×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/analitika/daydzhest-sobytiy-v-armenii-za-proshedsh-75/
Новости
23 июля
9 июля
4 июля
3 июля
2 июля
1 июля
27 июня
25 июня
24 июня
23 июня
20 июня
 
Дайджест событий в Армении за прошедшую неделю
16:09 , 20 Апрель 2023
1144
0

Обзор 13 – 19 апреля 2013 г.

 АРМЯНО-АЗЕРБАЙДЖАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

ВЛАСТИ

АРМЕНИЯ

13 апреля премьер-министр РА Никол Пашинян заявил:

  • Действия Азербайджана в селе Тех Сюникской области — провокация. Эти действия Баку противоречат достигнутым договоренностям в Праге и Сочи.
  • Ситуация, сложившаяся в селе Тех, нуждается в детальном рассмотрении, в том числе оценки действий армянской стороны с точки зрения обеспечения безопасности рассматриваемого участка государственной границы с самого начала.
  • Армения готова зеркально отвести войска на всем протяжении армяно-азербайджанской границы. «Мы выражаем свою готовность с 2021 г., и подобные действия исходят из договоренностей в Праге и Сочи». Реализации этих шагов мешает неконструктивный подход Азербайджана.
  • Азербайджан систематически демонстрирует на международных площадках несоблюдение достигнутых договоренностей. Речь также идет об освобождении армянских пленных и блокировании Лачинского коридора.
  • Армения готова провести делимитацию границы на основе договоренностей в Праге и Сочи. Армения готова также к открытию транспортных и экономических региональных путей на основе ранее озвученных принципов.
  • С точки зрения политической оценки Пашинян считает важным распространенное ЕС сообщение, в котором подчеркивается административная граница между Армянской ССР и Азербайджанской ССР, которая Аламаатинской деклараций была преобразована в государственную границу. Эта граница должна быть уважаема.
  • Азербайджан, несмотря на решение Международного уголовного суда, продолжает блокаду Лачинского коридора. В случае невыполнения решения суда есть предопределенные международные механизмы. Армения сконцентрируется на задействовании механизмов МУС против Азербайджана.

13 апреля на совместной пресс-конференции с северомакедонским коллегой в Ереване глава МИД РА Арарат Мирзоян заявил:

  • Замена военных пограничниками на границе с Азербайджаном позволит окончательно урегулировать конфликт и снизить вероятность новых эскалаций. Уже сейчас пограничники несут службу на некоторых участках. И опыт показывает, что там вероятность столкновений ниже в сравнении с отрезками, где стоят армейские части. Размещение пограничников вместо армейских подразделений на границе с Азербайджаном должно стать частью окончательного урегулирования конфликта.
  • Эта идея не новая, публично она была оглашена и ранее. Сейчас она обсуждается, в том числе в рамках переговоров вокруг мирного договора.

14 апреля в интервью Civilnet секретарь Совбеза РА Армен Григорян заявил:

  • Баку готовится к возможной военной эскалации, о которой говорит вся пропаганда Азербайджана в последнее время и различные международные ресурсы, ссылаясь также на разведывательные данные. Последняя провокация азербайджанских ВС близ села Тех в Сюникской области РА произошел в логике этих подготовительных работ. Т.е. эта провокация, которая произошла на территории РА, является частью плана и возможной готовящейся эскалации со стороны Азербайджана.
  • Азербайджан нарушил договоренности, а по части промахов армянской стороны, идет расследование. На этом участке граница делимитирована и, «думаю», все констатировали, что азербайджанцы находятся на территории РА.
  • Ереван никогда не обсуждал с Баку вопрос «реинтеграции карабахцев». Создание механизма диалога Степанакерт-Баку является приоритетом. В рамках этого механизма Степанакерт и Баку обсудят права и безопасность армян Карабаха. Такая договоренность была достигнута в Вашингтоне и, «в основном, мы продолжаем работать в том направлении». Обсуждению подлежат все вопросы. Но Степанакерт и сам должен сформулировать, что он посчитает гарантиями безопасности.
  • «Что может гарантировать безопасность — отвод от линии соприкосновения азербайджанских ВС на 1.5-2 км. Дополнительной гарантий безопасности может стать международное присутствие в Карабаха и Лачинском коридоре. Гарантий может стать переговорный процесс своей сутью».

14 апреля председатель комиссии НС РА по вопросам обороны и безопасности Андраник Кочарян заявил:

  • Премьер-министр РА Пашинян дал поручения до продвижения азербайджанцев в направлении Теха. Они не могли не выполняться, однако в процессе могли быть допущены упущения. Власти разберутся в ситуации и будут последовательны в деле наказания виновных — служебное расследование проведут сначала в СНБ, а в случае необходимости — в ВС.
  • Насколько отставка главы Погранвойск РА Маралчяна связана с инцидентом в Техе, покажет расследование. Возможно, в какой-то мере связана, а может и нет. Основанием для освобождения полковника от должности послужило предложение главы СНБ Абазяна, однако не исключено, что это случилось в процессе кадровой перестановки.
  • Противник должен знать, что получит достойный удар при посягательстве на армянскую территорию. И в этом контексте вовсе не важно, было поручение властей или нет, поскольку ВС должны выполнять поставленную перед ними задачу. Если бы не должный ответ со стороны ВС РА, противник углубился вглубь территории страны. «Мы должны руководствоваться тем, что уровень боевой готовности наших ВС должен быть на таком уровне, чтобы противостоять любым поползновениям противника. То, что наше, должно быть нашим, и противник должен знать, что на любую провокацию получит соответствующий удар».
  • Предложение премьер-министра Пашиняна о «зеркальном» отводе армянских и азербайджанских войск от границ 1991 г. не ново. Речь идет об инициативе о зеркальном отводе войск, которое осталось безответным. Ереван при определении границ руководствуется имеющимися под рукой картами генерального штаба СССР.

14 апреля на заседании МПА СНГ в Санкт-Петербурге спикер НС РА Ален Симонян заявил:

  • Армения передала Азербайджану все карты минных полей.
  • Вопреки утверждениям Баку, Ереван не осуществляет перевозок военных грузов, и в НК нет армянских военных.
  • По его словам, благодаря присутствию российского миротворческого контингента и МККК, возникший из-за блокады Лачинского коридора гуманитарный кризис в НК пока не перерос в гуманитарную катастрофу.
  • Провокационные действия Баку у села Тех являются очередным посягательством Азербайджана на территориальную целостность Армении.
  • Симонян анонсировал встречу министров ИД РА и АР Мирзояна и Байрамова.

17 апреля правительство РА представило отчет «О ходе и результатах реализации программы правительства РА (2021-2026 гг.) в 2022 г.», в котором отмечается:

  • армяно-азербайджанский переговорный процесс отмечен по следующим основным направлениям: соглашение об установлении мира и отношений между Арменией и Азербайджаном, урегулирование нагорнокарабахской проблемы, разблокирование транспортных и экономических коммуникаций в регионе, демаркация и безопасность, гуманитарные вопросы.
  • Эти вопросы были обсуждены на 3 трехсторонних встречах 6 апреля, 22 мая и 31 августа 2022 г. в Брюсселе премьер-министра РА и президента АР при посредничестве председателя Европейского Совета, 2 четырехсторонних встречах при посредничестве президента Европейского Совета и Президента Франции (одна из которых прошла дистанционно, другая в Праге 6 октября 2022 г.) и 1 трехсторонней встрече при посредничестве президента РФ (31 октября 2022 г. в Сочи). 18 февраля 2023 г. в Мюнхене при посредничестве Госсекретаря США Энтони Блинкена состоялась еще одна трехсторонняя встреча. Секретарь Совета безопасности РА Армен Григорян и советник президента Азербайджана по иностранным делам Хикмет Гаджиев 4 раза встречались при посредничестве США и ЕС, генеральные прокуроры РА и АР дважды встречались при посредничестве РФ, министры иностранных дел Республики Армения и Азербайджана 6 раз встречались при посредничестве РФ, США и других партнеров.
  • Были проведены 3 этапа работы над соглашением об установлении мира и отношений, в ходе которых РА и АР обменивались наблюдениями и рекомендациями. РА передала азербайджанской стороне свои замечания и рекомендации 14 февраля 2023 г.
  • Для РА приемлем подход, что подписание соглашения между Арменией и Азербайджаном можно отделить от процесса урегулирования нагорнокарабахской проблемы, исходя из логики формирования международного механизма переговоров между Степанакертом и Баку. Важно, чтобы РА сформировала гарантированные механизмы для решения вопросов безопасности и прав армян НК, которые будут иметь международную видимость и вовлеченность.
  • В контексте армяно-азербайджанского договора для правительства РА ключевыми являются формирование гарантий безопасности на территории РА в 29 800 квадратных километров, формирование практического механизма урегулирования возможных разночтений и споров вокруг текста договора.
  • В 2022 г. под руководством вице-премьер-министра РА Мгера Григоряна с армянской стороны была создана Комиссия по делимитации и пограничной безопасности между РА и АР. 17 февраля 2023 г. РА по дипломатическим каналам передала Азербайджану очередной проект порядка организации и проведения заседаний и совместных рабочих встреч Комиссии по делимитации государственной границы между РА и АР и пограничной безопасности. В силу договоренностей, достигнутых в Праге 6 октября 2022 г. и в Сочи 31 октября 2022 г., Армения и Азербайджан подтвердили свою приверженность признанию территориальной целостности и суверенитета друг друга в соответствии с положениями Устава ООН и Алма-Атинской декларации 1991 г. Согласно Сочинской декларации, стороны договорились воздерживаться от применения силы или угрозы ее применения, обсуждать и решать все проблемные вопросы, соблюдая принципы суверенитета и территориальной целостности.
  • В течение 2022 г. состоялось 2 заседания трехсторонней рабочей группы по разблокированию региональных экономических и транспортных коммуникаций под сопредседательством заместителей премьер-министров РА, РФ и Азербайджана (со дня ее создания состоялось 11 заседаний). Тема разблокировки регулярно обсуждалась и в других форматах.
  • РА заинтересована в разблокировании экономических и транспортных коммуникаций региона и готова осуществить это в соответствии с законодательством РА в рамках проекта «Армянский перекресток». Новые возможности для перемещения грузов, товаров и граждан, очевидно, повысят привлекательность «Армянского перекрестка» для международных и региональных пассажирских и грузовых перевозок, значительно подчеркнув нереализованную логистическую роль Армении в регионе, что в свою очередь также обеспечит дополнительную безопасность и гарантии стабильности.

