Обзор 16-22 марта 2023 г.
АРМЯНО-АЗЕРБАЙДЖАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
ВЛАСТИ
АРМЕНИЯ
16 марта на заседании правительства премьер-министр РА Никол Пашинян заявил:
- Армения вскоре представит Баку свои ответные предложения по полученному недавно документу. Ереван привержен установлению мира, однако Баку продолжает удерживать армянских пленных и оккупировать суверенные территории РА, причем некоторые – еще с 1994 г.
- Азербайджан делает все, чтобы разрушить диалог со Степанакертом. Это делает актуальным задействование международного механизма переговоров между Степанакертом и Баку. Без этого механизма Баку снимет с повестки вопрос обсуждения прав и безопасности населения НК.
- Пашинян поручил МИД РА также начать официальные переговоры с Офисом Верховного комиссара ООН по делам беженцев для запуска международных механизмов по вопросу возвращения армян в населенные пункты Шушинского, Гадрутского, Мартакертского и других районов НК. Также в кабмин обращаются подвергшиеся этническим чисткам еще в Азербайджанской ССР армяне Баку, Ширвана, Сумгаита, Кировабада, Ханлара, Шамхора, Нахиджевана и др. Они недовольны тем, что не поднимается вопрос их возвращения в свои дома. «Трехстороннее заявление 2020 г. касается только беженцев и перемещенных лиц из НК. Но подвергшиеся этническим чисткам в Азербайджане армяне могут объединиться для защиты своих прав, в том числе имущественных, в международных инстанциях».
- Ереван запускает международные механизмы для предупреждения готовящегося Азербайджаном геноцида армян в НК. Эти механизмы могут быть задействованы по линии ООН. Уже даны поручения МИД для работы.
- Предупредить опасность геноцида могут Армия обороны НК, присутствие российских миротворцев, а также направление в регион миссии по сбору фактов.
- Азербайджанская пропаганда пытается создать информационный фон для широкомасштабной агрессии против НК, заявляя о наличии там ВС РА, что не соответствует действительности. Баку пытается обострить военную обстановку в НК, последнее свидетельство тому — убийство трех полицейских в зоне ответственности российских миротворцев. Российское МО зафиксировало, что организатор инцидента – азербайджанская сторона.
16 марта МИД РА выступил с заявлением, в котором, в частности, отмечается:
- Выступление президента Азербайджана Алиева 16 марта на саммите глав тюркских государств стало откровенным проявлением территориальных претензий к РА и подготовки к очередной агрессии. Представляя суверенную территорию РА под вымышленным названием «Западный Азербайджан», президент Азербайджана грубейшим образом нарушает не только Устав ООН, Декларацию о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами, Алматинскую декларацию, но и свои собственные обязательства в рамках Пражской и Сочинской деклараций, на которые делается ссылка именно в этом выступлении.
- Азербайджан постоянно препятствует возвращению беженцев и внутренних переселенцев в НК и прилегающие регионы, одновременно заявляя, что собирается заселить территории, перешедшие под его контроль в результате насильственной депортации армян НК.
- Нарушив практически все статьи трехстороннего заявления от 9 ноября 2020 г., президент Азербайджана препятствует процессу открытия региональных коммуникаций собственным признанием фиктивных разговоров о коридорах.
- Воинственная риторика лидера Азербайджана направлена на полный срыв усилий по установлению стабильности на Южном Кавказе и применение широкомасштабной силы как против суверенной территории РА, так и против НК. Более того, оскорбительный лексикон, используемый в отношении армян НК, который сопровождается действиями, направленными на создание гуманитарной катастрофы на месте, демонстрирует неприкрытую политику Азербайджана по этнической чистке на самом высоком уровне.
- Более того, озвучивание подобных провокационных тезисов в Анкаре преследует цель не только подорвать текущие мирные переговоры между Арменией и Азербайджаном, но и затормозить положительную динамику в процессе армяно-турецких отношений.
- Все партнеры, заинтересованные в стабильности и мире в регионе, несомненно должны дать оценку подобной политике президента Азербайджана и предпринять действенные шаги по устранению нарушений Азербайджаном международного права и исключению применения силы.
17 марта на заседании комиссии НС РА по европейской интеграции замминистра ИД РА Паруйр Ованнисян заявил:
- Говорить о разделении армяно-азербайджанского и нагорнокарабахского процесса пока рано. «Мы еще не на том этапе, чтобы давать четкий ответ на этот вопрос».
- Переговоры по проекту мирного договора между Ереваном и Баку продолжаются.
- Риторика Азербайджана, в том числе, территориальные претензии, требования т.н. «Зангезурского коридора», препятствуют и этой работе, и стабильности в регионе.
17 марта на заседании Межпарламентской комиссии по сотрудничеству Армения-Россия в Цахкадзоре вице-спикер НС РА Акоп Аршакян заявил:
- Блокада Азербайджаном Лачинского коридора — проявление политики этнической чистки армян – коренных жителей НК.
- Эта ситуация — грубое нарушение трехстороннего заявления.
- Незаконные действия Баку лишь способствуют росту напряженности и препятствуют установлению мира, безопасности и стабильности в регионе.
18 марта МИД РА выступило с заявлением, в котором отмечается:
- Азербайджан пытается стереть следы армян в НК и ведет подготовку к их геноциду.
- Осуществляя программы переселения после 44-дневной войны, Баку нарушает трехстороннее заявление 2020 г. По нему перемещенные лица и беженцы возвращаются в Нагорный Карабах под контролем верховного комиссара ООН по делам беженцев.
- Азербайджан делает все, чтобы сделать невозможным выполнение документа и установление мира в регионе. Президент Азербайджана заявляет, что разграничение должно проходить на предлагаемых им условиях, Баку продвигает идею какого-то «Восточного Азербайджана», фактически открыто посягая на всю территорию РА.
- Азербайджан предъявил Армении новое «обвинение» — в моноэтничности, и пытается в противовес создать впечатление в своей многонациональности. Только вот нацменьшинства в Армении по Конституции представлены в парламенте, чего нет в соседней многонациональной стране.
- Баку готовит геноцид армян в НК и новую агрессию в отношении РА. В этой ситуации необходимо задействовать международные механизмы для их предупреждения и осуждения агрессивной политики Баку, отправка международной миссию по установлению фактов в Лачинский коридор и Нагорный Карабах, а также адресное осуждение агрессивных действий и политики Азербайджана.
