Обзор 4-10 мая 2023 г.
АРМЯНО-АЗЕРБАЙДЖАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
ВЛАСТИ
АРМЕНИЯ
4 мая в ходе мероприятия “Армянская демократия в неспокойном регионе: Потребности в безопасности и стабильности” в Пражском центре трансатлантических отношений премьер-министр РА Никол Пашинян заявил:
- Запад считает Армению российской прокси-страной, а на Востоке уверены, что мы ведем прозападную политику. Лоббирование этих двух позиций создает возможности для агрессивной политики против РА со стороны ее некоторых соседей.
- Блокадой Лачинского коридора Азербайджан готовится к проведению этнической чистки в НК. В этом контексте Ереван считает необходимым направление в НК и в Лачинский коридор международной миссии по сбору фактов.
- Международное сообщество должно дать четкую и адресную оценку гуманитарному кризису в Нагорном Карабахе. Это важно не только для армян НК, но и для будущего демократии в регионе, «поскольку основной вопрос, витающий в воздухе в Армении, заключается в том, в состоянии ли демократия гарантировать безопасность и стабильность в нашем регионе».
- Основными препятствиями для подписания мирного договора с Баку в том, что до сих пор не удалось договориться о таком тезисе, в котором было бы четко заявлено, что Азербайджан признает территориальную целостность РА площадью 29 800 квадратных километров. До сих пор не ясен механизм обеспечения прав и безопасности армян НК. То же самое можно сказать и о формате диалога Степанакерт-Баку, который должен проходить в рамках международного механизма. До сих пор не удалось договориться также о механизмах преодоления разногласий по поводу прочтения текста мирного соглашения. И, наконец, нет договоренности о международных механизмах претворения в жизнь мирного соглашения.
- Несмотря на все это, повестка мира актуальна для правительства РА. Ереван сейчас и в ближайшее время будет полноценно вовлечена в переговоры с Азербайджаном.
- Ереван надеется, что Баку откажется от политики силы и угрозы применения силы и ожидает, что международное сообщество также выступит с подобным заявлением в адрес Азербайджана.
4 мая на саммите ОЧЭС в Анкаре спикер НС РА Ален Симонян заявил:
- На пространстве ОЧЭС Армения продолжает сталкиваться с серьезными угрозами безопасности. Речь о 44-дневной войне, а также агрессии Азербайджана в 2022 году, блокировке Лачинского коридора и кризисе в НК, невыполнение Азербайджаном решения Международного суда, удерживание армянских военнопленных в Баку.
- Применение агрессии против РА не может стать основой для стабильного и длительного мира. Конфликты должны решаться путем мирных переговоров.
- У Еревана нет территориальных претензий к соседям, от которых ожидается аналогичная реакция. РА готова продолжить и процесс разблокирования коммуникаций.
4 мая глава комиссии НС РА по внешним связям Саргис Ханданян заявил:
- Армения в ходе переговоров о мире с Азербайджаном настаивает на трех принципах: территориальная целостность Армении, внедрение международных института гарантов и механизмов для прямого диалога между Степанакертом и Баку.
- Если бы Азербайджан изменил свою позицию к этим вопросам, мирный договор давно уже был бы подписан. Проблема в том, что позиции Армении и Азербайджана по этим трем принципиальным вопросам сильно разнятся, и цель переговоров – сблизить эти позиции.
- На столе переговоров в Вашингтоне «лежит» проект мирного договора или соглашения об урегулировании отношений между Ереваном и Баку. Пока рано говорить о том, возникнет ли необходимость до подписания окончательного текста мирного договора подписать «некий предварительный документ».
5 мая в интервью радио «Свобода» в Праге премьер-министр РА Никол Пашинян заявил:
- В нашей среде есть силы, которые хотят уничтожить нас, как государство, и наша первая реакция должна быть — управлять этим желанием. Исторический опыт РА и нынешние реалии показывают, что единственной гарантией безопасности является мир.
- В переговорах РА и АР ключевые разногласия касаются НК, но это не все. Хотя в Праге и Сочи было зафиксировано, что РА и АР признают территориальную целостность друг друга, мы до сих пор не можем прийти к соглашению о тех формулировках проекта мирного договора, которые дали бы нам уверенность в том, что Азербайджан признает 29 800 квадратных километров РА.
- РА готова признать линию границы с Азербайджаном по всей протяженности по картам 1975 г. Ереван предлагает рассмотреть вопрос границы, а из Баку заявляют, что границы нет. «Но если нет делимитированной границы, то как вы определяете принадлежность конкретных мест на карте?». Ереван предлагает Баку отвод войск, но возникает вопрос — где же войска будут стоять, как определяется эта граница? Значит, там есть линия границы. Если она есть, ее надо взять, и азербайджанские войска не должны находиться по эту сторону линии границы, а армянские войска — по другую сторону. Возможно, новое соглашение будет о том, как и в какие сроки это должно произойти физически.
- По вопросу требования Баку о возвращении 8 приграничных сел — президент Азербайджана поднял этот вопрос во время встречи в Мюнхене, на что Пашинян сказал, что и у нас есть оккупированные села. «Село – это не только здание его администрации. Села Беркабер, Айгеовит, Вазашен, Паравакар. Большая часть пахотных земель сел Беркабер и Паравакар находится под оккупацией. Готов ли Азербайджан вернуть их?». Еревана готов к их обмену, если Азербайджан готов вернуть оккупированные армянские села.
- Начатая в Вашингтоне дискуссия может быть продолжена в Москве. Нет отличающиеся друг от друга западный и российский проекты. Со стороны запада были предложены подходы, но не письменный вариант. Российская сторона представила письменное предложение, Ереван его принял, Баку отклонил. «Мы не видели, чтобы Россия вновь предложила этот вариант. В тот момент, когда это ставится на стол, мы готовы двигаться вперед с ним. Но насколько РФ придерживается этого варианта?».
- По какому варианту движется Армения по карабахскому вопросу — Армения работает над вариантом, при котором вопрос безопасности и прав армян НК должен обсуждаться на площадке диалога Баку-Степанакерт, которая должна иметь определенное международное участие, в противном случае эта тема и повестка могут быть просто забыты Азербайджаном.
- президент Азербайджана Алиев не готов предоставить НК широкую автономию, о чем официальный Баку неоднократно заявлял до 44-дневной войны. «Мы столкнулись с этими проблемами, когда шли по этому пути. 30 лет мы говорили о самоопределении, не понимая фундаментальной проблемы. Да, мы не диагностировали нашу проблему до конца. Мы поставили задачи, сформулировали их и пошли за ними. Да, нам нужно ставить реальные задачи, но для этого нужно сначала понять реальность».
На встрече с чешскими армянами в Праге Пашинян заявил:
- «Я Арцах не сдавал. Я с 2018 г. делал все возможное, чтобы Армия обороны была готова к войне».
