Обзор 9 – 15 марта 2023 г.
АРМЯНО-АЗЕРБАЙДЖАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
ВЛАСТИ
АРМЕНИЯ
9 марта на заседании Совета Лиги арабских государств глава МИД РА Арарат Мирзоян заявил:
- Баку отвечает риторикой ненависти и агрессивными действиями на попытки Еревана дипломатическим путем решить все неурегулированные вопросы. Армянская сторона, напротив, пытается вести переговоры с соседями с конструктивных позиций.
- Из-за незаконной блокады со стороны Баку население НК оказалось на грани гуманитарной катастрофы. Вместо того, чтобы вести переговоры с властями НК, азербайджанские власти призывают армян покинуть свои дома.
- Власти Азербайджана манипулируют вопросами нормализации отношений с Арменией и нагорнокарабахской проблематикой в организациях, где Ереван не представлен. Баку пытается придать этим вопросам религиозную окраску. Ереван ожидает, что эти попытки провалятся и дружественные арабские страны не будут втянуты в религиозные противоречия.
На встрече со своим египетским коллегой Самехом Шукри Мирзоян заявил:
- Азербайджан продолжает блокировать Лачинский коридор, грубейшим образом нарушая обязательства, взятые на себя трехсторонним заявлением от 9 ноября 2020 года.
- Мирзоян назвал неприемлемыми спекуляции религиозным фактором и необоснованные попытки Азербайджана, которые имеют целью придать религиозный оттенок исключительно политическим и гуманитарным вопросам и ввести в заблуждение международное сообщество.
9 марта на заседании кабмина премьер-министр РА Никол Пашинян заявил:
- Последним терактом в НК Азербайджан пытается провалить новые переговоры со Степанакертом. Теракт произошел всего через несколько дней после первой встречи представителей НК и АР. Нужен надежный механизм для институционального диалога между НК и Баку.
- Азербайджан этим терактом пытался создать ложные доказательства якобы поставок оружия и боеприпасов из РА в НК, а также отвлечь внимание от необходимости выполнять решение Международного суда ООН.
- Погибшие во время диверсии полицейские родились в НК, а президент Азербайджана Алиев обещал обсуждать гарантии безопасности с родившимися в НК его жителями.
- Баку идет на новые провокации, чтобы обострить ситуацию в НК. Он готовит этнические чистки и геноцид народа НК.
- Это лишь подтверждает необходимость направления в регион международной миссии по сбору фактов. Отправить миссию по установлению фактов в Карабах и Лачинский коридор необходимо срочно.
10 марта в интервью радио «Азатутюн» Секретарь Совбеза РА Армен Григорян заявил:
- Ереван не обсуждал вопрос интеграции НК в состав Азербайджана. Эти дискуссии касаются прав и безопасности. Международные договоренности заключаются именно в этом, и именно эти договоренности должны выполняться.
- Ереван не собирается подписывать мирный договор, если не будет решен вопрос безопасности НК.
- Одним из механизмов обеспечения безопасности, которые могут быть созданы в результате переговоров между Степанакертом и Баку, может стать создание демилитаризованной зоны вокруг линии соприкосновения в НК.
- Азербайджан регулярно нарушает достигнутые договоренности — будь то заявление от 9 ноября 2020 г., Брюссельские соглашения, или другие.
- Армения стремится создать институт гаранта в переговорах, чтобы был механизм реализации достигнутых договоренностей.
- Как в мирных переговорах, так вне мирных переговоров должны быть достигнуты договоренности вокруг НК. С международными партнерами есть именно такая договоренность, что доведение до конечной точки подписания мирного договора с Азербайджаном возможно только в случае прогресса вокруг карабахской проблемы — обеспечения гарантий по части прав и безопасности, и непроведения этнических чисток в Карабахе, и отсутствия угрозы новых кризисов.
- Оба эти процесса должны протекать параллельно.
13 марта на Ассамблее межпарламентского союза в Бахрейне спикер НС РА Ален Симонян заявил:
- У Еревана нет стремлений к территориальной экспансии. Армения желает мирных отношений со всеми странами.
- Тем не менее, мы сталкиваемся с многочисленными угрозами. Напряженность на Южном Кавказе продолжается. С 12 мая 2021 г. соседний Азербайджан нарушил территориальную целостность Армении и незаконно оккупировал около 150 кв. км. территории. Азербайджан в нарушение трехстороннего заявления от 9 ноября 2020 года продолжает блокаду Лачинского коридора — единственной дороги, соединяющей РА и мир с НК.
13 марта министр юстиции РА Григор Минасян заявил:
- Ереван считает, что международные партнеры оказывают давление на Баку для исполнения судебных решений. В частности, Совет Европы, уже использует свои политические инструменты для давления на Баку, чтобы азербайджанская сторона выполнила свои обязательства касательно Лачинского коридора.
- Международный суд ООН обладает необходимым политическим инструментарием для того, чтобы озвученные им ранее решения были выполнены.
14 марта в ходе пресс-конференции премьер-министр РА Никол Пашинян заявил:
- Заявление экс-президента Сержа Саргсяна касательно того, что в ходе 44-дневной войны армянская сторона задействовала около 50% имевшегося тогда личного состава и вооружений — абсолютная ложь. «Тысячи добровольцев участвовали в войне. Кто-то вам говорил, что у них была нехватка оружия?». Недостатка в оружии во время 44-дневной войны также не было. В 2018-2020 гг. РА приобрела больше вооружений, чем за вместе взятые предыдущие 10 лет.
- Что касается обвинений Саргсяна в том, что часть оружия не применялась, то это применимо только к самолетам Су-30, которые были закуплены незадолго до войны и физически не были готовы к использованию. Все остальное оружие, имеющееся в арсенале ВС РА и НКР, было использовано.
- А причиной поражения в войне стала «пятая» колонна в армии. Более 50 военных, включая майоров и высокопоставленных военных обвиняются в шпионаже, госизмене.
- Пашинян назвал обращение т.н. «главы общины Западного Азербайджана» очередным доказательством наличия у Баку территориальных претензий к Еревану. Переговорный процесс по НК зашел в тупик именно потому, что Азербайджан не намерен отказываться от своих агрессивных посягательств.
- Говоря о проблемах армянских беженцев, Пашинян указал на акции, которые периодически проводят перед зданием правительства РА вынужденные переселенцы из оккупированного арцахского города Гадрут. «Один из пунктов трехстороннего заявления от 9 ноября 2020 г. прямо указывает на возвращение беженцев и вынужденно перемещенных лиц в места своего постоянного проживания в НК и в ближайшие к нему районы под эгидой Верховного комиссара ООН по делам беженцев. До сих пор никто не предложил жителям Гадрута вернуться в их дома, что является грубым нарушением трехстороннего заявления со стороны Азербайджана». То же самое касается армян, вынужденно переселенцев из города Шуши.
