×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/analitika/daydzhest-sobytiy-v-armenii-za-proshedsh-8/
Новости
19 апреля
18 апреля
17 апреля
16 апреля
 
Дайджест событий в Армении за прошедшую неделю
15:19 , 19 Ноябрь 2020
279
0

Обзор 12 – 18 ноября 2020 г.

 АРЦАХСКИЙ КОНФЛИКТ

ПРЕМЬЕР-МИНИСТР РА

12 ноября премьер-министр РА Н. Пашинян выступил с видеообращением, в ходе которого заявил, что

  • соглашение было подписано в тех условиях, когда Генштаб РА докладывал, что надо остановить войну, а президент Арцаха сообщал, что если военные действия не остановятся, то, по некоторым сценариям, мы можем потерять Степанакерт, а за этим последовали бы Аскеран, Мартакерт. В результате, более 20 тыс. солдат и офицеров оказались бы окружены войсками противника, перед перспективой гибели или плена. В этих условиях были бы неизбежны также падение областей Карвачара и Кашатаха, что привело бы к полной катастрофе.
  • Отставка вместо подписания этого заявления означало бы дезертирство: оставить решение на плечи другого, а также подписал по причине того, что решение должно было быть принято в течение часов.
  • Не посоветовался с народом перед подписанием, поскольку в разговоре с народом он должен был публично и честно представить объективную ситуацию, а это означает — представить данные об обстановке также противнику. Он обещал обсудить с народом варианты урегулирования карабахского конфликта, а этим документом предусмотрено не решение этого вопроса, а всего лишь прекращение военных действий. «Вопрос Карабаха как не был решен, так и не решен сейчас. И в этом плане наши действия еще впереди».
  • в первые дни войны нельзя было дойти до перемирия, поскольку надо было без боя сдать 7 районов, включая Шуши; военная ситуация была такой, что армянская сторона надеялась, что привлечением новых ресурсов и сверхчеловеческими усилиями можно переломить ситуацию. «Я и президент Арцаха постоянно выступали с призывами мобилизоваться для защиты родины. Мы пытались сделать это так, чтобы наше обращение не сломало воюющего на передовой солдата, и не дало противнику дополнительную информацию о наших проблемах.
  • Насчет Мегри, речь идет о разблокировании региональных транспортных путей, в том числе пути из Азербайджана в сторону Нахичевана. Это значит, что должны быть разблокированы также транспортные пути, ведущие из Еревана в Сюник через Нахиджеван, в том числе железнодорожное сообщение Армении с Ираном, что в дальнейшем может иметь существенное значение в экономическом развитии нашей страны.
  • Российские миротворцы расположатся в Лачинском коридоре из Гориса в Степанакерт, который будет действовать бесперебойно, в том числе отрезке Шуши. Они обеспечат такую же безопасную дорогу по всей протяженности. Связь Степанкерт-Ереван должна быть надежной. Миротворцы обеспечат также безопасность границ Арцаха, так что жители поселений, находящихся внутри линии расположения миротворцев, должны вернуться в свои дома, а власти РА и Арцаха сделают все, чтобы как можно быстрее исправить разрушения для создания условий скорейшего возвращения к мирной и обычной жизни.
  • Принципиально важное значение имеет окончательное решение карабахского вопроса и вопрос статуса Арцаха. В этом плане действия армянской стороны не меняются, и международное признание Арцаха становится исключительным приоритетом. И для международного признания сейчас есть более весомые аргументы.
  • Первостепенная задача — восстановление в РА атмосферы стабильности и безопасности, что является единственной гарантией обеспечения власти народа. «Призываю всех наших соотечественников не поддаваться на провокации и объединиться вокруг правительства, которое решительно настроено нести свою ответственность за вывод страны из этой ситуации, в то же время гарантируя, что никто не отнимет принадлежащую народу власть».

13 ноября в интервью ОТА премьер-министр РА Н. Пашинян

  • опроверг обвинения оппозиции в неспособности вести переговоры по НК. По его словам, переговоры начнутся сейчас, и мы в состоянии их вести и ведем. «Чего мы хотим? Мы хотим, чтобы заработала железная дорога Армения-Иран через Нахичеван. Мы говорим о разблокировке транспортных коридоров. Это не касается Турции, потому что она не является частью этого соглашения. Мы хотим иметь несколько возможных путей в Россию».
  • По его словам, если в ходе этих переговоров можно будет решить поставленные задачи, то для РА произойдут поворотные изменения, например, если железная дорога станет в нашей стране реальным фактором, которая свяжет РА с Персидским заливом и РФ. «Это те цели, которые могут быть реализованы благодаря этому документу, а могут быть не реализованы». По его словам, по этим пунктам есть понимание, но это вопрос и тема переговоров.
  • Пашинян заявил, что за последние 4,5 года позиция РФ по Карабаху не менялась. Взаимоотношения РФ и РА на эту позицию не влияли, и вопрос деятельности российских миротворцев в Арцахе следует рассматривать в контексте этих реалий. «Между властями России и Армении были, есть и будут нормальные, рабочие взаимоотношения».
  • Пашинян отметил, что заявление о прекращении боевых действий не является политическим документом для урегулирования конфликта. В этом заявлении есть термины и предложения, которые должны быть интерпретированы и стать политическим содержанием. «Сейчас дискуссия как таковая должна только начаться, и это дискуссия дипломатического характера. И эта дискуссия, думаю, будет длиться очень долгое время». 
  • Коснувшись заявления оппозиции, что есть сроки, они могут отменить, могут изменить, и почему Пашинян не прислушивается к ним, Пашинян заметил, что не слышал о методах изменения. «Мы можем просто взять эту бумагу, разорвать ее и выбросить. Но нужно иметь определенные представления о последствиях. Это означает, что мы возвращаемся к ситуации, в которой был подписан документ. А это значит, что мы говорим, пусть наши 30 тыс. солдат окажутся в блокаде».
  • На вопрос, почему этот вопрос не обсуждался в НС и с оппозицией, Пашинян ответил, что это произошло в логике оперативного управления боевыми действиями. «Реальность такова, что этот документ не только или, как минимум, не столько о передаче, сколько и о сохранении. Потому что он создавался в такой ситуации, когда предсказуемые потери — которые, по сути, по военным оценкам были неизбежными — эти предсказуемые потери были просто констатированы, чтобы спасти жизни около 30 тысяч наших солдат… Что предлагается сделать в результате обсуждения: повернуть вспять, возобновить военные действия, по какому сценарию идти?».
  • Пашинян коснулся вопроса о том, почему не состоялось заседание НС, когда оппозиционеры пришли в парламент, чтобы обсудить вопрос Нагорного Карабаха. По его словам, «для того, чтобы трезво обсуждать, нужно сначала протрезветь, и после этого обсуждать».
  • Пашинян считает, что важнейшей задачей на данном этапе является обеспечение внутренней стабильности и безопасности, после чего в полностью стабильной ситуации должна быть гарантирована неприкосновенность власти народа в РА. «Политический вопрос состоит в том, что мы должны сохранить в Армении такую политическую среду, чтобы граждане РА были уверены, что они однозначно имеют право формировать правительство. Наша первая задача сегодня — это стабильность в таких условиях, потому что стабильность может быть в самых разных условиях».
  • Пашинян считает, что армия нуждается в серьезных институциональных преобразованиях. «У нас должна быть армия нового типа, с новыми параметрами. Уровень мобилизации армии должен возрасти в несколько раз. Традиционная ее структура не оправдала себя. И в этой войне победило два фактора – мобильные группы и БПЛА». Следовательно, по его словам, в первую очередь следует провести реформы в армии, в контексте которых необходимо рассматривать повышение уровня вовлечения женщин. Во-вторых, следует обеспечить выше имеющих темпы развития ВПК и сферы высоких технологий. И наиболее нуждается в серьезных реформах, по его убеждению, сфера образования.

14 ноября премьер-министр РА Н. Пашинян провел совещание по ситуации в НК с главой МИД З. Мнацаканяном, главой МО Д. Тонояном и начальником ГШ ВС О. Гаспаряном.

