систему. Приоритетная задача — смена власти в стране как угрозы РА и НК. Мир может быть обеспечен только после смены власти, поскольку это угроза безопасности РА и НК.
Дипломат Дзюник Агаджанян отметила, что РА стоит перед экзистенциальной угрозой, и это можно считать закономерным итогом процессов, начавшихся 5 лет назад с приходом нынешней команды к власти.
Аналитик Степан Даниелян заявил, что они не стремятся к власти, а хотят изменить ситуацию. Все предыдущие движения хотя и не достигли основной цели, но решили определенные задачи.
ЭКС-ГЛАВА СНБ РА МИКАЕЛ АМБАРЦУМЯН
31 мая бывший и.о. главы СНБ РА Микаел Амбарцумян заявил о давлении на семью из-за его поддержки арестованного генерала Григория Хачатурова.
- Это началось после того, как Амбарцумян вошел в состав общественной инициативы, выступающей против ареста экс-командира 3-го армейского корпуса, и критически высказался в адрес властей.
- Супругу Амбарцумяна вынудили написать заявление об увольнении с работы, а сын, не смирившись с несправедливостью по отношению к матери, досрочно уволился со службы в СНБ.
- Несмотря на это, Амбарцумян остается при своем мнении, и уверен, что с такой ситуацией сталкиваются многие в стране, однако это не означает, что людей можно запугать: «Никто не должен молчать, если под угрозой будущее страны и родины».
ОФИЦИАЛЬНАЯ ХРОНИКА
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
ИРАН
25 мая представитель Высшего совета ИРИ Зохре Бахребар заявила:
- Иран и Армения создадут совместную свободную экономическую зону «Аракс-Мегри». Она будет включать свободную торгово-промышленную зону «Аракс» в провинции Восточный Азербайджан на северо-западе Ирана и город Мегри в Армении.
- Для реализации проекта уже проведены переговоры с послом РА в Иране Арсеном Авагяном.
РОССИЯ
26 мая в селе Арени Вайоцдзорской области открыли Центр русского языка и культуры. Это проект Международного института развития коммуникаций в РА и российского Национального исследовательского института развития коммуникаций.
28 мая в ходе экспертного круглого стола в Москве замдиректора 4-го департамента стран СНГ МИД РФ Сергей Пальтов сообщил:
- В Сюнике в упрощенном порядке, минуя длительные госпроцедуры, откроется консульство РФ.
- Это решение было одобрено Ереваном во время двусторонней встречи Пашинян-Путин 25 мая.
В МИД РА сообщили:
- Ереван положительно отреагировал на предложение открыть консульство РФ в городе Капан Сюникской области.
- Еще в апреле Ереван сообщил российской стороне о своем согласии.
КАЗАХСТАН
31 мая глава МО РА Сурен Папикян обсудил с послом Казахстана Болатом Иманбаевым и новым военным атташе Еруланом Сапеновым двустороннее сотрудничество в оборонной сфере и региональную безопасность.
ГРУЗИЯ
31 мая в Тбилиси Генпрокурор РА Анна Вардапетян обсудила международно-правовое сотрудничество с грузинским коллегой Ираклием Шотадзе. Вардапетян в ходе встречи подчеркнула необходимость совместной работы и консолидации сил в борьбе с преступностью.
ВЕНГРИЯ
31 мая в Ереване премьер-министр РА Никол Пашинян и вице-премьер Венгрии Жолт Шеймен затронули важность восстановления дипотношений и расширение двустороннего сотрудничества, коснулись и шагов, направленных на возобновление прямого авиасообщения между Ереваном и Будапештом. Обсуждалась также региональная и международная проблематика, сотрудничество в сферах экономики, туризма, культуры и образования, блокада Лачинского коридора и гуманитарный кризис в НК.
Шеймен встретился также с вице-премьером РА Мгером Григоряном. Они говорили об активизации торгово-экономических связей, контактов между предпринимателями.
ОДКБ
25 мая глава МО РФ Сергей Шойгу заявил:
- Участие армянской стороны в совместных мероприятиях оперативной и боевой подготовки в рамках ОДКБ важно.