- Во всем процессе переговоров по карабахскому урегулированию уступка земель была ключевым моментом и каждый, кто скажет, что не собирался сдать земли, солжет. «Это не тайна, а опубликованный факт. Я подписал заявление 9 ноября, осознавая, что если не подпишу, то 30 тыс. солдат останутся в плену. То, что в НК живут армяне… Жить — краеугольное понятие. Наша проблема в том, что мы жили в одном месте, а Родиной считали другое, и обычно то место, где мы жили, не считали Родиной».
- «Те земли, которые мы сдали — сколько человек там жили в течение 30 лет? Какая добавленная стоимость создавалась на этих землях для нашей страны, для нашей Армии? Сколько копеек налогов генерировалось оттуда, чтобы наш солдат получал больше зарплаты? Почти ничего».
8 мая депутат НС РА Армен Хачатрян заявил:
- Вопросы НК и территориальной целостности РА нужно разделять.
- РА признала территориальную целостность АР и наоборот.
- Вопрос о том, подразумевают ли власти РА Гадрут и Шуши, говоря об отсутствии территориальных претензий — провокационный. «Вопрос НК совершенно другой, он находится в совершенно другом формате. Вопрос безопасности населения НК, всех гарантий жизни — другой вопрос, и он должен обсуждаться и обсуждается на международных площадках».
9 мая секретарь Совбеза РА Армен Григорян заявил:
- Все встречи, проходят ли они в Вашингтоне, Брюсселе или в Москве, связанные с достижением мирного соглашения между Ереваном и Баку, взаимосвязаны и призваны дополнять друг друга, так как круг вопросов хорошо известен.
- Переговоры по достижению мира проходят в двухстороннем формате, а международные посредники стараются помочь сторонам найти приемлемые решения.
- Ереван не делает разницы между посредническими площадками: «Где будет зафиксирован прогресс, там и будет подписан договор».
- Ни на одном из переговорных треков пока прогресса не зафиксировано. В некоторых вопросах был прогресс, но они не основополагающие. Переговоры идут. Пока все не согласовано, ничего не согласовано.
- Переговоры идут по трем основным направлениям — вопрос о территориальном суверенитете РА на площади 29800 кв.км, создание международного механизма гарантий безопасности и соблюдения прав народа Арцаха и создание международных механизмов диалога между Степанакертом и Баку.
- ВС Азербайджана должны покинуть суверенную территорию Республики Армения. «Это обязательное требование».
- Григорян подчеркнул важность создания международных механизмов соблюдения положений Трехстороннего соглашения от 9 ноября 2020 г., чтобы оно не попиралось грубейшим образом со стороны Азербайджана, как это произошло в связи с событиями в Лачинском коридоре, где Азербайджан установил свой КПП.
- Планируется встреча на высшем уровне в Брюсселе, после чего в Кишиневе. Попробуем поработать направление максимального сближения подходов и двигаться вперед.
В свою очередь, замминистра ИД РА Паруйр Ованнисян заявил:
- Трехсторонняя встреча Путин-Пашинян-Алиев пройдет после переговоров глав РА и АР в Брюсселе.
- То, что переговоры продолжаются с такой интенсивностью, уже является хорошим знаком.
АРЦАХ
4 мая МИД Арцаха выступило с заявлением, в котором подчеркывается:
- Азербайджан проводит против Арцаха политику не только этнической чистки, но и культурного геноцида.
- Степанакерт строго осуждает заявление председателя Государственного комитета по работе с религиозными организациями Азербайджана о том, что армянские монахи должны покинуть монастырь Дадиванк. В результате войны 2020 г. и оккупации территорий Арцаха под контроль Азербайджана перешли около 1,5 тысячи армянских историко-культурных и религиозных памятников, в том числе монастыри, церкви, хачкары, археологические места, крепости, святилища и тд.
- Все случаи вандализма, а также последовательная политика Азербайджана по отказу в доступе миссии ЮНЕСКО для оценки состояния культурных объектов и памятников на оккупированных территориях Арцаха и их сохранения свидетельствуют о том, что армянские историко-культурные и религиозные памятники на захваченных территориях Арцаха находятся под угрозой: они либо подвергаются видоизменению, либо уничтожаются в результате проводимой Азербайджаном армяноненавистнической государственной политики.
4 мая в интервью «Арцахпресс» президент НКР Араик Арутюнян заявил:
- Азербайджан пытается разрушить существующую хрупкую систему безопасности Арцаха․ На это направлены требования разоружить Армию обороны Арцаха, а также фиктивные причины воспрепятствования ее материально-техническому обеспечению. Настоящие цели Азербайджана совершенно другие: лишить народ Арцаха всех гарантий безопасности и заставить людей покинуть Родину, тем самым предоставив официальному Баку возможность оккупировать Арцах без войны.
- В трехстороннем заявлении четко определена география размещения РМК, а значит, и вывода армянских войск, а линия соприкосновения и Лачинский коридор обозначены как районы дислокации РМК. Это означает вывод ВС НКР не со всего НК, как это пытается представить Баку, а из мест дислокации РМК. В заявлении нет ни слова о демилитаризации НКР.
- Помимо невыполнения взятых на себя обязательств, именно Азербайджан продолжает агрессивные действия, начиная безудержную милитаризацию оккупированных и сданных территорий, создавая условия для дальнейших наступательных действий против Арцаха и Армении. Почти во всех пакетах урегулирования конфликта международное сообщество оговаривало, что территории вокруг НК должны быть демилитаризованы, а Азербайджан делает прямо противоположное.
- Арутюнян понимает ограниченность возможностей миротворцев, но они тем не менее должны поддерживать создание безопасных и достойных условий жизни для граждан Арцаха, в том числе уважая право на самооборону. «Люди, находящиеся под угрозой этнической чистки, должны быть либо защищены в рамках международной концепции «Обязанность защищать», либо обеспечены средствами и возможностями для самообороны. Каким бы сильным и опасным ни было давление, осуществляемое Азербайджаном, Арцах имеет право на самооборону, а международное сообщество обязано его защищать». Международное сообщество также должно определить, как оно может защитить народ Арцаха, с помощью политико-дипломатических средств или путем предоставления необходимых средств для самообороны.
- Вопрос о статусе НК остается нерешенным. В трехстороннем заявлении от 9 ноября 2020 г. не было договоренности о закрытии темы международного статуса Арцаха. Никто не должен забывать, что конфликт возник в результате спора о статусе Арцаха, что изначально признавалось всем цивилизованным миром.
- Арутюнян также назвал неприемлемым незаконное блокирование Азербайджаном Лачинского коридора и установку там КПП. Этим шагом Азербайджан окончательно сделал народ Арцаха заложником, с возрастающим риском этнических чисток и поставил под серьезную опасность дальнейшее действие трехстороннего заявления от 9 ноября 2020 г.
- Он призвал стороны трехстороннего заявление, особенно РФ, немедленно начать переговоры по снятию блокады Арцаха, убрать азербайджанский блокпост и предоставить реальные гарантии безопасности народа Арцаха. Степанакерт по-прежнему ожидает эффективных шагов по решению проблем безопасности и гуманитарных проблем, стоящих перед народом Арцаха.