16 ноября премьер-министр РА Н. Пашинян заявил, что

  • в его повестке находится вопрос поддержания внутренней стабильности и общественной безопасности. Другого вопроса в повестке нет. Он заметил, что правительство страны продолжит переговоры по урегулированию карабахского конфликта, в процессе которого происходит формирование новой повестки. Но если уровня общественного доверия к правительству будет недостаточно, власть не будет участвовать в этих переговорах. 
  • Пашинян предложил политическим силам путь преодоления сложившейся ситуации. По его словам, очевидно, в стране необходимо исключить риторику ненависти, но для этого нужны конкретные действия и не только со стороны власти. Он напомнил, что большинство политических сил не осудило нападение и уничтожение имущества правительства, парламента и других ведомств в ходе беспорядков в ночь с 9-го на 10 ноября. «Причина может быть в том, что это они (оппозиция) сами организовали и как они могут после этого обвинять власти в распространении ненависти?». По его словам, оппозиция должна четко заявить, входит ли насилие в их программы или нет, и если выяснится, что они исключают применение насилия, то можно считать вопрос решенным. В таком случае останется только решить вопрос культуры общения в соцсетях, что можно решить законодательно, либо посредством формирования политического контекста и договоренности с приоритетом уважения и исключения риторики ненависти.
  • По его словам, с мая 2018 г. переговорный процесс по урегулированию карабахского конфликта преодолел точку невозврата. Переговоры вошли в этап, когда речь шла о возврате территорий в обмен на ни что. Он заметил, что сегодня многие представители бывшей власти демонстрируют свои записи от 2018 г., в которых отмечают, что вокруг переговоров по НК будут сложности, вплоть до возврата территорий и т.д. По оценке, Пашиняна, либо они оказались пророками, либо правительство РА и он лично действительно стали предателями, которые специально в целях предательства пришли к власти для создания проблем для НК, либо эти люди уже в то время знали о том, на каком этапе остался переговорный процесс, и к каким неизбежным результатам он приведет.
  • Политика правительства РА заключалась в попытках выразить несогласие со всем этим, изменить логику переговорного процесса. «Нам это не удалось, поскольку перед войной оказались в ситуации, при которой, согласно международному консенсусу, территории подлежали возврату Азербайджану без каких-либо предусловий». По его словам, последующая политика была направлена на изменение этой логики. Но, возможно, имевшиеся у армянской стороны возможности не были правильно оценены. Тем не менее, это не означало, что РА должна была примириться с международным консенсусом. «Я, например, не мог примириться и пытался всеми силами повысить сопротивляемость этим процессам, чтобы за 2 года боеспособность ВС была повышена, как и существенно повышена оснащенность армии».
  • Он не согласен, что 9 ноября был подписан документ, который можно было подписать ранее, до боевых действий. «Нас обвиняют в том, что мы сдали территории, и в том, что не сдали. Нас обвиняют в наличии жертв, и в том, что во избежание новых жертв пошли на заключение документа». По его словам, вся ответственность за всю эту ситуацию, конечно, и в первую очередь, лежит на нем, но для несения всей полноты ответственности необходимо подробно представить общественности все обстоятельства.
  • Он заявил, что народ НК должен жить в НК, и вопрос его статуса должен быть со всей остротой положен в основу переговорного процесса. По его словам, речь идет как о гуманитарных вопросах, так и коммуникационных проблемах.
  • Пашинян отметил, что не получал предложений от той или иной политической силы по обсуждению вопроса о том, как можно было в непростой ситуации улучшить положения трехстороннего заявления в пользу армянской стороны. Он подчеркнул, что подписанный документ является не проявлением политических желаний сторон, а вытекал из конкретной боевой ситуации, с которой столкнулась армянская сторона. По сути, менять обратной силой положения заявления, означало бы изменение военно-политической ситуации, что нереально. Что касается дальнейшего процесса переговорного процесса, то в документе имеются положения, которые требуют многочисленных комментариев. В процессе этих комментариев, все идеи и предложения будут приняты к сведению, а лучшие из них будут претворены в жизнь.
  • По словам Пашиняа, войны можно было избежать, если бы армянская сторона согласилась вернуть Азербайджану 7 районов, в том числе, и Шуши, но это не соответствовало той политике, которую хотели осуществить власти НК и РА. АО НКР, ВС РА приняли решение принять вызов, который, к сожалению, не привел к тем результатам, которые все ожидали.
  • С первых дней войны на передовой циркулировала мысль о неизбежности поражения. И сегодня некоторые политические деятели, которые с первых дней войны призывали к сдаче территорий, за то же деяние обвиняют правительство РА в предательстве. «Важно, чтобы соотечественники правильно восприняли тонкость между такими понятиями, как рано или поздно, между которыми нет содержательной разницы».
  • По словам Пашиняна, вопрос со сдачей Шуши был выдвинут Азербайджаном с самого начала переговоров, еще до начала боевых действий, но поскольку была даже теоретическая возможность его защиты, АО НКР пошла на боевые действия до конца. Но, к сожалению, этот вопрос не удалось решить. «Да, мы ответственны за это, поскольку за последние 2,5 года не смогли восполнить то, что не было сделано за последние несколько десятилетий».
  • По мнению Пашиняна, армянской стороной была допущена большая стратегическая ошибка. Руководство страны считало, что два подхода — исключение войны и принцип «ни пяди земли врагу» — могут сосуществовать. «Казалось, что мы сможем придерживаться этого сценария, и держать эту ситуацию вечно». За все время переговоров, по его словам, была достигнута только одна четкая договоренность — 7 регионов должны вернуть Азербайджану. По его словам, нужно было сделать выбор между этими двумя ситуациями. «Мы попытались сделать выбор, вернее, мы его сделали. К сожалению, мы не смогли за 2,5 года сделать так, чтобы наш выбор увенчался успехом».
  • Армянская сторона не смогла заполнить все пробелы также в обороне. Например, есть масса достижений в системе ПВО, однако, появились факторы, которые за последние пару месяцев изменили ситуацию.
  • По его словам, все возможности затягивать переговорный процесс закончились в апреле 2016 г. Он заметил, что ни один из переговорных пакетов, которые обсуждались так и не были реализованы. «В переговорном пакете могут быть всякие предложения, но если они не осуществляются, кому они нужны? За 2,5 года переговорного процесса я осознал, что предотвращение войны могло быть лишь в том случае, если бы мы отказались от статуса НК и от Шуши». А после 2016 г. было всего два выхода — или отказаться от защиты своих прав, или защитить свои права. «Вы говорите, что ни в одном документе нет слов о Шуши, но был этот документ реализован. А почему этот документ, все хорошие документы не были реализованы. Азербайджанская сторона требовала, как минимум, возвращения в Шуши своих беженцев. Если бы у нас был более хороший вариант решения вопроса, мы бы его приняли, не сомневайтесь».
  • Пашинян назвал мифом заявления о проблемах в армяно-российских отношениях. “Это миф номер один, связанный с тем, что в армяно-российских отношениях что-то не так, поэтому так получилось. Официально заявляю, что за последние 5 лет позиция России в вопросе Карабаха не претерпела никаких изменений”. Второй аспект, который затронул премьер, касался слухов о том, что российская сторона предложила ему уйти в отставку для изменения хода войны. «Эти месседжи доходят и до меня, и я обсудил с нужными людьми, насколько это может внести изменения в ситуацию и есть ли подобный компонент… Это позор, что я вынужден говорить о таких вещах, о которых не надо говорить».
  • Пашинян видит необходимость продолжения деятельности сопредседателей МГ ОБСЕ. Необходимо продолжить формат сопредседателей, чтобы все вопросы были решены должным образом.

18 ноября премьер-министр РА Н. Пашинян представил дорожную карту действий, которую предлагает осуществить в ближайшем будущем.

  1. Возобновление переговорного процесса по карабахскому вопросу в формате сопредседательства МГ ОБСЕ с акцентом на статус Арцаха и приоритетность возвращения арцахцев в места их проживания.
  2. Обеспечение возвращения арцахцев в свои дома, полное восстановление нормальной жизни в Арцахе. Восстановление поврежденных домов, квартир и инфраструктур на территориях, находящихся под контролем властей НК. 
  3. Обеспечение социальных гарантий семьям погибших военнослужащих и граждан.
  4. Восстановление жилых и общественных строений и инфраструктуры, пострадавших во время боевых действий на территории РА.
  5. Обеспечение социальных гарантий, протезирования и профессиональной подготовки военнослужащих, получивших инвалидность.
  6. Скорейшее возвращение попавших в плен солдат и гражданских лиц, обеспечение социальных гарантий их семьям. Скорейшее выяснение судьбы пропавших без вести, обеспечение социальных гарантий их семьям.
  7. Формирование системы психологической реабилитации людей, участвовавших в войне, и общественности в целом.
  8. Утверждение Программы реформирования ВС и старт реформ.
  9. Преодоление пандемии коронавируса и устранение его последствий.
  10. Восстановление атмосферы для экономической активности. 
  11. Активизация программ по разрешению демографических проблем.
  12. Принятие изменений в Избирательном кодексе и нового закона о политических партиях.
  13. Введение института специализированных судей как первый шаг к созданию антикоррупционного суда. Начала применения закона о конфискации незаконного имущества.
  14. Проведение регулярных тематических консультаций с представителями политической и гражданской общественности РА.
  15. Проведение регулярных тематических консультаций с армянскими организациями и отдельными лицами диаспоры. Вовлечение представителей армянской диаспоры и диаспоральных структур в указанные процессы.

Он считает главнейшую цель — обеспечить демократическую стабильность в РА и создать гарантии того, чтобы ничто не угрожало формированию властей в РА посредством свободного волеизъявления народа.

Он отметил, что вносит изменения в правительство для реализации этой «дорожной карты», смысл и цель которых будут заключаться в более эффективной реализации вышеупомянутой программы и максимальной адаптации состава правительства к реализации упомянутых пунктов. 

По его словам, чтобы запустить необратимый процесс реализации данных мероприятий, потребуется шесть месяцев. В июне 2021 г. он выступит с отчетом о реализации дорожной карты, по результатам чего с учетом общественного мнения и реакции будет принято решение о дальнейших шагах. 

Фракция «Мой шаг»

12 ноября фракция «Мой шаг» выступила с заявлением, в котором отмечается, что армянский народ сплоченно сражался не только против Азербайджана, но и против одной из крупнейших в мире ВС, сверхсовременного оружия, армии с неограниченными человеческими ресурсами, наемных террористов и спецназа, завербованных из разных стран. Военные действия происходили параллельно с основными геополитическими событиями из-за вызовов безопасности, которые привели к провалу всех международных усилий по установлению прекращения огня, включая неоднократные попытки трех сопредседателей МГ ОБСЕ. В сложившейся исторической и политической ситуации принятие заявленных условий было единственным способом избежать полной потери Арцаха и тысяч человеческих жертв. Фракция уверена, что общественность должна получить ответы на все волнующие ее вопросы. При этом фракция не собирается принимать участие ни в каких заседаниях, направленных на нарушение стабильности в РА и создание опасности для фронта войны и жизни людей.