19 марта спикер НС РА Ален Симонян в беседе с журналистами заявил:
- Симонян не видит возможности интеграции НК с Азербайджаном. «О какой интеграции идет речь, если по людям стреляют прямой наводкой?». Азербайджан идет по пути этнических чисток. В НК нужно отправить международную миссию по сбору фактов.
- Риск новых провокаций со стороны Азербайджана достаточно высок. Тем не менее, говорить о том, что переговоры по мирному договору между Арменией и Азербайджаном зашли в тупик, неправильно. Однако, это не значит, что он может стать для Азербайджана неким сдерживающим инструментом. Особенно по части совершения очередной провокации. «Скорее наоборот».
- Власти Степанакерта и Баку пытаются найти общие грани для диалога. Ереван вынес роль Арцаха на передний план. В частности, по вопросу его непосредственного участия в переговорном процессе по карабахскому урегулированию. «Теперь они сами принимают решения».
- Не ставятся под сомнение чьи-либо права. Наоборот, речь идет о возможности реализации прав. У властей Арцаха появилась возможность, и они используют ее. «Они сами займутся вопросом своих прав. Мы же будем ждать и поддерживать».
19 марта на встрече с российским коллегой Сергеем Лавровым в Москве глава МИД РА Арарат Мирзоян заявил:
- Блокировка Лачинского коридора, а также нарушение в подаче энергоресурсов не оставляют вопросов о мотивах Баку — осуществление этнической чистки в НК.
- Ереван ожидает от всех вовлеченных сторон, которые взяли на себя обязательства по трехстороннему заявлению 2020 г., обеспечить восстановление движения по Лачинскому коридору.
- Азербайджан в одностороннем порядке начал процесс переселения азербайджанского народа на территории НК, в то время как армянская сторона не занимается этим в силу отсутствия соответствующего международного механизма.
- Ситуация в регионе Южного Кавказе еще больше нагнетается риторикой Азербайджана на высшем уровне и продолжающимися провокациями не только против НК, но и против суверенной территории РА. Баку, продолжая оккупировать суверенную территорию РА, претендует уже на все армянские земли, называя их азербайджанскими.
- Необходимо предпринять активные шаги со стороны союзников и партнеров РА для выполнения Азербайджаном своих обязательств и прекращения практики применения силы или угрозы силой в нарушение норм и принципов международного права.
- На практике нет ни одного пункта трехстороннего заявления, которое Азербайджан не нарушил — систематическое нарушение режима прекращения огня, оккупация территорий РА, незаконная блокировка Лачинского коридора, удерживание армянских военнопленных, препятствование открытию региональных коммуникаций, препятствование запуску механизма возвращения армянских жителей в места жительства, которые перешли под контроль азербайджанской стороны.
22 марта в НС РА глава МИД РА Арарат Мирзоян заявил:
- РА давно работает над задействованием механизмов предупреждения геноцида армян в НК и возвращения беженцев. В частности, переговоры с верховным комиссаром ООН по делам беженцев начались почти сразу после подписания трехстороннего заявления в 2020 г. Вопрос обсуждается, но есть препятствия с азербайджанской стороны. Ереван пытается быть максимально конструктивным.
- Азербайджан угрожает армянам Карабаха геноцидом и создает препятствия для возвращения беженцев. Для населения НК есть реальная опасность геноцида и этнических чисток. Таких намерений не скрывают даже азербайджанские чиновники высшего эшелона.
- Международная общественность должна применить более деятельные меры против Азербайджана для разблокировки Лачинского коридора. Ереван приветствует принятое комиссией ПАСЕ по правовым вопросам и правам человека заявление о неправомерной блокировке Азербайджаном Лачинского коридора и напоминает о решении Международного суда ООН по этому вопросу. Решения Международного суда юридически обязательны к исполнению, в противном случае должны быть последствия, иначе система международных отношений не будет работать.
- Ереван не ведет переговоры по поводу установки КПП в Лачинском коридоре.
- Несмотря на ультиматумы азербайджанской стороны, переговоры по мирному договору продолжаются. Ереван работает над предложениями Баку по договору и в скором времени направит ответ Азербайджану.
- Переговорный процесс не сдерживает Азербайджан от агрессивных действий. «Возможность эскалации сохраняется вне зависимости от конструктивной позиции Армении на этих переговорах». Есть угроза новой агрессии и против РА, и против НК, причем в случае с НК речь идет и о проявлении угрозы этнических чисток.
- В ближайшее время, с большой вероятностью, пройдет встреча глав МИД РА, РФ и АР.
- Армения считает, что гражданская миссия ЕС на границе с Азербайджаном является еще одним инструментом, который должен служить процессу установления мира в регионе.
22 марта депутат от фракции «Гражданский договор» Ваагн Алексанян заявил:
- Азербайджан пытается завести переговорный процесс в тупик.
- Баку предпринимает попытки осуществить геноцидную политику в отношении армян Нагорного Карабаха, совершив также агрессию против суверенной территории РА.
- Армения неоднократно заявляла о своей позиции по мирному урегулированию нагорнокарабахского конфликта, в том числе, на самом высоком уровне. Эта позиция заключается в необходимости достижения мира в противовес устремлений позиций Баку, заявления которого довольно милитаристские.
- В настоящее время идут обсуждения по проекту мирного договора между Арменией и Азербайджаном, стороны обмениваются своими предложениями.
- Ест надежда, что мирный договор будет заключен тогда, когда наступит момент. «Мы заинтересованы в скорейшем его заключении, но в то же время мы уверены в необходимости подписания такого договора, который будет соответствовать его названию и принесет мир, а не даст очередной карт-бланш властям Азербайджана».
22 марта депутат от фракции «Гражданский договор» Виген Хачатрян заявил:
- Подписание мирного договора не является гарантией мира.
- Этот мир не на руку враждебно настроенному соседу.
- Именно поэтому армянская сторона столько раз редактирует текст договора, чтобы в нем не содержались угрозы новой войны, а Азербайджан предлагает формулировки, принятие которых может легитимировать силовой фактор.