- «Армения — член нашей организации, наш союзник. Мы заинтересованы в установлении мира и делаем все возможное для стабилизации обстановки в Закавказье».
25 мая секретарь фракции партии «Гражданский договор» Артур Ованнисян заявил:
- Министр обороны РА не участвовал в заседании ОДКБ по техническим, а не политическим причинам. Это не отношение к блоку.
- Ереван уже публично высказался об отношениях с ОДКБ, никакого процесса выхода из организации нет. И неучастие Сурена Папикяна в заседании в Минске никак не связано с этими отношениями.
ЕАЭС
25 мая президент РФ Владимир Путин на заседании Евразийского экономического совета заявил, что Армения является главным бенефициарием сотрудничества в рамках ЕАЭС, потому что в Армении самый высокий темп роста экономики. В этом году зафиксирован рост ВВП Армении в 12,1%.
В свою очередь, премьер-министр РА Никол Пашинян заявил:
- Пашинян заявил о приоритетности Соглашения о свободной торговле между ЕАЭС и Ираном для расширения сотрудничества с третьими странами.
- В 2022 г. была проведена планомерная работа по формированию взаимовыгодного партнерства вне Союза с использованием различных форматов взаимодействия. Продолжение работы по таким приоритетным и перспективным переговорным направлениям, как Индия и Египет, а также развитие комплексного диалога по экономической повестке и углубление торгово-экономического сотрудничества с ОАЭ и Индонезией даст дополнительный импульс процессу интеграции союза в мировую экономику.
- Армения готова к конструктивному диалогу для функционирования общего рынка газа внутри ЕАЭС. Его своевременное функционирование будет способствовать формированию благоприятных и взаимовыгодных условий торговли, обеспечит повышение энергетической безопасности и конкурентоспособности государств-членов Союза на международном рынке.
- Благодаря работе Союза, разработка нормативно-правовой базы по созданию нового формата финансирования проектов промышленной кооперации значительно продвинулась. Резко возросла необходимость формирования коллективной системы обеспечения продовольственной безопасности. Необходима консолидация усилий стран ЕАЭС в этом направлении. Финансовое содействие промышленности предоставит возможность простимулировать отдельно взятые секторы наших стран. Важно их сбалансированное развитие в целях минимизации рисков.
ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ
25 мая спецпосланник ЕС по вопросам соблюдения санкций ЕС Дэвид О’Салливан и глава Минэкономики РА Ваан Керобян обсудили укрепление торгово-экономических связей между Арменией и ЕС, расширение товарооборота со странами ЕС, продолжение диалога в сфере экономики.
СЛУХИ И МНЕНИЯ
СЛУХИ
ПАШИНЯНОВСКОЕ ВИДЕНИЕ БУДУЩЕГО АРЦАХА
По сведениям издания «Грапарак», премьер РА Пашинян рассказал членам «Гражданского договора», каким он видит будущее Арцаха после подписания мира с Азербайджаном — высокая автономия в составе Азербайджана, что означает, что у Арцаха будет настолько государственных полномочий, чтобы не представлять угрозы для Баку, то есть у него не должно быть армии.
Если же Алиев будет игнорировать права арцахцев и не обеспечит безопасность, Пашинян считает, что Арцах сможет объявить о присоединении к России. А в худшем случае, если над головами арцахцев нависнет угроза уничтожения, то власти Армении обеспечат их переезд в Армению.
МНЕНИЯ
ГЕВОРК ПОГОСЯН
25 мая социолог Геворк Погосян, выступая на круглом столе «Роль России в безопасности и стабильности на Южном Кавказе», заявил:
- Отказ от РФ для стран Южного Кавказа означает переход под контроль Турции, поскольку доминировать в регионе Южного Кавказа может только Россия или Турция.
- Львиная доля граждан Армении все еще продолжает больше доверять РФ, чем Западу в вопросах национальной безопасности.
- Фактически, правительство и народ РА идут в разных направлениях: власти пытаются насильно изменить геополитический вектор страны.
- При этом отношения с Западом и Турцией улучшаются за счет явного ухудшения отношений с РФ, однако в этом нет жесткой необходимости.