В то же время, прежде чем обсуждать легитимность известного заявления о прекращении карабахской войны, фракция предлагает, чтобы оппозиция очень четко заявила, что 1) они выступают за отмену российского посредничества, 2) за вывод российских миротворцев с линии соприкосновения 3) за продолжение войны. После этого заявления оппозиционные силы должны также представить предлагаемую дорожную карту для победы в возобновленной войне.

В тот же день премьер-министр РА Н. Пашинян провел встречу с депутатами фракции «Мой шаг», в ходе которой он представил предвоенную, военную и послевоенную ситуацию и проблемы. Обсудили внутриполитические и внешнеполитические вызовы.

13 ноября глава Комиссии НС РА по обороне и безопасности А. Кочарян выразил мнение, что противник будет пытаться и дальше развивать свое преимущество, и РА следует использовать этот момент паузы, чтобы подготовить систему безопасности ко всем возможным событиям. В будущем нужно работать над устранением ошибок. В бюджете должна быть другая логика, когда речь идет о пересмотре вооружений и структур армии. «Мы извлекаем уроки из таких ситуаций, но мы должны постоянно извлекать уроки, потому что развитие армии — это постоянный процесс. И у нас были пробелы в этом процессе, мы должны это честно признать, в этой структуре никогда не должно быть таких пробелов».

Ссылаясь на трехстороннее заявление, он сказал, что мог представить себе такое развитие, но, естественно, он и многие другие не знали о содержании текста.

16 ноября вице-премьер РА Т. Авинян провел закрытую встречу с представителями фракции «Мой шаг».

18 ноября фракция «Мой шаг» выступила с заявлением, призвав граждан не организовывать и не участвовать в митингах. В заявлении, в частности, отмечается, что военнослужащие, добровольцы, а также ряд граждан, вернувшихся с передовой в связи внутриполитическими событиями в стране намерены сегодня провести митинг в поддержку властей РА. Учитывая военное положение в стране и пандемию коронавируса, просьба не проводить многолюдные митинги.

«Мы благодарим каждого из вас за героическую поддержку Родины и заверяем, что оправдаем ее. Осознавая нынешнюю ситуацию и нашу ответственность в ней, мы просим вас объединиться и использовать весь наш потенциал для восстановления Родины».

Фракция «Процветающая Армения»

12 ноября депутат от ППА И. Тоноян призвала политикам, верящим в Пашиняна, мирно и без потрясений уйти в отставку. Тоноян отметила, что ранее Пашинян отказывался ото всех предложений, касающихся размещения миротворцев, затем, поставил всех перед фактом с подписанием трехстороннего соглашения. По ее словам, еще 29 сентября российская сторона предлагала обсудить вопрос о размещении миротворцев в Арцахе. Однако, руководство РА не пожелало идти на подобный шаг. «Раз уж так, то пускай власть разъяснит, что нам делать теперь».

По ее словам, сегодня необходимо как можно скорее восстановить полноценные отношения со стратегическим партнером — Россией. 

Тоноян также заявила, что их повестка, связанная с отставкой премьер-министра политическим, правовым путем, исчерпана, поскольку парламентское большинство упорно игнорирует заседание совета НС. «Правящая фракция довольно ясно дала нам понять, что ей плевать на то, что мы потеряли большую часть территории Арцаха, что ей плевать на то, что в Шуши проводят намаз. Никол Пашинян откровенно наплевал и на членов своей команды и даже не сообщил ей, что подписывает подобное соглашение. Сегодня он старается удержать свою власть любой ценой, но ничего у него не получится».

В свою очередь, депутат Н. Зограбян заявила, что заявление Пашиняна относительно того, что разговоры о сдаче территории преувеличены, является лицемерием. По ее словам, может Пашинян и не совсем понял, о каких территориях идет речь, но в документе все четко указано.

Она предложила создать комитет, в который войдут различные парламентские и внепарламентские силы, которые должны все вместе решить этот вопрос. «Ситуация критическая, если мы ничего не добьемся, история нас не простит».

Зограбян осудила нападение на спикера НС РА и других депутатов от правящей фракции. Она заметила, что избиение депутатов ни к чему не приведет, и это не тот метод борьбы, который следует избрать. Она призвала граждан продолжать мирные акции протеста. 

13 ноября секретарь фракции ППА А. Абовян заявил, что власти РА должны понести ответственность за свои действия. Речь идет не о войне, а о тех процессах, которые происходили в ходе войны. Депутат подчеркнул, что у властей было 2,5 года для того, чтобы подготовиться, более того, руководство РА могло предпринять военно-дипломатические шаги с тем, чтобы предотвратить катастрофу. «В истории нет лидера, который остался у власти после капитуляции».

Также депутат затронул тему, связанную с деятельностью РФ я ходе войны. По словам Абовяна, Россия обязана остаться на Южном Кавказе, так как здесь может быть только два модератора — или Турция, или Россия. Он отметил, что РФ осталась на Кавказе даже несмотря на то, что ее отсюда выдавливали турецкие и сирийские исламисты. По словам депутата, Москва была и будет единственным гарантом безопасности в регионе. «Россия является для нас братским государством и той страной, которая минимум в течение столетий была основным стабилизирующим фактором, который не позволял в зоне ее интересов развиваться кровавым событиям».

17 ноября в НС РА Н. Зограбян заявила, что в НС РА должен быть обсужден всего один вопрос — отставка премьер-министра РА Пашиняна и отмена режима военного положения. Необходимо отстранить его от власти, и вместе со стратегическим партнером — РФ — попытаться спасти те положения, которые касаются безопасности РА, безопасности Мегри и территорий РА. Действия Пашиняна после геноцида армян, по ее оценке, являются самым жестоким ударом в тылу Армении. «Никол Пашинян не будет исключением, когда после позорного соглашения о капитуляции, останется у власти». Она заметила, что оппозиционные силы, в отличие от Пашиняна, никогда не призывали к крови, к гражданской войне. Как раз наоборот, это Пашинян своими призывами и действиями разжигает гражданское противостояние. «В нашей стране гражданской войны не будет, армянин не поднимет руку против армянина».

В свою очередь, депутат М. Мелкумян напомнил о заявлении НС от 28 сентября с призывом к международному сообществу. «А где твой стратегический партнер? Почему не обратился к России? Я обращался к главе комиссии по государственно-правовым вопросам Владимиру Варданяну с призывом проявить в заявлении адресность. В итоге, что сделала международная общественность?».

Он также напомнил об обсуждениях в ГД РФ, которая на заседании 29 сентября обсуждала этот вопрос, и было бы неплохо, если бы до этого была проявлена эта адресность. Между тем, депутаты ГД собирались приехать в Ереван, Степанакерт и Баку с посреднической миссией, но в итоге была проявлена преступная бездеятельность.

Он также отметил, что, если руководитель государства, верховный главнокомандующий не владеет ситуацией, он должен уйти. «Неужели должны были быть жертвы, чтобы понять серьезность ситуации». Он заметил, что, кроме З. Мнацаканяна, сегодня нет министров, которые бы подали в отставку. «Должна быть лишь одна повестка — отставка премьер-министра, который вместо 12 тыс кв. км территорий оставил после себя всего 2,5 тысячи кв. км. За последние 100 лет — это самая тяжелая боль для нашего народа… Новый руководитель — новые переговоры, другой повестки быть не может».

А И. Тоноян призвала правящий блок «Мой шаг» присоединиться к инициативе оппозиции и провести внеочередное заседание, в ходе которого будут обсужден актуальные вопросы капитуляции Арцаха и отставки премьер-министра РА. По словам депутата, этот вопрос можно решить исключительно правовым путем.

Ш. Исаян, в свою очередь, заметила, что после капитуляции правящие силы заявили, что виноваты все — граждане, оппозиция, военнослужащие, но только не руководство страны. И правящая фракция делает вид, что ничего не произошло, она считает, что важно обсуждать бюджет, но это не та повестка, которая всех интересует. «Нас не интересует власть, мы лишь хотим избежать этой позорной капитуляции».

А. Абовян заявил, что они не хотят власти, но сдавать Карабах нельзя. «45 дней подряд вы говорили, что будите пить чай в Баку, в то время как мы терпели поражения. Ненависть в стране зашкаливает, вы не понимаете, что ситуация изменилась. Сейчас все зависит от вас. Уходите».

18 ноября депутат от ППА Н. Зограбян заявила, что хотя В. Путин не считает Пашиняна предателем, он таковым является для армянского народа. Более того, «возможно он скоро станет национальным героем Азербайджана». Она считает, что Путин, тем не менее, поймал Пашиняна на лжи. Глава РФ сообщил, что в начале войны вопрос о сдаче Шуши не обсуждался, а еще 19-20 октября существовал достойный вариант для заключения достойного соглашения. Депутат также зачитала отрывок из статьи Пашиняна от 2001 г., где тот заявил, что освобожденные территории Арцаха следует вернуть Азербайджану.