- Армяне опустошенного от них Нахичевани не менее активны в вопросе поднятия проблемы в правительстве РА. Пашинян указал на наличие фактов, свидетельствующих об уничтожении в Нахичевани армянского культурного наследия. «Вы все знаете о насильственном выселении армян из Баку, Сумгаита, Кировабада, Шаумяна, Геташена. Наверное, мы не были не правы, не оказывая им содействия в вопросе защиты их прав, но мы и не препятствовали этому, тем более что речь идет о сотнях тысяч людей». В Армении не было случаев насильственного выселения азербайджанцев. Более того, в архивах имеются документы, которые свидетельствуют о том, что правительство Советской Армении выплачивало азербайджанцам астрономические суммы в виде компенсаций.
- Если сложится ситуация, когда останется 2-3 дня до подписания Ереваном какого-то документа, то это в действительности будет хорошая новость, а не плохая. «Это будет значить, что в переговорном процессе мы достигли прогресса и результата. Не того, о чем мечтали, но который, тем не менее, обеспечит долгосрочное развитие, стабильность и мир».
- Армения в феврале передала Азербайджану документ, который готова подписать в Мюнхене. Определенный прогресс в процессе армянская сторона видит, но продвижение вперед выявляет и фундаментальные проблемы. На днях Ереван получила ответ Баку на свои предложения по мирному договору. Баку пытается нарушить «красные линии» Армении.
- Азербайджан пытается избрать такую линию, которая помогла бы ему избежать гарантий в отношении безопасности и прав народа Арцаха, и эта попытка также является «красной» линией для Армении.
- Сегодня мы имеем подписанный документ, который не выполняется — трехстороннее заявление лидеров РА, РФ и АР от 9 ноября 2020 г., согласно которому Лачинский коридор ни в какой мере не должен быть закрытым, но коридор закрыт. Этот факт еще больше усиливает чувствительность РА к вопросу о необходимости наличия в документе пунктов о гарантиях безопасности и прав народа НК, и желательно международных гарантий.
- В Мюнхене глава Азербайджана Алиев заявил о международных договоренностях по проведению переговоров о правах и гарантиях в отношении жителей НК, после чего на базе российских миротворческих сил состоялись 2 встречи представителей НК и АР. Затем выяснилось, что Баку предлагает Степанакерту обсудить вопрос об интеграции жителей НК в азербайджанское общество. Тем самым, очевидно, что всего за несколько дней резко изменилось содержание позиции официального Баку.
- Первоочередным бенефициаром разрешения карабахского вопроса должен оставаться народ НК. Он должен рассматриваться в контексте прямых контактов между Баку и Степанакертом при международных гарантиях. «Эти формулировки дают все возможности для защиты как национальных интересов РА, так и обеспечения прав и безопасности народа НК». И было бы правильно, если бы в этом вопросе первоочередной мандат принадлежал бы народу НК, и именно Степанакерт должен вести переговоры с Баку, но и здесь без международных механизмов и гарантий невозможно идти вперед.
- На встрече в Праге Армения и Азербайджан договорились о взаимном признании территориальной целостности своих государств. Если Армения не признает территориальную целостность Азербайджана, то и Азербайджан сделает то же самое в отношении Армении. Другой вопрос, что Баку пытается через другую дверь или по другим каналам осуществлять действия, направленные против территориальной целостности РА. Баку пытается возможным мирным договором предъявить территориальные требования к Армении, но это «красные линии» для Еревана.
- Также Азербайджан пытается получить мандат на этнические чистки в НК, помешать РА получить систему гарантий безопасности, что неприемлемо.
- Пашинян заявил о высокой вероятности новой эскалации между Арменией и Азербайджаном, вдоль границ Армении и в Арцахе. Повод для такого утверждения дает агрессивная риторика Баку, которая постоянно нарастает, есть и другие данные. Агрессивные заявления азербайджанской стороны «накаляются» перед боестолкновениями, как это уже было в 2020 г., во время сентябрьской агрессии 2022 г.
- Именно для предупреждения возможной эскалации, мониторинга ситуации Ереван и просил направить миссию европейских наблюдателей. Причем изначально в Праге была договоренность о размещении наблюдателей по обе стороны границы.
- Учитывая нынешнюю обстановку, незаконную блокаду Лачинского коридора, Ереван предлагает направить миссию по сбору фактов в коридор и НК. Баку отказался от предложения Армении направить в Нагорный Карабах международных наблюдателей, чтобы они на месте оценили ситуацию.
- Гарант безопасности НК – РФ, но Ереван находится на постоянной связи со Степанакертом. По трехстороннему заявлению гарантом стала РФ, поскольку после 44-дневной войны РА не могла играть эту роль. Однако лично Пашинян ежедневно поддерживает связь с президентом НКР Арутюняном, открыто обсуждаются все вопросы.
- Также в НК есть Армия обороны, которую Азербайджан пытается распустить, а также представить как ВС Армении. Существование Армии обороны — самое большое доказательство готовящихся Азербайджаном этнических чисток и геноцида.
- Комментируя предложение Азербайджана провести обсуждения с представителями НКР в Баку, Пашинян задался вопросом – а вернутся ли представители Нагорного Карабаха, если поедут в Баку на переговоры? В этом вопросе есть вопрос гарантии. Пашинян считает, что окончательный ответ на инициативу Баку Степанакерт уже дал. Там отметили, что переговоры должны проходить в прежнем формате, при посредничестве российских миротворцев, и в том же месте.
- Встреча с президентом Азербайджана Алиевым не планируется. Пашинян никогда не отказывался от контактов, но для этого необходимы гарантии выполнения договоренностей, которые будут достигнуты.
- Договоренностей о встрече лидеров Армении и Азербайджана нет. Ереван согласен продолжать работу, в том числе в брюссельском формате, но начать нужно с реализации ранее достигнутых договоренностей – относительно НК, возвращения пленных, открытия коммуникаций, отвода войск.
- Если Азербайджан не устраивает присутствие Франции в пражском формате, то его можно и расширить, пригласить, например, Германию, США, отмечает глава кабмина.
- Неприемлемо, если Азербайджан использует встречи для оправдания эскалации ситуации. Брюссель показал, что есть переговоры, которые сами по себе не сокращают, а увеличивают риск эскалации. Например, сентябрьская агрессия Азербайджана против Армении состоялась спустя 13 дней после встречи в Брюсселе. Поэтому будущее соглашение между Ереваном и Баку должно быть эффективно действующим, в отличие от несовершенного трехстороннего заявления 2020 г.
- Пашинян не видит одномоментного решения вопроса деоккупации армянских территорий. Его нужно решать последовательно, со стратегическим подходом идти вперед для обеспечения интересов страны. А могут ли эти территории оставаться оккупированными годами? Пашинян напомнил, что некоторые земли Армении оккупированы с 1994 г. – Арцвашен, земли сел Паравакар, Беркабер, Айгеовит, Вазашен и т.д. Территориальная целостность, суверенитет, независимость – «красная линия», но Ереван представляет стратегическое, всеобъемлющее и полное решение этих вопросов.