АРЦАХ
18 марта МИД НКР выступило с заявлением в связи с принятием Европарламентом резолюций об отношениях ЕС-Армения и ЕС-Азербайджан. В документе говорится:
- Степанакерт приветствует содержащиеся в принятых Европейским парламентом 15 марта 2023 г. резолюциях призывы к властям Азербайджана обеспечить свободу и безопасность передвижения по Лачинскому коридору, как это предусмотрено Трехсторонним заявлением от 9 ноября 2020 г., и соблюдать свои обязательства по решению Международного суда ООН от 22 февраля 2023 г.
- В связи с этим Степанакерт поддерживает призыв Европейского парламента к Совету ЕС ввести адресные санкции в отношении государственных чиновников Азербайджана, если решение Международного Суда от 22 февраля 2023 г. не будет немедленно выполнено.
- В своей резолюции Европарламент также признал и осудил экспансионистскую и дестабилизирующую роль Турции на Южном Кавказе, что проявилось, в том числе, в отправке сирийских наемников в зону конфликта для участия в боевых действиях на стороне Азербайджана, и выразил позицию, что для конструктивной роли Турции в регионе она должна пересмотреть свою безоговорочную поддержку Азербайджана и предпринять реальные шаги по нормализации отношений с Арменией.
- Степанакерт выражает свое согласие с членами Европарламента в том, что всеобъемлющий мир требует прекращения всякого насилия, устранения коренных причин конфликта, в том числе связанных с обеспечением безопасности и прав армян НК и определением его окончательного статуса, а также решения вопроса скорейшего и безопасного возвращения всех беженцев и внутренне перемещенных лиц в свои дома.
20 марта спикер НС Арцаха Артур Товмасян выступил с заявлением, в котором отмечается:
- Игнорируя многочисленные заявления и резолюции, принятые международным сообществом, а также обращения отдельных авторитетных лиц и особенно решение Международного суда в Гааге, военно-политическое руководство Азербайджана продолжает держать закрытой «дорогу жизни».
- Из-за блокады углубляется атмосфера недоверия между двумя народами.
- Воля народа Арцаха непоколебима.
- «Есть ли возможность разблокировать? Мне кажется, да. Изучая мировой опыт, мы можем обратиться к применению санкций».
- На одной чаше весов — демократические ценности, на другой – нефть и газ. Цивилизованному миру предстоит сделать выбор. «И если бы демократические ценности были на самом деле важнее для крупных игроков, то блокаду давно бы сняли».
АЗЕРБАЙДЖАН
16 марта на саммите Организации тюркских государств в Анкаре президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил:
- Армения признала территориальную целостность и суверенитет Азербайджана в Праге и Сочи в 2022 г., она все еще полностью не вывела свои войска с территорий Азербайджана.
- Армения также уклоняется от обязательства открыть Зангезурский коридор.
17 марта МИД Азербайджан заявило, что Баку «предпринимает шаги по реинтеграции армян на свои территории». А Ереван «не заинтересован в мире и стабильности в регионе».
18 марта президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил, что руководство РА заявляет, что «хочет жить спокойно на территории площадью 29 тыс. кв. км». Для этого нужно «признать Карабах территорией Азербайджана», а также подписать мирный договор и провести работы по делимитации согласно условиям Баку.
20 марта в ходе телефонного разговора с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым госсекретарь США Энтони Блинкен заявил:
- Он подтвердил важность открытия Лачинского коридора для коммерческого и частного транспорта.
- Он выразил свою поддержку устойчивого мира с Арменией и готовность содействовать этим усилиям. «Прямые переговоры являются единственным способом достижения устойчивого и прочного мира».
- Блинкен призвал к поиску решений нерешенных вопросов и подчеркнул, что военного решения не существует.
В свою очередь, Алиев заявил, что Баку представил армянской стороне текст мирного соглашения с последними предложениями и поправками. Он также подчеркнул «необходимость создания погранично-пропускного пункта на последнем пункте» Лачинского коридора.
ПРАВО
19 марта представитель РА по международно-правовым вопросам Егише Киракосян заявил:
- Ереван инициирует обсуждение вопроса Лачинского коридора в СБ ООН. МИД РА уже работает над этим вопросом. Принятое Международным судом ООН решение о разблокировании Лачинского коридора является юридически обязывающим. То есть, Азербайджан должен его выполнить. Однако Азербайджан в принципе игнорирует решение суда ООН и пытается исказить содержание резолюции как на самом низком, так и на самом высоком уровне. Это также было отражено в письме министра ИД Азербайджана на имя генсека ООН, за которым последовала реакция уже главы армянского МИД в виде ответного письма.
- Попытки других стран поставить вопрос о невыполнении промежуточных решений в СБ ООН не увенчались успехом, так как в основном они касались одного из постоянных членов Совбеза. Последние каждый раз пользовались своим правом на вето.
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИЛЫ
RASMUSSEN GLOBAL
16 марта в интервью ОТА бывший генсек НАТО, основатель консалтинговой организации Rasmussen Global Андерс Фог Расмуссен заявил:
- Решение Международного суда о необходимости разблокировать Лачинский коридор является обязательным, так что блокада НК является нарушением международного права. Блокада НК является антигуманной и противозаконной, а гуманитарный кризис может перерасти в гуманитарную катастрофу. Президент Азербайджана должен прекратить блокаду.
- У ЕС есть энергетическое соглашение с Азербайджаном. Это может стать превосходной площадкой, чтобы показать президенту Азербайджана, что он не может нарушать международное право и оставаться безнаказанным. ЕС должен оказать максимальное давление на президента Азербайджана для прекращения блокады НК.
- Мирный договор необходим и очень важно, чтобы были гарантированы права и безопасность народа НК. «Это будет невозможно без международного механизма с сильным мандатом». Необходимо разместить международный миротворческий контингент в НК. Невозможно будет договориться относительно мирного договора между Арменией и Азербайджаном без достижения договоренности о мандате международной миссии в НК. Было бы идеально, если бы этот мандат был выдан со стороны ООН.
- В этом мандате должна принимать участие и РФ. Трудно будет достигнуть какого-либо мандата без участия РФ. Во-первых, тут уже есть российские миротворцы, а во-вторых, РФ является постоянным членом СБ ООН.