 Фракция «Просвещенная Армения»

14 ноября фракция «Просвещенная Армения» представила свою программу действий с целью выхода из сложившейся ситуации. Согласно программе, в первую очередь, НС РА должен выбрать нового временного премьер-министра. После этого будет сформировано переходное правительство, в состав которого войдут люди, достигшие успехов в своих сферах. Программа предусматривает также обеспечение высокого качества армяно-российский отношений. РА должна вести переговоры на предмет неопределенных положений трехстороннего заявления с целью достижения проармянских решений. Вместе с тем, подчеркнута важность восстановления переговоров в рамках формата сопредседательства МГ ОБСЕ.

Следующим шагом, должно стать объединение потенциала Армении-Арцаха-Диаспоры, стабилизация внутренней ситуации в стране, восстановление и укрепление государственных институтов, строгая координация работ правоохранительных органов, укрепление правопорядка в стране для обеспечения общественной безопасности, надлежащее обеспечение нужд семьям погибших и раненых военнослужащих.

Программа содержит также положения, касающиеся незамедлительного решения социальных нужд армян Арцаха (в том числе беженцев) и восстановление условий жизнедеятельности в Арцахе.

С целью привлечения не менее $ 1 млрд. драмов на восстановление разрушенного участка Армения-Арцах, необходимо приглашение на Конференцию международных доноров США, Китая, России, 27 стран ЕС, Ирана, арабских стран и др.

Необходимо также провести фундаментальное изменение работы команды армянской дипломатии, переосмыслить внешнюю политику, вести инициативную политику с союзниками и другими государствами, защитить нарушенные права Армении в международных судебных инстанциях.

Планируется также разработать программу национальных перспектив для восстановления экономики и армии.

17 ноября депутат НС РА Г. Горгисян заявил, что правительство, которое подписало капитуляцию, не может вести народ к победе. «Все эти дни мы слышим слова оправдания, а не ясно что мы будем делать дальше, так как война не закончилась. Страну надо усиливать, необходимо чтобы руководство признало свое поражение, а не перекладывало свои ошибки на граждан».

18 ноября депутат НС Г. Горгисян заявил, что премьер-министр РА Н. Пашинян пытается тянуть время, чтобы остаться у власти, но «ему отныне нечего делать в политическом поле Армении. Он должен уйти, и только так может появиться надежда, что мы сможем выйти из этой ситуации». Горгисян подчеркнул, что проведение выборов сейчас исключается, и, если кто-то попытается их инициировать, будет сделано все против этого.

Депутат подчеркнул, что при формировании нового правительства по их программе партийность уже не имеет такого значения, на первом месте стоит профессионализм экспертов, которые смогут поднять на ноги и стабилизировать страну. «Мы говорим о временном правительстве, которое в конце должно привести страну к выборам». А «если мы пойдем на выборы сегодня — это будет хаос, и тот, кто имеет больше вооруженных людей в своей команде, победит. Мы будем иметь плохой опыт 90-х: кража избирательных корзин, людей, избиения, убийства и т.д. Мы не можем этого допустить, это может быть началом конца Армении».

Депутат напомнил, что оппозицией была опубликована дорожная карта, первым пунктом которой является отставка Пашиняна, однако сегодня, по его словам, стало ясно, что «он не так уж и хочет уходить», в связи с чем дальнейшие шаги вновь должны быть обсуждены.

 Армянский национальный конгресс

12 ноября АНК выступил с заявлением, в котором отмечается, что нынешнее правительство РА еще не осознало, какую страшную беду оно принесло голову Арцаха и Армении, совершив непростительное преступление против всего армянского народа. Заявление фракции «Мой шаг» показывает, что власть категорически отвергает конституционный путь выхода из внутриполитического кризиса в РА. Более того, по сути, власть заняла позицию, направленную на углубление противостояния. «Это не что иное, как грубое нарушение его собственных принципов, демократии и парламентаризма».

В тот же день экс-президент РА Л. Тер-Петросян встретился с ЧПП РФ в РА С. Копыркиным. В ходе беседы, которая длилась около двух часов, собеседники обменялись мнениями касаемо создавшейся в результате режима прекращения огня ситуации в Арцахе и путей преодоления внутриполитического кризиса в РА.

Тер-Петросян принял также экс-президента НКР А. Гукасяна. Последний высказал свою обеспокоенность ситуацией в Арцахе, одновременно сделав конкретные предложения в связи с ожидаемыми действиями властей РА. Отметив важность предложений, Тер-Петросян посоветовал обратиться непосредственно к премьер-министру РА Н. Пашиняну.

13 ноября экс-президент РА Л. Тер-Петросян выразил мнение, что реализация трехстороннего соглашения по прекращению огня в Арцахе, а также окончательного урегулирования карабахской проблемы — дело ближайшего будущего. К этому процессу РА должна быть готова со всей серьезностью. К соглашению по Карабаху следует относиться как к состоявшемуся факту, но стоит помнить, что именно благодаря ему стало возможным прекращение огня в Арцахе. Он призвал власть и оппозицию к решению сложившегося внутриполитического противостояния исключительно конституционным путем. «АНК не борется за власть, но мы озабочены перспективой гражданской войны, и считает, что ее обязательно необходимо избежать. Самым желательным вариантом, конечно же, является разумное соглашение между двумя сторонами».

Республиканская партия Армении

13 ноября на митинге оппозиции пресс-секретарь РПА Э. Шармазанов заявил, что сложившейся ситуации можно было бы избежать, если бы глава государства думал не о лайках в соцсетях, или как сохранить свою должность, а об интересах РА. Пашинян доказал, что не может обеспечить безопасность армян в Армении и Арцахе. Более того, он не имеет и морального права руководить страной. «Он заявлял, что не подпишет ни одно соглашение, кающееся Арцаха без совещания с народом Армении и НКР. В итоге, он проигнорировал всех граждан страны и тайно подписал позорное соглашение о капитуляции».

По словам Шармазанова, во время войны Пашинян обманывал народ говоря о победе и продвижении, которых на самом деле не было. Во время встреч с политическими силами представители партий предлагали премьеру решения, которые не имели бы столь катастрофических последствий, как с точки зрения человеческих потерь, так и с точки зрения территориальных уступок. Но все предложения были отвергнуты, и в итоге, был подписан позорный акт о капитуляции. «Никто здесь не хочет прийти к власти, наше требование, чтобы премьер-министр ушел в отставку. Нам нужна сильная Армения, где не будет места подписавшему капитуляцию лидеру».

Шармазанов назвал подлой ложью утверждения, что оппозиция знала о положении дел на фронте. По его словам, до последнего дня войны Пашинян заявлял, что армянская сторона контролирует город Шуши. На встрече он говорили о том, что армянская армия имеет ряд достижений. Оппозиция выражала свою озабоченность ситуацией, но ее просто не слушали. «До начала войны ни Алиев, ни Эрдоган и мечтать не могли, что Гадрут, Шуши, Талиш будут в составе Азербайджана».

Также Шармазанов заметил, что власти больше не должна искать виновных, следует взять ответственность на себя. «Наша партия с первых дней прихода Пашиняна к власти говорила о его ошибках. Мы отмечали, что ситуацию срочно следует исправить. Пашинян сам спровоцировал войну, своими заявлениями о том, что Арцах это Армения. Теперь говорить о том, что виноват кто-либо кроме Пашиняна просто наивно».

18 ноября пресс-секретарь РПА Э. Шармазанов заявил, что разговоры о том, что бывшее руководство страны хочет вновь вернуться к власти, используя для этой цели акции протеста, наглая ложь. По его словам, армянский народ был недоволен их руководством, и попросил прощения за ошибки. «Но мы не предатели, мы не сдавали земли. В 2016 г. представители нашей партии всего за 4 дня остановили войну». Он заверил, что С. Саргсян не хочет возвращаться к власти. «Когда он увидел, что народ против него, он просто ушел. Для нас должности не являются главной целью». Он заверил, что они готовы поддержать новую власть. «Но Никол Пашинян должен уйти».

 Армянская революционная федерация

12 ноября член бюро АРФ А. Рустамян заявил, что вместо того, чтобы бороться с врагом, власть борется с политическими оппонентами. Он заметил, что Пашинян упорно отрицает свои ошибки и перекладывает ответственность на других, в частности, на представителей прошлой власти, однако, по словам Рустамяна, прошлые власти в борьбе за Арцах побеждали, а сейчас, нас постигло горькое поражение.

Рустамян считает, что сейчас стоит задача, как минимум, исправить сложившуюся ситуацию, чтобы в этой ситуации наилучшим образом защитить армянские национальные интересы. Но сделать это с помощью человека, предавшего интересы страны, невозможно.

В вопросе замены Пашиняна Рустамян считает, что каждый должен отказаться от своих политических и иных амбиций. «Выбор должен пасть на человека, который сможет объединить нацию. И я ни на секунду не сомневаюсь, что мы сможем найти такого человека. Но этот человек попадет под тяжелое бремя. Очень трудно найти кого-то, кто способен в условиях полной капитуляции взять на себя ответственность по спасению Арцаха». 

По его словам, есть 2 возможных варианта конституционного решения сложившейся ситуации: либо Пашинян по требованию народа сам уходит в отставку, либо 88 депутатов правящей партии должны понять, что днем ранее необходимо избавиться от него, и присоединиться к другим политическим силам. «Сегодня 2 политические силы в Армении это понимают. НС должно днем ранее выполнить требование народа».