- Неприемлемо и прискорбно, что Азербайджан не только грубо нарушает положения трехстороннего заявления, но и не выполняет обязательные к исполнению решения МС ООН и ЕСПЧ. Поэтому Степанакерт ожидает от всех ответственных акторов международного сообщества оказания надлежащего давления на Азербайджан для немедленного и полного выполнения упомянутых обязательств.
- Арутюнян ответил на ультиматум президента АР Алиева о том, что армяне, проживающие в Карабахе, должны либо принять азербайджанское гражданство, либо найти другое место жительства. По словам президента НКР, во-первых, что касается интеграции в целом, гораздо более востребована и желательна интеграция политического руководства Азербайджана в цивилизованный мир, политическую культуру, права человека и систему демократических ценностей. «Этим были бы решены многие вопросы в отношениях Азербайджана с соседними государствами». Что касается азербайджано-арцахского конфликта, то Алиев третий год пытается убедить мир в том, что вопрос НК решен и что понятия «Нагорный Карабах» больше не существует. Однако проблема в том, что у него нет на все это согласия широкой международной общественности. Вопрос о статусе НК остается нерешенным на международном уровне, и это следует учитывать.
7 мая госминистр НКР Гурген Нерсисян написал в Facebook-e:
- Командование РМК в НК во главе с генерал-полковником Ленцовым на этой неделе посетило Баку и обсудило с азербайджанской стороной ситуацию в Арцахе.
- По результатам обсуждений не удалось договориться о положительном изменение ситуации и восстановлении условий, предусмотренных трехсторонним заявлением от 9 ноября 2020 г.
- В самые сжатые сроки планируется новая встреча.
10 мая советник госминистра НКР Артак Бегларян написал в Twitter:
- Власти Азербайджана с 29 апреля заблокировали передвижение из НК в РА даже для МККК.
- После некоторых ограничений Азербайджан пытался осуществлять паспортный контроль пациентов и сотрудников МККК. 30 пациентов ждут перевозки.
АЗЕРБАЙДЖАН
8 мая в Вильнюсе глава МИД Азербайджана Джейхун Байрамов заявил:
- На недавних переговорах в Вашингтоне прогресса по принципиальным разногласиям между Баку и Ереваном достигнуто не было. Несмотря на некоторую динамику в двусторонних контактах, прогресса по мирному договору, делимитации государственных границ и восстановлению транспортно-коммуникационных связей, достигнуто не было.
- Лучший путь к нормализации отношений между двумя странами основан на взаимном признании и уважении суверенитета и территориальной целостности.
ПРАВО
РАССЛЕДОВАНИЕ ПОРАЖЕНИЯ АРМЯНСКОЙ СТОРОНЫ В ВОЙНЕ
9 мая глава СК РА Аргишти Кярамян заявил:
- «Падение Шуши — поражение нас всех, не властей или отдельных личностей».
- Предварительное расследование проводилось, полностью завершено по этой части, дело находится на этапе судебного следствия.
- Кярамян находился в эти дни в Шуши в качестве добровольца. «Хотелось бы, чтобы многие в этот период были в Шуши и тогда, вероятно, мы не потеряли бы Шуши».
- «Пятая колонна» была, наверное, и сейчас есть. Часть дел расследована и обнародована, часть продолжает расследоваться, но не публикуется из соображений тайны следствия.
- «Но настанет время, когда наше общество получит ответы на все вопросы и четко узнает имена представителей «пятой колонны», почему и из-за кого мы проиграли, все обстоятельства поражения — с чего все началось и чем закончилось. Я вам обещаю».
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИЛЫ
ФРАКЦИЯ «АРМЕНИЯ»
4 мая депутат НС РА Артур Хачатрян заявил:
- Власти РА могут подписать «пакетную капитуляцию»- отказ от всего и создание государства, будущее которого даже они не представляют. Чем больше они говорят о прогрессе в переговорах, тем более трагичный регресс мы переживаем.
- Любая уступка приводит к новым требованиям. Он привел в пример ситуацию в Лачинском коридоре, для снятия блокады которого Азербайджан изначально требовал закрытия Кашенского рудника, отставки Рубена Варданяна с должности госминистра Арцаха. Удовлетворение этих требований не привело к снятию блокады.
- Это азербайджано-турецкая политика: дополнительные требования и давление. И чем больше ты уступаешь, тем больше они наглеют и представляют новые требования. И сейчас тот же процесс происходит в Вашингтоне. «Всеобъемлющее» урегулирование армяно-азербайджанских отношений в том случае, когда Азербайджан до переговоров четко выразил свою позицию: «Забудьте о Карабахе».
ФРАКЦИЯ «ЧЕСТЬ ИМЕЮ»
6 мая депутат НС Тигран Абрамян заявил:
- суть переговоров Еревана с Баку по Арцаху ясна — армянская сторона добивается автономии Арцаха, а Азербайджан не согласен.
- Он обратил внимание на заявление премьера РА Пашиняна о том, что Алиев не готов предоставить Карабаху широкую автономию.
- Пашинян раскрыл мысль, озвученную год назад, о том, что он вынужден опустить планку в арцахском вопросе. Он признался, что под его словами следует понимать не идею права Арцаха на самоопределение или независимость, а автономию в составе Азербайджана.
8 мая Тигран Абрамян заявил:
- Переговоры в Вашингтоне показали, что никакого результата не было, сколько бы американская сторона ни пыталась создать положительный фон для них.
- Азербайджан не пытается скрыть, что будет стремиться к созданию коридора любой ценой. И эти требования Баку показывают провал внешней политики РА: если раньше власти утверждали, что все ограничится сдачей НК, то сейчас ясно, что НК — лишь ворота в РА.
10 мая Тигран Абрамян на своей странице в Facebook написал:
- Отдельные представители действующей власти в РА пытаются оправдать свое отношение к ситуации в НК преступным равнодушием и ярко выраженной наглостью и безнравственностью.
- Ситуация в Арцахе принимает все более крайние проявления. Арцах находится в состоянии заложника со всеми вытекающими из этого тяжелыми последствиями. Но силы, представленные в регионе, молчат, а правительство РА заняло такую позицию, словно ничего не происходит.
АРМЯНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОНГРЕСС
10 мая в беседе с Armenia Today заместитель председателя АНК Левон Зурабян заявил:
- Действующая власть РА допустила серьезную ошибку, отказавшись от попытки отложить на будущее вопрос статуса НК. «Это самая ее большая ошибка после 44-дневной войны». Они опустили, по их же словам, «планку» и пошли на односторонние и совершенно необоснованные уступки в вопросе статуса Карабаха, по сути сняв этот вопрос с дипломатической повестки.
- В создавшихся условиях очень трудно говорить о том, что даст армянской стороне мирный договор, тем более что взамен на свои уступки она ничего не получила.
- Какой вариант мирного договора Ереван должен избрать – предлагаемый Москвой или Вашингтоном и Брюсселем? «Нельзя обслуживать повестку той или иной сверхдержавы». Армения должна сформировать свою собственную повестку, в которой представит свое видение путей решения всех имеющихся проблем.