18 апреля в ходе представления в НС РА отчета выполнения программы правительства премьер-министр РА Никол Пашинян заявил:

  • Поскольку с Ираном и Грузией есть необходимость лишь углубления отношений, то мир означает налаженные отношения с Азербайджаном и Турцией. У реалистичности этого вопроса две стороны. Во-первых, насколько действия и политика Азербайджана нацелены на мир. И, во-вторых, если на политическом, дипломатическом уровне будут достигнуты компромиссы, то насколько они будут приемлемы для граждан РА, и насколько граждане позволят практическому осуществлению болезненных решений этих компромиссов.
  • «Я искренне стремлюсь как можно скорее заключить мирный договор с Азербайджаном».
  • Мирный договор между Арменией и Азербайджаном станет реалистичным, если две страны признают территориальную целостность друг друга и обязуются никогда не предъявлять друг другу территориальных претензий. Об этом Пашинян договорился с президентом Азербайджана во время встреч в Праге и Сочи. «Армения полноценно признает территориальную целостность Азербайджана, и мы ожидаем, что Азербайджан сделает то же самое, признав всю территорию Армянской ССР как территорию Армении». Ереван предложил, чтобы к мирному договору были приложены карты Армянской и Азербайджанской ССР, подготовленные СССР в качестве основы территориальной целостности двух стран. А утверждения Азербайджана о том, что в ходе переговоров Армения отказалась от признания его территориальной целостности, не соответствуют действительности.
  • Чрезвычайно важно, чтобы были созданы международные механизмы гарантий реализации мирного соглашения. В противном случае на следующий день после подписания может начаться война или произойдет новая эскалация.
  • Важно также наличие механизма разрешения споров между сторонами. Если они не будут способны договориться по возникшим вопросам в рамках интерпретации мирного договора, то будет инстанция, решение которой будет обязательным для сторон.
  • «Мир возможен, если мы в своих международных отношениях не только на сегодня, но и на будущее зафиксируем, что признаем за Арменией 29.8 тыс. кв километров, а точнее территорию Армянской ССР, в рамках которой мы получили независимость и мы не имеем и никогда не будем иметь территориальных претензий к другим странам». Если эта мысль не будет зафиксирована в психологии населения, то никто не позволит Армении развиваться. «Значит стратегической задачей нашего развития должно быть гармоничное и мирное сосуществование с регионом с целью обеспечения благополучия и безопасности нашей страны».
  • После 44-дневной войны Азербайджан впал в эйфорию и думает взять как можно больше, а если возможно — взять все. Такое его восприятие еще более подогревается международной ситуацией. «Азербайджан прямо или косвенно становится или уже стал энергетическим и логистическим перекрестком, и его значение как для России, так и для некоторых западных стран возросло».
  • Эта ситуация содержит как риски, так и возможности. Риски мы видим каждый день, а возможность заключается в том, что Южный Кавказ сам по себе является большим перекрестком и не менее важны роли Армении и Грузии. Мир и стабильность в регионе могут стать консенсусом между Западом и РФ. «Если наш регион снова взорвется, как минимум в энергетическом плане это может стать проблемой как для России, так и для Запада, со всеми вытекающими последствиями».
  • Пашинян парирует команде первого президента РА Тер-Петросяна, заявившей об оговорках, с которыми Армения подписывала в свое время Алма-Атинскую декларацию. «Вы читали эти оговорки, о чем они? Этих оговорок на момент подписания не было. Мы, например, несколько раз в рабочем режиме несколько раз читали, обсуждали. И не поняли».
  • Пока не примем очевидный факт, у нас никогда не будет мира — невозможно обсудить вопрос самоопределения Арцаха в договоре с Азерайджаном и признание Арменией территориальной целостности Азербайджана.
  • В соответствии с доставшимся наследием по нагорнокарабахскому урегулированию, нет такого понятия как «народ Нагорного Карабаха». Нынешняя власть приняло в наследство такое понятие, как «все население Нагорного Карабаха». Народ в восприятии Хельсинского пакта по безопасности и сотрудничеству в Европе и других международных документов является конституционным субъектом, чего нельзя сказать о населении. При оценке понятия «самоопределение» необходимо знать, от кого и где должно произойти это самоопределение. До 2007 г. в РА применялась концепция, согласно которой НК самоопределился от СССР, как это сделали Армения и Азербайджан, и не являлся частью территории Азербайджана. После этого, особенно после Мадридских принципов, было зафиксировано, что уточнение статуса НК должно произойти после согласования вопроса с Баку. «Сегодня важно констатировать, что противостоять этой формулировке практически не получится. Тем более, что самоопределение не означает независимость, а тем более, государственность. Важно также иметь в виду, что субъектом самоопределения являются не только армяне, но и азербайджанцы, ранее проживавшие в НК, которые также должны принять решение».
  • Народ НК не участвовал в парламентских выборах в РА, и следовательно, в переговорах он должен решать свои проблемы сам. «У меня нет для этого соответствующего легитимного мандата, о чем неоднократно я заявлял. Без определения нынешнего статуса Нагорного Карабаха говорить о будущем статусе не приходится».
  • Пашинян также заявил о важности открытия коммуникаций для установления мира в регионе и заявил, что это должно быть сделано на основе суверенности и сохранения юрисдикции сторон. Кроме того, он готов доказать, что никому не обещал коридоров. «Наша оппозиция говорит, что им сказали, что Пашинян обещал, сейчас обещание не выполняет, поэтому возникли все эти проблемы. Я могу доказать, в случае необходимости, что не обещал кому-либо такое».

19 апреля МИД РА выступило с заявлением в ответ на последние заявления президента АР Алиева, в котором, в частности, отмечается:

  • Алиев своими заявлениями демонстрирует открытое неуважение к международным партнерам, в присутствии и посредничестве которых Азербайджан признал территориальную целостность РА и взял на себя ряд обязательств, в том числе и по демаркации границы на основе Алма-Атинской декларации.
  • Баку также взял на себя обязательство по созданию международного механизма для решения вопросов прав и гарантий безопасности народа НК.
  • Своим заявлениями президент Азербайджана открыто признает факт спланированной агрессии и оккупации суверенных территорий РА, а также не скрывает намерения подвергнуть население НК этнической чистке.
  • Слова ненависти, высказанные высшим руководством Азербайджана по отношению к армянскому народу, явно направлены на углубление нетерпимости и ненависти к армянскому народу, десятилетиями пропагандируемых на государственном уровне среди азербайджанской общественности, следствием чего также являются военные преступления, совершенные представителями азербайджанских вооруженных сил, внесудебные казни военнопленных и заложников из числа гражданских лиц на этнической почве, их видеофиксация и распространение их совершившими лицами, как предмета для гордости.
  • Заявления политического руководства Азербайджана стали вдохновением также для того, чтобы несколько дней назад азербайджанский военнослужащий незаконно вторгся на территорию РА, преднамеренно жестоко убил гражданина РА и пытался сообщить азербайджанской стороне об этом, а также о намерении убить множество армян – гражданских лиц.
  • Вместо поиска стабильных и долгосрочных решений проблем, копившихся в регионе годами, Азербайджан пытается продвигать свои экспансионистские амбиции путем применения силы и угрозы силы.
  • Армянская сторона неоднократно предупреждала о дестабилизирующих перспективах этой проводимой Азербайджаном политики и обращала внимание международного сообщества на опасность такого образа действий для миропорядка, основанного на международном праве.