- Российские миротворцы играют роль в РА и в определенной степени они смогли предотвратить последующие агрессии Азербайджана, но не смогли предотвратить блокаду и прошлогоднюю агрессию Азербайджана против Армении.
- «Мы должны дополнить присутствие русских, дополнить его присутствием Запада». Миссия ЕС в РА — очевидное преимущество. Необходимо также увеличить численность размещенной в РА миссии ЕС.
- Это однозначно не направлено против РФ, но дает возможность диверсифицировать отношения РА, расширить список друзей, помочь избежать гуманитарного кризиса в НК, а также пресечь будущую агрессию Азербайджана.
- Риск нападения Азербайджана на РА есть всегда, но ни ЕС, ни США не смирятся с нападением на такое суверенное государство как Армения. «Армения имеет право на существование. Тот факт, что у Европы есть интересы, связанные с газом, получаемым от Азербайджана, не означает, что мы закроем глаза на гуманитарный кризис или на агрессию против Армении».
- Угроза новой агрессии против РА будет всегда, пока Азербайджан чувствует себя сильнее с политической точки зрения в связи с соглашением с ЕС в энергетической сфере и занятостью США отношениями с Ираном, а также ощущает свое превосходство в военном плане. Поэтому Расмуссен обсудил с премьер-министром, министрами иностранных дел и обороны РА, «как мы можем в пределах возможностей укрепить оборонное сотрудничество между Арменией и ЕС. Есть возможность укрепления отношений, в том числе и в других сферах».
МЕЖДУНАРОДНОЕ СООБЩЕСТВО
РОССИЯ
16 марта на заседании правительства премьер-министр РА Никол Пашинян заявил:
- Гуманитарный кризис в НК из-за блокады Азербайджаном Лачина не превратился в катастрофу благодаря российским миротворцам. Ереван надеется, что Москва выполнит роль гаранта безопасности населения и гражданской инфраструктуры НК.
- Решением об отправке миротворцев в Нагорный Карабах Россия официально констатировала вероятность массовых убийств мирного населения и взяла на себя роль гаранта безопасности. «Но, если наш друг и союзник не может выполнить эту роль по объективной причине, думаю, что Россия должна обратиться в Совбез ООН, сообщить об опасности массовых убийств гражданского населения и риске уничтожения гражданских инфраструктур в НК для задействования международных механизмов».
- «Последовательность событий за последние более чем 2 года, такие, как оккупация Хцаберда и Хин Тахер, события в Парухе и незаконная блокада Лачинского коридора, убийства военных полицейских и мирных жителей, периодическое нарушение режима прекращения огня, действия, направленные на террор мирного населения, вызывают обеспокоенность».
16 марта в беседе с РИА Новости временный управляющий Ереванско-Армянской епархии митрополит Клинский Леонид заявил:
- Мирный процесс в НК далек от завершения, но РПЦ предпринимает все возможные миротворческие усилия.
- В Москве проходили трехсторонние встречи Патриарха Кирилла, Католикоса всех армян Гарегина II и главы Духовного управления мусульман Кавказа Аллахшукюра Пашазаде. Это сотрудничество помогает утверждению взаимоуважительных отношений стран и народов.
16 марта официальный представитель МИД РФ Мария Закарова заявила:
- Комментируя заявление премьер-министра РА Пашиняна о том, что РФ является гарантом безопасности НК, она отметила, что все обязательства Москвы четко прописаны в трехстороннем заявлении от 9 ноября 2020 г. «Нужно просто открыть этот документ и посмотреть какие обязательства несет на себе наша страна, а какие нет». РФ рассматривает высказывания армянского руководства как продолжения линии, которая была взята на саммите в Праге в октябре 2022 г. под эгидой ЕС. «Оставляем на совести армянского руководства попытки возложить на третьи страны ответственность за судьбу НК». Российские миротворцы делают все от них зависящее, чтобы не допустить эскалации и стабилизировать обстановку на земле и «делают в зоне своей ответственности».
- Заявление Пашиняна о том, что РФ сама должна обратиться в СБ ООН, если не может гарантировать безопасность НК, Захарова оценила как «чудеса на виражах». «Эта фраза — она настолько необъяснима, что объяснять ее я не собираюсь. Это какая-то невероятная эквилибристика слов».
16 марта президент РФ Владимир Путин провёл телефонный разговор с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым. Обсуждены практические меры, направленные на обеспечение безопасности и стабильности на Южном Кавказе в русле известных трёхсторонних договорённостей лидеров России, Азербайджана и Армении. Проведён также обмен мнениями по вопросам развития транспортно-логистических и экономических связей в регионе.
18 марта на встрече с российской делегацией во главе с зампредом Совета Федерации РФ Юрием Воробьевым спикер НС РА Ален Симонян заявил, что в целях недопущения угрожающей народу НК гуманитарной катастрофы, в контексте требования усилий по восстановлению нормального движения по Лачинскому коридору, Ереван ожидает активных шагов и адресных заявлений международных партнеров и в первую очередь, РФ, чьи миротворческие войска дислоцированы в НК.
19 марта на совместной со своим армянским коллегой Араратом Мирзояном пресс-конференции в Москве глава МИД РФ Сергей Лавров заявил:
- Очевидны неприкрытые попытки стран Запада рассорить РА и РФ и расшатать региональную архитектуру безопасности в целях продвижения своих геополитических интересов. «Подобные попытки обречены на провал».
- Запад себя полностью дискредитировал. «Мы прекрасно видим, какие цели Запад преследует на Южном Кавказе. Он их не скрывает, и собственно декларирует — оторвать Россию». К примеру, РФ продвигает вместе с РА и другими странами региона формат «3+3». 1-ая встреча платформы уже состоялась, грузинская сторона думает над подключением к платформе, и дверь для Тбилиси остается открытой, страны работают над созывом 2-ой встречи. А Запад уже активно работает над тем, чтобы подорвать эту структуру, пытается навязать трем южно-кавказским республикам свои услуги — ЕС и США. «Тем самым, он опять предъявляет претензии на то, чтобы доминировать, утверждать свою гегемонию повсюду, далеко от собственных границ, прямо наступая на законные интересы трех ближайших соседей России, Турции и Ирана — Армении, Азербайджан и Грузии».