РУБЕН ВАРДАНЯН
9 мая бывший госминистр НКР Рубен Варданян на митинге в Степанакерте заявил:
- Арцах готов к переговорам с Азербайджаном. Они должны основываться на взаимном уважении, состояться лишь тогда, когда «мы сможем сказать миру: «мы, как независимый Нагорный Карабах, можем сесть и поговорить с нашими соседями».
- Мы сохраним свое достоинство, несмотря ни на что. Мы все вместе провели «красные линии» и прямо заявили, что неприемлемо для народа НК. 23 апреля Азербайджан нарушил эту «красную линию», установив КПП.
- Единственный вариант для арцахцев – это борьба. «В противном случае, ты становишься недостойным человеком, о которого можно вытереть ноги. «Красная линия» должна быть четкой для всех нас, так как мы не имеем права подчиняться требованию, согласно которому другое государство вправе осуществлять проверку наших паспортов. Никто не должен ограничивать наш свободный въезд и выезд из Армению».
- Варданян рассказал о разработанной им дорожной карте по развитию НКР, которую они передали и президенту, и главе НС, и «всем тем, кто готов взять эти программы за основу и по ним двигаться вперед. Но если не сделаете, то мы готовы сделать, потому что другого пути нет». В программе, разработанной его командой, участвовало руководство еще четырех партий Арцаха.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
США
4 мая госсекретарь США Энтони Блинкен заявил:
- Баку и Ереван добились прогресса в достижении устойчивого мирного соглашения.
- Мирная договоренность между Азербайджаном и Арменией находится в пределах досягаемости, но финальный отрезок — всегда самый сложный.
- Блинкен предложил министрам вернуться в свои столицы, чтобы поделиться со своими правительствами мнением о том, что «при наличии дополнительной доброй воли, гибкости и компромисса соглашение вполне достижимо».
- Они будут по-прежнему пользоваться полной поддержкой и вовлеченностью США в их усилия по обеспечению прочного мира.
- «Достижение соглашения принесет пользу не только народам Азербайджана и Армении, но и за пределами этих стран».
МИД РА также выступило с заявлением:
- По итогам переговоров глав МИД Армении и Азербайджана в США стороны достигли прогресса во взаимопонимании по некоторым статьям проекта двустороннего соглашения «О мире и установлении межгосударственных отношений».
- Позиции по некоторым ключевым вопросам по-прежнему расходятся.
- Мирзоян и Байрамов выразили признательность американской стороне за проведение переговоров между Арменией и Азербайджаном.
- Стороны договорились продолжить обсуждения.
5 мая посол РА в РФ Вагаршак Арутюнян и посол США в РФ Линн Трейси
- обменялись мнениями по вопросам установления стабильности на Южном Кавказе, отношений между Арменией и Азербайджаном, а также урегулирования карабахского конфликта, подчеркнув безоговорочное выполнение положений трехстороннего заявления от 9 ноября 2020 г.
- Послы подчеркнули важность трехсторонних переговоров в Вашингтоне.
- Арутюнян обратил внимание на ситуацию, создавшуюся в регионе в результате агрессии Азербайджана против суверенной территории РА, а также на кризисную ситуацию в НК, подчеркнув, что незаконная блокада Лачинского коридора грубо противоречит 6-му пункту трехстороннего заявления.
9 мая заместитель пресс-секретаря Госдепа США Ведант Патель заявил:
- Обсуждения на прошлой неделе были конструктивными и делегации Армении и Азербайджана добились значительного прогресса в решении сложных вопросов. Обе страны в принципе согласились на определенные условия и лучше понимают точки зрения друг друга.
- При наличии дополнительной доброй воли, гибкости и компромисса соглашение находится в пределах досягаемости.
- США продолжают оказывать полную поддержку, поскольку две страны продолжают диалог и прилагают усилия для обеспечения прочного и устойчивого мира.
- Патель приветствовал сообщения о том, что стороны продолжают участвовать в дискуссиях.
- США также подтверждают убежденность в том, что мир близок и что прямой диалог является ключом к решению проблем и достижению прочного мира.
10 мая министр ИД АР Джейхун Байрамов заявил, что ему с главой МИД РА на вашингтонских переговорах удалось достичь договоренностей по отдельным пунктам мирного соглашения.
РОССИЯ
4 мая в интервью «Известиям» замглавы МИД РФ Михаил Галузин заявил:
- Есть четыре направления урегулирования ситуации в Арцахе. Речь о том, чтобы путем диалога продвигаться по четырем основным направлениям: разблокирование транспортных и экономических связей в регионе, диалог с целью заключения мирного договора между Арменией и Азербайджаном, делимитация границы между двумя странами и налаживание связей по общественной и парламентской линии, без которых сложно говорить о полноценной нормализации двусторонних отношений.
- Основные элементы урегулирования, а именно прекращение огня и формулирование ключевых направлений движения к армяно-азербайджанской нормализации, все эти принципы были сформулированы и начали реализовываться исключительно благодаря посреднической миссии РФ и ее президента. Это само по себе уже серьезное достижение.
- Прежде всего именно благодаря усилиям президента РФ Путина в свое время удалось погасить горячий конфликт. В заявлении лидеров РФ, АР и РА от 9 ноября 2020 г. как раз речь идет о прекращении огня и начале движения к армяно-азербайджанской нормализации и о развертывании миротворческого контингента.
- По четырем направлениям РФ все эти годы старалась предпринимать конкретные практические усилия, по каждому из них наработаны серьезный потенциал и основы для дальнейшего продвижения. Решение таких застарелых и чувствительных конфликтных ситуаций, как происходящее в НК и вокруг него, не может идти без каких-то шероховатостей и проблем «на земле».
8 мая в интервью Спутник-Армения посол РФ в РА Сергей Копыркин заявил:
- Без РФ и ввода ее миротворцев сегодня НК не было бы в том виде, в каком он существует сейчас.
- Миротворцы — не оккупационная сила, они достойно выполняют свою функцию. Но возникают проблемы, которые требуют политического решения с участием всех трех сторон.
- Москва постоянно работает для урегулирования всех вопросов, а Брюссель и Вашингтон пытаются вытеснить ее из армяно-азербайджанского переговорного процесса, не предлагая альтернативы российским посредническим наработкам.
- Москва поддерживает любые усилия, любой вклад, который позволит двигаться к миру. Но все должно идти в русле предыдущих договоренностей.
- Опасно вносить геополитические факторы в сложные вопросы армяно-азербайджанского примирения, решения проблемы НК. Достичь мира без сбалансированного решения, учитывающего интересы всех сторон, невозможно.
8 мая заместители министра ИД РА Ваге Геворкян и Ваан Костанян обменялись мнениями с послом РФ в РА Сергеем Копыркиным о последних развитиях в урегулировании отношений между РА и АР, представили позиции Еревана по принципиальным вопросам урегулирования.