Посол РА по особым поручениям Эдмон Марукян также ответил Алиеву, отметив:

  • Вопрос НК — не внутреннее дело Азербайджана. Страны-сопредседатели МГ ОБСЕ: Россия, США и Франция – занимались не внутренним делом, а вели переговоры по урегулированию конфликта на протяжении десятков лет.
  • К тому же, фундаментальные права и свободы человека не считаются внутренним вопросом более 70 лет, поскольку международное сообщество усвоило уроки Второй мировой войны.
  • Народу Нагорного Карабаха грозит этническая чистка. Поэтому международное сообщество должно продолжать усилия для мирного урегулирования и создания международного механизма диалога между Степанакертом и Баку.

Спикер НС РА Ален Симонян, в свою очередь, заявил:

  • Предложение Алиева армянам НК принять азербайджанское гражданство или уехать — агрессивное и неприемлемое заявление.
  • Эти слова показывают международному сообществу стиль управления президента Азербайджана, последствия его правления и ситуацию в несвободной стране.
  • Симонян не связывает эту риторику с последними заявлениями премьера Пашиняна. Тем более, что Алиев выступал для внутренней аудитории.
  • Проникновение азербайджанских военных — не свидетельство провала системы безопасности РА. Были случаи, когда граждане РА случайно оказывались на азербайджанской территории. Последний инцидент с представителями ВС Азербайджана – не мерило качества системы безопасности РА.

АРЦАХ

13 апреля советник президента НКР Давид Бабаян заявил:

  • Армянская сторона никогда, ни по какому документу не признавала Арцах частью Азербайджана. «Если это было так, то почему мы начали Арцахское движение?». Мы отделился от Азербайджана в 1988 г., и Армения неоднократно принимала это, как и весь мир. Существует МГ ОБСЕ, Арцах признан и стороной конфликта, и стороной переговоров той же самой ОБСЕ. «Это факт, и мы должны говорить только фактами».
  • Армянская сторона, независимо от всего, должна поступать так, как должна, то есть Арцах не должен быть в составе Азербайджана. «Почему сейчас мы должны самоопределиться в составе Азербайджана? Мы это сделали давно, и свой выбор сделали».

19 апреля фракции НС НКР выступили с заявлением, в котором, в частности, отмечается:

  • Ни одна власть под предлогом «мира» не имеет права снижать переговорную планку до неприемлемого для Арцаха статуса, а также по международно-признанному праву на самоопределение.
  • Несмотря на усилия международного сообщества по установлению прочного мира в регионе и якобы урегулированию карабахского вопроса путем переговоров Степанакерт-Баку, последние угрожающие заявления президента Азербайджана доказывают, что военно-политическое руководство этой страны, игнорируя призывы и решения авторитетных международных структур, носит геноцидальный характер, своими действиями стремится достичь своей главной цели, раз и навсегда изгнать армянское население Арцаха.
  • Фракции считают неприемлемой точку зрения премьер-министра РА, озвученную им на заседании НС РА 18 апреля, согласно которому РА полностью признает территориальную целостность Азербайджана, пытаясь все это оправдать одним пунктом Мадридского рабочего документа, договоренностями, достигнутыми в ходе известных встреч в Праге и Сочи в октябре 2022 г., а также на основе Алматинского соглашения 1991 г., игнорируя при этом тот факт, что РА приняла этот документ с принципиальными оговорками, касающимися статуса НК.

АЗЕРБАЙДЖАН

18 апреля президент АР Ильхам Алиев заявил:

  • Карабахские армяне должны либо принять гражданство Азербайджана, либо искать себе другое место жительства.
  • Армения должна уже официально заявить, что Карабах – это Азербайджан.

 

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИЛЫ

ФРАКЦИЯ «АРМЕНИЯ»

13 апреля в беседе с Спутник-Армения итогам закрытого заседания НС РА по ситуации на границе глава фракции «Армения» Сейран Оганян заявил:

  • То, что произошло, мы должны рассматривать в рамках коридорной логики, так как инцидент произошел на участке коридора, связывающего РА и НК. И азербайджанская провокация в селе Тех — это одно из упущений политического руководства РА.
  • Глава ГШ ВС РА не владеет многими дипломатическими и политическими вопросами. Есть также проблемы в сотрудничестве ВС и погранвойск. Отлаженная работа позволила бы оперативно реагировать на случаи, подобные сюникскому, и даже работать на опережение.

14 апреля депутат НС РА Армен Рустамян заявил:

  • Запад на Южном Кавказе генерирует серьезные вызовы для РА. Присутствие европейских структур в РА не восполняет пробелы в системе безопасности, а переносит конфликт Запада с Россией в регион.
  • Армения должна дипломатией воспрепятствовать переносу геополитического конфликта в регион, иначе сбудутся худшие прогнозы. «Участие в геополитическом противостоянии – непозволительная роскошь для Армении, самый опасный сценарий».
  • Рустамян не исключает, что озвученные ранее заявления властей страны укладываются в логику намерений Запада, но после недавних событий в селе Тех они должны сделать выводы и пересмотреть свою позицию.

19 апреля офис 2-ого президента РА Роберта Кочаряна отреагировал на последние заявления президента Азербайджана.

  • Алиев 18 апреля заявил: «Мы как собак изгнали из Карабаха — Сержика Саргсяна, Роберта Кочаряна, Сейрана Оганяна, поставили их на колени. Во время второй карабахской войны они приехали в Карабах якобы сражаться с нами. Все трое бежали с «нашей земли» как зайцы, сегодня ни один из них не может и носа сунуть ни в Степанакерт, ни в какое другое место». При этом он заявил, что у арцахцев два варианта: либо жить под флагом Азербайджана, либо быть насильственно изгнанными.
  • Глава Офиса второго президента РА Баграт Микоян в ответ на эти заявления отметил, что Алиев-младший никак не может забыть, кому они проиграли в первую карабахскую войну. «При Кочаряне Ильхам вел себя как тузик, сейчас возомнил себя волкодавом. Президенту Кочаряну он проиграл по всем позициям и эту историю не переписать, как бы он сегодня ни петушился».

ФРАКЦИЯ «ЧЕСТЬ ИМЕЮ»

13 апреля третий президент РА Серж Саргсян заявил:

  • Все пять участников переговоров нагорнокарабахского урегулирования — Россия, Франция США, Армения и Азербайджан — до 2018 г. заявляли, что Мадридские принципы решают вопрос самоопределения НК. После 2018 г. Россия, Франция, США и Азербайджан продолжают это утверждать, и только управляющий Арменией заявляет, что этот документ про сдачу НК.
  • Пашинян сказал одну очень важную мысль — Азербайджану было сдано оружия и боеприпасов на миллиарды долларов. «А кто привез это оружие? Не уж-то они привезли за 2 года? Он сам сказал, что до 2018 г. армянская армия показала своим гражданам большую часть своего вооружения и показала, какая у нас армия. А он все это сдал Азербайджану, а глава Азербайджана показал, что он взял это оружие у него, а не у солдата. А куда ты смотрел? Сменил бы этих командиров? До этого сменил бы. Наоборот, он обезглавил армию».
  • Саргсян остается при своем мнении: при нынешнем руководстве отношения со стратегическим союзником РФ пошли на спад. Был нарушен закон о протоколе, подстегивались антироссийские настроения в обществе, велись сепаратные переговоры с «конструктивным партнером». Еще одним фактором ухудшения стало ничем не обоснованное возбуждение уголовного дела против генсека ОДКБ Юрия Хачатурова.
  • Саргсян не уверен, что действующая власть идет к установлению мира. «Подобным образом не идут к миру, а — защищая страну, демонстрацией способности к ее защите, обеспечением безопасности собственных граждан». Ни одна страна не пойдет на мир со страной, которая после стольких провалов может позволить азербайджанскому военнослужащему проникнуть на территорию РА и несколько дней гулять по стране. «Если, что-нибудь и будет подписано, то это будет означать, что в нем также игнорируется армянский интерес».

13 апреля зампред Республиканской партии Армении Армен Ашотян отреагировал на утверждения премьер-министра РА Пашиняна касательного оставленного якобы «провального наследия бывших» по нагорнокарабахскому урегулированию.