Рустамян уверен, что в результате станет возможным защитить интересы армянского народа. «Я уверен, что это возможно сделать. Арцах должен остаться армянским, иначе ни один арцаховец не вернется домой. Мы потеряем все, если потеряем Арцах».

13 ноября Бюро АРФ выступило с заявлением, в котором отмечается, что подписанное Н. Пашиняном трехстороннее заявление не что иное, как пораженческий и унизительный документ, который является не только преступлением против интересов, желаний и целей родины и всего армянского народа, но также однозначно ставит под угрозу и нарушает абсолютное право нынешних поколений армянского народа жить в независимой, безопасной и развивающейся стране. Документ вызвал возмущение и гнев армянского народа, требованием которого является уход Никола Пашиняна в целях спасения ситуации. Отмечается, что после народного протестного выступления правящий режим начал арестовывать лидеров оппозиционных партий и других общественных деятелей, чтобы избежать ответственности, продлить свое правление и силой заставить замолчать народное восстание. В АРФ считают, что такими действиями невозможно сдержать справедливую волну народного протеста и гнева. «Если премьер-министр действительно подписал трехстороннее заявление, чтобы спасти остатки Родины, по той же логике он уйдет в отставку, дав возможность объединить весь национальный потенциал на политическом поле и выйти из этой ситуации». АРФ предупреждает премьер-министра, чтобы он не дестабилизировал страну своим насилием, преследованиями и провокациями, призывает народ проявлять бдительность и не поддаваться провокациям. «Наша приверженность защите наших национальных интересов является полной, и благодаря непрерывной борьбе, хотя иногда и безуспешной, мы наконец достигнем наших национальных целее». 

16 ноября представитель ВО АРФ И. Сагателян представил дорожную карту 17 оппозиционных партий. Он заявил, что трехстороннее заявление является неприемлемым, но состоявшимся фактом, а размещение российских миротворцев в сложившихся условиях — необходимость. «Мы оцениваем этот документ как заключенный за спиной народа унизительный договор о капитуляции». Однако, по его словам, все не закончено. Необходимо посредством переговоров попытаться в сложившейся ситуации свести до минимума уступки армянской стороны. «В первую очередь, необходимо во время ближайших переговоров исключить закрепление Арцаха в составе Азербайджана и дойти до независимости Арцаха».

В качестве следующего шага он назвал отставку премьер-министра Пашиняна, которая может состояться двумя способами. Первый, чтобы Пашинян сам понял и подал в отставку. От этого пути он отказался. Второй, НС РА должно срочно созвать внеочередное заседание по 2 повесткам — устранение режима военного положения и отставка Пашиняна.

После отставки Пашиняна, по словам Сагателяна, НС должно избрать премьер-министра, сформировать временное правительство национального согласия, которое решит три проблемы:

  1. По возможности подвергнуть пересмотру договоренности, предусмотренные заявлением о прекращении огня, и свести к минимуму потери армянской стороны;
  2. Предпринять шаги по решению возникших вследствие войны всех гуманитарных, социальных, здравоохранительных, экономических проблем, а также проблем безопасности;
  3. В кратчайшие сроки организовать свободные, честные, равные парламентские выборы, в результате которых народ сформирует новую власть.

«Это тот правовой путь, который мы все плечом к плечу должны организовать».

 

Партия «Рамкавар Азатакан»

12 ноября ПРА выступила с заявлением, в котором отмечается необходимость по дипломатическим каналам потребовать немедленного вовлечения также двух других стран-сопредседателей МГ ОБСЕ — Франции и США. Отмечается, что трехсторонним соглашением, РФ проигнорировала интересы армян Арцаха, руководствуясь собственными интересами, тем самым злоупотребив возложенной на себя посреднической миссией.

ПРА призывает общественность избегать серьезных политических потрясений и воздерживаться от антиконституционных действий и решений, принимаемых под влиянием эмоций.

Президент РА

12 ноября президент РА А. Саркисян и премьер-министр РА Н. Пашинян обсудили ситуацию в стране.

Саркисян встретился также с представителями парламентской фракции «Мой шаг». В ходе встречи собеседники обменялись мнениями о трехстороннем заявлении по урегулированию карабахского конфликта и ситуации в стране. Собеседники подчеркнули особую важность сохранения стабильности в текущей ситуации, а также необходимость совместной и бесперебойной работы всех государственных институтов.

13 ноября президент РА А. Саркисян подчеркнул, что нужно как можно скорее вернуться к переговорному процессу в рамках МГ ОБСЕ. Он заметил, что несмотря на то, что в Арцахе уже размешены российские миротворцы, это не означает, что процесс урегулирован. «Хочу отметить, что данный документ не является решением вопроса. Это всего лишь трехстороннее соглашение о перемирии». Этот документ также не определяет окончательный статус Арцаха, и, в связи с этим уже выступили представители администрация президента и МИД Франции. Глава МИД Франции уже обсудил эту тему с министром ИД РФ. Саркисян также заметил, что необходимо возобновить переговоры, а для того, чтобы они были успешными, важно иметь сильную Армении и Арцах.

14 ноября президент РА А. Саркисян заявил, что нельзя допустить, чтобы споры, гнев, внутренние всплески превратились в конкретные шаги. Необходимо тщательно проанализировать все упущения и недостатки, понять, какой должна быть Армения через 20 лет, каким должно быть ее место в мире. Он подчеркнул, что уже инициировал проект ATOM, нацеленный на научно-технологическое развитие страны, которая должна стать небольшой, но мощной страной 21 века. «Нужно думать о национальном единении. Люди из диаспоры приезжают, помогают, делают взносы в фонд «Айастан», но это ли путь. Нет. Каждый армянин диаспоры должен думать об этой стране, как о своей. В этом плане мы должны устранить все препятствия на пути к этому. Кто сказал, что наши талантливые ребята, добившиеся больших успехов в бизнесе, политике, образовании в Германии, Франции, не имеют права вернуться сюда и стать министрами, так как не имеют гражданства и 4-летнего ценза оседлости?».

16 ноября президент РА А. Саркисян выступил с посланием, в котором сообщил о необходимости отставки правительства и досрочных парламентских выборов, «учитывая неотложность достойного преодоления сложившейся ситуации, прислушиваясь к требованиям общества». В этом контексте, единственным ответственным подходом может быть объективная оценка потенциала правительства и правящей политической силы, чтобы в короткие сроки представить дорожную карту, в которой будут указаны сроки начала соответствующих конституционных процессов. «Управление страной надо передать высококвалифицированному правительству Национального согласия».

Президент отметил, что можно проиграть битву, но непозволительно проиграть как нация.

Президент НКР

13 ноября на встрече с представителями фракций НС НКР президент НКР А. Арутюнян повторил, что он обратился к премьер-министру РА с просьбой приложить усилия для прекращения военных действий. «Это решение было принято исходя из военной ситуации, так как командование ВС настояло на этом». Он подчеркнул, что в условиях создавшихся серьезных проблем продолжение войны привело бы к еще большим человеческим и территориальным потерям. В этом ключе Арутюнян отметил угрозу падения Степанакерта, ряда городов, сел, а также блокаду тысячи военнослужащих.

МИД РА

16 ноября МИД РА опровергло утверждение премьер-министра РА о том, что на столе переговоров стоял вопрос сдачи от Шуши.

ГШ ВС РА

17 ноября начальник ГШ ВС РА О. Гаспарян выступил с заявлением, в котором отметил, что был назначен начальником ГШ 8 июня, и уже 12 июня премьер-министру, а через несколько дней и Совбезу представил военно-политическую ситуацию в регионе и также возможности армянских ВС. На основе вышеуказанного анализа, он предложил шаги по повышению степени военной безопасности РА.

  1. Впредь противником является не только Азербайджан, но и Турция. Следовательно, РА не может эффективно противостоять объединенному военному потенциалу этих государств; необходимо направить весь политический и дипломатический потенциал, чтобы избежать или хотя бы отложить войну. Параллельно заняться комплексным обеспечением боевых действий, приобретая вооружение и военную технику.
  2. Предложение было принято Совбезом и премьер-министром, но был задан вопрос: «А если мы не сможем избежать войны, то что делать?». Гаспарян ответил, что в навязанной войне должны постараться как можно в короткие сроки нанести противнику большие потери и заставить его воздержаться от дальнейших действий. «Я отметил, что необходимость избегать затяжной войны, учитывая наши ресурсы». Были обсуждены и одобрены многочисленные предложения, реализация которых должна была существенно повысить боевой потенциал, в том числе посредством ополченцев.
  3. Именно тогда был озвучен вопрос формирования ополчения численностью в 100 тыс.

Войны избежать не удалось, и 27 сентября противник, с во много раз превышающей силой перешел к широкомасштабному наступлению по всей лини фронта в Арцахе. Силы АО Арцаха успешно отражали все атаки противника, нанося серьезные потери, уничтожая в большом количестве и живую силу и технику. К сожалению, армянские войска также несли большие потери. На 4-ый день войны, во время заседания Совбеза, Гаспарян представил потери, а также оценки ВС по ситуации, отметив, что через два-три дня необходимо принять меры по прекращению войны, иначе ресурсы в короткие сроки будут исчерпаны и в каждый последующий день будут более невыгодные условия для переговорного процесса. «Подобные оценки я делал много раз в ходе круглосуточной работы с премьер-министром, а также на заседаниях Совбеза».