15 марта на встрече с послом Бразилии в РА Фабио Ваз Питалугой глава МИД Армении Арарат Мирзоян заявил:
- Азербайджан своей риторикой и продолжающимися провокациями бросает вызов усилиям по установлению мира и стабильности в регионе.
- Касаясь блокады Азербайджаном Лачинского коридора, Мирзоян подчеркнул необходимость выполнения юридически обязывающего решения Международного суда ООН о применении неотложной меры против Азербайджана.
АРЦАХ
13 марта фракции НС РА выступили с совместным заявлением, в котором, в частности, отмечается:
- Фракции требуют от властей РА оставаться приверженными решению Верховного Совета РА от 8 июля 1992 г. и не ставить под сомнения право народа Арцаха на самоопределение.
- Политические силы также назвали неприемлемыми разговоры о прямом диалоге с Баку в существующих условиях. «Карабахский конфликт должен решаться путем переговоров при посредничестве и гарантиях соответствующих международных структур, в частности, с привлечением стран-сопредседателей МГ ОБСЕ».
14 марта МИД НКР ответил на предложение администрации президента Азербайджана о проведении в Баку встречи представителей НК и Азербайджана. В заявлении отмечается:
- Степанакерт привержен своей ранее озвученной позиции о том, что подобные встречи могут проходить при посредничестве миротворцев РФ в том же месте, что и 1 марта.
- Подобные встречи должны проводиться относительно гуманитарных, инфраструктурных и технических вопросов «без их неуместной политизации».
- Закрытие Лачинского коридора и продолжающийся гуманитарный кризис недопустимы и никоим образом не способствуют формированию благоприятной атмосферы для переговоров.
- Азербайджан должен должным образом выполнять как обязательства, взятые на себя трехсторонним заявлением от 9 ноября 2020 г., так и требования решения Международного суда, воздерживаясь от применения силы или угрозы силы и от односторонних, экспансионистских подходов. Только в этом случае будут созданы благоприятные условия для дальнейших обсуждений.
- Арцах привержен переговорам, направленным на всеобъемлющее урегулирование конфликта, которые должны проходить в международно-признанном и утвержденном формате, в условиях наличия международных гарантий равноправия сторон и выполнения взятых на себя обязательств.
АЗЕРБАЙДЖАН
13 марта помощник президента Азербайджана Хикмет Гаджиев заявил:
- В Баку исключают создание международного механизма обсуждения безопасности населения Нагорного Карабаха. «Речи о создании какого-либо международного механизма для обсуждения прав и безопасности проживающих в Карабахе армян быть не может, мы никогда не соглашались на это».
- Пражскими и сочинскими договорённостями Армения признала суверенитет Азербайджана над Карабахом. «Баку надеялся на подписание мирного соглашения до конца 2022 г., но из-за неконструктивной позиции Армении этого добиться не удалось».
- Азербайджан потребовал от МККК предоставить график переподчинения его офиса в Степанакерте бакинскому. Офис МККК по-прежнему подчиняется не бакинскому, а женевскому, а логистически привязан к ереванскому. «Комитет злоупотребляет нашим отношением. Мы уже официально призвали МККК положить конец этой практике, противоречащей суверенитету Азербайджана, и предоставить нам конкретный график переподчинения его офиса бакинскому».
- Армения должна понимать, что ее будущее зависит от нормализации отношений с Азербайджаном и Турцией.
13 марта Администрация президента Азербайджана пригласила представителей «армянской общины Карабаха» на встречу в Баку для продолжения контактов по реинтеграции, а также обсуждения вопросов реализации инфраструктурных проектов в Карабахе.
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИЛЫ
ФРАКЦИЯ «АРМЕНИЯ»
15 марта депутаты НС РА Армен Рустамян и Ишхан Сагателян в Москве встретились с руководителем фракции партии «Справедливая Россия за Правду» в ГД РФ Сергеем Мироновым.
- В ходе встречи затрагивались региональные процессы, блокада Лачинского коридора, продолжающиеся военные действия на Украине.
- Была подчеркнута необходимость сохранения и развития отношений стратегического союза между РА и РФ.
- Представители АРФ коснулись ситуации в РА и НК, отметив, что спустя 3 месяца после закрытия Бердзорского коридора в НК сложилась гуманитарная катастрофа, и сейчас очень важна позиция РФ и российских миротворцев. Отмечалось, что народ НК ожидает от РФ более активных действий.
- Миронов выразил надежду, что в итоге возобладает здравый смысл, будут достигнуты определенные договоренности и будут решены вопросы безопасности армянского населения НК, гарантом которых остается РФ.
ФРАКЦИЯ «ЧЕСТЬ ИМЕЮ»
9 марта третий президент РА Серж Саргсян в беседе с журналистами заявил:
- Саргсян не в восторге от заявлений некоторых российских должностных лиц и считает недопустимым, что они ставят на одну доску террориста и его мишень, а потом призывают к порядку.
- Касаясь критики в адрес российских миротворцев, Серж Саргсян сказал: «Вот мы критикуем, говорим: уходите. А есть другая страна, которая готова ввести миротворцев? Если нет, то зачем столько трепаться? А способен ли НК противостоять Азербайджану без миротворцев, тем более что Армения умыла руки и уже давно не считает себя гарантом безопасности?». Присутствие миротворцев сегодня необходимо. «РФ была и остается нашим союзником, но вы замечали союзническое отношение с нашей стороны? Я никогда не был русофилом, никогда. И не буду. Я считал, что Россия – наш лучший союзник, потому другого выбора нет. Что нам предлагают те, кто хочет прийти в этот регион? А есть ли договоренности у тех, кто продвигает эту идею? Придет НАТО и разместит здесь военную базу или в Карабахе дислоцируется контингент какой-либо страны ЕС? Против Европы тоже я никогда не был. Мой укор сейчас касается не ЕС или НАТО, а авантюристов, которые пытаются здесь мутить воду, исходя из каких-то обстоятельств. Это не приведет ни к чему хорошему».
- В связи с армяно-российскими отношениями он подверг критике власти РА: «А как посредники должны относиться к человеку, который бросается то туда, то сюда, то налево, то направо, летит то в Прагу, то в Москву? Это не политика взаимодополняемости, это не политика «и тому, и другому». Это изменение установок в зависимости от силы давления. «Так что я остаюсь при своем мнении: переговорщика необходимо сменить».
- Уладить ситуацию будет очень сложно, и тому, кто его заменит, будет невероятно сложно, но Саргсян думает, что это возможно.