- Москва готова помочь в разблокировании региональных коммуникаций. Москва рассчитывает, что сопредседатели трехсторонней рабочей группы по разблокированию региональных коммуникаций вскоре выйдут на конкретные договоренности.
- Москва акцентирует важность более широких региональных форматов, включая консультативную платформу 3+3. Среди прочего она открывает дополнительные возможности для налаживания диалога и развития сотрудничества между странами Южного Кавказа и их соседями.
- На нагорнокарабахском треке трехсторонние заявления остаются ключом к реализации решений для стабилизации обстановки. Россия выступает за то, чтобы строго, в полном объеме, без каких-либо импровизаций выполнять все трехсторонние договоренности. «Если говорить категориями закончилась оккупация и началась агрессия, то мы так ни одну проблему не решим. Надо всегда искать пути к примирению сторон и балансу интересов». Именно так поступала РФ как союзник Армении и стратегический партнер Азербайджана.
- Проблема Лачинского коридора должна рассматриваться в контексте неукоснительного выполнения всех достигнутых ранее договоренностей, и в первую очередь трехстороннего заявления от 9 ноября 2020 г. «Только полное выполнение всех без исключения аспектов договоренностей, которые касаются Лачинского коридора, может разрулить нынешнюю ситуацию. У каждой из сторон в этом вопросе есть свои обязательства».
- Также Москва выступает за активизацию работы комиссии по делимитации границ при консультативном содействии РФ в полном соответствии с тем, как договаривались наши руководители. Москва готова содействовать заключению мирного договора между Ереваном и Баку. Лавров подчеркнул необходимость скорейшего восстановления переговорного процесса.
- Москва, Ереван и Баку обсуждают дату трехсторонней встречи глав МИД стран в ближайшем будущем. Армянская сторона подтвердила готовность принять участие во встрече.
- Москва поддерживает позицию, изложенную премьер-министром РА Пашиняном, который подчеркнул, что вопросы гарантий жителям НК, обеспечением их прав должны решаться между представителями НК и Азербайджана. «И мы к этому побуждаем стороны». В этом заинтересована и Ереван. «Нам важно понимать, насколько качественными будут эти договоренности». Лавров привел пример Минских договоренностей по Украине и соглашение между Белградом и Приштиной о создании сообщества Сербских муниципалитетов в Косово, и выразил убеждение, что для карабахцев примерно такой же набор прав будет необходим. Лавров отметил его актуальность в контексте приверженности лидеров Армении и Азербайджана положениям Алма-Атинской декларации от 1991 г. «Это не так сложно всё делать, как кажется. Все будет зависеть от того, насколько порядочно поведут себя те, от кого будет зависеть выполнение достигаемых договоренностей».
19 марта на встрече с российским коллегой Сергеем Лавровым в Москве глава МИД РА Арарат Мирзоян заявил:
- «Ни в коей мере не принижая роль наших российских партнеров в процессе установления режима полного прекращения огня, а также роль российского миротворческого контингента, в том числе в предотвращении гуманитарной катастрофы после блокады Лачинского коридора, складывающаяся ситуация демонстрирует необходимость обеспечения механизмов гарантий прав и безопасности населения НК и международного участия в них».
- Армения рассчитывает на помощь РФ в вопросе отправки международной миссии по сбору фактов в НК.
19 марта спикер НС РА Ален Симонян в беседе с журналистами заявил:
- Москва остается главным посредником в переговорах между Ереваном и Баку. Обмен предложениями по мирному договору между Ереваном и Баку происходит при посредничестве различных игроков, в первую очередь — России, которая продолжает оставаться основным посредником. Предложения по мирному договору поступают по разным каналам, в основном российским.
- Тем не менее, есть инициативы и со стороны США — они довольно активны, а также со стороны Франции. «Ряд стран выступают с посредническими инициативами, мы по разным каналам обсуждаем все эти вопросы».
- Есть также вопросы, в обсуждении которых непосредственно участвуют власти Арцаха – эти вопросы касаются непосредственно НК.
- Комментируя заявление представителя МИД РФ Марии Захаровой о том, что «попытки переложить судьбу Карабаха на усмотрение третьих стран остаются на совести властей Армении», Симонян отметил, что предложения РФ, которые до сих пор поступали армянской стороне, были приняты. Проблема заключалась в несогласии азербайджанской стороны. МИД РФ должен уделить больше внимания реакции азербайджанской стороны. «Очень жаль, что госпожа Захарова не комментирует реакцию Азербайджана».
22 марта в интервью ОТА глава фракции «Гражданский договор» Айк Конджорян заявил:
- Ереван много раз заявлял, что в процессе мирного урегулирования, в том числе, по части НК поддерживает предложения и подходы российской стороны.
- «Мы выразили надежду, что Россия проявит последовательность в адресации своих предложений. Если Россия готова продвигать свои предложения, мы будем работать с ней».
США
19 марта госсекретарь США Энтони Блинкен имел телефонный разговор с премьер-министром РА Николом Пашиняном:
- Блинкен поблагодарил Пашиняна за приверженность Еревана миру и призвал к конкретным шагам по поиску решений остающихся неразрешенными вопросов.
- Блинкен также «подтвердил, что США поддерживают прямые переговоры и дипломатию для поддержания прочного и устойчивого мира на Южном Кавказе, а также подчеркнул, что военного решения не существует».
- Стороны обсудили гуманитарный кризис из-за блокировки Азербайджаном Лачинского коридора, обменялись мнениями по нормализации армяно-азербайджанских отношений и разблокированию коммуникаций в регионе.
- Блинкен подтвердил свой призыв к немедленному открытию Лачинского коридора и подчеркнул, что США готовы продолжить содействие вышеупомянутым процессам.
ИРАН
19 марта КСИР выступил с заявлением, в котором, в частности, говорится:
- КСИР предупреждает, что нарушение границ, признанных в международной конвенции, и попытка решить «Зангезурский» вопрос силовым путем вызовет немедленную реакцию Ирана.
- В настоящее время ситуация вокруг НК накаляется и появляется все больше предпосылок для возобновления вооруженного конфликта.
- Запад использует эскалацию в Закавказье для открытия второго фронта на южных границах РФ на фоне готовящегося нападения ВСУ на Украину.