Коснувшись продолжающейся блокады Лачинского коридора со стороны Азербайджана в нарушение Трехстороннего заявления от 9 ноября 2020 г. и гуманитарного кризиса в НК, была вновь подчеркнута необходимость осуществления действенных шагов заинтересованными в стабильности на Южном Кавказе партнерами.
9 мая посол РФ в РА Сергей Копыркин заявил:
- РФ очень серьезно относится к происходящему в РА и союзническим обязательствам по отношению к стране.
- Москва предпринимает все возможные усилия, чтобы наступила эпоха мира, безопасности и развития.
- РФ поддерживает любые усилия, которые способствуют установлению мира на Южном Кавказе. Эти усилия должны способствовать реализации трехсторонних заявлений. Только так можно предотвратить возможные эскалации и добиться соглашения сторон в интересах народов.
- Москва находится в постоянном контакте со сторонами, активно продвигает мирную повестку, оказывает посреднические услуги. Миротворцы работают в НК для нормализации ситуации, открытия Лачинского коридора.
- РФ совместно с Ереваном и Баку пытается придать импульс диалогу всех форматах, в том числе, по разблокированию региональных коммуникаций, по заключению мирного договора, делимитации. Москва надеется, что это принесет результат.
10 мая пресс-секретарь МИД РА Ани Бадалян сообщила, что главы МИД РА и АР Арарат Мирзоян и Джейхун Байрамов встретятся в Москве 19 мая.
10 мая премьер-министр РА Никол Пашинян и российский сопредседателя МГ ОБСЕ Игорь Ховаев обсудили вопросы, связанные с нагорнокарабахской проблемой, гуманитарным кризисом, возникшим в НК из-за незаконной блокады Азербайджаном Лачинского коридора, урегулированием отношений между Арменией и Азербайджаном, разблокированием региональных транспортных инфраструктур. Пашинян представил подходы армянской стороны по урегулированию существующих ключевых вопросов.
Ховаев на встрече с главой Совбеза РА Арменом Григоряном заявил о необходимости открытия Лачинского коридора и его функционировании в соответствии с трехсторонним заявлением. Стороны также подчеркнули, что права и безопасности армян НК должны уважаться и защищаться.
Региональную безопасность и нормализацию армяно-азербайджанских отношений Ховаев обсудил и с главой МИД РА Араратом Мирзояном. Министр представил позицию армянской стороны по принципиальным вопросам. На встрече была отмечена необходимость действенных шагов со стороны партнеров в связи с незаконной азербайджанской блокадой Лачинского коридора и гуманитарным кризисом в НК.
10 мая официальный представитель МИД РФ Мария Захарова заявила:
- В РФ зафиксировали прозвучавшие в Праге оценки, которые были даны руководством РА миссии ЕС в этой стране. Пашинян, в частности, отметил, что решение о приглашении наблюдателей ЕС не было легким, так как не давало каких-либо гарантий безопасности, и даже способно создать новые вызовы.
- Заявления госсекретаря США Блинкена о значительном прогрессе по итогам встречи в Вашингтоне диссонируют с комментариями Еревана и Баку. Наряду с подвижками по ряду статей мирного договора Армения и Азербайджан отметили сохранение расхождений по ключевым вопросам.
- Ереван и Баку продолжат работу над мирным договором на двусторонней основе.
- «Мы видим свою роль в содействии этому процессу, поэтому Москва уже предложила площадку для переговоров глав МИД двух стран». Главная цель – обеспечение прочного и устойчивого мира в регионе.
- Захарова подчеркнула безальтернативность выполнения комплекса трехсторонних договоренностей, достигнутых лидерами РФ, АР и РА на пути к достижению поставленной цели.
ФРАНЦИЯ
4 мая в интервью радиостанции France Inter глава МИД Франции Катрин Колонна заявила:
- Позиция Франции, ЕС и МС ООН заключается в том, что Лачинский коридор должен быть открыт полностью и без предусловий.
- Необходимо различать отношения Армении и Азербайджана и ситуацию в Арцахе.
- На май запланированы обсуждения при посредничестве ЕС.
- Она назвала вероятной также встречу лидеров Армении и Азербайджана 1 июня в рамках форума Европейского политического сообщества.
6 мая МИД Азербайджана выступило с заявлением, в котором раскритиковал министра ИД Франции Катрин Колонну, отметив, что то, что министр ошибочно назвала Карабахский регион Азербайджана «анклавом» внутри Азербайджана в форме «Нагорного Карабаха», является неуважением к суверенитету и территориальной целостности Азербайджана.
ЧЕХИЯ
4 мая премьер-министр Чехии Петр Фиала на совместной пресс-конференции с премьер-министром РА Николом Пашиняном заявил:
- Прага не игнорирует проблемы и вызовы, стоящие перед РА. «Мы знаем о сложной ситуации, состоянии безопасности. Мы обеспокоены гуманитарной ситуацией в НК, причина которой заключается в блокировке Лачинского коридора. Мы согласны с позицией ЕС в этом вопросе: убеждены, что нужно предпринять все возможные шаги, чтобы в НК и всем регионе установились мир и стабильность».
- Чешская сторона понимает важность того, чтобы был заключен мирный договор, который будет приемлемым для всех сторон.
- Чехия может и будет способствовать мирным инициативам, которые приведут к стабилизации ситуации на Южном Кавказе.
- Взаимное признание Арменией и Азербайджаном территориальной целостности имеет основополагающее значение.
- «Конечно, если бы я односторонне оценил, кто и как нарушает режим прекращения огня, не будет способствовать улучшению ситуации. Общая цель Чехии и ЕС — добиться стабильности в регионе и обеспечить долгосрочный мир, что будет гарантировать права армян. Мы предприняли конкретные шаги в этом направлении, наши эксперты присутствуют в мониторинговой миссии ЕС».
Пашинян и президент Чехии Петр Павел обменялись мнениями о развитиях в регионе Южного Кавказа.
- Пашинян представил детали о гуманитарном кризисе, возникшем в НК в результате незаконной блокады Азербайджаном Лачинского коридора, и подчеркнул важность последовательного реагирования международного сообщества. Стороны подчеркнули необходимость выполнения решения МС ООН о разблокировании коридора.
- В контексте укрепления мира и стабильности было особо отмечено размещение в РА гражданской миссии ЕС.
- Был также обсужден армяно-турецкий диалог.
5 мая Пашинян и председатель Сената Чехии Милош Выстрчил обсудили Южный Кавказ, коснулись нагорнокарабахского урегулирования, блокады Лачинского коридора и гуманитарного кризиса в НК.
ТУРЦИЯ
5 мая глава МИД Азербайджана Джейхун Байрамов обсудил с турецким коллегой Мевлютом Чавушоглу переговоры в США с главой МИД РА.
5 мая глава МО Турции Хулуси Акар в TRT World написал:
- Существует угроза новой эскалации между Ереваном и Баку из-за все еще не подписанного мирного договора. Ситуация нестабильная, и надежда Анкары на скорейшее подписание мирного соглашения постепенно теряется.