АНДЕРС ФОГ РАСМУССЕН
13 марта бывший генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен в Ереване встретился с секретарем Совбеза РА Арменом Григоряном и премьер-министром РА Николом Пашиняаном. Обсуждались вопросы региональной и международной безопасности, урегулирование нагорнокарабахского конфликта. Затронули также Лачинский коридор и деятельность гражданской миссии ЕС в РА.
14 марта Расмуссен поехал и в Лачинский коридор, также встретился с гражданами НК, которые не могут вернуться домой.
В беседе с журналистами он заявил:
- В сложившейся ситуации, когда Азербайджан, несмотря на решение Международного суда, продолжает блокаду НК, ЕС должен усилить давление на Азербайджан. ЕС достиг соглашения с Азербайджаном в сфере энергетики, и это можно использовать как критическую площадку для обсуждения вопроса.
- «Может быть, президент Алиев такой же автократ, как и Путин, но я не думаю, что он хотел бы оказаться в той же ситуации, что и президент Путин, и стать международным агрессором. И именно поэтому я еще раз призываю Алиева немедленно прекратить блокаду Нагорного Карабаха».
- Эта блокада бесчеловечна и незаконна. Блокада означает, что лишь в небольших количествах возможна доставка продуктов и медикаментов в НК, что в свою очередь означает дефицит продуктов питания и медикаментов. «Мы сталкиваемся с гуманитарным кризисом, который может перерасти в гуманитарную катастрофу».
- Нужно сделать всё, чтобы достичь долгосрочного и справедливого урегулирования нагорнокарабахского конфликта. И в этом соглашение важным элементом должна быть гарантия обеспечения безопасности и прав населения НК. «И мы нуждаемся в международном механизме по контролю и обеспечению этих гарантий. Остается наблюдать за тем, как будет сформирован этот международный механизм, идеальным был бы миротворческий контингент под эгидой ООН. У них должен быть четкий мандат и миссия, которая позволит им обеспечивать права и безопасность населения НК».
- Рассмуссен подтвердил, что власти РА в ходе встреч выразили ожидания военно-политического содействия. «Но, мы детально не обсуждали грани военного сотрудничества… У нас достаточно длительная история сотрудничества, которую можно расширить и вовлечь ЕС. К примеру, у ЕС есть так называемая европейская система мира, которая может стать платформой для сотрудничества между Ереваном и Брюсселем».
МЕЖДУНАРОДНОЕ СООБЩЕСТВО
США
9 марта был опубликован анализ глобальных угроз на 2023 г., в котором говорится:
- Американское разведсообщество прогнозирует сохранение напряженности между Арменией и Азербайджаном с учетом отсутствия мирного договора и механизма контроля за режимом прекращения огня.
- Напряженности способствует и готовность Азербайджана использовать целевое военное давление, чтобы достичь своих целей в переговорах.
- Присутствие войск в непосредственной близости к границе повышает риск вооруженных столкновений, хотя, скорее всего, они будут ограничены по продолжительности и интенсивности.
10 марта официальный представитель Госдепа США Нед Прайс заявил:
- Усилия Вашингтона по установлению мира на Южном Кавказе всегда были неотложными.
- США собираются продолжать усилия по урегулированию конфликта, работая на двусторонней и трехсторонней основе с Арменией и Азербайджаном, поддерживая их собственные усилия по установлению диалога и ведению дипломатии, а также используя все соответствующие механизмы, чтобы помочь этим странам самостоятельно вести дипломатию и достичь договоренностей, которые в их силах.
10 марта посол США в РА Кристина Куин приехала в Сюник, к Лачинскому коридору.
-
Губернатор Сюника Роберт Гукасян рассказал послу о последствиях блокады и ее влиянии сотни разделенных семей.
- Куин повторила призыв госсекретаря США Блинкена к немедленному открытию Лачинского коридора.
10 марта Кристина Куин обсудила с главой миссии ЕС в РА Маркусом Ритером обстановку на армяно-азербайджанской границе. Куин заявила, что «США поддерживают деятельность наблюдательной миссии ЕС В Армении».
10 марта в своем ответе послу США в РА Кристиан Квин, начальник управления пресс- службы МИД Азербайджана Айхан Гаджизаде в своем микроблоке в Twitter написал:
- Лачинская дорога всегда была открыта для нормального движения и не предназначена для незаконных военных и экономических целей.
- Азербайджан использует имеющиеся возможности для обеспечения беспрепятственного движения по дороге.
- Для прозрачности и безопасности между Азербайджаном и Арменией обязательно нужно создать пограничный КПП.
РОССИЯ
9 марта официальный представитель МИД РФ Мария Захарова заявила:
- Продолжается поиск путей и разрешения ситуации вокруг Лачинского коридора и в целом в НК.
- Ведутся контакты со сторонами с участием командования РМК во взаимодействии с российским МИД.
- Воинственная риторика с любой стороны контрпродуктивна. Баку и Ереван должны неукоснительно соблюдать все положения трехсторонних договоренностей на высшем уровне, в том числе касательно обеспечения безопасности в НК и использования Лачинского коридора.
- Москва считает также, что «деэскалации нынешней напряженности способствовало бы активное участие официального Еревана в поиске взаимоприемлемых развязок».
- Цели, которые преследуют США и ЕС, направлены не на достижение мира и безопасности на Южном Кавказе, а на то, чтобы вклиниться в мирный процесс и присвоить себе российские наработки, попытавшись сыграть роль не конструктивную, а роль присутствия. А возможно и деструктивную роль. «Видим в этом добавленную угрозу мирному процессу».
10 марта губернатор Гегаркуникской области РА Карен Саркисян рассказал послу РФ в РА Сергею Копыркину о последствиях сентябрьской агрессии Азербайджана.
13 марта по инициативе армянской стороны премьер-министр РА Никол Пашинян и президент России Владимир Путин обсудили реализацию трехсторонних договоренностей РА, АР и РФ.
- Рассмотрены практические аспекты реализации всего комплекса договорённостей лидеров РФ, РА и АР 2020–2022 гг., включая шаги по обеспечению стабильности и безопасности на армяно-азербайджанской границе, восстановлению экономических и транспортных связей в регионе и подготовке мирного договора между РА и АР.
- Путин подчеркнул необходимость решения всех возникающих вопросов в конструктивном ключе, в тесном контакте и взаимодействии сторон с российскими миротворцами.
- Был обсужден также продолжающийся гуманитарный кризис в НК, возникший в результате незаконной блокады Азербайджаном Лачинского коридора.
- Пашинян коснулся осуществленной Азербайджаном в НК 5 марта террористической операции и ее последствий. В контексте преодоления кризиса в НК он подчеркнул важность адресной реакции со стороны РФ.
14 марта в ходе пресс-конференции премьер-министр РА Никол Пашинян заявил:
- Отношения с Россией — «очень искренние». Он не видит кризиса в отношениях между Арменией и Россией. Между странами ведется откровенный диалог. Есть и проблемы, но они объективные и не могут повлиять на сотрудничество двух стран.