АРА МАРДЖАНЯН
25 мая в беседе с Спутник-Армения национальный эксперт по энергетике в ООН Ара Марджанян заявил:
- США предлагают Армении испытать на себе непроверенные ядерные модули.
- Сейчас в мире эксплуатируется всего два небольших модульных реактора. В некоторых странах готовится несколько пилотных проектов, но только время покажет, насколько они надежны и эффективны. В этом вопросе не стоит спешить, тем более из политических соображений.
- В РА нужно строить станции тех моделей, которые уже хорошо зарекомендовали себя. Эксперименты — дело рискованное, особенно учитывая, что малые модульные реакторы пока недостаточно испытаны.
- Еще с 1960-х годов РА сотрудничает с российской стороной, в результате чего накопила многолетний опыт по строительству и эксплуатации реакторов, опыт по противодействию Спитакскому землетрясению.
ГРАНТ МИКАЕЛЯН
26 мая в беседе с Новости-Армения научный сотрудник Института Кавказа Грант Микаелян заявил:
- Пашинян и Алиев предпочитают Брюссельскую и Вашингтонскую площадки, что является свидетельством того, что основным модератором являются США и ЕС — по сути, один и тот же формат.
- Само проведение московских переговоров — просто попытка России каким-то образом если не вернуть статус основного переговорщика, то по крайней мере продемонстрировать, что Москва все еще является одной из площадок.
- Запад вряд ли не заставлял Пашиняна признать Арцах частью Азербайджана, это заставили сделать Турция и Азербайджан, и его собственная позиция, которая, на самом деле, была похожей все время. Пашинян ссылался на Запад, но на самом деле сам этого хотел. «Он пытался свалить это на Запад, чтобы заявить, что мир этого требует, чтобы таким образом легитимизировать свои действия».
- У России по вопросу признания Арменией Арцаха частью Азербайджана, также как и по многим другим вопросам, нет своей позиции. Россия в итоге постоянно имеет дело с последствиями каких-то действий, а не является стороной, которая их инициирует. Она может реагировать, но самостоятельно не инициирует их, что является показателем низкой стратегической культуры российской власти. Постоянно происходит реактивная политика. В итоге, хотя позиция России и отличается, о чем были заявления, «но они не стали свою позицию прямо фиксировать, поскольку на данный момент между Пашиняном и Алиевым есть согласие».
- Договоренности Пашинян-Алиев похожи на Мюнхенский сговор — на умиротворение агрессора. Части Армении в виде территории Арцаха и уже самой Армении сдаются нынешнему Гитлеру Алиеву и его старшему союзнику Эрдогану, но это никоим образом не приблизит мир.
- Учитывая, что аппетит приходит во время еды и что Пашинян сделал очень многое, чтобы этот аппетит усилился, то и требования будут только увеличиваться. Нет никаких причин для того, чтобы Алиев, который постоянно шантажом и давление добивался результатов, перестал это делать. «Никакие бумаги ему не помешают».
ВИГЕН АКОПЯН
29 мая в беседе с Спутник-Армения аналитик Виген Акопян заявил:
- Риторика Алиева – предсказуема, это последствия признания Ереваном Нагорного Карабаха частью Азербайджана.
- Баку пытается установить атрибуты азербайджанского суверенитета в Карабахе. Первый шагом стала установка КПП в Лачине. За этим могут последовать таможенные пункты и пункты санитарного контроля, дислоцирование пограничников. Не исключено, что в ближайшем будущем Алиев потребует у населения НК принять азербайджанское гражданство или установит визовый режим.
- Есть опасение, что будет поставлен и вопрос о выводе российских миротворцев. Аргументом станет то, что Баку сам обеспечит безопасность своего населения. Требования будут расти, если их начнут выполнять.
- Баку пытается получить максимум от Еревана, пока Ереван ведет отступническую политику. Баку будет продвигать идею беженцев, чтобы заполучить не только НК, но и Сюник.
- Ереван и Баку могут подписать рамочное соглашение либо дорожную карту, но не всеобъемлющее мирное соглашение.