Однако все попытки остановить войну на определенном этапе и предложения были отклонены Турцией и Азербайджаном, и армянская сторона была вынуждена продолжать боевые действия, пытаясь нанести противнику большие потери и заставить их сесть за стол переговоров.

По словам Гаспаряна, договор с очень сложными условиями для армянской стороны был принят в результате всесторонней оценки ситуации. «Пришлось выбирать между очень плохим и трагедией. Мы предпочли очень плохое». Он убежден, что нужно быстро восстановиться и продолжить борьбу. «Нужно объединиться, а осознание того, что благодаря этому решению удалось сохранить большую часть Арцаха, и основной военный потенциал АО, свидетельствует о том, что мы не имеем права унывать».

 ОТСТАВКИ, УВОЛНЕНИЯ

13 ноября депутат НС Вардан Атабекян заявил о выходе из состава фракции «Мой шаг».

Он заверил, что узнал о подписанном заявлении из прессы, и не разделяя позиции политической команды, выходит из фракции «Мой шаг» и отныне будет действовать как независимый депутат.

16 ноября Н. Пашинян заявил, что посмотрел ряд видео на передовой и поражен проницательностью находящихся там парней. «Дорогие парни, вы правы. Я жду вас в Ереване. Мы решим вопрос скулящих под стенами». После этого заявления, в отставку подал глава аппарата вице-премьера Т. Авиняна Вараг Сисерян, о намерении сложить мандат заявили депутаты от фракции «Мой шаг» Гаяне Абрамян и Тагуи Товмасян, а депутат Лусине Бадалян заявила, что если фракция срочно не предпримет активный шагов, она также намерена сложить мандат.

16 ноября Артак Давтян был освобожден от должности главы Военно-промышленного комитета РА.

Замминистра окружающей среды РА Ирина Капланян подала в отставку.

Гурген Даллакян был отстранен от должности командующего войсками полиции.

Премьер-министр РА Н. Пашинян также заявил, что принял решение уволить главу МИД РА. Глава МИД РА Зограб Мнацаканян сам подал в отставку.

17 ноября Шаварш Кочарян был уволен с должности замминистра иностранных дел РА. После того, как на сайте правительства РА был опубликован приказ об увольнении Кочарянана, в сети появилась фотография его заявления, в котором он еще 10 ноября, сразу на следующий день после подписания злосчастного трехстороннего документа, написал заявление об уходе по собственному желанию.

Министр по чрезвычайным ситуациям РА Феликс Цолакян также подал заявление об отставке.

Советник председателя НС РА Ашот Гулян написал заявление о своей отставке.

18 ноября начальник Службы военного контроля МО РА Мовсес Акопян подал заявление об отставке.

НАЗНАЧЕНИЯ

18 ноября Ара Айвазян был назначен министром ИД РА.

ПРАВО

Задержания

12 ноября СНБ РА задержала главу партии «Родина» А. Ванецяна. Он подозревался в неподчинении требованиям полиции, проведении акции протеста в обход закона, а также в нарушении ограничений военного положения. Был задержан также член партии А. Бабаян.

Подвергли приводу также члена АРФ А. Минасяна. Также был задержан глава Совета партии «Национальная повестка» А. Акопян.

13 ноября по решению суда глава ППА Г. Царукян, пресс-секретарь РПА Э. Шармазанов, лидер партии «Родина» А. Ванецян, члены партии АРФ И. Сагателян и Г. Манукян были освобождены.

Позже Царукяна вновь вызвали на допрос в СНБ РА по делу о дачи взяток избирателям.

14 ноября СНБ РА сообщила, что предотвратили попытку убийства премьер-министра РА Н. Пашиняна его политическими оппонентами. Согласно сообщению, житель Сюникской области, некто А. М., «имеющий антиправительственные взгляды, не согласный с внешней и внутренней политикой премьер-министра», хранил у себя дома большое количество оружия, боеприпасов и взрывчатки. Он договорился с политиками РА и НК, придерживающихся антиправительственных взглядов, и их сторонниками «об использовании незаконно хранящегося оружия и боеприпасов для захвата власти, прекращения деятельности премьер-министра путем незаконного лишения его жизни и узурпации полномочий правительства».

По подозрению были задержаны лидер партии «Родина» А. Ванецян, член РПА В. Багдасарян, член АРФ А. А., а также командир Сисианского добровольческого отряда А. Минасян.

15 ноября Суд принял решение признать задержание главы добровольческого отряда “Сисак” А. Минасяна обоснованным.

А глава партии «Родина» А. Ванецян был освобожден из-под стражи. 

Члену РПА В. Багдасаряну было предъявлено обвинение в подготовке покушения на премьер-министра Пашиняна.

16 ноября Суд принял решение не арестовывать члена РПА В. Багдасаряна.

А. Минасян также был освобожден из-под стражи.

А лидера партии «Родина» А. Ванецяна снова вызвали в СНБ.

18 ноября главе партии «Родина» А. Ванецяну, члену партии А. Бабаяну, членам партии АРФ И. Сагателяну и Г. Манукяну, пресс-секретарью РПА Э. Шармазанову, а также членам инициативной группы «Национально-демократической полюс» (движение «Сасна црер») были выдвинуты обвинения за организацию и проведение митингов с нарушением установленного порядка.

МО РА

В интернете была растиражирована информация о том, что глава МО РА Д. Тоноян и заместитель руководителя оборонного ведомства М. Гамбарян, а также давний друг министра торговец оружием Д. Галстян (Патрон Давид) занимались продажей вооружения в Турцию для протурецких террористов в Сирии. К информации также были приложены скрин-шорты документов о продаже вооружения, с подписями Тонояна.

МО РА опровергло утверждения в адрес Тонояна.

Во-первых, информация о то, что МО РА через частную компанию продавало оружие и боеприпасы в Турцию, откуда они попали в руки протурецких террористов в Сирии — явная наглая ложь. МО РА никогда и ни по каким каналам не продавало Турции какое-либо оружие или боеприпасы. Большинство документов, упомянутых в публикации, интерпретируются искаженно, и именно на этом искажении была построена представленная дезинформация. Примечательно, что в 2018 г. указанные документы были изъяты СНБ РА для изучения.

Во-вторых, утверждается, что по неизвестным причинам МО РА представило ссуду в размере $ 3,5 млн частной компании, глава которой поддерживает дружеские отношения с министром обороны Тонояном. На самом деле МО предоставило компании кредит для обеспечения бесперебойных поставок оружия в РА из третьей страны. Более того, на момент предоставления кредита компания уже поставила часть заказанного вооружения, стоимость которого превышала размер предоставленного кредита. Общая сумма сделки во много раз превысила сумму указанного кредита.

В-третьих, утверждается, что в начале войны некоторые частные лица предлагали МО купить бронежилеты в РФ за 300 долл. США, но МО отклонило это предложение, а затем через другую частную компанию закупило такие же бронежилеты, по стоимости в более 1000 долларов. На самом деле МО РА в соответствии с соглашениями между РА и РФ, приобретает оружие, боеприпасы и вооружение российского производства по внутри российским ценам, то есть по ценам, предусмотренным для их армии. Поэтому, даже теоретически исключается ситуация, когда человек или организация могут предложить МО РА оружие, боеприпасы или вооружение российского производства, стоимость которых будет ниже предложенной государством. В данном конкретном случае, упомянутый бронежилеты, были приобретены в очень ограниченном количестве через те же государственные структуры РФ исключительно для специальных подразделений для выполнения сложных боевых задач. Более того, перед приобретением, их качественные характеристики были проверены профессиональной комиссией МО, которая по результатам тщательной экспертизы дала положительную оценку, после чего сделка была проведена.

В-четвертых, сообщается, что во время войны, начавшейся 27 сентября, министр обороны Тоноян якобы находился на Мальдивах, для участия в праздновании дня рождения одного из своих родственников. На самом деле накануне начала войны Тоноян находился в Казахстане для участия в многонациональных учениях «Кавказ-2020». Как только началась война, он вернулся в РА, однако из-за ограничений обусловленных коронавирусом был вынужден возвращаться домой через территорию третьей страны, в частности Болгарии.

16 ноября МО РА выступило с опровержением некоторых заявлении главы комиссии НС РА по вопросам обороны и безопасности А. Кочаряна. В сообщении МО отмечается, что Кочарян отметил, что армянским ВВС командует человек, который не летает. Командующий ВВС, назначенный господином Тонояном. МО отмечает, что, на самом деле, в структуре МО РА нет «военно-воздушных сил». Вместо него действует «Управление авиации ВС Армении» во главе с полковником Гагиком Асланяном. А начальника Управления авиации ВС назначает не министр обороны РА, а президент при посредничестве премьер-министра РА. Кроме того, Асланян не только «летает», но и является действующим пилотом первого класса, осуществляет полеты на четырех видах самолетов, в том числе, СУ-30-СМ, имеет более 1500 летных часов и по праву считается профессионалом высшего уровня в своей области.

Кочарян озвучил наблюдения, связанные с использованием в войне в Арцахе приобретенных Арменией самолетов СУ-30СМ. В МО отметили, что Кочарян не тот государственный чиновник, чье положение в командной вертикали предоставляет право ожидать доклады о применении или не применении СУ, исполнении или неисполнении боевой задачи, количестве осуществленных ими полетов и других вопросах. «Заверяем, что все те чиновники, которые согласно должности должны получить эти доклады, детально осведомлены об ответах на эти вопросы».