- «Некоторые соседние страны дали возможность сионистскому режиму, убивающему детей, закрепиться в регионе. Однако они должны знать, что, если они бросят в нас камень, мы ответим».
ГЕРМАНИЯ
19 марта на встрече с зампредом группы дружбы Германия-Южный Кавказ бундестага ФРГ Табеа Реоснер спикер НС РА Ален Симонян заявил:
- Миссия ЕС сыграет существенную роль в установлении мира в регионе.
- Ереван ожидает от Берлина действенных шагов, направленных на реализацию решения Международного суда ООН по Лачинскому коридору.
20 марта премьер-министр РА Никол Пашинян и делегация депутатской группы Германия-Южный Кавказ бундестага во главе с Табеа Реснер также обменялись мнениями по мирной повестке и значению долговременной миссии ЕС.
ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ
16 марта на дебатах по отношениям Азербайджан-ЕС в Европарламенте комиссар ЕС по вопросам ЕПС и расширения Оливер Вархей заявил:
- Армения — страна, пережившая двойной кризис — войну 2020 г. и пандемию Covid. «После вторжения России в Украину Армения оказалась в сложном положении, вынужденная полагаться в вопросах своей безопасности на страну, которая осуществляет неспровоцированную агрессию против своего соседа». РА смотрит на ЕС как на основного партнера. «Учитывая неуклонный прогресс в области демократических реформ, основных свобод, верховенства закона и борьбы с коррупцией, Армения заслуживает нашей полной поддержки».
- ЕС развернул свою миссию в РА для снижения напряженности и поддержки мирного процесса. Это важный шаг для укрепления стабильности и усиления роли ЕС в регионе. Брюссель по-прежнему полностью поддерживает содействие диалогу между лидерами Азербайджана и Армении по всем вопросам, касающимся мирного процесса, в том числе по будущему мирному договору и делимитации границ, благодаря усилиям Председателя Европейского Совета Шарля Мишеля. Вархей призывал лидеров обеих стран использовать историческую возможность для окончательного решения этого конфликта и возвращению к содержательному диалогу, добавив, что многие важные вопросы требуют срочного решения.
- Одним из таких актуальных вопросов является воспрепятствование движению в Лачинском коридоре. С начала декабря 2022 г. ЕС мобилизовал все дипломатические усилия для решения этой ситуации. Сохраняющиеся ограничения на свободу передвижения и поставки товаров первой необходимости причиняют серьезные страдания местному населению.
- Ситуация на карабахской линии соприкосновения продолжает оставаться очень напряженной. «Мы сожалеем об инцидентах, в результате которых погибли по меньшей мере пять человек. Обстоятельства этого смертельного инцидента должны быть тщательно расследованы. Все стороны должны проявлять сдержанность, чтобы предотвратить любые действия, которые могут еще больше подорвать региональную стабильность и поставить под угрозу мирный процесс».
- ЕС также активно участвует в содействии диалогу между Арменией и Азербайджаном. «Мы по-прежнему полны решимости действовать в качестве честного посредника, чтобы помочь достичь общей цели безопасного, процветающего и мирного Южного Кавказа на благо всего его народа».
17 марта на заседании комиссии НС РА по европейской интеграции замминистра ИД РА Паруйр Ованнисян заявил:
- Размещение на границах Армении долгосрочной наблюдательной миссии ЕС породило ряд вопросов, которые связаны с РФ и Западом, высказывающим противоречащие друг другу заявления относительно целей наблюдательной миссии. Ереван продолжает вести работу, направленную на разъяснение причин и целей миссии. Он также отметил, что со стороны Ирана, не менее чувствительного к региону, прозвучала положительная реакция на размещение наблюдателей ЕС.
- После размещения миссии количество провокаций со стороны Азербайджана на границах РА значительно снизились, но конкретные цифры отсутствуют. Для местных же жителей присутствие наблюдателей увеличивает чувство защищенности.
- Российская сторона в своих заявлениях отмечает свое недовольство фактом присутствия миссии ЕС, но с российскими партнерами ведется соответствующая работа.
ОДКБ
16 марта генсек ОДКБ Имангали Тасмагамбетов посетил г. Джермук, где провел ряд встреч с местными властями и представителями ВС РА, посетил места, пострадавшие в результате военных действий, развязанных Азербайджаном в сентябре 2022 г.
16 марта глава МО РА Сурен Папикян Тасмагамбетову проблемы по задействованию механизмов коллективной обороны ОДКБ и ожидания ведомства. Состоялся обмен мнениями по ряду вопросов международной и региональной безопасности, в том числе, по ситуации на армяно-азербайджанской границе и военно-политической обстановке вокруг Армении.
Папикян заявил, что отсутствие со стороны ОДКБ четкой политической оценки ситуации и непринятие вышеупомянутого решения может означать не только отказ ОДКБ от союзнических обязательств, но и интерпретироваться Азербайджаном как зеленый свет со стороны ОДКБ для дальнейшей агрессии против Армении.
17 марта секретарь Совбеза РА Армен Григорян обсудил с Тасмагамбетовым агрессивные заявления президента АР Алиева. Он представил ситуацию на армяно-азербайджанской границе. Стороны также обсудили последнее заявление Алиева, отметив, что оно противоречит заявлениям, сделанным в Праге и Сочи.
Премьер-министр РА Никол Пашинян также обсудил с генсеком ОДКБ ситуацию на армяно-азербайджанской границе и механизмы коллективной безопасности в организации
Они также говорили об обстановке в зоне ответственности ОДКБ, в регионе и вызовах безопасности.
В свою очередь, глава МИД РА Арарат Мирзоян подчеркнул генсеку ОДКБ необходимость четкого и целенаправленного ответа ОДКБ на военную агрессию, осуществленную Азербайджаном против суверенной территории РА. В ходе беседы была затронута гуманитарная ситуация, сложившаяся в НК вследствие блокирования Азербайджаном Лачинского коридора. Мирзоян подчеркнул императив выполнения положений трехстороннего заявления от 9 ноября в 2020 г. и решения МС ООН о применении временных мер против Азербайджана от 22 февраля.