- В условиях, когда Азербайджан выступает с максималистских позиций, подписание любого документа не выгодно РА и НК. Более того, никакое соглашение не гарантирует мир между странами.
- Сейчас крайне важна позиция НК. Если население решит закрыться в своей «крепости» и противостоять, мировые силовые центры будут вынуждены считаться с этим. Баку понимает это и пытается подчинить Степанакерт еще до подписания договора.
- Отношения Еревана и Анкары после выборов в Турции не изменятся. Турция всегда обуславливала взаимоотношения с Арменией карабахским вопросом, предусловием по Геноциду армян, отказом от территориальных претензий со стороны Еревана. Если в контактах и произойдут изменения, то они будут глубинными и неощутимыми. Более того, Анкара будет выдвигать новые предусловия, которые будут продиктованы Азербайджаном.
РУБЕН МЕЛКОНЯН
29 мая тюрколог Рубен Мелконян в своем фейсбуке написал:
- После переизбрания Реджепа Тайипа Эрдогана на пост президента Турции политика Турции в отношении Армении станет более нетерпимой и агрессивной.
- Поспешное поздравление властями Армении Эрдогана также не изменит отношения Турции, такое мнение — из жанра фантастики.
- «После этих выборов у Эрдогана будут еще большие амбиции провозгласить себя «председателем регионального комитета кадастра»».
РАЧЬЯ АРЗУМАНЯН
29 мая в беседе с АрмИнфо аналитик Рачья Арзуманян заявил:
- Азербайджанская сторона не готова к миру. Баку продолжал и продолжает использовать военные инструменты, пытаясь заставить Ереван принять нужные ему решения. И в этом контексте в Москве ничего нового не произошло.
- Армения находится в состоянии войны с Азербайджаном, и по этой причине нельзя говорить о доверии между сторонами, а тем более, о поисках взаимоприемлемых решений. Каждый раз, когда армянская сторона заявляет о намерениях придерживаться мирной повестки, Азербайджан силой пытается решить имеющиеся проблемы.
- Нужно понять, что имеются два трека, на которых идет поиск решений – «евразийский» или московский и западный. В рамках обоих треков походы и решения различаются. И по этой причине очень трудно найти эти решения на обоих площадках. Армянской стороне нужно сделать выбор, на какой из них должны быть решены вопросы, связанные с государственностью армянского народа.
- На московском треке для армянского народа ничего нового нет. Именно на данной платформе фактически появилось трехстороннее заявление от 9 ноября 2020 г., в результате которого были потеряны земли, когда звучат заявления о том, что проблемы Нагорного Карабаха больше нет, она якобы решена, а Армения должна согласиться на отказ от Сюника и Арцаха.
- Это политика, которую осуществляют Россия и Турция. Но они слабеют, что дает Армении возможности, которые следует использовать на втором треке — западном, где Ереван может найти другие решения, которые помогли бы сохранить суверенитет РА и безопасность НК.
- Москва начинает проявлять евразийский неоимперский подход, фактически не признавая независимый статус Украины, Молдовы, Казахстана, и в этом ничего нового нет. Но есть другой подход, в котором малые государства имеют возможность защитить свой суверенитет, и эту защиту следует искать на западном треке.
- Даже в вопросе Зангезурского коридора очевидна поддержка Баку со стороны Москвы, и в этом также ничего нового нет. Азербайджан и Россия — стратегические союзники, просто за столом переговоров нет третьего союзника обоих государств — Турции. Именно эти союзники и организовали в 2020 г. военную кампанию в НК, чтобы сформировать на Южном Кавказе ту архитектуру безопасности, в которой Армения как суверенное государство просто уничтожается, становясь то ли губернией, то ли вилайятом.
- МИД РА должен использовать это заявление, чтобы показать, что Россия — не посредник, а союзник турецко-азербайджанского тандема.
- Арзуманян очень рад тому, что в эти дни министр ИД Турции Чавушоглу заявил о том, что Сюник — турецкие земли. Тем самым, пусть и не публично, но Турция присоединилась к стратегическому альянсу России и Азербайджана.