17 ноября глава комиссии НС РА по обороне и безопасности А. Кочарян заявил, что безнаказанность ответственных лиц ВС и МО РА, допустивших ошибку в Арцахской войне, станет серьезнейшей угрозой безопасности РА. По его словам, ожидалось, что министр обороны РА и те ответственные лица ВС, которые допустили непростительные ошибки в войне, уже должны были подать в отставку. «То, что они тут же не подали в отставку, говорит о том, что они совершенно не осознают, что сделали, и куда нас приведет этот провал».

Он отметил, что скоро будет опубликовано заключение парламентской комиссии по расследованию событий апрельской войны. И некоторые заключения, связанные с событиями апреля 2016 г., актуальны и сегодня.

В свою очередь, МО РА упрекнуло Кочаряна в неуважении к армянской армии. Отмечается, что его заявление, что «армии, как таковой, нет, это вооруженные люди», является проявлением глубокого неуважения по отношению к десяткам тысяч военнослужащих армянской армии, которые в качестве регулярной и боеспособной армии прямо сейчас несут боевое дежурство на границах РА и Арцаха. И если господин Кочарян действительно думает, что «армии, как таковой, нет, они — вооруженные люди», то МО с удовольствием сопроводит его во множество подразделений армянской армии с условием, что он попросит прощения у военнослужащих этих подразделений: от солдата до офицера и командующего.

МИД РА

11 ноября РА обратилась в письме к Азербайджану, в котором говорится, что политика и действия Азербайджана в течение последних десятилетий грубо нарушают требования Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, принятой в 1965 г. Армения призывает Азербайджан немедленно прекратить дискриминацию в отношении Армении и этнических армян и другие регулярные нарушения, в том числе распространение антиармянских настроений, поощрение или подстрекательство к расовой дискриминации в отношении армян государственными органами или общественными учреждениями, шаги, направленные на этническую чистку армян и др.

Армения приглашает Азербайджан к обсуждению нарушений требований Конвенции. В случае отказа правительства Азербайджана от предложения Армении или непредставления ответа в установленный срок Армения оставляет за собой право разрешить существующий правовой спор в порядке, установленном Конвенцией.

МЕЖДУНАРОДНОЕ СООБЩЕСТВО

РОССИЯ

13 ноября официальный представитель МИД РФ М. Захарова заявила, что боевики в НК, не исчезли. «Исходим из того, что этот вопрос будет решен. К его решению должны приложить усилия все стороны, заинтересованные в мире в этом регионе».

По ее словам, РФ приложила все силы для достижения долгосрочного мира в Нагорном Карабахе. «На сегодняшний день безопасность, мир и будущее граждан этого региона гарантируются российскими миротворцами». Она заявила, что в этой ситуации, «Россия бросила не Армению и армян, а бросила все силы для урегулирования этой ситуации».

В свою очередь, пресс-секретарь президента РФ Д. Песков заявил, что роль президента РФ В. Путина в урегулировании карабахского конфликта была ключевой, урегулированию предшествовало несколько дней напряженной работы.

Касаясь противоречий между Россией и Турцией по карабахскому вопросу, Песков сказал, Турция заняла последовательную позицию в вопросе “одобрения силового сценария решения карабахского конфликта”. В этом российская сторона серьезно расходилась со своими турецкими коллегами, «но все это не мешает нам продолжать тесное взаимодействие на всех уровнях, в том числе и на высшем уровне».

13 ноября состоялся телефонный разговор министра ИД РФ С. Лаврова и министра ИД РА З. Мнацаканяна. Стороны обсудили вопросы, связанные с практической реализацией положений трехстороннего заявления. Особое внимание уделено сложной гуманитарной ситуации в регионе и решению связанных с этим задач.

13 ноября президент РФ В. Путин выразил надежду, что слово «конфликт» больше не будет применяться для описания ситуации в НК. «Надеюсь, что скоро перейдем к обсуждению других вопросов, один из них, конечно, является весьма актуальным». Он считает, что гражданскому населению НК понадобится дополнительная помощь.

17 ноября президент РФ В. Путин заявил:

  • Обвинения в адрес премьер-министра РА Н. Пашиняна в предательстве не имеют под собой оснований.
  • Властные структуры не могут позволить себе, чтобы общество раскололось изнутри.
  • Вопрос о передаче города Шуши никогда не ставился, он возник в ходе этого конфликта. 19-20 октября практически была достигнута договоренность о прекращении боев в Карабахе, но не сложилось. В октябре он убедил Алиева остановить войну с условием возвращения беженцев в Шушу — но Армения была против. «Армянские силы сохранили бы контроль над городом Шуши. Единственное, туда бы вернулись азербайджанские беженцы».
  • По международному праву Карабах всегда был неотъемлемой частью Азербайджана, ОДКБ вмешиваться не могла — на Армению никто не покушался. Армения не чувствовала себя брошенной.
  • Окончательный статус Карабаха не урегулирован, Москва сохраняет статус-кво. Если будут нормальные отношения между Азербайджаном и Арменией, можно будет решить и вопрос о статусе Карабах. К окончательному урегулированию в Карабахе подходили несколько раз, войны можно было избежать, если бы нынешних договоренностей достигли раньше.
  • Трудно обвинить Турцию в нарушении международного права в нагорнокарабахском конфликте. «Они поддерживали Азербайджан. Это геополитические последствия развала Советского Союза».
  • Во-первых, Азербайджан — независимое государство и вправе выбирать союзников. Во-вторых, никто, даже Армения, не признала независимость Карабаха. «С точки зрения международного права, Азербайджан возвращал территории, которое все международное сообщество считало азербайджанской территорией».
  • И Азербайджан, и Турция, они всегда говорили о возможности участия Турции в миротворческих операциях. Москве удалось убедить Азербайджан и Турцию в том, что не надо создавать условия и предпосылки для разрушения договоренностей по НК.
  • Обстоятельства прихода Пашиняна к власти не повлияли на характер отношений РФ и РА.
  • Непризнанность Карабаха было существенным фактором, в том числе и в ходе последнего конфликта. Потому что сам факт непризнания Карабаха, в том числе со стороны Армении, существенным образом накладывал отпечаток на ход событий и на его восприятие. «В своё время после преступных, без всякого сомнения, действий бывшего грузинского руководства, имею в виду нанесение ударов по нашим миротворцам в Южной Осетии, Россия признала независимость Южной Осетии и Абхазии. Мы признали справедливым волеизъявление народа, проживающего в Крыму, и стремление людей, проживающих там, воссоединиться с Россией, мы пошли навстречу людям, мы сделали это открыто. Кому-то это может нравиться, кому-то не нравиться, но мы делали это в интересах тех людей, которые там проживают, и в интересах всей России, и мы не стесняемся об этом прямо говорить». В отношении Карабаха это сделано не было, и это существенным образом, конечно, оказывало влияние на все происходящие там события.

17 ноября глава МО Д. Тоноян провел телефонные разговоры с главой МО РФ С. Шойгу, в ходе которых министры обсудили оперативную обстановку на территории НК и текущие вопросы, связанные с деятельностью российского миротворческого контингента. Особое внимание было уделено гуманитарной ситуации в НК. Тоноян выразил поддержку в вопросе создания в НК российского Межведомственного центра гуманитарного реагирования, который будет заниматься возвращением беженцев, восстановлением гражданских инфраструктур, поиском погибших, пленных и пропавших без вести, а также координацией деятельности различных организаций в гуманитарной сфере. Достигнута договоренность о подписании в случае необходимости трехстороннего документа в этой сфере между МО РФ, РА и АР. 

18 ноября замглавы МИД РФ А. Руденко заявил, что Москва рассчитывает, что отказ Баку обсуждать особый статус НК не спровоцирует новую волну конфликта в этом регионе. На вопрос о том, существуют ли какие-то примерные сроки решения вопроса о статусе Нагорного Карабаха, дипломат ответил отрицательно.

 ФРАНЦИЯ

12 ноября на встрече с жительницами арцахского Гадрута, которые требуют от Франции, РФ и США, чтобы МГ ОБСЕ провела деоккупацию Гадрута, ЧПП Франции в РА Дж. Лакот заявил, что президент Франции Э. Макрон проведет консультации с представителями РА по подписанному трехстороннему заявлению по Арцаху. «Мы не подписывали соглашение, но Макрон заявил, что то, что происходит, должно представлять интересы Армении». По его словам, Франция изучает все возможности, которые позволят установить мир в регионе и защитить права армян, особенно из НК, которые пострадали во время этого конфликта и находятся сейчас в РА. В числе приоритетов Франции будет оказать содействие людям, которые пострадали в этом вопросе, в том числе жители Арцаха могут рассчитывать на гуманитарную поддержку.

12 ноября президент Франции Э. Макрон провел телефонный разговор с премьер-министром РА Н. Пашиняном. Макрон сообщил о прошедшей в Елисейском дворце встрече, связанной с мобилизацией Францией гуманитарных усилий, выразил удовлетворение прекращением боестолкновений, напомнил о своей дружбе с Арменией и армянским народом, а также выразил готовность способствовать достижению справедливого, стабильного и приемлемого политического решения ситуации в НК для всех сторон.