- Накануне в разговоре с Путиным они говорили об опасности эскалации в Нагорном Карабахе. Пашинян выразил свою озабоченность. «Я представил позицию Еревана и сказал, что в зоне ответственности российских миротворцев есть проблемы».
- Главной проблемой Пашинян назвал то, что убийство полицейских НК произошло также в зоне ответственности российского контингента. А это в свою очередь вылилось в акцию у здания командования. «Это внушает тревогу, и я представил ее российскому президенту».
- РА не скрывает от РФ стремления наладить военно-политическое сотрудничество с другими странами. У Еревана есть проблемы в системе безопасности, ведь существующая архитектура безопасности не работает. Именно поэтому власти и пытаются наладить диалог с другими странами.
- Ереван готов ко встрече глав МИД Армении, Азербайджана и России в Москве. В ближайшее время министр иностранных дел Армении отправится в Россию, где обсудят этот вопрос.
- Ереван не отказывался от трехсторонней встречи в декабре прошлого года, а просил отложить ее, поскольку министр должен был находиться в Ереване из-за обострившейся ситуации.
ГРЕЦИЯ
9 марта на встрече с советником премьера Греции по нацбезопасности Таносом Докосом в Афинах секретарь Совбеза РА Армен Григорян обсудил необходимость срочной отправки международной миссии по сбору фактов в Арцах и Лачинский коридор. Григорян проинформировал о гуманитарном кризисе в Арцахе, который возник вследствие блокирования Азербайджаном Лачинского коридора.
ГЕРМАНИЯ
14 февраля на совместной с президентом АР Алиевым пресс-конференции Канцлер Германии Олаф Шольц заявил:
- Mирное урегулирование конфликта должно основываться на принципе территориальной целостности Армении и Азербайджана. Это включает в себя уважение прав и безопасности людей в Карабахе.
- Важно обеспечить соблюдение прав человека и прав меньшинств всех жителей двух государств в соответствии с международными стандартами и взятыми обязательствами.
- Гуманитарная ситуация в НК становится все более критической.
- Германия также обеспокоена нестабильной ситуацией на армяно-азербайджанской границе.
- Шольц заявил о важности для Берлина нормализации отношений Баку и Еревана.
ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ
10 марта Комитет парламентского партнерства ЕС-РА выступил с итоговым заявлением, в котором отмечается:
- Комитет решительно осуждает агрессию Азербайджана на суверенную территорию РА в сентябре 2022 г. и в мае 2021 г. и призывает Баку незамедлительно вывести свои войска со всех мест.
- Подчеркивается важность реализации всех договоренностей, а также положений от 9 ноября 2020 г., достигнутых сторонами.
- Комитет призывает Баку к срочной разблокировке Лачинского коридора в соответствии с решением международного суда от 22 февраля 2023 г.
- Предлагается создать механизм переходного правосудия, который расследует военные преступления и вопросы пропавших без вести.
- Говорится также о необходимости отправки миссии ЮНЕСКО в НК и допуска гражданской наблюдательной миссии ЕС на границу с азербайджанской стороны.
11 марта МИД НКР выступило с комментарием, в котором отмечается:
- Заявления спецпредставителя ЕС Тойво Клаара вызывают серьезные вопросы с точки зрения их соответствия статусу нейтрального посредника.
- В интервью азербайджанским СМИ говоря о якобы легитимности подходов Баку относительно Лачинского коридора, Клаар явно игнорирует общий контекст происходящих событий, который заключается в том, что уже почти три месяца Азербайджан незаконно блокирует Лачинский коридор
- Высказывания в поддержку незаконных претензий Баку воспринимаются Азербайджаном как карт-бланш на осуществление преступной политики этнической чистки Арцаха.
15 марта Европейский парламент принял доклад, в котором, в частности, отмечается:
- Европарламент осуждает военную агрессию Азербайджана против суверенных территорий РА в сентябре 2022 г., а также военные вторжения, осуществляемые с мая 2021 г. вдоль недемаркированной границы.
- ЕП призывает власти Азербайджана немедленно уйти с территории РА и освободить находящихся под их контролем военнопленных, а также устранить любые препятствия, которые могут препятствовать свободе и безопасности движения по Лачинскому коридору.
- В ЕП убеждены, что прочный мир между Арменией и Азербайджаном не может быть достигнут военными средствами и угрозой применения силы, требуется всеобъемлющее политического урегулирование в соответствии с международным правом.
- ЕП призывает Армению и Азербайджан полностью реализовать трехстороннее заявление о прекращении огня от 9 ноября 2020 г. во всех его аспектах, продвигать обсуждение будущего мирного договора, устранять коренные причины конфликта и воздерживаться от любых мер, которые могут привести к дальнейшей эскалации, безотлагательно осуществить меры, направленные на подготовку своего населения к мирному сосуществованию, в том числе меры по укреплению контактов между людьми, воздерживаться от любой враждебной риторики или действий, которые могут быть восприняты как разжигание ненависти или прямого насилия или в качестве поддержки безнаказанности, а также создать механизм правосудия переходного периода в качестве меры укрепления доверия для достижения прочного мира и примирения.
ОДКБ
14 марта в ходе пресс-конференции премьер-министр РА Никол Пашинян заявил:
- Вопрос о том, выйдет ли Армения из ОДКБ, Пашинян считает неуместным. Уместна, по словам армянского премьера, другая постановка: выйдет ли ОДКБ из Армении? «И это беспокоит нас».
- Ереван с удовольствием возьмет квоту заместителя генсека ОДКБ, если получением этой должности не выйдет, что мы неверный посыл направляем нашему народу — если это не будет означать увеличение еще одного фактора к безопасности. «Если этого не произойдет, то мы не видим смысла в этой должности».
- Ереван обращался по разным статьям в ОДКБ по поводу агрессии Баку, но не получил должной оценки.
- Армения эффективно работала и продолжает работать с ОДКБ. «Мы предложили даже наши принципы, которые, между прочим, касаются не Республики Армения, а всей Организации. Работают ли принципы ОДКБ на ее пространстве? Мы готовы обсудить этот вопрос».
- Пашинян указал на некорректность звучащих заявлений о том, что с 2021 г. Армения якобы не воюет с Азербайджаном, но требует от ОДКБ защиты. «В сентябре и в ноябре 2022 года произошли боевые столкновения. Тогда во внутреннем сегменте прозвучали заявления о том, что Армения якобы обратилась за помощью в ОДКБ совершенно по другой статье устава Организации, и что, мол, Ереван специально сделал это, чтобы ОДКБ не смогла принять соответствующего решения. Между тем, Армения обратилась в ОДКБ в соответствии со всеми возможными пунктами».