  • Пропагандистская машина власти регулярно ставит одну и ту же пластинку, которая уже исцарапана, но все еще не перестает использоваться для оправдания собственных дипломатических и силовых провалов. Речь идет о так называемом переговорном наследии Сержа Саргсяна. А это наследие было лучшим решением Арцахского конфликта.
  • Если бы переговорные позиции РА не были бы целенаправленно разрушены, армию бы не расформировали, то вследствие всего этого не было бы поражения в 44-дневной войны.
  • Ашотян представил положения, касающиеся урегулирования нагорнокарабахского конфликта, в российской внешнеполитической концепции разных лет. В концепции 2013 г. было отдельное положение по урегулированию нагорнокарабахского конфликта, которое устанавливало не только важность формата сопредседателей МГ ОБСЕ, но и принципы, которые обсуждались в заявлениях сопредседатели в 2009-2011 гг. В 2016 году в новую концепцию также было включено положение, где, помимо подчеркивания формата сопредседательства, закреплялись принципы урегулирования конфликта на основе принципов, закрепленных в 5 совместных заявлениях лидеров стран-сопредседателей МГ ОБСЕ. Среди этих принципов была международная гарантия реализации права народа НК на самоопределение. А в 2023 г. урегулирование нагорнокарабахского конфликта в концепции российской внешней политики отсутствует. «Сводя воедино этот анализ, констатируем. «При Серже» право народа Арцаха на самоопределение было даже закреплено в важнейших внешнеполитических документах России. А во времена Никола этого тоже уже нет».

13 апреля пресс-секретарь Республиканской партии Армении Эдуард Шармазанов заявил:

  • именно при третьем президенте Серже Саргсяне Ереван первым в мире получил российские «Искандер»-ы. Также были подписаны соглашения на $300 млн, по которым Армения по внутрироссийским ценам получила вооружения и военную технику, продлен срок дислокации российской базы.
  • Саргсян мог общаться с союзниками на равных, при нем Армения обладала суверенитетом. А нынешние власти таким авторитетом у международных партнеров не пользуются.

14 апреля депутат НС РА Айк Мамиджанян, комментируя заявление главы МИД РА Мирзояна о том, что если на границе будут размещены пограничные войска, то возможно снижение эскалации напряженности и предотвращение боевых действий, заявил:

  • Для того, чтобы размещать пограничные войска на границах Армении с Азербайджаном, надо знать эти границы. «Мирзоян как себе представляет, где будет проходить эта граница, на которых должны быть размещены пограничные войска?». Согласно избранной нынешними властями политики, речь, скорее всего идет, о вечном отступлении.
  • Ни в Армении, ни в Арцахе не может быть и речи о безопасности, когда в течение двух дней азербайджанец — убийца спокойно передвигался по территории республики, убив, по предварительным данным, сторожа Зангезурского медно-молибденового комбината.
  • На всем этом фоне возникают вопросы к МИД РА: знает ли МИД о том, что миссия наблюдателей ЕС делится информацией с Азербайджаном? Почему Армения не получает отчетов ЕС, а Азербайджан получает? Для размещения миссии наблюдателей ЕС на границах РА необходим соответствующий договор, и важно знать, на каком этапе он сейчас находится.
  • Комментируя утверждения секретаря Совбеза РА Григоряна о том, что пункт о военно-техническом содействии ОДКБ, который не был утвержден на саммите в Ереване 2022 г., не подразумевал поставки Армении вооружения, Мамиджанян заявил, что в рамках пакета помощи РА со стороны ОДКБ четко фиксировалась и помощь в виде поставок оружия вооружений. «Григорян откровенно лжет. Об этом мы можем судить, как из открытых, так и закрытых источников, в том числе, исходя из того, о чем говорил бывший генсек ОДКБ. Я также имею определенную информацию, и поэтому заявляю, что Григорян лжет. По сути, он понял лишь один пункт данной помощи, согласно которому полковник ОДКБ должен был разместиться в Ереване».
  • Говоря о миссии российских миротворческих сил в Арцахе, Мамиджанян заметил, что у всех граждан РА имеются определенные ожидания от стратегического союзника. «А имеются ли аналогичные ожидания от международных партнеров?». Как миротворческая миссия, так и, к примеру, решения МС ООН приводят к ряду проблем. «При наличии двух инструментов, эффективностью которых мы не совсем довольны, может в этом виновата армянская сторона, применяемая эти механизмы?».

19 апреля Республиканская партия Армении в ответ на выступление премьер-министра РА Пашиняна выступил с заявлением, в котором, в частности, отмечается:

  • Армения никогда не имела территориальных претензий к Азербайджану и никогда не ставила под вопрос ее территориальную целостность. На территории АзССР были созданы 2 государства – Азербайджанская Республика и Нагорно-Карабахская Республика, однако, согласно азербайджанской Конституции, Азербайджан не является правопреемником АзССР, а НКР как в правовом плане, так и фактически никогда не входила в состав Азербайджана. Алма-Атинской декларацией от 1991 г. Армения присоединилась к соглашению о создании СНГ, которое не может быть основанием для признания границ Азербайджана в границах АзССР.
  • Территориальная целостность является одним из основных принципов урегулирования нагорнокарабахского конфликта, предложенных сопредседателями МГ ОБСЕ, наряду с правом народов на самоопределение и неприменением силы или угрозы применения силы.
  • За это время был нарушен предложенный мировым сообществом процесс мирного урегулирования: применение силы против народа НК в 44-дневной войне; нарушение территориальной целостности НКР; пренебрежение правом на самоопределение народа Нагорного Карабаха в нынешнем переговорном процессе.
  • Отделение под принуждением Азербайджана армяно-азербайджанских отношений от Нагорнокарабахского вопроса в переговорном процессе между Арменией и Азербайджаном, оставление Республики Арцах в одиночестве и отказ от ответственности ее гаранта безопасности являются недопустимыми шагами, равносильными государственной измене.
  • Поэтому признание территориальной целостности Азербайджанской Республики не может противоречить императиву гарантирования, реализации права народа НК на самоопределение и его документального содержания в ведущихся переговорах.

ПРАВО

АЗЕРБАЙДЖАНСКИЕ ВОЕННОПЛЕННЫЕ В РА

17 апреля Генпрокуратура РА сообщила, что двум азербайджанским военным, задержанным в РА, предъявили обвинение. Их арестовали.

  • Агшину Бабирову вменяется пункт 2 части 3 статьи 469 (Незаконное пересечение государственной границы) и пункт 1 части 2 статьи 340 (Контрабанда продукции, техники, огнестрельного оружия или других материалов, устройств, предметов, товаров военного назначения) УК РА.
  • А Хусейну Ахундову вменяются те же статьи и часть 2 статьи 335 (Незаконный оборот огнестрельного оружия, его основных составных частей, боеприпасов и других материалов, устройств, предметов) УК Армении.

18 апреля Генпрокуратура также сообщила, что, в рамках следствия было выяснено, что Ахундов 12 апреля у пропускного пункта ЗММК в Капане убил из имевшегося у него автомата находящегося на КПП охранника. Убийство было совершено с целью кражи телефона и машины сотрудника комбината, что должно было упростить Ахундову незаконное пересечение границы Армении с Ираном. Также в числе мотивов убийства прокуратура указала «национальную ненависть, вражду и нетерпимость».

Затем азербайджанский военный забрал телефон убитого, сигареты и зажигалку, и, не сумев завести его припаркованную машину, бежал. После бегства с места происшествия Ахундов записал на украденный телефон видеообращение, в котором сказал: «Слава богу, успешно достигли Армении и обезглавили от 400 до 500 армян, мы не предатели и надеемся вернуться в Азербайджан». Эту запись он затем опубликовал на своей странице в соцсети.

 

МЕЖДУНАРОДНОЕ СООБЩЕСТВО

ФРАНЦИЯ

13 апреля МИД Франции выступило с заявлением:

  • МИД выразил глубокую озабоченность в связи с насилием, имевшим место 11 апреля у населенного пункта Тех на территории РА близ границы с Азербайджаном. В результате с обеих сторон погибли 7 человек, еще несколько получили ранения.
  • Делимитация границы должна осуществляться исключительно путем переговоров и призывает стороны продолжать свои усилия в этом направлении.
  • Уважение территориальной целостности РА и вывод азербайджанских ВС с занятых позиций на армянской стороне линии соприкосновения имеют важное значение для предотвращения будущих инцидентов и сохранения основ прочного мира в регионе.
  • Париж подтверждает поддержку наблюдательной миссии EUMA, развернутой на армянской стороне границы с Азербайджаном.

США

13 апреля госдеп США выступ с заявлением о боестолкновении между ВС РА и АР, в котором отмечается:

  • Вашингтон сожалеет о смертельном столкновении с участием армянских и азербайджанских сил, в результате которого есть несколько жертв.
  • Конфликт не может иметь военного решения, а применение силы для разрешения споров недопустимо.
  • Единственный путь к устойчивому миру — за столом переговоров, а применение силы срывает переговоры.