- Министр также упомянул претензии в адрес РА, связанные, с нежеланием открывать т.н. «Зангезурский коридор».
- Полная нормализация отношений между Арменией и ее соседями Азербайджаном и Турцией создаст новые возможности для всех народов Кавказского региона и, обратив вспять историческую вражду, проложит путь к прочной дружбе и сотрудничеству».
5 мая на брифинге в Анкаре спикер НС РА Ален Симонян заявил:
- Армения не видит проблем и в открытии региона в торговом плане. Граждане и грузы из Азербайджана в Нахичеван, а также в Турцию могут передвигаться свободно с учетом законодательства и суверенитета РА.
- Поскольку установление мира в регионе невозможно без Турции, Ереван надеется, что Анкара предпримет действенные меры в этом направлении.
ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ
4 мая в ходе дискуссии в Пражском центре трансатлантических отношений премьер-министр РА Никол Пашинян заявил:
- Отправка миссии ЕС в РА была нелегким решением. С одной стороны, миссия не дает каких-то гарантий безопасности и одновременно может создать новые вызовы. Но, с другой стороны, для РА важно, чтобы внимание международного сообщества к Южному Кавказу сохранялось.
- Внимание мировой общественности почти полностью зациклено на украинских событиях, и это чревато рисками дестабилизации на Южном Кавказе.
5 мая в интервью ОТА спецпредставитель ЕС по Южному Кавказу и кризису в Грузии Тойво Клаар заявил:
- Вопрос сел, которые Азербайджан требует от Армении, должен решаться в рамках делимитации с Арменией.
- Транзитное сообщения между Азербайджаном и Нахичеванью он считает ситуацией win-win, при которой выигрывают обе стороны. Нахождение этого пути или железной дороги на территории РА возможно в рамках армянского законодательства. В этом вопросе будет легко продвинуться вперед. И вообще железнодорожное сообщение может осуществляться из Азербайджана через Армению до Карса в Турции.
6 мая спецпредставитель ЕС по Южному Кавказу и кризису в Грузии Тойво Клаар в Twitter-e написал:
- ЕС приветствует стабильное участие министров иностранных дел Армении и Азербайджана в переговорах в течение 4 дней в Вашингтоне.
- Прогресс возможен только через диалог.
- ЕС продолжает поддерживать РА и АР и работать с партнерами в поисках прочного мира.
8 мая Совет ЕС выступил с заявлением, в котором отмечается:
- 14 мая в Брюсселе ЕС организует переговоры лидеров Азербайджана и Армении.
- Обсуждения лидеров Армении и Азербайджана также будут сопровождаться встречей с президентом Франции Эммануэлем Макроном и канцлером Германии Олафом Шольцем на полях предстоящего саммита Европейского политического сообщества в Кишиневе 1 июня 2023 г.
- Лидеры также договорились продолжать трехсторонние встречи в Брюсселе так часто, как это необходимо для обсуждения текущих событий на местах и постоянных пунктов повестки дня встреч в Брюсселе.
- Президент Европейского совета Шарль Мишель также выразил намерение пригласить лидеров Армении, Азербайджана, Франции и Германии на вторую встречу на полях следующего саммита Европейского политического сообщества в Гранаде в октябре 2023 г.
ОДКБ
4 мая на встрече с представителями армянской общины в Праге премьер-министр РА Никол Пашинян заявил:
- В 2021-2022 гг. мы увидели бездействие ОДКБ. «Мы должны принять эту реальность по возможности не эмоционально, понять — что происходит, по какой причине, и какой должна быть наша реакция».
- Единственная гарантия безопасности — мир, поэтому Ереван продвигает мирную повестку.
10 мая официальный представитель МИД РФ Мария Захарова заявила:
- Москва считает контрпродуктивной публичную критику ОДКБ со стороны Еревана., особенно, когда в ОДКБ для этого имеются все необходимые форматы и налаженные каналы взаимодействия. Но самое главное то, что участники данной организации не только готовы все это выслушать, но и работать в этом направлении.
- В РФ ожидают от армянских партнеров инициативных шагов по возобновлению предметной работы по развертыванию на территории РА миссии ОДКБ, а также других совместных мер, нацеленных на оказание помощи нашему союзнику.
- Российская сторона к такой работе готова, и об этом в Ереване хорошо знают.
АРМЯНО-ТУРЕЦКИЕ ОТНОШЕНИЯ
ВЛАСТИ
АРМЕНИЯ-ТУРЦИЯ
4 мая на встрече с председателем парламента Турции Мустафой Шентопом спикер НС РА Ален Симонян заявил:
- С прошлого года Армения и Турция начали процесс нормализации отношений, в рамках которого зафиксированы определенные достижения, но остается еще много нерешенных вопросов. Надеемся, что в ближайшее время через сухопутную границу можно будет не только провозить гуманитарные грузы, но и открыть ее для международного сообщения и торговли.
- РА не имеет территориальных претензий к своим соседям и руководствуется мирной повесткой и не отступит от нее.
- Армения демонстрирует конструктивную вовлеченность в процессе нормализации отношений с Турцией.
- Армения придает особое значение открытию армяно-турецкой сухопутной границы для граждан третьих стран, посещающих Армению и Турцию, и лиц, имеющих дипломатические паспорта. Симонян выразил сожаление тем, что ему не удалось пересечь сухопутную границу по дипломатическому паспорту для участия в этом мероприятии. «Несмотря на различие позиций Армении и Турции по ряду вопросов, мы надеемся, что эта встреча послужит основой для налаживания армяно-турецкого парламентского диалога и формирования необходимых основ для обеспечения его последовательности».
В ответ Шентоп заявил:
- открытие мемориала-памятника «Немезис» в Ереване является для Турции чувствительным и болезненным вопросом, поэтому именно с ним связан «воздушный» запрет.
- Турция стремится урегулировать отношения с Арменией. Он считает, что возможное скорейшее урегулирование армяно-азербайджанского конфликта выгодно не только конфликтующим сторонам, но и всему региону.
На встрече обсуждались союзнические отношения Турция-Азербайджан, и Симонян подчеркнул, что подходы Баку неконструктивны, последний выступает с экспансионистских позиций. Были обсуждены также вопросы, связанные с возвращением армянских военнопленных, удерживаемых в Азербайджане, и послевоенная ситуация.
АРМЕНИЯ
5 мая на брифинге в Анкаре спикер НС РА Ален Симонян заявил:
- Установка памятника «Немезис» не отражает внешней политики РА. Решение о его создании приняли ОМС, и это не должно восприниматься как недружественный шаг. Внешнюю политику в РА определяют премьер-министр и глава МИД.
- При желании всегда можно найти повод для ухудшения отношений. «Я также бы мог найти 1000 разных причин, чтобы не ехать в Турцию».
5 мая в интервью радиостанции «Свобода» премьер-министр РА Никол Пашинян заявил:
- В вопросе памятника «Немезис» было принято неправильное решение, и реализация этого решения также была неправильной.
- Не правительство РА принимало решение об установке памятника, назвав одним из самых больших недостатков демократии то, что глава правительства не всех контролирует.