АРМЯНО-ТУРЕЦКИЕ ОТНОШЕНИЯ
МЕЖДУНАРОДНОЕ СООБЩЕСТВО
ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ
15 марта Европейский парламент принял доклад, в котором, в частности, отмечается:
- Европарламент поддерживает нормализацию отношений между Арменией и Турцией в интересах примирения, стабильности, региональной безопасности и социально-экономического развития.
- Еще раз призывает Турцию признать Геноцид армян, чтобы проложить путь к реальному примирению между турецким и армянским народами и полностью соблюдать свои обязательства в отношении защиты армянского культурного наследия.
ЭКОНОМИКА
АРМЯНСКИЕ МИГРАНТЫ В РФ
10 марта директор департамента трудовой миграции ЕЭК Алтынай Омурбекова заявил, что в 2022 г. из РА в РФ приехало на 50 тыс. меньше трудовых мигрантов, что может быть обусловлено сокращением безработицы в РА в течение последних 5 лет.
АНТИРОССИЙСКИЕ САНКЦИИ
10 марта в интервью Parliament-Monitoring депутат НС РА от правящей фракции «Гражданский договор» Бабкен Тунян заявил:
- Международные партнеры РА видят, что импорт какого-то товара резко увеличился, и экспорт того же товара из РА на евразийский рынок тоже увеличился, они предполагают, что эти товары идут через Армению и следуют в ЕАЭС. Но есть продукция, импорт которой в РА увеличился в несколько раз, но она не экспортируется в ЕАЭС. Есть продукция, экспорт которой увеличился в разы ЕАЭС, но эта продукция не поступала в РА из стран ЕС. Другими словами, возможно, это продукция была произведена в РА.
- РА является членом ЕАЭС, и если товары поступают из всех стран — ЕС, арабских стран или любой другой страны, а после этого реализуются на внутреннем рынке, то их перемещение на рынок ЕАЭС уже бесконтрольно, поскольку это часть единого экономического пространства.
- Но в правительстве все эти призывы учитываются, и на данный момент ведется работа над тем, чтобы определить рискованные направления. Коммуникация с ЕС, США и другими странами обеспечивается. Если потребуется дополнительная информация или дополнительные шаги, РА готова выполнить свои обязательства во всех аспектах.
ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА
ФРАКЦИЯ «ЧЕСТЬ ИМЕЮ»
10 марта депутат НС РА от фракции «Честь имею» Тигран Абрамян прокомментировал решение властей РА об отказе от квоты на пост заместителя генсека ОДКБ.
- этим РА выражает свое отношение к политической линии ОДКБ.
- показывает, что снижает политический уровень отношений с организацией.
- этим шагом РА, наверное, начинает процесс выхода из ОДКБ или придания нового импульса начатому ранее курсу.
- Какую же задачу решает Армения этим шагом — демонстрирует свою обиду, показывает зубы или есть выбор альтернативной системы? Может быть, ускоряется высокая вероятность нового взрыва в регионе, и по какому расчету?
ОФИЦИАЛЬНАЯ ХРОНИКА
ОТСТАВКИ
14 марта на основании предложения премьер-министра РА президент РА Ваагн Хачатурян отправил в отставку командующего армяно-российской Объединенной группировкой войск Тиграна Парваняна.
ПРАВО
ДЕЛО ПРОТИВ ВИЦЕ-МЭРА ЕРЕВАНА
10 марта вице-мэр Еревана Геворг Симонян и еще 10 человек были задержаны. Предварительное следствие показало, что вице-мэр Еревана, в бытность замминистра здравоохранения (2020-22), причинил существенный ущерб законным интересам государства.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
РОССИЯ
10 марта губернатор Гегаркуникской области РА Карен Саркисян и посол РФ в РА Сергей Копыркин обсудили подписанную 8 августа 2022 г. между Гегаркуникской областью РА и Омской областью РФ дорожную карту сотрудничества, которая позволяет двум регионам расширить сотрудничество в сферах экономики, образования, культуры, здравоохранения, экологии, туризма.
10 марта пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил:
- Кремль негативно относится к запрету на въезд в РА журналисту Араму Габрелянову и другим российским медиаменеджерам.
- Армения — наш большой друг, союзник, стратегический партнер. И, конечно, уровень и характер двусторонних отношений обязывает нас оберегать наши двусторонние отношения от таких случаев.
- Песков выразил надежду, что двусторонние отношения РФ и РА «в обозримом будущем будут свободны от таких инцидентов».
9 марта руководитель компании «Ньюс медиа» Арам Габрелянов после того, как ему запретили въехать в РА, сообщил в Facebook, что «подает в суд на армянское правительство» и «обязательно заставит впустить его в Армению».
14 марта в ходе пресс-конференции премьер-министр РА Никол Пашинян заявил:
- Комментируя запрет на въезд в РА некоторым российским общественно-политическим деятелям, Пашинян заявил, что Армения – это суверенное государство и имеет право ожидать уважительное отношение к себе. Также Армения имеет право применять имеющиеся у нее суверенные механизмы в случае поползновений против ее интересов.
- Намекая на интервью Константина Затулина от 2022 г., Пашинян заявил: «Вы говорите о проармянской позиции. Люди выступают и заявляют, что Армения обещала коридор, и должна предоставить этот коридор. Это ли проармянская позиция?!».
15 марта первый зампредседателя комитета ГД по делам СНГ Константин Затулин в своем ТГ-канале, комментируя заявление Пашиняна, написал:
- на протяжении 30 с лишним лет своей деятельности выступал за верность исторической памяти, дружбе между русским и армянским народами, поддержке непризнанной самой Арменией НКР. Например, стал в 1995 г. автором резолюции о признании РФ геноцида армянского народа, в 2018 г. создал русско-армянский «Лазаревский клуб», организовал в 2021 г. вакцинацию населения НК от коронавируса и т.д.
- По мнению Пашиняна, Затулин не с теми дружит в Армении. Однако уже после запрета на въезд в 2022 г., Пашинян направил к Затулину посла РА в РФ в надежде «принудить к дружбе» с теми, с кем надо. «Но всё, что услышали вчера в списке претензий Пашиняна к «некоторым», то есть и ко мне, это какой-то бред о том, что «некоторые» требуют от правительства Армении исполнений обещаний о предоставлении коридора».
- На самом деле, в 2022 г. какой-то журналист задал Затулину по телефону вопрос: «Почему Россия требует от Армении предоставления Азербайджану Зангезурского коридора?». Затулин ответил, что дело вовсе не в РФ, которой никакой коридор между Турцией и Азербайджаном не нужен, а в неких обещаниях действующего правительства РА «открыть коммуникации», содержащихся, в частности, в подписанном на Западе с Азербайджаном протоколе. «Надо быть идиотом или Пашиняном, чтобы на этом основании утверждать, что я требую от правительства Армении открытия коридора через свою территорию. Видимо, я с каким-нибудь Коротченко для Пашиняна одно лицо, – как Фрунзик с Бубой для японцев в «Мимино».