 США

13 ноября постоянный представитель США в ОБСЕ по вопросам конфликта в НК и вокруг него посол Дж. С. Гилмора III заявил, что США приветствуют установление режима прекращения огня и прекращение боевых действий в зоне карабахского конфликта. По словам посла, необходима более подробная информация о развитии ситуации, трехстороннем соглашении. Он также призвал обе стороны исполнять шаги, согласованные в Женеве 29 октября, воздерживаться от действий, которые могут привести к возобновлению боевых действий, избегать провокационной риторики и действий, использовать возможность, предоставляемую прекращением боевых действий, для установления мира на местах. Он призвал также внешние силы действовать ответственно, воздерживаться от действий, которые могут спровоцировать новые столкновения или обострять региональную напряженность.

Посол выразил надежду, что продолжительный мир находится в их поле зрения. Посол выразил уверенность, что МГ готова будет принять участие в установлении прочного и долгосрочного мира в Нагорном Карабахе.

17 ноября госсекретарь США М. Помпео заявил, что карабахский конфликт должен быть урегулирован в рамках сопредседательства МГ ОБСЕ. По его словам, прекращение последних боевых действий — только первый шаг к достижению мирного урегулирования карабахского конфликта путем переговоров. Он призвал стороны как можно скорее возобновить взаимодействие с сопредседателями МГ ОБСЕ для поиска прочного и устойчивого политического решения карабахского конфликта на основе принципов Хельсинкского Заключительного акта: неприменении силы или угрозы ее применения, территориальной целостности, а также о самоопределении и равноправии народов.

Параллельно с дипломатическим участием, США предоставляют 5 млн. долларов гуманитарной помощи для поддержки операций МККК и других международных организаций и НПО-партнеров по оказанию помощи людям, пострадавшим в результате боевых действий.

 МГ ОБСЕ

12 ноября в телефонном разговоре с министрами ИД РФ, Франции и США глава МИД РА З. Мнацаканян заявил, что трехстороннее заявление не может считаться всеобъемлющим решением карабахского конфликта. Мнацаканян исключил возможность участия Турции в миротворческих процессах в Арцахе, и выразил беспокойство в связи судьбой армянского историко-культурного наследия на территориях, оккупированных Азербайджаном. Он подчеркнул, что международное сообщество хорошо осведомлено о варварском отношении Азербайджана к армянскому культурному наследию, в результате которого и в Нахичеване, и на территории самого Азербайджана, и во время 1-ой Арцахской войны на территориях, оказавшихся под азербайджанской оккупацией, были полностью уничтожены памятники армянской культуры.

В ходе беседы собеседники подчеркнули важность обеспечения продолжительности деятельности сопредседательства МГ ОБСЕ как единственного формата, поскольку именно в этом формате будут полностью учтены интересы арцахских армян.

В качестве приоритета Мнацаканян подчеркнул важность гарантирования статуса Арцаха и обеспечения безопасности армян Арцаха.

МНЕНИЕ

Рачья Арзуманян

12 ноября на своей странице в Facebook экс-советник министра иностранных дел НКР Р. Арзуманян написал, что премьер-министр РА Н. Пашинян и президент НКР А. Арутюнян осознано пошли на предательство. Никто из высшего военно-политического руководства не подал в отставку, и они становятся соучастниками предательства. Также соучастниками предательства являются все президенты РА и Арцаха, которые подписывались под сдачей Арцаха, и каждый из них внес свой вклад в произошедшее в эти дни.

«Нас ударили в спину «за несколько мгновений» до перелома. Ребята на передовой с ликованием говорили, что враг уже дрогнул, группировка под Шуши перемолота, и они готовятся к наступлению».

Теоретически остающуюся пока что армянской часть Арцаха можно было бы спасти, заявив о присоединении к РА, но предатели не могут пойти на такой шаг. В сложившихся условиях необходимо думать, как спасти оставшуюся часть Армении, над которой нависла смертельная угроза.

По его оценке, произошедшее есть повторение сговора между Турцией Ататюрка и Россией Ленина сто лет назад. «Тогда мы потеряли Западную Армению, в эти дни в результате сговора между Путиным и Эрдоганом Арцах».

Необходимо вернуть армянскую государственность под контроль армянского народа, после чего можно будет ставить задачи спасения Армении и придания суду предателей».

Арзуманян поменял свою точку зрения касательно роли и места Пашиняна в Армении после проведения в Арцахе весной президентских выборов. «То, как они были организованы и проведены с массовыми нарушениями и фальсификациями, привели меня к выводу, что Пашинян предал идеалы и цели общенародного движения, приведшего его к власти. Мой народ выбирал не Пашиняна, но голосовал против Сержа Саргсяна, и лозунг был соответствующий, если помните — отвергни Сержа. Я не мог понять, почему с таким упорством, с нарушением всех норм безопасности (Ковид) в Арцахе были провели такие выборы. Возможно, в эти дни мы видим ответ на данный вопрос».

Говоря о митингах в Ереване, Арзуманян выразил убеждение, что это выбор и две руки дьявола, от которого надо отказаться. «У данных сил нет права говорить о будущем Армении, так как именно они ответственны за его настоящее и катастрофу Арцаха. Они на одной стороне баррикад, и попытка искусственного разделения общества, делающего невозможным его консолидацию вокруг действительно армянских сил, способных заняться задачей спасения Армении».

На его взгляд, политические силы, которые могли бы поставить и решить задачу национального спасения, пока что отсутствуют и еще должны сформироваться. Как следствие, на данном этапе надо говорить не о политической, но общенародной общественной инициативе по спасению Армении.

Арзуманян готов подумать касательно надежд армянского народа на спасение Арцаха в результате вмешательства других центров силы в раздел Армении между Россией и Турцией и перекройку Южного Кавказа, если данные центры немедленно признают Арцах. «Главное — международное признание, необходимый международный контекст создан, благодаря армянскому воину и Спюрку». В противном случае, по его мнению, надо говорить о попытках сделать хорошую мину после очередной армянской катастрофы. «Затягивание признания, консультации и прочая <дребедень> будет отвлекать армянский народ от критически важных шагов по спасению Армении».

По его оценке, сегодня мы имеем ситуацию хуже, чем после подписания Московского договора. «Это касается не только физически потерянного Арцаха, — сегодня там нет практически армянского населения, только армия, — но и политической составляющей». Признавая подпись Пашиняна под капитуляцией 2020 г., мы лишаем будущие поколения возможности сохранить хотя бы лицо после того, как молодое поколение сделало все, чтобы сохранить Ацрах ценой жизни тысяч своих сыновей.

Александр Искандарян

По мнению директора института «Кавказ» Ал. Искандаряна, в РА сложилась чрезвычайно опасная и сложная ситуация. Депутаты от правящего блока в полном составе не посещают заседание Совета парламента, оппозиция бойкотирует заседание парламента, граждане нападают и громят здания Правительства и НС РА, затем отмечается, что в этих погромах участвовали представители оппозиционных партий. И в дальнейшем ситуация будет ухудшаться. «Диалог сложился между властью и теми, кто ее поддерживал, но нужен диалог между всеми политическими силами». Если оппозиция будет заявлять, что диалог возможен только в случае отставки власти, а власть будет говорить, что не уйдет, мы перестанем друг друга слышать. И через два месяца, ситуация уже не будет просто критической.

По его оценке, РА находится в той фазе, которую преодолели в начале 90-ых. В силу побед, которые одержала РА в 1-ой карабахской войне мы не превратились в подобие Азербайджана и Грузии.

Он заметил, что при Эльчибее Азербайджан проиграл войну, и сейчас в РА ситуация как в Азербайджане в то время. По его мнению, надо создать консенсус любых политических и не политических сил.

Эксперт считает, что нужно срочно предпринять шаги, или ждет огромнейший кризис.

«Может сложиться ситуация как в Бейруте, когда по улице разъезжают люди с автоматами и стреляют в воздух. Это маловероятно, но исключать нельзя. Успокаивать себя мыслями, что власть все еще осталась у руководства Армении не стоит. Если срочно не создать круглый стол для обсуждений, наступит крах Армении».

По его словам, Армении грозит продолжительный экономический кризис, первые признаки которого уже заметны. «Непонимание того, на пороге чего стоит страна, может привести к очень серьезной социальной и политической катастрофе, ситуация будет ухудшаться».



Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Читайте по теме

19 апреля 2024

Армения сама еще не делимитировала границу с Азербайджаном, сказал глава МИД РФ Сергей Лавров в интервью радиостанциям Sputnik, «Говорит Москва» и «Комсомольская правда», комментируя требования Еревана к ОДКБ. По его словам, когда в Армении говорят о том, что ОДКБ не может определить …

18 апреля 2024

Карабахские армяне должны иметь возможность вернуться в регион при надлежащем обеспечении их прав и безопасности, заявила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова Захарова. «Что касается армянского населения, покинувшего территорию Карабаха, азербайджанскими властями принят специальный план реинтеграции. Не раз подчеркивалось, что …

18 апреля 2024

  АРМЯНО-АЗЕРБАЙДЖАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ВЛАСТИ АРМЕНИЯ 11 апреля премьер-министр РА Никол Пашинян заявил: Факт признания территориальной целостности Азербайджана необходим Еревану для признания территориальной целостности самой РА, «потому что территориальная целостность Армении окружена Азербайджаном». «Если ты не признаешь территориальную целостность Турции, Ирана, …


Ваш браузер устарел! Обновите его.