9 мая секретарь Совбеза РА Армен Григорян заявил:
- Позиция Армении заключается в том, что урегулирование армяно-турецких отношений должно произойти без каких-либо предусловий.
- Памятник героям «Немезиса» — внутреннее дело Армении, никто не имеет права вмешиваться: об угрозах Мевлюта Чавушоглу
- Вопрос о том, будет ли демонтирован памятник, находятся в ведении местных властей.
10 мая депутат НС РА Бабкен Тунян заявил:
- Вопрос памятника «Немезис» стал предметом обсуждения между спикером НС РА Симоняном и председателем парламента Турции Шентопом. Последний отметил, что для них непонятно, как на фоне усилий по нормализации отношений можно открыть подобный памятник. Симонян ответил, что если есть желание нормализовать отношения, то подобные события не могут быть препятствием.
- Армянской делегации напрямую не было сказано, что если памятник не будет демонтирован, то грозят последствия, потому что круг обязанностей и обсуждаемых вопросов делегации очень хорошо знаком тем, кто задает вопросы. «Этот вопрос был обсужден на двусторонней встрече спикеров парламентов и больше разговоров или прямых требований не было».
- Закрытая граница не мешает проникновению турецкого капитала на рынок РА. Если мы говорим о риске поглощения армянской экономики со стороны турецких товаров или капитала, то закрытая граница никоим образом не мешает тому, чтобы этот капитал «захватывал» армянский рынок. Турецкие товары тем или иным образом доставляются в Армению, турецкий капитал так или иначе может прийти в Армению.
- Есть исследования, посвященные данной тематике, согласно которым от открытия армяно-турецкой границы выигрывают обе стороны.
- Пострадают, в основном, те страны, которые пользуются тем, что граница закрыта и наш товарооборот вынужденно идет через них. Единственной «пользой» этого является то, что доходящие до Армении товары дорожают, и население вынуждено покупать их по более высокой цене.
В свою очередь, депутат НС РА Геворк Папоян заявил:
- Если бы открытие границы было выгодно только Турции, то она открыла бы ее за считанные секунды. Однако это приведет к экономическому развитию РА, созданию рабочих мест, повышению деловой активности, поэтому, в знак поддержки Азербайджана, Турция держит границы на замке.
- Нарратив о том, что открытие границы будет иметь «апокалиптические» последствия является смешным.
- Папоян не распологает информацией об аннулировании договоренностей об открытии армяно-турецкой границы для граждан третьих стран и лиц с дипломатическими паспортами до лета с.г. на фоне угроз турецкого МИД.
ТУРЦИЯ
5 мая стало известно, что самолету Пашиняна тоже запретили полеты через воздушное пространство Турции в третьи страны.
8 мая глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу заявил:
- Анкара потребовала от Еревана снести памятник «Немезис».
- В противном случае турецкий министр пригрозил новыми мерами против Армении.
- «Армяне еще раз показали, что не искренние … Мы не приемлем установку памятника лицам, убившим наших османских пашей и азербайджанских братьев».
ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА
ФРАКЦИЯ «АРМЕНИЯ»
9 мая депутат НС РА Ишхан Сагателян заявил:
- Страна находится не в стандартной ситуации. Парламентская оппозиция не может заниматься только лишь текущими проблемами и вопросами. Главной проблемой армянского народа остается безопасность страны, ее граждан, а также территориальная целостность государства. Среди важнейших вопросов — и находящийся в блокаде НК.
- Парламентская оппозиция вновь ставит своей целью устранение действующей власти. «Они обслуживают повестку Азербайджана и Турции. Так что, народ нужно готовить к всеобщему большому неповиновению. Другого пути у нас нет».
- «Мы сделаем это, как только будем готовы. Все эти три года мы не сидели сложа руки. Две попытки уже предприняли, надо и дальше действовать, другого варианта у нас просто нет».
- Потери Армении и армянского народа в случае подписания «второго капитулянтского акта» станут необратимыми. Этим и объясняется поспешность турецко-азербайджанского тандема, интересы которого и обслуживает действующая власть РА. Премьер Пашинян не колеблясь подпишет капитуляцию в случае отсутствия внутреннего сопротивления.
ПАРТИЯ «ПРОЦВЕТАЮЩАЯ АРМЕНИЯ»
9 мая лидер ППА Гагик Царукян заявил:
- Для разблокирования Арцаха и устранения последствий 44-дневной войны армянскому обществу необходимо консолидироваться.
- «Надо быть готовыми к этому и не сидеть сложа руки, предаваясь скорби. Армяне – победоносный народ, а для возрождения нам необходима солидарность».
- Действующие власти РА не смогут добиться снятия блокады Арцаха и устранения последствий войны.
- «Свое мнение об этой власти я высказал еще в июне 2020 г. Я еще тогда говорил, что страна катится в пропасть, Карабах будет сдан и там начнется голод. Остановить все это можно будет лишь в случае сплоченности народа».
ОФИЦИАЛЬНАЯ ХРОНИКА
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
ЧЕХИЯ
4 мая премьер-министр РА Никол Пашинян и президент Чехии Петр Павел обсудили ряд вопросов, касающихся дальнейшего развития и укрепления армяно-чешских отношений. В частности, была придана важность партнерству как в политической, так и в экономической сферах. Перспективным было признано сотрудничество в сферах высоких технологий, образования и туризма. Чешская сторона отметила о своей заинтересованности в опыте центров Тумо в Армении и сотрудничестве по открытию аналогичного центра в Праге.
СЛУХИ И МНЕНИЯ
СЛУХИ
У БАКУ ЕСТЬ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ПРЕТЕНЗИИ К ЕРЕВАНУ
Газета «Грапарак» пишет, что Азербайджан не могут убедить отказаться от территориальных претензий к РА. Но Армению и Азербайджан вынуждают подписать соглашение о нормализации отношений. Но если Ереван не возражает, заявив, что не считает арцахский вопрос препятствием для подписания документа и готов фактически признать его частью Азербайджана при условии, что получит гарантии безопасности для народа Арцаха, то Азербайджан до сих пор не могут убедить.
ПАРИЖ ХОЧЕТ СОБСТВЕННЫЙ ВОЕННЫЙ КАНАЛ С ЕРЕВАНОМ
Французское издание Intelligence Online пишет, что Франция хочет сформировать собственный военный канал связи с РА, проявлением которого может быть возможное назначение французского военного атташе с резиденцией в Ереване, тем самым положив конец эксклюзивным военным отношениям Еревана с Москвой.
ОЧЕРЕДНАЯ УСТУПКА ПАШИНЯНА АЛИЕВУ
По сведениям армянской службы «Радио Свобода», Ереван принял условие Баку, согласившись на проведение переговоров в Брюсселе без участия президента Франции Макрона с последующим продолжением переговоров уже с участием французского президента и канцлера Германии Шольца. Это было условием Баку для согласия на посредничество Макрона.
Для устранения противоречий вокруг участия Макрона в переговорах Брюссель в последние месяцы находился в постоянном контакте со сторонами, пытаясь найти взаимоприемлемое решение.