Мирзоян подчеркнул, что азербайджанская сторона своими продолжающимися провокациями препятствует усилиям по установлению мира и стабильности в регионе, а воинственная риторика Азербайджана нацелена на подготовку почвы для крупномасштабного применения силы против суверенной территории РА, а также НК. В этом контексте была подчеркнута необходимость принятия активных шагов со стороны союзников и партнеров РА, чтобы побудить Азербайджан к выполнению своих обязательств и исключить применение силы.
19 марта спикер НС РА Ален Симонян в беседе с журналистами заявил:
- Приезд генсека ОДКБ в РА не изменил мнения руководства страны о том, что ОДКБ уходит из региона. «ОДКБ ничего не предпринимает и по сути демонстрирует свое отсутствие».
- Армения, независимо ни от чего, предпринимает необходимые шаги для обеспечения своей безопасности, и ее членство в этой ОДКБ не является тому препятствием, хотя порой страны ОДКБ довольно остро реагируют на это.
19 марта на встрече с российским коллегой Сергеем Лавровым в Москве глава МИД РА Арарат Мирзоян заявил:
- Армения никогда не отказывалась от миссии ОДКБ, проект решения находится на столе. Дело лишь в том, что у Еревана сложилось впечатление, что коллеги из ОДКБ косвенно не признавали четкую зону ответственности организации.
- «Это было несколько проблематично, но проект решения на столе, работы продолжаются».
ЭКОНОМИКА
РОССИЯ
16 марта в интервью изданию «Ведомости» министр экономики РА Ваан Керобян сообщил:
- В 2022 г. в РА переехали около 108 тыс. – 110 тыс. россиян и остались на постоянное проживание.
- В 2022 г. открылось около 2,5 тыс. юрлиц с российским участием, 4 тыс. ИП. В среднем россияне открывают по 500 бизнесов в год. По масштабам компании разнообразны – в некоторых штат достигает 600–700 сотрудников, в других работает 1 человек.
- Армения и Россия полностью прекратили расчёт в долларах и евро.
- В 2022 г. экспорт из РА в РФ вырос с 850 млн до 2,5 млрд в долларовом эквиваленте. Причина — уход западных компаний с российского рынка, что позволило армянским поставщикам расширить бизнес в РФ. При этом армянские компании рискуют попасть под вторичные западные санкции. Однако РФ — важнейший экономический партнёр, и без торговли с ней Ереван не может.
- Керобян назвал большой проблемой выбор валюты для торговли. Рубль слишком волатилен к доллару и евро, и это мешает заключению долгосрочных контрактов.
16 марта президент компании «Ростелеком» Михаил Осеевский сообщил, что компания отказался от продажи своей «дочки» в Армении, сообщил журналистам. Вместо этого принято решение об активном развитии GNC-Alfa.
ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА
ОТСТАВКА МЭРА ЕРЕВАНА
17 марта мэр Еревана Грачья Саркисян на внеочередном заседании Совета старейшин объявил об отставке. Он отметил, что несмотря на отставку, остается частью правящей команды. Среди достижений на посту Саркисян назвал восстановление эффективной связи между городской администрацией и правительством.
Вслед за мэром в отставку подал и секретарь аппарата столичной администрации Сейран Меджлумян.
ОФИЦИАЛЬНАЯ ХРОНИКА
ПРАВО
ДЕЛО ПРОТИВ ГРИГОРИЯ ХАЧАТУРОВА
16 марта Апелляционный уголовный суд принял решение об аресте сроком на 2 месяца бывшего командующего 3-м армейским корпусом Григория Хачатурова. Хачатурову, который в 2006-2010 гг. занимал должность командира N-ской воинской части, предъявлено обвинение в узаконивании приобретенной преступным путем недвижимости (отмывании денег) в особо крупных размерах посредством злоупотребления служебным положением.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
РОССИЯ
16 марта министр образования, науки и культуры РА Жанна Андреасян заявила:
- Ереван обсуждает с российской стороной проекты новых школ в РА. Прорабатывается не то, где и сколько заведений открыть, а сама модель сотрудничества в школьном образовании.
- Армения предложила проект по образцу армяно-китайской школы, где обе стороны участвуют в составлении учебной программы и переподготовке учителей.
- МОНКС готово обсудить и потребности переехавших в страну граждан РФ, которые отправляют здесь детей в школы.
17 марта вице-премьер РА Мгер Григорян и мэр Екатеринбурга Алексей Орлов в Ереване обсудили межрегиональное децентрализованное взаимодействие, а также перспективы сотрудничества в сфере градостроительства.
Мэр Еревана Грачья Саркисян также встретился с екатеринбургским градоначальником. Стороны подписали меморандум о намерениях сотрудничества между администрацией Екатеринбурга и мэрией Еревана, обсудили возможности реализации новых совместных проектов и двустороннего сотрудничества в различных сферах.
17 марта на заседании Межпарламентской комиссии по сотрудничеству Армения-Россия в Цахкадзоре вице-спикер РА Акоп Аршакян и зампред Совфеда РФ Юрий Воробьев обсудили укрепление двусторонних отношений и развитие союзнических отношений. В конце заседания между Тавушской областью Армении и Красноярским краем РФ был подписан меморандум о сотрудничестве.
Воробьев также сообщил, что:
- Армения и Россия запустили проект по строительству четырех русских школ в Армении. Программу будут осуществлять в рамках российско-армянской межправительственной комиссии. Уже создана специальная рабочая группа.
- Страны будут укреплять единое образовательное, научное и языковое пространство. Также одной из важнейших сфер взаимодействия двух стран станут молодежная политика, проведение межрегиональных молодежных форумов.
- В этом году школьники из Армении вместе со старшеклассниками из России и других стран ЕАЭС впервые станут участниками международного патриотического проекта «Поезд памяти».
В Цахкадзоре открылся также Русский центр – уже девятый в Армении. Центр будет заниматься популяризацией русского языка, литературы, культуры и истории, знакомить людей с современной Россией, осуществлять образовательные, научные и культурно-просветительские проекты.
19 марта на совместной со своим армянским коллегой Араратом Мирзояном пресс-конференции в Москве глава МИД РФ Сергей Лавров заявил:
- Лавров «искренне удовлетворен итогами встречи с Мирзояном».
- Москва дорожит дружескими отношениями с Арменией, готова развивать экономические и гуманитарные связи.
- Между лидерами двух стран сложился интенсивный политический диалог, в том числе по линии ЕАЭС, ОДКБ, СНГ.