- Затулин считает, что настоящая причина в нелюбви Пашиняна к нему – все та же, что и к другим. «Никол считает, что «Армения – это я!». Ну, у Людовика XIV были хоть какие-то основания. Какие у Пашиняна? Он, как известно, провозглашал: «Нагорный Карабах – это Армения. И точка!». И как у него получилось?».
ГРУЗИЯ
9 марта правительство РА одобрило законопроект о ратификации соглашения с Грузией о безвизовых поездках граждан двух стран, которое предусматривает разрешение на посещение Грузии гражданами РА по удостоверениям личности (ID-картам), то есть без предъявления паспорта.
9 марта министр юстиции РА Григор Минасян принял ЧПП Грузии в РА Георгия Шарвашидзе.
- В ходе встречи был обсужден ряд вопросов, касающихся армяно-грузинских отношений, а также обсуждены взаимная правовая помощь, передача осужденных, сотрудничество и обмен опытом между двумя странами в сфере пробации.
- Грузинским коллегам были представлены также вопросы, связанные с реформами в сферах правового, судебного общественного управления и электронного правосудия.
- Были обсуждены также вопросы, связанные с возможностями приобретения сверхсовременного оборудования, применяемого в уголовно-исполнительных учреждениях, а также внедрением такой системы, которая исключит доступ заключенных в УИУ лиц к мобильной и интернет-сети.
10 марта в рамках визита в Грузию глава МОНКС РА Жанна Андреасян предложила продолжить и расширить сотрудничество между образовательными учреждениями двух стран, а также сообщила, что в школах РА могут начать изучать грузинский язык в качестве третьего иностранного.
ИРАН
10 марта председатель Следственного комитета РА Аргишти Кярамян и посол ИРИ в РА Аббас Зохури поговорили о совместных усилиях в борьбе с транснациональными преступлениями – таких, как оборот наркотиков, обсудили возможности гибких механизмов в этой сфере. Стороны договорились использовать потенциал оперативной связи с недавно открывшимся Генеральным консульством Ирана в Капане.
ФИНЛЯНДИЯ
9 марта министр обороны РА Сурен Папикян принял ЧПП Финляндии в РА Кирсти Наринена. Были обсуждены вопросы, касающиеся возможностей двустороннего сотрудничества в сфере обороны. Папикян также представил ход проводимых в ВС Армении реформ.
ОДКБ
10 марта пресс-секретарь МИД РА Ваан Унанян сообщил, что РА официально отказалась от своей квоты заместителя генерального секретаря ОДКБ.
ЕАЭС
13 марта министр финансов РА Ваге Ованнисян заявил:
- Через Армению в ЕАЭС стало попадать больше товаров, поэтому выросли сборы пошлин. Но доля РА при распределении осталась прежней – чуть больше 1%.
- Вопрос об изменении соотношения Ереван уже поднимал на площадке ЕАЭС в кулуарном порядке. Но пока решено ничего не пересматривать.
14 марта в ходе пресс-конференции премьер-министр РА Никол Пашинян заявил:
- Армения не собирается уходить из ЕАЭС.
- События на российско-украинском треке содержат для Армении как риски, так и возможности, ситуация не статичная. С одной стороны, в 2022 г. торговля Армении с другими странами ЕАЭС достигла колоссальных объемов. Но, с другой стороны, со стороны Запада звучит обеспокоенность на счет того, а не пытается ли Армения обойти антироссийские санкции. «Это угроза».
СЛУХИ И МНЕНИЯ
СЛУХИ
РАЗНОГЛАСИЯ МЕЖДУ ПРЕМЬЕРОМ РА И ПРЕЗИДЕНТОМ НКР
По сведениям издания «7 дней», в ходе последней беседы с президентом НКР Араиком Арутюняном премьер-министр РА Никол Пашинян заявил, что власти РА видят НК в составе Азербайджана, и что «Запад пообещал добиться определенного статуса для арцахских армян в составе Азербайджана». Пашинян также заявил, что РА дает Арцаху деньги и большего от Армении ждать не стоит. Он призвал Арутюняна найти язык с Баку и интегрироваться. Арутюнян возразил Пашиняну.
ЖЕСТКИЙ РАЗГОВОР МИРОТВОРЦЕВ С ВЛАСТЯМИ НКР
По сведениям издания «Паст», 7 марта небольшая группа арцахцев провела акцию протеста у главного входа в центральный пункт дислокации российских миротворцев в селе Иванян Арцаха. Вдруг на месте акции оказался и действующий госминистр НКР Гурген Нерсисян. Сложилось впечатление, что акция не прошла без его ведома, а конечной целью было появление Нерсисяна и подведение им итога. Все это было зафиксировано миротворцами. Более того, у них состоялся довольно жесткий разговор с властями Арцаха. В частности, российской стороне непонятно, почему проводится подобная акция, тем более, почему к демонстрантам присоединяется госминистр? Нерсисян попытался оправдаться, мол, он не присоединился к демонстрантам, а просто попытался понять ситуацию на месте, но, учитывая то, что российская сторона знает о его определенных связях с демонстрантами, у них сформировалось мнение, что госминистр участвует в антироссийской акции. В связи с произошедшим в Арцахе состоялись серьезные обсуждения, после чего президент НКР Арутюнян призвал Нерсисяна больше не предпринимать подобных шагов.
ЕРЕВАН ПРЕДЛАГАЕТ ИНДИИ КОРИДОР В ОБХОД АЗЕРБАЙДЖАНА
По сведениям The Economic Times, во время визита министра ИД РА Мирзояна в Индию армянская сторона предложила Индии создать коридор по маршруту Персидский залив-Черное море.
Предлагаемый коридор, который будет проходить параллельно международному транспортному коридору Север-Юг (INSTC), соединит Мумбаи с Бендер-Аббасом в Иране, а затем с Арменией и далее с Европой или Россией в обход Азербайджана.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ГД РФ ВЕРНУЛ ПОДАРОК СПИКЕРА НС РА
По сведениям издания 168.ам, глава Д РФ Вячеслав Володин вернул спикеру НС РА Алену Симоняну преподнесенный им недавно дорогой подарок. Издание отмечает, что российская сторона уже не скрывает своего отношения к представителям правящей в РА партии, особенно, к Симоняну. Причина — его поведение, он в последнее время пытается обойти и игнорировать россиян.
Комментируя по просьбе Спутник-Армения эту информацию, пресс-секретарь спикера НС РА Цовинар Хачатрян заявила, что «между Симоняном и Володиным сложились «теплые деловые отношения» и отказалась комментировать сведения о якобы возвращенном подарке.