МНЕНИЕ
СУРЕН СУРЕНЯНЦ
4 мая аналитик Сурен Суренянц в беседе с Спутник-Армения заявил:
- Рейтинг власти достиг исторического минимума и Пашинян сделает все, чтобы избежать подписания какого-либо документа.
- В случае заключения мира он окажется перед неразрешимыми внутриполитическими проблемами. В стране могут быть потрясения, причем, вплоть до смены власти, ведь большая часть армянского общества ей не доверяет.
- Но нужно понимать, что ресурсы Пашиняна не безграничны. Он будет вынужден сделать выбор между геополитическими центрами. Власть загнала себя в тупик.
АРТУР ХАЧИКЯН
5 мая в беседе с Спутник-Армения политолог Артур Хачикян заявил:
- У Запада нет предложений. Слова Пашиняна нелогичны, ибо получается, что Ереван сам выбрал бессмысленную площадку для переговоров с Баку.
- Политолог видит две причины того, что армянская сторона остановила свой выбор на вашингтонской площадке. Во–первых, ОДКБ отказалась осудить захват Азербайджаном суверенной территории РА, а во-вторых, Москва не смогла разблокировать Лачинский коридор. Эти два случая оказали негативное влияние, и в армянском обществе начали распространяться антироссийские настроения.
- В некотором смысле есть отчего отчаяться, но это не значит, что нужно сразу отказываться от РФ и идти туда, где ничего не предлагают, тем более что войну остановила РФ и заявление от 9 ноября 2020 г. было подписано также при посредничестве Москвы.
- Если Запад ничего не предлагает, не дает гарантий, не готов к размещению сил в НК, как можно подписывать такой мирный договор и становиться заложником Турции и Азербайджана.
АРМЕН ПЕТРОСЯН
8 мая в интервью Спутник-Армения арабист Армен Петросян заявил:
- «Заморозка» нормализации отношений с Арменией на руку Баку и Анкаре.
- Турция давно хочет «прижать к стенке Армению» и продолжить давление на Ереван. «Оттепель» между странами после февральского землетрясения не давала этого сделать, но открытие мемориала «Немезис» стало хорошим поводом.
- Сейчас мы видим совместную успешную операцию турецко-азербайджанского тандема. Кстати, на открытие памятника первым отреагировал Баку, создавая фон для пропагандистского ответа Анкары.
- Никакая риторика без конкретных действий с армянской стороны не сможет смягчить ситуацию.
- Турция напрямую заявляет о своих ожиданиях, требуя демонтировать памятник.
РУБЕН САФРАСТЯН
8 мая в беседе с Новости-Армения тюрколог Рубен Сафрастян заявил:
- Турция путем силового давления пытается добиться корректировки исторической памяти Армении. Во-первых, то, что сейчас делает, заявляет Чавушоглу, то, что сейчас делает Турция — закрывает свое воздушное пространство для полетов армянских авиакомпаний в третьи станы — вопиющее нарушение всех норм международного воздушного права. Обычно воздушное пространство закрывают в случае военных действий.
- Турция не ограничивается только вербальным осуждением, но предпринимает санкции экономического характера. Это не укладывается ни в какие рамки логики международного права, поэтому Армения должна на это жестко отреагировать.
- Турция пытается давить на Армению не только с тем, чтобы добиться корректировки внешнеполитического курса РА в связи с арцахским вопросом, отношениями с Азербайджаном, но и фактически пытается путем силового давления добиться корректировки нашей исторической памяти.
- Такого рода демарши со стороны Турции будут продолжаться, потому что позиция по отношению к Армении становится все более и более жесткой. У них есть набор методов силовой дипломатии, чтобы оказывать еще большее давление на Армению.
- Турция руками Азербайджана пытается стать доминантом на Южном Кавказе. Азербайджан является орудием в руках Турции с тем, чтобы вытеснить Россию, ослабить Армению, добиться основной геополитической цели, а она уже 30 лет как существует — решающего геополитического контроля над регионом.
АЛЕКСАНДР ИСКАНДАРЯН
8 мая в интервью 168.am директор Института Кавказа Александр Искандарян заявил:
- Ценность Азербайджана для России серьезно повысилась после начала событий в Украине. Она, во-первых, повысилась после 44-дневной войны. Если бы Армения в той войне победила или выстояла, ситуация была бы совершенно другой.
- Западная граница РФ перекрыта. Выход в Европу для РФ идет через Южный Кавказ: и географически, и политически. Азербайджан — довольно серьезный элемент «серого» экспорта России на Запад. Турция — очень серьезный элемент этого. Экспорт газа идет через Азербайджан. «Сцепка-союз Азербайджана и Турции сейчас такая, что, если говоришь Азербайджан, имеешь в виду Турцию и наоборот». Повышение значимости этих стран для России при отсутствии других вариантов приводит к соответствующим результатам.
- Кроме того, Москва хочет, чтобы, как минимум, рисков было меньше.
Очень часто в РА плохо понимают асимметрию отношения к армянским проблемам у армян и русских, и европейцев, американцев.
- Запад хочет вытеснения РФ из всех регионов, в которых она имеет влияние. Это является для него первостепенными целями. Для Запада — не самая важная цель наличие Лачинского коридора или даже выживание армян в НК.
- Конфликт в Украине влияет на все постсоветское пространство. Озабоченные экологией Кашенского рудника азербайджанцы не были так озабочены этой экологией до начала событий в Украине. И КПП в Лачинском коридоре не ставился.
- Эти события изменили место РФ в регионе, меняют. В РФ говорят, что это временно. «Россия чрезвычайно сильно сосредоточена на проблеме Украины. Ей не до Южного Кавказа и Центральной Азии. Это проблема и техническая, например, оружие, и политическая. Играть здесь в серьезную игру означает открыть второй фронт, пусть не в буквальном смысле, а в политическом, потому что та ситуация, когда Запад и Россия здесь хотели поступать примерно одним и тем же образом, изменилась, все превратилось в соперничество».
- Ни одну из проблем РА нельзя решить за месяц. Это не только конфликт самоопределения карабахцев, территориальный между РА и АР, этнополитический, это конфликт разных временных парадигм. «Азербайджан хочет здесь и сейчас, мыслит категориями очень короткого времени. Армения — наоборот, потому что все проблемы, которые есть: низкой субъекности, имиджевая, дипломатическая, армии — ни одну из этих проблем нельзя решить за месяц».
- Поскольку у Азербайджана есть возможности, то он пытается решить вопросы как можно быстрее, особенно с учетом той ситуации, в которой оказалась РФ. Пользуясь теми возможностями которые есть Азербайдждан «проверяет на слабо» русских. Если бы не было русских, то с огромной вероятностью не было бы НК.
- Война для Азербайджана закончилась огромным успехом, но не до конца. «Вряд ли кто-либо думает, что они хотели, чтобы в Степанакерте сейчас была НКР».
- Азербайджан работает над тем, чтобы не было основания присутствия русских.