13 апреля глава МИД РА Арарат Мирзоян в телефонном разговоре с и.о замгоссекретаря США по делам Европы и Евразии Дереком Хоганом заявил, что провокация азербайджанских ВС в районе Теха направлена на срыв усилий по продолжению мирных переговоров. По его оценке, этот инцидент — очередное свидетельство агрессивной политики Баку. Стороны также обсудили гуманитарный кризис в НК, урегулирование отношений между Арменией и Азербайджаном.

14 апреля посольство США в Азербайджане выступило с заявлением, в котором выразило «обеспокоенность запечатленными на видео насилием в отношении азербайджанского солдата в Армении». США призывают Азербайджан и Армению урегулировать все вопросы путем мирных переговоров», — говорится в сообщении дипмиссии.

14 апреля секретарь Совбеза РА Армен Григорян в беседе с американским сопредседателем МГ ОБСЕ Луисом Боно в Ереване представил азербайджанскую провокацию у села Тех, отметив, что единственной целью таких шагов является сведение на нет усилий, направленных на мирные армяно-азербайджанские переговоры. Он также подтвердил приверженность Армении переговорному процессу. Боно, в свою очередь, подчеркнул необходимость осуществления конструктивных шагов и приверженности мирному процессу во избежание дальнейшей эскалации.

17 апреля глава МИД АР Джейхун Байрамов и американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Луис Боно на встрече в Баку обсудили перспективы переговоров по мирному соглашению между Азербайджаном и Арменией, а также другие компоненты азербайджано-армянской нормализации.

  • Байрамов обвинил Ереван в невыполнении обязательств по трехстороннему заявлению 10 ноября 2020 г., и заговорил о 8 азербайджанских селах на суверенной территории РА.
  • Он коснулся также вопроса двух азербайджанских военных, арестованных на территории РА, и подчеркнул необходимость их возвращения на Родину.

18 апреля премьер-министр РА Никол Пашинян обсудил с заместителем помощника госсекретаря США Эрикой Олсон карабахский конфликт, формирование механизма международного диалога между Степанакертом и Баку, гуманитарный кризис, возникший в НК из-за незаконного блокирования Азербайджаном Лачинского коридора, урегулирование отношений между Арменией и Азербайджаном и разблокирование региональной транспортной инфраструктуры.

19 апреля глава МИД РА Арарат Мирзоян обсудил с Эрикой Олсон гуманитарную ситуацию в НК, урегулирование армяно-азербайджанских отношений, приверженность Армении мирному процессу, делимитацию и пограничную безопасность, разблокирование всех экономических и транспортных связей в регионе и другие вопросы.

РОССИЯ

14 апреля на полях заседания СМИД СНГ в Самарканде главы МИД РА и РФ Арарат Мирзоян и Сергей Лавров провели переговоры. Стороны обменялись мнениями по региональной проблематике и подчеркнули важность усилий по всем трекам армяно-азербайджанской нормализации в соответствии с договоренностями лидеров РФ, РА и АР 2020-2022 гг. Мирзоян рассказал об обстреле Азербайджаном армянских военных 11 апреля в районе села Тех Сюникской области РА. Министры также обсудили вопросы демаркации границ, разблокирования экономических и транспортных связей в регионе, а также нагорнокарабахский конфликт.

14 апреля спикер СФ РФ Валентина Матвиенко по итогам сессии МПА СНГ в Санкт-Петербурге заявила:

  • Россия надеется на скорейшее заключение мира между Арменией и Азербайджаном.
  • РФ делала все возможное и продолжает делать все возможное для подписания мирного договора.

14 апреля в интервью Civilnet секретарь Совбеза РА Армен Григорян заявил:

  • Вести переговоры по вопросу Лачина Ереван не будет. «Там все давно указано, и РФ должна вывести Азербайджан из коридора».
  • Комментируя заявление официального представителя МИД РФ Захаровой о том, что присутствие внешних сил дестабилизирует ситуацию на Южном Кавказе, Григорян сказал, что «Россия присутствует на границах Армении с 90-х годов, и было множество случаев дестабилизации». «Мы уверены в том, что при наличии дополнительных усилий европейские наблюдатели могут создать возможность для стабильности».
  • РА ищет гарантии безопасности. В мае, ноябре 2021 г. Ереван обратился за помощью к ОДКБ и, когда не получили помощь, то начали искать альтернативы. «Когда нас обвиняют в том, что мы меняет внешнюю политику, то я бы в первую очередь обвинил их самих и сказал бы, что первыми за помощью мы обратились к ним, чтобы они решили наши проблемы». Когда стало очевидно, что «проблемы не решаются, то мы начали поиски гарантий безопасности… тогда войны на Украине не было. Сейчас многие обсуждают, что все это происходит по причине войны на Украине – нет». При этом, поиски идут не только на Западе и совершаются визиты, в том числе, в Индию и Иран.

19 апреля пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил:

  • Трехсторонние договоренности РФ, АР и РА по НК являются единственной реальной базой для урегулирования ситуации.
  • Москва готова приветствовать любые шаги сторон, которые способны привести к разрядке напряженности и которые будут способствовать дальнейшему продвижению по пути выполнения трехсторонних договоренностей.

 

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ

14 апреля посол Великобритании в Азербайджане Фергюс Олд осудил отношение к азербайджанскому солдату, проникшему в Армению. «Страшно смотреть на распространенное видео о насилии в отношении азербайджанского солдата. Такое обращение недопустимо по законам международного гуманитарного права. Подобные случаи должны быть осуждены для достижения устойчивого мира в регионе».

 

КАЗАХСТАН

14 апреля на встрече в Санкт-Петербурге спикер НС РА Ален Симонян представил казахстанскому коллеге Маулену Ашимбаеву напряженную ситуацию в РА и НК после 44-дневной войны. Он также рассказал ему об инциденте у села Тех. Симонян заверил, что РА решительно настроена в продвижении повестки по установлению мира в регионе и активно работает с международными партнерами. Он надеется, что Казахстан также не останется в стороне в этом вопросе.

Симонян также выразил обеспокоенность азербайджано-казахстанским сотрудничеством на территориях Карабаха.

 

ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ

14 апреля в интервью Civilnet секретарь Совбеза РА Армен Григорян заявил:

  • Инцидент у села Тех — также попытка дискредитировать миссию ЕС. С первого дня размещения наблюдателей ЕС на суверенной территории РА, Азербайджан пытался дискредитировать миссию, показать, что наблюдатели не будут выполнять свою миссию должным образом.
  • Ереван ожидает, что Брюссель предпримет соответствующие шаги, чтобы быть уверенными, что Азербайджан не будет использовать ложные предлоги для организации провокаций.

 

ОБСЕ

13 апреля в Ереване министр ИД Северной Македонии Буяр Османи заявил:

  • МГ ОБСЕ, которая является единственной структурой с международным мандатом на урегулирование нагорнокарабахского конфликта, в настоящее время заморожена. Тем не менее, она может сыграть свою роль, когда возникнет соответствующая ситуация.
  • Османи намерен «навести мосты» между Арменией и Азербайджаном по вопросу Лачинского коридора. Эту тему он поднимал во время визита в Баку, обсудит он ее и в Ереване. Лачин уже обсуждался на специальном заседании постпредов при ОБСЕ в Вене. И организация продолжит заниматься проблемами и потребностями людей «на земле», в частности, гуманитарными вопросами.

В свою очередь, глава МИД РА Арарат Мирзоян заявил:

  • Слухи о смерти МГ ОБСЕ немного преувеличены. Формат существует, вопреки заявлениям Азербайджана об обратном.
  • «Мы не можем руководствоваться утверждениями Азербайджана, тем более что у Баку по разным темам разные мнения, противоречащие друг другу. Наглядный пример – вопрос блокады Лачинского коридора».
  • Ни одна страна в МГ ОБСЕ в одиночку не может ликвидировать механизм, в формировании которого участвовали несколько государств. Поэтому минский процесс и формат существует. Просто в силу объективных и субъективных факторов деятельность площадки заморожена.

На встрече в НС РА с армянской делегации ПА ОБСЕ Османи заявил: «Наша цель — способствовать установлению прочного мира в регионе». заявил в ходе беседы.

Армянская сторона подтвердила отсутствие территориальных претензий к соседям и желание обеспечить мирное сосуществование в регионе. Глава ПА ОБСЕ от РА Саркис Ханданян отметил, что визит Османи совпал с очередной азербайджанской агрессией, на которую международное сообщество должно отреагировать четко и адресно.

На встрече с Османи премьер-министр РА Никол Пашинян отметил, что визит действующего председателя ОБСЕ в регион — хорошая возможность ознакомиться со сложной ситуацией, сложившейся здесь. Пашинян также отметил заинтересованность в расширении сотрудничества РА-ОБСЕ и важность адекватной реакции международного сообщества на провокации Азербайджана.

Они обсудили вопросы, касающиеся нагорнокарабахского конфликта, гуманитарного кризиса в НКР вследствие блокады Лачинского коридора, делимитации армяно-азербайджанской границы, а также деятельности МГ ОБСЕ.