МНЕНИЯ
ОПРОС MPG/GALLUP INTERNATIONAL АSSOCIATION
По данным данные опроса, проведенного MPG/Gallup International Аssociation 25-28 февраля 2023 г:
Официальная версия гибели 15 солдат при пожаре в казарме
- 18,8% скорее не доверяет;
- 51,7% категорически не доверяет;
- 6,5% полностью доверяет;
- 12,3% скорее доверяет;
- 10,6%% затруднились ответить.
Увольнение Рубена Вартаняна с поста госминистра НКР
- 19,5% — скорее отрицательным;
- 22,6% — категорически отрицательное решение;
- 16,1% — полностью положительно;
- 19,5% — скорее положительно;
- 22,3% затруднились ответить.
Отправка гуманитарной помощи и спасательных отрядов
В Турцию
- 33,9% — полностью положительно;
- 31,9% — скорее положительно;
- 21,4% — категорически отрицательно;
- 10,6% — скорее отрицательно;
- 2,2% затруднились ответить.
В Сирию
- 57,3% — полностью положительно;
- 29,5% — скорее положительно;
- 8,1% — категорически отрицательно;
- 3,7% — скорее отрицательно;
- 1,4% затруднились ответить.
Эксплуатация Амулсарского рудника
- 25% — полностью положительное;
- 31,3% — скорее положительное;
- ▪️14,2% — скорее отрицательное;
- ▪️16,8% — категорически отрицательное;
- ▪️12,7% — затруднились ответить.
Уровень коррупции в Армении после бархатной революции 2018 г.
- 7% — однозначно возросла,
- 6% — скорее возросла,
- 4% — скорее сократилась,
- 9% — однозначно сократилась,
- 4% затруднились ответить.
Самая коррумпированная ветвь власти
- судебная система — 3.1 баллов,
- парламент и депутаты — 3 балла,
- исполнительная власть — 2.9 баллов.
Самая коррумпированная услуга
- пенитенциарные учреждения — 3 балла
- сферы таможенных услуг, здравоохранения и налоговых служб – по 2.9 баллов.
- Образовательная сфера и СМИ — по 2.8 баллов.
- ППС — 2.5 баллов.
ОПРОС HIGHGATE CONSULTANCY
Согласно данным опросов, проведенных Highgate Consultancy в декабре 2022 г. и январе 2023 г. в НКР:
Будущий статус НКР
Международное признание независимости НКР – 58,8%
Соединение к РФ – 20,9%
Соединение к РА — 18,6%
При невозможности признания независимости
Соединение к РФ – 50,4%
Соединение к РА — 43,2%
Другое — 6,4%.
СУРЕН САРКИСЯН
13 марта американист Сурен Саркисян в беседе с журналистами выразил мнение, что:
- В последние дни на Южном Кавказе и за его пределами происходят довольно интересные события, которые могут оказать существенное воздействие на Армению. 2 дня назад состоялось подписание исторического соглашения об урегулировании отношений между Ираном и Саудовской Аравией, «крестным отцом» которого является Китай. Китайское посредничество и здесь даст определенные гарантии обеим сторонам и выступит в роли смирительной рубашки.
- В свою очередь, это возможность для Ирана более эффективно распределять свои и без того ограниченные ресурсы, особенно учитывая растущие аппетиты Азербайджана и Турции против интересов Ирана на Южном Кавказе, в частности, в Сюнике.
- Нет иллюзий относительно того, что Иран наконец-то решил свои проблемы на Ближнем Востоке и все в порядке, но примечательно, что в тот же день, иранский военный самолет по утверждению Азербайджана, нарушает его воздушное пространство. Это был демонстративный демарш, ведь информацию об этих районах Иран мог получить и другими путями, а не запускать самолет. По сути, тем самым Иран показывает Азербайджану и Турции, что у него есть дополнительные дипломатические гарантии и более доступные ресурсы для противодействия этому тандему на Южном Кавказе.
СУРЕН ПАРСЯН
13 марта экономист Сурен Парсян в беседе с Armenia Today заявил:
- Индия заинтересована в усилении РА как в экономическом, так и военном плане.
- Это не новая идея, подобные программы имеет также Китай, но Индия в этом плане более заинтересована, поскольку альтернативных маршрутов у нее меньше.
- Индия имеет опыт реализации крупных строительных проектов, но четкой информации о том, заинтересована ли индийская сторона в организации строительных работ в Сюнике, на севере Армении или в районе Бавры, на данный момент нет.
- Индия заинтересована в усилении армянского фактора в этом регионе, так как Азербайджан поддерживает тесные отношения с противниками Индии – Турцией и Пакистаном.
ГРАНТ МИКАЕЛЯН
13 марта в беседе с журналистами эксперт Института Кавказа Грант Микаелян заявил:
- Миссия ЕС в РА сможет предотвратить мелкие инциденты, большую войну – нет.
- Миссия ЕС «на земле» занимается сбором информации о нарушениях режима прекращения огня, а затем передает ее в Брюссель. Что будет дальше, какие меры будут приняты, и какие последствия ожидают нарушителя – зависит от руководства ЕС.
- Здесь нужна политическая воля, чтобы добиться глобальной стабилизации. Как представляется, обеспечить долгосрочный стабильный мир без ущерба интересам Армении европейцы не в состоянии.
- Мира не будет даже после заключения мирного договора с Азербайджаном. Баку уже привык, что силой, угрозой силы, давлением может решить проблемы с Арменией, и это очень отрицательная тенденция, потому что, хотим того или нет, но следует приучить Азербайджан к обратному.
- У каждого института есть свои методы ведения дел и Азербайджан нашел свой метод: оказывать на Армению давление силой, чтобы достичь своих целей в регионе. Но ничто не будет сдерживать Азербайджан от того, чтобы он продолжал это и в дальнейшем. То есть, никакой договор не помешает тому, что Азербайджан предпринимал новые насильственные нападения.
СУРЕН СУРЕНЯНЦ
15 марта в беседе с журналистами аналитик Сурен Суренянц выразил мнение, что:
- Западные страны открыто заявляют, что не готовы предоставлять Армении гарантии безопасности. Между тем прозападники в РА, под микроскопом рассматривающие, за что можно раскритиковать МИД РФ, очень безразлично относятся к заявлениям западных политиков, например, американского сопредседателя Льюиса Боно или представителя ЕС Тойво Клаара. Боно, в частности, заявил, что о санкциях в отношении Баку из-за диверсии 5 марта не может быть речи, а Клаар назвал правомерной со стороны Баку идею установки КПП на Лачинском коридоре, что противоречит трехстороннему заявлению.
- Суренянц также считает наивным полагать, что какая-то страна — РФ или США — будет безоговорочным союзником РА, пока не урегулирован карабахский конфликт и армяно-турецкие отношения. Никто не хочет быть союзником Армении против Турции или Азербайджана — они важны не только для Москвы, но и для Запада.
- А смена власти в Турции и вовсе не отразится на политике Анкары в отношении Еревана. В Турции в вопросе Армении — четкая политика, не зависящая от смены власти.