- Россия — ведущий партнер и инвестор Армении, в прошлом году торговля почти удвоилась до $5 млрд. Это помогло Еревану обеспечить рекордный рост ВВП.
- Москва и Ереван уже наметили развитие стратегического партнерства и союзничества. Также вскоре пройдут консультации замминистров ИД по двусторонним и региональным вопросам.
- Страны будут работать над развитием экономических контактов, продолжат практику перекрестных бизнес-миссий, обсуждается проект транспортного коридора Север-Юг.
- Также Москва готова работать над укреплением единого образовательного, научного, языкового пространства, гуманитарными связями.
- Россия и Армения будут развивать культурно-гуманитарное сотрудничество. Лавров поблагодарил за бережное отношение к русскому языку и культуре. Он сообщил, что страны обсуждают планы по увеличению числа русских школ в Армении, поставкам учебников, повышению квалификации педагогов.
В свою очередь, глава МИД РА Арарат Мирзоян заявил:
- Мирзоян назвал встречу с Лавровым доверительной.
- Были рассмотрены вопросы двустороннего сотрудничества и тематика безопасности на Южном Кавказе. Стороны констатировали, что армяно-российские союзнические отношения находятся на высоком уровне, продолжается интенсивный политический диалог, особенно на уровне МИД.
- В стране нет целенаправленной антироссийской кампании. Десятки тысяч россиян вполне мирно и комфортно живут на территории РА, ведут свой бизнес, работают, и никаких жалоб в этом контексте не поступало. Этот факт наглядно свидетельствует об отсутствии каких-либо антироссийских настроений.
- Что касается демонстраций и акций, то Конституция Армении и ее законы гарантируют свободу проведения собраний, и это давно не новость. В Ереване очень часто проводятся и демонстрации против руководства страны.
БЕЛАРУСЬ
19 марта вице-премьеры РА и Беларуси Мгер Григорян и Петр Пархомчик на встрече в Ереване обсудили новые направления сотрудничества между странами, в том числе в рамках ЕАЭС. Особо они остановились на контактах в сферах сельского хозяйства, машиностроения и промышленности, совместных проектах.
21 марта на встрече в Ереване министр территориального управления РА Гнел Саносян и вице-премьер Беларуси Петр Пархомчик обсудили участие белорусских компаний в строительных проектах в РА. Они говорили также о расширении контактов в сферах дорожного строительства, машиностроения, промышленности.
США
16 марта вице-премьер РА Тигран Хачатрян принял представителей Американской торговой палаты в Армении и организаций-членов Палаты. В ходе заседания был обсужден круг поднятых представителями Палаты вопросов, в частности, связанные с внедрением комплексной системы медицинского страхования, колебаниями курса валюты и обусловленными этим проблемами, иностранными инвестициями в РА, возможным влиянием российско-украинского конфликта на экономику РА.
22 марта глава Следственного комитета РА Аргишти Кярамян обсудил с новым послом США Кристиной Квин вопросы незаконного оборота наркотиков через онлайн-платформы, отмывания денег и взаимодействия двух стран. Квин заявила о готовности США содействовать реформированию правоохранительной сферы в РА.
ИРАН
22 марта секретарь Совбеза РА Армен Григорян обсудил региональную безопасность и угрозы с замминистра ИД Ирана Али Багери Кани.
- Григорян рассказал о ситуации на армяно-азербайджанской границе и обстановку вокруг НК.
- Стороны подчеркнули тенденцию устойчивого развития сотрудничества двух стран в различных сферах.
- Была придана важность региональной безопасности, стабильности и обеспечения мира.
Глава МИД РА Арарат Мирзоян и замминистра ИД ИРИ также обсудили безопасность в регионе. Они отметили необходимость проведения периодических политических консультаций для развития диалога между Ереваном и Тегераном.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД
17 марта премьер-министр РА Никол Пашинян принял руководителя миссии МВФ в РА Иву Петрову и возглавляемую ею делегацию. Пашинян подчеркнул важность поддержки МВФ повестке реформ правительства. Петрова отметила, что МВФ и впредь будет поддерживать экономический прогресс нашей страны и инициированные правительством реформы.
СЛУХИ И МНЕНИЯ
СЛУХИ
ПАШИНЯН НЕ ОЖИДАЛ ОТСТАВКИ МЭРА ЕРЕВАНА
По сведениям газеты, мэр Еревана Грачья Саргсян долгое время не выходил на связь со своими товарищами по фракции «Мой шаг» Совета старейшин. Он несколько раз намекал им на свое намерение уйти, но принял окончательное решение на этой неделе, ничего не сказав товарищам по команде.
Решение Саргсяна стало неожиданностью даже для премьера Пашиняна, который всего несколько дней назад на пресс-конференции, отвечая на вопрос журналистов, выразил уверенность, что мэр Еревана не подаст в отставку. Пашиняну не по душе уход Саргсяна, так как он послушно подчинялся всем его решениям.
По сведениям газеты, кандидат от ГД Тигран Авинян создал в мэрии такую ситуацию, чтобы Саргсян добровольно ушел, поскольку осознавал, что в преддверии выборов в Совет старейшин рейтинг Саргсяна растет. Таким образом, после отставки мэра у ГД есть два пути: либо пойти на внеочередные выборы в Совет старейшин, либо избрать одного из членов Совета врио мэра до очередных выборов.
МНЕНИЯ
КАРЕН ИГИТЯН
17 марта в беседе с Спутник-Армения эксперт по региональным вопросам Карен Игитян заявил:
- Армения идет по пути превращения в антироссийский плацдарм. Власти пытаются показать Западу, что РФ и ОДКБ — не союзники Еревана, делают все, чтобы организация «ушла из Армении».
- Российская архитектура безопасности и ОДКБ не могут быть дополнены западной системой в лице НАТО. В истории уже был случай, когда британцы были союзниками Армении. Тогда в самый сложный момент — во время турецкой агрессии – они не помогли.
- В случае очередной азербайджанской атаки на Армению Пашинян и его команда вновь обвинят РФ и начнут окончательно от нее отходить.
- Одним из ключевых факторов безопасности Армении мог бы стать Иран. Армянские власти уже давно должны были начать закупать иранское оружие. Но они не идут на это из-за противодействия Запада.