Османи встретился также с президентом РА Ваагном Хачатуряном. Последний подчеркнул, что РА тверда в своей позиции по достижению стабильного мира на Южном Кавказе и установлению добрососедских отношений с пограничными странами. Собеседники обсудили вопросы урегулирования нагорнокарабахского конфликта, гуманитарного кризиса в НКР из-за блокады Лачинского коридора, а также механизмов защиты прав и безопасности карабахских жителей.

14 апреля защитник прав человека НКР Гегам Степанян на встрече с Османи выразил недовольство неадекватным и неадресным отношением международного сообщества к гуманитарному кризису, создавшемуся в Арцахе из-за действий Азербайджана.

  • Степаняну непонятен и неприемлем дифференцированный подход международного сообщества в вопросе защиты прав человека в контексте различных конфликтов и выразил надежду, что международные партнеры предпримут практические шаги по снятию блокады и урегулированию гуманитарной ситуации.
  • Он упомянул политику этнической чистки, проводимой Азербайджаном после установления режима прекращения огня 9 ноября 2020 г., и указал на конкретные факты и примеры преступлений, совершённых азербайджанской стороной.
  • Омбудсмен представил гуманитарные последствия незаконной блокады со стороны Азербайджана, продолжающейся четыре месяца, а также широкомасштабные нарушения прав народа Арцаха.
  • Он отметил, что игнорирование призывов международных акторов и невыполнение решения МС ООН не влекут каких-либо последствий для Азербайджана, что только поощряет безнаказанность и вседозволенность Азербайджана.
  • Степанян констатировал, что на заявления и призывы международного сообщества Азербайджан отвечает ужесточением блокады и действиями, причиняющими новые страдания мирному населению.
  • Отметив важность участия ОБСЕ в урегулировании азербайджано-карабахского конфликта, Омбудсмен подчеркнул необходимость восстановления деятельности формата МГ ОБСЕ, направления группы ОБСЕ по сбору фактов в Арцах и обеспечения его постоянного присутствия.

ОДКБ

17 апреля правительство РА представило отчет «О ходе и результатах реализации программы правительства РА (2021-2026 гг.) в 2022 г.», в котором отмечается:

  • В связи с азербайджанской агрессией против суверенной территории РА 13 сентября 2022 г. Армения официально обратилась к РФ с просьбой ввести в действие положения Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, а также к ОДКБ.
  • Армения видит необходимость уточнения зоны ответственности ОДКБ из-за неопределенных позиций некоторых стран-членов ОДКБ.
  • 23 ноября 2022 г. в Ереване состоялось заседание СКБ ОДКБ, в ходе которого армянская сторона подчеркнула отсутствие адекватного ответа со стороны организации относительно агрессии Азербайджана против суверенной территории РА. РА зафиксировала, что представленные на подписание в ходе сессии проекты «Декларации Совета коллективной безопасности ОДКБ» и «О совместных мерах по оказанию помощи РА» не содержат какой-либо четкой политической оценки по поводу агрессии в отношении РА, а также плана действий по ликвидации последствий агрессии и восстановлению территориальной целостности республики.

17 апреля вице-спикер НС РА Акоп Аршакян в интервью Спутник-Армения заявил:

  • Армения никогда не заявляла о планах покинуть ОДКБ.
  • Ереван обратился к ОДКБ с просьбой о помощи в защите своей суверенной территории. Но блок так и не зафиксировал, что это армянская территория.
  • В ОДКБ нет консенсуса по вопросу присутствия иностранных войск на территории РА. А пока нет единства в оценке факта агрессии, реальные объемы, характер и другие параметры помощи не будут конкретизированы.
  • Публичные дискуссии между Ереваном и Москвой — нормальное явление, а их отсутствие было бы тревожным знаком.


АРМЯНО-ТУРЕЦКИЕ ОТНОШЕНИЯ

ВЛАСТИ

АРМЕНИЯ

18 апреля в ходе представления в НС РА отчета выполнения программы правительства премьер-министр РА Никол Пашинян заявил:

  • Вероятность установления нормальных отношений между Арменией и Турцией велика. «Эта возможность увеличилась благодаря надполитическим, наддипломатическим факторам, а точнее человеческим ценностям после того, как мы решили реагировать на произошедшее в Турции катастрофическое землетрясение логикой, основанной на человеческих, соседских ценностях». Правительство и общество Турции правильно восприняли и приняли эти действия.
  • Власти РА не отправили бы в Турцию спасательный отряд и гуманитарную помощь, если бы не изменили свое восприятие истории и исходящих из нее проблем, а Турция не открыла бы мост Маргара для армянских грузов и спасателей, «если бы не верила в нашу честность». Десятки армянских флагов, развевающихся перед зданием МИД в рамках визита министра иностранных дел Армении Арарата Мирзояна в Анкару, не только церемониальный атрибут, а удивительный факт, что может быть надежда там, где царит отчаяние.
  • Пашинян выразил надежду, что в ближайшее время граница между Арменией и Турцией будет открыта, и это создаст основания для развития нормальных соседских отношений. «Для этого важно, чтобы в ближайшие месяцы была реализована договоренность об открытии границы для граждан третьих стран и лиц с дипломатическими паспортами».

ЭКОНОМИКА

МТС-АРМЕНИЯ НЕ ПРОДАЕТСЯ

18 апреля КРОУ РА запретил приобретение 100%-ной доли ЗАО «МТС Армения» (армянской дочки российского ПАО «МТС») зарегистрированной на Кипре компанией «Федилко Групп Лимитед». В рамках производства по оценке концентрации, инициированного на основании заявлений этих компаний, было проведено исследование, по результатам которого было решено запретить концентрацию ЗАО «МТС Армения» и компании «Федилко Групп Лимитед».

12-го апреля текущего года Комиссия по регулированию общественных услуг Армении отклонила заявку на смену владельца акций «MTS Armenia».

РОССИЙСКИЕ КОМПАНИИ В РА

18 апреля Спутник-Армения опубликовала инфографику, согласно которой, число компаний, открытых в Армении россиянами, выросло в 1,5 раза: с 3,8 тыс. до более 6 тыс. Еще больше увеличилось число ИП – с 2,7 тыс. до 7,7 тыс. Всего за год было открыто 13,8 тыс. компаний и ИП.

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

ПРАВИТЕЛЬСТВО РА

18 апреля в ходе представления в НС РА отчета выполнения программы правительства премьер-министр РА Никол Пашинян заявил:

  • Люди верят в повестку мира правительства и в лозунг правящей партии «Есть будущее, будущее есть». Ни один проект будущего не может быть реализован без достаточного запаса оптимизма. «Несмотря на все сложности, необходимый оптимизм, чтобы говорить о будущем в РА, планировать будущее и строить это будущее, да, есть, и я в этом уверен».
  • На данный момент в РА строится около 55 тысяч квартир. Это почти 6% когда-либо созданного жилищного фонда Армении, 12,2% жилого фонда многоквартирных домов. «В истории Третьей республики жилищное строительство никогда не имело таких объемов». Квартиры покупают не только «традиционно богатые», но и представители среднего слоя, которые благодаря работе правительства имеет возможность создавать и пользоваться плодами своего труда.
  • По итогам 2022 г., возврат подоходного налога в рамках ипотечного кредитования при покупке новой квартиры или дома, получали 29 197 человек. По сравнению с 2021 г., показатель вырос на 8 277, или примерно на 39,5%, а по сравнению с 2018 г. — на 25 176, или на 626%.
  • Когда в условиях нестабильности границ, уязвимости безопасности РА и развала миропорядка квартиры покупают десятки тысяч граждан РА, а строят квартиры тысячи инвесторов, данное поведение граждан, говорит о том, что они верят в реализуемость повестки мира кабмина и будущее своей страны. Иначе это не имело бы смысла, покупать квартиру, тем более строить дома.
  • За последние 5 лет правительство осуществило в областях страны беспрецедентные по объемам инвестиции. Только в 2022 г. из госбюджета на развитие общин было направлено 145 млрд драмов, или порядка 335 млн долларов. С 2018 г. совокупный объем средств, направленных на развитие регионов, составил 561 млрд драмов или около 1,2 млрд долларов. На эти средства были построены и модернизированы водопроводные сети, школы, детские сады, больницы, амбулатории, проведено ночное освещение, построены и модернизированы автомобильные дороги.
  • За последние 5 лет только в рамках субвенционных программ правительство направило порядка 52 млрд драмов или около 112 млн долларов. Причем, эти средства не учитывают удельный вес вкладов общин, с учетом которых общий объем инвестиций составил 150 млрд драмов или 240 млн долларов.
  • Пашинян также указал на факт возрождения гражданской авиации страны. В 2022 г. армянскими авиакомпаниями было перевезено 951 тысяч пассажиров, что превышает показатели 2018 г. на 1241% или в 12,4 раза. По результатам 2022 г., армянские авиакомпании владеют 25% рынка авиаперевозок страны, а в самой сфере создано порядка 500 новых рабочих мест. Армянские пилоты начали возвращаться на родину, где для них созданы условия для работы.
  • В результате действий оппозиции также была подтверждена легитимность властей Армении. «Легитимность решается в результате выборов. А вы, слава Богу, несколько раз ставили под сомнение эту легитимность. Это же в какой-то степени плебисцит, когда вы сказали: «народ, а давайте-ка перекроем площади и распустим эту бездарную власть». В результате ваших действий эта легитимность также была подтверждена и подтверждается постоянно».

 

ФРАКЦИЯ «ГРАЖДАНСКИЙ ДОГОВОР»

19 апреля спикер НС РА Ален Симонян заявил:

  • Инициатива Армянского национального конгресса по созданию платформы для отставки Алена Симоняна – несерьезно.
  • Он посоветовал АНК создать площадку для обсуждения ситуации по Лачинскому коридору и использовать свой международный опыт для этого вопроса.
  • «Эта сила давно потеряла свой политический вес. Если требование моей отставки может стать причиной для их активизации, то я рад им помочь».
  • Условие отставки властей — если народ РА скажет, что не приемлет видение действующей власти, она уйдет и уступит свое место той силе, которую примут люди.

 

ФРАКЦИЯ «АРМЕНИЯ»

14 апреля депутат НС РА Гегам Манукян заявил:

  • Каждый день пребывания во власти нынешних управляющих Армении приводит к новым опасностям, к новым трагедиям, к новым жертвам, как это произошло в окрестностях села Тех Сюникской области республики. На этом фоне не приходится говорить о единении власти и оппозиции в целях решения стоящих перед страной проблем. Продвижение азербайджанских ВС не было бы, если бы у руля власти находилось компетентное лицо, думающее и заботящееся о судьбе государства. Он обвинил власти в бездействии, в результате чего азербайджанской стороне удалось занять важнейшие позиции у села Тех и в дальнейшем развязать провокацию. Теперь же они пытаются найти крайнего и обвинить во всем главу Погранвойск Маралчяна.
  • Манукян уже направил запрос в СНБ для выяснения, проводится ли служебное расследование по инциденту. Если он получит положительный ответ, то можно предположить, что отставка Маралчяна обусловлена именно произошедшим в Сюнике. Чуть позже власти разными информационными манипуляциями попытаются придать забвению этот инцидент.


ОФИЦИАЛЬНАЯ ХРОНИКА

ПРАВО

ПОДЖОГ ФЛАГА АЗЕРБАЙДЖАНА

14 апреля вечером на церемонии открытия чемпионата Европы по тяжелой атлетике в ереванском СКК дизайнер Арам Николян перехватил флаг Азербайджана у девушки-знаменосца, поджег его и выбежал из зала.

  • Его задержали и доставили в одно из столичных отделений Полиции. Позже Николяна выпустили на свободу.
  • По сведениям его адвоката Александра Кочубаева, следствие отказалось от возбуждения уголовное производство по признакам хулиганства ввиду отсутствия состава преступления.
  • Николян выступил с видеообращением, в котором опроверг какой-либо политический подтекст своего поступка. «Моим желанием было сделать так, чтобы в столице Республики Армения — Ереване, не развевался флаг Азербайджана. Самое главное — чтобы не думали, что армяне привыкают и приспосабливаются к каким-то ситуациям».

Министерство молодежи и спорта и Национальный олимпийский комитет этой Азербайджана приняли решение о возвращении азербайджанских спортсменов на родину после инцидента с сожжением азербайджанского флага, объясняя это тем, что на азербайджанских спортсменов оказывается психологическое давление.

Минобрнауки, культуры и спорта РА заявило, что инцидент с поджогом флага был разрешен и «не имеет ничего общего с безопасностью спортсменов». Армения обеспечила все нормы безопасности, и никаких проблем, связанных с безопасностью тяжелоатлетов, прибывших в Ереван для участия в чемпионате, не возникало и не могло возникнуть.

Европейская федерация тяжелой атлетики осудила поджог флага Азербайджана, отметив, что этот чрезвычайно серьезный и достойный сожаления жест посягательством на неприкосновенность спортивных ценностей и на универсальные принципы Fair Play. EWF заявила, что считает этот инцидент единичным и будет следить за выполнением дополнительных мер, срочно запрошенных у оргкомитета.

 

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

РОССИЯ

13 апреля глава Минэкономики Ваан Керобян заявил:

  • Запрет Россельхознадзора на импорт с 5 апреля армянской продукции противоречит правилам торговли в ЕАЭС. Этот вопрос обсуждается с российскими партнерами. Сроков назвать он не смог, но отметил, что нужно урегулировать все максимально быстро.
  • Сейчас обсуждаются также нормативные акты, за счет которых РА сможет решить этот вопрос, не прибегая к стандартным процессам ЕАЭС.

14 апреля секретарь фракции «Гражданский договор» Артур Ованнисян заявил:

  • Отвечая на заявление МИД РФ о том, что Москва потребовала разъяснений у Еревана насчет их участия в учениях НАТО, он отметил, что Ереван действует на основе национальных интересов и делает все, чтобы повысить боеготовность своих военных.
  • При этом, добавил он, РА продолжает сохранять теплые отношения с РФ как со стратегическим партнером и с другими партнерами.

В МИД РФ отреагировали на заявление Ованнисяна, отметив:

  • очевидно, он опирается на придуманную им же самим формулировку и сам ей удивляется.
  • «Наверное, Артуру Ованнисяну неправильно перевели».

17 апреля посол РФ в РА Сергей Копыркин обсудил с главой ЦИК РА Ваагном Овакимяном возможности развития контактов между избиркомами двух стран.

17 апреля по итогам встречи главы Россельхознадзора Сергея Данкверта с главой Инспекционного органа по безопасности пищевых продуктов РА Арменом Айрапетяном было решено:

  • Армения и Россия договорились о проведении поэтапной работы по урегулированию ситуации вокруг поставок армянской молочной продукции в РФ.
  • Армения проверит свои молокоперерабатывающие компании и направит в адрес Службы списки предприятий, способных выполнять российские требования. Россельхознадзор проведёт их инспекцию и по результатам примет решение о допуске к торговле с РФ.

17 апреля вице-спикер НС РА Акоп Аршакян в интервью Спутник-Армения заявил:

  • НС РА не получал проект ратификации Римского статута Международного уголовного суда. В данный момент проект находится в кабмине, и это его прерогатива – направить его в НС.
  • Так или иначе, ратификация ни в коей мере не направлена против партнеров РА. Речь идет о привлечении Азербайджана к ответственности за военные преступления.
  • Правительство РА будет руководствоваться интересами страны. Существуют механизмы, позволяющие избежать какой-либо конфронтации и противоречий со стратегическим союзником. Эти механизмы вполне применимы. Аршакян знает, что МИД РА по своим каналам работал и продолжает работать с российскими партнерами.

США

13 апреля первый замминистра финансов США Адевале Адейемо на встрече с вице-премьером РА Мгером Григоряном обратил внимание на меры, предпринимаемые Вашингтоном с целью пресечения обхода антироссийских санкций.

Сообщается, что армянская компания Tako LLC оказалась под санкциями Департамента коммерции США. Вашингтон считает, что эта компания продолжала закупать американские товары для нужд российских компаний, которые уже находятся под американскими санкциями. Таким образом, Taco LLC, зная об ограничениях на экспорт в РФ, занимается импортом комплектующих и организацией процесса закупок в РА для ООО «Радиоавтоматика».

В список санкций США за последний год попали две армянские компании

После введения антироссийских санкций в него были внесены «ВТБ Армения», а также две армянские компании: «Тако» и «Милор Электроникс». По утверждениям Минфина США, эти компании взаимосвязаны с российскими разработчиками электроники.

До конфликта на Украине, в санкционный список от Армении входили дочерний банк иранского «Меллат банка» и филиал иранской авиакомпании Mahan Air (компания Flight Travel).

17 апреля секретарь Совбеза РА Армен Григорян обсудил с заместителем помощника госсекретаря США по европейским и евразийским вопросам Эрикой Олсон динамику развития армяно-американских отношений.

  • Собеседники отметили активизацию взаимных визитов в последнее время и подчеркнули необходимость дальнейшего укрепления сотрудничества в контексте региональной стабильности и мира.
  • Стороны обсудили также реализацию совместных армяно-американских программ и возможные перспективы сотрудничества в ряде сфер.

На встрече со спецпредставителем РА в диалоге с Турцией Рубеном Рубиняном Олсон обсудила нормализацию отношений Еревана и Анкары, а также аспекты открытия армяно-турецкой границы.

18 апреля на встрече с Эрикой Олсон премьер-министр РА Никол Пашинян подчеркнул важность последовательного развития тесного сотрудничества с США и продолжительного продвижения повестки армяно-американского стратегического диалога. Он высоко оценил помощь администрации США в осуществлении демократических реформ в Армении и добавил, что реализация этой повестки является для правительства Республики Армения стратегией и приоритетом. Он подчеркнул также важность усилий США по установлению стабильности и мира в регионе.

Олсон отметила, что США продолжат эффективное сотрудничество по реализации демократических реформ в РА, подчеркнув, что правительство ее страны придает важное значение постоянному развитию отношений с РА, в том числе в экономической сфере.

ИНДИЯ

19 апреля министр обороны РА Сурен Папикян обсудил с новоназначенным ЧПП Индии в РА Нилакши Саха Синху ряд вопросов, касающихся сотрудничества в сфере обороны. Папикян высоко оценил нынешний уровень армяно-индийских отношений, отметив, что двустороннее сотрудничество вступило в новый этап развития. Посол выразил готовность индийской стороны к развитию сотрудничества.

СНГ

14 апреля на заседании МПА СНГ в Санкт-Петербурге спикер НС РА Ален Симонян заявил:

  • Взаимодействие в рамках СНГ было и остается важным направлением сотрудничества для Еревана.
  • Армения является одной из наиболее уязвимых в плане изменения климата стран в регионе, которая сталкивается со многими проблемами.
  • Власти Армении последовательно занимаются климатическими вопросами, в частности, восстановлением и расширением лесных массивов и зеленых зон, а также уделяют внимание экотуризму. Однако это требует инвестиций и времени, поэтому многое еще только предстоит сделать.

СЛУХИ И МНЕНИЯ

СЛУХИ

ПАШИНЯНА ПРЕДОСТЕРЕГЛИ ОТ ПОМОЩИ РФ В ОБХОД САНКЦИЙ

По сведениям газеты «Грапарак», премьер-министр РА Никола Пашиняна в ФРГ «жестко» предостерегли от помощи России в обходе санкций и потребовали, чтобы он закрыл каналы «параллельного экспорта» и банковских переводов в РФ и не помогал России преодолеть «тяжелое бремя западных экономических санкций». По данным издания, Пашинян, вернувшись в Армению, пригласил к себе председателя ЦБ, членов правительства и главу КГД и поручил строго закрыть каналы такой помощи соседу.

ПОСОЛЬСТВО РФ ПРОВЕЛО СОЦОПРОС

По сведениям газеты «Грапарак», РФ через свое посольство в РА провела опрос об уровне доверия армян к странам-партнерам.

  • Если до революции 2018 г. более 70% армян положительно относились к РФ, то сейчас этот показатель сократился почти вдвое и составляет примерно 40%.
  • При этом среди армян, согласно опросу, вырос индекс доверия к Ирану.
  • Кремль не собирается прибегать к радикальным мерам, так как по результатам того же опроса в отношении армян к Западу не наблюдается существенной положительной динамики.

МНЕНИЕ

АНДРАНИК ОВАННИСЯН

14 апреля аналитик Андраник Ованнисян на своем ТГ-канале написал:

  • По его сведениям, в ходе последнего рабочего визита в Тегеран секретарь Совета безопасности РА Армен Григорян на закрытой встрече с секретарём Высшего совета безопасности Ирана Али Шамхани заявил, что Москва оказывает давление на Ереван в вопросе предоставления коридора по территории армянского Сюника для установления бесперебойной сухопутной связи между РФ и Турцией через Азербайджан, Армению и Нахиджеван.
  • Иранские власти неоднозначно отнеслись к словам Григоряна, восприняв их в качестве попытки Запада через подконтрольных лиц в армянской власти вбить клин во взаимоотношениях между Тегераном и Москвой.
  • Ованнисян надеется, что в кратчайшие сроки власти публично опровергнут данную информацию, либо объяснят мотивы действий секретаря Григоряна, если, конечно, они согласованы с высшим руководством страны, а не иных государств.

 

СЕРГЕЙ МЕЛКОНЯН

18 апреля востоковед Серей Мелконян на своем ТГ-канале прокомментировал ряд формулировок премьера РА, сделанные в ходе его последнего выступления в парламенте, под которыми «понимается сдача Нагорного Карабаха в состав Азербайджана».

  1. Признание Алма-Атинской декларации в качестве основы для переговоров между Арменией и Азербайджаном — Принятие подобной основы означает обсуждение отношений между Ереваном и Баку на основе границ союзных республик. Так, НКАО являлась частью АзССР.
  2. Признание территориальной целостности Азербайджана — это лишь один из принципов, которые лежали в основе переговоров. Другим главным принципом было право народов на самоопределение. Если же второе не упоминается, значит за основу взята позиция Баку, согласно которой Нагорный Карабах находится в составе Азербайджаном.
  3. Обсуждение гарантий безопасности армянского населения Нагорного Карабаха — под такими «гарантиями» понимаются, как правило, обещания данные со стороны Баку. Традиционно позиция армянской стороны исходила из того, что гарантии могут существовать на основании конкретно определенного статуса Нагорного Карабаха. Если в тексте или заявлении нигде не прописано про «статус», но указаны «гарантии», значит и в данном случае речь идет о сдаче Арцаха в состав Азербайджана.
  4. Нет препятствий для нормализации отношений Турцией — со стороны Турции основным препятствием для нормализации отношений с Арменией считалась не борьба за признание Геноцида армян, а, в первую очередь, неурегулированность нагорнокарабахского конфликта на условиях Азербайджана, а именно, сдача Арцаха Азербайджану. Только после этого Анкара была согласна обсуждать нормализацию отношений с Ереваном. То есть, если препятствий нет, значит Армения согласилась на сдачу Нагорного Карабаха в состав Азербайджана.
  5. Разблокировка Лачинского коридора – прерогатива Азербайджана и России. Подобная формулировка свидетельствует о том, что сегодняшняя Армения не имеет отношения к происходящему в Нагорном Карабахе и вокруг него. Поэтому не вмешивается в нарушения трехстороннего заявления, хотя является частью этого документа, тем самым признавая, что проблемы Арцах-дело Азербайджана.

ВАРДАН ОСКАНЯН

19 апреля экс-глава МИД РА Вардан Осканян в видеообращении заявил:

  • Сегодня власти с целью оправдать себя, «распыляют» достижения прошлого. Однако при грамотной политике эти достижения вновь можно использовать, они никуда не исчезли. Все положения, исходящие из интересов РА и касающиеся промежуточного статуса НК, проведения референдума, вопросов безопасности, сухопутного коридора с Арменией – все это было закреплено там усилиями армянской стороны. Сопредседатели МГ ОБСЕ представили принципы, Азербайджан согласился вести на их основании переговоры, тем самым признав, что НК – не часть Азербайджана, и народ НК должен определять свою судьбу путем референдума.
  • Мадридские принципы содержат в себе три основных момента. Во-первых, они закрепляют право на самоопределение, принцип территориальной целостности и принцип неприменения силы. Во-вторых, в преамбуле документа говорится, что лидеры Армении и Азербайджана поручают главам МИД на основании документа подготовить мирное соглашение. В-третьих, посредники заявили, что это окончательный и лучший документ, который был представлен с начала конфликта.
  • Если бы Пашинян пошел по пути возвращения Баку пяти районов в случае подписания договора, размещения международных миротворцев и промежуточного статуса, то сегодня Нагорный Карабах существовал бы де-факто независимо в пределах бывшей НКАО, с Шуши и Гадрутом, коридором шириной в 20 км.
  • НК и сейчас можно сохранить армянским и утверждения об обратном – миф. Осканян готов обсуждать вопрос с премьером. Он всего лишь раз встречался с Пашиняном после войны. Тогда он представил несколько предложений, глава кабмина их прочитал и поблагодарил.


Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Читайте по теме

23 июля 2025

 Партия «Зартонк» передала в Генпрокуратуру Армении два заявления на Пашиняна Партия «Зартонк» подала в Генеральную прокуратуру Армении два заявления на премьер-министра республики Никола Пашиняна. Об этом 22 июля сообщило агентство «Sputnik Армения». Так, по мнению партии, в действиях Пашиняна «имеют …

3 июля 2025

Парламент Армении принял во втором, окончательном чтении законопроекты, позволяющие национализировать компанию «Электросети Армении», принадлежащую предпринимателю Самвелу Карапетяну. За предложенные правящей партией «Гражданский договор» изменения в законы «Об энергетике» и «О комиссии по урегулированию общественных услуг» проголосовали 65 депутатов, против — …

25 июня 2025

 В рамках дела о попытке захвата власти в Армении задержали 14 человек. Об этом сообщили в Следственном комитете страны. В сообщении говорится, что сотрудники правоохранительных органов в рамках дела провели более 90 обысков. В их ходе они обнаружили предметы и …


Ваш браузер устарел! Обновите его.